ЭКО. - 2014. - №10 ЗЛОТНИКОВ Л.К.
Возможен ли расцвет по белорусской модели?
Л.К. ЗЛОТНИКОВ, кандидат экономических наук, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Минский филиал. E-mail: [email protected]
Автор рассматривает специфику белорусской модели экономики, выявляет причины завышения статистикой темпов ее роста, анализирует некоторые процессы в экономике страны, которые будут существенно влиять на ее состояние в ближайшие годы.
Ключевые слова: экономика Беларуси, темпы роста ВВП, белорусская экономическая модель, система национальных счетов, транзитивная экономика, азиатская модель, традиционализм, социализм,либерализм
До революции Беларусь была отсталой окраиной Российской империи. В деревне жило 84% населения. В небольших городах преобладали евреи (54%), которые со временем эмигрировали, и русские (18%). Белорусы же составляли лишь 17%. Здесь не было крупной промышленности, индустриальных центров и университетов, отсутствовал заметный слой интеллектуальной элиты.
За 1960-1985 гг. объем промышленного производства вырос в девять раз (по СССР - в 4,9 раза). Быстро росла и численность городского населения, по темпам его роста Минск занимал тогда второе место в мире после Мехико, повышались доходы и комфортность жизни переехавших в города крестьян.
Перед распадом СССР Беларусь получала природные ресурсы из России по ценам в 2,5-3 раза ниже мировых, а поставляла в Россию продукцию обрабатывающей промышленности по ценам в 2,8-3,0 раза выше мировых. Сальдо внешней торговли с другими республиками СССР составляло плюс 2,5 млрд долл.
После приведения цен внешней торговли в соответствие с ценами мирового рынка внешнеторговое сальдо превратилось в отрицательное в размере 2,5 млрд долл.1 К тому же «высокотехнологичные» отрасли в условиях открытой экономики оказались неконкурентоспособными. Производство компьютеров, станков с ЧПУ, приборов быстро снижалось.
1 Заявление правительства Республики Беларусь // Народная газета. -1991. - 19 нояб.
После распада СССР уровень жизни белорусов понизился в большей степени, чем в других переходных странах. Поэтому разочарование масс рыночными реформами оказалось более глубоким, и руководство республики от них отказалось: «Когда экономика трещит по швам, рвутся связи, не работает рубль... тогда в руки все должно взять правительство ... все регулировать, всем управлять», - заявил тогдашний вице-премьер М. Мясникович2.
Особенности «белорусской модели»
Белорусская экономическая модель основана на приоритете общественной пользы над личным интересом, что нашло отражение в Гражданском кодексе (1998 г): «.Направление и координация государственной и частной экономической жизни обеспечивается государством в социальных целях. осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе» (Ст. 2), в то время как в ГК России, напротив, признается приоритет интересов гражданина: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе» (Ст. 2). В России законы, принятые парламентом, имеют верховенство над указами президента. В Беларуси - обратная ситуация, что предоставляет президенту Республики Беларусь единоличную власть в стране.
После прихода к власти в 1994 г президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко постепенно свернул начатые рыночные реформы и усилил административное регулирование экономики. И тогда, и теперь доля госсектора в ВВП составляет около 70%. Ваучерная приватизация была заторможена. По классификации Всемирного банка3 в 2000 г. Беларусь, наряду с Туркменией, относилась к странам с командной экономикой. Президент стремится утвердить как можно более высокие прогнозные показатели роста экономики. Правительство доводит директивные показатели до министерств и местных органов власти, те - до предприятий. Последние разрабатывают планы выполнения этих показателей, затем вся вертикаль требует у нижестоящих звеньев выполнения плановых показателей. Каждый квартал премьер-министр отчитывается перед президентом за выполнение планов.
2 Советская Белоруссия.- 1991. - 15 авг.
3 Аслунд А. Строительство капитализма.- М.: Логос, 2003.- С. 247.
В предвыборной платформе А. Лукашенко (1994 г) много внимания уделялось вопросам ценообразования: «Установление государственного контроля за ценообразованием, чтобы исключить рост прибыли за счет повышения цен... руководители предприятий и организаций при нарушении государственной политики цен будут привлекаться к суровой ответственности, в том числе и к уголовной»4.
