ошибочно оценивать исключительно с точки зрения религиозного экстатического устремления. В первую очередь, она служила ответом реформатора на реакцию властей светских и духовных на его взгляды. Чтобы им противостоять, и был включен механизм психологической защиты.
Таким образом, проанализировав некоторые из положений документа «О светской власти», можно сделать следующие выводы. Для Мартина Лютера важным принципом является разделение властей на светскую и духовную, и для их успешного функционирования предоставляется исключительно важным подчинение людей. В обоих случаях оно должно быть основано не только на понимании необходимости, но и на страхе, мощном побудительном мотиве для исполнения обязанностей по отношению к Богу и правителю. Ведь время Реформации характеризуют тенденции маргинализации общества, потерянность людей не только в плане социальных ролей, но и духовной жизни. Мартин Лютер смог предложить решение мировоззренческих проблем, и даже дать нечто большее - гарантии, распространяющиеся на Вечность. И именно подчинение владыкам земному и небесному избавляет человека от необходимости самоидентификации, решения определенных проблем, даже путем ограничения своих свобод. Светская власть оправдывает свое существование, поскольку на данном этапе мир состоит не только из праведных христиан, для общества нужны сдерживающие рамки, то, что может скоординировать деятельность людей и тем самым, через прививание психологических привычек подчинения и послушания, подгото-
вить всех к царству Божьему. В то же время реформатор подчеркивает: человеку не достичь идеала Бога, но он путем самосовершенствования в земной жизни может получить блага и в загробной. Эти слова служат побудительным мотивом, стимулируют развитие человеческих способностей. Люди начинают мыслить о своей перспективе, расширяются и углубляются мировоззренческие позиции. Но, безусловно, при анализе идей реформатора следует учитывать и сложные психологические эпизоды детства и юности самого Лютера, чтобы понять, откуда идет мысль о недосягаемости совершенства. Ведь его детские годы были отмечены религиозным и воспитательным деспотизмом со стороны родителей, а время учения в лоне католицизма привило мысль о Боге как карателе и высшем судье.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Робинсон Д. Н. Интеллектуальная история психологии / пер. с англ. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.
2. Лютер М. О светской власти // Лютер М. Избр. произведения. СПб.: Фонд «Лютеранское наследие», 1994. С.131-163.
3. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб., 2001.
4. Порозовская Б. Д. Мартин Лютер: Его жизнь и реформаторская деятельность: биографический очерк. СПб.: Фонд «Лютеранское наследие», 1997.
5. Эриксон Э. Г. Молодой Лютер. М., 1996.
УДК 371.485 ББК 74.005.3
ВОЗДВИЖЕНСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА Н.Н. НЕПЛЮЕВА
N.N. NEPLUEV'S VOZDVIZHENSK AGRICULTURE SCHOOL
Т. Б. Фейзрахманова
В статье подробно описывается опыт Воздвиженской сельскохозяйственной школы. Применяемые в школе методы и формы воспитания и обучения могут оказаться полезными педагогам-современникам, работающим в авторских школах.
Ключевые слова: Н. Неплюев, авторская школа, трудовые братства, нравственное воспитание.
T. B. Feyzrakhmanova
The article describes in detail the experience of Vozd-vizhensk agricultural school. The methods and forms of education and training used at school may be useful for teachers, currently working at experimental schools.
Keywords: N. Nepluev, experimental school, labor fellowships, moral upbringing.
Одио из лучших средств к быстрому оздоровлению умственной и нравственной атмосферы современного общества - разумное отношение к делу воспитания нарождающихся поколений. [1, с. 25]
Сегодня, когда появилась возможность создания новых типов учебных заведений, в том числе так называемых авторских школ, на повестку дня встал вопрос об изучении положительного опыта, ошибок и противоречий в становлении и развитии этих типов школы в историческом аспекте. Этим и
определяется актуальность нашего исследования. Опыт авторских школ имелся в России еще в XIX в. Занимался развитием этого направления Николай Неплюев - политик и дипломат, решивший посвятить свою жизнь на благо российского образования. Долгие годы он руководил Воздвиженской сельскохозяйственной школой, в которой развивал инновационные для того времени методы воспитания.
