Научная статья на тему 'Вовлечение предпринимателей в сферу развития территории обслуживания жилья как фактор развития территории'

Вовлечение предпринимателей в сферу развития территории обслуживания жилья как фактор развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисовцева Л. Н., Воронина А. А.

Состояние и развитие региональных рынков в российской экономике является малоисследованной проблемой и сложной практической задачей. Переход к рыночным моделям хозяйствования вызвал естественное стремление и производителей, и потребителей к взаимовыгодному сотрудничеству, осуществляемому в соответствии с особенностями известного закона спроса и предложения. Во всех высказываниях по поводу указанной проблемы присутствует понятие потребительского регионального рынка, как наиболее традиционного и развитого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вовлечение предпринимателей в сферу развития территории обслуживания жилья как фактор развития территории»

эта коммунальная...

проблема

вовлечение предпринимателей в сферу

обслуживания жилья как фактор

развития территорий

__Состояние и развитие региональных

__рынков в российской экономике

__является малоисследованной проблемой

__и сложной практической задачей.

__Переход к рыночным моделям

хозяйствования вызвал естественное

__стремление и производителей,

__и потребителей к взаимовыгодному

__сотрудничеству, осуществляемому

__в соответствии с особенностями

_ известного закона спроса и предложения.

__Во всех высказываниях по поводу

указанной проблемы присутствует

Лисовцева Л.Н.

канд. экон. наук доцент, заместитель начальника управления информационно-аналитического центра

Администрации Воронежской области

Воронина А.А.

заместитель начальника отдела информационно-аналитического центра

Администрации Воронежской области

понятие потребительского регионального рынка, как наиболее традиционного и

развитого.

На потребительском рынке особое место занимают услуги жилищно-коммунального сектора. Это связано с тем, что каждый член территориального сообщества пользуется ими ежедневно, причем качество оказываемых услуг определяет уровень комфортности условий проживания. Затраты на жилищно-коммунальное обслуживание сегодня составляют значительную часть расходов домашних хозяйств. Вместе с тем, в регионах до сих пор не отлажено продуктивное действие рыночных механизмов при производстве, распределении и потреблении жилищно-коммунальных услуг. По существу, жилищно-коммунальный сектор остался рудиментом командно-административной эконо-

мики на региональном потребительском рынке услуг.

Функционально потребительский рынок должен обеспечить:

- удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями;

- согласование разноплановых экономических интересов производителей и потребителей на основе эквивалентного обмена;

- определение пропорций в структуре спроса и предложения посредством регулирования цен и тарифов, которые на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) деформированы, что делает этот емкий, стабильный сектор потребительского рынка непривлекательным для предпринимателей. Муниципальные предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, по сути, являются локальными монополистами. Они определяют диктат производителя, не оставляя населению возможности выбора поставщика коммунальных услуг в контексте их количественно-качественных показателей и уровня соответствия платежеспособному спросу.

Многочисленные попытки трансформировать жилищно-коммунальный комплекс предполагают, к сожалению, лишь перекладывание на плечи населения всех накопленных за годы экономических реформ проблем в этой важнейшей жизнеобеспечивающей отрасли, к которым следует отнести:

- низкий технический уровень инфраструктуры;

- высокую степень износа оборудования и сетей;

- недостаточный уровень организационного управления;

- высокие потери невосполнимых ресурсов;

- низкие коэффициенты полезного действия энергоустановок;

- неудовлетворительную структуру баланса: высокую степень кредиторской и дебиторской задолженности;

- низкий социальный статус работников ком-

муниципальные

предприятия,

предоставляющие

жилищно-

коммунальные

услуги, по сути,

являются

локальными

монополистами

р.

____ ка

на всем рыночном пространстве

пока не создано

_действенных

_методик

_определения

_объективных,

_экономически

обоснованных

затрат на услуги ЖКХ

мунальных служб и, как следствие, высокую текучесть кадров и пр.

Одной из составляющих федеральной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства является стабилизация финансово-экономического состояния организаций ЖКХ на основе полного возмещения расходов на оказание конкретной услуги. В то же время на всем существующем рыночном пространстве пока еще не создано действенных методик определения объективных, общественно-необходимых (экономически обоснованных) затрат на услуги ЖКХ. И, скорее всего, они не могут быть созданы, так как реально обслуживание ведется на несбалансированном (в части спроса и предложения) нке и, кроме того, без учета количества и качества потребленных коммунальных благ.

