ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 5
Алексей Николаевич Смирнов,
кандидат политических наук, старший научный сотрудник Сектора теории политики ИМЭМО РАН (Россия), e-mail: fotoellada@rambler.ru
ВОСТОК И ЗАПАД В БОРЬБЕ ЗА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ: КОНСЕРВАТОРЫ ПРОТИВ КОНСЕРВАТИЗМА?
Автор обращает внимание на различные аспекты проблемы однополых браков в современной Европе. По его мнению, в европейском обществе существуют совершенно противоположные тенденции, которые нельзя расценивать иначе как признаки глубинной эрозии политико-культурных и мировоззренческих основ западного мира. Под громкие призывы к защите демократических «завоеваний» европейские политики, именующие себя «консерваторами», активно включились в кампанию поддержки сексуальной эмансипации. В качестве примера подробно рассматривается ситуация в Великобритании. По мнению автора, поддержка британским премьером-консерватором закона об однополых браках объясняется политическими причинами. За последние годы Консервативная партия Великобритании существенно изменила свой идеологический профиль. Заставляя воспринимать такие союзы как норму, политики подрывают традиционные представления о семье и браке. Подобно «бастиону» на пути модных европейских веяний стоит католическая Польша. Главным побудительным мотивом, заставляющим польских политиков противостоять «ползучей эмансипации», является вполне четко выраженная позиция большинства населения. Польские правые претендуют на превращение Польши в новый консервативный полюс Европы.
Ключевые слова: консерватизм, ценности, христианство, секуляризм, эмансипация, однополые браки, права сексуальных меньшинств.
Aleksei Nikolaevich Smirnov,
Kandidat in Political Science, Senior Researcher, Department of Political Theory, Institute of World Economy and International Relations (IMEMO), Russian Academy of Sciences (RAN) (Russia), e-mail: fotoellada@rambler.ru
EAST AND WEST IN THE STRUGGLE FOR FAMILY VALUES: CONSERVATIVES AGAINST CONSERVATISM?
The author draws attention to various aspects of same-sex marriage in contemporary Europe. European society displays utterly contradictory tendencies, the author maintains, that can only be regarded as signs of a deep erosion of the political, cultural and philosophical foundations of the Western world. Under loud calls to protect democratic "gains," European politicians who call
themselves "conservatives " are actively involved in the campaign to support sexual emancipation. As an example, consider the situation in the UK. According to the author, the support of the Conservative British prime minister for a law permitting same-sex marriage can be ascribed to political reasons. In recent years, the Conservative Party of Great Britain has significantly changed its ideological profile. Enforcing a perception of such alliances as normal politics undermines traditional notions of family and marriage. Catholic Poland stands like a bastion in the path of European trends. The main motive forcing Polish politicians to resist "creeping emancipation " is quite clearly the position of the majority of the population. Polish right wing parties aspire to the transformation of Poland into a new conservative pole in Europe.
Key words: conservative, values, Christianity, secularism, emancipation, gay marriage, gay rights.
Существует ряд проблем, диагностирующих кризисное состояние европейского общества и свидетельствующих о его внутренней разбалансированности. Прежде всего они открываются в аксиологической плоскости, где традиционные ценности еще противостоят натиску эмансипации. В русле консервативного дискурса констатируется и обосновывается упадок социума, поддавшегося соблазну морального упрощения в соответствии с требованиями мнимого прогресса. Вообще, ощущение упадка, изначально являвшееся доминантным переживанием, определяющим стиль и «пафос» консервативного мышления, становится неким атрибутом современного «цивилизованного» общества с его весьма нечеткими, размытыми и подвижными представлениями о границах допустимого. Вытеснение традиционных ценностей в «заповедники» общественного сознания вызывает ответное стремление сохранить и по возможности воспроизвести хотя бы немногое оставшееся. Тем парадоксальнее, что в настоящий момент мы наблюдаем совершенно противоположные тенденции, которые нельзя расценивать иначе как признаки глубинной эрозии политико-культурных и мировоззренческих основ западного мира.
Под призывы к защите демократических «завоеваний» европейские «консерваторы» активно включились в кампанию поддержки сексуальной эмансипации. Яркий пример тому демонстрирует Великобритания. Пожалуй, наиболее откровенным свидетельством перерождения английских консерваторов является законопроект о легализации однополых браков, принятый нижней палатой парламента в мае 2013 г. Значительная часть депутатов от Консервативной партии во главе с премьер-министром Дэвидом Кэмероном голосовала в поддержку скандального законопроекта. Сам Кэмерон определил свою позицию давно и однозначно. Еще в конце 2011 г., выступая на партийной конференции, он заявил: «Однополые браки
сделают семьи сильнее. Общество сильно тогда, когда мы берем на себя обязательства по отношению к кому-то другому. Я поддерживаю однополые браки не вопреки тому, что я консерватор. Я поддерживаю их именно из-за того, что я консерватор»1. Эта фраза передает суть смысловой метаморфозы, произошедшей в идеологии партии. Традиционно семья занимала центральное место в системе аксиологических представлений консерваторов. Она являлась основополагающей ценностной доминантой, причем не только в сфере морали, культуры и социального бытия. Институту семьи придавалось громадное политическое значение в деле воспитания истинных патриотов — оплота сильного государства. Однако стоит ли говорить, насколько далеки идеалы прежних поколений, создававших славу Соединенного Королевства, от представлений и приоритетов современных британских политиков, озабоченных укреплением нетрадиционных «семейных уз» ради исполнения неких «общечеловеческих» требований.