Видный дипломат, Н. Неплюев, по его собственным воспоминаниям, в 1877 г., возвратясь с придворного бала в Мюнхене, где в то время он находился с русским посольством, увидел сон: он находится в крестьянской избе в окружении детей и, беседуя с ними, чувствует духовную отраду [2, с. 1]. Сон этот повторился несколько раз, и через пять лет Неплюев осуществил его, оставив дипломатическую службу и поселившись в Черниговском уезде.
Вначале Николай Николаевич основал школу на 10 детей в Янполе, своем поместье, однако через год он был вынужден переехать в Воздвиженск. Переезд был связан с проблемами в семье: отец Неплюева не разделял его философских идей о мирном изменении в экономике страны при помощи достойного воспитания крестьянских детей.
В Воздвиженске Неплюев открыл новую школу и принял туда довольно большое количество детей: в среднем в школе обучалось около 70 человек в пяти классах.
Новая школа, начавшая свою деятельность в 1884 г., стала сельскохозяйственной. Связано это было с тем, что Неплюев видел необходимость воспитания знающего и понимающего крестьянина, поэтому решил базировать свою систему образования на единстве умственного, нравственного, физического и трудового воспитания. Справедливо полагая, что крестьянские дети должны уметь обрабатывать землю и ухаживать за скотом, Неплюев организовал в школе уроки по сельскому хозяйству, работы в поле, саду и огороде, на молочной ферме и птичьем дворе. Школа, включенная в ведомство Министерства государственного имущества, стала давать детям не только общее, но и специальное агрономическое образование.
С годами школа Неплюева набирала популярность, и вскоре прием детей в нее начал осуществляться на конкурсной основе. Требования к детям, по словам самого Неплюева, были невелики: детям предлагались письменные экзамены по русскому языку и арифметике по программам начальной народной школы и устный экзамен, где требовалось бегло прочесть текст и пересказать его, решить сложные арифметические задачи. После экзаменов состоялось заседание Педагогического совета, где решался вопрос о принятии в школу. В связи с ограниченным материальным обеспечением школы можно было принимать всего 12-14 детей каждый год, поэтому условия отбора будущих воспитанников с каждым годом ужесточались: помимо знаний учитывали положение семьи, нравственные качества ребенка, настойчивость, проявленную при поступлении. Начало занятий в школе было 13 сентября, до этого времени будущих воспитанников осматривал доктор.
Становясь воспитанниками Воздвиженской школы, дети получали специальную форму и постельное белье, жили на полном пансионе в спальном корпусе при школе.
Необходимо отметить, что одним из новаторских предложений Неплюева была Женская сельскохозяйственная школа. Ее помогла открыть Николаю Николаевичу его сестра Мария Уманец. Конкурс в женскую школу был еще больше, чем в мужскую: это было уникальное учебное заведение той поры, где девочке не только давали знания и прививали практические навыки, но и помогали раскрыть лучшие черты характера, развить навыки общения.
Неплюев поощрял стремление объединять детей обеих школ в некоторых делах, это было новшеством в России того периода. В рамках такого объединения проводились совместные чтения рефератов и музыкально-литературные вечера.
Таким образом, заведение Неплюева стало своего рода первым опытом школы-пансиона для детей крестьян. Впоследствии идеи Неплюева по организации школы широко применялись в практике советской педагогики.
Поставив себе целью объединить различные виды воспитания и обучения, Неплюев разработал свою систему, где смог собрать воедино нравственное, умственное, физическое и трудовое воспитание.
Особый интерес вызывает система умственного воспитания учащихся.
Оно играло большую роль в педагогике Неплюева. В школе было 5 классов: 2 подготовительных и 3 специальных. Каждый день у воспитанников было по 3 урока, которые с перерывами длились с 8:00 до 11:30.
