ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Фомин,
Кабинет частной практики коуча Российского отделения Международной ассоциации коучинга,
г. Видное, Московская область, Российская Федерация, 142701
М. А. Зотова,
Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Российская Федерация, 454092
Аннотация. В статье представлен обзор существующих подходов, теории и практики создания новых эффективных методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека и позволяющих реализовать творческий потенциал личности. Представленный материал может существенно обогатить содержание музыкально-педагогического образования в процессе реализации учебных дисциплин профессионального психолого-педагогического блока. Сквозной мыслью статьи является признание, что музыка - одно из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической активности человека. Она развивает способность человека распознавать и управлять своими эмоциями, повышая его эмоциональный интеллект. В статье рассматривается использование основных видов музыкальной деятельности - слушания музыки, её инструментального исполнения и вокализации - для психологической коррекции личности и развития творческих способностей человека. Подробно описываются выявленные современной наукой эффекты от прослушивания различных классических произведений, в том числе «эффект Моцарта». Обсуждаются факторы, влияющие на восприятие музыки, а именно психоэмоциональное состояние человека в момент прослушивания, особенности его нервной системы, темперамента, типа личности. Отмечается, что значительно оживляют эмоциональную сферу человека, активизируют его самостоятельность и творческую активность пение и игра на музыкальных инструментах, отличительной особенностью которых является возможность импровизировать. Описываются механизмы, объяс-
59
няющие физиологическое воздействие вокализации. Уделяется внимание приёмам джазового интонирования как яркому примеру оздоровления личности через музыку. В силу того что музыка может выступать инструментом психологической саморегуляции в осуществлении личностных и профессиональных задач, данный материал может быть применим в курсах дисциплин направления «Педагогика и психология музыкального образования» для повышения психолого-педагогической компетентности педагога-музыканта.
Ключевые слова: музыка, вокализация, стресс, эмоциональный интеллект, пластичность мозга, творческий потенциал, катарсис, профессиональный рост, «эффект Моцарта», саморегуляция в музыкальном образовании.
THE IMPACT OF MUSIC ON PSYCHOLOGICAL AND EMOTIONAL STATE OF HUMAN AND ITS CREATIVE POTENTIAL AS A COMPONENT OF THE CONTENT OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
Alexey V. Fomin,
The private coaching practice room of the Russian branch of the International Coaching Association,
Vidnoe, Moscow region, Russian Federation, 142701
60 Maria A. Zotova,
South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation, 454092
Abstract. The article presents an overview of existing approaches, theory and practice new effective tools, methods of rehabilitation and prevention that increase the reserve capabilities of the human body, allowing to realize the creative potential of the individual. Music is traditionally considered one of the most powerful means of emotional regulation of a person's mental activity. It develops a person's ability to recognize and control his emotions, thereby developing his emotional intelligence. The article considers the possibility of using the main types of musical activity - the perception of music, its performance and vocalization - for the development of the creative abilities of a person. We in detail describe the modern scientific effects of listening of the various classical works including 'Mozart's effect". Attention is paid to the influence of music of different styles on the psychological and emotional
state of a person and the use of various musical works for psychological correction of personality. Factors influencing the perception of music, including the psycho-emotional state of a person at the moment of listening, features of his nervous system, temperament and personality type are discussed. It is noted that significantly enliven the emotional sphere of a person, activate his independence and creative activity, singing and playing musical instruments, the distinctive feature of which is the ability to improvise. We describe the mechanisms that explain the physiological effect of vocalization, through hormonal regulation and changes in the intensity of oxidation-reduction processes. Attention is paid to the techniques of jazz intonation, as a bright example of healing the personality through music. In conclusion, we note that music can be an instrument of psychological self-regulation in the implementation of personal tasks, which in turn will create favorable conditions for effective intellectual activity and professional growth for both an ordinary music lover and a professional musician. Due to the fact that music can be an instrument of psychological self-regulation in the implementation of personal and professional tasks, this material can be applied in courses of disciplines in the direction "Pedagogy and psychology of musical education" to enhance the psychological and pedagogical competence of the music teacher.
Keywords: music, vocalization, stress, emotional intelligence, brain plasticity, creativity, catharsis, professional growth, "Mozart's effect", self-regulation in music education.
Введение
Современный ритм жизни требует от человека большого запаса психологической прочности. Воздействие ежедневных стрессовых ситуаций, связанных с экологией большого города, транспортными коллапсами, профессиональными перегрузками, увеличение интенсивности темпа жизни приводят к чрезмерным нервно-психическим нагрузкам [1; 2]. Это негативно отражается на физическом и психологическом состоянии человека. Люди всё чаще испытывают потребность в отвлечении, переключении, в поиске и реализации своих творческих потенциалов [3]. Актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и про-
филактики, повышающих резервные возможности организма человека и позволяющих реализовать творческий потенциал личности. Особое внимание исследователи уделяют изучению вопросов влияния разномодальных пролонгированных сенсорных потоков, наибольший интерес среди которых вызывает музыкальное воздействие [4]. Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической активности человека. При помощи своих выразительных средств она может моделировать основные эмоциональные состояния — переживания. Способность распознавать свои эмоции и управлять ими составляет сущность эмоционального интеллекта, развитие которого играет существенную роль в социаль-
61
62
ной адаптации личности и во многом определяет её жизненный успех [5—8].
С учётом того, что психоэмоциональное воздействие музыки на личность человека происходит на основе включения его в основные виды музыкальной деятельности — слушание музыки (пассивная форма воздействия), её исполнение и творчество (активная форма воздействия), изучение этих аспектов стало задачей нашего исследования.
