Reference
1. Merzljakov, V.G., Baftalovskij V.E., Bajdinov V.N. Opyt primenenija gidravli-cheskih struj vysokogo davlenija pri sozdanii jef-fektivnyh sredstv razrushenija gornyh porod. Markshejderskij vest-nik. № 1, Janvar'-Fevral'. M., 2010. S. 33 - 39.
2. Merzljakov V.G., Baftalovskij V.E. Fiziko-tehnicheskie osno-vy gidrostrujnyh tehnologij v gornom proizvodstve. M.: NNCGP - IGD im. A.A. Skochinskogo, 2004. 645 s.
3. Sovershenstvovanie gidrostrujnyh tehnologij v gornom pro-izvodstve/ A. B. Zha-bin [i dr.]// M.: Izd-vo Gornaja kniga: Izd-vo MGGU, 2010. 337 s.
4. Nikonov G.P., Kuz'mich I.A., Gol'din Ju.A. Razrushenie gor-nyh porod strujami vody vysokogo davlenija. M.: Nedra, 1986. 143 s.
5. Linnik, Ju.V. Metod naimen'shih kvadratov i osnovy teorii obrabotki nabljudenij. M.: Fizmatgiz, 1962. S. 387.
6. Kramer, G. Matematicheskie metody statistiki. M.: Mir, 1975. S. 243.
УДК 622.4
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОДВЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УСТРОЙСТВ НА ПОРОДНЫЙ МАССИВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК
В.Р. Ногих
Приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований. Уточнены закономерности напряженно-деформированного состояния пород кровли при взаимодействии подвесных транспортных устройств с породным массивом, позволившие разработать и внедрить комплекс технических средств обеспечения устойчивости подземных транспортных выработок. Обоснована концепция эксплуатационной надёжности многофункциональной системы «геомассив - крепь - транспорт».
Ключевые слова: подвесное транспортное устройство, горный массив, крепь, напряженно-деформированное состояние, устойчивость, математическая модель.
При подземной разработке месторождений полезных ископаемых одной из актуальных задач является обеспечение устойчивости транспортных выработок с поддержанием их в безремонтном состоянии в течение всего периода эксплуатации. На современных высокопроизводительных шахтах возросла не только интенсивность транспортных потоков, но и увеличились габариты и масса транспортируемого оборудования. В соответствии с концепцией прогрессивного развития транспортных систем горнодобывающих предприятий для перевозки крупногабаритного оборудования с массой более 30 т в качестве основного направления принято внедрение подвесных монорельсовых дорог. При эксплуатации подвесных
141
_Известия ТулГУ. Науки о земле. 2016. Вып. 3_
дорог и дизелевозных поездов происходит неравномерное периодическое изменение нагрузок на крепь, вибрация средств подвески монорельсов и пород в окрестности выработки, что приводит к снижению прочности пород при циклическом их нагружении и устойчивости горных выработок в целом [1-4].
Анкерная крепь первого и второго уровней, а также специальная крепь монорельсовой дороги, должны взаимодействовать таким образом, чтобы обеспечить безремонтное содержание транспортных выработок на весь период их эксплуатации. Существующие методики расчета параметров анкерной крепи первого и второго уровней, а также специальной крепи монорельсовой дороги не в полной мере учитывают комплексное влияние горно-геологических и горнотехнических факторов на напряженно-деформированное состояние (НДС) горного массива в окрестности транспортных выработок, что подтверждается случаями обрушения пород кровли, особенно на сопряжениях выработок, в монтажных и демонтажных камерах угольных шахт. Таким образом, актуальной является научно-техническая задача изучения взаимодействие подвесных транспортных устройств с породным массивом для разработки и внедрения способов и средств обеспечения устойчивости подземных транспортных выработок посредством реализации новых технологических и технических решений.
Предлагаемые концептуальные положения создания и эксплуатации многофункциональной системы «геомассив - крепь - транспорт» основаны на интеграции условий эксплуатации подвесных дизелевозных дорог, воздействий природных и техногенных процессов, свойств пород и материалов горной крепи, обеспечивающих эксплуатационную устойчивость транспортных горных выработок. Для прогноза НДС горных пород при взаимном влиянии формы и размеров выработки, глубины разработки, свойств горных пород, пространственного расположения и несущей способности анкеров первого и второго уровней и несущих подвески монорельсовой дороги анкеров адаптированы алгоритм Миндлина и метод конечных элементов.
