ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94(470+57) «17/1917»
А. И. Агафонов
войсковые и полковые храмы войска донского
И ИХ РОЛЬ В ОКОРМЛЕНИИ КАЗАЧЕСТВА В XVIII - НАЧАЛЕ XX вв.
В результате включения Земли Донского Войска в государственно-правовое пространство России на казачество распространялись основные имперские принципы и требования церковной организации и военного управления, как составной части духовно-нравственной политики государства. В статье исследуются основные направления церковно-храмового строительства и формирования войскового и полкового духовенства с учетом особенностей развития казачества, превращения его в военно-служилое сословие. Автор пришел к выводам, что в результате политики правительства и Св. Синода в XVIII - начале XX веков в Земле Войска Донского сложилась церковная жизнь, включавшая стройную систему епархиального управления и формирования духовенства, возведения и функционирования
церквей, храмов и монастырей. Войсковые храмы часто выполняли функции полковых церквей для казачьих полков, служивших в Области Войска Донского. Донские полковые храмы и полковое духовенство образовывались на тех же условиях, что и таковые в русской регулярной армии, но имели некоторые отличия, обусловленные особенностями призыва, формирования, дислокации полков, несения казаками службы. Войсковые и полковые храмы являлись центрами образования, духовного окормления и воспитания, хранителями военных трофеев и музейных реликвий, исторических традиций казачества.
Ключевые слова: Российская империя, военная история донского казачества, войсковые и полковые храмы, духовно-нравственное воспитание, Войско Донское, полковые священники.
A. I. Agafonov
MILITARY AND REGIMENTAL CHURCHES OF THE DON COSSACKS AND THEIR ROLE IN THE SPIRITUAL GUIDANCE OF THE COSSACKS IN THE XVIII - EARLY XX CENTURIES
As a result of the inclusion of the land of the Don Army in the state-legal space of Russia, the Cossacks were subject to the basic Imperial principles and requirements of the Church organization and military administration, as part of the spiritual and moral policy of the state. The article examines the main directions of church-temple construction and formation of military and regimental clergy, taking into account the peculiarities of development of the Cossacks, its transformation into a military-serving class. The author concludes that the government and Synod policies in the XVIII - early XX centuries resulted the establishment of the Church life in the land of the Don Cossacks, including a coherent system of diocesan administration and the formation of the clergy, the construction and operation of
churches, temples and monasteries. Military temples often served as regimental churches for Cossack regiments serving in the area of the Don Army. The Don regimental churches and regimental clergy were formed on the same conditions as those in the Russian regular army, but had some differences due to the peculiarities of the call, formation, deployment of regiments, and the performance of service by the Cossacks. Military and regimental churches were the centers of education, spiritual care and education, the keepers of military trophies and Museum relics, historical traditions of the Cossacks.
Key words: the Russian Empire, the military history of the Don Cossacks, military and regimental churches, spiritual and moral education, the Don Army, regimental priests.
Церковно-храмовому строительству в Епархии Донской и Новочеркасской посвящены статьи, монографии и диссертации [6, с.18-28; 7, с. 103-111; 8; 12; 35; 38; 45], в то же время полковые храмы и военное духовенство Войска Донского является одной из слабо изученных страниц истории казачества и русской православной церкви [11; 40. с. 683-684; 14; 20]. В исследованиях о военном духовенстве Российской империи эта тема также не нашла отражения, преимущественно рассматривались отношения казачества, церкви и государства [1, с. 24-26; 10; 33; 39; 42; 43].
Военное духовенство, по мнению А. С. Павлова, Т. В. Барсова представляло собой особый класс, образованный царем Петром Великим, стоящий вне епархий, особое сословие в среде православного духовного ведомства [11, с. 1; 24, с. 181]. На Дону, по нашему мнению, его формирование тесно связано с генезисом казачества, оно являлось составной частью и в тоже время определенной сословной группой российского епархиального и военного духовенства.
Полковая система донского казачества стала складываться в XVII в., прошла путь от ватаг, общин, отрядов и артелей к русско-польской войне 1654-1666 гг. к полкам трехсотенного состава, она имела особенности призыва, комплектования, вооружения, материального и военно-технического обеспечения, управления.
Одновременно формировалась система духовного окормления казачества. В Х^-^И вв. не существовало в Земля Донских казаков епархий, она канонически подчинялась главе Русской православной церкви. Сношения архипастыря с паствой происходили через посредство Посольского приказа, который направлял все духовные дела казаков патриарху. Его Святейшество разрешал постройку церквей и их освящение, назначал по приглашению Войска священников [13, с. 54, 56].
В общей практике Донского Войска церков-но- и священнослужители избирались или назначались Войсковым кругом преимущественно из казачьего сословия, он также принимал и исключал из состава Войска беспоместных священнослужителей, которые приходили из центральных уездов России и Малороссии на Дон. Войсковой круг определял их в приходы, следил за отправлением служб, в случае неудовлетворительного исполнения отстранял священнослужителей от службы и даже лишал духовного сана. Войсковой круг поддерживал отношения по духовным делам с Московской Патриархией, принимал или отсылал обратно
назначавшихся в Войско священнослужителей, получал из Патриархии Священные книги и оклады для них, колокола и медь для колоколов, кресты, иконы, церковную утварь и т.д. [13, с. 57-58].
