ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ИА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ КИТАЯ
© Лю Пэн*
Московский государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва
В статье определяются традиционные ценностные ориентации китайской молодежи, дана социально-демографическая характеристика молодого поколения Китая, раскрыта роль средств массовой информации в формировании нового содержания ценностных ориентации. На примере японско-китайского инцидента (сентябрь 2010 г.) эксплицировано влияние официальной пропаганды на социальную активность молодежи.
Восточная Азия сегодня рассматривается как «регион древних цивилизаций, находящихся в стадии своего ренессанса. Эти цивилизации способны бросить вызов Соединенным Штатам, провозгласившим себя лидером мирового прогресса и единоличным законодателем системы ценностей в мире» [1, с. 5]. Китай в системе восточноазиатских стран демонстрирует как высокие экономические темпы развития, так и внимание к сохранению и приумножению культурных достижений и ценностей, которые оказались вполне совместимыми с современными научно-техническими новациями. Особое значение в культурно-духовной ситуации современного Китая придается ценностным ориентациям молодежи.
Традиция изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в частности выработала за продолжительное время своего существования множество определений этого важного понятия социологии. Ценностные ориентации являются отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностной ориентации шире понятия ценности, поскольку подразумевает под собой структурную связь или отношение ценности и ценностно ориентированного субъекта. Из понятия ценностной ориентации редуцируется факт необходимой связи как имманентного отношения между ценностью и ее субъектом, а значит и факт неотъемлемости структуры ценности и ее функции как деятельности по конституированию и претворению этих ценностей.
Основная проблема категоризации рассматриваемого феномена заключается в том, что при его определении акцент ставится либо на его статической структуре как ценности, либо на динамической функции его
* Аспирант.
направленности, вместо того, чтобы совместить в его определении структуру и функцию. Ценностная ориентация - это системный функционал, чьей структурой выступает та или иная единица системы ценностей. Ценностная ориентация имеет в виду ценность не только как внешний объект аксиологической направленности, но также и как внутренний субъект этой направленности. То есть ценностная ориентация связывает в системное отношение саму ценность как свою теоретическую основу и её конкретного носителя как практическую основу, наделяя это отношение характером интенциональной связи между субъектом и объектом ценностной ориентации. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых [2, с. 741-744].
Структурированная система идей и ценностей, разработанных в обществе для управления деятельностью людей, формирует идеологию, отвечающую на вопросы о смысле существования и деятельности. Идеология выступает своеобразной «духовной властью» в обществе, оказывающей влияние на каждого человека. Особое значение имеет идеология, выражающая определенную систему ценностей, для управления ценностными ориентациями, духовным миром молодежи. Формирование ценностной системы, на которую ориентируется молодежь, обеспечивает ценностно-ориентационное единство общества, то есть такое моральное и социально-психологическое состояние общественного сознания, когда осознается общность взглядов на основополагающие ценности определенными социальными группами [2, с. 741]. Молодежь представляет перспективу социального развития, будущее, реализующее социальные проекты настоящего. Системы ценностных ориентаций выступают решающими для формирования нормативной поведенческой установки, поскольку они создают тот интеллектуальный и морально-психологический стержень личности, на котором будет основано ее социальное поведение. Именно поэтому проблема формирования и поддержания ценностно-ориентационного единства молодежи всегда волновала общество.
Молодежью большинство социологов считают часть населения в возрасте от 14 до 30 лет, характеризуемую современным образом жизни, участием в одном из видов жизнедеятельности и являющуюся носителем и потребителем всех форм культуры. Это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей [3, с. 6-7]. Следует подчеркнуть, что молодежь как социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. В 2005 г. в структуре населения Китая согласно статистике молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет составляли около
трети (28,0 %). Из них 30,2 % - живут в крупных городах, 17,2 % проживают в небольших городах, 52,6 % - жители деревень. Уровень урбанизации молодого населения составляет 47,4 % (уровень урбанизации всего населения Китая - 23,5 %).
В Китае почти все молодое население имеет полное и неполное начальное образование, уровень неграмотности молодежи составляет 1,5 % (возрастная группа 15-29 лет). В старших возрастных группах уровень неграмотности населения (возраст выше 30 лет) составляет 14,4 %. Имея в виду, что общий уровень неграмотности населения Китая составляет 11,1 %, можно отметить достаточно значимый разрыв в образовательных параметрах молодого и зрелого населения. Вследствие роста молодого населения происходит неуклонное (довольно значительное, как отмечается в статистике) снижение количества неграмотных. Примерно 78,9 % молодежи (по данным 2005 г.) получили среднее школьное образование, 8,7 % - обучаются в вузах.