Музыка как стимулятор учебно-трудовой деятельности
Музыке отводится значительное место в области стимуляции психических процессов в разных видах трудовой и учебной деятельности, поскольку она способствует снятию зрительного и слухового утомления, гармонизации и резонансному поглощению производственных шумов, созданию благоприятной атмосферы на рабочем месте и положительного настроя на работу, обогащению внутреннего содержания однообразной и монотонной работы, формированию и поддержанию оптимальных ритмов трудовых процессов. Всё это благоприятно сказывается на повышении производительности труда, предотвращает негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции [2; 4]. Так, при обследовании педагогов и менеджеров, профессиональная деятельность которых связана с постоянными психоэмоциональными нагрузками, с контактами с другими людьми, с проработкой значительного потока информации, до прослушивания музыкальных классических
произведений (фрагменты музыкальных сочинений П. И. Чайковского, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Э. Грига) наблюдалось состояние выраженного напряжения регуляторных систем, которое значительно снижалось или исчезало совсем после сеанса музыкального воздействия. Для сравнения авторы включали композиции, относящиеся к музыкальному направлению хард-рок, что приводило к повышению у испытуемых напряжения [4].
Психологическое воздействие музыки на эмоциональную сферу личности в процессе
слушательской деятельности
В. М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. В одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом — развеять хандру, в третьем — придать бодрость и снять усталость. Одна и та же мелодия в зависимости от того, как она будет исполнена — с каким настроением, в быстром или медленном темпе, будет вызывать различные эмоции [8].
Психологические механизмы, лежащие в основе личностных изменений, включают в себя идентификацию с художественным образом музыкального произведения, сопереживание эмоциональных состояний, выражаемых посредством музыки, рефлексию и соотнесение своего жизненного опыта с жизненным опытом автора музыкального произведения. Эмоциональное потрясение и сопереживание, возникающие при прослушивании ряда музыкальных произведений, могут способствовать душевной разрядке слушателя — катарсису. По данным некоторых исследователей, особенно богата
катарсическим воздействием музыка П. И. Чайковского. И действительно, слушая трагические части увертюры «Ромео и Джульетта», первую часть Шестой симфонии или финал его симфонии «Манфред», кульминационную финальную сцену балета «Лебединое озеро», апофеоз «Спящей красавицы», любовное адажио «Щелкунчика» и многие другие произведения, переживаешь бурную эмоциональную реакцию, способствующую снятию стресса, беспокойства, раздражительности, аффективных состояний.
Эмоциональная разрядка не всегда сопровождается ярко выраженным эмоциональным состоянием посредством сопереживания, она может носить умиротворяющий, релаксационный характер. Отдельные музыкальные произведения, например мазурки, прелюдии, ноктюрны и колыбельные Ф. Шопена, ноктюрны и утешения Ф. Листа, вальсы и польки И. Штрауса, мелодии А. Г. Рубинштейна, помогают снять чувство тревоги и неуверенности. Снижению раздражительности, разочарования и обострению чувства принадлежности к прекрасному миру природы, по мнению А. М. Руденко [9], способствуют произведения И. С. Баха и Л. Бетховена, особенно такие его знаменитые сочинения, как «Лунная соната» и «Пасторальная симфония», которая хороша и для общего успокоения, удовлетворения. Здесь можно также назвать: «Колыбельную» И. Брамса; «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Свет луны» К. Дебюсси; «Ноктюрн», «Песню без слов», «Размышление», Симфонию № 1 «Зимние грёзы» П. И. Чайковского; медленные части сонат В. Моцарта и Л. Бетховена; скрипичные концерты А. Вивальди, особенно
его «Времена года»; Второй концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова; Фортепианный концерт ля минор Э. Грига. К моделирующим свойствам музыки можно отнести снятие напряжённости в отношениях с другими людьми. Подобный эффект оказывает прослушивание скрипичного концерта ре-минор И. С. Баха, фортепианной сонаты Б. Бартока, ля минорной мессы А. Брукнера. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, повышения активности, настроения рекомендуется слушать «Танец с саблями» А. Хачатуряна, «Венгерские рапсодии» № 2, 8 и 11 Ф. Листа, финальные части симфоний Л. Бетховена и П. И. Чайковского (третья часть Шестой симфонии) [9].
Имеются данные об успешном применении музыки для снятия ситуативной тревожности. В стоматологическом кабинете был проведён эксперимент [10], в ходе которого удалось переключить внимание пациентов с внутренних переживаний, связанных с предстоящим лечением, на другое, более ресурсное состояние в результате прослушивания специально подобранного музыкального сопровождения и закрепить этот позитивный опыт эмоционально-комфортным состоянием. Музыка в данном случае выступает как дополнительный ресурс переключения внимания и закрепления нового позитивного опыта.
Во многих работах последних лет [11—13] всестороннему анализу был подвергнут «эффект Моцарта», заключающийся в улучшении пространственно-временной ориентации, увеличении коэффициента интеллекта и ряде позитивных нейро-
63
64
физиологических сдвигов под влиянием прослушивания музыки этого композитора. По литературным данным, один из основных механизмов «эффекта Моцарта» заключается в повторении волн громкости с интервалом в 20-30 секунд [5; 14]. Поскольку многие функции центральной нервной системы тоже имеют цикличность в 30 секунд и такая же периодичность свойственна волнам активности нейронных сетей, музыка Моцарта способна вызывать мозговую реакцию [5; 15; 16], возбуждая все отделы мозга, связанные с высшими мыслительными процессами, со слуховыми, зрительными, моторными, эмоциональными реакциями и тонкой координацией движений.
В литературе можно найти множество подтверждений благотворного влияния прослушивания классической музыки на психоэмоциональное состояние человека. Иначе обстоит ситуация с другими музыкальными феноменами, информация о влиянии которых на психику человека весьма противоречива. Большинство авторов [4; 14; 17] отмечают негативное влияние на человека таких музыкальные стилей, жанров, направлений, как джаз, тяжёлый рок, нойз, поп-музыка; другие же склонны утверждать, что блюз, джаз и регги могут вывести человека из депрессивного состояния [17; 18].
