Научная статья на тему 'Восточный экономический форум как механизм развития российского Дальнего Востока'

Восточный экономический форум как механизм развития российского Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
644
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
АТР / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коломейцева Наталья Андреевна

Объектом исследования является государственная политика в Дальневосточном федеральном округе в сферах экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности регионов в контексте интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Предметом является механизм Восточного экономического форума (ВЭФ), призванного решить вышеперечисленные проблемы посредством включения российских и зарубежных инвесторов в процессы социально-экономического, торгового, делового и политического сближения России со странами АТР. В статье особенно отмечен политических характер привлечения инвестиций посредством ВЭФ на российский Дальний Восток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Коломейцева Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточный экономический форум как механизм развития российского Дальнего Востока»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 32

Коломейцева Наталья Андреевна,

канд. полит. наук, заведующая кафедрой политологии Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Российская Федерация e-mail: [email protected]

ВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Аннотация

Объектом исследования является государственная политика в Дальневосточном федеральном округе в сферах экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности регионов в контексте интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Предметом является механизм Восточного экономического форума (ВЭФ), призванного решить вышеперечисленные проблемы посредством включения российских и зарубежных инвесторов в процессы социально-экономического, торгового, делового и политического сближения России со странами АТР. В статье особенно отмечен политических характер привлечения инвестиций посредством ВЭФ на российский Дальний Восток.

Ключевые слова

АТР, Дальний Восток, федеральная политика, экономическое развитие, инвестиции, институты развития.

В настоящее временя дальневосточный регион переживает кардинальные перемены в своей экономической жизни. Активизация российской политики в восточном направлении становится практическим воплощением объявленного президентом России В.В. Путиным стратегии развития дальневосточного региона в качестве национального приоритета на XXI век и укрепления позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе [1].

Цели нынешней государственной политики имеют стратегический, неконъюнктурный характер и отражают уникальное место Дальнего Востока России на региональной политической карте, его роль в интеграции и развитии региона. Многого из того, что мы можем наблюдать на современном этапе, не существовало даже в планах и программах по развитию дальневосточных территорий еще 10 - 15 назад.

Сегодня в регионе внедряется целый комплекс экономических механизмов, призванных привлечь инвестиции и обеспечить ускоренное развитие Дальневосточного федерального округа.

Во-первых, речь идет о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Во-вторых, комплекс мер включающих в себя трансформацию свободных экономических зон (СЭЗ), в которых ключевым действующим игроком станет не предприниматель, а инвестор. В конце 2014 г. в послании президента В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была озвучена идея создания на Дальнем Востоке «Свободного порта Владивосток», имеющего льготный режим таможенного оформления. Последующая форсированная подготовка нормативно правовой базы «свободного порта», а также его обсуждение с региональными властями и экспертным сообществом привели к принятию федерального закона «О свободном порте Владивосток» 13 июля 2015 года [2, с. 91].

Указанные меры нацелены на стимулирование российского и иностранного бизнес-сообществ к реализации инвестпроектов именно на Дальнем Востоке России, территории, которая географически

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

включена в Азиатско-Тихоокеанский регион - наиболее стремительно развивающийся в мировой экономике в последние десятилетия. Тем временем, как показывает практика, инвесторам из большинства стран АТР нужны гарантии от их правительств. Дело в том, что в период конца 90-х - начала 2000 годов, было принято считать, что бизнес на Дальнем Востоке России, особенно совместный, в ряде случаев не может быть выгодным и полезным для развития хозяйствующих субъектов из стран АТР.

В целях преодоления данной негативной тенденции было принято работать с инвесторами и правительствами стран Азиатско-Тихоокеанского региона напрямую. Впервые саму концепцию «свободного порта», а также преимущества ведения экономической деятельности в дальневосточных территориях опережающего развития азиатским инвесторам представил лично президент России В. В. Путин на полях первого Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке в 2015 году [3, с. 658]. Ровно через год, в сентябре 2016 года основную часть форума открывало пленарное заседание, участниками которого стали российский президент Владимир Путин, глава Республики Корея Пак Кын Хе и японский премьер Синдзо Абэ. При этом, глава японского правительства заверил участников ВЭФ в личном содействии росту деловых связей между Россией и Японией в дальневосточных точках роста. Там же министр экономики страны Хиросигэ Сэко отметил, что рост предпринимательского потенциала на Дальнем Востоке РФ - это приоритетная задача не только для России, но и для Японии [4].

В совокупности путем проведения первого и второго ВЭФ в 2015 и 2016 годах в дальневосточный регион было привлечено более трех триллионов рублей инвестиций. Для сравнения, механизмы федеральной дальневосточной политики по привлечению инвестиций - свободный порт Владивосток и территории опережающего развития, менее чем за два года своего функционирования принесли в регион только 523 млрд. рублей в виде реальных проектов, предусматривающих создание тысяч новых рабочих мест.

