делом и к барочной концертной форме с чертами рассредоточенных вариаций на basso ostinato.
Таким образом, хоровое творчество норвежского композитора Олы Гжейло интересно, самобытно и требует своего дальнейшего изучения. Его произведения известны во всем мире и заво-
евывают всю большую популярность у хоровых коллективов. Думается, творчество Олы Гжейло на данном этапе входит в пору расцвета и впереди его ожидают новые, не менее яркие хоровые сочинения.
Литература
1. Святая Хильдегарда Бингенская [Электронный ресурс]. - URL: http://bookzal.do.am/index/sv_khildegarda_ bingenskaja/0-753.
2. Гуляницкая Н. С. Современная композиция: модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 368 с.
3. Роганова И. В. Современные зарубежные хоровые композиторы: краткий справочник для дирижеров. - М., 2016. - Вып. 1. - 7 с.
4. BYU: От тундры до саванны [Электронный ресурс]. - URL: http://annachoir.tilda.ws/tundra.
5. Ola Gjeilo - Composing from Nothing [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=GZXk8 BVtOGY.
6. Ola Gjeilo - Decca Recordings [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=WNbNlcEt8Vc.
References
1. Svyataya Hildegarda Bingenskaya [St. Hildegarde of Bingen]. (In Russ.). Available at: http://bookzal.do.am/index/ sv_khildegarda_bingenskaja/0-753.
2. Gulyanitskaya N.S. Sovremennaya kompozitsiya: modernizm, postmodernizm (istoriya, teoriya, praktika) [Contemporary composition: modernism, postmodernism (history, theory, practice)]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2014. 368 p. (In Russ.).
3. Roganova I.V. Sovremennye zarubezhnye khorovye kompozitory [Contemporary foreign choral composers]. Moscow, 2016, iss. 1. 7 p. (In Russ.).
4. BYU: Ot tundry do savanny [From tundra to savannah]. (In Russ.). Available at: http://annachoir.tilda.ws/tundra.
5. Ola Gjeilo - Composing from Nothing. (In Engl.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=GZXk8BVt0GY
6. Ola Gjeilo - Decca Recordings. (In Engl.). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=WNbNlcEt8Vc.
УДК 781.5
ВОСТОК И ЗАПАД В МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТАХ ТАН ДУНА1
Синельникова Ольга Владимировна, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sinel1@yandex.ru
Статья посвящена рассмотрению синтеза элементов восточной и западной культур в мультимедийных проектах одного из самых известных китайских композиторов современности Тан Дуна. Композитор осуществляет важную миссию открытия китайской музыки мировому культурному пространству и в различных формах своей деятельности стремится к сближению профессиональной музыки Запада с традиционной музыкой Востока. Идею такого синтеза, обнимающую всю мировую музыкальную культуру и подкрепляемую религиозно-философским мировоззрением, композитор развивает на протяжении всего творческого пути.
1 В транскрипции английского языка имя китайского композитора произносится без мягких знаков, а в произношении на китайском языке окончания смягчаются, поэтому данное имя может фигурировать в двух вариантах: как Тан Дун и как Тань Дунь. В данной работе используется английская транскрипция имени.
В ракурсе этой генеральной идеи Тан Дун создает концептуальные инновационные художественные форматы, которые включают в себя звук, зрелище, повествование, театр и ритуал. Они объединяют группы сочинений и суперциклы, реализуемые по линии нового синтеза. Таковы его замыслы обновления классических западноевропейских жанров потенциалом традиционной китайской (и шире - восточной) музыкальной культуры: сюжетные мотивы, интонационные и ладовые особенности старинного фольклора китайских провинций, тембры национальных инструментов и органических материалов, стилистика вокального интонирования пекинской оперы и др. При этом Тан Дун активно использует современные мультимедийные и электронные интернет-технологии.
Среди таких концептуальных проектов - мультимедийные композиции Тан Дуна для виолончели, видео и оркестра «Крадущийся тигр» на основе его музыки к фильму и «Карта». В статье проводится сравнительный анализ этих произведений. Автор рассматривает различные творческие методы при создании композиций, определяя суть новаторства Тан Дуна в трактовке жанра мультимедийной композиции Концерта «Карта». Центральное место в нем занимают материалы полевых съемок народных обрядов провинции Хунань, на которых запечатлен фольклор отдельных этнических групп Китая. Тан Дун сохраняет аутентичный материал в неизменном виде на видеоэкране, соединяя народное пение и игру на традиционных инструментах с партитурой симфонического оркестра, звучащего в реальном времени.
Ключевые слова: Тан Дун, Восток и Запад, мультимедийный проект, традиционная культура, «Крадущийся тигр», «Карта».
EAST AND WEST IN TAN DUN'S MULTIMEDIA PROJECTS
Sinelnikova Olga Vladimirovna, Dr of Arts History, Professor of the Department of Musicology and Music and Applied Arts, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: sinel1@yandex.ru
The article is devoted to the synthesis of elements of Eastern and Western cultures in the multimedia projects of one of the most famous Chinese composers of our time Tan Dun. The composer carries out an important mission of opening the Chinese music to the world cultural space and in various forms of his activity seeks to bring professional music of the West closer to traditional music of the East. The idea of such a synthesis, embracing the entire world musical culture and supported by a religious and philosophical worldview, the composer develops throughout his creative career.
In the space of this general idea, Tan Dun creates conceptual innovative art formats that include sound, performance, narrative, theater, and ritual. They combine groups of compositions and super-cycles. These are his ideas for updating the classical Western European genres with the potential of traditional Chinese (and wider - Eastern) musical culture: plot motifs, intonation and modal features of the ancient folklore of the Chinese provinces, timbres of national instruments and organic materials, the style of vocal intonation of the Peking Opera, etc. At the same time, Tan Dun actively uses modern multimedia technologies.
Among these conceptual projects are Tang Dong's multimedia compositions for cello, video and orchestra "Crouching tiger," based on his film music and "The Map." The article provides a comparative analysis of the works. The author considers various creative methods when composing, defining the essence of Tan Dun's innovation in the interpretation of the multimedia composition genre of the concert "The Map." The central place in it is occupied by materials of filming the folk rituals of Hunan province, which depict the folklore of certain ethnic groups in China. Tan Tun saves authentic material on the video screen, connecting it with the sound of a symphony orchestra playing in real time.
Keyword: Tan Dun, East and West, multimedia project, traditional culture, "Crouching tiger," "The Map."
