Журналистика
Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 464-467
УДК 32.019.51
ВОЗДЕЙСТВИЕ СМИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
© 2014 г. П. Ф. Потапов
Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева
Поступила в редакцию 19.05.2014
В статье утверждается, что сегодняшнее, а тем более завтрашнее общество не может полноценно существовать без разностороннего воздействия на него средств массовой информации. Каждый новый день несет человечеству массу новой значимой информации, узнать которую в большинстве случаев можно только через средства журналистики. В этой связи работники прессы, а также учредители и спонсоры печатных изданий будут по-прежнему влиять на общественное мнение в регионе.
Ключевые слова: региональные СМИ, общественное мнение, информационное пространство Республики Мордовия, методы влияния на массовое сознание, принципы подготовки и подачи информации.
Сегодня активно происходит процесс формирования «массового общества» и его непременного атрибута - «массового сознания». При этом роль СМИ многократно возросла потому, что устанавливающие демократические нормы общества во многом зависят от характера и состояния массового сознания. Следовательно, журналистика является важнейшим контрагентом массового сознания, так как призвана и распространять информацию о нем, и обсуждать его явления, и воздействовать на него, исходя из максимально точного понимания сущности массового сознания и фактического состояния различных его секторов.
В Республике Мордовия сегодня де-факто и де-юре существуют государственные и негосударственные газеты. Они находятся далеко не в равных условиях. Отношение власти к «своей» прессе мало изменились по сравнению с советским периодом - существуют различные варианты финансовой поддержки подобных изданий. Для коммерческой прессы характерны такие формы взаимодействия с властью, как различные формы социального заказа, договоры на информационное обслуживание власти и др. В регионе насчитывается 12 изданий, в состав учредителей которых входят органы власти, однако полностью независимым нельзя назвать ни одно печатное издание информационно-новостного характера - прежде всего, из-за недостаточной материальной обеспеченности газет, особенно проявившейся в годы кризиса. Таким образом, властные структуры продолжают оставаться влиятельным субъектом регионального информационного пространства,
имеющим большие возможности для воздействия на общественное мнение.
Газеты, имеющие существенную экономическую зависимость, соответственно больше газетной площади посвящают деятельности власти. Издания информируют о постановлениях и указах правительства, затрагивают актуальные для населения проблемы, пытаются разобраться в нарушениях прав населения по различным вопросам, регулярно публикуют обращения власти, поздравляют первых лиц с юбилеями. Резкие критические выпады не характерны для данных газет. Они чаще не мотивируют свою оценку и стараются воздействовать на читателя через эмоции, имплицитно. Такие издания с полным правом можно отнести к официозным.
Коммерческая пресса уделяет освещению деятельности властных структур меньше газетного пространства. Встречается здесь и критика, впрочем, объектом рассмотрения служит в основном работа должностных лиц на федеральном уровне, т. е. тех, от кого газеты не зависят. Такие газеты можно охарактеризовать как относительно независимые.
Районная пресса по некоторым факторам хоть и является близкой власти (учредитель, финансирование из бюджета), но по самой своей специфике стремится угадывать предпочтения своей аудитории и быть ближе к человеку, читателю. Поэтому для нее характерна мотивированная открытая оценка деятельности власти.
На первое место современная республиканская пресса ставит местные и региональные проблемы. Гораздо меньше публикаций посвящено политическим темам федерального уров-
ня. По нашему мнению, важнейшей задачей региональной печати должно быть именно качественное освещение основных событий и явлений своего города, района и региона. Однако чрезмерное акцентирование внимания на деятельности и позициях власти может привести к перевесу официального мнения и отходу от мнения общественного.
Поэтому нужно обращать внимание прежде всего на следующие аспекты:
1) объяснение того, как те или иные действия власти могут отразиться на жизни людей;
2) рассуждение и более глубокий анализ поставленной проблемы, т. е. использование аналитических жанров журналистики;
3) активная работа с аудиторией - обращение к письмам, проблемам отдельных людей;
4) отслеживание затронутых проблем, стремление донести их до власти и добиться решения;
5) объективность в освещении деятельности власти;
6) отражение противоположных точек зрения на актуальные проблемы, дискуссионные публикации;
7) отношение к аудитории как к равноправному субъекту взаимодействия.
Проблема влияния прессы на общественное мнение вызывает разногласия и среди представителей разных направлений науки, и среди журналистов-практиков. Опосредованное влияние на общественное мнение и поведение начинает преобладать над силовыми методами воздействия. Повлиять же на аудиторию можно лишь после того, как внимание читателя будет привлечено к написанному в газете. Таким образом, по характеру своей деятельности пресса должна стремиться привлечь и удержать внимание аудитории любыми доступными средствами.
Использование газетами выявленных принципов подготовки и подачи информации успешно активизирует интерес читателей к общественно значимой информации и дает возможность стать соучастниками информационно-коммуникативных процессов общества. Соотнеся частоту употребления данных принципов и популярность издания, можно сделать вывод, что преобладающее значение для стимулирования внимания общественности к той или иной теме в региональной прессе имеют, во-первых, использование в материале неординарных фактов, и во-вторых, новизна. Такие принципы, как приоритетность темы для аудитории и привлечение в качестве источника информации лиц, имеющих высокий статус, также ак-
тивно используются региональной прессой и успешно действуют для привлечения внимания к той или иной социально значимой или незначимой проблеме и тем самым помогают внедрению ее в сознание аудитории. А газеты, способные привлечь внимание к стихийному бедствию или преступному деянию, могут аналогичным образом пробудить интерес к любым другим проблемам.
