УДК 330.36
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ ЭКОНОМИКИ
М.А. Гасанов, А.П. Тютюшев*
Томский политехнический университет
* ЗАО «Сибирская аграрная группа»
E-mail: [email protected]
Проведен анализ структурных сдвигов в условиях реформируемой российской экономики. Описано влияние институциональной структуры и формируемой ею институциональной среды на процесс структурной модернизации российской экономики. Выявлены факторы формирования институциональных условий, механизмы развития институтов, регулирующие и стабилизирующие производственную среду.
Ключевые слова:
Институциональная структура, институциональная среда, инновационная экономика, структурная модернизация, структурные сдвиги.
На фоне развертывания прогрессивных структурных сдвигов мировой экономики формирование и эффективное функционирование системы институтов, адекватных формированию и развитию социально-ориентированной инновационной экономики, является необходимым условием социально-экономического развития России. А так же это способствует проведению модернизации воспроизводственной, технологической и отраслевой структуры в частности, поскольку обеспечивает сокращение объема трансакционных издержек в ее экономической системе.
Систему социально-экономических институтов, влияющих на направления и формы реализации интересов экономических агентов в процессе структурной модернизации, можно определить как институциональную структуру, которая, в свою очередь, формирует институциональную среду и условия. В.В. Вольчик обозначает институциональную структуру как определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющего ограничения для хозяйствующих субъектов [1. С. 21].
Тесную связь институциональной структуры с институциональной средой, подчеркивает О.И. Уильямсон: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления» [2. С. 271]. Институциональная среда состоит из системообразующих правил игры. По Д. Норту и Л. Дэвису институциональная структура -это многомерная система координат, которую образует институциональная среда [3].
Под институтами в данном случае понимаются устойчивые, постоянно воспроизводящиеся социальные, правовые, экономические и другие отношения которые, собственно и структурируют общественную жизнь. Функциями социально-экономических институтов являются снижение трансакционных издержек, накопление, передача информации и обеспечение непрерывности общественного воспроизводства.
Е.А. Ерохина определяет негэнтропийную [4] функцию институтов как обеспечение структурной устойчивости, повышение уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие циклические колебания.
Существенную роль в формирования структурной модели инновационного типа экономики играют институциональные условия, представленные определенными социальными ин-
Гасанов Магеррам Али-
оглы, канд. эконом. наук, доцент кафедры экономики инженерно-экономического факультета ТПУ.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: структурные сдвиги в экономике, модернизационные и трансформационные процессы, инновационное развитие. Тютюшев Андрей Петрович, генеральный директор ЗАО «Сибирская аграрная группа». E-mail: [email protected]
Область научных интересов: структурные сдвиги в экономике, кластерообразование, сетевые связи.
ститутами, выступающими в форме организации регулирования этого процесса. Факторами формированияинституциональных условий можно считать развитие отношений собственности, уровень спецификации и защищенности, логику социального контракта, взаимодействие института власти и собственности, правовое обеспечение производственной и хозяйственной деятельности, налоговое законодательство, степень развития человеческого потенциала.
Эффективное функционирование институциональной структуры оказывает позитивное воздействие на модернизационные процессы, поскольку сокращает объем трансакционных и трансформационных издержек и зависит от сложившихся взаимоотношений государства с основными макроэкономическими субъектами.
Одной из важных предпосылок становления и развития процессаинновационной модернизации является зрелость и устойчивость институциональной среды. Для этого необходимы механизмы, позволяющие постоянно развивать институты, регулирующие и стабилизирующие производственную среду. Основными направлениями институциональных преобразований могут быть: повышение эффективности приватизации и управления госсобственностью, совершенствование государственно-частного партнерства, реформирование естественных монополий и банковского сектора, развитие конкуренции, эффективное использование прав собственности в сфере нематериальных активов, оптимизация трансакционных издержек, противодействие оппортунистическому поведению хозяйствующих субъектов. Переход к инновационному типу воспроизводства обращает внимание на высокие издержки, которые приходится нести субъекту для защиты своих прав собственности и для контроля качества поставляемой продукции, так называемые трансакционные издержки. К ним можно отнести затраты на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения, затраты, связанные с плохой адаптацией к непредвиденным событиям, расходы на тяжбы, организационные и эксплуатационные расходы, затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств, затраты на поиск и обработку необходимой информации.