Осознавая некоторую двусмысленность своих взглядов по вопросам поддержки сексуальных меньшинств, «реформаторски настроенная» часть британских консерваторов переосмысливает идейное наследие предшественников, в том числе Маргарет Тэтчер, несмотря на то что ее правительство инициировало ряд мер запретительного характера, направленных против пропаганды гомосексуализма. Представляя предвыборный манифест Консервативной партии 1979 г., «железная леди» сказала: «сердце политики — это не политическая теория, это люди и то, как они хотят жить»2. Едва ли Тэтчер могла предположить, насколько далеко и в каком именно направлении станет развиваться британская консервативная мысль спустя 35 лет.
Депутаты голосовали по законопроекту о легализации однополых браков 2013 г. независимо от генеральной линии своей партии, и поэтому не удалось избежать раскола в рядах тори. Дебаты длились шесть часов, немало парламентариев осудили законодательные изменения за аморальность и потенциальную общественную опасность. Группа противников закона из числа консерваторов отправила Кэмерону открытое письмо, обвинив его в пренебрежении интересами партии. С точки зрения авторов послания, дело даже не в самом законе, а в том ущербе, который он наносит имиджу консерваторов. Представители правого партийного фланга полагали, что, выступая с подобными инновациями, Кэмерон теряет поддержку
1 MPs to Defy Cameron on Gay Marriage Move // Express & Star. 2012. Dec. 2. URL: www.expressandstar.com/news/politics/2012/12/02/mps-to-defy-cameron-on-gay-marriage-move
2 Thatcher M. Conservative General Election Manifesto 1979. URL: www.marga-retthatcher.org/document/110858
традиционного электората и не приобретает при этом достаточного числа новых сторонников. В результате пострадают электоральные перспективы партии на следующих выборах3.
Сторонники однополых союзов используют схожую аргументацию. Так, канцлер казначейства Джордж Осборн заявил депутатам от Консервативной партии, что они должны поддержать «брачное равноправие», поскольку в противном случае рискуют проиграть следующие выборы. По мнению Осборна, «в обществе явное большинство выступает за изменения», и он испытывает гордость, работая над тем, чтобы они произошли как можно скорее. В подтверждение своих слов канцлер казначейства даже обратился к опыту Соединенных Штатов. Если верить Осборну, именно поддержка президентом Обамой полноценного брака для гей-пар «воодушевила молодых избирателей», став одним из факторов его победы при избрании на второй срок4.
Серьезное недовольство принятым законом выразили не только некоторые парламентарии, но и представители католической и англиканской церквей. Государственный закон вряд ли заставит их признать однополые браки и венчать геев. Таким образом, с подачи премьер-министра вбивается очередной мощный клин между церковью и обществом. Церковный и светский браки не просто разводятся, но и противопоставляются друг другу в силу абсолютной несовместимости христианских норм с «общечеловеческими». Борьба за права сексуальных меньшинств уже не первое десятилетие является актуальной темой европейской политики. За это время сформировалась определенная традиция, вполне достаточная, чтобы к ней апеллировали консерваторы. Заставляя воспринимать такие союзы как норму, политики подрывают традиционные, по сути — христианские устои семьи и брака. Имеются в виду представления о том, что семья рождается из естественного союза мужчины и женщины, а у ребенка должны быть отец и мать.
Впрочем, мнение клерикалов мало интересует сторонников реформы. Имиджевые потери их также не страшат. Борцы за «прочную однополую семью», напротив, указывают консерваторам на возможность позиционировать себя как прогрессивную силу, отвечающую «требованиям общества». Еще более выраженно этот мотив звучит в США, где сравнительно недавно появилась организация «Моло-
3 Dominiczak P. David Cameron Pledge to Tories: No More Divisive Issues Like Gay Marriage // The Telegraph. 2013. May 22. URL: www.telegraph.co.uk/news/politics/ david-cameron/10072653/David-Cameron-pledge-to-Tories-No-more-divisive-issues-like-gay-marriage.html
4 Shipman T. Tories won't Win if We Don't Back Gay Marriage, Says Osborne: But Party Right Urges Him to Focus on 'the Issues That Really Matter' // MailOnline. 2012. Nov. 13. URL: www.dailymail.co.uk/news/article-2232194/US-Presidential-election-shows-Tories-gay-marriage-lose-power-George-Osborne-warns.html
дые консерваторы за свободу брака». Активистам этого довольно маргинального движения не откажешь в логике: раз брак является консервативной ценностью, то консерваторы должны на этой почве объединиться с ЛГБТ-сообществом и помогать последнему «бороться за свои права».