Указ президента № 285 (1999 г) обязал правительство ежеквартально устанавливать лимиты роста цен по товарам и услугам всех отраслей. Сейчас директивно контролируются цены на социально значимые товары, в пищевой промышленности, строительстве, закупочные цены в сельском хозяйстве, тарифы на услуги коммунального хозяйства, услуги связи, транспорта, в том числе общественного, минимальные цены экспорта некоторых товаров, плата за образование и медицинские услуги. Контролируются цены предприятий-монополистов. В списке монополистов республиканского уровня (кроме естественных монополий) в 2012 г находилось 160 наиболее крупных предприятий страны, которые выпускают более половины всей продукции, и в каждой области есть список местных монополистов (их более тысячи).
За последние годы количество товаров, цены которых регулируются государством, снизилось. Во-первых, на складах скопилась непроданная продукция. Поэтому в 2009 г и 2013 г указами президента предприятиям (в том числе средним и крупным частным) было разрешено продавать товары по цене ниже себестоимости. Во-вторых, условие предоставления стране кредитов МВФ и Евразийского банка развития - либерализация экономики, прежде всего ценообразования.
Заметим, что в рыночных странах цены тоже регулируются, например, в Китае - 5-6% цен. Но там центральные банки регулируют уровень всех цен (индекс инфляции) посредством контроля денежной массы в обращении. Директивное регулирование цен в Беларуси обернулось самыми высокими в мире темпами роста инфляции из всех транзитивных стран. Цены в Беларуси за годы независимости выросли в миллиард (!) раз. В 2014 г. в Беларуси инфляция ожидается не менее 120%. В по-
4 Народная газета.- 1994. - 14 июл.
следние годы быстрее всего растут регулируемые государством цены на продовольствие и услуги.
Планирование. В Беларуси, небольшой стране, окруженной странами с рыночной экономикой, планирование образца СССР восстановить невозможно. Например, нереально дать директивное задание российскому заводу поставить комплектующие белорусскому предприятию. Получив объемные и качественные показатели (например, темпы роста валовых объемов производства и выручки на одного работающего), предприятие само должно искать поставщиков сырья и покупателей своей продукции.
С 1997 г. правительство устанавливает 12 (ранее 19) «индикативных», а по сути плановых, показателей: темпы роста объемов производства, производительность труда, объемы инвестиций в основной капитал и т. д. По иерархии эти показатели доводятся до предприятий, в том числе частных (за исключением малых). К концу 2013 г. запасы на складах промышленных предприятий увеличились до 5,5% ВВП (предприятия выполняли директивные показатели стоимости произведенной продукции, приходящейся на одного работника, игнорируя значительное снижение спроса).
Приведем пример. ОАО «Минский часовой завод» не имел доли государства в своем капитале (до 2008 г.), однако вынужден был увеличивать выпуск бытовых часов и отправлять их на склад. На 1 декабря 2008 г. этот запас был равен выпуску за 28 месяцев работы. На 2009 г. план вновь был увеличен. Завод мог бы перейти на выпуск другой продукции, но тогда район, на территории которого завод расположен, не выполнил бы «прогнозный» показатель по выпуску «товаров народного потребления». Примеров неэффективности государственного планирования «от достигнутого» немало, о чем неоднократно писали в СМИ.
Сохранена советская модель сельского хозяйства. Земли сельскохозяйственного назначения нельзя приватизировать. Колхозы были переименованы в производственные кооперативы и относятся статистикой к частному сектору, но по существу остались госпредприятиями. Их руководителей назначают госорганы, они же устанавливают хозяйствам планы производства, объемы и цены «продажи» продукции государству. Фермеры производят лишь около 1% сельхозпродукции.
Либерализация экономики. После 2010 г. проводится облегчение процедур создания и ведения бизнеса: упрощается ведение бухгалтерской отчетности и уплаты налогов, шире применяется упрощенное налогообложение и т.д.
Индекс Doing Business Всемирного банка для Беларуси улучшается. Но это есть дебюрократизация бизнеса, но не его либерализация: доминирующим остается государственный сектор, устанавливаются «прогнозные показатели», и контролируется большинство цен. Остается незащищенной частная собственность5.