Doi: 10.31773/2078-1768-2020-53-157-172
Творчество современного американо-китайского композитора Тан Дуна широко известно и воспринимается как оригинальное художественное явление. Произведения Тан Дуна ярко высвечивают особенности музыкальной культуры в эпоху постмодерна. Будучи одним из самых представительных и влиятельных китайских композиторов, он играет важную роль в открытии китайской музыки мировому культурному пространству и в различных формах своей деятельности - композиторской, дирижерской, организаторской и преподавательской - неуклонно стремится к сближению профессиональной музыки Запада с традиционной музыкой Востока. Идею такого синтеза, обнимающую всю мировую музыкальную культуру и подкрепляемую религиозно-философским мировоззрением, Тан Дун развивает на протяжении всего творческого пути, начиная с самых ранних своих композиций, написанных еще в пору обучения в Пекинской консерватории (Фортепианный цикл «Восемь воспоминаний в акварели», Симфония в двух частях, «Даосизм»). Видимо, еще тогда, в середине 1980-х годов, будучи совсем юным композитором, Тан Дун сформулировал для себя эстетическое и творческое кредо: писать музыку, которая звучит так же, как в Древнем Китае, но является современной; музыку, которая сливается со звуками природы родной страны, но ей не чужды новации авангарда; музыку, которая находится в гармонии с традициями своего народа, понятна любому крестьянину, но и близка людям западной культуры.
Работоспособность китайского композитора восхищает. В творческом багаже Тан Дуна 5 опер, 14 симфоний, около 30 концертных сочинений для солистов с оркестром, множество хоровых и камерных произведений, масштабные мультимедийные проекты. Его музыка звучит в культовых полнометражных фильмах «Падший» (1998, режиссер Г. Хоблит), «Герой» (2002, режиссер Чжан Имоу), «Банкет» (2006, режиссер Фэн Сяоган) и др. Однако известность маэстро приобрел после выхода в 2000 году на экраны фильма с его саунд-треком режиссера Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», который получил 4 номинации «Оскар», в том числе и за лучшую музыку к фильму.
Тан Дун очень мобилен, легко откликается на заказы и как любой большой композитор не находится в стороне от событий в мире - он на-
писал музыку для многих крупных мероприятий: Пекинская олимпиада 2008 года, торжественное открытие самого крупного в мире Шанхайского Диснейленда в 2018 году, воссоединение Гонконга с Китаем - Симфония «Небо. Земля. Человечество»2; начало нового тысячелетия -Симфония «2000 сегодня». В 2000 году совместно с Софией Губайдулиной, Освальдо Голиховым и Вольфгангом Римом Тан Дун участвовал в коллективном международном проекте сочинения на тему баховских «Страстей», заказанном Бахов-ской академией в Штутгарте.
В числе последних премьер Тан Дуна 2020 года - «Пагода звуков. Двенадцать гонгов Уханя» с использованием традиционных ударных инструментов - гонгов и Уханьского там-тама в поддержку борьбы с Covid-19 и в память о пострадавших. Из комментариев самого композитора: «В музыкальном мире мы все знали о городе Ухань задолго до вируса Covid-19, именно оттуда родом "Уханьский" там-там и "Уханьские" гонги. В китайской культуре число 12 символизирует полный цикл жизни. Это путешествие каждого человека и семьи, молитва за то, чтобы каждый звук был услышан, и напоминание о стойком Уханьском духе» [5]. В рамках празднования Всемирного дня окружающей среды ЮНЕСКО 5 июня 2020 года, на фоне текущей пандемии и растущей обеспокоенности по поводу изменения климата 34 радиоканала ЕВС из 29 стран объединили свои силы для трансляции программы, посвященной природе и стихийным бедствиям. На этом мероприятии состоялась премьера новой версии произведения Тан Дуна «Молитва и благословение», написанного в связи с распостронением СОУЮ-19.
Тан Дун сейчас много выступает как дирижер. Кроме этого, композитор занимается живописью - его картины выставлялись в престижных художественных салонах: на открытии китайского павильона 56-й Венецианской художественной биеннале, в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Музее современного искусства (МоМА),
2 Симфония «Небо. Земля. Человечество» была исполнена 1 июля 1997 известным китайским виолончелистом Йо-Йо Ма с симфоническим оркестром, детским хором и колоколами из гробницы Маркиза И. Гробница Маркиза И. - одно из важнейших археологических открытий XX века, получившее известность, прежде всего, благодаря уникальному собранию находившихся там музыкальных инструментов.
в Пекинской галерее изобразительного искусства Chambers и Шанхайской галерее искусства.
Восток и Запад, экспериментальное и традиционное, элитарное и популярное объединяются в новое качество самобытного авторского стиля композитора без коллажных столкновений и контрастных эффектов - все соединяется очень непосредственно и органично, как будто элементы восточной и западной культур всегда существовали вместе. Какие же элементы становятся частями такого сложного мультикультурного синтеза? В первую очередь, это - соединение национальных традиций китайской культуры, впитанных Тан Дуном на родине в южнокитайской провинции Хунань, обрядового фольклора его деревни Шимаонае городского округа Чанша с классическим образованием, полученным им в Пекинской консерватории и в Колумбийском университете США. Из огромного корпуса западноевропейской и русской музыки, оказавшей наиболее сильное влияние на китайского композитора, нужно непременно назвать его любимых классиков, ставших ориентирами: Л. Бетховен, К. Дебюсси, Б. Барток, И. Стравинский, Д. Шостакович. Обучаясь в США, Тан Дун увлекся авангардной европейской музыкой XX века и экспериментальными идеями современного американского искусства, идущими от Дж. Кейджа и минималистов. Все это - компоненты самобытного индивидуального стиля китайского композитора.
В пространстве генеральной идеи объединения Востока и Запада Тан Дун создал несколько инновационных художественных форматов, которые включают в себя звук, зрелище, повествование, театр и ритуал. Они объединяют целые группы сочинений и суперциклы, реализуемые по линии нового синтеза.
