Научная статья на тему 'Восток и Запад одновременно: памяти петербургского композитора Георгия Фиртича'

Восток и Запад одновременно: памяти петербургского композитора Георгия Фиртича Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
245
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восток и Запад одновременно: памяти петербургского композитора Георгия Фиртича»

позитора пересмотреть свой музыкальный «багаж» и срочно подать в издательство «Композитор» Санкт-Петербурга новую рукопись под названием «Калейдоскоп» (Сборник фортепианных пьес для детей и юношества: в двух тетрадях: учебное пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. СПб.: Композитор, 2017). С нетерпением ждём выхода в свет новых произведений Виктора Плешака!

Список литературы

1. Плешак В. Жизнь - от пиано до фортиссимо. - СПб.: Композитор, 2016. -246 с.

2. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: история жанра. - М.: Музыка, 1988. -120 с.

3. Теплов Б.М. О музыкальном переживании // Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Воронеж, 2004. - 640 с.

И. В. Уварова

Восток и Запад одновременно: памяти петербургского композитора Георгия Фиртича

Георгий Иванович Фиртич (1938-2016) - петербургский композитор, пианист, джазмен, заслуженный деятель искусств Российской федерации, Лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича, многогранный композитор, успевший охватить за свою жизнь различные музыкальные жанры. Ещё при жизни его творчество привлекло внимание исследователей-музыковедов [2; 5]. Георгий Иванович писал произведения как в академической манере, так и авангардного направления, как в области популярного песенного жанра, так и киномузыки. Широкую известность получила его музыка к мультфильмам: «Приключения капитана Врунгеля (1979) и «Доктор Айболит» (1985). Как композитор киномузыки (он написал музыку к 35 фильмам, работая в этом жанре около 40 лет), он сотрудничал с выдающимися российскими кинорежиссёрами: Леонидом Гайдаем, Михаилом Швейцером, Владимиром Вайнштоком, Николаем Губенко, Владимиром Плотниковым, Аидой Манасаровой, режиссёром-мультипликатором Давидом Черкасским.

Георгий Иванович Фиртич - петербургский композитор, и петербургскую составляющую его человеческого и творческого облика хочется особенно подчеркнуть. С 1993 г. Г.И. Фиртич - профессор Российского государственного университета имени А.С. Герцена, где вёл классы импровизации, инструментовки, композиции на музыкальном факультете. Парадоксальность его мышления, яркий импровизационный дар, свобода мнений снискали ему большую популярность в студенческой среде. С 1994 г. до последних дней

Г.И. Фиртич руководил Ассоциацией современной музыки (АСМ) Союза композиторов Санкт-Петербурга. Эта деятельность Г.И. Фиртича оставила неизгладимый след в культурном пространстве Санкт-Петербурга конца XX в. Концерты Ассоциации современной музыки проходили ежемесячно в концертном зале Союза композиторов на Большой Морской, д. 45 (бывшей улице Герцена), в доме, построенном Огюстом Монферраном, создателем Исааки-евского собора. С момента постройки в 1840 г. здание сохранило свой внешний облик, является охраняемым памятником архитектуры Санкт-Петербурга, здесь с 1940 г. по настоящее время размещается Союз композиторов Санкт-Петербурга. На концертах Ассоциации современной музыки звучали авангардные произведения зарубежных композиторов, маститых мастеров, но малоизвестные российским слушателям. Общеизвестно, что на авангардную зарубежную музыку в России долго лежал запрет, авангард, с трудом пробивал себе дорогу в России в послевоенное время и в 60-е годы XX в. В российских консерваториях запрещалось изучение западноевропейского авангарда как проявления «буржуазной идеологии». Однако, как известно, «музыка не знает границ». Как отмечал известный петербургский музыковед Л.Н. Раабен: «Время формирования в русской музыке бывшего Советского Союза «авангардных» течений - 60-е гг. На протяжении этого десятилетия они не только возникают, но и активно развиваются вопреки яростному сопротивлению официальных кругов, выражавших тогда установки государственной политики в области искусства» [3, с. 15]. «Шестидесятники», а к ним принадлежал Георгий Фиртич, равно как и Сергей Слонимский, Борис Тищенко, Галина Уствольская, Борис Архимандритов, Сергей Осколков, нашли путь к перестройке музыкальных критериев в своём сознании и в творческих исканиях. Овладение новыми композиционными приёмами, обновление стиля академической профессиональной музыки стало приметой времени уже в 70-80-х гг. В 90-е гг. Г.И. Фиртич стал во главе Ассоциации современной музыки как признанный лидер петербургского авангарда. На ежемесячных концертах Ассоциации современной музыки получали возможность показать свои новые произведения молодые композиторы Санкт-Петербурга. В этом большое историческое значение Ассоциации современной музыки. Г.И. Фиртич всегда был «душой» этих собраний. Публика с нетерпением ждала выступления композитора-пианиста Фиртича. За прошедшие годы в концерном зале Союза композиторов прозвучали все камерные произведения Г.И. Фиртича: десять фортепианных сонат, написанные в 1960-1996 гг., Токката-фантазия, «Концерт-фантазия для двух фортепиано и...» (1997), четыре сонаты для скрипки и фортепиано, созданные в 1976, 1989, 1990, 2000 гг., соната для альта и фортепиано (1986), вокальные