оэтому наряду с разработкой и реализацией оперативных антикризисных мер по повышению надежности систем жизнеобеспечения и технической модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в регионах следует организовывать широкое проведение программных мероприятий:

- по демонополизации отрасли;

- формированию эффективной системы управления жилищным фондом;

- развитию системы самоуправления граждан. Стратегические решения по коренному изменению правовых и организационных основ деятельности ЖКХ должны быть направлены на повышение надежности, финансовой устойчивости предприятий, достижение оптимальных социальных результатов в условиях регулируемого рынка жилищно-коммунальных услуг.

Именно эти цели поставлены в Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Воронежской области, на основе которой разрабатывается комплексная целевая программа преобразования отрасли. Основой программы является перевод ЖКХ на рыночные методы хозяйствования, его демонополизация, формирование конкурентной среды. Для этого могут быть предложены раз-

Рис. 1. Модель акционирования объектов жилищно-коммунального

комплекса

личные схемы формирования конкурентного рынка обслуживания жилья. Основные институциональные решения по формированию конкурентной среды в коммунальной сфере должны четко регламентировать порядок выхода производителей услуг на существующий, пока еще монополизированный локальный рынок, участниками которого являются предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности. Цели реформирования предполагают разработку такого пакета нормативно-правовых документов органов местного самоуправления, которые будут содействовать развитию конкуренции и эффективному функционированию в конкурентной среде

_одна из жгучих

_проблем на пути

привлечения предпринимателе кой инициативы в сферу ЖКХ -недоверие банков к

_этому сектору

экономики

предприятий ЖКХ различных видов деятельности, а также рекомендаций по оптимизации имущественных отношений в условиях формирования локальных рынков коммунальных услуг (рис. 1).

Таким образом, процесс акционирования и частичной приватизации муниципальных унитарных предприятий предполагает дифференцированный подход к различным группам основных средств.

Одна из жгучих проблем на пути привлечения предпринимательской инициативы в сферу ЖКХ - недоверие банков к этому сектору экономики. Это проявляется и в недостаточном инвестировании финансовых средств, и в завышенном восприятии рисков, и в отсутствии опыта проектного, а не корпоративного кредитования в России, а также в сдерживании стремления банков оформлять долгосрочные кредиты. Для преодоления этих барьеров могут быть предложены следующие механизмы:

1. Открытие кредитной линии в одном или двух банках области с предоставлением (за счет областного бюджета) частичных гарантий по кредитам на модернизацию ЖКХ по ограниченному списку типовых проектов.

2. Финансирование программ модернизации ЖКХ за счет экономии на снижении издержек при стабильности тарифов, устанавливаемых на длительный срок (5-7 лет).

3. Финансирование тех же программ путем привлечения кредитных ресурсов с последующим их возвратом за счет инвестиционной составляющей тарифа, доля которой должна расти в процессе сокращения потерь и непроизводительных затрат.

Помимо вовлечения бизнеса в процесс реформирования ЖКХ важно заинтересовать в преобразованиях и конечных потребителей. Самоорганизация населения в товарищества собственников жилья (ТСЖ) и другие объединения, оснащение жилищного фонда приборами учета и регулирования потребления невосполнимых ресурсов (прежде всего, воды и газа) будут способствовать росту заинтересованности людей в их эффективном использо-

вании. Это позволит существенно снизить расходы бюджета на эксплуатацию жилищного фонда, а также на предоставление льгот и субсидий.

Перевод ЖКХ на рыночные условия должен сопровождаться процедурами создания соответствующего правового поля, детальным обследованием рисков предпринимателей и внедрением страховых мероприятий (сейчас этого почти нет), разработкой эффективного механизма принуждения к исполнению законов (в том числе и внедрением непопулярных методов предоставления социального жилья дебиторам со значительными задержками оплаты). Рынок услуг ЖКХ должен стать привлекательным для успешных предпринимателей, что позволит создать необходимое конкурентное поле, сбалансировать спрос и предложение жилищно-коммунальных услуг и, таким образом, улучшить социальный климат в регионе.

Lisovtseva L.N.

The candidate of economic science The senior lecturer,

The deputy chief of management of the informational an cal center of Administration of the Voronezh Voronina A.A.

The deputy chief of a department of the informational and analytical center of Administration of the Voronezh region

помимо вовлечения бизнеса в процесс реформирования ЖКХ важно заинтересовать в преобразованиях и конечных потребителей

The public problem ...

Involving businessmen in general service as the factor of development of territories

The condition and development of the regional markets in the Russian economy is a scantily explored problem and a difficult practical one. Change to market models of managing has caused natural tendency of both producers and consumers to the mutually beneficial cooperation, which is carried out according to supply and demand. A concept of the consumer regional market as the most traditional and advanced one is present at all statements concerning the specified problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.