Так, например, шотландские психологи Л. Риби и Дж. Колдуэлл из Университета Глазго пришли к выводу, что рок-музыка может оказывать такое же позитивное воздействие на концентрацию внимания, память и познавательные способности, как и классика [15]. С другой стороны, установлено, что прослушивание рок-
музыки приводит к дисфункции различных отделов головного мозга, проявляющейся в снижении мыслительной активности, росте числа ошибок и более быстрому развитию утомления [19]. При этом происходит выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся в мозге информации. Такая музыка вызывает агрессию, способствует возникновению депрессивных состояний, ослабляет самоконтроль, формирует социальную отчуждённость, повышает склонность к совершению самоубийств, преступлений, пристрастию к алкоголю и наркотическим веществам [14].
Факторы, влияющие на восприятие музыки в слушательской деятельности
Эксперименты по изучению стимулирующего влияния прослушивания музыки разных стилей и жанров (в том числе произведений Т. Альби-нони, И. С. Баха, А. Вивальди, Ф. Шуберта, образцов джаза) показывают, что часто активизация умственной деятельности испытуемых возникает при появлении возбуждения и чувства удовольствия от прослушиваемой музыки [15; 20]. Это наблюдение отражено в исследовании Л. Риби и Дж. Колдуэлла, которые установили, что среди двух групп, выполнявших задания, лучше справлялись с ними те, кто слушал любимую музыку: музыканты оркестра — классику, гитаристы — рок [15]. Подкрепляющие аспекты музыки обусловлены сдвигами в уровне эмоциональной активации, что подтверждается тесной положительной корреляцией между оценками удовольствия и величиной ак-тивационных физиологических сдви-
гов (частоты пульса и дыхания, изменения электрокожной проводимости, температуры тела, пульсации объёма крови); при отсутствии удовлетворения от прослушивания музыки отсутствуют значимые реакции эмоциональной сферы [5].
Помимо этого, стоит учитывать особенности нервной системы, темперамента и эмоциональное состояние личности в момент прослушивания музыки [5; 6; 18]. Ярким примером такой взаимосвязи может служить исследование L. Sherman и G. A. Dingle, в котором изучалось влияние музыки heavy metal и hard rock на людей, находящихся в состоянии гнева [21]. Если на человека в спокойном состоянии такая музыка обычно действует как стрессовый фактор и возбуждает симпатоадреналовую систему, то на перевозбуждённую гневом симпато-адреналовую систему экстремальная музыка действует как успокаивающее средство, что приводит к снижению частоты сердечных сокращений и нормализации артериального давления. Точно так же, если на человека в нормальном эмоциональном состоянии печальная музыка действует подавляюще и вызывает повышение активности симпатических влияний, то на человека в состоянии горя она часто оказывает позитивное воздействие. В то же время весёлая музыка на человека в состоянии горя действует раздражающе, что сопровождается повышением частоты сердечных сокращений и артериального давления. «Утешающий» и гипотензивный эффект грустной музыки на расстроенного человека психологи объясняют выработкой компенсаторной копинг-модели поведения, в связи с чем созвучная состоянию человека грустная музыка вос-
принимается как необходимое ему сочувствие. Не меньшее значение для реализации гипотензивного эффекта музыки имеет тип личности слушателя. Установлено, что экстраверты реагируют активнее на музыку в медленном темпе, чем интроверты (различие в среднем на 10—15 %). Антиадренер-гические и антистрессовые эффекты музыки реализуются не только благодаря непосредственному воздействию на вегетативную нервную систему, но и за счёт позитивного влияния на эмоциональное состояние. Исследование влияния музыки на течение стресса показало, что уровни биохимических маркеров стресса (норадреналина, ад-ренокортикотропного гормона, корти-зола, лептина, углекислого газа) понижаются одновременно с восстановлением позитивного эмоционального состояния на фоне музыкального вмешательства.
Основанные на рандомизированных контролированных исследованиях многочисленные метаанализы последних лет показывают, что прослушивание музыки уменьшает выраженность тревоги, улучшает качество сна, нормализует сердцебиение, артериальное давление. Повседневное прослушивание позитивной музыки существенно ослабляет влияние хронического стресса [5; 18].
Возможности музыкально-исполнительской деятельности как инструмента психоэмоционального регулирования
Способность человека противостоять ежедневным стрессовым воздействиям, сохраняя адекватное восприятие явлений окружающей жизни, позволяет ему находить и выбирать меру необходимых реакций при своей соци-
65
альной активности, а также владеть ресурсами для реализации своего творческого потенциала. Значительно оживляет эмоциональную сферу человека, активизирует его самостоятельность и творческую активность игра на музыкальных инструментах.
Е. В. Мстиславская отмечает, что владение музыкальным инструментом развивает навыки дифференцированного восприятия, способствующие усилению адаптивных качеств личности через выработку способности к корректировке целевых установок [22]. Электроэнцефалографическая картина показала высокую пластичность работы мозга у музыкантов [23]. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что функционирование обоих полушарий головного мозга у музыканта происходит независимо друг от друга. Этот факт согласуется с экспериментальными данными М. И. Ливанова, который доказал, что многообразие когерентных связей между активностью разных зон мозга отражает многообразие рр психических состояний [24]. 66 Эксперименты Н. Уэйнбергера также показали, что музыкальное обучение в любом возрасте вызывает перенастройку мозга, в результате чего происходит увеличение числа нейронов, отвечающих максимальными реакциями на поведенчески значимые звуки. Это означает, что при решении самого широкого круга задач жизнедеятельности и самореализации человек использует выявившиеся психофизиологические мозговые константы музыкальности. Речь идёт не только об изменении адаптационных норм жизнедеятельности носителя музыкального сознания, но и об овладении системой средств адаптации [22].
