УДК 159.98 : 159.943
Ю. И. Лобанова
Вождение как деятельность, поведение и стилевая характеристика
В статье сопоставляются традиционные советско-российский и западный подходы к изучению вождения. Вождение в российском варианте трактуется как многокомпонентная совмещенная деятельность, выбор способов и средств для которой определяется в большей степени целесообразностью с точки зрения целей и задач таковой. Вождение в западном подходе представляется как поведение, определяемое личностными особенностями и типичными для личности эмоциональными переживаниями. Предлагается рассмотреть выше обозначенные факторы в рамках синтезирующего стилевого подхода, учитывая их безусловное влияние на уровень безопасности водителя. Обозначаются возможности и направления психологического сопровождения подготовки водителей на основе предложенного подхода.
Traditional soviet-russian and western approaches to the study of driving are compared in the paper. Driving is in Russian psychology treated as a multicompo-nent combined activity. Choosing of methods and skills for this activity is determined with its goals and objectives.
Western scientists describe driving as a behavior defined by personal characteristics typical emotions for person. Author offers to review all factors in the framework of synthesizing style approach, taking into account their impact on the absolute level of driver safety. Directions and possibilities for psychological support training of drivers, based on the proposed approach, are denoted.
Ключевые слова: многокомпонентная совмещенная деятельность, поведение, типичные эмоции, стиль деятельности, стиль вождения, безопасность водителя, гармонизация стиля вождения.
Key words: behavior activity style, driving style, typology and structural approach, harmonization of driving style, stabilized and variable determinants of driving style.
Рассматривая водителя как человека-оператора, прежде всего занятого обработкой информации, следует признать, что его деятельность во многом алгоритмизирована, структурирована, носит
w W п
сознательный и прогнозируемый характер. В последнее время деятельность водителя в современной российской психологии трактуется как «совмещенная», состоящая из нескольких подвидов. Е.В. Козлов определяет вождение как многокомпонентную деятельность водителя АТС, направленная на обеспечение движения АТС с учетом его технических возможностей, соблюдение правил дорожного движения и интересов других его участников, а также на обес-
© Лобанова Ю. И., 2014
печение правильного местоположения АТС на дороге и заданного маршрута движения [8, с. 3-10].
В условиях роста количества водителей в целом и резком увеличении группы водителей, не работающих по найму (любителей), при увеличении объема коммуникаций между группами водителей, вождение автомобиля все чаще является не только сознательной (целенаправленной) деятельностью, но зависимой и от неосознаваемых и неконтролируемых импульсов (опосредованных как общим уровнем транспортной культуры, так и личностным взаимодействием с другими участниками дорожного движения), что более характерно для поведенческих проявлений. Поэтому, решая проблемы безопасности дорожного движения, важно не только анализировать содержание и результаты деятельности водителя, но и заново переоценить и детализировать роль личностного фактора в принятии и осуществлении тех или иных решений в социотехнической системе с учетом современных социально-экономических условий.
А.И. Кабалевская, А.И. Донцов подчеркивая сложность всех видов взаимодействия в таких системах, как дорожное движение и поведение участников дорожного движения, предлагают рассматривать «саму водительскую деятельность как социально детерминированную, возможную и существующую только через призму процессов социальной перцепции, атрибуции и конструирования образа дорожной ситуации в процессе взаимодействия участников дорожного движения» [5, с. 69].
Мы предлагаем изучать вождение автомобиля в еще более широком контексте: как сложнейший вид человеческой активности, представляющий собой синтез деятельности и дорожного поведения водителя, а также его общения с другими участниками дорожного движения.