Еще одна отличительная особенность белорусской модели - значительная личная зависимость работников от вышестоящего начальства. При контрактной системе найма не только руководителей, но и рабочих существенная доля заработка (до 50%) формируется за счет доплат и премиальных выплат, а значит, зарплата работника во многом зависит от воли начальства. В свою очередь, руководители предприятий, в том числе и частных, зависят от вертикали власти («телефонное право»). Например, во время чемпионата мира по хоккею весной 2014 г всем предприятиям общественного питания было «рекомендовано» продавать пиво только белорусского производства. И эта рекомендация почти всеми выполнялась, хотя не было никаких письменных указаний.
Неразделенность власти и собственности. Сложившуюся в Беларуси экономическую модель власти определяют как социально ориентированную рыночную экономику (СОРЭ). Но отцы-основатели этой модели, которую Л. Эрхард успешно реализовал в послевоенной Германии, исходили из невозможности сознательного регулирования системы цен, которое приводило бы экономику в состояние равновесия: «Главное заключается в том, чтобы сделать механизм цен способным к функционированию, -писал В. Ойкен, один из авторов СОРЭ.- Нельзя проводить конъюнктурную политику, которая ограничивает или полностью парализует функционирование механизма цен»6. На наш взгляд, то, что в науке принято называть «социально ориентированной рыночной экономикой» и что дало прекрасные результаты на практике, не имеет никакого отношения к «белорусской модели».
В Беларуси сформировалась модель, основные черты которой - неразделенность власти и собственности, личная зависимость от вертикали власти, а также значительное вмешательство
5 По данным доклада «Doing Business 2010», по условиям делового климата Беларусь находилась на 58-м месте в мире
6 Ойкен В. Принципы экономической политики.- М., 1995. - С. 336-337.
государства в экономику. Беларусь сегодня - это попытка реализовать социалистическую утопию в рамках малой страны.
Такая модель характеризуется низкими темпами технологического прогресса и экономической эффективности производства. Она могла конкурировать с капиталистической экономикой до тех пор, пока технологии были наглядны, а работников легко было контролировать и принуждать. Поэтому производство микросхем, компьютеров, станков с программным управлением, шарикоподшипников, приборов, телевизоров сократилось в несколько раз или прекратилось. Не выдержала конкуренции со странами Юго-Восточной Азии и легкая промышленность: за 1990-2009 гг. снижение выпуска произошло по всем (!) из 26 наименований продукции этой отрасли. И по большинству из них - в разы. В машиностроении сохранились технологии более низкого уровня (производство грузовых автомобилей, карьерных самосвалов, тракторов). Но в последние годы конкурентоспособность и объемы экспорта и этой техники быстро снижаются.
Сохраняют или наращивают объемы производства лишь менее технологичные и приближенные к сырью отрасли (строительные материалы, черная металлургия, сельское хозяйство, нефтепереработка и нефтехимия).
Но тогда возникает вопрос, почему Беларусь в 1996-2009 гг. входила в десятку стран мира с самыми высокими темпами роста ВВП?
Темпы роста экономики сильно преувеличены
Парадоксы статистики. Когда в 2011 г. темпы роста в Республике Беларусь стали падать, то власти объясняли это случайными факторами. Однако, на наш взгляд, причины спада носили системный характер. В 1993 г. Беларусь, как и другие страны СНГ, перешла на систему национальных счетов (СНС), темпы роста ВВП и другие показатели считаются по международным стандартам. Но обратим внимание на несколько парадоксов, ставящих под сомнение официальные показатели.
Вот один из них. Подушевой ВВП в 1995 г. в Беларуси и в России были равными и составляли по 66% от уровня 1990 г. (по данным Всемирного банка, подушевой ВВП в России
в 1995 г. был выше, чем в Беларуси, на 6,5%)7. Экономический рост в Беларуси начался в 1996 г., в России - в 1999 г. Среднегодовые темпы роста ВВП в Беларуси были все время выше, чем в России. Из этого следует, что в 2009 г. ВВП на душу в Беларуси должен быть выше, чем в России. В то же время общепризнанным считается, что в России этот показатель в 2009 г. был выше, чем в Беларуси.
Так, на рисунке 1 представлена усредненная динамика роста ВВП в Беларуси и России. Такой же разрыв между ВВП в 2009 г. в пользу Беларуси получается, если использовать ежегодные индексы, публикуемые статистическими комитетами Беларуси и России. Эти же данные использует в расчетах и МВФ.