произведения. Фортепианная музыка Фиртича ошеломляла слуша-

и и и ■ и ^

телеи неистощимои энергией, размахом, фантазиен и небывалым для российского слушателя авангардизмом в использовании приёмов игры на рояле: это аккорды, «разбрасываемые» по клавиатуре, «жёсткие» кластеры кулаками, предплечьем, удары по крышке рояля, по струнам, хлопки, свистки. Ударно-шумовой пианизм Фиртича, наполненный «звонными» тембрами, расширял палитру звучания рояля, вносил небывалый энергетический заряд в зрительный зал. В фортепианной музыке Фиртича открывался для слушателей новый «образ рояля XX в.» (Л.Я. Гаккель), звуковой мир, который творил человек, духовно свободный и независимый [4, с. 133-135].

Но совсем иной мир открыл для себя Г. И. Фиртич в мистическом произведении Андрея Белого «Петербург» (1912-1913), в одном из значительных литературных произведений «серебряного века». К этому произведению Г. И. Фиртич шёл, видимо, долго. Мистика Петербурга, его история, архитектурное совершенство и призрачность белых ночей мастерски воплотилась в последнем произведении Г. И. Фиртича «Белый Петербург. Мистерия по мотивам романа А. Белого «Петербург» (2015)». В главной прекрасной музыкальной теме, с утончённой оркестровкой, Г.И. Фиртич предстаёт мелодистом, традиционно унаследовавшим вековую бесконечность русской песни, мягкость, лиризм и мелодическую пластику П.И. Чайковского, и весь тот глубинный контекст культуры, который именуется «петербургским». Последнее произведение Г. Фиртича показало его широкий творческий диапазон, владение всем арсеналом композиторской техники и несомненный дар мелодиста. Общеизвестно, что в последних произведениях композиторы каким-то чудом или божественным предначертанием устремляются в иные, высокие, звёздные сферы. Вспомним «Реквием» Моцарта, последние произведения Бетховена и Шуберта, 7-ю симфонию Прокофьева и 15-й квартет Шостаковича. Г.И. Фиртич в мистерии «Белый Петербург» преодолел земное притяжение и оставил нам на память прекрасную мелодию о Петербурге, о нашем замечательном городе.

Ещё об одной составляющей творческого облика Г.И. Фиртича следует упомянуть: о его глубоком знании поэзии, которая вдохновляла композитора на создание неординарных вокальных и хоровых циклов. Г.И. Фиртич - автор камерных кантат на стихи В.Хлебникова, В. Брюсова, Н. Рериха, хоровых произведений, вокальных циклов на стихи А. Блока, А. Петрова, П. Верлена и на древнекитайские тексты. Цикл Г. Фиртича «Песни священных струн» из древнекитайской поэзии в переводе Б. Вахтина для сопрано и фортепиано (1990) - яркое музыкальное воплощение глобальной художественной идеи «Восток - Запад». Общеизвестна баллада Р.Киплинга «Восток - Запад» и её первые строки, часто цитируе-

мые: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда». В цикле «Песни священных струн» из древнекитайской поэзии Г.И. Фиртич эту «невстречу» двух миров решил альтернативно: Восток и Запад в его произведении «встречаются», два мира предстают в единении музыкальной и поэтической речи, где во главе стоит философская идея мировой гармонии, выраженная ещё в древности древнекитайским поэтом Ли Бо (701-762):

Я хочу смешать с землёю небо,

Слить всю необъятную природу

С первозданным хаосом навеки [1, с. 13].