Водительская деятельность связана с обработкой информации относительно возникающих дорожных ситуаций, управлением динамикой транспортного средства и его местоположением в дорожной среде и в транспортном потоке. Поведение проявляется в выборе более или менее опасных, разрешенных или запрещенных маневров. Общение в общем случае должно сводиться к информированию других участников дорожного движения о намерениях водителя, к демонстрации отдельных знаков вежливости (дорожного этикета), но на практике включает в себя и элементы нецивилизованного влияния (например, угрозы, деструктивную критику, констатацию или советы). При этом процесс вождения осуществляется на фоне определенных эмоциональных переживаний, которые изменяются в связи с новыми возникающими обстоятельствами в деятельности, в поведении и в общении.
Следовательно, наблюдая за участием водителей в дорожном движении, можно отметить ряд отличительных признаков, присущих каждому из них:
- особенности дорожного поведения (прежде всего особенности маневрирования, в которых проявляются склонность к риску, осторожность, агрессивность, дисциплинированность), [25] личностные особенности учета изменения дорожной ситуации);
- системы способов и средств, используемых для осуществления деятельности: в психологическом отношении - это, прежде всего, способы получения и обработки информации [4; 10; 13], необходимой для принятия решений в конкретных дорожных ситуациях; в техническом - совокупность операций по управлению транспортным средством при осуществлении отдельных маневров [3].
- типичные эмоциональные переживания, особенности взаимодействия с другими участниками дорожного движения, в некоторых случаях даже выстраивание отношений с ними [6, с. 196-197; 11; 17; 20].
Совокупность типичных средств осуществления деятельности и типичных особенностей дорожного поведения и взаимодействий, присущих группе водителей с определенными социально-психологическими характеристиками, можно в первом приближении обозначить как стиль вождения, совокупность тех же средств и особенностей, присущих (привычно своеобразных) конкретному водителю - как индивидуальный стиль вождения.
Основной причиной параллельного существования таких концептов в психологии, как «стиль вождения» и «стиль деятельности» является различия в подходах к обеспечению безопасности дорожного движения в России и на Западе. Советско-российский подход к работе с водителями основывается на представлении о вождении как об особой деятельности, сознательное отношение к выбору целей и средств которой определяет уровень ее надежности. Такой подход связан и с отсутствием на данный момент различий в подготовке профессиональных водителей и водителей-любителей. Более того, такое разделение отсутствует и в законодательном отношении, тогда как очевидно, что проблемы недостаточной безопасности вызваны именно различиями в отношениях профессионалов и любителей к практике участия в дорожном движении. Для профессионалов вождение прежде всего деятельность, тогда как для любителей - поведение. На Западе более распространено представление о вождении как о дорожном поведении, проявления которого в первую очередь определяются особенностями личности участника дорожного движения, а также могут вызываться особым устройством дорожной среды [8].
Западные авторы довольно часто в своих работах обращаются к исследованию стиля вождения [6, с. 196-197; 16; 20; 21, 25]. При
этом чаще всего рассматриваются факторы, способствующие формированию и проявлению агрессивного стиля вождения (например, [16; 21]), вторым по частоте встречаемости в работах является изучение факторов, способствующих движению на высоких скоростях и склонности к рискованному дорожному поведению [17; 18; 23; 24].
Стилем вождения в концептуальном плане занимаются B. Elander, G. Miller, D. Yehiel, О. Taubman-Ben-Ary [20; 25]. Последний дает определение стиля вождения, типологию стилей, описание присущих отдельным стилям особенностей дорожного поведения и типичных эмоциональных переживаний, характерных для водителей с тем или иным стилем. Говоря о стиле вождения, Таубман Бен-Ари отмечает, что человеческий фактор в вождении проявляется в двух элементах: это навыки вождения и стиль вождения [25, с. 416]. Стиль вождения, по его мнению, связан с тем, как личность выбирает способы вождения, режимы движения, включая такие детали, как выбор скорости, маневрирование, обгоны. Кроме того, стиль вождения проявляется также в мере внимательности водителя, в степени его уверенности в себе, а также в общей системе ценностей личности, которые проявляются в особенностях дорожного поведения [25, с. 416-417]. Таубман-Бен-Ари выделяет четыре основных стиля вождения: безрассудный и безответственный; терпеливый и осторожный; напряженный; агрессивный [25, с. 417-422].