3
2,5 2 1,5 1
0,5 0
Источник: данные UNCTAD.
■ Россия
■ Беларусь
Рис. 1. Динамика ВВП Беларуси и России в 1995-2009 гг., 1995=1
На рисунке 2 показано, что после 1999 г. (в этот год начался восстановительный рост в России) подушевой ВВП в России увеличивается более высокими темпами, чем в Беларуси, в частности, в 2009 г. он был больше, чем показатель по Беларуси, в 1,4 раза8. Отсюда следует, что темпы роста ВВП в Беларуси за рассматриваемый период не превышали российские показатели
7 Сравнительный анализ институциональной и социально-экономической динамики России и Беларуси (1990-е годы) //Экономика и математические методы.- 2010.- № 3.
8 В то же время в других публикациях Всемирного банка используются официальные данные белорусской статистики, из которых следует, что в 2001-2011 гг. ВВП возрастал более высокими темпами, чем в России. См.: Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь. Экономическая трансформация для роста.- С. 3. ОШр://д1тагке1.ги/ га^пдв/га^пд-соипИез-дт/га^пд-сои^пез-дпИ^о
тоже в 1,4 раза, как следует из национальных статистических
данных, а, напротив, отставали в 1,4 раза. %
120 т
100 80 -
60 40 20 -
0
□ РФ =100% □Доля РБ
Источник: Рассчитано по данным «Отчетов о мировом развитии» Всемирного банка
Рис. 2. ВВП на душу в Беларуси и России в 1994-2010 гг., РФ=100%
Итак, мы имеем два показателя подушевого ВВП: 1) рассчитанный на основе данных белорусской статистики, который принимают МВФ, ЦЫСТАБ и, в некоторых случаях, Всемирный банк и 2) полученный Всемирным банком на основе расчета стоимости национальной потребительской корзины (в натуральных измерителях) с использованием цен рынка США. В этом случае производится оценка ВВП по паритетному курсу доллара, что обеспечивает корректность сравнения ВВП отдельных стран, так как не учитываются искажения, которые вносятся в оценку ВВП белорусской статистикой цен.
Поскольку факт отставания Беларуси от России в 2009 г по показателю душевого ВВП общепризнан, и это соответствует расчетам Всемирного банка, то следует констатировать, что темпы роста ВВП на душу в Беларуси за 1994-2010 гг. завышены примерно в 1,8 раза.
На наш взгляд, причина этого парадокса — нерыночные цены. В любой командной экономике руководители и бюрократия приукрашивают достигнутые результаты. Не исключено, что такое происходит и в Беларуси. Кроме того, методология СНС
рассчитана на применение в экономике, где цены на товары и услуги устанавливаются рынком. Но в Беларуси большинство цен так или иначе регулировалось государством. А в конце 1990-х прямое государственное регулирование распространялось почти на все товары и услуги.
Еще одна причина - в ряде случаев в Беларуси рост цен на промежуточные товары при поставках отечественным производителям сдерживается и не влияет на цены на товары конечного потребления. Например, цены на калийные удобрения в 2012 г. для сельхозпроизводителей были 15-20 долл. при 600-700 долл. на мировом рынке. Производители удобрений должны были восполнять потери внутри страны доходами от экспорта. То же происходило и с поставками ряда промежуточных товаров, например шарикоподшипников, машиностроительным предприятиям. Но более всего рост потребительских цен сдерживает субсидирование строительства жилья и сельскохозяйственного производства за счет бюджета, которое составляет сегодня миллиарды долларов (до 7-8% ВВП).
Искусственное сдерживание роста потребительских цен существенно влияет на расчет дефлятора ВВП, представляющего собой величину, средневзвешенную из индексов цен на все группы товаров и услуг. При этом «вес» индекса потребительских цен (ИПЦ) в этом расчете весьма высок - около 50%. Поэтому искажающее влияние политики сдерживания цен на продовольствие, детские товары, коммунальные услуги и т. д. и обусловило почти двукратное завышение темпов роста производимого ВВП.