Музыкальное исполнение, как и любой другой вид искусства, можно представить как способ обратной связи, при помощи которой человек передаёт вовне окружающим своё эмоциональное состояние. Если такой обратной связи нет, то невыраженное чувство «застревает» в теле в виде мышечного напряжения, вызывая спазм кровеносных сосудов, приводя к соматическим нарушениям. Человек становится рабом своего чувства, подчиняется ему и совершает действия и поступки, идущие вразрез с нормами социального поведения. А выражая свои чувства и переживания вовне, в окружающий социум при помощи образов искусства, в том числе музыкального, человек владеет своими чувствами, справляется со своими переживаниями, становится их хозяином [6], повышая тем самым уровень эмоционального интеллекта. Так, например, в исследовании М. Wachi была проведена оценка применимости игры на барабане в качестве средства снятия стресса и коррекции его последствий [25]. По результатам анализа крови и субъективных показателей настроения установлено, что в группе «барабанщиков» по сравнению с контролем отмечается нормализация активности клеток иммунной системы и повышение настроения, что отражает способность такого вида «разрядки» оказывать корректирующие эффекты благодаря модуляции специфических параметров нейроэндокринной и нейроиммун-ной систем в направлении, обратном классической стресс-реакции [5; 26].
В работе А. И. Федотчева и Г. С. Рад-ченко показано, что длительные занятия инструментальной музыкой вызы-
вают специфические структурно-функциональные изменения мозга, обусловленные механизмами его пластичности [5]. В то же время даже кратковременное музыкальное обучение изменяет характер переработки поступающей в мозг звуковой информации. В данном процессе участвуют все области мозга, в том числе те, которые обеспечивают восприятие информации из других областей познавательной деятельности [5; 22]. Исполнение музыки, будь то в домашних условиях, на работе или в школе, может создать динамичный баланс между более «логичным» левым и более «интуитивным» правым полушариями мозга. Из этого следует, что музыкальные занятия положительно влияют на когнитивные и эмоциональные процессы развития личностных способностей, на стабилизацию психологических состояний, в том числе и у лиц, не занимающихся профессиональной музыкальной деятельностью.
Наиболее естественным и самым целительным музыкальным инструментом, позволяющим максимально использовать безграничные резервы человеческого организма для поддержания внутренней гармонии души и тела, выступает человеческий голос. П. Хамель определяет голос как средство, которое становится тем более живым и интересным, чем больше оно используется и чем более свободен человек от стискивающих рамок страха, что может спеть неправильно [28]. Научившись передавать свои эмоции с помощью голоса, человек получает сильнейшее средство для снятия напряжения и выражения своей личности. В процессе вокализации развивается слух не
только физический, но и эмоциональный, что наделяет человека навыками узнавания и передачи той или иной эмоции посредством голоса. Владение интонацией произнесения и узнавания настроения собеседника по его интонациям развивает коммуникативные навыки, столь необходимые в повседневном общении. Понимание состояний и намерений собеседника без слов, только на основе интонации его высказывания, — чисто интуитивная способность и одновременно важнейшая характеристика эмоционального интеллекта личности [6]. В работе над фразой и текстом песни вокалист примеряет на себя чувства, судьбы, образы, погружается и проживает знакомые и незнакомые эмоции, расширяя таким образом свой диапазон чувствования, а значит, повышает знание и качество жизни.
Пение помогает спонтанно и искренне выражать свои эмоции. Вокализация, мурлыканье при ходьбе, работе дают возможность снять области ригидности и напряжения, так называемой мышечной «брони» на теле, освободить тело от зажимов. Закостенелые участки несут на себе печать боли, страха, отторжения и стыда. Пение нужных гласных или слогов, нот в сочетании с определёнными упражнениями избавляет от них, нормализует работу ранее блокированных органов и областей тела, возвращает здоровье и хорошее настроение [29]. Пение вокализов наподобие индийских мантр направлено на развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своём внутреннем мире; исполнение песен и музыкальных аффирма-ций — на формирование у исполни-
67
теля уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим, позитивного отношения к миру. Пение песен соответствующего содержания, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера, пробуждает мотиваци-онный энтузиазм [1]. Пение в хоре, как и игра в оркестре или в ансамбле, развивает такое ценное свойство характера, как чувство товарищества и коллективизма [6].
Одним из механизмов, объясняющих физиологическое воздействие вокализации, является гормональная регуляция психологического состояния исполнителя. Установлено, что во время пения выделяются эн-дорфины, оказывающие успокоительное действие. С другой стороны, вибрации, возникающие во время пения, частично блокируют передачу болевых сигналов в головной мозг. Отмечено, что максимальный эффект при этом достигается, когда исполнитель подбирает наиболее 68 подходящую для себя мелодию [29].
В процессе пения активно задействован дыхательный аппарат: фаза выдоха при пении по длительности в несколько раз превышает фазу вдоха, благодаря чему в организме создаётся кратковременное состояние лёгкой гипоксии. В крови снижается уровень кислорода и увеличивается доля углекислого газа. Известно, что парциальное давление углекислого газа в крови является важнейшим регулятором интенсивности окислительных процессов в тканях (эффект Вериго—Бора). Следовательно, повышение в крови парциального давления углекислого
газа способствует мощной биостимуляции за счёт активизации перехода кислорода из капилляров в ткани. Это оказывает чрезвычайно действенный эффект в коррекции и профилактике тревожных состояний, так как имеются убедительные данные о прямой связи затруднения дыхания и тревоги [30].