Описание характеристик данных стилей можно представить в табличном виде (см. табл. 1)
Таблица 1
Описание стилей вождения (по Таубман-Бен-Ари)
Стиль вождения Ведущий тип эмоций Характерные особенности дорожного поведения (стиль вождения)
Безрассудный и безответственный Радость, эйфория, наслаждение, стремление к получению острых ощущений, выбросу адреналина, эндорфинов Намеренное нарушение ПДД Высокая скорость движения Нелегальные перестроения (запрещенные)
Напряженный Напряженность, тревога Сохраняющаяся напряженность при неэффективной релаксирующей активности по ходу движения
Агрессивный Раздражение, ярость, гнев Враждебное отношение и действия в отношении других участников дорожного движения Тенденция к агрессивному поведению
Спокойный, терпеливый, осторожный Спокойствие, сдержанность, самообладание Внимательность к дороге (к дорожным ситуациям) Соблюдение ПДД
На Западе к описанию и определению стиля вождения преобладают типологический (основанный на изучении влияния личностных особенностей) и ситуативный подходы (рассматривающий влияние случайных, изменяющихся условий, в которых осуществляется вождение). При этом среди факторов, предопределяющих стиль вождения, называются: возраст [18; 20; 24], пол [22], стиль вождения родителей [17], количество людей в автомобиле, их статус и особенности отношений с водителем [16; 17; 23], экстравер-сия-интроверсия, застенчивость, дисциплинированность, особенности самоконтроля и саморегуляции [25].
В советско-российской научной психологической школе с позиций типологического подхода принято говорить о стилях деятельности [4; 7]. При этом индивидуальный стиль деятельности традиционно понимается как обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению своей деятельности совокупность способов (совокупность средств) осуществления деятельности, сознательно или бессознательно избираемых человеком, которые могут способствовать достижению эффективности [4, с. 49; 7]. Большое значение в диагностике стиля придается соотношению ориентировочного, исполнительского и контролирующего этапов деятельности.
Описывая стили деятельности водителей, Т.А. Полянова [13] выделила опасный (небезопасный) и безопасный стили, которые связала, соответственно, с высоким и низким уровнем надежности деятельности. Ею было показано, что водителям с хорошим переключением внимания лучше удается активное безопасное маневрирование.
Параллельно с понятием «стиль деятельности (водителя)» используются также термины «стиль управления автомобилем» и «стиль вождения», причем понятия «управление» и «вождение» специалисты технического и педагогического профиля применяют как рядоположенные или взаимозаменяемые [1-3; 14].
Подчеркнем, что под стилем управления мы будем подразумевать особенности осуществления управляющих воздействий водителя на рычаги управления автомобилем. В работе Б.Д. Ефремова и Ю.В. Оверина [3] представлен типологический подход к описанию и оценке стилей управления автомобилем с технической точки зрения (по особенностям открытия угла заслонки, набору скорости, затратам топлива, т. е. по особенностям работы водителя с педалями «газ», «сцепление», «тормоз»). Ими выделяются такие стили управления автомобилем, как стиль начинающего водителя, опытного водителя, спортивный стиль.
В учебном пособии А.Н. Романова проводятся параллели между типом темперамента водителя (исходя из нейродинамической теории И.П. Павлова, в которой устанавливается связь между сочетанием свойств нервной системы и типом темперамента) и особенностями его стиля управления транспортным средством [14, с. 107— 111]. В данном случае речь идет об «отсутствии или наличии склонности к поспешным или рискованным действиям, о решительности -инициативности и дисциплинированности...». Перечисленные особенности, по нашему мнению, адекватнее отнести уже к стилю вождения.