Действительно, Войско Донское следило за духовным окормлением казачества. Так, в 1630 г. прибыла в Москву станица под начальством атамана Наума Васильева. При обыске были обнаружены «псалтыри, часовники, минеи, апостол, все печатные». На допросе в Посольском приказе атаман сказал, что это имущество принадлежит Донскому Войску. Казаки имели небольшие иконы: «образы складни писаны на краске; образы складни тройня на краске писаны; складни тройные обложены серебром и сканью, другие двойные в киоте ис краске; образ Богородицы, обложен серебром, жемчугом да 4 камнями; образы Николы чудотворца, Евангелие напрестольное» [36, Стб. 323-334].
После реформ патриарха Никона в 1650-х -1660-х гг. сложились в Земле Донских казаков первые раскольничьи скиты, пустыни и обители на реках Дон, Медведица и Чир, образовалась одна из крупнейших в России староверческая община, влившаяся в казачество. Она имела свои молельные дома, храмы и монастыри, многочисленные вероисповедные и культовые отличия, подняла в 1688-1689 гг. на юге страны мощное восстание защитников «старой веры» [13, с. 68-101, 172-213; 37, с. 111-114].
Следует иметь ввиду, что по указам Петра I и российским законам вплоть до начала XX в. староверы (раскольники) не имели права занимать офицерские, какие-либо священнические и общественные должности, раскольникам ограничивалось открытие молельных домов, запрещалось строительство новых церквей и иметь при них колокола, совершать крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях, публичное ношение икон, и т.д. [24, с. 369-370; 27, с. 946; 30, с. 347-348], но при этом, будучи казаками, они несли все тяготы военной службы [29, с. 58-60].
Должность старообрядческого священника, несмотря на большое количество паствы, в армии не предусматривалось. Старообрядческие священнослужители до 1913 г. не признавались государством в качестве духовных лиц. Только во время Первой Мировой войны правительство учредило должности старообрядческих священнослужителей [14, с. 47].
В конце XVIII - начале XIX вв. на Дону широкое распространение получило движение духоборцев и молокан. В 1826 г. правительство приняло специальный указ о высылке духобор-
цев, как представителей одной из опасных ересей, из Земли Войска Донского на Кавказскую линию и в Закавказье. Здесь они обязывались жить, служить, воевать и охранять станицы и селения от мятежных горцев [26, с. 187-192]. В это же время на Дону возникла секта духо-носцев, ее основателем и идеологом являлся есаул Е. Н. Кательников. Несмотря на то, что учение духоносцев имело незначительное число последователей, их резкая критика канонических основ русской православной церкви представляла большую опасность для государства. Правительство приняло самые жесткие меры против распространения учения и для ликвидации секты [22].
Таким образом, донское казачество в XVI-XVII вв. и формировавшееся в дальнейшем не представляло собой единой в конфессиональном отношении общины, что учитывалось государством и Св. Синодом при проведении духовной политики на Дону.
После Азовских походов 1695-1696 гг. царя Петра I Земля Донских казаков была административно включена в состав Российского государства, а с 18 марта 1718 г. канонически подчинялась епархии Воронежской и Елецкой. С 28 января 1724 г. донские церкви и монастыри также подчинялись данной епархии [9, с. 306-307]. На Дону стали формироваться два вида духовенства - войсковое и епархиальное, первое - включало лиц казачьего происхождения, второе - казачьего и переселенцев из различных губерний Российской империи. К тому же войсковое духовенство представляло ортодоксальное христианство и различные православные староверческие (раскольнические) течения.
30 марта 1716 г. царь Петр I «учинил Воинский устав, чтобы всякий чин знал свою должность». «Устав» устанавливал в российской регулярной армии должность Обер-полевого священника и закладывал основы института полковых священников, определял требования к их личным качествам и основные обязанности [25, с. 204, 240]. Эти положения Воинского устава не распространялись на Войско Донское, правительству только предстояло создать церковную жизнь и сформировать духовенство на имперских условиях, правилах и требованиях.
Важными направлениями духовной политики правительства на Дону являлись храмовое строительство и формирование духовенства. В XVII в. во многих казачьих городках ставились деревянные часовни и церкви, они неоднократно горели, разрушались, гибли от вет-
хости [13, с. 6-7]. Такое же положение было почти во всей стране, поэтому в 1700 г. царь Петр I запретил возводить деревянные церкви. Несмотря на царский указ, в казачьих станицах в XVIII - начале XIX вв. преобладало деревянное храмовое строительство из дубового леса, не хватало «мастеров каменного дела».
В 1709 г. в Земле Войска Донского находились 24 церкви, их них 2 монастырских и 5 часовен. Ко времени образования самостоятельной епархии Новочеркасской и Георгиевской (1829 г.) в Земле Войска Донского насчитывалось каменных храмов в Новочеркасске - 2, станицах - 53, слободах - 29, деревянных -194 [17, с. 1-48; 18, с. 13-35].
В результате широкого строительства церквей, соборов и монастырей, создания новых приходов и причтов усилилось влияние христианства на население края, началась активная миссионерская деятельность по обращению старообрядцев, представителей других конфессий в ортодоксальное православие. В 1904-1911 гг. в Области Войска Донского насчитывалось 770 православных церквей, 7 монастырей и 61 часовня, 923 церковные школы, 485 церковно-приходских попечи-тельств; кроме того, единоверческих - 35 церквей и 1 монастырь. К началу 1917 г. епархия Донская и Новочеркасская подразделялась на 43 благочиния, включала Аксайское викариат-ство и Таганрогское викариатство епархии Ека-теринославской и Мариупольской.