Программы обучения включали как предметы общеобразовательного цикла, например, Закон Божий, химия, физика, арифметика, геометрия, русский язык, русская история, география, пение, так и специального характера, например, земледелие, сельскохозяйственная экономика, садоводство, луговодство, лесоводство, энтомология, скотоводство, ботаника, пчеловодство, геодезия, законоведение. По итогам обучения проводились экзамены, обычно они длились две недели весной, также бывали внезапные экзамены летом, когда приезжала ревизия от Министерства Государственных Имуществ.
Ряд специфических предметов (садоводство, геодезия и др.) был связан с сельскохозяйственной направленностью школы.
Преподавательский состав менялся с годами. Если в начале организации школы работали приглашенные учителя, то через некоторое время, недовольный их моральным обликом, Неплюев заменил их выпускниками своей школы. От учителей Неплюев требовал, чтобы их уроки носили характер непосредственного руководства над учениками и имели более практическое назначение.
«В деле обучения я ограничиваюсь тем, что иногда посещаю уроки, председательствую почти на всех экзаменах и по субботам в Педагогическом совете, на котором вместе с молодыми учителями, которые все, за исключением законоучителя, бывшие воспитанники нашей же школы, <...> обсуждаю отношение преподавателей к делу за протекшую неделю, успехи учеников и их отношение к занятиям» [2, с. 19].
Важным нововведением в системе умственного воспитания стало совместное приготовление домашнего
задания в школе. Выполнение его осуществлялось детьми после обеда с 3 часов и проводилось коллективно. Причин этому Неплюев приводил много: он считал, что общая подготовка к урокам приучает воспитанников к дружной совместной деятельности, развивает внимание, у слабых учеников появляется возможность воспользоваться помощью сильных, к выполнению домашней работы подключаются самые ленивые. Также Неплюев полагал, что при совместном приготовлении уроков исключается возможность зубрежки - ее педагог отрицал, считая, что на первом месте должно стоять понимание. Положение о совместном приготовлении уроков педагогическая общественность приняла не сразу, но Неплюеву удалось доказать его необходимость. Эти положения Неплюева жизненны и сегодня, когда в «группе продленного дня» дети нередко делают уроки вместе.
В школе Неплюева физическому воспитанию уделялось много внимания, и осуществлялось оно следующим образом: летом дети занимались сельскохозяйственной работой, и никакая другая физическая нагрузка больше им не требовалась. Зимой же гимнастику делали через день в течение часа между уроками и обедом. Также часть детей по графику дежурств рубила дрова, а другая часть маршировала на открытом воздухе. Неплюев так оценивал значение гимнастики для детей: «На гимнастику мы смотрим главным образом как на средство для того, чтобы поддержать физическую бодрость, развить ловкость и изящество движений и дисциплинировать тело, приучив его быстро, ловко и изящно выполнять веления духа» [2, с. 33].
Отдельно следует заметить, что Н. Неплюев разработал обязательные правила по соблюдению гигиены. Дети были обязаны посещать баню, следить за чистотой своего тела, их осматривал фельдшер. Некоторые окрестные помещики, как пишет Неплюев в своей работе «Хлеб насущный», обвиняли его в том, что он таким придирчивым отношением к чистоплотности отдаляет детей от крестьянства, но Николай Николаевич не обращал внимания на такого рода критику и продолжал свое дело.
Грамотно построенное физическое воспитание и соблюдение мер гигиены привели к тому, что в школе Неплюева был зарегистрирован всего один случай тяжелой болезни ребенка, остальные же дети были здоровы.
Поскольку школа, по мнению Неплюева, готовила детей к правильной крестьянской жизни, трудовому воспитанию отводилась особая роль.
Введение трудового воспитания было новаторским для России того времени. Зарубежная же педагогика уже интересовалась этим видом воспитания, он встречается еще у И. Песталоцци, но в России широкое распространение получил только в начале XX в. Неплюев же продумал систему трудового воспитания таким образом, что оно гармонично дополняло процесс обучения и нравственного воспитания.