Снижение трансакционных издержек, по мнению многих исследователей, является важнейшей целью и результатом функционирования экономических институтов. Среди методов минимизации трансакционных издержек можно выделить: развитие информационных технологий (новые виды электронных коммуникаций приводят к стремительному сокращению издержек); вертикальная интеграция (позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией); государственная политика, направленная на обеспечение экономической информацией других субъектов экономики и формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы; распределение контроля внутри организации; повышение уровня профессиональной подготовки, управленческой культуры руководителей хозяйствующих субъектов.
Институциональные преобразования, начатые в 90-х гг. и направленные на либерализацию рынка и спецификацию форм собственности, не способствовали снижению трансакционных издержек. Как следствие сохраняется неэффективность институциональной структуры, и, более того, имеется тенденция к ее стагнации.
Проблемы совершенствования системы национальных институтов особенно актуальны при решении задачи диверсификации структуры как одно из важных направлений структурной модернизации. По нашему мнению, можно выделить следующие группы экономических институтов, необходимых для формирования инновационной экономической структуры [5. С. 80]:
• правовые (институты судебной, законодательной и административной системы);
• регулирующие (органы, занимающиеся контролированием и регулированием различных сторон и повседневной деятельности предприятий, а также обладающие правом приостановления деятельности компаний);
• развития человеческого капитала;
• координации и распределения рынков (кредитно-банковская система, фондовый рынок, страховые компании, пенсионные фонды).
В настоящее время незавершенность институциональных преобразований является основным фактором, препятствующим структурной модернизации экономики и формировании ее
инновационной модели развития. Анализируя динамику и результативность проводимых экономических реформ в России, можно выявить их характерные особенности:
• негативистский тип формирования большинства институтов, которые строились по принципу «от противного», отвергая имевшиеся институты целиком и полностью;
• «кризисный стиль» институционального развития;
• упор на импортирование институтов;
• неравномерность и несогласованность институциональных преобразований в разных сферах общественно-экономической деятельности;
• широкое распространение неформальных институтов в связи с неспособностью формальных институтов осуществлять регулирование значительного количества институциональных пустот.
Следует отметить, что эффективность институциональной структуры определяется объемом трансакционных издержек. Известный представитель неоинституционализма Р. Коуз определяет трансакционные издержки «как издержки использования механизма цен», «издержки осуществления трансакций обмена на открытом рынке», а также «рыночные издержки» [6. С. 224]. Наиболее удачное и получившее широкое распространение определение трансакционных издержек было дано К. Далманом, согласно которому «трансакционные издержки - это издержки сбора и обработки информации, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта» [7. С. 162].
В условиях рыночной трансформации отечественной экономики и острой необходимости модернизации ее структуры, проблема выбора методов и форм осуществления институциональных преобразований сегодня не решена. Сторонники «институциональной модернизации» [8. С. 13], «проектного подхода» [9. С. 120],«интерактивной модернизации» [10. С. 6], имея совершенно противоположные подходы и принципы к методам и формам осуществления институциональных преобразований, тем не менее, признают, что доминирующая роль в формировании стратегии модернизации принадлежит государству.