Уточнена закономерность деформирования пород кровли под влиянием полного распора анкера в породах кровли и при подвеске на его нижний конец транспортируемого груза: без распора
Dz = 0,00037 х tg (х) + 0,0032 sin (x) tg (27,2496 x) - 0,0265 -
-0,0106 x2 sin2 (x) - 0,0036 x2 sin3 (x) tg (27,2496 x), (1)
с распором
Dz = 0,0017 exp (x) + 6,6591 10-5sin [exp (x)] + 0,0115 sin2 (2,4347 x) +
+0,0959 sin (1,5374- x) [0,3028 exp (x) + x sin (2,4347 x) ]-1 -
-0,0295 - 0,0056 x sin (2,4347 x), (2)
без распора
о = 0,0058 х\% (16,1399 - х) х х ео^0,3991 + б1п {0,0253х 4б1и [ (16,1399 - х -0,0048х - 0,0018 (16 - х) + 0,0003,
(3)
с распором
о = 7,9293х + 0,1789х3 - 0,9725 - 4,9569 б1п х - 2,9844х -0,5126 б1п3 (0,1901 х3) б1п (-9,3543 х),
2
(4)
где Лг - значение вертикальных смещений пород кровли, мм; о - нормальные напряжения в породах кровли, МПа; х - расстояние вглубь пород кровли с началом отсчета от поверхности обнажения горного массива, м.
Справедливость зависимостей (1) - (4) подтверждается и по результатам натурных наблюдений распределения вертикальных напряжений в породах кровли выработки. Корреляционное отношение для зависимостей (1), (2), (3) и (4) соответственно равно: 0,9987; 0,9979; 0,9997 и 0,9943. Установлено, что роль одиночного анкера в породах состоит в формировании по всей его длине зон сжатия в пределах длины анкера и расслоения горных пород выше замка анкера. Зависимости (1) - (4) показывают, что приложение на анкер нагрузки, превышающей первоначальный его распор, приводит к оседанию пород кровли и формированию деформаций растяжения.
Уточнена закономерность распределения касательных напряжений при закреплении анкера одной или несколькими ампулами. По результатам вычислительных экспериментов установлено, что наиболее опасными участками в кровле выработки по критериям прочности и устойчивости пород являются зоны с высокими касательными напряжениями:
без распора
о = 1,1347 х б1п {0,5327 х2б1п [ехр (0,7749х)]} б1и2^ tg {б1п [бш (х)-х
•б1п [ (х)-х ] б1и^ {б1п [бш (х)-х 0,0532б1п [ (0,7743 х)], (5)
Б1П
с распором 200 кН
о = 0,5727 + 10,1219б1п [б1п (-0,0236х)] -
-0,9239 [0,2411 + 0,8425х + 1,6585х 2ооб (0,1244 - х)] (6)
с распором 200 кН
X = 10 х3 б1п7 (х) +10х3 б1п7 (х) СОБ (10х) + СОБ [х - СОБ (10х)] --11,5241 б1п2 (х)-8,8217 б1п (х) б1п (2,9439 +17,1609 х), (7)
143
Известия ТулГУ. Науки о земле. 2016. Вып. 3
с распором 60 кН
.2 I
t = 26,1369 х sin2 [sin(-0,0643 х5)] sin(3,8582 x) sin(0,0805 x5) +
+tg {tg [0,0884 tg (x)]}, (8)
где t - касательные напряжения в породах кровли, МПа.
Это следует из формул (5) - (8), которые описывают изменение касательных напряжений в породах по оси анкера. Корреляционное отношение для зависимостей (5), (6), (7) и (8) соответственно равно: 0,9987; 0,9683; 0,9952 и 0,9991. Максимальные касательные напряжения выявлены в точках закрепления анкера с породами. Величины этих напряжений увеличиваются пропорционально его натяжению. Сравнение максимальных касательных напряжений с паспортными значениями свидетельствует о формирования концентратора напряжений и возможности разрушения пород в стенках шпура на контакте с анкером. Характерно, что опасный участок локализован в пределах 200-300 мм в пределах верхней части шпура.