В епархии Донской и Новочеркасской служили 938 священников, 191 диакон, 927 псаломщиков. В ее состав входили также Донская духовная семинария, 2 духовных училища (Новочеркасское и Усть-Медведицкое) и епархиальное женское училище в Новочеркасске. Практически все священнослужители имели духовное семинарское, а некоторые и академическое образование. Донскую и Новочеркасскую кафедру с 1915 г. возглавлял Высокопреосвященный Митрофан (Симашкевич), Архиепископ Донской и Новочеркасский [15, с. 169; 16, с. 170-192; 23, с. 51-52].
Следует иметь ввиду, что возведение церквей и их функционирование сопровождалось созданием церковно-храмовой инфраструктуры - определение штата церковно- и священнослужителей, формирование причта, организация материально-технического обеспечения комплекса, взаимодействие с государственными и войсковыми органами власти и управления, духовными и иными организациями, и т.д.
Храмы подразделялись по принадлежности и функциональному назначению - на войско-
вые, станичные, епархиальные и военные полковые, а также на неподвижные и походные. Войсковые и станичные храмы возводились на войсковые и станичные средства, епархиальные - государственные и Св. Синода, полковые военные - Св. Синода, запасных капиталов Войска Донского и денег, собранных генералами, офицерами и казаками полков.
Недвижимые полковые храмы строились каменные и деревянные, временные (палаточные и деревянные), разворачивались по месту дислокации полка (лагерные, на походе, во время боевых действий, сражений и проч.).
Походные переносные церкви, как правило, представляли собой вместительные палатки с престолом, антиминсом, складным иконостасом и иконой - покровительницей части. В 1916 г. был образован Комитет по сооружению подвижных храмов на фронте. На передовой линии фронта богослужение нередко совершалось под открытым небом [41, с. 112].
Неподвижные полковые храмы были в Войске Донском весьма редкими, возникли во второй половине XIX в., прежде всего принадлежали частям гвардии (Лейб-гвардии казачий и Лейб-гвардии Атаманский полки), а также нескольким строевым казачьим полкам (3-го Донского казачьего полка в честь Св. Владимира Равноапостольного, 4-го Донского казачьего полка в честь Св. Николая Чудотворца, 9-го Донского казачьего полка в честь Св. Иоанна Предтечи, 14-го Донского казачьего войскового атамана Ефремова полка в честь Св. Троицы) и Новочеркасскому казачьему юнкерскому училищу в честь Св. Архистратига Михаила [41, с. 58, 143-144, 236-237, 246-247].
Следует подчеркнуть, что в систему имперского духовного военного управления одним из первых донских полков вошел Лейб-гвардии Казачий полк. В 1816 г., при императоре Александре I, из ведомства Обер-священника армии и флота отчислено было духовенство гвардейских полков и подчинено ведомству особого, вновь учрежденного Обер-священни-ка Главного Штаба и гвардии, который соединял в своем лице и звание царского духовника [24, с. 181-182].
В конце XIX - начале XX вв. в России широко развернулось строительство храмов для армии и флота, был разработан по инициативе военного министра генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина особый тип военной церкви -в нововизантийском стиле, недорогой и вместительный. Образцом стала церковь, построенная для 148-го Пехотного Каспийского полка. В это время было построено храмов больше,
чем за два предшествовавших столетия [41, с. 13-14].
В связи с масштабным перемещением войск в конце XIX - начале ХХ вв. в приграничных районах страны, значительная часть неподвижных полковых церквей, принадлежавших регулярным полкам российской армии, была передана казачьим полкам, для них также выкупались, а затем перестраивались в православные храмы польские костелы. Однако правительство не имело возможности наделить все казачьи полки самостоятельными храмами. Большинство казаков строевых полков причислялись в причты недвижимых храмов полков регулярной армии и состояли их прихожанами [41, с. 3-520].
Казаки, офицеры и генералы гвардейских частей Войска Донского, дислоцировавшихся в Петербурге, Придворной Донской казачьей команды - Лейб-гвардии Казачьего, с 1832 г. -Лейб-гвардии Атаманского полков являлись в разные годы прихожанами церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. Благоверного кн. Александра Невского, затем Троицкого собора Александро-Невской Лавры. 3 октября 1860 г. церковь, построенная на третьем этаже углового корпуса казарм на войсковые и казаков средства, была освящена протопресвитером Василием Борисовичем Бажано-вым, в присутствии атамана казачьих войск Российской империи, наследника престола цесаревича Николая Александровича. Церковь Гвардейских казачьих частей в честь Свя-щенномученика Иерофея, епископа Афинского стала полковым храмом для Лейб-гвардии Казачьего и Лейб-гвардии Атаманского полков.
Церковь выполняла не только функции духовного наставничества, но и являлась хранилищем казачьих реликвий. В начале ХХ в. в церкви содержались штандарт, украшенный георгиевским крестом, в память Лейпцигской битвы, гвардейские казацкие мундиры государей императоров Александра I, Николая I, Александра II и Наследника Цесаревича Николая Александровича. При церкви действовала библиотека, включавшая 1125 томов [2, с. 167168; 41, с. 58-59].