Первый такой концептуальный проект распространился почти на все опусы Тан Дуна и начал реализовываться еще в его первых сочинениях. Он связан с обновлением классических западноевропейских жанров (опера, симфония, концерт, оратория) потенциалом традиционной китайской (и шире - восточной) музыкальной культуры: сюжетные мотивы, интонационные и ладовые особенности старинного фольклора китайских провинций, тембры национальных инструментов и органических материалов, стилистика вокального интонирования пекинской оперы и др. При этом Тан Дун активно использует в своем творчестве
современные мультимедийные и электронные интернет-технологии. Примирение Тан Дуном разрозненных и, казалось бы, противоречивых элементов в своем творчестве является прямым результатом его жизненного опыта. Сейчас композитор живет в густонаселенном, постоянно меняющемся Нью-Йорке, но родился и вырос в южнокитайской провинции Хунань, где до сих пор сохранились традиционные обряды и шаманские ритуалы. Теперь, будучи известным композитором, Тан Дун бережно сохраняет традиции музыкальной культуры своей родины, запечатлевая ее элементы в своих произведениях.
Вторая концепция композитора объединяет 4 произведения 1990-х годов под названием «Оркестровый театр» с включением в инструментальные композиции вокальных партий, актерской игры, видеоряда и непосредственного участия зрителей. Эти композиции связаны еще и автобиографическим замыслом: вместе они не только затрагивают философские вопросы, но и представляют собой обзор жизни Тан Дуна сквозь призму идеи пути. Тема путешествия - очень мощная метафора для композитора. «Оркестровый театр I» (1990) воссоздает празднование китайской деревни с использованием этнических инструментов. «Оркестровый театр II: Re» (1993) -«ритуал звука, пространства и тишины» - использует пение для имитации воображаемой тибетской духовной церемонии. В «Оркестровом театре III: Красный прогноз» (1996) автор размышляет над экзистенциальными вопросами: откуда взялось человечество? куда и как далеко мы идем? должны ли мы принять потерю идеалов и традиций как цену за сложные технологии и развитие человечества в городском обществе?
Четвертое произведение из серии оркестрового театра «Врата» (1999) сочетает с симфонической партитурой и видеопоказом, осуществляемым со сцены в режиме реального времени, три различных стиля актерской игры и пения трех героинь: шекспировской Джульетты (академическое сопрано), Ю Джи из пьесы «Прощай, моя наложница» (традиционная манера пения пекинской оперы) и куртизанки Кохару из поэмы Тика-мацу Мондзаэмона «Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей» традиционного японского кукольного театра бунракус (пение сказителя от лица всех занятых в представлении кукол - мужчин, женщин, детей, - изменяющего
голос от баса до фальцета). Героинь, принадлежащих разным культурным традициям, связывает история самоубийства из-за трагической любви. В оркестровом «театральном» цикле Тан Дуна сталкиваются два мира: Восток и Запад, примитивный шаманский и современный городской, духовный и светский. Эти миры - прошлое и настоящее композитора - активно взаимодействуют, а полученная смесь дает ключ к его будущему.
Третья концепция Тан Дуна реализуется в новое направление, получившее определение «органической музыки», включающей в спектр звуков оркестра плеск воды, стук камней, шелест бумаги, звон металла. По мнению композитора, любая материя может вести диалог с другой материей: и бумага, и вода, и луна, и птицы, и ветер, - с любыми инструментами симфонического оркестра и традиционным китайским инструментарием. Каждое маленькое вещество во всем мире имеет свою собственную жизнь и душу. Эта концепция во многом связана с религиозно-философским мировоззрением композитора, объединяющим даосизм, буддизм и конфуцианство. По сути, Тан Дун изобретает новую жанровую разновидность концертно-симфонической музыки, обогащенную тембровым колоритом звуков природы, причем здесь нет речи о конкретной музыке, записанной на аудионоситель, - все звуки извлекаются музыкантами-исполнителями, преимущественно перкуссионистами, на изготовленных по замыслу автора инструментах, ставших полноправными участниками симфонического оркестра.
Концепция «органической музыки» Т. Дуна получает полное воплощение в цикле трех его концертов, где солируют органические инструменты - вода, камни и бумага: Концерт для водной перкуссии и оркестра (1998), Концерт для бумажной перкуссии и оркестра (2003) и «Концерт земли» для ударных инструментов из камня и керамики с оркестром (2009). Однако широко трактованная идея «органической музыки» проникает и во все другие музыкальные жанры, в которых работает Тан Дун - в театральную, симфоническую, камерную, ораториальную музыку, в его мультимедийные проекты. Именно группа концертов, относящихся к так называемой органической музыке, особенно направлена на поиск Тан Дуном новых способов звукоизвлечения на инструментах и новых форм звука, которые обогащают музыкальный материал современной
музыки, чем так сильно были увлечены многие его предшественники, начиная от первых опытов в области шумовой музыки Н. Кульбина и Л. Рус-соло, продолженных экспериментами Дж. Кейджа и К. Штокхаузена (см. [1, с. 58-82]).
Тан Дун не только формирует новый звуковой словарь путем включения в ткань оркестра древних природных звуковых элементов, извлеченных с помощью воды, камней и бумаги, но и создает серию работ, которые усиливают впечатление от звучания оркестра с помощью новейших мультимедийных технологий. Речь идет о совершенно новом и более позднем по времени концептуальном проекте маэстро, который вобрал в себя находки всех предыдущих форматов. Он начался, по-видимому, с оскароносного фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». В работе над музыкой к этому фильму произошло полное совпадение устремлений режиссера и композитора, сосредоточенных на встрече культур Востока и Запада. Тайваньский кинорежиссер Энг Ли и в более ранних своих картинах («Толкающие руки», «Свадебный банкет», «Ешь, пей, мужчина, женщина») занимался исследованием сочетаний восточных и западных традиций в своих драмах об азиатских семьях эмигрантов, живущих под влиянием современной западной культуры. Как и серии циклов Тан Дуна «Оркестровый театр» и «Органическая музыка», эти фильмы фокусируются на том, что рождается в результате перекрестного оплодотворения культур, традиций и поколений. Подбирая партитуры для сопровождения своих фильмов, Энг Ли как раз искал композитора-новатора, который, проявляя интерес к созданию современного звучания, сумел бы соединить в музыкальном материале саундтрека традиции восточного и западного миров.
Фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» синтезирует квинтэссенцию жанра столь любимого на западе азиатского боевика, основанного на восточных единоборствах, с фэнте-зи и романом-драмой западной традиции. При этом фильм является глубоким метафорическим посланием, медитативной фольклорной притчей о ненависти, зависти и чистоте духа. Построенная по традиционным китайским канонам, философская притча полна символов, аллегорий, намеков, казалось бы, не связанных между собой. При этом в фильме нет ничего случайного, все поступки логически обоснованы и вплетаются
в общую картину, что уходит корнями в западную целенаправленную драматургию с последовательными «узлами» и этапами действия. Тем самым режиссер Энг Ли реализовал свое стремление сделать фильм о боевых искусствах чем-то особенным. Он создал романтическую драму с двумя любовными треугольниками. Действие этой поэтичной истории проходит в местах живописной природы Китая. В фильме представлены первоклассный актерский состав, удивительная хореография боевых искусств, профессиональные спецэффекты и музыка, которая идеально поддерживает фильм.
Однако Тан Дун не ограничился написанием музыки к фильму, которая получилась на редкость красивой и удачной до такой степени, что, удостоившись высокой кинематографической награды, стала «визитной карточкой» композитора. Он решил объединить свое творчество и режиссуру Энга Ли не только в формате музыки, сопровождающей визуальные кинообразы, но и в виде опуса, в котором, наоборот, образы фильма аккомпанируют музыке, иначе интерпретируя сюжетную и философскую концепцию, но сохраняя систему двойного кода «Восток - Запад». В то время как в кинофильмах музыка -это всего лишь один элемент, который должен пребывать в монтажном контрапункте зрелища и звука, чтобы соответствовать видению режиссера, в концептуальном решении Тан Дуна сам композитор играет роль режиссера. Таким образом, создав Концерт «Крадущийся тигр» для виолончели, видео и камерного оркестра3, Тан Дун приступил к серии работ, в которых видеоизображения являются элементами, сливающимися со всеобъемлющей музыкальной структурой. А что же сделал композитор в итоге? Он всего лишь поменял местами процесс озвучивания фильма: не музыка к фильму, а фильм к музыке. Каждая из частей произведения содержит кадры из кинокартины, но музыка стимулирует иначе
3 Концерт создан для известного китайского виолончелиста Йо-Йо Ма. Мировая премьера состоялась 28 сентября 2000 года в Лондоне под управлением автора. Кроме этого, Тан Дун сделал версию для эрху с камерным оркестром. С тех пор в концертных залах разных стран состоялось множество исполнений концерта в разных версиях. На основе музыки к фильму «Крадушцйся тигр, затаившийся дракон» также создана соната для виолончели и фортепиано.
структурировать видеоряд - именно так, чтобы он являлся аккомпанементом и усиливал эффект восприятия произведения, а не иллюстрировал повествовательный смысл сюжета.
Концерт состоит из шести частей с виолончельными каденциями, соединяющими части: «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Сквозь бамбуковый лес», «Шелковый путь: встречи», «Клятва навек», «На юг», «Прощание». Каждая из частей сопровождается отраженными в названиях кадрами видеоматериалов, созданными режиссером Энгом Ли, сценаристом и продюсером Джеймсом Шамусом и оператором Питером Пао. Хотя многие концертные произведения и симфонические сюиты были сделаны из партитур саундтреков, этот концерт уникален тем, что он воспроизводит полный эффект совместного творческого процесса композитора и режиссера. Музыка к фильму Тан Дуна, написанная для усиления драматургии и дополнения зрительского восприятия, находилась под глубоким влиянием поэтических образов кинокартины, сложных эмоций, философско-религиозных символов и экзотических пейзажей. При создании этого концерта режиссер и оператор как бы заняли место композитора, где вызывающая воспоминания музыка вдохновляла перемонтировать кадры фильма. Очевидно, что эти видеоизображения стали вторичными по отношению к музыке и уже не предназначались для передачи какого-либо литературного сценария.
Стоит отметить существование версии данного концерта для солирующего эрху с камерным оркестром, что было обусловлено акцентуацией идеи объединения элементов восточной и западной культур. Сюжетная канва фильма в концерте Тан Дуна смещается на второй план, а на первый -выходит заинтересовавшая композитора историческая идея Шелкового пути, проложенного во II веке до н. э., который, как известно, связывал Восточную Азию со Средиземноморьем4. Этим замыслом мотивировано введение в партитуру инструментов, музыкального материала, родных для культур, которые смешались вдоль Шелко-
4 Эта идея связана с проектом «Шелковый путь», основанным в 1998 году известным виолончелистом Йо-Йо Ма, которому и посвящен концерт. Проект «Шелковый путь» представляет собой междисциплинарную инициативу, которая исследует межкультурные влияния между странами, составляющими легендарный Шелковый путь, и странами Запада.
вого пути. Особый интерес представляет виолончельная мелодия в третьей каденции, которая является народной песней китайской провинции Синьцзян5. Инструменты, звучащие в концерте, тоже являются коренными для культур Шелкового пути. Среди них тар - североафриканский каркасный барабан, баву - бамбуковая флейта из медного тростника, пришедшая в Китай из Юго-Восточной Азии, равап - высокий щипковый струнный инструмент, родом из Уйгарской культуры района Таклимакан (он занимает видное место в партитуре фильма, а его мелодии и исполнительские приемы в концерте транскрибированы для солирующей виолончели), и эрху - китайский смычковый струнный инструмент, уходящий своими корнями в Индию (имитируемые интонационные контуры и артикуляция этого инструмента особенно важны в каденциях виолончели).
Впрочем, свою работу в киноиндустрии Тан Дун расценивает как «десерт» и спокойно относится к тому факту, что именно эта деятельность сделала его известным. Еще в юности, обучаясь в Пекинской консерватории и пустившись в свое путешествие по миру музыки, Тан Дун сначала пытался выбрать правильный курс среди множества возможностей, «начертить карту» своего продвижения со стилевыми, национальными ориентирами, «пунктами остановок» и более детального знакомства с «местами пребывания». В итоге «карта» этого творческого пути композитора стала выглядеть парадоксально: дорога двигается вперед к новым технологиям, но при этом постоянно возвращается назад к традициям. Такой символической картой жизни и творчества Тан Дуна становится его мультимедийная композиция - Концерт для виолончели, видео и оркестра, созданный в 2002 году, который так и называется «The Map» («Карта»)6. Китайский композитор, уже много лет проживающий в Америке, вне своей родной культурной среды, пускается на поиски своих корней, из которых выросло его мировоз-
5 Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) - регион на северо-западе Китая, самая большая по площади территориально-административная единица КНР, важнейшая в торговых отношениях Китая с западными странами, в том числе и с Россией. Через провинцию Синьцзян пролегал Шелковый путь.