Какими же резонами руководствовался британский премьер, проталкивая законопроект, столь неоднозначно воспринимаемый даже его однопартийцами? Если отбросить рассуждения о помощи «обделенным» гомосексуальным парам и страдающим подросткам-геям, остаются причины политического порядка. За последние годы Консервативная партия Великобритании существенно изменила свой идеологический профиль. Партийная «модернизация», начатая Дэвидом Кэмероном еще до занятия премьерского кресла, выразилась в выделении «гуманитарных» вопросов, которые принято считать далекими от традиционной повестки дня тори. Среди них особое место занимают экологические проблемы и права гомосексуалистов. Столь пристальное внимание к данным темам находится в тренде европейской политики, и британские консерваторы из чисто конъюнктурных соображений не могли оставаться в стороне. Вопреки ожиданиям это не принесло Кэмерону и его соратникам существенных политических дивидендов. Мало того что консервативный электорат раскололся по вопросу поддержки однополых браков, даже сторонники законопроекта не верят в искренность главы правительства, а противники и вовсе убеждены, что премьер легко пожертвовал ценностями, составляющими идейный багаж своей партии, в угоду сомнительным политическим выгодам5.
Возможно, противники ошибаются, обвиняя Кэмерона в популизме. С его подачи гомосексуальная тема неоднократно получала политическое звучание. За полтора года до упомянутых событий британский премьер выступил с довольно резким заявлением на встрече глав правительств стран Британского содружества в австралийском городе Перт. Кэмерон пригрозил отказать в гуманитарной помощи странам, запрещающим однополые связи. Он указал тем, кто получает помощь от Британии, на необходимость «придерживаться должных прав человека» и рекомендовал своим коллегам из других стран отменить запреты для сексуальных меньшинств6. Чуть раньше, в начале октября 2011 г., Кэмерон призвал депутатов от своей партии
5 Walters S. Britons Vote in Favour of Same-sex Marriage: Public Backs PM on Gay Marriage But Says He's Doing It to Be Trendy // MailOnline. 2012. Dec. 15. URL: www. dailymail.co.uk/news/article-2248833/Britons-vote-favour-sex-marriage-Public-backs-PM-gay-marriage-says-hes-doing-trendy.html
6 Cameron Threat to Dock Some UK Aid to Anti-gay Nations // BBC News. 2011. Oct. 30. URL: www.bbc.co.uk/news/uk-15511081
поддержать однополые браки. Тогда он заявил, что этот вопрос на повестке дня и его обсуждения никак нельзя избежать.
Анализируя выступления британских властей, не следует забывать и про лоббирование. Отзывчивость власти на запросы гей-сообществ, в том числе подчеркнутое внимание к теме однополых браков, не вызывает удивления, учитывая высокую популярность нетрадиционных связей в среде британского истеблишмента.
Если обратиться к странам, к которым взывал британский премьер, озабоченный проблемой расширения сексуальных свобод, то особый интерес будут представлять государства, следующие консервативным курсом сообразно установкам доминирующих политических сил. Их реакция на массированную и агрессивную пропаганду «новой морали», ведущуюся в последние годы, может служить своеобразным «барометром» европейского консерватизма.
Подобно «бастиону» на пути модных европейских веяний стоит католическая Польша. Главным побудительным мотивом, заставляющим польских политиков противостоять «эмансипации», является четко выраженная позиция большинства населения. Она же в свою очередь напрямую проистекает из социальной доктрины католической церкви, осуждающей любые формы однополых связей и особенно посягающих на таинство брака.
Показательна дискуссия, разгоревшаяся в польском Сейме вокруг так называемых «партнерских союзов». Данный способ легализации партнерских отношений касается не только однополых, но и гетеросексуальных пар, не зарегистрированных посредством официально оформленного брака. Однако именно «нетрадиционный» аспект проблемы, очевидно, послужил основанием для ее обсуждения на законодательном уровне. В январе 2013 г. вопрос о «партнерских союзах» обсуждался в парламенте. В ходе голосования не был поддержан ни один из четырех законопроектов о регламентации подобных отношений, включая вариант, предложенный правящей либерально-консервативной партией «Гражданская платформа». Подавляющее большинство парламентариев высказались за то, чтобы вообще снять данный вопрос с повестки дня. Причем часть депутатов от «Гражданской платформы» не поддержала позицию своей партии, явно ориентируясь на консервативную часть электората7.