Четыре сотни Атаманского полка, оставшиеся в Новочеркасске, служили при войсковых атаманах, полковым храмом становится деревянный (позднее каменный) войсковой кафедральный собор в честь Вознесения Господня [21, с. 62-63, 71-72, 76, 86-87].
Казаки-артиллеристы Лейб-гвардии 6-й Донской казачьей Его Величества батареи Гвардейской конноартиллерийской бригады со-
стояли прихожанами Павловской гарнизонной церкви в честь Св. Николая Чудотворца (г. Павловск С-Петербургской губ.) [41, с. 80-81]. По мнению священника А.Г. Цитовича, большинство полковых храмов возводились в честь Св. Николая Чудотворца, Св. Александра Невского и Св. Георгия Победоносца [41, с. 3-520]. Это замечание относится и к большинству донских полковых храмов.
Войско Донское и полковые командиры стремились связать полковые праздники и полковые иконы с боевыми традициями подразделений, с посвящением престолов полковых храмов. В частности, в 1883 г. командир 5-го Донского казачьего полка полковник П. В. Протопопов ходатайствовал перед начальником 5-й Кавалерийской дивизии об установлении полкового праздника 28 ноября, в день Св. Первомученика Стефана, и написания иконы для полка. Эту дату командир обосновывал блистательными победами полка 28 ноября 1812 г. в сражениях при Вильно и Ков-но. Обращение полковника П. В. Протопопова осталось без внимания. Только 26 августа 1904 г. Военное министерство установило день полкового праздника 17(30) октября - праздник Войска Донского и назначило Вечным шефом полка генерала от кавалерии войскового атамана М. Г. Власова [34, с. 521-522, 529].
В течение XIX - начала XX вв. большинство донских казачьих строевых полков не имели неизменно закрепленных за ними недвижимых полковых храмов, переход от системы лагерной (походной) дислокации к постоянному расквартированию в населенных местах завершился после Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 18131814 гг. Участие в войнах Российской империи и особенности несения службы - Польша, Финляндия, западная граница с Пруссией и Австрией, Молдавия, Валахия, Северный Кавказ и Закавказье, заграничные походы, столичные, губернские и уездные города, большие и малые сельские населенные места, часто определяли условия прикрепления казаков к причтам, характер и содержание их духовного наставничества.
Длительное время церкви и храмы, строившиеся на Дону, не имели единой системы подчинения и управления. Учреждение в 1716 г. в российской регулярной армии должности Обер-полевого священника и института полковых священников не затронули Донское Войско [25, с. 240].
Согласно «Положению об управлении Донского Войска» от 26 мая 1835 г. все духовен-
ство как казачьего происхождения, так и иногороднее подчинялось местному епархиальному начальству (епархии Новочеркасской и Георгиевской), подлежало его распоряжению и суду. В тоже время в специальной главе «Положения...» «Об отношении Войскового начальства к духовной части» вопрос о военном (полковом) духовенстве не рассматривался [28, с. 141-145].
В XIX в. система военного духовенства совершенствовалась, распространялась на донские казачьи полки и конноартиллерийские батареи. Утвержденное 26 февраля 1890 г. «Положение о Полевом Управлении войск в военное время» определяло полномочия, права и обязанности Полевого Главного священника, а также его отношения с Благочинными и полковыми священниками, их место и действия во время сражения [31, с. 133-134].
12 июня 1890 г. император Александр III утвердил Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств [32, с. 470-481]. Заведование всеми церквами и духовенством военного и морского ведомства вверялось духовному лицу, который именовался «Протопресвитер военного и морского духовенства». «Положение.» определило организацию военного духовенства, его управление, права и обязанности должностных лиц в мирное и военное время, характер и содержание отношений между военным и епархиальным духовенством, чинопроизводство, награждение, материальное и пенсионное обеспечение, систему управления военными храмами и причтами при них, и т.д. «Положение.» стирало различия и особенности в духовном окорм-лении, существовавшие в российской армии, стало обязательным к исполнению в Войске Донском.
В течение XVIII - начала ХХ вв. объем полномочий и обязанностей полковых священников изменялся, дополнялся и совершенствовался. Они обязаны были проводить службы, наблюдать за нравственностью военнослужащих, соблюдать посты, бороться с прелюбодеянием, осуществлять миссионерскую деятельность, заниматься просвещением и образованием казаков, вести беседы на религиозные темы, быть примером к соблюдению военной дисциплины и уважения к закону. Военные священники могли совершать духовные требы только для лиц, состоящих в одном с ними ведомстве, но им не разрешалось совершать эти требы в приходах церквей епархиальных [24, с. 182].
Богослужения в полках совершались, как правило, в воскресные и праздничные дни, в так называемые высокоторжественные дни:
именин членов императорской семьи, в годовщины побед русского оружия и в праздники воинских частей. Посещение богослужений являлось обязательным для всего личного состава войск православного исповедания, что подкреплялось специальными распоряжениями командиров воинских частей [44].
Следует отметить, что в XIX - начале ХХ вв. некоторые епархиальные и полковые церкви и соборы Земли (Области) Войска Донского превращаются в храмово-мемориальные комплексы, выполняют функции усыпальниц. В оградах станичных и городских церквей осуществлялись захоронения генералов и офицеров, в Войсковом кафедральном соборе Вознесения Господня перезахоронения войскового атамана, генерала от кавалерии М. И. Платова, выдающихся донских военачальников - генерала-адъютанта, генерала от кавалерии В. В. Орлова-Денисова, генерал-лейтенанта И. Е. Ефремова, генерал-лейтенанта Я. П. Бакланова [3, с. 149-152, 153-155, 182-183; 4, с. 106 - 107, 111-114; 5, с. 356-357, 477-479].