6 Мировая премьера концерта состоялась 23 фев-
раля 2003 года в США: Бостонский симфонический оркестр под руководством Тан Дуна, солист - Йо-Йо Ма.
зрение, пытается реконструировать музыкальный опыт своей юности, проведенной в провинции Хунань. В этом произведении звуковая документальная видеозапись традиционных музыкантов из родной провинции Тан Дуна органично сочетается с солирующей виолончелью и симфоническим оркестром. Опираясь на древние музыкальные традиции своей страны, Тан Дун создает новую мультимедийную работу, соединяющую Восток и Запад.
В этом конкретном путешествии истоки Концерта «The Map» уходят в старинную деревенскую музыку Юго-Западного Китая, а ее элементы в свою очередь вписываются в культурные течения XXI века. Этот путь начался, когда Тан Дун пережил свой первый кризис национальной идентичности, будучи студентом Центральной консерватории Пекина, в окружении музыки, которую ранее осуждали во время культурной революции. Вот что композитор рассказывает об истории создания Концерта «Карта»: «Зимой 1981 года, будучи студентом Центральной консерватории Пекина, я вернулся в свою родную провинцию Хунань, чтобы собирать народные песни. Когда я прибыл в деревню народа туцзя, я встретил известного "каменного человека", который приветствовал меня, играя свою "каменную музыку" - очень древний способ исполнения на очень древних ударных инструментах - камнях. В восьми позициях, согласно И Цзинь7, с шаманскими вокалом; он разговаривал с ветром, облаками и листьями, он говорил с жизнью следующей и прошлой. В тот момент я почувствовал, что он - карта. Затем я спросил его: "Когда-нибудь я смогу вернуться, чтобы записать ваше выступление и заняться с вами музыкой?" В течение многих лет у меня не было возможности вернуться - только 20 лет спустя, когда я начал эту пьесу для Йо-Йо Ма и Бостонского симфонического оркестра, я смог это сделать. Зимой 1999 года я вернулся. Жите-
7 «Цзинь означает "плоть, мышцы", а также "самое важное"... Это название также связано со знаменитым Каноном изменений, или Книгой перемен "Иц-зин". И если "Ицзин" говорит о вселенских изменениях и о необходимости быть в гармонии с ними, то Ицзинь-цзин переносит это на уровень человека. Ицзиньцзин передавался среди монахов монастыря Шаолинь как обязательная, но при этом тайная традиция самовоспитания, и его реального вида и тем более содержания учения непосвященные не знали» [2].
ли деревни Туцзя встретили меня теплой чайной церемонией и сказали: "Одинушел, чай остыл" -"каменный человек"ушел из жизни со старой музыкой, которую никто больше не знал. Я покинул деревню с пустотой в душе» (пер. с англ.) [6].
Использование Тан Дуном видео в Концерте «Карта» само по себе не означает нового направления. Он и ранее культивировал мультимедийные формы в адаптациях своей музыки к фильмам в качестве трилогии мультимедийных концертов «Крадущийся тигр» (2000), «Банкетный концерт» (2010), «Герой» (2010). Частично видеоэлементы он применял еще раньше, в конце 1990-х годов в своих произведениях «Красный прогноз» и «Врата» из серии «Оркестровый театр», но во всех случаях они имели функцию сопровождения. В «Карте» же документальные кадры полностью определяют ее композиционный материал и драматургию каждой части. Центральное место в концерте занимает серия полевых съемок, на которых запечатлена музыкальная жизнь туцзи8, мяо9 и дун10, трех из 55 этнических групп, состав-
8 Этническая группа народности туцзя составляет более 8 млн человек и проживает в китайских провинциях Гуйчжоу, Хунань, Хубэй и Сычуань. Основные занятия туцзя — сельское хозяйство и рыболовство. По происхождению туцзя относятся к народам тибето-бирманской языковой группы. В прошлом они говорили на двух языках - северном и южном туцзя, но в настоящее время ими владеет менее 1 % населения. Сохраняются лишь некоторые черты самобытной культуры.
9 Народность мяо является одним из немногих национальных меньшинств, которое имеет обширную численность населения (около 9 млн), проживает на материковом Китае и за его пределами. В Китае они населяют значительную территорию земли в юго-центральной части Китая, в том числе поселения в Гуйч-жоу, Хунань, Юньнань, Сычуань, Гуанси, Хубэй и провинции Хайнань. По преобладающему цвету женской одежды отличают несколько этнорегиональных групп: белые, чёрные, красные, синие, разноцветные. Языки семьи мяо-яо взаимонепонимаемы, существует множество диалектов.
10 Дун - кам-суйский народ на юге Китая численностью около 3 млн человек; живет на востоке и юго-востоке Гуйчжоу, на западе Хунани и на севере Гуанси-Чжуанского АР; говорит на дунском (камском) языке. До 1958 года у дунов не было своей собственной письменности, и они использовали китайские иероглифы. Затем была создана латинизированная письменность на основе южного диалекта и фонетики жунцзянского говора.
ляющих неханьское меньшинство Китая. Используя кадры из двух отдельных поездок в Хунань (в 1999 и 2001 годах), Тан Дун сохраняет этот исходный этнический материал в чистом виде на видеоэкране, соединяя народное пение и звуки традиционных инструментов с тембрами групп симфонического оркестра. К примеру, в пятой части «Feige» композитор использует антифонную вокальную традицию «фейге» народности мяо, имитируя ее в перекличках солирующего виолончелиста на сцене с народным певцом на видеоэкране. Такая антифонная форма в аутентичном исполнении предназначена для общения со вселенной через горы и открытые поля в песне, летящей в небо. В концерте Тан Дуна она преодолевает совершенно иные границы времени, пространства и истории культуры. «Благодаря технике записи видеоряда, композитор смог сохранить целостность первоисточников. Они являются своеобразными опорными точками в музыкальном материале для оркестра и виолончели. Тан Дун построил из отдельных фрагментов своего рода музыкальный диалог, позволив аутентичным источникам непосредственно перекликаться между собой. В результате такого подхода автор не просто сохранил исчезающее искусство во времени и пространстве, а достиг глубочайшего воздействия на слушателя» [3].