Премьер-министр Польши и глава правящей партии Дональд Туск посчитал отклонение законопроектов вызовом своей политике, предполагающей определенные обязательства перед западными партнерами. По мнению Туска, принятие документов должно сделать более достойной жизнь многих поляков, причем
7 Borowski C., Goettig M. Polish Parliament Rejects Efforts to Legalize Gay Unions // Reuters. 2013. Jan. 25. URL: www.reuters.com/article/2013/01/25/us-poland-homosexuals-idUSBRE90O0LU20130125
не только гомосексуалистов8. Впоследствии, уже после неудачного голосования, премьер-министр предложил подготовить два новых законопроекта о незарегистрированных партнерских союзах, один из них консервативный, другой — либеральный, и акцентировать их на правах гомосексуальных пар. Настойчивость лидера «Гражданской платформы» в отстаивании «партнерских союзов» вызывает удивление, учитывая, что годом раньше члены его партии проголосовали против аналогичного документа, представленного левыми депутатами. Теперь сторонники Туска, выдвинув собственный вариант законопроекта, настаивают, что он «консервативен по своей сути» и полностью совместим с политикой партии. Впрочем, говоря о «консерватизме» применительно к «псевдобрачному» законодательству, эти деятели явно не принимают в расчет иные взгляды на ту же проблему, например, исходящие от влиятельной право-консервативной и клерикально-националистической партии «Право и справедливость».
Как отмечают наблюдатели за польскими политическими процессами, еще на этапе обсуждения скандальный законопроект столкнулся с ожесточенным сопротивлением консерваторов внутри самой «Гражданской платформы». Ситуация до некоторой степени напоминает протесты, возникшие примерно тогда же в Консервативной партии Великобритании по поводу курса на легализацию однополых браков. Правда, в британском случае речь шла не о партнерских союзах, а о полноценных юридически оформленных брачных отношениях. Кроме того, оппоненты политики Дэвида Кэмерона апеллировали в основном не к представлениям о традиционной морали, имеющим отчетливую религиозную подоплеку, а к тому негативному воздействию, которому неизбежно подвергнутся имидж и электоральные перспективы партии. Для польских политиков, исповедующих последовательный консерватизм, отправной точкой являются конституционные нормы, не допускающие «ген-дерных вольностей», когда речь идет о браке и семье. Разумеется, здесь сходятся католические принципы и взгляды основной массы польского населения9.
Выразителем позиции «последовательных консерваторов» стал бывший министр юстиции в правительстве Туска и лидер консервативного крыла «Гражданской платформы» Ярослав Говин. Он открыто высказался в парламенте против планов своего же правительства, за что и поплатился портфелем. В дальнейшем, комментируя
8 Tusk kontra Gowin — debata zwi^zki partnerskie // Youtube. Wybierzpolske. 2013. Jan. 25. URL: www.youtube.com/watch?v=nipEXY9L_hI
9 Wronski P. Polacy: Zwi^zki partnerskie nie dla gejów // Gazeta Wyborcza. 2013.
Feb. 28. URL: m.wyborcza.pl/wyborcza/1,105226,13473637,Polacy_Zwiazki_partner-
skie_nie_dla_gejow.htm
произошедшее, политик разъяснил: будучи министром юстиции, он был обязан защищать конституцию, которая не предполагает иной трактовки брака, кроме как союза мужчины и женщины. Поэтому вне зависимости от личного отношения к «альтернативным» союзам экс-министр был обязан заявить о неконституционности проектов их легализации. Признавая сексуальную ориентацию сугубо интимной стороной человеческого существования и настаивая на толерантном отношении к ее проявлениям, Говин категорически против попыток построения политической гей-идеологии10. Таким образом, польские консерваторы еще надеются удержать сексуальность за рамками социально-политических отношений. В этом угадывается отличие Польской Республики от многих стран Запада, где гей-движения давно и прочно вовлечены в политику.
Также заслуживает внимания ситуация в Венгрии. Новый Гражданский кодекс страны, включающий в себя положения о зарегистрированных партнерствах, был одобрен Парламентом еще в сентябре 2009 г. Согласно ему возможна регистрация партнерских отношений, в том числе и для однополых пар. Партнеры пользуются всеми правами и обязанностями брачных пар, кроме права брать совместную фамилию, усыновлять детей и пользоваться доступом к искусственному оплодотворению. Тем не менее брак в Гражданском кодексе по-прежнему определялся как союз мужчины и женщины. Документ был принят при поддержке правящей на тот момент Венгерской социалистической партии и некоторых депутатов из либерального Альянса свободных демократов, ранее входивших в коалицию. Правые партии выступили резко против. Наибольшей критике подверглись положения, связанные регистрацией пар-тнерств для однополых пар.