Ярким примером оздоровления личности через музыку, в процессе которого реализуются духовные и эмоциональные возможности человека, являются приёмы джазового интонирования. Подражание голосом инструментальной игре безгранично расширяет сферу использования голоса и рождает умение из хаоса создавать порядок, так как «музыкальная мысль усложняется по мере того, как пение "прорастает" в инструментальную игру» [18, с. 482]. Джазу свойственно вести слушателя в область тета-сознания — область высокотворческих волн мозга, которые связаны с художественным и духовным прозрением. Импровизация способна служить важным инструментом раскрытия уникального природного звучания собственного голоса [18]. В процессе импровизации исполнитель может с наибольшей эффективностью раскрыть себя, выявить и проработать внутренние конфликты, выплёскивая наружу всё, что копилось и сдерживалось, а значит, тем самым противостоять стрессу.
Таким образом, можно сказать, что через развитие вокального потенциала посредством приобретения певческого умения можно добиться снижения уровня личностной тревожности, развития способности к управлению своими ресурсами, самоконтролю и саморегуляции, что развивает твор-
ческое начало личности и приводит к личностным изменениям [3; 31; 32].
Важность воздействия музыки на человека не ограничивается борьбой с негативными психологическими состояниями личности. Необходимость перестройки психики человека актуализируется современными требованиями к его профессиональной компетенции. В настоящее время всё чаще говорят о профессиональном мастерстве как о рационально организованной систематической и целенаправленной деятельности, успешность которой определяется творческой самостоятельностью специалиста. Очевидно, что для развития творческой продуктивности в контексте профессиональной компетенции необходимо включать такую деятельность, которая будет воздействовать не только на логические, вербальные структуры мозга, но и на правое полушарие как основу многогранности контекста решаемой задачи [33]. Таким требованиям соответствует музыкально-исполнительская деятельность, которая повышает пластичность мозга, актуализируя существующие и формируя новые кортикальные связи, а также усиливает межполушарную синхронизацию, объединяя анализ (левое полушарие) и синтез (правое полушарие) в обработке информации [14].
Отличительной особенностью активной формы музыкального воздействия на психику человека является возможность импровизации — создания и выражения своего собственного музыкального «рисунка» чувств и пе-
реживаний. Спонтанность рассматривается как истинное условие, в котором определяется поток импровизации. Истинность эмоций и идей, которые овладевают исполнителем в музыкальном процессе, составляет суть импровизации. Импровизируя, исполнитель выплёскивает всё, что копилось и сдерживалось у него внутри, достигая тем самым состояния катарсиса [18]. Сочинённая музыка, если она уже известна слушателю, вызовет у него скорее повторение ранее испытанного им эмоционального отклика, а не тот, что согласуется с его текущим эмоциональным состоянием. Поскольку импровизационная музыка не вызывает специфических ассоциаций с прошлым, у неё есть возможность достичь наиболее глубокого и наиболее спонтанного эмоционального уровня конкретного человека [27].
Заключение
В условиях быстро меняющегося мира музыка может выступать одним из эффективных инструментов саморегуляции психологического состояния человека в осуществлении его личностных задач, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для интеллектуальной деятельности и профессионального роста как профессионального музыканта, так и рядового любителя музыки. В силу этого данный материал может быть применим в вузовском музыкально-педагогическом образовании в целях повышения психолого-педагогической компетентности будущих педагогов-музыкантов.
69
Авторы выражают благодарность руководителю научно-образовательного центра «Психология искусства» Института изящных искусств Мо-
сковского педагогического государственного университета, доктору педагогических и психологических наук, профессору Алле Владимировне Тороповой за помощь в подготовке рукописи к публикации.
The authors are grateful to the head of the scientific and educational center "Psychology of Art" of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University, Doctor of Pedagogical and Psychological Sciences, Professor Alla Vladimirovna Toropova for her assistance in preparing the manuscript for publication.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Петрушин, В. И. Возможности музыкально-интегральной психотерапии в профилактике городских неврозов [Текст] / В. И. Петрушин // Вестник МГУКИ. -2016. - № 4 (72). - С. 124-131.
2. Блинова, О. А. Методика личностно-ори-ентированной коррекции профессионального развития средствами музыки [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / О. А. Блинова. - М., 2002. - 185 с.
3. Лесницкая, О. Н. Использование голоса в регуляции психологического состояния: тренинги терапии голосом и их возможности [Текст] / О. Н. Лесницкая // Человек. Искусство. Вселенная. - 2015. -№ 1. - С. 239-246.
4. Матохина, А. А. Исследование влияния 70 классической музыки на функциональное
состояние людей различных профессий [Электронный ресурс] / А. А. Матохина // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». -2013. - № 2 (22). URL: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1367241239.pdf (дата обращения: 02.06.2018).
5. Федотчев, А. И., Радченко, Г. С. Музыкальная терапия и «музыка мозга»: состояние, проблемы и перспективы исследований [Текст] / А. И. Федотчев, Г. С. Рад-ченко // Успехи физиологических наук. -2013. - Т. 44. № 4. - С. 35-50.
6. Петрушин, В. И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий [Текст] / В. И. Петру-шин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2016. - № 2 (14). - С. 68-82.
7. Петрушин, В. И., Дымникова, М. В. Эволюция взглядов на музыкальность и природу музыкальных способностей в музыкальной психологии и психологии музыкального образования [Текст] / В. И. Петрушин, М. В. Дымникова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2017. - № 3. -С. 64-75.
8. Хрущ, О. И., Саранская, Н. В. Методы регуляции эмоционального состояния [Текст] / О. И. Хрущ, Н. В. Саранская // Амурский научный вестник. - 2013. -№ 3. - С. 190-196.
9. Руденко, А. М. Музыкальная терапия как эффективное средство прикладной психологии и психотерапии [Текст] / А. М. Ру-денко // Альманах современной науки и образования. - Тамбов : Грамота, 2007. -№ 1 (1). - C. 210-212.