Китайская гуманитарная мысль внесла существенный вклад в теорию ценностных ориентаций, опираясь на богатейший опыт в деле создания новых ценностей и сближения их с уже имеющимися традиционными ценностями. В силу специфики китайского образа жизни здесь господствует коллективистская система ценностей, образующая базу социалистических отношений даже в условиях рыночной экономики. В стране существует система государственной собственности; эта собственность является основой экономики; люди день ото дня стараются наращивать производство и считают это своим главным предназначением в жизни. Коллективистская система ценностей - это такая система установок и целей, когда большинство китайских прогрессивных элементов моделируют человека - коммуниста, который претворяет эти цели в жизнь [4, с. 14]. Исследователи отмечают, что Запад все чаще обращается к китайской культуре не только для того, чтобы найти ответ на вопрос об источниках экономического роста, но и для того, чтобы восполнить утерянные навыки коллективизма и духовности, ценность которых проявляется сегодня в самых разных сферах [5, с. 11]. По мнению C.B. Шарко, «азиатский подход к правам человека, в отличие от западных традиций, не сводится к концепции преступления и наказания, а заключается в создании условий для соблюдения прав человека в обществе. Человек не оторван от азиатского общества посредством индивидуалистической парадигмы самозащиты и изоляции, а, наоборот, находится в эпицентре его коллективистских интересов на основе парадигмы самоограничения своих индивидуальных воль и желаний во имя общего блага. Азиатский позитивизм, опирающийся на положительный пример, исторический прецедент и приверженность цивилизационным ценностям, отчасти объясняет терпение, трудолюбие, неприхотливость китайцев в быту и их толерантность в отношениях с другими народами» [6, с. 89].
В настоящее время социум Китая активизирует процессы возрождения традиционных ценностей, связанных с идеей конфуцианства. Китайский народ, окрыленный идеей национального возрождения великой китайской нации, включающей в свой цивилизационный социум соотечественников (хуацяо) и тяготеющие к нему сопредельные народы, верит, что XXI век будет золотым веком китайской цивилизации. Причем, в первую очередь не столько по экономическим критериям, сколько по гуманистическим характеристикам китайской цивилизации, наиболее востребованным в новейшее время. Активным фактором этих процессов и формирования новых духовных ценностей являются средства массовой информации. Институт СМИ является одним из важнейших элементов социальной организации любого современного общества. От эффективности его функционирования зависят практически все основные сферы жизнедеятельности: и социальная сфера, и культура, и экономика, и политика. К концу минувшего тысячелетия в Китае сложилась развитая информационная система, включающая в себя индустрию по производству периодических изданий, книгоиздательскую промышленность, телекиноиндустрию и радиоиндустрию, индустрию новых масс-медиа, рекламы и социальной коммуникации.
В начальный период существования КНР приоритет отдавался развитию радиовещания, затем печати и телевидения. Это было связано, в первую очередь, с очень низким уровнем грамотности населения страны. Ныне на первое место вышло телевидение, немного отстают периодическая печать радио и новые информационные каналы массовой информации (Интернет). Сегодня в Китае совокупность СМИ сложилась в систему, способную эффективно выполнять свои функции в интересах государства и общества. Развитие новых каналов и форм социальной коммуникации в начале XXI века поставило их вровень с такими китайскими общепринятыми коммуникативными формами культуры, непосредственно синтезирующими социальные ценности, как идеологическая пропаганда коммунизма в новой Эре (в русле теории образования общества гармонии и согласия), художественная литература и другие виды искусства. По данным китайского издательского ежегодника (2008 г.) в настоящее время в Китае издается почти 2 тысячи наименований газет и свыше 9 тысяч журналов. Среди них более 100 газет и журналов ориентируются на молодежь. Функционирует около 2 тысяч радиопрограмм, доля молодежных радиопрограмм составляет 29,1 %. В телепрограммах (общей численностью около 3 тысяч) доля молодежных программ составляет 8,1 %. Как можно заметить, в общей структуре СМИ Китая молодежные издания незначительны. Вместе с тем, средства массовой информации становятся основным каналом воздействия на духовный мир китайской молодежи и претендуют на роль приоритетного субъекта в формирования мировоззрения, как отдельной личности, так и ценностных ориентаций целых молодежных общин. Ежедневно программы телевидения смотрят более 93 8 миллионов чело-
век, 320 миллионов человек читают газеты, 231 миллионов - журналы, радио слушают 161миллион человек, Интернетом пользуются 35 миллионов человек. Однако пропорциональное соотношение между этими типами СМИ с каждым годом меняется из-за стремительного развития Интернета.