Часто храмы осуществляли музейные функции, становились хранилищами казачьих реликвий, в некоторых устанавливались памятные мраморные доски с фамилиями погибших
и умерших от ран в войнах - Отечественной 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1814 гг., Русско-турецкой 1877-1878 гг., Русско-японской 1904-1905 гг., в революционных событиях 1905-1907 гг. [34, с. 548-549, 555; 19, с. 81].
В 2012 г., в год 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813 и 1814 гг., в нижнем храме Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора (с 2014 г.) в Новочеркасске были установлены памятные доски со списками кавалеров ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия - участников этих событий.
В годы Гражданской войны институт военного духовенства и духовное окормление казачества разрушились, а затем Советская власть их полностью уничтожила. Такая же участь постигла войсковые и полковые храмы. Некоторые полковые священники эмигрировали, большинство подверглись репрессиям в 20-х - 30-х гг. ХХ вв. Их духовный подвиг сохранился в народной памяти и в условиях возрождения российского и зарубежного казачества нуждается в тщательном научном изучении и сохранении.
Источники и литература
1. Аверьянов Ю. Казаки и церковь (из истории) // Вера и мужество.1994. №4. С. 24-26.
2. Агафонов А. И. Дом русской славы в Париже // Пространство и время. 2017. №2-3-4 (28-29-30). С. 167-168.
3. Агафонов А. И. Донские генералы в Военной галерее Зимнего дворца. Ростов н/Д.: Омега Паблишер, 2012. 388 с.
4. Агафонов А. И. Донская геральдика. Ростов н/Д.: Омега Паблишер, 2016. С. 106-107, 111-114.
5. Агафонов А. И. Донские казаки. Грудь в крестах... (Из истории пожалований, наград и знаков отличия донского казачества XVI-XIX вв.). Ростов н/Д.: ЮФУ, 2011. 552 с.
6. Агафонов А. И. Политика российского правительства на Дону в конце XVIII - начале XX вв. по отношению к неправославным этноконфессиональным группам населения // Научное наследие профессора А. П. Пронштейна и актуальные проблемы развития исторической науки (К 95-летию со дня рождения выдающегося российского ученого) / Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Ростов н/Д: ЮФУ, 2014. С. 18-28.
7. Агафонов А. И. Роль русской православной церкви в окормлении донских полковых музеев в России и эмиграции // Война и воинские традиции в культурах народов юга России. VI-е Токаревские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (г. Ростов-на-Дону. 4-5 мая 2017 г.). Ростов н/Д.: Альтаир, 2017. С. 103-111.
8. Агафонов А. И. Участие епархии Донской и Новочеркасской в сохранении духовного и культурно-исторического наследия донского казачества в XIX - начале ХХ вв. URL: http://www.skvk.org/52859 (Дата обращения: 10.04.2018).
9. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А. А. Лишиным. Т. 1. Новочеркасск: Тип. А. А. Карасева, 1891. С. 306-307.
10. Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. - 1918 г.). Исследования и материалы. М.: Индрик. 2011. 920 с., ил.
11. Барсов Т. В. Об управлении русским военным духовенством. СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского и К., 1879. 174 с.
12. Горбачев Д. А. Власть и Русская Православная Церковь на Дону 1917-1923 гг.: автореф. дисс. ... канд. исторических наук. Ростов н/Д.: РГУ, 2006. 19 с.
13. Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова. 1889. 335 с.
14. Капков К. Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX - начала ХХ веков. Справочные материалы. М.: Информационный центр «Летопись». 2008. 752 с. 40 ил.
15. Кириллов А. А. Список благочиний Донской епархии (по данным за 1905 год // Донская церковная старина. Вып. 1. Новочеркасск: [б.и.], 1906. С.169.
16. Кириллов А. А. Список церквей по благочиниям (по данным за 1904 год) // Донская церковная старина. Вып. 1. Новочеркасск: [б.и.], 1906. С. 170-192.
17. Кириллов А. А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века // Сборник Областного войска Донского статистического комитета (далее - СОВДСК). Вып. 6. Новочеркасск: [б.и.], 1906. С.1-48.
18. Кириллов А. А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века // СОВДСК. Вып. 7. Новочеркасск: [б.и.], 1907. С. 13-35.
19. [Кострюков И. Т.] XLII. 1869 - 1910. Новочеркасское казачье юнкерское училище. Краткая историческая записка. Составил И. Т. Кострюков. С. Новочеркасск: Тип. В. И. Бабенко. 1910. С. 81.
20. Котков В. М. Военное духовенство России: Страницы истории: кн. 1. СПб.: Нестор, 2004. 319 с.; кн. 2. 317 с.
21. Краснов П. Н. Атаманская памятка. Краткий очерк истории Лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка. 1775-1900. М.: Белая армия, 1992. 192 с.
22. Мининков Н. А. Донской историк есаул Евлампий Никифорович Кательников. Ростов н/Д.: Логос. 2011. 170 с.
23. Отец Владимир (Тер-Аракельянц). К вопросу об изучении истории православной церкви на Донской земле // Южнороссийское обозрение. 2004. Вып. 20. С. 51-52.