Противники Закона о зарегистрированном партнерстве (положения которого воспроизведены в Гражданском кодексе) обратились в Конституционный суд с петицией о признании Закона неконституционным. В числе обратившихся были Христианско-демократическая народная партия и партия Фидес — Венгерский гражданский союз, а также целый ряд христианских организаций. По итогам разбирательства суд отклонил все претензии, постановив, что права однополых пар на юридическое признание и защиту вытекают из закрепленного в конституции права на человеческое достоинство. Суд также признал введение аналогичного браку учреждения для однополых пар конституционной обязанностью государства.
Победа правых консерваторов на парламентских выборах в 2010 г. остановила либерализацию семейного законодательства.
10 Тшк копй"а Gowin — ёеЬа1а гт^Ы райпегеЫе // Youtube. Wybierzpolske. 2013. Jan. 25. иЯЬ: www.youtube.com/watch?v=nipEXY9L_hI
В апреле 2011 г. венгерский парламент подавляющим большинством голосов принял новую Конституцию, вступившую в действие с начала 2012 г. Ее проект был поддержан правящей партией Фи-дес — Венгерский гражданский союз. Как следует из текста нового Основного закона, венгерский народ объединяют «Бог и христианство». За государством закрепляется обязанность защищать жизнь, которая начинается в момент зачатия, что фактически означает запрет на аборты. Брак же обозначается только как союз мужчины и женщины11.
В не меньшей степени европейских консерваторов тревожит культурная экспансия, заставляющая принимать очень сомнительные ценности «новой толерантности» в качестве безоговорочной нормы. Своеобразным показателем может послужить реакция консервативных сил на итоги конкурса «Евровидение», проходившего в Копенгагене в мае 2014 г. В финале конкурса одержал победу австрийский трансвестит Томас Нойвирт, выступающий под сценическим псевдонимом Кончита Вурст. Данное событие, в сущности не имеющее никакого самостоятельного значения для европейской музыкальной культуры, тем не менее стало заметным информационным поводом для разного рода политико-культурных рефлексий.
Как и следовало ожидать, свое «веское» слово сказали польские правые, видимо, всерьез претендующие на превращение Польши в новый консервативный полюс Европы. Лидер крупнейшей оппозиционной право-националистической партии «Право и справедливость» экс-премьер Ярослав Качиньский увидел в итогах песенного конкурса «тревожное событие», которое «указывает на закат и упадок Европы». Его особенно тревожит, что «старая» европейская цивилизация, пребывающая в состоянии морального упадка и разложения, тем не менее осуществляет мощную культурную экспансию в отношении «новой» Европы, распространяя здесь противоестественные, антихристианские и душегубительные семена половой эмансипации. Агрессивная пропаганда разного рода половых извращений, выдаваемая за «воспитание толерантности» и «преодоление социокультурных барьеров», не просто ведет к стиранию природной грани между мужчиной и женщиной на уровне обыденного восприятия, она дезориентирует подрастающее поколение, навязывает ему совершенно неприемлемые поведенческие образцы12. Еще ярче и вместе с тем образнее выразился пресс-секретарь новой правой партии «Солидарная Польша» Патрик Яки. «Европа отбирает у нас верфи
11 Венгерский парламент принял новую Конституцию // Lenta.ru. 2011. 18 апр. URL: lenta.ru/news/2011/04/18/hungary
12 Eurovision's 'Bearded Lady' Victory Sign of European 'Decadence' // Польскае радыё. 2014. 12 мая. URL: www.radyjo.net/4/11/Artykul/170603,Eurovisions-bearded-lady-victory-sign-of-European-decadence#sthash.7gx1EObM.dpuf
и сахарные заводы, а взамен подсовывает бородатых женщин», — гневно написал он в Твиттере13. Как видим, в устах польских правых традиционалистский и евроскептицистский мотивы неожиданным образом соединились.
Польские консерваторы не одиноки. Практически то же самое можно было услышать в эти дни от их венгерских, словацких, латышских коллег и единомышленников.
Итак, в европейских политических кругах, декларирующих свой консерватизм, разгорелись нешуточные идеологические баталии, имеющие вполне определенное ценностно-практическое измерение. Очевидно, что суть конфликта глубже, чем зачастую пытаются представить, сводя разногласия к борьбе партийных группировок или к неизбежным следствиям электорального популизма. Противостояние происходит на уровне политической самоидентификации, часто не совпадающей с «официально заявленной» партийной принадлежностью. Если расхождение достаточно велико, неотреф-лексированное употребление термина «консерватизм» ведет в мировоззренческий тупик и к необратимой деградации целых пластов политического сознания. В итоге политикам, позиционирующим себя в качестве консерваторов, приходится рассчитывать лишь на глубоко укоренившиеся стереотипы, которыми обеспечивается текущий консервативный дискурс. Следует заметить, что политические силы, стремящиеся к преодолению подобной нездоровой ситуации, пока явно в меньшинстве.