Таким образом, проведение Восточного экономического форума в дальневосточном регионе России является ежегодным стимулом финансирования и, соответственно, экономического развития региона. По нашему мнению, данный механизм необходимо рассматривать через призму проявления политической воли нынешнего руководства страны. Восточный экономический форум проводится в соответствии с указом Президента РФ от 19.05.2015 г. № 250, который определяет его ежегодный характер, утверждает положение об организационном комитете форума, председателем которого является полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, и, самое главное, предписывает Правительству РФ находить источники финансирования мероприятий в рамках ВЭФ [5].

Помимо финансового стимулирования проведения крупнейшего международного инвестиционного форума в Северо-Восточной Азии, руководство страны усилиями оргкомитета и правительства ежегодно привлекает в дальневосточный регион инвесторов, каждый из которых реально способен вложить в развитие отраслей экономики несколько десятков миллиардов рублей. По информации оргкомитета ВЭФ, по результатам двух проведенных форумов в 2015 и 2016 годах в регионе начали свою реализацию по крайней мере 11 проектов федерального значения. Большинство из них направлены на развитие сырьевой промышленности региона, которая по своим темпам развития и степени освоенности в значительной степени уступает производственным кластерам в Сибирском и Уральском федеральном округах. В том числе, благодаря инструментам ВЭФ, на Дальнем Востоке интенсивными темпами развивается промышленная отрасль и сельское хозяйство. В рамках Восточного экономического форума уже подписаны многомиллиардные контракты на строительство продовольственного хаба в Приморье, продовольственно-логистического комплекса, заводского комплекса по глубокой переработке сои и пшеницы, рыбного кластера, а также на реализацию свиноводческого комплекса «Ратимир», финансирование которого проведено в рамках функционирования Российско-китайского фонда агропромышленного развития [6].

Необходимо отметить, что любое из этих предприятий является своеобразным базисом, необходимым для толчка к развитию социальной сферы в том или ином регионе или муниципальном образовании. В свое время, видные ученые Дальнего Востока разрабатывали программы развития федерального округа, а также региональные программы развития, предусматривавшие повышение предпринимательской активности в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

регионе, как основы для масштабных преобразований1. Однако, несмотря на то, что региональные элиты применяли многие их идеи в своих политических целях, частная сменяемость власти на региональном и местном уровнях в ДФО поставила крест на реализации многих программ. Сегодня же, в условиях стабилизации политических процессов в регионах ДФО, инициатором которых выступил федеральный центр, обстоятельства уже позволяют сфокусироваться на реализации инвестиционной политики, значимым драйвером котором является проведение ежегодного Восточного экономического форума. Список использованной литературы:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Президент России. Официальный сайт. 2013, 12 дек. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 30.06.2016).

2. Коломейцева Н. А. Политическое значение Дальнего Востока России в национальной стратегии позиционирования страны на мировой арене: взгляд в будущее // Евразийский союз ученых: ежемесячный научный журнал. - № 6 (27). - Ч. 4. - 2016. - С. 90-91.

3. Коломейцева Н. А., Наливайко П. Н. Реализация государственных интересов на Дальнем Востоке России в условиях азиатско-тихоокеанского вектора развития страны // Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20. - № 2. - С. 656-660.

4. Хиросигэ Сэко: потенциал РФ и Японии может привлечь больше компаний на Дальний Восток (06.09.2016) / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/3597667 (дата обращения: 16.09.2016).

5. О Восточном экономическом форуме : указ Президента Российской Федераций от 19.05.2015 № 250 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2015 г. N 21. Ст. 3088.

6. Итоги работы Восточного экономического форума-2016. 5 сентября 2016. URL: https://forumvostok.ru/itogi-raboty-vtorogo-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-2016/ (дата обращения: 22.09.2016).

© Коломейцева Н.А., 2016

УДК 32

Н. И. Кривошеева, магистрант ФГАОУ ВО "ВолГУ", г. Волгоград, Российская Федерация

Т.В.Порошина, магистрант ФГАОУ ВО "ВолГУ", г. Волгоград, Российская Федерация,

[email protected]

ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЛЕГИТИМАЦИИ

ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

Современное государство представляет собой взаимосвязанную совокупность вертикально-

1 См. Титаренко М. Российские интересы в АТР и принципы формирования азиатской политики России в первой половине XXI века // Азия и Африка сегодня. - 2005. - №4. - С.2-8; Минакир П. Стратегия, проблемы и вызовы. Новый этап освоения российского Дальнего Востока // Россия в АТР. - 2007. - №5. - С.17-21.; Шинковский М.Ю. Трансграничное сотрудничество как рычаг развития российского Дальнего Востока // Полис. - 2004. - № 5. - С.62-70; Ларин В. Тихоокеанская политика России в начале XXI века // Свободная мысль. - 2007. - № 2. - C. 142- 154; Левинталь А.Б. Проблемы приграничного сотрудничества на Востоке России // Материалы Дальневосточного международного экономического конгресса. 27-28 сентября 2005 г. в г. Хабаровск. Хабаровск, 2005; Минакир П.А., Михеева Н.Н. Стратегия развития Дальнего востока и Забайкалья до 2010 года. ИЭИ ДВО РАН // Регион. - №3. -2002. - С. 34-50; Брутенц К., Саркисов К., Симония Н. О внешнеполитической концепции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Проект "Судьбы России и будущее АТР"). М., "Апрель-85", 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.