24. Павлов А. С. Курс церковного права. Переизд. СПб.: Лань. 2002. 181 с.
25. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. (Далее - !ПСЗ). 1830. TV. №3006. С. 204, 240.
26. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 1830-1884. (Далее - 2ПСЗ.) Т. I. № 126. С. 187-192.
27. 2ПСЗ. Т. I. №584. С. 946.
28. 2ПСЗ. Т. X. № 8163. Ч. 2. Штаты и табели. С. 141-145.
29. 2ПСЗ. Т. XL. Ч.1. № 41688. С.58 - 60.
30. 2ПСЗ.Т. XXVII. Ч. 1. № 26276. С.347 - 348.
31. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. 1884-1916 (Далее - 3ПСЗ.) 3ПСЗ. Т. X. Ч. 1. № 6609. С. 133-134.
32. 3ПСЗ. Т. X. Ч. 1. № 6924. С. 470-481.
33. Поляков Георгий, протоиерей. Военное духовенство России. М.: ТИИЦ, 2002. 536 с.
34. [Пузанов В. В.]. История 5-го Донского казачьего полка. 1812-1912. Составил сотник В. В. Пузанов. Саратов: Тип. П. С. Феокритова, 1913. 689 с.
35. Римский С. В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия от прошлого к настоящему. Ростов н/Д.: Гефест, 1998. 336 с.
36. Русская историческая библиотека. Том 18. Донские дела. Книга 1. Изд. Археографической Комиссии. СПб.: Издание Археографической комиссии, 1898. 586 с.
37. Сень Д. В. Старообрядчество на Дону в конце XVII века. Часть 1-2 // Донской временник. Год 2013-й. Ростов н/Д.: ДГПБ. 2012. С. 111-114.
38. Сизенко А. Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские, слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII - 1918 г.: Фактографический справочник. Ростов н/Д.: Донской издательский дом, 2018. 964 с.
39. Столетие Военного министерства 1802-1902. Т. 13. Управление церквами и православным духовенством военного ведомства: исторический очерк / сост. протопресвитер А.А. Желобовский сотрудники: протоиерей Н. Каллестов и священник Ф. Ласкеев. СПб.: Синодальная типография.1902. [5], 130, IV, IV с., [3] л. портр.: ил. - В сигнатуре: XIII, Кн. 1.
40. Столетие Военного Министерства. Главное управление казачьих войск. Исторический очерк / сост. А. И. Никольский. Т. XI. Ч. 1. СПб.: Синодальная типография, 1902. С. 683-684.
41. Цитович Г. А., священник. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. В двух частях. Пятигорск: Типолитография б. А. А. Нагорова, 1913. 520 с.
42. Чимаров С. Ю. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы России в 1800-1917 гг. СПб.: Нестор, 1999. 272 с. [10] л. ил.
43. Шавельский Г. И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. СПб.: Тип. И. Д. Сытина. 1912. 31 с.
44. [Шавельский Г. И.] Воспоминания последнего протопресвитера русской армии Г. И. Шавельского URL: http:// militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_gi/24.html (Дата обращения: 102018 г.).
45. Шадрина А. В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии (конец XVII века - 1920 г.). Справочник. Ростов н/Д.: Антей, 2014. 437 с.: ил.
References
1. Averyanov Yu. Kazaki i cerkov' (iz istorii) (Cossacks and the Church (from history) // Vera i muzhestvo. 1994. No. 4. P. 24-26. (In Russian).
2. Agafonov A. I. Dom russkoj slavy v Parizhe (House of Russian glory in Paris) // Prostranstvo i vremya (Space and Time). 2017. No. 2-3-4 (28-29-30). P. 167-168. (In Russian).
3. Agafonov A. I. Donskie generaly v Voennoj galeree Zimnego dvorca (Don generals in the Military gallery of the Winter Palace). Rostov n/D.: Omega Publisher, 2012. 388 p. (In Russian)
4. Agafonov A. I. Donskaya geral'dika (The Don heraldry). Rostov on Don: Omega Publisher. 2016. 552 c. (In Russian).
5. Agafonov A. I. Donskie kazaki. Grud' v krestah... (Iz istorii pozhalovanij, nagrad i znakov otlichiya donskogo kazachestva XVI-XIX vv.) (The Don Cossacks. The chest in crosses... (From the history of the awards, decorations and badges of the Don Cossacks of the XVI - XIX centuries). Rostov on Don: SFEDU. 2011. P. 356-357, 477-479. (In Russian).
6. Agafonov A. I. Politika rossijskogo pravitel'stva na Donu v konce XVIII - nachale XX vv. po otnosheniyu k nepravoslavnym ehtnokonfessional'nym gruppam naseleniya (Policy of the Russian government on the Don in the end of XVIII - early XX centuries towards non-Orthodox ethno-confessional groups) // Scientific heritage of Professor A. P. Pronstein and actual problems of development of historical science (To the 95th anniversary of the birth of the outstanding Russian scientist) // Nauchnoe nasledie professora A.P. Pronshtejna i aktual'nye problemy razvitiya istoricheskoj nauki (K 95-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya rossijskogo uchenogo) / Materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii (Materials of all-Russian (with international participation) scientific-practical conference). Rostov on Don: Al'tair, 2014. P. 18-28. (In Russian).