При многоампульном закреплении анкера в шпуре происходит не только уменьшение абсолютных величин касательных напряжений, но и снижение их интенсивности по длине анкера по мере приближения от забоя шпура к выработке. Установлено, что для повышения эксплуатационной надёжности анкеров в транспортных выработках посредством снижения вероятности смещений анкеров по трещинам разрыва в клеевом составе между анкером и стенками шпура, необходимо проводить закрепление анкера на интервале от верха анкера к выработке не менее 70 % длины анкера. Граница зон оседаний и подъёма пород под влиянием установленного анкера с закреплением в одной точке вверху шпура расположена примерно на высоте 2/3 длины анкера, считая от кровли выработки, а при мно-гоампульном закреплении анкера эта граница расположена примерно на высоте 2/3 расстояния между кровлей выработки и нижним замком (рис. 1, 2). При увеличении расстояния между анкерами от 300 до 1000 мм характер распределения смещений и напряжений постепенно меняется от общего влияния к индивидуальному. Рекомендуется для анкеров длиной в пределах 2 м и натяжением до 200 кН принимать предельное расстояние, при котором взаимодействие анкеров нарушается в пределах 800... 900 мм.
Установлено, что система анкеров первого уровня и соседние канатные анкера обеспечивают устойчивость пород кровли, однако линия с нулевыми смещениями пород перемещается в сторону кровли выработки, что может привести к местным вывалам пород кровли при возникновении растягивающих напряжений. В этой связи рекомендуется принимать массу подвесного груза на анкер меньше его начального распора, это возможно при реализации двух вариантов управления многофункциональной систе-
мои «геомассив - крепь - транспорт»: снижение массы подвесного груза или увеличение начального распора анкера посредством увеличения его несущей способности.
3 о
2.5
2 О
1.0
о.о _
-1.0 -0.5 ТТЛ 0 5
Расстояние от оси анкера, м
Рис. 1. Изолинии распределения вертикальных смещений при закреплении анкера одной ампулой
3.0-
2.5
2.0-
1.5
1.0
0.5
О.О
-0.5 ТПГ 0.5
Расстояние от оси анкера,
Рис. 2. Изолинии распределения вертикальных смещений при закреплении анкера тремя ампулами
Обоснован критерий эксплуатационной надёжности системы «геомассив - крепь - транспорт», отличающийся пределами изменения расстояний между соседними несущими анкерами 300...900 мм и возможностью превышения массы транспортируемого груза несущей способности одного анкера в ряду (рис. 3).
Проведены натурные исследования смещений пород кровли в штольне шахты «Кушеяковская» под влиянием закреплённого в почве выработки натяжного устройства с усилием 100, 200 и 300 кН. Установлено, что средняя разность измеренных и вычисленных МКЭ смещений не превышает 16 %, то есть доказана возможность применения разработанной методики прогноза параметров напряжённо-деформированного состояния и устойчивости пород кровли.
При циклическом изменении нагрузки на несущий анкер смещения пород кровли увеличиваются по следующей эмпирической зависимости:
1 + 5(ЛГ-1)
2,72
(9)
где Г|7 - смещения пород кровли в 1-м цикле нагружения анкера, мм; Г(1 -смещения пород кровли в первом цикле нагружения анкера, мм; 8 - параметр ползучести горных пород; ТУ- номер цикла нагружения анкера.
_Известия ТулГУ. Науки о земле. 2016. Вып. 3_
Установлена зависимость распределения напряжений в окрестности выработок с учётом их формы, размеров, паспортов крепления. Выявлено, что повышение устойчивости, армированной анкерами кровли достигается не только за счёт уплотнения породных слоев, но и повышения несущей способности сформированной породной плиты в кровле с перераспределением менее интенсивного горного давления в боках выработки на расстояние, превышающее почти в 1,5 раза ширину зоны опорного давления для незакреплённой выработки. Взаимодействие вертикальных и горизонтальных напряжений в боках и почве выработки приводит к формированию зоны дезинтеграции пород в окрестности выработки. Вертикальные смещения пород кровли уменьшаются в кровле почти в 2 раза после установки анкеров второго уровня, то есть, выявлена закономерность преобладающего влияния анкеров глубокого заложения по сравнению с анкерами первого уровня.