В процессе исследования региональной прессы были выявлены методы, которые наиболее активно используются изданиями Республики Мордовия и привлекают внимание общества:
1) демонстрация правильного мышления;
2) «привязка» к опыту аудитории;
3) «привязка» к возможности проверки сообщения аудиторией;
4) «перевес» однозначных мнений;
5) опора на плюрализм мнений;
6) формирование стереотипов;
7) процесс запоминания, повторы;
8) «привязка» к авторитетному источнику информации;
9) обнародование результатов опросов «общественного мнения»;
10) создание имиджа;
11) скрытая реклама.
Каждый из выявленных методов влияния на сознание успешно выполняет свои функции на страницах региональной прессы. В качестве используемых наиболее часто можно особо отметить следующие: создание имиджа, «перевес» однозначных мнений, привлечение «частных агентов воздействия». Такая ситуация свидетельствует о стремлении прессы управлять сознанием и поведением людей. Использование журналистики в качестве средства формирования имиджа (республики, города, отдельных людей) может служить подтверждением зависимости прессы от властных структур.
Знания, полученные через прессу, дополняют естественный жизненный опыт человека. Получение новой информации вызывает активность мыслей аудитории, создает предпосылки для усвоения теоретических убеждений и закрепления их с помощью свежих фактов.
В современном информационном обществе печатное издание может оказывать воздействие на общественное мнение, лишь пользуясь спросом у своей аудитории. Спрос же зависит от двух факторов:
1) доверия читателей по отношению к информации, получаемой из газеты;
2) привлечения внимания аудитории к написанному в газете всеми возможными способами.
466
П. Ф. Потапов
Главным признаком, говорящим о спросе на рассмотренные газеты, является такой количественный показатель, как тираж. Эксперты свидетельствуют о востребованности печатных изданий у читательской аудитории, достоверности и качестве предоставляемой ими информации.
Самым важным фактором понимания информации является доверие аудитории к ее источнику. Если издание теряет доверие читателей, оно перестает властвовать над ними. Качество массовых информационных потоков напрямую зависит от профессиональной позиции журналистов, от качества производимой ими продукции, от доверия к этой продукции читателей. И степень доверия аудитории является самым важным фактором с точки зрения действенности влияния массовой информации на общественное мнение.
Читатели доверяют газете по следующим причинам: издание рассказывает о событиях родного города, района, села, т. е. близость региональной и районной прессы к читателю; отражение правдивых, достоверных фактов; отсутствие непроверенной, двусмысленной информации и слухов; освещение разных точек зрения на происходящие события.
Однако, кроме такого показателя, как доверие аудитории, существенное влияние на спрос издания оказывает то, как газета подает и интерпретирует факты и как привлекает внимание аудитории к статьям.
Большую роль в сохранении и привлечении читателей сейчас играют появившиеся почти у каждого регионального издания электронные версии, которые регулярно обновляются, имеют формы для работы с читателем (обратная связь, форумы, голосования).
Также газеты имеют свои представительства в социальных сетях, что, несомненно, рассчитано на привлечение внимания молодежи.
Кроме того, газеты используют стандартные, сохранившиеся с советского периода методы работы: проводят собственные опросы общественного мнения, конкурсы, публикуют письма и рассказы и т. д.
Исследование показало, что газета «Столица С», позволяющая себе использование слухов, двусмысленной, непроверенной информации, все же занимает лидирующее положение по тиражам. Это приводит к тому, что создается
двойственная ситуация - читатели хотят видеть прессу, обладающую качественной, достоверной информацией, которой можно было бы доверять, они не согласны с наличием в газетах материалов, которые их возмущают, в то же время продолжают потреблять данный информационный продукт из-за наличия в нем всех перечисленных факторов, активизирующих внимание общества. Подобное положение может привести к тому, что как только на информационном рынке появится такое же привлекательное для аудитории издание, но использующее только проверенную, достоверную информацию, большая часть потребителей станет покупать именно его.
Массмедиа всегда выступают посредником между народом и властью. Часто средства массовой информации представляют зеркалом, отражающим то, что происходит в современном мире. И все чаще зеркало называют кривым, отражающим то образ, нарисованный политическими структурами, то лик, рожденный представлениями владельцев и спонсоров, то очертания мыслей и желаний массовой аудитории. Причем каждый требует от зеркала не только показать свое реальное отражение, но и добавить к нему нужных теней и отблесков. В этом действе, именуемом жизнью, у зеркала или средств массовой информации и журналистов самая сложная роль. Написать, показать, озвучить так, чтобы довольными остались все участники информационного процесса. Неудивительно, что в современном обществе не может быть полностью независимой журналистики - она зависит в первую очередь от самой действительности, от процессов, происходящих в социуме и от самих адресатов информации.
Таким образом, пресса в Республике Мордовия насаждает и фиксирует в массовом сознании термины, понятия, характеризующие новые социальные и экономические явления. И в этом процессе газета - отнюдь не слабый участник изменений в обществе, она может активно контролировать вектор этого движения, журналистам важно лишь опираться в своей работе на аудиторию. Используя различные методы воздействия на общественное мнение, региональная пресса, оказывает существенное влияние на восприятие, понимание, усвоение материала и, как следствие, более сильное воздействие на массовое сознание.
THE IMPACT OF THE MEDIA ON PUBLIC OPINION IN THE INFORMATION SPACE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA
P.F. Potapov
This article states the fact that today's, and more over tomorrow's society cannot exist without a fully diversified influence of the Media. Each new day brings a lot of significant new information to the humankind, and the only source to learn about it is through Mass Media. In this regard, newspapermen, as well as founders and sponsors of publishing houses will continue to influence public opinion in the region.
Keywords: regional media, public opinion, media space of Mordovia Republic, methods of influence on public consciousness, basics of preparation and presentation of information.