Сетевые компьютерные технологии в Китае начинают развиваться с 1980 г. С 1993 г. Интернет становится доступен для населения страны, но китайское правительство долго не могло определиться со своей политикой по отношению к Интернету. К 2008 году в Китае насчитывалось более 210 млн. пользователей Интернета, а число компьютеров, подключенных к сети Интернет, достигло почти 90 миллионов. В последние годы наблюдалось динамичное развитие онлайновых СМИ. Многие известные сайты действуют в качестве средств массовой информации, заявляя о своих преимуществах путем эксклюзивного подбора публикаций. Конечно, после появления Интернета, он в качестве четвертого канала массовой информации создает огромное напряжение в медийном пространстве. Интернет явно вытесняет печать, радио и телевидение, но этот процесс сопровождается острой конкурентной борьбой за читателя, зрителя, пользователя.
Сегодня ясно, что современным информационным средствам принадлежит лидерство в области идеологического воздействия на все группы молодежи Китая. Они стали трансляторами культурных достижений и, бесспорно, активно влияют на принятие, либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры. Но средства массовой информации и сами принимают участие в формировании этих ценностей, причем эти процессы часто остаются бесконтрольными и мало изученными. Отчасти это обусловлено традиционными функциональными характеристиками СМИ, определяющими сферу их влияния. Предполагается, что СМИ неявным образом прививают своей аудитории некоторые идеологические штампы и стереотипы, способствуя тем самым укреплению существующего общественного порядка и парализуя критическое мышление. Поэтому надо всегда иметь в виду, что СМИ могут не только формировать и укреплять ценностные ориентации, но и быть механизмом разрушения духовно-идеологических установок.
СМИ оказывали и оказывают значительное влияние на трансформации ценностных ориентаций китайской молодежи и на её мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воздействия на смыс-ложизненные позиции молодых людей, сколько потому, что они в настоящее время становятся средствами доступа к информации, определяющей контекст общественной жизни. В конечном итоге СМИ выступают и как участники процесса производства духовно-идеологических ценностей, и как элементы, обеспечивающие бытие этих ценностей, их воспроизводство и трансляцию в обществе. Приведем конкретный пример.
7 сентября 2010 патрульный катер сил безопасности Японии задержал китайское рыболовное судно и его экипаж в районе островов Сенкаку (ки-
тайское название Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Позднее под давлением китайской стороны весь экипаж судна, за исключением капитана, был освобожден. В отношении капитана японская сторона ведет расследование. Такие действия японской стороны Пекин счел незаконными. В виде протеста КНР отменила визит в Японию делегации Всекитайского собрания народных представителей, очередной раунд китайско-японских консультаций по Восточно-Китайскому морю, прекратила официальные контакты на уровне выше министерского. Затем Китай задержал четырех японцев, подозреваемых в шпионаже в пользу Японии. После этого Япония освободила китайского капитана траулера, со своей стороны Китай отпустил трех японцев, задержанных по подозрению в нарушении китайского закона относительно защиты военных объектов. В настоящее время Китай и Япония начали восстанавливать позитивные межгосударственные отношения.