Искусственное занижение ИПЦ (по сравнению со свободным ценообразованием) объясняет еще один парадокс - многолетнее превышение темпов роста реальной заработной платы над ростом производительности труда (в 1,5-2 раза). В результате за последние 15-17 лет темп роста реальной зарплаты почти в два раза обогнал темп роста ВВП.
Натуральные показатели ближе к реальности. Ниже мы приводим некоторые важнейшие натуральные социально-экономические показатели развития Беларуси за годы независимости (табл. 1-2). По большинству из них, в том числе сельскохозяйственному производству, страна не вышла на уровень 1989 г.
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели развития Беларуси в 1989 г. и 2010 г.
Показатель 1989 2010
Ожидаемая продолжительность жизни, при рождении, лет:
мужчин 66 64,6
женщин 75 76,5
Население, млн чел. 10,2 9,46
Затраты семьи на питание, % от дохода 31,9 45,2**
Оплата услуг ЖКХ, % от дохода 1,5 7,8*
Потребление на душу, кг/год:
мясо, включая субпродукты 1-й категории 73 64*
молоко и молочные продукты 421 286*
рыба и рыбопродукты 18,8 14*
яйца, шт./год 327 191*
Продажа через все каналы:
масло животное, тыс. т 75 33
масло растительное, тыс. т 29 81
водка и ликероводочные изделия, тыс. декалитров 6672 14700*
вино виноградное и плодово-ягодное, тыс. декалитров 11885 21966*
Ввод общей площади жилых домов, млн м2 5,5 6,6
Число построенных квартир, тыс. 91,9 84,7
Урожайность зерновых, ц/га 31,6 30,5***
Валовой сбор зерновых, млн т 8,5 7,6***
Валовой сбор картофеля, млн т 11,1 7,5***
Производство продукции животноводства, млн т
молоко 7,42 6,62
мясо, убойный вес (скот и птица) 1,2 0,97
яйца, млрд шт. 3,65 3,53
* Данные за 2009 г
** По данным Национального статистического комитета. 111^: http://belstat.gov. by/homep/ru/indicators/prices.php (дата обращения: 10.07.2012).
*** Средняя за 2009-2010 гг.
Что касается строительства, то только в 2009-2011 гг. ввод жилой площади превышал уровень 1989 г. Производственное строительство сократилось в разы.
Таблица 2. Производство важнейших продуктов
в Республике Беларусь в 1989 г. и 2010 г.
Показатель 1989 2010
Производство электроэнергии, млн КВт.ч 38,5 34,89
Переработка нефти, млн т 39 21,6
Минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ), млн т 6,3 6,2
В том числе калийные 5,227 5,22
Сталь, млн т 1,1 2,67
Шины, млн шт. 4,55 4,81
Химволокно и нити, тыс. т 450 233
Тракторы, тыс. ед. 101,3 44,4
Грузовые автомобили, тыс. ед. 42 18,3***
Кормоуборочные комбайны, тыс. ед. 9,5 0,44
Часы, млн шт. 13,4 0,9
Радиоприемные устройства, тыс. шт. 979 6
Телевизоры, тыс. шт. 1300 446
Холодильники и морозильники, тыс. шт. 728 1007
Мотоциклы, тыс. ед. 225 3,2
Металорежущие станки, тыс. ед. 15,5 3,7
В том числе с ЧПУ, ед. 1327 154
Цемент, тыс. т 2,28 4,53
Сборный железобетон, млн м3 7,4 3,95
Пиломатериалы, млн м3 3,1 2,57
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, во-первых, слухи о «белорусском экономическом чуде» оказались сильно преувеличенными. Во-вторых, рыночные институты, которые заметны на фасаде белорусской модели, не соответствуют ее содержанию. Применение в этих условиях методологии СНС и методов анализа рыночной экономики на микроуровне дает результаты, не соответствующие действительности.
Субсидии России. Высокие показатели развития белорусской экономики в прошлые годы были обеспечены не только завышением статистических показателей темпов роста ВВП, но и значительными субсидиями России в форме дешевых энергоносителей.
6 января 1995 г. Россия и Беларусь заключили договор о создании Таможенного союза, а весной РФ списала задолженность
за энергоносители в размере 1,4 млрд долл. Сразу же для Беларуси была снижена цена на газ по сравнению с другими странами. К договору о ТС прилагалось дополнительное соглашение о возврате Беларусью в российский бюджет пошлин на нефтепродукты, выработанные из российской нефти и экспортированные в другие страны. Осенью 1997 г. возврат России этих пошлин был прекращен.