Груз 0=200 кН Расстояние от устья выработки, м
Рис. 3. Изолинии распределения вертикальных смещений (мм) пород кровли под влиянием системы анкеров длиной 2 м и двух канатных анкеров длиной 4 м с натяжением 200 кН каждый с одной ампулой в верхней части и распором снизу гайкой 200 кН, асж=30 МПа (канатный анкер на расстоянии 18,5 м нагружен только транспортируемым грузом 200 кН)
_Геомеханика_
По результатам исследований обоснованы прогрессивные технологические и технические решения и на их основе разработаны и внедрены на угольных шахтах новые конструкции анкеров и средств подвески транспортных устройств. В соответствии с полученными результатами математического моделирования, натурных экспериментов и выявленными закономерностями взаимодействия анкеров с породами кровли и между собой разработаны, изготовлены и внедрены на угольных шахтах Кузбасса новые конструкции анкерной крепи. В качестве технологического решения предусмотрено принимать массу подвесного груза на анкер меньше его начального распора, что возможно при реализации двух вариантов управления многофункциональной системой «геомассив -крепь - транспорт»: снижение массы подвесного груза или увеличение начального распора анкера посредством увеличения его несущей способности.
Для реализации второго варианта управления многофункциональной системой «геомассив - крепь - транспорт» предложены, изготовлены и внедрены в условиях шахт Кузбасса конструкции анкеров, новизна которых подтверждена авторскими лицензионными патентами и свидетельствами на полезные модели.
Анкерная крепь (патент 99062 РФ), крепь анкерная канатная глубокого заложения (патент 123067), крепь анкерная канатная высокой несущей способности до 500 кН (патент 2505678 РФ) (рис. 4), клинораспор-ный анкер КРА-16 (патент 72271 РФ) полностью обеспечивают эксплуатационную надёжность транспортных подземных выработок с подвесной монорельсовой дорогой в следующих горно-геологических и горнотехнических условиях: глубина разработки - до 800 м, ширина выработок до 12 м, предел прочности пород кровли выше 30 МПа, сила тяжести транспортируемого груза на одну подвеску монорельсового пути не более 300 кН.
Разработана методика расчета параметров системы «анкер - подвеска - монорельс» и приведён пример расчёта по тестовому варианту для типовых условий шахт Кузбасса. Надежность разработанной методики и соответствие расчетных параметров системы «анкер - подвеска -монорельс» реальным проверены при монтаже и эксплуатации подвесных дорог на пяти шахтах Кузбасса: ОАО «Междуреченская угольная компания-96», ООО «Шахта Чертинская-Коксовая», ОАО «Распадская», ЗАО «Шахта Костромовская», ОАО «Шахта Большевик». Во всех случаях отклонений расчетных параметров от фактических не выявлено.
Для исключения аварийных ситуаций в случае снижения устойчивости пород кровли при сложных горно-геологических условиях разработан способ заполнения пустот с помощью пенобетонного насоса (патент 97085 РФ) и гибкой опалубки (рис. 5), представляющей собой гер-
_Известия ТулГУ. Науки о земле. 2016. Вып. 3_
метичную тару, сшитую из рукава прочной водонепроницаемой ткани, имеющей форму мешка или пакета, закрытого с обоих концов (патент 2417321 РФ).
Рис. 4. Конструкция новой крепи анкерной канатной высокой несущей
способности: 1 - стержень канатного анкера; 2 - клинораспорный замок; 3 - хвостовик анкера; 4 - шайба опорная; 5 - упор сферический; 6 - гайка натяжная; 7 - трубка подачи полимера 8 - боковое отверстие; 9 - трубка отвода воздуха из забоя шпура; 10 - герметезатор; 11 - распорки; 12 - хомуты; 13 - штуцер подачи полимера
транспортных горных выработок
148
_Геомеханика_
Общий вид схемы подвески монорельсовой дороги в выработке, закрепленной анкерной крепью, представлен на рис. 6.
2 6 7
/ / / Ьт Ьхр
Рис. 6. Общий вид и схема подвески монорельсовой дороги в выработке:
1 - секция крепи; 2 - несущая тележка; 3 - грузовая балка; 4 - подвесная траверса; 5 - поддерживающая рама; 6 - элемент подвески: анкер, вилка-захват и болт с гайкой; 7 - ходовой рельс;
8 - элемент подвески
Результаты исследований, разработанные технические устройства по обеспечению устойчивости горных транспортных выработок с монорельсовыми подвесными дорогами [5-17] реализованы в рекомендациях для составления паспортов проведения и крепления подготовительных выработок угольных шахт. Реализация разработанной методики апрбирована при составлении дополнения к «Паспорту проведения и крепления Путевого штрека 3-10, конвейерного штрека 3-10, сбоек между ними пласта 10, блока № 3». Раздел «Транспортировка людей, оборудования и материалов по ПМП дизельной тележкой 1500» «ОАО «Распадская» (на время проведения выработок пласта 10 блока № 3). Приведённую документацию можно рассматривать как типовую при внедрении разработанных технологических и технических решений на шахтах Кузбасса.