«Карта» - это грандиозный мультимедийный девятичастный концерт, по форме более напоминающий сюиту. Композитор ищет контрапункт между разными медиа, различными временными пространствами и культурами. Диалогические формы и организация музыкального материала частей, по замыслу Тан Дуна, должны отражать это встречное движение Востока и Запада средствами мультикультурного контрапункта. В полифоническом многоголосии переплетаются партии двух солистов - виолончели и видеоряда на экране, солирующие партии группы оркестра и отдельных инструментов, живое исполнение на камнях, текст, голоса природы (плеск воды в реке, шум ветра, крики птиц) во время исполнения. Все участники настоящего мультимедиа составляют слиянную макрополифоническую ткань, где каждый голос самостоятелен. Это выражается еще и семантически: оркестр символизирует природу, солист - человеческое начало, а видео - традицию.
На первых страницах партитуры концерта Тан Дун прописывает не только инструментальный состав оркестра с расширенной группой ударных инструментов (из 4 подгрупп), но и количество микрофонов и видеоаппаратуры, включая 4 экрана; он прочерчивает особую карту-схему пространственного расположения всех исполнителей (см. рис. 1). Группа перкуссионистов располагается на более высокой платформе, чем остальные оркестранты. Солист-виолончелист должен занимать такую позицию, чтобы видеть все происходящее на экране, поскольку его каденции в диалоге с транслируемыми на видео записями обрядов содержат не только выписанный в партии нотный текст, но и предусмотренные импровизации. Это хорошо заметно при прослушивании концерта с партитурой. Партия видео тоже прописана в партитуре: композитор предназначает ей отдельную строку (над строкой солиста), где помещается расшифровка аутентичных обрядовых песен и танцев, которые звучат в разных частях и контрапунктируют голосу виолончели (см. Приложение, Примеры 1-4, 6, 7).
Интересно, как же композитор реализует этот замысел в циклической форме концерта. Композицию «Карта» Тан Дун делит на четыре больших раздела, показывая места слияния частей в группы приемом «ataca». Четыре раздела выполняют функции частей сонатно-симфониче-ского цикла, который будто присутствует в подсознании композитора, реализующего свой замысел. Это подтверждается темповой маркировкой разделов: в I—III частях преобладает темп Allegro, IV и V части - в темпе Andante, VII часть играет роль скерцо и возвращает быстрый темп, две финальные части (Andante - Allegretto) суммируют темповое решение всей композиции. Такое объединение частей обусловлено еще и материалом, демонстрируемым на экране: в первом разделе сгруппированы видеоматериалы записей обрядов народа туцзя, во втором - представлен фольклор мяо, в VIII части показано пение этнической группы дун, а VII и финальная части посвящены обобщению традиций всей провинции Хунань и Южного Китая (см. табл. 1).
Рисунок 1. План расположения солистов и оркестра 165
Таблица 1
Схема композиции Концерта «Карта»
Разделы 1-й 2-й 3-й 4-й
Части I II III IV V VI VII VIII IX
Названия «Nuo». («Ghost Dance and Cry Singing») «Blowing liaf» «Daliuzi» («Cymbal Coloring») «Miao Suona» «Feige» («An-tiphonal songs») «Interlude» («Mapping Portrait») «Stone Drums» «Tongue Singing» «Lusheng» («Mouth Organ»)
Перевод «Нуо». («Призрачный танец и крик-пение») «Свистящий лист» «Окраска тарелок» «Мяо Суона» «Фейге» («Антифонные песни») «Интерлюдия» («Картография») «Каменные барабаны» «Пение на языке» «Люшен» («Губной орган»)
Темповое решение Misterioso, Piu mosso Andante Allegro с ускорением темпа к концу Andante Andante Largo Allegro Andante Andante, Allegretto
Функция Вступление и ГП ПП Разработка Функция медленной лирической части Связка-ход Функция скерцо Функция финала
Видео Туцзя Мяо Традиции провинции Xунань Дун Обобщение традиций южного Китая
Части I, II и III объединяются в первый раздел циклической композиции, который можно ассоциировать с сонатным аллегро, где I часть подобна разделу ГП, II часть - ПП, а III - разработке. Первая часть «Nuo» («Ghost Dance and Cry Singing») («Призрачный танец и крик-пение»)11 основана на сопоставлении двух резко контрастирующих музыкальных элементов сельской провинции Хунань: жалобные мольбы плача и праздничная перкуссия древнего обрядового действа. Типичными для Нуо - формы маскарадной драмы, стирающей границы между театром и религиозным ритуалом, - являются истории о привидениях, которые разделяются в этапах обряда на «поиск призрака», «развлечение призрака» и «отправку призрака домой». Перкуссионный танец, как раз-
11 Нуо - традиционный ритуальный танец в масках - он исполнялся для изгнания злых духов.
влечение призрака, резко контрастирует с традиционным плачем. Какая же роль отводится оркестру и солисту? Солист имитирует и развивает тему традиционного плача, исполняемого на видео женщинами - профессиональными плакальщицами (см. Приложение, Пример 1), а оркестр создает атмосферу, дополняет картину ритуала изобразительными эффектами, имитируя таинственные звуки природы. Вся эта полифония предстает в обрамленной зеркально-симметричной форме с небольшим вступлением гобоев и струнных (1-6-й такты), где в центре композиции ритуальный танец нуо (Рш то^ч'о, 34-171-й такты), а в качестве обрамления - каденции виолончели, развивающие тему похоронного плача (7-34-й такты и 172-196-й такты). Кульминацию всей композиции составляет высочайший уровень драматического напряжения - контрапункт пла-
чей подлинного фольклорного и имитирующего его - виолончельного. Тан Дун сочетает ритуальные колокольчики и ритм обрядового танца на видео с партиями солиста и оркестра, формирует вокальные интонации плакальщиц в мелодичный материал для обрамляющих танец каденций виолончели.
Вторая часть «Blowing liaf» («Свистящий лист») посвящена традиции народа туцзя. В руках молодых мужчин туцзя лист является не только старинным примитивным музыкальным инструментом, но и необходимым атрибутом ухаживания. Обдувая устойчивым потоком воздуха нижний край поверхности листа, одаренный музыкант может передать удивительный диапазон эмоциональных состояний, от богатства которых во многом зависит его успех в поиске партнерши. Мелодический материал народного исполнителя на листьях в этой видеозаписи имитируется солистом-виолончелистом. Контрапункт двух солистов перекликается с медной духовой группой оркестра, где музыканты дуют только в мундштуки (см. Приложение, Пример 2). Создается полное ощущение пения целого многоголосного хора птиц в лесу.