Беларусь рассчитывалась за российские энергоносители бартером. При этом цены поставляемой в Россию продукции были намного выше, чем товаров из дальнего зарубежья (масло сливочное - 2,266 и 1,610 долл./т соответственно, сахар - 513 и 307-324 долл./т и т.д.). Заместитель ГТК России В. Новиков заявил в 1997 г., что в результате торговых отношений с Беларусью Россия ежегодно недополучает 11% бюджета. Поддерживала экономику Беларуси и распродажа доставшегося ей в наследство вооружения бывшего СССР.
Уже в 1996-1997 гг. российские субсидии Беларуси составляли, по расчетам А. Илларионова (Институт экономического анализа, Москва), 1,5-2 млрд долл.
В дальнейшем российские субсидии увеличивались вместе с ростом импорта нефти из России в Беларусь и цен на нее на мировом рынке после 2000 г. Импорт нефти возрос с 11 млн т (2000 г.) до 23 млн т (2012 г) при потребности Беларуси в импорте около 8 млн т. Цены поставляемых в Беларусь нефти и газа не содержат экспортную пошлину, поэтому они существенно ниже мировых. Например, по расчетам российского посла в Беларуси А. Сурикова, цена на газ для Беларуси в 2006 г. была равна 47 долл., а мирового рынка - 293 долл., в 2008 г - 417 долл. (для Польши) и 127 долл. соответственно.
В 2006 г. Россия потребовала возобновить возврат в российский бюджет пошлин на нефтепродукты, экспортированные из Беларуси, в соответствии с Договором о создании ТС. После большого скандала с отключением нефтепровода в начале 2007 г. ей это удалось. В результате российские субсидии несколько снизились. В начале 2011 г. они опять немного возросли. В 2012-2013 гг. российские субсидии на энергоносители составили примерно 7 млрд долл. в год, или около 10-12% ВВП.
После подписания договора о ТС (1995 г.) до 2014 г. российские субсидии Беларуси, по нашей оценке, достигли примерно 70-80 млрд долл. в текущих ценах.
С 2005 г ВВП потребляемый (населением, фирмами, государством) начинает превышать ВВП создаваемый (даже с учетом его завышения на величину российских субсидий). Об этом свидетельствует увеличение отрицательного сальдо текущего счета (СТС) платежного баланса за 2003-2013 гг с 2,4% до 10,2% ВВП. Валовой внешний долг страны вырос за это время с 3,1 до 33,8 млрд долл. (на 1.01.2014).
Несмотря на высокий уровень российских субсидий и «сверхпотребления» ВВП за счет роста внешнего долга (100-110 млрд долл., или примерно 35 тыс. долл. на семью из трех человек), а также на высокую долю инвестиций в ВВП, «белорусского чуда» все-таки не было. Если, конечно, судить не по фасадной части страны, а по уровню жизни населения.
Мы не можем оценить достигнутый уровень жизни в стране, как это принято, сравнив уровень ВВП на душу. Но есть другой важнейший показатель - доля расходов на питание в располагаемых доходах семьи. По сравнению с 1990 г. люди стали есть меньше качественных продуктов, но доля расходов на питание возросла. Затраты семей на питание и алкоголь составляют сейчас, по данным статистики, 45% располагаемых доходов, а если учесть и бюджетную поддержку АПК - около 50% (для сравнения: поляки тратят на питание 18-19% своих доходов, россияне - около 33-34%). По этому показателю Беларусь и Украина являются сейчас самыми бедными странами Европы.
Отдача от инвестиций близка к нулю. Нельзя утверждать, что субсидии и внешние долги были просто проедены. В Беларуси доля ВВП, направляемая в инвестиции, была самой высокой из всех стран СНГ и одной из самых высоких в мире, составляя в 2008-2012 гг. 31% (в России - 20,3%, в Казахстане - 22%). В 2010 г. валовое накопление капитала достигло 40% ВВП. Составляются и выполняются различные программы модернизации и инновационного развития.