Важным стимулом для проведения автором статьи ряда эмпирических исследований, направленных на исследование стиля вождения и факторов, его определяющих, стала книга Н. Нарицына [11], включающая описание особенностей дорожного поведения водителей с различными акцентуациями характера. Н. Нарицын не дает определения стилю вождения, считая, что прямой перенос особенностей поведения и общения, свойственных акцентуированным личностям, в условия дорожного движения - и создает «портрет» стиля вождения [11, с. 22-55]. В наших исследованиях мы искали связи между отдельными характеристиками стиля вождения и акцентуациями личности (см. табл. 2). В ходе работы были выявлены особенности, которые могут быть присущи водителям с определенными ярко выраженными акцентуациями личности [9; 19].
Таблица 2
Индивидно-типологические, личностные свойства, характеристики внимания и стиль вождения
Тип акцентуации/инертность нервных процессов/ скорость переключения внимания Особенности дорожного поведения и (или) стиль деятельности (способы осуществления деятельности)
Возбудимый Склонность к нарушениям ПДД, более высокий уровень аварийности по сравнению с другими водителями (больше аварий по собственной вине)
Гипертимный Большая самоуверенность при осуществлении маневров парковки
Демонстративный Пренебрежение средствами безопасности, большая озабоченность собственным имиджем, чем обеспечением безопасности
Педантичный Склонность к планирующему стилю вождения (стилю деятельности)
Сензитивный Пренебрежение отдельными знаками дорожного этикета (менее вежливы)
Аффективно-экзальтированный Меньшая уверенность при осуществлении маневров парковки
Инертность нервных процессов/низкая скорость переключения внимания Планирующий стиль вождения (описание планирующего стиля в [10])
Подходя к обоснованию авторского подхода к определению стиля вождения, сравним более подробно концепты «стиль деятельности» водителя и «стиль вождения», отталкиваясь в первую очередь от работ Е.А. Климова [7], Е.П. Ильина [4], В.А. Толочека [15], Таубман-Бен-Ари [20; 25] и ряда других западных авторов [1618; 20-25] (см. табл. 3).
Таблица 3
Стиль деятельности (водителя) и стиль вождения.
Общее и различия
Характеристика Стиль деятельности Стиль вождения
Определение, базовые компоненты, входящие в структуру образования Система способов и средств осуществления деятельности: способы получения и обработки информации, особенности управляющих воздействий на рычаги управления Типичные эмоции Ведущие ценности Приоритеты, привычки дорожного поведения Выбор скоростного режима Особенности маневрирования
Определяющий фактор формирования Типологические свойства нервной системы Постоянные факторы: Половозрастные свойства Личностные особенности водителя, стиль вождения его родителей Экстраверсия-интроверсия Застенчивость Ситуативные факторы: • цель поездки • количество пассажиров • отношения с пассажирами • музыка • психофизиологическое состояние
Влияние на эффективность деятельности Может способствовать достижению эффективности деятельности (при сознательном выборе способов и средств, способствующем закрытию имеющихся недостатков, в том числе типологических свойств). Может выступать как механизм компенсации Является отражением свойств личности, особенностей эмоциональной сферы, ценностных ориентаций, может быть гармоничным или негармоничным для личности в конкретный момент времени, по-разному влияя на надежность и эффективность деятельности
Влияние на уровень безопасности водителя Влияет на уровень надежности деятельности и предопределяет безопасность дорожного поведения водителя Связан с тем или иным уровнем безопасности-аварийности водителей
Выводы
1. Стиль деятельности и стиль вождения зависят от индивидуальных особенностей водителя: стиль деятельности больше связан с индивидуально-типологическими свойствами, стиль вождения в большей степени зависит от отношений личности, в том числе от характерологических свойств водителя.