Трудовое воспитание было неразрывно связано с временами года, как и вся крестьянская жизнь. Летом дети работали в поле. В подготовительных классах эта работа заключалась в помощи старшим и прополке полей, в специальных же учили пахать, косить, ухаживать за ско-
том. Зимой же воспитанники изучали различные ремесла, работали в мастерских. Таким образом, Неплюев стремился достичь идеала человека, предложенного еще Ж.-Ж. Руссо: взрослый человек должен уметь обеспечить себя и владеть каким-нибудь ремеслом.
Воспитание трудом не только дисциплинировало детей, но и учило их любить свое дело, воспитывало в них стойкость и терпение.
Через некоторое время в России заинтересовались трудовым воспитанием, и оно получило новое освещение и новое осмысление, однако неоспоримой заслугой Неплюева является тот факт, что он смог организовать его в своей авторской школе еще в 1884 г.
Ядром же педагогики Неплюева является, безусловно, воспитание нравственное, которое он сам видит как воспитание достойного христианина.
Уделяя большое значение нравственному воспитанию, Неплюев создал целую уникальную систему, которая широко применялась в его школе. Одним из элементов этой системы был Младший Братский Кружок (далее - МБК), создававшийся из числа воспитанников первых двух классов. В него принимали только детей, доказавших устойчивость доброй воли, желание бороться со своими плохими наклонностями, если таковые имеются. Главной целью МБК Неплюев видел развитие духовных качеств ребенка, прежде всего доброты, через коллектив. «По временам МБК собирается для обсуждения поведения своих сочленов, предъявляя к ним, само собой разумеется, требования, соответствующие целям кружка и принятым на себя обязательствам; на этих собраниях сообщают и наблюдения над настроением воспитанников, еще не принятых в кружки, и решают вопрос о том, на кого из них надо обратить преимущественное внимание, чтобы с любовью поддержать в них зарождающуюся добрую волю» [2, с. 27].
Другим элементом системы нравственного воспитания, структурно связанным с первым, был Старший Братский Кружок (далее - СБК), в который принимали детей трех старших классов. Главные условия для поступающего в СБК Неплюев выделял такие: «Вера достаточно сознательная для христианской оценки склада ума, симпатий и поступков младшего, цельность христианского настроения, достаточная для того, чтобы не только делом, но и словом не уронить духовное достоинство Старшего Братского Кружка и не послужить соблазном для других, и любовь к Богу и Его созданиям, достаточная для того, чтобы с радостной энергией работать на святое дело Его, ревниво ограждая принятого на свое попечение младшего от всякого зла, любовью согревая и развивая в нем слабые вначале ростки добра» [2, с. 26].
Действительно, старшие дети жили в тесном общении со своими подопечными, кровати их в общей спальне стояли рядом, сидели они за обедом за одним столом. У одного старшего было 3-4 ребенка. СБК собирался у самого Неплюева, чтобы обсудить поведение младших, обсудить отношение старших к младшим и друг к другу и т. д. К 1 января все старшие писали подробные характеристики на своих младших и к 7 января начинали зачитывать их на собраниях СБК. После прочтения характеристики шло обсужде-
ние, и члены Кружка высказывали свое мнение о том или ином ребенке и способах взаимодействия с ними.
Таким образом, тесная взаимосвязь между старшими и младшими детьми в школе, воспитание, по сути, в коллективе, опосредованное воздействие на ребенка были представлены уже у Николая Николаевича Неплюева. Впоследствии эти идеи получили широкое распространение в советской педагогике.
Еще одна интересная педагогическая находка получила широкое распространение в школе Неплюева - органы самоуправления. Их было два - «Старшинство» и «Дежурство».
Старшины - люди, облеченные властью, ответственные за порядок и имеющие право требовать беспрекословного повиновения своим распоряжениям. Старшин выбирали сами дети, Неплюев считал же эту должность необходимой не столько для поддержания порядка, сколько для воспитания в детях осознания необходимости и привычки добровольно и быстро повиноваться выбранным лицам. Он отмечал, что это сознание и умение повиноваться мало свойственны славянским народам Старшины избирались каждым классом ежемесячно, они обязаны были наблюдать за порядком в своем классе и в той отрасли школьной жизни, заботы о которой им были поручены. Если же требование старшины казалось ребенку безосновательном, он мог ему в уважительной форме сказать об этом, однако при повторном требовании обязан был беспрекословно подчиниться.