По мнению В. Полтеровича, В. Попова выбор стратегии структурной модернизации должен опираться на опыт других стран, ставивших перед собой задачу догоняющего развития. Данные авторы выделяют четыре основных стадии догоняющего развития: 1) начальной модернизации (индустриализации); 2)инициации экспортно-ориентированного роста; 3) стимулирования ускоренного развития; 4) развитого рынка. По мнению Л. Фрейнкмана, В. Дашкеева в условиях перехода к инновационному типу развития качественная модернизация институтов предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов [5. С. 82], воздействующих на позитивные структурные сдвиги в экономике:
• повышенные требования к качеству человеческого капитала, что предполагает необходимость существенных изменений в системах образования и здравоохранения, а также других институтов;
• инновационный характер экономики, требующий адекватных систем поддержки (финансовые инструменты, защита авторских прав, низкие издержки входа на рынок, справедливость конкуренции);
• дальнейшее укрепление специализации и разделения труда, что выдвигает требования к механизмам координации деятельности и сокращения трансакционных издержек;
• усложнение хозяйственной системы и возникновение новых комплексных рисков для устойчивого развития, что предполагает развитие надежных систем распределения рисков, эффективного мониторинга социально-экономических процессов;
• усиление роли информации и информационных технологий, что ведет к дальнейшему росту спроса на информацию о деятельности всех ведущих институтов и организаций, повышает требования к их прозрачности.
Развитие социально-экономической системы в условиях инновационной парадигмы предъявляет более высокие требования к качеству функционирования базовых институтов. По своему социально-экономическому содержанию механизм структурной модернизации представляет совокупность организационных структур и форм хозяйствования, правовых норм и
методов управления, используемых для формирования сбалансированных структурных макропропорций. Он включает: рыночное саморегулирование, государственное регулирование на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях и обеспечивает процесс технологической, отраслевой и институциональной модернизации, формирование высокотехнологичных и конкурентоспособных секторов экономики. Функционирование рассматриваемого механизма способствует становлению нового технологического уклада, инновационного типа отраслевой структуры и формированию более совершенной институциональной структуры макроэкономики.
В отечественной экономике недооценивается роль институциональной среды в процессе структурной модернизации. Под институциональной средой понимается совокупность «правил игры», то есть основополагающих экономических, политических, юридических правил взаимодействия между субъектами, определяющих рамки их поведения. Изменение институтов обусловлено сдвигами в технологическом базисе экономики, что приводит к изменениям в экономической деятельности, поведении, мотивации субъектов экономики. Но совершенствование институциональной среды должно опираться на продуманную политику экономических изменений. Именно политика закладывает институциональный базис современного хозяйства и, следовательно, может оказывать тормозящее или стимулирующее воздействие на структурные сдвиги в экономике [11. С. 75].
Современное состояние институциональной среды нельзя признать удовлетворительным с точки зрения реализации структурной модернизации. Нерешенными остаются проблемы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности, отсутствует внятная государственная политика развития и поддержки инновационного предпринимательства, недооценивается роль институциональных факторов в структурном развитии экономики.
Институциональные преобразования в российской экономике будут зависеть от качества реструктуризации банковской системы. Российская финансовая система не в состоянии предоставить растущему бизнесу необходимые инвестиционные ресурсы для долгосрочных вложений в целях развития наукоемкого, высокотехнологического сектора, венчурного производства. Роль главных внутренних кредиторов российской промышленности играют Сбербанк и Внешторгбанк, но их возможностей явно не хватает. Процессы дальнейшего инвестирования в экономику в России сильно зависят от состояния и динамики фондовых рынков. За последнее время в России сложились действенные биржевые площадки, где осуществляется торговля ценными бумагами, способствующая долгосрочным инвестициям и поглощениям. При этом увеличивается участие на рынке ценных бумаг не только крупных, но и мелких частных инвесторов. Однако отсутствие надежной законодательной защиты вложений в ценные бумаги все еще сильно сдерживает данный процесс. В стадии зарождения находится функционирование на рынке ценных бумаг таких институциональных инвесторов как страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды. Российский фондовый рынок, хотя и набирает обороты, но еще не способен удовлетворить потребности реального сектора из-за малочисленности основного для экономики среднего класса и неразвитости институтов коллективного инвестирования.