Но экономического эффекта от инвестиций нет. «В то время как инвестиции росли, отдача от капитала не росла и даже снижалась в последние годы, - дают заключение эксперты Всемирного банка. - Данная тенденция указывает на то, что рост инве-
стиций был связан с неэффективным распределением капитала в экономике»9. Прирост ВВП после 2005 г. на 90% объясняется, по нашей оценке, увеличением внешних долгов.
Самые большие инвестиции были вложены в сельское хозяйство - около 40 млрд долл. за последние 10 лет. Но рентабельность продаж в отрасли на конец 2013 г. равнялась 0,9% (при инфляции за 2013 г. в 118,3% и длительном обороте капитала в сельском хозяйстве данный показатель говорит о глубокой убыточности отрасли). Долги сельхозпредприятий кредиторам и бюджету в 10 раз превышали задолженность им со стороны потребителей сельхозпродукции и были равны объему валовой продукции отрасли за год. То есть вся отрасль - банкрот, окупить затраты она не сможет.
Еще пример. Недавно закончилась реконструкция цементных заводов. Пришла пора возвращать китайские кредиты. Но экспорт цемента оказался убыточным. Возникла проблема возврата долга. Подобная ситуация складывается и с реконструкцией предприятий деревообработки, и в других отраслях.
Потребление все больше обгоняет возможности производства. Темпы роста ВВП снизились со 107,7% в 2010 г. до 101,2% в первом полугодии 2014 г. Со второй половины 2012 г. падают объемы производства в промышленности (-5% в 2013 г. и -1% в 1-м полугодии 2014 г.), продукции сельского хозяйства. В 2014 г. снизился объем инвестиций в основной капитал (-11,7%). Золотовалютные резервы постепенно сокращаются, несмотря на российские кредиты. Если на середину 2013 г. они составляли два месяца импорта (минимальный запас - три месяца стоимости импорта), на середину 2014 г.- 1,5 месяца импорта.
Снижение объемов производства в реальном секторе сопровождалось бурным ростом реальной заработной платы. Если за 2012-2014 гг. (1-е полугодие) ВВП увеличился на 3,8%, то реальная заработная плата, по данным статистики, - на 50%. Инфляция в 2013 г. составила 118%, в 1-м полугодии 2014 г.- 110%. Она могла бы быть гораздо выше (примерно 145% в 2013 г.), но пока сдерживается методами кредитно-денежной политики, в том числе высокими процентами на рублевые депозиты
9 Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь. Отчет № 66614^- 5 апреля 2012 г.
в банках (например, более 30% годовых по рублевым депозитам населения). Однако эта политика остановит выход денежной массы в обращение лишь на несколько лет.
Потребление страны после 2006 г. все в большей степени превосходит возможности экономики. Об этом свидетельствует рост отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса. Сейчас приходится занимать не только для того, чтобы возвращать кредиты, но и для оплаты отрицательного сальдо текущего счета. Валовой внешний долг страны постепенно Растет, за исключением 2012 г, когда были высокими доходы от торговли «растворителями» (см. статью Д.В. Болкунца в этом номере.- Прим. ред.), а скудные золотовалютные резервы непрерывно расходуются.
Выйти из финансовой пирамиды можно только за счет значительного повышения эффективности инвестиций. Но, как показывает мировой опыт, такой выход возможен, как правило, лишь при установлении диктатуры либерального толка.
«Белорусское чудо» еще впереди?
Развитие демократических институтов в традиционалистских обществах - дело не одного года. Западные кредиторы могут ускорить процесс, дополнив требования по развитию рынка требованиями политических свобод. Но где гарантии, что на свободных выборах массы не выберут очередного левого популиста? С другой стороны, там, где у власти оказывался либеральный диктатор, постепенно развивались и рынок, и демократия (например, Южная Корея, Сингапур, Чили).
Перспективной для Беларуси (и для России) является модель социально ориентированной рыночной экономики. Конституционное разделение власти и собственности было центральным моментом в теории социальной рыночной экономики, которая успешно реализована в послевоенной Германии и породила немецкое «экономическое чудо». Государство в этой модели следит, чтобы не заржавел механизм свободной конкуренции, особенно свободного ценообразования, сглаживает социальное неравенство в распределении доходов и исправляет «провалы рынка».
Если Беларусь изменит свой выбор в пользу этой модели, то это и станет настоящим «белорусским чудом».