В столь сложных условиях философы-традиционалисты задаются вопросом о состоятельности политического консерватизма как такового. Ему противопоставляется консерватизм обывателей, не склонных к релятивизации своих представлений о сфере допустимого, чем так активно грешат «официальные» консерваторы. Рядовые члены общества формируют собственный «консервативный лагерь» в силу естественной приверженности традиционному порядку вещей, сложившемуся в той или иной стране. Этот порядок они поддерживают самим своим существованием, образом мысли и действия. Не случайно известный британский публицист и философ Роджер Скрутон считает консерватизм «проблемой национальной идентичности»14. Сила привычки, присущая обывателю, побеждает там, где идеология демонстрирует откровенную слабость и даже ущербность. Консерватизм как идеология был в буквальном
13 ^t. no: "W oczach Conchity Wurst widzialem oczy Tuska"; politycy bior% za Eurowizj^ // TVP.Info. 2014. May 12. URL: www.tvp.info/15164548/w-oczach-conchity-wurst-widzialem-oczy-tuska-politycy-biora-sie-za-eurowizje
14 Scruton R. Identity, Family, Marriage: Our Core Conservative Values Have Been Betrayed // The Guardian. 2013. May 11. URL: www.theguardian.com/commentisfree/2013/ may/11/identity-family-marriage-conservative-values-betrayed
смысле «приватизирован» многочисленными группами интересов и оказался перед жестким выбором: подчиниться «мэйнстриму», приняв прежде неприемлемые формы социальных взаимоотношений в качестве нормы или, сохранив самотождественность, сместиться в маргинальную часть политического спектра. Такая постановка вопроса явно не способствует идейному возрождению консерватизма. Многие находят естественным и закономерным угасание консервативной идеологии, утешая себя тем, что в нынешнем быстро меняющемся мире попросту отсутствуют идейные устои, способные послужить основой для долгосрочной политической программы. По крайней мере в странах «старой» Европы подобный подход, судя по всему, окончательно возобладал.
Следует признать, что в современных условиях политическому консерватизму крайне затруднительно противостоять прогрес-систским идеям. По итогам бурных событий XX в. консерваторы сами признали парадигму социального прогресса и теперь как минимум вынуждены мириться с «вытекающими последствиями». Но с позиций житейского здравого смысла, функционально вполне соотносимого с инстинктом самосохранения, есть целый ряд консервативных ценностей, не нуждающихся в идейном обосновании и утверждающихся их непосредственными носителями без оглядки на лукавую политкорректность. Среди упомянутых ценностей неизменно присутствует традиционный гетеросексуальный брак, имеющий своей целью рождение и воспитание детей.
Вопрос лишь в том, какова социальная база этого явления. Ведь пресловутый консерватизм «здравого смысла» предполагает не только систему традиционных взглядов, но и определенный образ действия, а он нуждается в идейно-организационном оформлении, в персональной моральной ответственности акторов, наконец, в отлаженном механизме трансляции и преемственности. Как показывает европейская практика, при фактическом самоустранении политиков-консерваторов от проблемы половой эмансипации или их «переходе на сторону» прогрессистов-эмансипаторов только религия может послужить надежным идейным стержнем «обывательского» консерватизма. Поэтому размывание религиозных основ сознания и тем более изгнание религии из общественной жизни в сферу «приватной духовности» ведет к тому, что, казалось бы, на 100 % «приватная» сексуальность вдруг становится необыкновенно значимым и даже определяющим фактором существования социума с перспективой превращения в политически окрашенный фетиш. Все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда политически активное сексуальное меньшинство диктует свою волю пассивному большинству при фактической поддержке со стороны государства и евробюрократии. В таких случаях консервативно настроенные
граждане сами оказываются меньшинством перед лицом «прогрессивно мыслящей общественности», четко ассоциирующей себя с «мейнстримом».
Сказанное подтверждается сравнительно недавним опытом Французской Республики, где в 2013 г. правительство социалистов легализовало однополые браки взамен разрешенных с 1999 г. актов гражданского партнерства. Это вызвало протесты со стороны католической церкви и многочисленные манифестации противников принятого закона, в которых по всей Франции приняли участие несколько сотен тысяч человек. Разумеется, возмущение общественности не возымело никаких результатов, хотя среди протестующих были не только воцерковленные католики, ставшие почти что этнографической редкостью (по разным оценкам, в современной Франции верующими христианами себя считают от 5 до 14 % граждан), но и все те, для кого понятие «традиционные семейные ценности» — не пустой звук и не абстрактная категория.