7. Agafonov A. I. Rol' russkoj pravoslavnoj cerkvi v okormlenii donskih polkovyh muzeev v Rossii i ehmigracii (The Role of the Russian Orthodox Church in the care of the Don regimental museums in Russia and emigration) // Vojna i voinskie tradicii v kul'turah narodov yuga Rossii. Vl-e Tokarevskie chteniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (War and military traditions in the cultures of the South of Russia / VI Tokarev readings).Rostov on Don: Altair. 2017. P. 103-111. (In Russian).
8. Agafonov A. I. Uchastie eparhii Donskoj i Novocherkasskoj v sohranenii duhovnogo i kul'turno-istoricheskogo naslediya donskogo kazachestva v XIX - nachale XX vv. (The role of the Don and Novocherkassk diocese in the preservation of the spiritual, cultural and historical heritage of the Don Cossacks in the XIX - early XX centuries). URL: http://www.skvk.org/52859 (Accessed: 10.04.2018). (In Russian).
9. Akty, otnosyashchiesya k istorii Vojska Donskogo, sobrannye general-majorom A. A. Lishinym (Acts relating to the history of the Don Army, collected by major General A. A. Lishin). Vol. 1. Novocherkassk: A. A. Karasev's printing house, 1891. P. 306-307. (In Russian).
10. Babkin M. A. Ob upravlenii russkim voennym duhovenstvom (Priesthood and Kingdom (Russia, beginning of XX century - 1918). Research and materials). Moscow: Indrik. 2011. 920 P., Il. (In Russian).
11. Barsov T. V. Ob upravlenii russkim voennym duhovenstvom (On the management of the Russian military clergy). St. Petersburg: F.G. Eleonskii and K printing office, 1879. 174 p. (In Russian).
12. Gorbachev D. A. Vlast' i Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' na Donu 1917-1923 (Power and the Russian Orthodox Church on the Don 1917-1923): abstract of thesis. Rostov on Don: RSU publ. 2006. 19 p. (In Russian).
13. Druzhinin V. G. Raskol na Donu v konce XVII veka (Split on the Don at the end of XVII century). St. Petersburg: I. N. Skorokhodov's printing house, 1889. 335 p. (In Russian).
14. Kapkov Kg. Pamyatnaya kniga Rossijskogo voennogo i morskogo duhovenstva XIX - nachala XX vekov. Spravochnye materialy (Memorable book Of the Russian military and naval clergy of XIX - early XX centuries. Resource materials). Moscow: Information center «Chronicle», 2008. 752 P. 40 Il. (In Russian).
15. Kirillov A. A. Spisok blagochinij Donskoj eparhii (po dannym za 1905 god) (List of deaneries of the Don diocese (as of 1905) // Don Church antiquity. Issue. 1. Novocherkassk: 1906. P. 169. (In Russian).
16. Kirillov A. A. Spisok cerkvej po blagochiniyam (po dannym za 1904 god) (List of churches on deaneries (as of 1904) // Don Church antiquity. Issue. 1. Novocherkassk: 1906. P. 170-192. (In Russian).
17. Kirillov A. A. CHasovni, cerkvi i monastyri na Donu ot nachala ih poyavleniya do konca XIX veka (Chapels, churches and monasteries on the Don from the beginning of its appearance until the end of the XIX century) // SOUDS. Issue. 6. Novocherkassk: 1906. P. 1-48. (In Russian).
18. Kirillov A. A. Chapels, churches and monasteries on the Don from the beginning of its appearance until the end of the XIX century // SOUDS. Issue. 7. Novocherkassk: 1907. P.13 - 35. (In Russian).
19. [Kostryukov I. T.] XLII. 1869-1910. Novocherkasskoe kazach'e yunkerskoe uchilishche. Kratkaya istoricheskaya zapiska. Sostavil I. T. Kostryukov. S. ([Kostryukov I. T.]XLII. 1869-1910. Novocherkassk Cossack cadet school. Brief historical note. Compiled by I. T. Kostryukov. S.). Novocherkassk: Type. V.I. Babenko. 1910. P.81. (In Russian).
20. Kotkov V. M. Voennoe duhovenstvo Rossii: Stranicy istorii (Military clergy of Russia: pages of history). Book 1. St. Petersburg: Nestor, 2004. 319 p.; Book 2. 317 p. (In Russian).
21. Krasnov P. N. Atamanskaya pamyatka. Kratkij ocherk istorii Lejb-gvardii Atamanskogo Ego Imperatorskogo Vysochestva Gosudarya Naslednika Cesarevicha polka. 1775-1900 (Ataman memo. A brief essay on the history of the Life guards ataman of his Imperial Highness, the Emperor Heir to the Crown Prince of the regiment. 1775-1900). Moscow: Belaya armiay, 1992. 192 p. (In Russian).
22. Mininkov N. A. Donskoj istorik esaul Evlampij Nikiforovich Katel'nikov (Don historian captain Eulampios Nikiforovich Katelnikov). Rostov on Don: Logos. 2011. 170 p. (In Russian).
23. Otec Vladimir (Ter-Arakel'yanc). K voprosu ob izuchenii istorii pravoslavnoj cerkvi na Donskoj zemle (Father Vladimir (Ter-Arakel'yants). On the study of the history of the Orthodox Church on the Don land) // South Russian review. 2004. Issue. 20. P. 51-52. (In Russian).