2. Стиль деятельности водителя можно свести к выбору и использованию способов и средств обработки информации в процессе вождения. Эти способы и средства (в свою очередь) могут вести к закреплению определенных сочетаний динамических стереотипов, необходимых для осуществления управляющих действий (то есть к формированию и определенного стиля управления автомобилем). Таким образом, стиль деятельности обладает большей целесообразностью, зависимостью от целей и содержания деятельности водителя, чем стиль вождения.
3. Стиль вождения должен рассматриваться в более широком плане, чем стиль деятельности: зависящим в первую очередь от приоритетов и ценностей личности и включающим помимо способов и средств деятельности способы самовыражения личности, в том числе и в различных аспектах дорожного поведения.
4. В качестве рабочего определения «стиля вождения» предлагается следующее: «Стиль вождения - это типичные, устоявшиеся (привычно своеобразные) особенности дорожного поведения водителя, а также система способов и средств осуществления им деятельности, типичные для водителя эмоциональные переживания и взаимодействия с другими участниками дорожного движения, предопределяющие уровень безопасности (аварийности) водителя (с одной стороны) и определяемые рядом устойчивых и переменных факторов (с другой)».
5. И стиль деятельности, и стиль вождения водителя (в рамках сравниваемых подходов) определяют безопасность водителя и в конечном итоге влияют на общий уровень безопасности дорожного движения, что является важной причиной для попытки объединения их в рамках одной концепции психологического сопровождения подготовки водителей, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения.
7. Обеспечение безопасности дорожного движения, осуществляемое на основе стилевого подхода, должно включать психологическое сопровождение подготовки и переподготовки водителей, направленное на гармонизацию стиля вождения.
Проводиться такая работа может в следующих трех направлениях:
• коррекционная работа в отношении стиля деятельности как центральной характеристики стиля вождения (при выраженной не-
эффективности последнего, что у водителей проявляется в низком уровне надежности), должна быть основана на программах переобучения, подборе способов осуществления деятельности, наиболее способствующих достижению эффективности.
• установление гармонии между личностью и стилем вождения, к которому она склонна, а также между стилем вождения и теми требованиями деятельности, в которых стиль вождения проявляется.
Так, например, водитель, имеющий хорошую переключаемость внимания, высокую скорость психофизиологических реакций, может быть склонен к импульсивному стилю деятельности. При условии, что такой водитель является носителем возбудимой акцентуации личности, импульсивный стиль деятельности может стать основой формирования рискованного или даже агрессивного стиля вождения. Причиной такого перехода явится уже не психофизиологическое соответствие требованиям деятельности, а особенности отношения личности (в том числе к ситуациям риска). Рискованный (и тем более агрессивный) стили вождения связаны с более высоким уровнем аварийности их носителей (прежде всего потому, что с частотой пребывания в ситуациях риска возрастает и вероятность ДТП). Таким образом, в приведенном примере соответствие между личностью и стилем вождения наблюдается, тогда как между поведением в рамках данного стиля и требованиями деятельности соответствия нет.
В этом случае приходится говорить о возможности восстановления гармонии за счет ведения коррекционной работы как в плане достижения психологического благополучия самой личности, так и в отношении непосредственно осуществляемого личностью выбора скорости, маневров, обгонов.
• заимствование и внедрение в практику организации дорожного движения и устройства дорог в России опыта западных стран с высоким уровнем автомобилизации и низкой аварийностью.
Во всех трех направлениях необходимо сотрудничество специалистов в области обеспечения дорожного движения, спортивных педагогов и транспортных психологов.
Список литературы
1. Горбачев М. Г. Как правильно управлять автомобилем. О мастерстве пилотирования и секретах активного стиля вождения. - М.: Ринол Классик, 2008. - 368 с.
2. Евтюков С.А., Глазков В.Ф., Лобанова Ю.И. Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств: учеб.-метод. пособие; под общ. ред. С.А. Евтюкова. - СПб.: ИД Петрополис, 2010. - 276 с.
3. Ефремов Б.Д., Оверин Ю.В. Метод инструментальной оценки квалификации водителей // Технико-технологические проблемы сервиса. - Вып. 3. -Т. 2. - 2012. - С. 51-55.
