МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
8. ЦГА РСО-А. Ф.262. Оп.1. Д.45.
9. ЦГА РСО-А. Ф.262. Оп.1. Д.77.
10. ЦГА РСО-А. Ф.291. Оп.1. Д.10.
11. ЦГА РСО-А. Ф.291. Оп.1. Д.11.
© И.Т. Марзоев, 2015
УДК 908
А.О. Попова
Студентка IV курса Факультет истории и юриспруденции Елабужский институт Казанского Федерального университета
Г. Елабуга, Российская Федерация
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОВАРИЩЕСТВА ХИМИЧЕСКИХ ЗАВОДОВ «УШКОВ И Ко» НА ЗДОРОВЬЕ РАБОЧИХ И МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ
Аннотация
В данной статье рассмотрено влияние химических предприятий Товарищества «Ушков и Ко» на здоровье населения. Проанализированы факты влияющие на самочувствие, а также причины, вызывающие болезни.
Ключевые слова
Химическое производство, экологические проблемы, положение крестьян на заводах, заболевания рабочих
Функционирование предприятий Товарищества химических заводов «Ушков и Ко» в Казанской и Вятской губерниях оказывало огромное влияние на жителей данного региона. С одной стороны, это значительный подъем экономики, новые рабочие места, но с другой - колоссальный вред здоровью.
Отходы химической промышленности без очистки попадали в окружающую среду, что пагубно сказывалось на крестьян близлежащих земель. В отравляющих газах они видели источник своих неурожаев[6, с. 355].
Тех же крестьян, которые работали на заводе проблемы экологии мало интересовали. Для того времени было характерным понимание не истощаемости природных ресурсов, поэтому их больше волновали условия труда. Но и с этим на химических производствах Ушкова были большие проблемы.
Ярким подтверждением этому служит статья в журнале «Отечественные записки», где подробно описывается положение крестьян Ардатовского уезда. Источник описывает случай тридцати крестьян данного уезда, начиная с их приема на работу и заканчивая их так называемым побегом с завода.
Все началось с того, что изначально, подписывая договор найма, крестьяне устраивались на винокуренный завод, но их посылали на химический, при этом не о какой чистоте воздуха не могло быть и речи. «Их постоянно окружали серные удушья и испарения, от которых у многих из них делались обмороки, и изо рта и носа шла кровь» [6, с. 355].
Также из-за повышенной кислотности воздуха в помещении, быстро разъедалась одежда, так что рубаха становилась негодной за два дня работы, а лапти порой и за один. Из-за работы с кислотами у многих рабочих на открытых участках тела появлялись язвы. Необходимо отметить, что фактически промышленники Ушковы вводили своих рабочих в нелегальную форму личной зависимости, всячески препятствуя их законному праву покинуть вредное производство.
Но самой распространенной болезнью работников завода - это перфорация носовой перегородки, о чем свидетельствуют результаты экспедиции: «Разъедалася перегородка (носовая), это у всех там было, профессиональное. Они тряпками только завязывались, у всех так было. Сырыми. Завяжешь тряпку, говорит, и идешь в горячий цех» [4].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
В своем исследовании С.С. Петряшин и А.В. в процентном соотношении Виноградов приводят пораженность данной болезнью рабочих разных цехов, и из чего можно сделать вывод, что в некоторых отраслях производства она была 100%, но ни в одном не опускалась ниже 75% [3, с. 192]. Также среди наиболее часто встречаемых заболеваний встречаются бронхит, плеврит, радикулит, почечная недостаточность, рак.
О положении рабочих на химической промышленности есть упоминания и в газете «Вятская речь» от 18 сентября 1908 г., где сообщается о том, что в «слесарной, кузнечной, кровельной и литейной мастерских, стали вводиться нововведения, которые сводятся к следующему: ... отменена выдача хозяйских рукавиц и фартуков; Рабочих заставили носить на своих горбах 5-ти пудовые пачки железа. Понижена заработная плата за сверхурочные и ночные работы почти вдвое» [2, с. 3-4]. Кроме того, большенство тех, кто по своему положению были выше рабочих относились к последних крайне не доброжелательно: в их адрес была постоянно направлена «площадная матерная брань ни за что ни про что», кроме того их постоянно обвиняли в дармоедстве, в лодырничестве, а также угрожали беспричинным расчетом.
Весной 1908 года в серной камере с большой высоты упал молодой паяльщик и умер, все потому что на месте где должен был быть прочный потолок были поспешно набросаны доски. Эта досадная халатность повлекла за собой смерть молодого специалиста.
Однако, в ходе экспедиции и общении с местными жителями, чьи потомки трудились на химическом предприятии в Кокшане был выявлен тот факт, что у местных жителей достаточно теплое и доброе отношение к Ушковым. Они оправдывают его тем, что химическая промышленность по тем временам была чем-то новым, и возможно, Ушковым не были известны ее пагубные воздействия на природу: «И сам Ушков не знал о вреде-то! Он бы сады свои у нас тут не разводил.»[5]. Также необходимо отметить, что современные местные жители д. Новый Кокшан не различают двух Ушковых Капитона Яковлевича и Петра Капитонович - отца и сына. Они говорят об Ушкове, как о собирательном образе.
Такое отношение местных жителей можно объяснить только тем, что во время функционирования завода было много рабочих мест, он был центральной фигурой в экономической жизни региона и т.д.