В ходе трансформационных процессов в России наиболее ярко проявились проблемы, связанные с издержками оппортунистического поведения, под которым понимается недобросовестное поведение, нарушающее условие сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнерам. Степень оппортунизма определяется институциональными факторами, причем, прежде всего, той группой этих факторов, которая связана с поведением государства. Длительное время российское государство плохо защищало контракты, а нередко и само нарушало обязательства, являясь одной из сторон контракта. Незавершенность процессов формирования институциональной структуры, в частности правовых институтов, привела к возрастанию роли неформальных отношений. Неформальные взаимосвязи между экономическими агентами выступают как альтернатива, гарантирующая исполнение условий контрактов.
Разновидностью оппортунистического поведения является коррупция. Коррупционная деятельность возникает и воспроизводится в конкретных условиях в конкретной институциональной среде. Россия принадлежит к институциональным пространствам, где имеют место наивысшие показатели коррумпированности. Согласно оценкам суммарный объем взяток в России сравним с годовым бюджетом страны. Коррупция является одним из главных барьеров
на пути развития позитивных структурных сдвигов в экономике и развития инновационной модели российского общества.
В условиях рыночной трансформации российской экономики институциональные и нормативные функции государства как административно-правового субъекта все еще не соответствуют реальным потребностям развития общества. Процесс обретения новых функций государством протекает во взаимодействии с формированием рынка и является достаточно длительным и сложным. Особенность современного этапа российской социально-экономической трансформации состоит в том, что в ней параллельно идет процесс рыночных преобразований, модернизация российской экономики [12. С. 43], и переход к инновационному типу развития. Это вызывает кардинальные изменения роли государства в формировании экономической политики и институциональных механизмов ее реализации. В результатерыночных трансформаций государство стало одним из участников экономического процесса, что является фундаментальным принципом современной рыночной экономики. Задачами государственной структурной политики является решение проблем, вытекающих из общих закономерностей и специфических особенностей развития российской экономики при переходе к рынку и в условиях современного этапа научно-технической революции, проведения инновационной модернизации структуры экономики, что определяет решение следующих ключевых задач:
• формирование экономической модели инновационного развития и выработка инструментов структурно-технологической политики, обеспечивающих это развитие с учетом эволюционной составляющей;
• неотлагательное проведение форсированной структурной модернизации экономики с максимальным использованием институциональных механизмов и в соответствии с требованиями современного технологического уклада, формирование национальной инновационной системы, способствующей консолидации инвестиционных, материальных, интеллектуальных ресурсов экономики;
• всемерное развитие человеческого капитала, способствующего становлению и развитию инновационного расширенного воспроизводства национального хозяйства;
• формирование конкурентных преимуществ национальной инновационной системы в глобальной экономической системе.
Нужно отметить, что роль государства в экономике меняется по мере прохождения различных этапов переходного периода. Политика структурной перестройки экономики в период реформ первого этапа включала изменения отраслевой структуры экономики и преобразование производственных единиц планового хозяйства в рыночные фирмы на микроуровне. Либерализация цен привела к формированию механизмов структурной перестройки экономики, формированию финансовых рынков и рыночных механизмов перелива и концентрации капиталов, необходимых для эффективной структурной модернизации экономики. Однако реализация последней не происходит в силу отсутствия продуманной структурной политики государства, а рыночные силы в рамках существующих механизмов институциональной среды модернизируют производственную структуру в объеме и качестве, несоответствующих требованиям усиливающейся глобальной конкуренции.
До наступления финансово-экономического кризиса, российская экономика росла достаточно высокими темпами, но при этом увеличивался абсолютный разрыв с развитыми странами по объему ВВП на душу населения и продолжала снижается доля высокотехнологичного экспорта. Тем не менее, российская экономика имеет определенные преимущества в области развития человеческого капитала, накопленной инфраструктуры для инновационного развития. Реализация стратегии структурной модернизации предполагает высококачественный управленческий капитал и институты, способствующие развитию и гибкой адаптации требованиям глобальной конкуренции. В этих условиях особое значение, приобретает практика индикативного планирования и интерактивного управления позитивными структурными сдвигами в экономике. По мнению В. Полтеровича, важной предпосылкой создания системы интерактивного управления структурным развитием и экономическим ростом являются сформированные недавно институты развития: Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестиционный
фонд России, особые экономические зоны, технопарки [10. С 22]. Основными задачами стратегического интерактивного планирования являются:
• решение проблем межсекторной, межвременной и межрегиональной координации при реализации проектов по модернизации базовых отраслей;
• координация заимствования новых технологий;
• координация деятельности институтов развития;
• учет структурных потребностей в рабочей силе, политика в сфере образования;
• совершенствование институтов: завоевание доверия в открытом процессе формирования стратегий; повышение ответственности государства; упорядочение процессов лоббирования, ограничение коррупции.