Тан Дун называет третью часть «Daliuzi» («Cymbal Coloring») («Окраска тарелок»), считая, что даже это наименование едва отражает разнообразие тембров и тонкость текстур, присущие перкуссионной музыке туцзя. Перкуссионисты в этой полевой записи, разыгрывая состязание в виртуозности, устанавливают потрясающее взаимопонимание и охватывают широкий диапазон тембров, имитирующих звуки природы. К моменту появления видеоклипа весь оркестр - сначала ударная, затем духовая и струнная группы - уже формирует ритмический рисунок и тембровый колорит с полной инструментальной реализацией звучания, позволяя живой музыке и музыке, записанной на видео, объединиться в мультимедийном контрапункте к концу третьей части. Этот веселый праздник зрелища и звука заканчивается возгласом «Hei!» всех оркестрантов.
Части первого раздела объединяются еще и тематическими связями: плач I части и тема исполнителя на листе II части очень близки интонационно и основаны на одной никнущей попевке, а танец нуо ритмически связан с состязанием в игре на терелочках народных перкуссионистов туцзя в III части.
Части IV и V, также идущие ataca, выполняют функцию лирического центра и составляют наиболее контрастную и пронзительную по звучанию пару, где демонстрируются видеозаписи наигрыша на суоне - инструменте с очень резким тембром - и традиционное пение лирической песни в очень высоком регистре представительницы народа мяо. В четвертой части «Мяо Суона» народный исполнитель на традиционном духовом инструменте воспроизводит фольклорный наигрыш под реальный синкопированный аккомпанемент оркестра (см. Приложение, Пример 3). Суона - язычковый инструмент, известный как «китайская труба» из-за открытого колокола, пронзительного звука и милитаристских ассоциаций. По тембру звук суоны ближе всего к гобою. Ближайшими родственниками суоны являются европейский шалмей и среднеазиатская зурна. Мяо суона - более деревенская версия тростникового инструмента, она требует тонкого баланса аппликатуры и дыхания для управления высотой тона и громкости. Видеозапись выступления начинается после того, как оркестр и виолончель уже задали настроение с фразировкой и орнаментикой, заимствованными из стилей игры на суоне.
В пятой части «Feige» диалог народных и академических музыкантов создается не только в пространстве, но и во времени. Фейге всегда антифонно поют в горах и долинах (женщины и мужчины). Но в «Карте» Тан Дуна одна и та же женщина на видео все время антифонно поет с виолончелистом на сцене (см. Приложение, Пример 4). Отчасти из-за того, что женщины народа мяо выходят замуж за пределами ближайшего родства, их традиционное пение выработало пронзительные вокальные качества, гарантирующие слышимость песен-ухаживаний за горами. Традиционная «летающая песня» народности мяо - это форма антифонного пения, в которой два участника никогда не видят друг друга, но их голоса при этом передают максимум эмоций, адресованных своим будущим женихам или невестам, живущим далеко за горами. Заимствуя эту форму, пятая часть концерта открывается темой солирующей виолончели, инициирующей обмен с песней, записанной на видео девушкой мяо, которая будто бы слушает и отвечает. Хотя в ее песне рассказывается о мальчике, которого она встретила на рынке и очень хочет увидеть снова,
композитор, услышав такую манеру форсированного пения очень высоким голосом, первоначально предполагал, что она общается с кем-то на противоположной стороне земли.
В следующей паре частей - VI и VII - показан контраст иного уровня, не внутри традиционной музыки провинции Хунань: это - противопоставление чуждой авангардной звучности оркестра, привнесенной из городской цивилизации, звучанию простой жизни деревни в гармонии с природой, где можно прекрасно музицировать на камнях. Шестая часть - это интермедия, в которой видеоизображения заменяются контрапунктом текста и звука, единственная часть без полного видео полевой записи. Она начинается с прокручивания текста истории, лежащей в основе «Карты», в то время как симфонический оркестр охватывает широкий диапазон сонорных оркестровых звучностей (см. Приложение, Пример 5). Здесь вспоминаются ранние американские опусы Тан Дуна, выполненные в зоне авангардной стилистики: «In Distance» (1987), «Silk Road» (1989), «Traces» (1989).
Первый раздел седьмой части «Stone Drums» («Каменные барабаны») представляет собой соло на «живых» камнях с квартетом ударников. Вместо полевой записи на экране показывается видеоклип с абстрактным метанием камней. Во втором разделе тутти оркестра подхватывает ритмическое остинато ударной группы. Создается некое подобие скерцо.
Последний раздел «Карты» представлен частями VIII и IX, в которых соло виолончели, оркестр и видео становятся единым целым. Восьмая часть называется «Tongue Singing» («Пение на языке»). В этой части оркестр уступает место квинтету женщин этнической группы дун, чье ансамблевое исполнение представляет собой чрезвычайно редкий для традиций Китая пример полифонического народного пения, так называемого «да га», или «большая песня» (обозначающая размер ансамбля, а не продолжительность песни). В партитурном пении женщин используются вокальные приемы, более характерные для южных славянских народов (например, для болгар), чем для любой другой музыки Китая. Форма подчеркивает вокального лидера в сопровождении медленно движущихся других голосов, сопоставимых со средневековым органумом на
фоне квинтовой педали у виолончелей и контрабасов (см. Приложение, Пример 6). При помощи уникальных приемов вокального интонирования имитируются звуки природы: в припеве широко используется быстрая артикуляция языка, как подражание стрекоту цикад.
«Карта» завершается видеозаписью исполнителей на люшене («Lusheng») - губном органе со свободным тростником (фольклорная разновидность шена), который является наиболее характерным инструментом разных этнических меньшинств в Юго-Западном Китае. Люшен сопровождает деревенские праздники, с мелодиями, соответствующими определенным ритуальным танцам. Исполнителям на органе часто трудно оставаться в ритме, если они не двигаются вместе с инструментом. Сначала на полевой записи играет один исполнитель, затем целая группа. Солирующая виолончель вторит народному музыканту, а оркестр дублирует гимническую фольклорную мелодию наигрыша (см. Приложение, Пример 7).