Основные выводы и рекомендации заключаются в следующем:
1. Обоснованы концептуальные положения эксплуатационной надёжности многофункциональной системы «геомассив - крепь - транспорт», которая базируется на одновременной реализации принципов полифункциональности, эмерджентности, непротиворечивости взаимодействия и непрерывности совершенствования элементов системы, обеспечивающих адаптивность системы в целом к широкому диапазону горногеологических и горнотехнических условий.
2. Установлено, что увеличение длины закреплённой части стале-полимерного анкера приводит не только к уменьшению абсолютных касательных напряжений на контакте анкер-порода, но и к снижает интенсивность этих напряжений в направлении от дна шпура к кровле выработки.
149
_Известия ТулГУ. Науки о земле. 2016. Вып. 3_
Граница зон оседаний и подъёма пород под влиянием установленного анкера с клеевым закреплением расположена примерно на высоте 2/3 длины незакреплённой части анкера, считая от кровли выработки, а объем зоны растяжения пород в верхней части анкера увеличивается пропорционально длине закреплённой части анкера.
3. Обоснованы следующие параметры эксплуатационной надёжности системы «геомассив - крепь - транспорт»: изменение силы тяжести транспортируемого груза на один несущий анкер не должно превышать 300 кН; расстояния между соседними анкерами составляет 300... 900 мм; масса транспортируемого груза, приходящаяся на одну подвеску монорельсового пути не должна превышать несущую способность одного анкера в ряду.
4. Установлено, что повышение устойчивости, армированной анкерами кровли достигается за счёт уплотнения породных слоёв и увеличения несущей способности сформированной породной плиты в кровле с перераспределением менее интенсивного горного давления в бортах выработки на расстояние, превышающее в 1,5 раза ширину зоны опорного давления для незакреплённой выработки. При этом зависимость параметров опорного давления в бортах выработки от длины анкеров, описывается степенной функцией.
5. Рекомендуется принимать массу подвесного груза на анкер меньше его начального распора, что возможно при реализации двух вариантов управления многофункциональной системой «геомассив - крепь -транспорт»: снижение массы подвесного груза или увеличение начального распора анкера посредством увеличения его несущей способности.
6. Разработаны и внедрены на угольных шахтах прогрессивные способы и средства обеспечения устойчивости подземных выработок при эксплуатации в них подвесных транспортных устройств с максимально упрощенной технологией установки и возможностью их многоразового использования. Новизна технических решений подтверждена положительными решениями государственной патентной экспертизы.
7. Результаты исследований, разработанные технологические и технические решения внедрены на пяти шахтах Кузбасса: ОАО «Между-реченская угольная компания-96», ООО «Шахта Чертинская-Коксовая», ОАО «Распадская», ЗАО «Шахта Костромовская», ОАО «Шахта Большевик».
Список литературы
1. Ногих В.Р. Методика и алгоритм расчета параметров анкерной подвески шахтной монорельсовой подвесной дороги // Уголь. 2011. № 5. С. 84-85.
_Геомеханика_
2. Ногих В.Р., Ногих С.Р. Анкерная крепь канатная высокой несущей способности АКВ-33 // Уголь. 2012. № 8. С. 82.
3. Ногих В.Р. Подвесной монорельсовый путь ПМП-155УС// Уголь. 2009. № 8. С. 28-29.
4. Ногих В.Р. Современный формат монорельсовых транспортных систем // Уголь. 2006. № 4. С. 34-36.
5. Способ закладки пустот в шахтных выработках: пат. 2417321 РФ, МПК: Е2Ш5/02, Е21Б11/10. Ногих В.Р., Соколенко Д.Н. Опубл.
27.01.2011. Заявка № 2009131975/03.
6. Установка монтажная пневматическая самоходная (УМПС): пат. 2327000 РФ, МПК: Е01В29/02, Е01В29/05, Е01В29/16, Е01В29/44. Мирош-ник А.И., Ногих В.Р, Черных Ю.А. - Зарег. 20.06.2011. Заявка № 2006123972/11.