В цикле «Песни священных струн» композитор представляет органическую связь двух миров, Востока и Запада, где Китай - это «поэзия, полная картин, и картины, полные поэзии» [1, с. 12], и Запад - это Человек, с богатым внутренним миром, с философским понимаемым окружающего мира, с сильным эмоциональным накалом чувств. Вокальная партия, несущая «слово», предельно экспрессивна. Она требует от певицы большого диапазона, силы звука и максимальной эмоциональной отдачи. Вокальная партия находится в постоянном «диалоге» с фортепианной партией, которая тонко следует за изгибами текста. В цикле «Песни священных струн» пять частей: «Весна», «Ожидание», «Ночь», «Элегия», «Клятва». Первая песня «Весна» - с лаконичным текстом: Весенние ветры, весенние чувства волнуют/ Блуждающий взор по горному лесу скользит/ Так удивительны краски / и птицы, проснувшись, поют там любовные песни. В музыкальном отношении композитор создал весеннюю, радостную картину обновления природы, а короткие «призывы-вокализы», разбросанные на большие интервалы в партии сопрано, придают музыке экстатический, гимнический характер. Моторика фортепианной партии, кластеры, «жёсткие» ритмичные аккорды подчёркивают праздничный характер всего этого произведения. В последующих песнях коренным образом меняется поэтическое настроение. «Ожидание»: Луч солнца последний исчез/ и пришла темнота/ вечерние птицы взлетели /и ищут ночлега/ задумчивым взглядом за облаком дальним слежу; «Ночь»; Прозрачен был воздух/ И ясно светила луна/ Мой милый на струнах/ подыскивал песню/ В ответ я слагала для музыки этой слова. Композитор в этих песнях, следуя за поэтическим текстом, создаёт удивительный музыкальный мир остановившегося времени, что является характерной чертой для созерцательного мироощущения Востока. Фортепианная фактура становится прозрачной, долгие, тянущие аккорды надолго «повисают» в пространстве, а вокальная партия напоминает тонкую графику иероглифов. Трагично содержание четвёртого номера цикла «Элегия»: Лебедь летит по небу высоко/ и вдруг друг начинает метаться/ кружит тревожно/ Кого-то люби-

мый ласкает сейчас на чужбине?/ Душа, как дорога/ Разбитая сотней колёс. Трагедия женской души нашла интересное музыкальное воплощение. Вокальная и фортепианная партия чутко следуют за каждым изгибом текста, особо трагично и безысходно звучит последняя фраза. Образ души, «как дорога, разбитая сотней колёс», предельно лаконичен и бесконечно вечен. Вокальная партия «несёт» этот образ и словно «парит» в безвоздушном пространстве. Финал цикла «Клятва»: Быть навсегда, навсегда /неразлучным, как небо с землёй!/Это гимн любви, преданности и верности.

Г.И. Фиртич в цикле «Песни священных струн» на стихи китайских поэтов выразил общечеловеческие идеи, которые на протяжении веков волнуют людей. Композитор применил в этом цикле авангардный музыкальный язык, соединив его с Востоком в тексте и в специфическом восточном колорите пентатоники («китайская гамма»). Однако за различными авангардными приёмами в вокальной и фортепианной партиях стоит глобальная философская идея единения мира, показано, что Восток и Запад в творческих исканиях могут дополнять и обогащать друг друга.

Произведения Г.И. Фиртича органично вошли в музыкальную палитру культуры Санкт-Петербурга, дают музыкантам разных жанров и направлений разнообразный материал для исполнительской деятельности, а исследователям - широкий объект для осмысления многогранного творчества петербургского композитора Георгия Ивановича Фиртича.

Список литературы

1. Китайская классическая поэзия (эпоха Тан). - М.: Худож. лит.,1956.

2. Лобанов М.А. Композитор Георгий Фиртич: «Врунгель» и неведомое». -СПб., 2011.

3. Раабен Л.Н. О духовном ренессансе в русской музыке 1960-80-х гг. -СПб.: Бланка, Бояныч.

4. Самсонова Т.П. Георгий Фиртич // Сонористика в фортепианной музыке XX века. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

5. Финкельштейн Э. Творческий портрет. О композиторе Фиртиче в личном тоне. - СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.