4. Ильин Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопр. психологии. - 1988. - №6. - С. 85-93.
5. Кабалевская А.И., Донцов А.И. Особенности гендерного поведения водителей // Вопр. психологии. - июль-август, 2013. - С. 69-87.
6. Клебельсберг Д. / пер. с нем.; под ред. В.Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989. - 367 с.
7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 74-77.
8. Козлов Е.В. Психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы подготовки водителей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2012. - 20 с.
9. Лобанова Ю.И., Комкова Л.В., Лебедева Н.Ю. Возможности реализации индивидуального подхода в процессе обучения вождению // Человек и транспорт. Психология. Экономика. Техника: материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф., СПб. 14-16 сентября 2010 г. - СПб.: Петербургский ун-т путей сообщения, 2010. - 368 с.
10. Лобанова Ю.И. Планирующий стиль деятельности водителя: описание, диагностика, компенсационные возможности // Вестн. гражданских инженеров. -№4. - 2014. - С. 140-147.
11. Нарицын Н. Психология безопасности вождения. - М. РИПОЛ классик, 2006. - С. 22-55.
12. Олещенко Е.М., Сваткова Е.А. О мировом опыте для программ обеспечения безопасности дорожного движения малозатратные и быстрореализуемые мероприятия // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: материалы 11-й междунар. конф. - СПб., 18-20 сент. 2014.
13. Полянова Т. А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: автореф. дис. . канд. психол. наук. -М.: МГУ. 1989. - 22 с.
14. Романов А.Н. Автотранспортная психологи: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
15. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2000. - С. 118-120.
16.Berdoulata E.,Vavassorib D., Sastrea M., M.T.,2013. Driving anger, emotional and instrumental aggressiveness, and impulsiveness in the prediction of aggressive and transgressive driving. Accident Analysis & Prevention, 50:758-767.
17. Fleiter J.F., Lennon A., Watson B., 2010. How do other people influence your driving speed? Exploring the 'who' and the 'how' of social influences on speeding from a qualitative perspective: Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Volume 13, Issue 1, January 2010, P. 49-62.
18. Leandro M., 2011. Young drivers and speed selection. A model guided by the Theory of Planned Behavior: Environmental Psychology Program, Graduate Center of the City University of New York, United States, Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, http://dx.doi.org/10.1016/j.trf.2011.12.011, How to Cite or Link Using DOI.
19. Lobanova J., Psycological Factors Influencing Creation of Individual Driving Style Characteristics and Efficiency of Instructing on Practical Vehicle Driving // World Applied Sciences Journal 23 (7): 883-886, 2013.
20. Miller, G., Taubman - Ben-Ari, O., 2010. Driving styles among young novice drivers-The contribution of parental driving styles and personal characteristics Accident Analysis & Prevention, 42: 558-570.
21. Milesa D.E., Johnsonb G.L. ,2013. Aggressive driving behaviors: are there psychological and attitudinal predictors?: Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Vol. 18, May 2013, P. 1-10.
22. Ozkana T., Lajunenb T., 2006. What causes the differences in driving between young men and women? The effects of gender roles and sex on young drivers' driving behaviour and self-assessment of skills: Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Volume 9, Issue 4, July 2006, P. 269-277.
23. Santosoa G.A., Maulinaa D., Adystiaa C., Oeib T.P., 2012. The influence of number of passengers and music genre on driving speed of young adult angkot drivers: Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, Vol. 15, Issue 3, May 2012, P. 219-232.
24. Scott-Parker B., Watson1 B., King2 M. J., 2009. Understanding the psychosocial factors influencing the risky behaviour of young drivers Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 12: 470-482.
25.Taubman - Ben-Ari O., Yehiel, D., 2012 Driving styles and their associations with personality and motivation ☆Accident Analysis & Prevention, 45: 416-422.