24. Pavlov A. S. Kurs cerkovnogo prava (The Course of Church law. Reissue). St.Petersburg: Lan'. 2002. 181 p. (In Russian).
25. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe (Full collection of laws of the Russian Empire. Collection 1. 1830) (Hereinafter - PSS.) Vol. V. No. 3006. P. 204, 240. (In Russian).
26. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie vtoroe. 1830-1884 (Full collection of laws of the Russian Empire. Collection 2). 1830-1884. (Hereinafter - 2PSZ.) 2PSZ. Vol. I. No. 126. P. 187-192. (In Russian).
27. 2PSZ. Vol. I. No. 584. P. 946. (In Russian).
28. 2PSZ. Vol. X. No. 8163. Part 2. States and timesheets. P. 141-145. (In Russian).
29. 2PSZ. Vol. XL. Part 1. No. 41688. P. 58-60. (In Russian).
30. 2PSZ.Vol. XXVII. Part 1. No.26276. P. 347-348. (In Russian).
31. Full collection of laws of the Russian Empire. Meeting three. St. Petersburg: 1884-1916 (Hereinafter - 3PSZ.) 3PSZ. Vol. X. Part 1. No.6609. P. 133-134.
32. 3PSZ. Vol. X. Part 1. No.6924. P. 470-481. (In Russian).
33. Polyakov Georgij, protoierej. Voennoe duhovenstvo Rossii (Polyakov George. Archpriest. Russian military clergy). Moscow: TIIZ. 2002. 536 p. (In Russian).
34. [Puzanov V. V.]. Istoriya 5-go Donskogo kazach'ego polka. 1812-1912. Sostavil sotnik V. V. Puzanov (History of the 5th Don Cossack regiment. 1812-1912. Made centurion V. V. Puzanov). Saratov: Type. PS. Theokritov, 1913. 689 p. (In Russian).
35. Rimsky S. V. Pravoslavnaya cerkov' i gosudarstvo v XIX veke. Donskaya eparhiya ot proshlogo k nastoyashchemu (Orthodox Church and the state in the XIX century. The Don diocese from the past to the present). Rostov on Don, 1998. 336 p. (In Russian).
36. Russkaya istoricheskaya biblioteka. Tom 18. Donskie dela. Kniga 1. Izd. Arheograficheskoj Komissii (Russian historical library. Volume 18. The Don business. Book 1. Ed. Of the archeological commission). St. Petersburg: 1898. 586 p.
37. Sen D. V. Staroobryadchestvo na Donu v konce XVII veka. CHast' 1-2 (The old Believers on the Don at the end of the XVII century. Part 1 - 2) // Donskoy Vremennik. Year 2013. Rostov on Don: DGPB. 2012. P. 111-114. (In Russian).
38. Sizenko A. G. Cerkovnyj klir cerkvej Vojska Donskogo (gorodskie, stanichnye, hutorskie, slobodskie, stancionnye, poselkovye i sel'skie) XVIII - 1918 g.: Faktograficheskij spravochnik (The church clergy of the Don Army churches (town, stanitsa, farm, sloboda, station and village) XVIII - 1918: Fact guide). Rostov on Don: Don publishing house. 2018. 964 p. (In Russian).
39. Stoletie Voennogo ministerstva 1802-1902. T. 13. Upravlenie cerkvami i pravoslavnym duhovenstvom voennogo vedomstva: istoricheskij ocherk (Century of the Ministry of War 1802-1902. Vol.13. Management of churches and Orthodox clergy of the military Department: historical essay). St. Petersburg: Synodal printing house. 1902. [5], 130, IV, IV p., [3] L. portr.: slime. Signature: XIII, Book. 1. (In Russian).
40. Stoletie Voennogo Ministerstva. Glavnoe upravlenie kazach'ih vojsk. Istoricheskij ocherk (Century of the Ministry of War. The main office of the Cossack troops. Historical essay). Vol. XI. Part 1. St. Petersburg: Synodal printing house. 1902. P. 683-684. (In Russian).
41. Tsitovich G. A., Priest. Hramy armii i flota. Istoriko-statisticheskoe opisanie. V dvuh chastyah (Army and Navy temples. Historical and statistical description. In two parts). Pyatigorsk: Typo-lithography b. A. A. Nagorova. 1913. 520 p. (In Russian).
42. Chimarov S. Yu. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' i Vooruzhennye Sily Rossii v 1800-1917 gg. (Russian Orthodox Church and Armed Forces of Russia in 1800-1917). St. Petersburg: Nestor, 1999. 272 p. [10] l. Il. (In Russian).
43. Shavelsky G. I. Voennoe duhovenstvo v bor'be Rossii s Napoleonom (Military clergy in Russia's struggle with Napoleon). St. Petersburg: I.D. Sytin's printing house, 1912. 31 p. (In Russian).
44. [Shavel'skij G. I.] Vospominaniya poslednego protopresvitera russkoj armii G. I. SHavel'skogo ([Shavelsky G. I.] Memories of the last protopresviter of the Russian army G. I. Shavelsky). URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_ gi/24.html (Accessed: 10.04.2018). (In Russian).
45. Shadrina A. V. Hramy Donskoj i Novocherkasskoj eparhii (konec XVII veka - 1920 g.). Spravochnik (Temples of the Don and Novocherkassk diocese (late XVII century - 1920). Handbook). Rostov on Don: Antey 2014. 437 p.: Il. (In Russian).