7. Крепь анкерная канатная глубокого заложения: пат. 123067 РФ, МПК: Е2Ш21/00. Ногих С.Р., Ногих В.Р - Зарег. 20.12.2012. Заявка № 2012124830/03.
8. Пенобетонный насос: пат. 97085 РФ, МПК: В28С5/38. Ногих В.Р., Кунгуров М.Н., Бобров В.И.- Зарег. 27.08.2010. Заявка № 2009128126/03.
9. Анкерный захват на металлокрепь для подвесных транспортных систем: пат. 109713 РФ, МПК: В61В3/00, В61В13/10. Ногих В.Р., Ногих С.Р - Опубл. 27.10.2011. Заявка № 2011122843/11.
10. Стрелочный перевод пневматический монорельсовой дороги: пат. 110352 РФ, МПК: В61Ь5/04, Е01В7/00. Ногих В.Р., Ногих С.Р - Зарег.
20.11.2012. - Заявка № 2011125266/11.
11. Анкерная крепь: пат. 99062 РФ, МПК: В61Ь5/04, Е21Б19/00. Ногих В.Р., Литвинов А.Г., Литвинов В.А. - Зарег. 10.11.2010. Заявка № 2010125597/03.
12. Подвесной монорельсовый путь ПМП-155М: пат. 69818 РФ, МПК: В61В13/04, Е01В25/10. Мирошник А.И., Ногих В.Р., Черных Ю.А. -Зарег. 10.01.2008. Заявка № 2006136272/22.
13. Клинораспорный анкер КРА-16: пат. 72271 РФ, МПК: Е2Ш21/00. Мирошник А.И., Ногих В.Р., Черных Ю.А., Рыбкин В.И. - Зарег. 10.04.2008. Заявка № 2007144150/22.
14. Подвесной монорельсовый путь ПМП-М200: пат. 63760 РФ, МПК: В61В3/00. Мирошник А.И., Ногих В.Р., Черных Ю.А.- Зарег. 10.07.2007. Заявка № 2006139515/22.
15. Анкерный захват для подвесных транспортных систем: пат. 83470 РФ, МПК: В61В3/00. Мирошник А.И., Ногих В.Р., Ногих С.Р., Кунгуров М.Н. - Зарег. 10.06.2009. Заявка № 2009105516/22.
_Известия ТулГУ. Науки о земле. 2016. Вып. 3_
16. Монорельс ходовой ПМП-155М-УС с усиленным и стабилизированным соединением: пат. 83981 РФ, МПК: Е61В13/04, Е01В25/10. Ми-рошник А.И., Ногих В.Р., Черных Ю.А., Рыбкин В.И. - Зарег. 27.06.2009.-Заявка № 2009105517/22.
17. Крепь анкерная канатная высокой несущей способности: пат. 2505678 РФ, МПК: E21D21/00. Ногих В.Р., Ногих С.Р. - Зарег. 27.01.2014.-Заявка № 2012124774/
Ногих Виктор Романович, зам. директора, ecology tsu tulaamail. ru, Россия, Новокузнецк, ООО "ЭКОС-С"
INFLUENCING UNDERSLUNG TRANSPORT EQUIPMENT UPON ROCK MASSIF AND PROVIDING MINING WORKINGS STIFFNESS
V.R. Nogih
Results of theoretical and experimental researchers are submitted. Regularities of roof rocks mode of deformation by interaction of underslung transport equipment upon rock massif were improved. It made possible creating and using technical solutions for providing mining workings stiffness. The concept of operate reliability of the multifunctional system "rock massif - lining - transport" is substantiated.
Key words: underslung transport equipment, rock massif, lining, mode of deformation, stiffness, mathematical model.
Nogih Viktor Romanovich, Vice Director, ecology tsu tiila a mail. ru, Russia, Novokuznetsk, ООО "TKOS"
Reference
1. Nogih V.R. Metodika i algoritm rascheta parametrov ankernoj podveski shahtnoj monorel'sovoj podvesnoj dorogi // Ugol'. 2011. № 5. S. 84-85.