В России в целях преодолении «провалов рынка» и концентрации инвестиционного, инновационного потенциала с приложением особых благоприятных институциональных условий созданы институты развития в виде государственных корпораций, которые должны формировать заделы в прорывных направлениях научно-технического прогресса на пути к инновационному типу развития. По мере достижения ими функциональной нацеленности и имманентных целей они будут трансформированы в акционерную форму собственности, чтобы максимально реализовать потенциал предпринимательских способностей и рыночных механизмов мотивации частного капитала.
Наиболее востребованным механизмом, объединяющим потенциал сотрудничества, является государственно-частное партнерство, выступающее как институциональный и организационный альянс государства и бизнеса в целях реализации общественно значимых проектов, охватывающих развитие стратегически важных отраслей промышленности, научноисследовательских конструкторских работ и производство продукции в общественном секторе. В данном партнерстве специализация бизнеса проявляется в производстве и инновационном обновлении высококонкурентных товаров и услуг посредством инструментов улучшающих инновации, воспроизводства трудовых и природных ресурсов, а также исполнения своих налогово-фискальных обязательств перед государством. Функции государства детерминируются в реализации долгосрочной и среднесрочной стратегии социально-экономического, инновационно-технологического и экологического развития. Поддержка и стимуляция базисных инноваций, формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата, пропорциональное и устойчивое развитие секторов экономики, обеспечение экономической и технологической безопасности являются стратегической прерогативой государства. В целях оптимизации и повышения эффективности собственности оно стерилизует неэффективные формы ведения хозяйства, передает функции управления собственности бизнесу в рамках концепции смешанной экономики. В свою очередь, бизнес пользуется государственными гарантиями и расширяет сферу приложения организационного опыта, знания, ноу-хау в производство, осуществляет инвестиции, тем самым повышает эффективность экономической деятельности. Решение данных задач потребует интенсивного развития системы государственно-частного партнерства, позволяющей вовлечь в процесс модернизации представителей практически всех отраслей и структур общества. По мере решения вышеотмеченных задач эффективность стратегического планирования может быть уменьшена, поскольку в инновационной экономике возрастает роль свободного поиска и предпринимательства.
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• институциональные условия, а именно их эффективное функционирование, является необходимым элементом структурной модернизации, сокращающим объем трансакционных и трансформационных издержек в экономике;
• на выбор траектории социально-экономического развития и структурной модели макроэкономики влияют как формальные нормы и правила, так и неформальные институты, опирающиеся на культурные традиции общества;
• доминирующая роль государства в его партнерском типе взаимодействия с основными субъектами макроэкономики определяет эффективность функционирования институциональной структуры и способствует реализации структурной модернизации экономики;
• положительная динамика трансакционных издержек в современных закономерностях развития институциональной системы зависит от воздействия ряда факторов: 1) неполнота рыночных отношений и развитие рыночных институтов; 2) формирование новых рынков и, как следствие, адаптация предприятий, что требует повышения расходов управления; 3) неразвитость инфраструктуры, что ведет к увеличению нагрузок на инфраструктурные сети; 4) развитие наукоемких предприятий и отраслей, являющихся наиболее чувствительными к уровню трансакционных издержек; 5) удлинение стадии производства за счет включения в нее НИОКР и маркетинга;
• определяющее значение в процессе формирования инновационной структуры российской экономики будут иметь такие институты как Банк развития, Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд развития;
По-нашему мнению, анализ проблем воздействия институциональных условий на реализацию структурной модернизации и инновационного развития экономики выявил обязательность функционирования базовых институтов (гарантии неприкосновенности личности и собственности, независимость суда, эффективность правоохранительной системы); институты, обеспечивающие развитие «человеческого капитала» (образование, здравоохранение, пенсионная система и обеспечение жильем); экономические институты (среди которых необходимо особо выделить институты развития).