В секулярных западных обществах произошла полная десакра-лизация брачных отношений. Причем речь уже не идет о публично-правовых процедурах. «Борьба с пережитками» осуществляется на уровне культурных стереотипов. Ситуация в Восточной Европе пока еще разительно отличается. В большинстве государств (за исключением Чехии) «обывательский» консерватизм слишком силен, чтобы власть могла позволить себе не считаться с ним. Соответственно религиозные мотивы традиционного сознания здесь также выражены сильнее.
На протяжении многих столетий концепт пола, гендерных различий оставался одним из самых значимых в христианской культуре. Сменявшие друг друга поколения европейских консерваторов по-разному относились к роли и месту религии в жизни общества, однако они не ставили под сомнение базовые ценности, справедливо считая их не какими-то специфическими «эманациями» духовного мира, а данными свыше гарантиями естественного порядка вещей. Обеспечение прав сексуальных меньшинств в принципе не нарушало этого порядка, даже когда приобрело форму «позитивной дискриминации», поскольку не затрагивало саму суть гендера — веками неколебимой и, как казалось, вечной нормы. Так было, пока проблемы геев касались только самих геев и мечты об однополых браках оставались уделом «нетрадиционных фантастов», которым участие в реальной политике «не грозило» даже в самой отдаленной перспективе.
Признание однополых, а по факту — «бесполых» браков на законодательном уровне, осуществленное целым рядом европейских государств, обозначило новые горизонты гендерной эмансипации. Под видом плюрализма сексуальных предпочтений насаждается уни-
фицированная, сексуально индифферентная и по сути своей бюрократическая модель регулирования личной жизни. Уместно говорить именно о «бесполости», поскольку с подачи парламентских партий (в том числе и «консервативных») законодательное игнорирование ген-дерной принадлежности касается теперь не только однополых пар. Не во всех странах это происходит сразу, но тенденция очевидна. Хорошо известен французский закон, согласно которому родителей ребенка вне зависимости от семьи, где он воспитывается, в официальных документах будут именовать нейтрально — «Родитель А» и «Родитель Б». Это не какое-то чудачество французских социалистов, с европейских трибун уже раздаются призывы отказаться от «изживших» себя определений: «мать», «отец», «муж», «жена» и т.д.
В контексте доминирующей либеральной парадигмы мы привыкли отождествлять демократический строй с непрерывным умножением индивидуальных прав и свобод. При этом как-то забывается, что в основе демократии лежит концепция неотчуждаемого естественного права, а естественные семейные узы, безусловно, и есть один из примеров таких неотчуждаемых прав. Заменяя эти естественные узы на искусственно созданные посредством законодательного переопределения системы семейных отношений, государство не просто раздвигает границы допустимого. Оно самым решительным образом вторгается в «заповедные владения» общества, где веками существуют и воспроизводятся структуры, более древние и фундаментальные, чем сами государственные отношения. Так что попытки ряда «консерваторов» усилить институт семьи посредством поддержки однополых браков будут иметь по меньшей мере один закономерный результат — усиление фискального присутствия государства в частной жизни людей. Нетрудно заметить, насколько подобный исход противоречит духу и сути демократии.
ЛИТЕРАТУРА
Венгерский парламент принял новую конституцию // Lenta.ru. 2011. 18 апр. URL: lenta.ru/news/2011/04/18/hungary
Borowski C., Goettig M. Polish Parliament Rejects Efforts to Legalize Gay Unions // Reuters. 2013. Jan. 25. URL: www.reuters.com/article/2013/01/25/us-poland-homosexuals-idUSBRE90O0LU20130125.
Cameron Threat to Dock Some UK Aid to Anti-gay Nations // BBC News. 2011. Oct. 30. URL: www.bbc.co.uk/news/uk-15511081.
Dominiczak P. David Cameron Pledge to Tories: No More Divisive Issues Like Gay Marriage // The Telegraph. 2013. May 22. URL: www.telegraph.co.uk/ news/politics/david-cameron/10072653/David-Cameron-pledge-to-Tories-No-more-divisive-issues-like-gay-marriage.html
Eurovision's 'Bearded Lady' Victory Sign of European 'Decadence' // Поль-скае радыё. 2014. 12 мая. URL: www.radyjo.net/4/11/Artykul/170603,Eurovisions-bearded-lady-victory-sign-of-European-decadence#sthash.7gx1EObM.dpuf
MPs to Defy Cameron on Gay Marriage Move // Express & Star. 2012. Dec. 2. URL: www.expressandstar.com/news/politics/2012/12/02/mps-to-defy-cameron-on-gay-marriage-move.
Scruton R. Identity, Family, Marriage: Our Core Conservative Values Have Been Betrayed // The Guardian. 2013. May 11. URL: www.theguardian.com/ commentisfree/2013/may/11/identity-family-marriage-conservative-values-betrayed.