Дежурство по школе предполагало наблюдение за порядком, выполнение обязанностей по уборке помещения, помощи на кухне, для девочек - на молочной ферме. Дежурные тоже обладали властью, все дети должны были их слушаться. Этот вид самоуправления помогал Неплюе-ву воспитывать в детях ответственность и внимание к своим обязанностям.
Помимо таких новаторских идей по объединению коллектива, в рамках нравственного воспитания Неплюев проводил ряд мероприятий, некоторые из которых проводились еженедельно.
Например, по субботам в школе проходило собрание, называвшееся «Субботнийкруг», на котором говорили о жизни школы, о поведении воспитанников, начиналось же собрание чтением Школьного дневника. В дневник записывалось все, что особенного случилось в жизни школы за неделю, главное внимание уделялось общему духу школы, настроению воспитанников. Писали в Дневник сами школьники, причем нередко их записи поправлялись дежурными с целью дать сведения более объективно. После чтения Школьного дневника читались записи из Книги проступков. Там оставить запись о себе могли как сами провинившиеся, так и другие воспитанники. Когда приступали к разбирательству записей, то сначала слово давали виновному, а затем его товарищам. «Субботний круг» в какой-то мере был прообразом товарищеских судов, широко применяемых впоследствии в СССР.
Также на «Субботнем круге» высказывались учителя о поведении и успеваемости детей, летом же выступали смотрители за работами на полях, здесь же выбирались и
старшины. Подводя итог, можно сказать, что «Субботний круг» был собранием, на котором совместно с детьми учителя и сам Неплюев решали, какой будет их школьная жизнь, и обсуждали все насущные вопросы.
Другим важным днем в школе, было воскресенье - выходной день по христианскому календарю. По воскресеньям проводились беседы, руководимые всегда Неплюевым. Направления этих бесед были таковы: отношение к Богу, отношение к ближним, отношение к себе и к удовлетворению своих нравственных, физических, умственных потребностей.
После обеда по воскресеньям проводились литературные или музыкальные вечера, работали творческие мастерские - ставились сценки, читались басни, иногда даже собственного сочинения.
Также в воскресные дни проводилось чтение рефератов. Реферат состоял в том, что на заданную заранее тему воспитанники без особой подготовки говорили перед всеми, стараясь выполнить три главных условия: правильность и точность выражения, краткость и полнота. Целью рефератов являлось приучение детей свободно выражать свои мысли, логично рассуждать.
Отдельно следует сказать о наказаниях в школе. Большинство из них имело характер нравственных воздействий: выговоры воспитателей, порицание товарищей, временное отлучение от общей жизни, запись в «Черную книгу». Вначале Неплюев использовал и телесные наказания, однако потом убедился в том, что нельзя, как он сам говорил, воспитывать устрашающими средствами, нельзя примешивать дрессировку к воспитанию.
Воздвиженская сельскохозяйственная школа была создана как образовательное учреждение, призванное дать крестьянским детям не только знания предметов, но и помочь им определиться в жизни, сделать из них достойных людей своего Отечества, способных поднять экономику своим трудом. При этом Неплюев не забывал о воспитании и нравственном, ибо не мыслил себе достойного гражданина безнравственным.
«Нас стараются воспитать людьми добрыми, честными, в сознательной вере и сознательной любви к Господу Богу и всем его созданиям, стараются приучить относиться ко всему активно - с полным сознанием того, что мы делаем», - пишет воспитанник школы В. Лабезный [2, с. 73].
Стараясь дать воспитанникам хорошее образование и подготовить их к жизни, воспитать любовь к своей стране, Неплюев построил уникальную систему воспитания, элементы которой были приняты в последующих авторских школах, в том числе и в школе-колонии А. С. Макаренко, в Доме Свободного ребенка К. Н. Вентцеля, в колонии «Бодрая жизнь» С. Т. Щацкого и в школах, современных нам.