10. Грушко, Н. В. Исследования эффективности метода «Психокоррекция творческим самовыражением» в групповой психокор-рекционной работе [Текст] / Н. В. Груш-ко // Вестник Омского университета. Сер. Психология. - 2014. - № 2. - С. 58-64.
11. Hughes, J. R. The Mozart Effect [Text] / J. R. Hughes // Epilepsy Behavior. - 2001. -Vol. 2, no. 5, pp. 396-417.
12. Hughes, J. R., Fino, J. J. The Mozart effect: distinctive aspects of the music - a clue to brain coding? [Text] / J. R. Hughes, J. J. Fino // Clinical EEG. - 2000. - Vol. 31, No. 2, pp. 94-103.
13. Thompson, W. F., Schellenberg, E. G., Hu-sain, G. Arousal, mood, and the Mozart effect [Text] / W. F. Thompson, E. G. Schellenberg, G. Husain // Psychological Science. - 2001. - No. 12 (3), pp. 248-251.
14. Дымникова, М. Физиологические аспекты музыки и долголетие [Текст] / М. Дымникова // Успехи геронтологии. - 2015. -Т. 28, № 4. - С. 645-655.
15. Кирносова, Е. Н. «Эффект Моцарта»: pro et contra [Текст] / Е. Н. Кирносова // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. -2017. - № 2 (23). - С. 29-34.
16. Фролкин, В. А. Модели мозга, разработанные в музыкальной психологии [Текст] / В. А. Фролкин // Художественное образование и наука. - 2014. - № 1. -С. 116-123.
17. Бехтерева, А. И. Влияние музыки на человека [Текст] / А. И. Бехтерева // Избранные доклады 61-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых учёных. - Томск : Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2015. -С. 893-896.
18. Трифонова, Е. С. Феномен музыкальной терапии в контексте вокальной джазовой музыки [Текст] / Е. С. Трифонова // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Самара : Изд-во: Самарского государственного института культуры, 2016. - С. 479-485.
19. Киреева, Л. А., Яковлев, В. Н., Дорохов, Е. В. и др. Влияние прослушивания музыки Моцарта и рок-музыки на умственную работоспособность у студентов с различными типами высшей нервной деятельности [Текст] / Л. А. Киреева, В. Н. Яковлев, Е. В. Дорохов, А. В. Серги-енко, А. В. Карпова, Е. Ю. Анциферова // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2015. - Т. 18, № 1. - С. 102105.
20. Хайт, Г. А. Музыка и здоровье [Текст] / Г. А. Хайт // Медицинские, социальные и философские аспекты здоровья человека в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: коллективная монография. - Орёл : Изд-во Орловского гос. университета им. И. С. Тургенева, 2015. - С. 143-148.
21. Sharman, L., Dingle, G. A. Extreme metal music and anger processing [Text] / L. Shar-
man, G. A. Dingle // Frontiers in Human Neuroscience. - 2015. - Vol. 9, pp. 272-283.
22. Мстиславская, Е. В. Музыкальное развитие личности как условие адаптации к социокультурной среде [Текст] / Е. В. Мстиславская // Образование и саморазвитие. -2011. - № 3 (25). - С. 98-103.
23. Пинчук, Н. В. Психоакустика и воздействие шума (психолого-педагогический аспект) [Текст] / Н. В. Пинчук. - СПб. : Речь, 2007. - 128 с.
24. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студентов муз. факультетов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г. М. Цыпина. - М. : Академия, 2003. - 368 с.
25. Wachi, M, Koyama, M., Utsuyama, M, Bitt-man, B. B., Kitagawa, M., Hirokawa, K. Recreational music-making modulates natural killer cell activity, cytokines, and mood states in corporate employees [Text] / M. Wachi, M. Koyama, M. Utsuyama,
B. B. Bittman, M. Kitagawa, K. Hirokawa // Medical Science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. - 2007. - Vol. 13, No. 2, pp. 57-70.
26. Грушко, Н. В. Использование музыки как средства психокоррекции личностных проблем творческим самовыражением [Текст] / Н. В. Грушко // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - -шл 2008. - № 2. - С. 77-81. 'I
27. Морено, Д. Д. Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама [Текст] / Д. Д. Морено. - М. : Когито-Центр, 2009. - 143 с.
28. Хамель, П. М. Через музыку к себе. Как мы познаём и воспринимаем музыку [Текст] / П. М. Хамель. - М. : Классика-XXI, 2007. - 248 с.
29. Волчек, О. Д., Алексина, Л. А. Использование вибрации и виброакустики в медицине [Текст] / О. Д. Волчек, Л. А. Алексина // Учёные записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. -2011. - Т. 18. № 1. -
C. 12-21.
30. Лоуэн, А. Депрессия и тело [Текст] / А. Лоуэн. - М. : Велигор, 2015. - 319 с.
31. Барвинская, Е. М. Влияние вокальной деятельности на психофизическое здоровье
человека [Текст] / Е. М. Барвинская // Вестник Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств. - 2013. -№ 1 (4). - С. 62-65.
32. Салова, Н. С. Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности [Текст] / Н. С. Салова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2007. - № 1. - С. 18-23.
33. Гальцов, И. О. Музыкальная деятельность как акме-фактор развития творческой активности в контексте инновационно-предпринимательской компетенции выпускников вуза [Текст] / И. О. Галь-цов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5 (24). - С. 101-104.
REFERENCES
1. Petrushin V. I. Vozmozhnosti muzykal'no-integral'noj psikhoterapii v profilaktike gorodskikh nevrozov [Possibilities of music-integral psychotherapy in the prevention of urban neuroses]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultuty i iskusstv - The Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2016, no. 4 (72), pp. 124-131 (in Russian).