Таким образом, анализ формирования институциональных условий для проведения структурной модернизации в российской экономике и изложенная авторская позиция позволяют выделить основные направления развития институциональной среды:
• изменение роли государства в системе социально-экономических институтов и реализация инновационной модернизации структуры экономики. Особой формой интеграций должен стать институт партнерства государства и частного сектора;
• в качестве мер по оптимизации трансакционных издержек предлагается развитие информационных технологий; вертикальная интеграция; государственная политика, направленная на противодействие оппортунистическому поведению хозяйствующих субъектов; повышение уровня профессиональной подготовки; формирование квалифицированной рабочей силы;
• стимулирование входа на рынок новых компаний, снятие барьеров на этом пути. Это важнейшее условие интенсификации инновационного процесса, поскольку именно новые предприятия, готовые реально рисковать, и являются, как правило, более производительными. Целесообразны создание инфраструктуры поддержки новых предприятий малого и среднего бизнеса, в первую очередь - фирмы, основанные новаторами и изобретателями, упрощение доступа малых предприятий к аренде нежилых помещений, расширение системы микрокредитования, стимулирование несырьевого экспорта (в том числе малых и средних фирм);
• развитие рынка земли и недвижимости, поскольку именно они формируют основу отношений собственности и являются важным экономическим источником гарантий прав собственности. Это особенно важно для новых инновационных фирм для их доступа к кредитным ресурсам;
• создание и поддержание права собственности на интеллектуальную продукцию. Основная масса коммерческой продукции, создаваемой в творческой области, является «пиратской». Этот сложный элемент институциональной структуры требует систематической работы всего трансакционного сектора;
• создание современной производственной, логистической, социальной инфраструктуры. По оценке Р.С. Гринберга вложения в материальную инфраструктуру могут дать в 3...5 раз больший мультипликационный эффект, создавая новые рабочие места в производстве стройматериалов, машиностроении. Важнейшей частью инфраструктуры является нематериальная образовательная, здравоохранительная, инжиниринговая «техноструктура»;
• развитие финансовых рынков как источника капитала для экономического роста. Это требует повышения надежности финансовых институтов, появления и развития новых финан-
совых инструментов, дающих способы сбережений, альтернативные существующим, более надежную защиту прав участников финансовых рынков. Особое место должны занять институты развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вольчик В.В. Институциональная структура экономики // Луганская академия компьютерных разработок и кибертехнологий. 2011. URL: http://www.edu-zone.net (дата обращения: 17.12.2011).
2. Уильямсон О.И. Фирмы и рынок // Современная экономическая мысль. - М.: Прогресс, 1981. - С. 307.
3. Норт Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики // Университет ООН. 2011. URL: http://www.wider.unu.edu/ (дата обращения: 17.12.2011).
4. Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - 160 с.
5. Фрейнкман Л., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического роста на фоне сохраняющейся институциональной стагнации // Вопросы экономики. - 2008. - № 4. -С.80-83.
6. Коуз Р. Фирма, рынок и право: сб. статей / Пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Капелюш-ников. - М.: Новое издательство, 2007. - С. 8-9.
7. Dalman C.I. The Problem of Externality // The Journal of Law and Economics. - 1979. - № 1. -P. 148.
8. Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. - 2008. -№ 2.- С. 13-15.
9. Белаусов А.Р. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М.: Деловая литература, 2007. - 352 с.
10. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. -2008. - № 4. - С. 6-23.
11. Сухарев О. Проблема качества институционального развития // Журнал экономической теории. - 2005.- № 2. - С. 75-77.
12. May В. Российская экономика: сильные и слабые стороны // Экономическая политика-2006. - № 2. - С. 42-44.
Поступила 20.01.2012 г.