Большое внимание Неплюев уделял и религиозному воспитанию, не выделяя его в отдельный вид работы с воспитанником. Он считал религию основой всего дела воспитания. «Главной моей обязанностью... я считаю уяснение воспитанниками абсолютной истины христианского мировоззрения во всей ее величавой стройности, заботы о пробуждении в сердце ребенка сознательной любви к христианскому идеалу.» [2, с. 19].
Понимая, что во многом крестьянские дети верят слепо в Бога, Неплюев старался разъяснить им смысл религии вообще и таинств в частности.
Начав свою педагогическую деятельность в 1881 г., к 1884 г. Неплюев дал жизнь сельскохозяйственной Воздвиженской школе, существенно дополнив умственное, физическое, трудовое и нравственное воспитание по сравнению со школой в Янполе. Выпускники школы Неплюева организовали Кресто-Воздвиженское трудовое братство, которое живо в Украине и по сей день. Сегодня оно называется Преображенское братство и расположено в Сумской области Украины. В 2012 г. в братстве была проведена конференция, посвященная Н. Н. Неплюеву, был показан фильм «Братство в наших сердцах», в котором рассказывалось о создании Неплюевым школы и о деятельности выпускников - членов Кресто-Воздвиженского братства. Верные своему воспитанию, они организовали огромное хо-
зяйство, на котором работали сами, соблюдая все нравственные ориентиры, привитые им в школе Неплюева.
В заключение хочется отметить, что новаторские идеи педагога и богослова Николая Николаевича Неплюева были приняты в педагогике последующих лет, хотя имя основателя было незаслуженно забыто.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Неплюев Н. Н. Хлеб насущный. М., 1883.
2. Неплюев Н. Н. Воздвиженская школа трудового братства 1885-1895 г. Спб., 1895.
3. Неплюев Н. Н. Мысли и советы искреннего друга. 4 августа 1881 г. - 4 августа 1882 г. Спб., 1882.
4. Черненко Е. С. Из истории отечественной педагогики. Н. Н. Неплюев и его школа. Мичуринск, 2005.
УДК 376.623, 372.843 ББК 74.03(63.1)
РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДВОРЯНСКИХ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ XIX - НАЧАЛА ХХ В.
DEVELOPMENT OF HISTORY EDUCATION IN THE CONTEXT OF NOBLE WOMENS EDUCATION IN THE 19th - BEGINNING OF 20th CENTURY
М. Ю. Хохлова
Статья посвящена рассмотрению проблем становления и развития исторического образования в женских учебных заведениях России XIX - начала ХХ в. Автором изучаются ведущие методы обучения истории в условиях становления методики преподавания как научной дисциплины.
Ключевые слова: образование, система женских учебных заведений, историческое образование.
M. Yu. Khokhlova
The article is devoted to the considering of problems of development of history education in the noble womens schools in Russia in the 19th - beginning of 20th century. The author studies the main methods of the teaching history in the forming of the methodology as science.
Keywords: education, system of women's school, history education.
Становление и развитие системы женского образования в России пришлось на XIX столетие. В это время образование находилось под крылом государства и поэтому ориентировалось на государственный заказ. Обучение школьным дисциплинам осуществлялось по определенным методикам, изменение которых со временем повлияло на преобразование самого характера образования.
Наличие истории как особого предмета в учебном плане женских учебных заведений требовало определения подхода к преподаванию данной дисциплины, то есть существовала необходимость в разработке определенной методики, которая позволяла бы добиться наиболее
эффективных результатов обучения. Несмотря на то, что методика преподавания различных предметов, в том числе и истории, начала формироваться только во второй половине XIX в., еще задолго до этого педагоги стремились использовать различные приемы и средства обучения для разнообразия своих занятий с детьми. В настоящей статье мы рассматриваем развитие взглядов ученых и педагогов на методику преподавания истории и практику ее реализации в женских учебных заведениях.
На протяжении XVIII в. история как учебный предмет преподавалась особым образом в отечественных школах. Во-первых, история не была самостоятельна - она состав-