2. Blinova O. A. Metodika lichnostno-orien-tirovannoj korrektsii professional'nogo raz-vitiya sredstvami muzyki [The method of personal-oriented correction of profes-
72 sional development by means of music].
PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2002. 185 p. (in Russian).
3. Lesnitskaya O. N. Ispol'zovanie golosa v regulyatsii psikhologicheskogo sostoyaniya: treningi terapii golosom i ikh vozmozhnosti [Use of voice in the regulation of psychological state: training in voice therapy and their capabilities]. Chelovek. Iskusstvo. Vse-lennaya [The Man. Art. Universe], 2015, no. 1, pp. 239-246 (in Russian).
4. Matokhina A. A. Issledovanie vliyaniya klassicheskoj muzyki na funktsional'noe sostoyanie lyudej razlichnykh professij [The study of the influence of classical music on the functional state of people of various professions]. Elektronnyj nauchno-obrazo-vatel'nyj zhurnal VGSPU "Grani poznani-ya" [Electronic scientific and educational journal of VSPU "Borders of knowledge"],
2013, no. 2 (22). Available at: http://grani. vspu.ru/files/publics/1367241239.pdf (accessed: 2 June 2018) (in Russian).
5. Fedotchev A. I., Radchenko G. S. Muzykal'-naya terapiya i "muzyka mozga": sostoyanie, problemy i perspektivy issledovanij [Music therapy and "music of the brain": the state, problems and prospects of research]. Uspekhi fiziologicheskikh nauk -Progress in Physiological Sciences, 2013, vol. 44, no. 4, pp. 35-50 (in Russian).
6. Petrushin V. I. O razvitii emotsional'nogo intellekta v protsesse muzykal'nykh zanyatij [On the development of emotional intelligence in the process of musical studies]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 2 (14), pp. 68-82 (in Russian).
7. Petrushin V. I., Dymnikova M. W. Evo-lyutsiya vzglyadov na muzykal'nost' i priro-du muzykal'nykh sposobnostej v muzy-kal'noj psikhologii i psikhologii muzykal'no-go obrazovaniya [Evolution of views on the musicality and nature of musical abilities in musical psychology and the psychology of musical education]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2017, no. 3, pp. 64-75 (in Russian).
8. Khrushch O. I., Saranskaya N. V. Metody regulyatsii emotsional'nogo sostoyaniya [Methods of the regulation of the emotional state]. Amurskij nauchnyj vestnik [Amur scientific bulletin], 2013, no. 3, pp. 190-196 (in Russian).
9. Rudenko A. M. Muzykal'naya terapiya kak effektivnoe sredstvo prikladnoj psikhologii i psikhoterapii [Music therapy as an effective tool for applied psychology and psychotherapy]. Al'manakh sovremennoj nauki i obrazovaniya - Almanac of modern science and education. Tambov: Gramota Publ., 2007, no. 1 (1), pp. 210-212 (in Russian).
10. Grushko N. V. Issledovaniya effektivnosti metoda "Psikhokorrektsiya tvorcheskim samovyrazheniem" v gruppovoj psikhokor-rektsionnoj rabote [Research of the effectiveness of the method "Psychocorrection
by creative self-expression" in group psy-chocorrectional work]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" - Bulletin of Omsk University. Series: Psychology.
2014, no. 2, pp. 58-64 (in Russian).
11. Hughes J. R. The Mozart Effect. Epilepsy Behavior, 2001, vol. 2, no. 5, pp. 396-417.
12. Hughes J. R., Fino J. J. The Mozart effect: distinctive aspects of the music - a clue to brain coding? Clinical EEG, 2000, vol. 31, no. 2, pp. 94-103.
13. Thompson W. F., Schellenberg E. G., Hu-sain G. Arousal, mood, and the Mozart effect. Psychological Science, 2001, no. 12 (3), pp. 248-251.
14. Dymnikova M. Fiziologicheskie aspekty muzyki i dolgoletie [Physiological aspects of music and longevity]. Uspekhi gerontolo-gii - Advances in Gerontology, 2015, vol. 28, no. 4, pp. 645-655 (in Russian).
15. Kirnosova E. N. "Effekt Motsarta": pro et contra ["The Effect of Mozart": pro et contra]. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, ot-vety, 2017, no. 2 (23), pp. 29-34 (in Russian).
16. Frolkin V. A. Modeli mozga, razrabotannye v muzykal'noj psikhologii [Brain models developed in musical psychology]. Khu-dozhestvennoe obrazovanie i nauka - Art Education and Science, 2014, no. 1, pp. 116123 (in Russian).
17. Bekhtereva A. I. Vliyanie muzyki na che-loveka [Influence of music on the person]. Izbrannye doklady 61-j universitetskoj nauchno-tekhnicheskoj konferentsii studen-tov i molodykh uchenykh [Selected reports of the 61st University Scientific and Technical Conference of Students and Young Scientists]. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj arkhitekturno-stroitel'nyj universitet Publ.,
2015, pp. 893-896 (in Russian).
18. Trifonova E. S. Fenomen muzykal'noj terapii v kontekste vokal'noj dzhazovoj muzyki [The phenomenon of music therapy in the context of vocal jazz music]. Modernizatsiya kul'tury: ot kul 'turnojpolitiki k vlasti kul 'tury: materia-ly IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Modernization of culture: from cultural politics to the power of culture: materials of the IV International Scientific and Practical Conference]. Samara: Samarskij
gosudarstvennyj institut kul'tury Publ. 2016, pp. 479-485 (in Russian).
