Т.А. Яковлева
ВОСТРЕБОВАННЫЙ УЧЕБНИК ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Увидело свет переработанное и дополненное пятое издание «Истории экономики зарубежных стран» М.В. Конотопова и С.И. Сметанина*. В современном состоянии гуманитарного вузовского образования и историко-экономической науки в России стремительно появляются и меняются проекты реформ, программы, концепции, методологические подходы, авторы и учебники, но история экономики продолжает сохраняться не только как важнейшая составная часть экономической науки, но и как значимый курс, включенный в программу высшего экономического, гуманитарного и технического образования. Этот учебник выдерживает уже пятое издание, что, несомненно, отражает высокую степень востребованности и качества этой работы и для студента, и для преподавателя, и для специалиста в области ис-торико-экономической науки.
Наибольшую популярность среди предыдущих работ известных авторов приобрели учебники по истории экономики, изданные Российской экономической академией1 и более творческие учебные пособия по курсу истории экономики, такие как, например «Из тупика. Экономический опыт мира и путь России»2, в которых авторам удалось не только выстроить новую концепцию экономической истории мира и России, сочетающую достижения формационного и цивилизационного подходов в сопоставлении общемировых тенденций и особенностей национального развития, но и предложить особую занимательную, и в то же время содержательную форму учебного пособия для студента.
Творческое содружество экономиста Михаила Конотопова и историка Станислава Сметанина длится уже более десяти лет. Все книги этих авторов по истории экономики были ожидаемыми и востребованными, поскольку они заметно пополняли
* Конотопов М.В. История экономики зарубежных стран: учеб. для вузов / М.В. Конопотопов, С.И. Сметанин. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. 320 с. © Т.Я. Яковлева, 2006
не очень большой список учебной литературы для студенческой аудитории и, более того, способствовали разряжению концептуального вакуума историко-экономических исследований 1990-х гг. Новый учебник этих авторов заметно расширяет и обогащает изложение учебного материала по сравнению с предшествующими изданиями «Истории экономики зарубежных стран». Книга имеет классическую хронологическую структуру, разделы достаточно академичны и знакомят читателя с опытом экономического развития мира:
- хозяйство первобытного общества;
- азиатский способ производства и античное рабовладение;
- феодальная система хозяйства;
- переход от феодального к капиталистическому хозяйству;
- развитие мирового капиталистического хозяйства;
- мировая экономика в период перехода к империализму;
- формирование современного хозяйства капиталистических стран в 1914-1990 гг.;
- экономическое развитие Китая;
- особенности экономического развития стран Восточной Европы;
- особенности экономического развития стран «третьего мира» (на примере Африки);
- глобализация в современном мире: основные тенденции.
Такая структура позволяет в условиях небольшого концентрированного объема в хронологической последовательности наблюдать изменения, происходившие в мировой экономике, выделить приоритетные процессы во времени и пространстве, и в то же самое время отдельно рассмотреть экономическое развитие тех регионов, изменения и специфика которых имели принципиальное значение для всей мировой экономики. Форма-ционная теория в новом учебнике не выглядит устаревшей, она по-новому проявляется в построении авторской модели развития мировой экономики. Эта новизна используется в скрытом синтезе формационного и цивилизационного подходов в срезе глобального разрыва Запад-Восток.
Цивилизационный подход в современной экономической истории вызывает много возражений и основательных аргументов против, существенным из которых является неопределенность
цивилизационной типологии. Но авторы в данной работе не отказываются от лучших достижений и элементов цивилизационного подхода, практически не обращаясь к понятию «цивилизация». Так уже во втором разделе «Азиатский способ производства и античное рабовладение», в главе «Экономика крито-микенского общества» звучит тема первых столкновений Запада и Востока. В синтезе с формационным подходом, который больше ориентирован на исследование типов собственности и связанных с ними социальных структур, возможно сведение методологических недостатков к минимуму. В сравнении с традиционными концепциями, в частности с разочаровавшим многих классическим формационным подходом, синтез «формация-цивилизация»» обладает и значительно большими объяснительными возможностями для преподавания экономической истории. Хотя возможны и очевидные противоречия в концептуальном построении.
Экономическая история мира представляется в данной работе опять же с позиций развития, прежде всего, Западной цивилизации, западного капитализма. Западная цивилизация, вследствие многих, чаще всего внешних (колониальная система), а не внутренних источников развития, создала такой экономический уклад, который сделал экономику западных стран во много раз продуктивнее других. Это и есть капитализм, который, возможно стал основным средством удачной, завершившейся модернизации Запада, или переходом от аграрного общества к индустриальному.
В поиске концепции преподавания экономической истории в высшей школе наибольшие трудности возникают при соотнесении научности исследования с обучением познавательной деятельности. Если XIX в. считался энциклопедическим веком, XX в. — теоретическим, то XXI в. становится, по мнению многих, веком методологии. Все большее внимание уделяется обучению познавательной деятельности, преимущество отдается тем методам, которые ориентированы на активизацию познавательной деятельности студентов. В этой связи стройность и простота изложения в сочетании с отдельным вынесением и выделением на страницах наиболее важных положений, ключевых идей и знаковых дидактических единиц в учебно-методических целях понятна и привлекательна для современной студенческой аудитории.
Несомненным преимуществом работы является живой и откровенный стиль изложения, выстраивающий последовательный и кропотливый учебно-познавательный процесс, создающий особый настрой на контакт с читателем-студентом. Можно предположить, что авторам удалось не только сохранить, но и заметно усовершенствовать эффективный методологический подход, который открывает значительные объяснительные возможности для изучения экономической истории.
Примечания
1 Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики: учеб. для вузов. М., 1999.
2 Конотопов М.В., Сметанин С.И. Из тупика. Экономический опыт мира и путь России. М., 2000.