Shipman T. Tories Won't Win if We Don't Back Gay Marriage, Says Osborne: But Party Right Urges Him to Focus on 'the Issues That Really Matter' // MailOnline.
2012. Nov. 13. URL: www.dailymail.co.uk/news/article-2232194/US-Presidential-election-shows-Tories-gay-marriage-lose-power-George-Osborne-warns.html.
Thatcher M. Conservative General Election Manifesto 1979. URL: www. margaretthatcher.org/document/110858
Tusk kontra Gowin — debata zwi^zki partnerskie // Youtube. Wybierzpolske.
2013. Jan. 25. URL: www.youtube.com/watch?v=nipEXY9L_hI
"W oczach Conchity Wurst widzialem oczy Tuska"; politycy bior^ si§ za Eurowizje // TVP.Info. 2014. May 12. URL: www.tvp.info/15164548/w-oczach-conchity-wurst-widzialem-oczy-tuska-politycy-biora-sie-za-eurowizje
Walters S. Britons Vote in Favour of Same-sex Marriage: Public Backs PM on Gay Marriage But Says He's Doing It to Be Trendy // MailOnline. 2012. Dec. 15. URL: www.dailymail.co.uk/news/article-2248833/Britons-vote-favour-sex-marriage-Public-backs-PM-gay-marriage-says-hes-doing-trendy.html.
Wronski P. Polacy: Zwi^zki partnerskie nie dla gejow // Gazeta Wyborcza.
2013. Feb. 28. URL: m.wyborcza.pl/wyborcza/1,105226,13473637,Polacy__Zwiazki_
partnerskie_nie_dla_gejow.htm
REFERENCES
Borowski, C., and Goettig, M. "Polish Parliament Rejects Efforts to Legalize Gay Unions." Reuters, January 25, 2013, www.reuters.com/article/2013/01/25/us-poland-homosexuals-idUSBRE90O0LU20130125.
"Cameron Threat to Dock Some UK Aid to Anti-gay Nations." BBC News, October 30, 2011, www.bbc.co.uk/news/uk-15511081.
Dominiczak, P. "David Cameron Pledge to Tories: No More Divisive Issues Like Gay Marriage." The Telegraph, May 22, 2013, www.telegraph.co.uk/news/politics/ david-cameron/10072653/David-Cameron-pledge-to-Tories-No-more-divisive-issues-like-gay-marriage.html
"Eurovision's 'Bearded Lady' Victory Sign of European 'Decadence'." Польскае радыё, 12 мая, 2014, www.radyjo.net/4/11/Artykul/170603,Eurovisions-bearded-lady-victory-sign-of-European-decadence#sthash.7gx1EObM.dpuf
"MPs to Defy Cameron on Gay Marriage Move." Express & Star, December 2, 2012, www.expressandstar.com/news/politics/2012/12/02/mps-to-defy-cameron-on-gay-marriage-move.
Scruton, R. "Identity, Family, Marriage: Our Core Conservative Values Have Been Betrayed." The Guardian, May 11, 2013, www.theguardian.com/ commentisfree/2013/may/11/identity-family-marriage-conservative-values-be-trayed.
Shipman, T. "Tories Won't Win if We Don't Back Gay Marriage, Says Osborne: But Party Right Urges Him to Focus on 'the Issues That Really Matter'." MailOnline,
November 13, 2012, www.dailymail.co.uk/news/article-2232194/US-Presidential-election-shows-Tories-gay-marriage-lose-power-George-Osborne-warns.html.
Conservative General Election Manifesto 1979, www.margaretthatcher.org/ document/110858
"Tusk kontra Gowin — debata zwi^zki partnerskie." Youtube. Wybierzpolske, January 25, 2013, www.youtube.com/watch?v=nipEXY9L_hI
"Vengerskii parlament prinial novuiu konstitutsiiu." Lenta.ru, April 18, 2011, lenta.ru/news/2011/04/18/hungary
"W oczach Conchity Wurst widzialem oczy Tuska"; politycy bior^ si§ za EurowizjV TVP.Info, May 12, 2014, www.tvp.info/15164548/w-oczach-conchity-wurst-widzialem-oczy-tuska-politycy-biora-sie-za-eurowizje
Walters, S. "Britons Vote in Favour of Same-sex Marriage: Public Backs PM on Gay Marriage But Says He's Doing It to Be Trendy." MailOnline, December 15, 2012, www.dailymail.co.uk/news/article-2248833/Britons-vote-favour-sex-marriage-Public-backs-PM-gay-marriage-says-hes-doing-trendy.html.
Wronski, P. "Polacy: Zwi^zki partnerskie nie dla gejow." Gazeta Wyborcza,
February 28, 2013, m.wyborcza.pl/wyborcza/1,105226,13473637,Polacy__Zwiazki_
partnerskie_nie_dla_gejow.htm