2. Nogih V.R., Nogih S.R. Ankernaja krep' kanatnaja vysokoj ne-sushhej sposobnosti AKV-33 // Ugol'. 2012. № 8. S. 82.
3. Nogih V.R. Podvesnoj monorel'sovyj put' PMP-155US// Ugol'. 2009. № 8. S. 2829.
4. Nogih V.R. Sovremennyj format monorel'sovyh transport-nyh sistem // Ugol'. 2006. № 4. S. 34-36.
5. Sposob zakladki pustot v shahtnyh vyrabotkah: pat. 2417321 RF, MPK: E21F15/02, E21D11/10. Nogih V.R., Sokolenko D.N. Opubl. 27.01.2011. Zajavka № 2009131975/03.
6. Ustanovka montazhnaja pnevmaticheskaja samohodnaja (UMPS): pat. 2327000 RF, MPK: E01V29/02, E01V29/05, E01V29/16, E01V29/44. Miroshnik A.I., Nogih V.R, Chernyh Ju.A. - Zareg. 20.06.2011. Zajavka № 2006123972/11.
7. Krep' ankernaja kanatnaja glubokogo zalozhenija: pat. 123067 RF, MPK: E21D21/00. Nogih S.R., Nogih V.R - Zareg. 20.12.2012. Zajav-ka № 2012124830/03.
8. Penobetonnyj nasos: pat. 97085 RF, MPK: V28S5/38. Nogih V.R., Kungurov M.N., Bobrov V.I.- Zareg. 27.08.2010. Zajavka № 2009128126/03.
9. Апкегпу] 2аЬуаг па шега11окгер' ёЦа роёуевпуЬ ггапвроЛ-пуЬ 81в1еш: раг. 109713 ЯБ, МРК: У61У3/00, У61У13/10. Ко^Ь У.Я., Ко^Ь Б.Я - ОриЬ1. 27.10.2011. 2а]аука № 2011122843/11.
10. 81хе1осЬпу] регеуоё рпеушайсЬевку шопогеГвоуо] ёого§1: раг. 110352 ЯБ, МРК: У61Ь5/04, Е01У7/00. Ко^Ь УК, Ко^Ь Б.Я - 2аге§. 20.11.2012. - 2а]аука № 2011125266/11.
11. Апкегпа]а кгер': раг. 99062 ЯБ, МРК: У61Ь5/04, Е21Б19/00. Ко^Ь У.Я., ЬИ-ушоу А.в., ЫЫпоу У.А. - 2аге§. 10.11.2010. 2а]аука № 2010125597/03.
12. Роёуевпо] шопогеГвоуу] риг' РМР-155М: раг. 69818 ЯБ, МРК: У61В13/04, Е01У25/10. МковЬшк А.1., Ко§1Ь УК, СЬегпуЬ 1и.А. - 2аге§. 10.01.2008. 2а]аука № 2006136272/22.
13. КНпогаврогпу апкег КЯА-16: раг. 72271 ЯБ, МРК: Е21Б21/00. МковЬтк А.1., Ко§1Ь УК, СЬегпуЬ 1и.А., ЯуЬкт У.1. - 2аге§. 10.04.2008. 2а]аука № 2007144150/22.
14. Роёуевпо] шопогеГвоуу риг' РМР-М200: раг. 63760 ЯБ, МРК: У61У3/00. Мь говЬшк А.1., Ко^Ь УК, СЬегпуЬ 1и.А.- 2аге§. 10.07.2007. 2а]аука № 2006139515/22.
15. Апкегпу] 2аЬуаг ёЦа роёуевпуЬ ггапвроггпуЬ 81в1еш: раг. 83470 КБ, МРК: У61У3/00. МковЬтк А.1., Ко^Ь УК, Ко^Ь Б.К, Кип^гоу М.К - 2аге§. 10.06.2009. 2а]аука № 2009105516/22.
16. Мопоге1'в Ьоёоуо] РМР-155М-И8 в шПеппуш 1 вгаЬШ^гоуаппуш воеёте-шеш: раг. 83981 ЯБ, МРК: Е61У13/04, Е01У25/10. МковЬтк А.1., Ко^Ь УК, СЬегпуЬ 1и.А., ЯуЬкт У.1. - 2аге§. 27.06.2009.^аука № 2009105517/22.
17. Кгер' апкегпа]а капа1;па]а уувоко] певшЬЬе] вровоЬповй: раг. 2505678 КБ, МРК: Е2Ш21/00. Ко^Ь УК, Ко^Ь Б.К - 2аге§. 27.01.2014.^аука № 2012124774/