В результате полевых исследований удалось узнать еще один факт о массовой гибели людей. «Ходила за грибами, когда со стороны школы идешь туда, эти плиты там можно найти, массовые захоронения рабочих. Там и 200 человек. Я хочу сказать, что люди массово гибли. Видимо, если в один день они все умерли, то их вместе и похоронили. Это на производстве все было. Значит, это яды применялися, в технологии этой плитки. "Красильный цех" там было написано. "Рабочие красильного цеха"»[4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что химические заводы Товарищества «Ушков и Ко» хоть и возрождали вокруг себя поселения, оказывали пагубное воздействие на местных жителей. Особенно тяжелым было положение рабочих, чей труд не только плохо оплачивался, но и был очень опасным для здоровья. Кроме того, никаких поощрений и компенсаций за ущерб не выплачивалось, за то система штрафов была хорошо развита и активно применялась на практике. Но тем не менее Ушковы, в памяти потомков жителей деревни Новый Кокшан остается как благотворитель, и за частую они гордятся, что их предки работали на заводе таких влиятельных людей.
Список использованной литературы:
1. Бондюжский химический завод (Елабужского уезда) // Вятская речь №223. -1908. -18 сентября. - 8с.
2. Бондюжский химический завод (Елабужского уезда) // Вятская речь №102. - 1908. - 3 июля. - 8с.
3. Петряшин С.С., Виноградов А.В. «Традиционное экологическое сознание в процессе пролетаризации: преемственность и инновации (на примере Кокшанского химического завода)» /Экологическая история в России: этапы становления и перспективные направления исследований. Материалы международной научной конференции (Елабуга, 13-15 ноября 2014 г.). - Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2014. - 316с.
4. Полевые материалы автора. Сабирова Г.Н., 1959 г.р., д. Новый Кокшан Менделеевского р-на респ. Татарстан, 2014
5. Полевые материалы автора. записано от Кирилловой Р. М., 1960 г.р.,д. Новый Кокшан Менделеевского р-на респ. Татарстан, 2014
6. Современные заметки. Печальная эпопея ардатовских крестьян и заводчик Ушков // Отечественные записки. - №10. - Октябрь 1874 г. - СПб., Типография Краевского, 1874. - 468с.
©А.О. Попова, 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 2410-6070
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 216
Е.Ю. Вавилова
К.ф.н., доцент, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская Федерация
ДЕМОНОЛОГИЯ РАННЕГО ИУДАИЗМА Аннотация
В статье исследуется эволюция религиозно-мифологических представлений о злых духах, раскрывается специфика формирования образов злых сил в раннем иудаизме. Демонстрируется процесс углубления понимания содержания зла как движение от его конкретных эмпирических проявлений, обобщенных в мифологических образах злых духов, к исследованию абстрактной сущности.
Ключевые слова Иудаизм, Ветхий Завет, Талмуд, добро и зло, злые духи, демоны.
Иудаизм - одна из древнейших религий мира, существующая и сейчас. Она не утратила самостоятельности и самобытных черт, не смотря на то, что значительная часть иудейских религиозных представлений была заимствована христианством и исламом. Демонология как внутри религиозное направление исследует внечеловеческие сущности, не имеющие божественной природы, но обладающие свободой воли - чаще всего это злые духи (демоны) и духи природы. Представления о демонологии в иудаизме в образной форме раскрывают понимание сущности зла в религиозно-мифологическом дискурсе раннего монотеизма, влияние решений данной философской задачи на его структуру и динамику. Целенаправленное изучение данной проблемы поможет, во-первых, расширить понимание системообразующих идей в монотеистических религиях, во-вторых, более полно реконструировать эволюцию представлений о зле и его проявлениях, поскольку человеческая общественная, культурная жизнь невозможна вне нравственных категорий добра и зла в их взаимосвязи и развитии.
Хронологически иудаизм включает периоды: Библейский иудаизм (первая половина II тыс. до н.э. - IV в. до н.э., создание Ветхого Завета); Талмудический иудаизм (IV в. до н.э. - VIII в. н.э., создание Талмуда); Раввинистический иудаизм (VIII в. н.э. - середина XVIII в. н.э.); Модернистский иудаизм (конец XVIII в. н.э. -до наших дней). К раннему иудаизму, как правило, исследователи относят первые два периода. Библейский период включает палестинский и послепленный подпериоды. Палестинский начинается после завоевания евреями Палестины, его основные черты: многобожие, выделение касты жрецов, скотоводческий культ, одновременное существование нескольких мифологических традиций, повышенное внимание к культам природы и предков. Также в этот период на территории Палестины возникают Израильское и Иудейское государства (XI - X вв. до н.э.). Послепленный период включает жизнь еврейской народности после Вавилонского плена (586 - 538 гг. до н.э.). Это период влияния других религиозно-мифологических систем (различных культов Малой Азии, египетской, зороастрийской). С зороастризмом евреи должны были познакомиться, находясь под властью персидских царей (VI - IV вв. до н.э.) [5, с. 67]. Также это начало диаспоры («рассеяния»), она начинается в годы ассирийских и вавилонских завоеваний (VII - VI вв. до н.э.). Священное писание иудаизма, Ветхий Завет, созданное в этот период, позже стало частью религиозной книги христиан, Библии. Писания Ветхого Завета делятся на три группы: 1) Книги Закона. Сюда включаются Пятикнижие Моисея (Тора), Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книга Иисуса Навина; 2) «Исторические» книги или «писания»: книга Судей, Руфь, 4 книги Царств (две - Самуила и две - Царей), две книги Парапалименон (Хроник), Ездры, Неемии, Эсфирь, книга Иова, Псалтырь, книги Притч Соломоновых, Экклезиаст, Песнь Песней; 3) «Пророческие» книги: Исайи, Иеремии, Изекииля, Даниила и книги 12 «малых пророков» (Иосии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии) [9, с. 350]. В самом общем виде Ветхий Завет (в иудаизме - Танах) можно датировать с XIII по II вв. до н.э. Самым древним фрагментом Ветхого Завета является Песнь Деворы (5-я глава книги Судей), относящаяся примерно к XIII в. до н.э. Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке, но в нем