19. Kireeva L. A., Yakovlev V. N., Doro-khov E. V., Sergienko A. V., Karpova A. V., Antsiferova E. Yu. Vliyanie proslushivaniya muzyki Motsarta i rok-muzyki na umstven-nuyu rabotosposobnost' u studentov s razli-chnymi tipami vysshej nervnoj deyatel'nosti [The influence of listening to Mozart's music and rock music on mental performance in students with different types of higher nervous activity]. Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny - Applied Information Aspects of Medicine, 2015, vol. 18, no. 1, pp. 102-105 (in Russian).
20. Khajt G. A. Muzyka i zdorov'e [Music and Health]. Meditsinskie, sotsial'nye ifilosofsk-ie aspekty zdorov'ya cheloveka v sovremen-nom obshchestve: opyt mezhdistsiplinarnykh issledovanij [Medical, social and philosophical aspects of human health in modern society: the experience of interdisciplinary research]. Orel: Orlovskij gos. universitet im. I. S. Turgeneva, 2015, pp. 143-148 (in Russian).
21. Sharman L., Dingle G. A. Extreme metal music and anger processing. Frontiers in Human Neuroscience, 2015, vol. 9, pp. 272-283.
22. Mstislavskaya E. V. Muzykal'noe razvitie lichnosti kak uslovie adaptatsii k sotsio-kul'turnoj srede [Musical development of the personality as a condition for adaptation to the socio-cultural environment]. Obrazovanie i samorazvitie - Education and Self-Development, 2011. no. 3 (25), pp. 98103 (in Russian).
23. Pinchuk N. V. Psikhoakustika i vozdejstvie shuma (psikhologo-pedagogicheskij aspekt) [Psychoacoustics and the influence of noise (psychological and pedagogical aspect)]. St. Petersburg: Rech' Publ., 2007. 128 p. (in Russian).
24. Tsypin G. M. Psikhologiya muzykal'noj deyatel'nosti: teoriya ipraktika [Psychology of musical activity: theory and practice]. Under the editorship of G. M. Tsypin. Moscow: Akademiya Publ., 2003. 368 p. (in Russian).
25. Wachi M., Koyama M., Utsuyama M., Bitt-man B. B., Kitagawa M., Hirokawa K. Recreational music-making modulates natural
73
74
killer cell activity, cytokines, and mood states in corporate employees. Medical Science monitor: international medical journal of experimental and clinical research, 2007, vol. 13, no. 2, pp. 57-70.
26. Grushko N. V. Ispol'zovanie muzyki kak sredstva psikhokorrektsii lichnostnykh problem tvorcheskim samovyrazheniem [Use of music as a means of psycho-correction of personal problems by creative self-expression]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" - Bulletin of the Omsk University. Series: Psychology, 2008, no. 2, pp. 77-81 (in Russian).
27. Moreno D. D. Vklyuchi svoyu vnutrennyuyu muzyku: Muzykal'naya terapiya ipsikhodra-ma [Turn on your inner music: Music therapy and psychodrama]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 2009. 143 p. (in Russian).
28. Khamel' P. M. Cherez muzyku k sebe. Kak my poznaem i vosprinimaem muzyku [Through music to yourself. How we perceive and perceive music]. Moscow: Klassi-ka-XXI Publ., 2007. 248 p. (in Russian).
29. Volchek O. D., Aleksina L. A. Ispol'zovanie vibratsii i vibroakustiki v meditsine [The use of vibration and vibroacoustics in medicine]. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova [The Scientific Notes of the I. P. Pavlov St. Petersburg State Medical University], 2011. Vol. 18, no. 1, pp. 12-21 (in Russian).
30. Louen A. Depressiya i telo [Depression and the body]. Moscow: Veligor, 2015. 319 p. (in Russian).
31. Barvinskaya E. M. Vliyanie vokal'noj de-yatel'nosti na psikhofizicheskoe zdorov'e cheloveka [Influence of vocal activity on psychophysical health of the person]. Vestnik Vostochno-Sibirskoj gos. Akademii kul 'tury i iskusstv - Herald of the East Siberian State Academy of Culture and Arts], 2013, no. 1 (4), pp. 62-65 (in Russian).
32. Salova N. S. Vliyanie vokal'nogo treninga na uroven' lichnostnoj trevozhnosti [The influence of vocal training on the level of personal anxiety]. Vestnik Samarskoj gumani-tarnoj akademii. Seriya "Psikhologiya" -Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Psychology], 2007, no. 1, pp. 18-23 (in Russian).
33. Gal'tsov I. O. Muzykal'naya deyatel'-nost' kak akme-faktor razvitiya tvor-cheskoj aktivnosti v kontekste inno-vatsionno-predprinimatel'skoj kompe-tentsii vypusknikov vuza [Musical activity as an acme-factor of development of creative activity in the context of innovation-entrepreneurial competence of graduates of the university]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya -The world of science, culture and education, 2010, no. 5 (24), pp. 101104 (in Russian).
Статья поступила в редакцию 07.06.2018. The article was received on 07.06.2018.
Фомин Алексей Викторович, коуч Российского отделения Международной федерации коучинга e-mail: fomalex-1984@mail.ru
Кабинет частной практики,
проспект Ленинского комсомола, 2-4-118, Московская область, г. Видное, Российская Федерация, 142701
Alexey V. Fomin, coach e-mail: fomalex-1984@mail.ru
The private coaching practice room of the Russian branch of the International Coaching Association,
Leninsky Komsomol prospect, 2-4-118, Vidnoe, Moscow Region, Russian Federation, 142701
Зотова Мария Александровна, кандидат биологических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского института иммунологии e-mail: zotova.chel@mail.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет»,
ул. Воровского, 64, Челябинск, Российская Федерация,454092
Maria A. Zotova, PhD of Biological Sciences, Research Officer, Research Institute of Immunology e-mail: zotova.chel@mail.ru
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-Ural State Medical University",
Vorovskogo Street, 64, Chelyabinsk, Russian Federation, 454092
75