Мультимедийный проект «Карта» стал для Тан Дуна буквальным возвращением домой: DVD, выпущенный фирмой «Deutsche Grammophon», запечатлел исполнение «The Map» Шанхайским симфоническим оркестром под управлением автора в провинции Хунань, в той самой деревне, где проходили съемки аутентичных обрядов на видео для концерта. Для того чтобы исполнить это произведение перед сельскими жителями, автор и оркестранты добирались в провинцию четыре дня. Контейнеры с инструментами доставляли по реке, здесь же, над водой, была построена концертная площадка, где размещались исполнители. В результате состоялось потрясающее, живописное мультимедийное представление: на берегу реки с фонариками, пущенными по воде, в окружении гор Концерт «Карта» был исполнен для тех самых людей, чья музыка вдохновила его автора. «На самом деле, моим самым большим желанием при написании «Карты» было объединение технологий и традиций. Через традиции технологии можно очеловечить; с помощью технологий традиции могут быть обновлены и переданы. Сегодня древние культурные традиции исчезают повсюду каждый день. Если художники охватят прошлое и будущее в своих сердцах, чудеса придут» [4].
За «Картой» последовал еще один инновационный мультимедийный проект Тан Дуна «Ню Шу: секретные песни женщин» (2013) - симфония для арфы/гитары, 13 микрофильмов и оркестра, который также создавался с полевыми видео, показывающими три поколения женщин в провинции Хунань, передающих жизненную мудрость в форме песни. Название «Ню Шу» связанно с одной деревней в провинции Хунань, где живут женщины, которые поют песни на своем особом тайном языке, который не понимают мужчины. Видеозаписи Тан Дуна в «Карте» и в «Ню Шу...», в отличие от его Концерта «Крадущийся тигр», не являются визуальным дополнением
или фоном, как это часто бывает в современных мультимедийных проектах. Видеоряд становится одной из солирующих партий оригинального двойного концерта и ведет диалог с солирующим инструментом и оркестром.
Опусы Тан Дуна последних лет становятся дальнейшими пунктами, намеченными на «карте» путешествий композитора по миру музыкальной культуры, где традиции объединяются с новыми технологиями. «Люди всегда говорят, что человеческая жизнь конечна, но мы забываем, что обновление культур и переосмысление традиций может бесконечно продлить человеческую жизнь», - говорит Тан Дун [6].
Литература
1. Синельникова О. В. «Органическая музыка» как феномен авторского стиля Тан Дуна // Жанрово-стилевые метаморфозы в искусстве начала XXI столетия: идеалы и ценности: кол. моногр. / Л. В. Лейпсон, О. В. Синельникова, Н. С. Попова, В. В. Чепурина, Н. Л. Прокопова, И. А. Крылов. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020. - 208 с.
2. Центр Шаолинь [Электронный ресурс]: сайт - URL: http://centrshaolin.ru/8D5A5180-8B39-4351-85A7-2D079E4537F8/F60F68BA-A0A9-46C8-B9FF-789F9F9EC413.html (дата обращения: 13.11.2020).
3. Чжу Ю. Претворение национальных истоков в Концерте «Карта» для виолончели, видео и оркестра Тан Дуна [Электронный ресурс] // Проблеми взаемодп мистецтва, педагогжи та теорп i практики освгги. - 2015. -№ 42. - С. 198-210. - URL: http://lib.knigi-x.ru/23raznoe/206788-1-udk-780711-7862083-chzhu-yuanyuan-zhu-yuanyuan-pretvorenie-nacionalnih-istokov-koncerte-karta-dlya-violoncheli-vide.php (дата обращения: 10.04.2020).
4. Tan Dun [Электронный ресурс]: official website. - URL: http://tandun.com/composition/the-map-concerto-for-cello-video-and-orchestra/ (дата обращения: 13.11.2020).
5. Tan Dun [Электронный ресурс]: official website. - URL: http://tandun.com/tan-dun-premiered-12-sounds-of-wuhan-in-support-of-those-suffering-from-covid-19-virus (дата обращения: 12.11.2020).
6. Tan Dun // Wise Music Classical [Электронный ресурс]. - URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/33565/ The-Map-Concerto-for-Cello-Video-and-Orchestra--Tan-Dun (дата обращения: 13.11.2020).
References
1. Sinelnikova O.V. "Organicheskaya muzyka" kak fenomen avtorskogo stilya Tan Duna ["Organic music" as a phenomenon of Tan Dong's author's style]. Zhanrovo-stilevye metamorfozy v iskusstve nachalaXXIstoletiya: idealy i tsennosti [Genre-style metamorphoses in the art of the early XXI century: ideals and values]. Kemerovo, Kemerovo State University Culture Publ., 2020. 208 p. (In Russ.).
2. Tsentr Shaolin: sayt [Shaolin Center. Site]. (In Russ.). Available at: http://centrshaolin.ru/8D5A5180-8B39-4351-85A7-2D079E4537F8ZF60F68BA-A0A9-46C8-B9FF-789F9F9EC413.html (accessed 13.11.2020).
3. Chzhu Yu. Pretvorenie natsional'nykh istokov v kontserte "Karta" dlya vio-loncheli, video i orkestra Tan Duna [Embodying national origins in the concert "Karta" for the cello, video and orchestra of Tan Dong]. Problemi vzaemodit mistetstva, pedagogiki ta teorii i praktiki osviti [Problems of interaction of art, pedagogy and theory and practice of education], 2015, no. 42, pp. 198-210. (In Russ.). Available at: http://lib.knigi-x.ru/23raznoe/206788-1-udk-780711-7862083-chzhu-yuanyuan-zhu-yuanyuan-pretvorenie-nacionalnih-istokov-koncerte-karta-dlya-violoncheli-vide.php (accessed 10.04.2020).
4. Tan Dun: official website. (In Engl.). Available at: http://tandun.com/composition/the-map-concerto-for-cello-video-and-orchestra (accessed 13.11.2020).
5. Tan Dun: official website. (In Engl.). Available at: http://tandun.com/tan-dun-premiered-12-sounds-of-wuhan-in-support-of-those-suffering-from-covid-19-virus (accessed 12.11.2020).
6. Tan Dun. Wise Music Classical. (In Engl.). Available at: https://www.wisemusicclassical.com/work/33565/The-Map-Concerto-for-Cello-Video-and-Orchestra--Tan-Dun (accessed 13.11.2020).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Пример 4
Пример 5
=52)
текшсоНи, росо гиЬаЪо рккир (Ьеге!)
*) НоЫ Пае ¡пЯгитеШ а! еуе 1еуе! ашЗ с!ар (Ье тмиЬр1все 1Ьа1 ¡5 зШ! а!(асЬвй № 1Ье ¡лйгитеШ.
Пример 3
Пример 4