После возникновения этого конфликта китайские СМИ сразу же начали широко обсуждать причину события и развертывание конфликта, тенденциозно исходя из национальных интересов. В программах новостей доминировали ценности «национального лидерства», «национальной гордости» и т.п. Молодежь Китая также не осталась в стороне от социальной оценки инцидента, несмотря на то, что она в целом не интересуется внешней политикой страны и имеет о ней довольно слабое представление. Однако в данном случае вследствие участия телевидения, печати, интернета и радио инцидент между Китаем и Японией стал общедоступным обсуждаемым событием. Через отбор точек зрения, экспертов и новостных сюжетов было сформировано общественное мнение, и каждый представитель китайской молодежи должен был сделать собственный выбор в оценке происходящего. Можно полагать, что большинство молодых людей делали выбор пассивно, они просто подчинились инициативе, с которой выступили СМИ Китая. Однако под влиянием целевой массированной пропаганды позиции правительства Китая в рассматриваемом конфликте, молодежь Китая организовала антияпонские шествия в ряде городов. Инцидент в Восточно-Китайском море его последствия, обеспеченные информационной поддержкой СМИ, показали, что молодежь Китая в значительной степени ориентирована на национализм и патриотизм как духовно-нравственные ценности. В данном контексте важно отметить позитивное значение медийной цензуры. Государство, либерализуя отдельные процессы в экономической и политической сферах, сохранило государственную цензуру в средствах массовой информации, в результате чего механизмы, воспроизводящие ментальные структуры населения, контролируются медиа-субъектами, стимулирующими укрепление традиционных ценностных систем китайского народа. Совокупности ценностных суждений, транслируемых в СМИ, приобретают характер целостных, системных идеологических построений.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в Китае средства массовой информации не только отражают грандиозный прогресс в развитии технических способов передачи информации, но и играют важную роль в трансформации ценностных ориентаций китайской молодежи. В последнее время усиливается ориентация китайской молодежи на западный уровень культуры: рок-музыку, поп-музыку, мыльную оперу, шоу-программы, боевики, а также товары и услуги западного образца. Это связанно с резким увеличением информационного потока, поступающего в страну в условиях экономической открытости вместе с западными инвестициями. Китайские специалисты отмечают отрицательное влияние западной массовой культуры на китайский язык, особенно язык молодёжи, которая повседневно пользуется компьютерными технологиями, став объектом низкопробной западной рекламы. В страну проникает некачественная продукция западной массовой культуры, которая часто противоречит традиционным конфуцианским нормам морали и обычаям народа. По мнению A.B. Виноградова, «несмотря на охватывающий западную интеллектуальную элиту пессимизм, Китай отдает себе отчет, что пока не в состоянии противопоставить ничего, что могло бы нарушить сложившуюся иерархию, в которой за Западом сохраняется роль мирового лидера, и по-прежнему продолжает у него учиться, хотя и не так восторженно, как раньше, признав достоинства собственной традиции. В КНР существует понимание того, что её успехи и экономический рост ЮВА, выдвинув конфуцианство на авансцену мировой культуры, не означают, что теория «ведущей роли восточной культуры» заменит теорию «центрального места западной культуры» [5, с. 211].
Вместе с тем традиционная ценностная ориентация китайской молодежи на семью, воспитание детей по-прежнему остается одной из наиболее значимых. Однако ценность семьи формируется, как правило, не средствами массовой информации, а обстановкой внутри семьи. Молодое поколение Китая высоко оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование в своей стране или за рубежом, получить престижную работу, побывать в разных странах мира, общаться со своими сверстниками за рубежом, основать свой собственный бизнес. Нужно заметить, что китайской молодежи присуще чувство принадлежности к великой и самой древней китайской цивилизации, что является условием самоуважения и идентичности абсолютного большинства этнических китайцев. Национализм в данном случае выступает не просто как средство идентификации, а как величайшая духовная ценность, сформированная поддерживаемой всеми средствами массовой информации идеей культурной самобытности этой великой страны.
Стремление Китая к научно-техническому прогрессу и активный рост его экономического и информационного пространства рождает прогнозы о превращении XXI века в «век Китая» как альтернативы глобализации по-
американски. В условиях интенсивного развития информационного общества, когда информационные технологии превращаются в стратегический ресурс комплексной мощи государства, все более заметно расширение мирового распространения китайского языка. «Недалеко время, когда находиться на переднем крае научно-технического прогресса станет трудно без чтения литературы на китайском языке» [7]. Рост материального потенциала культурной сферы КНР и обновление китайской культуры посредством межкультурного синтеза уже сегодня создают реальные предпосылки для глобальной проекции китайских цивилизационных ценностей в мир. Поэтому исследование этих ценностей и их функционирование в среде китайской молодежи имеет большое значение для понимания возможных перспектив мирового социального развития.
Список литературы
1. Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Восточная Азия после «холодной войны»: зона конфронтации или сотрудничества? - М., 2006.
2. Икрамов Д.Б., Капицын В.М. Ценностно-орентационное единство // Социологическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. - М., 2003.
3. Социология молодежи. / Под ред. В.Н. Кузнецова. - М., 2007.
4. Су Тин Син. Исследование тенденций развития китайской молодежи // Исследование современной молодежи. - Пекин, 1992. - № 5.
5. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиск новой идентичности. - М., 2005.
6. Шарко C.B. Россия и Китай. Возможности и развитие региональной интеграции. - М., 2010.
7. Овчинников В. Время изучать китайский язык // Российская газета. - 26 марта 2007. - № 61п (4324).