Научная статья на тему 'Восточные и западные горизонты четвертьвековой деятельности кафедры этномузыкознания'

Восточные и западные горизонты четвертьвековой деятельности кафедры этномузыкознания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE / КАФЕДРА ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЯ / ETHNOMUSICOLOGY DEPARTMENT / ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / ORIENTAL QUALIFICATION WORKS / НАСЛЕДИЕ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ / HERITAGE OF THE CRIMEAN KARAITES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубровская Марина Юзефовна

В статье предметно рассматривается история возникновения и развития важных сфер многовекторной научно-педагогической деятельности педагогов, студентов, аспирантов, магистрантов и докторантов кафедры этномузыкознания, основанной в Новосибирской консерватории в 1990 г. Под восточными горизонтами подразумеваются многолетние музыкально-востоковедные исследования, нацеленные на малоизученные феномены традиционного и композиторского творчества народов Зарубежного Востока. Впервые представляемый хронологический список востоковедческих дипломных и диссертационных работ, выполненных на кафедре этномузыкознания с 1992 по 2014 гг. аргументирует весомость реализации данной проблематики. Западные горизонты научной работы коллектива обусловлены насущной необходимостью раздвижения амбитуса «сибирского» до общероссийских масштабов в проводимых изысканиях, когда под «Западом» воспринималась европейская часть России, метрополия сибирских переселенцев. Необозримость перспектив данного вектора исследований продемонстрирована на примере изысканий автора в сфере музыкального наследия коренных народов Крыма, в частности, крымских караимов. Актуализирует работу в данном направлении отсутствие качественной фиксации представителями российской фольклористики образцов, репрезентирующих сохранившиеся в живом бытовании жанры караимского музыкального фольклора. В этой связи применение на новом этническом материале новейших аналитических методик, разработанных специалистами кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, безусловно, сможет открыть новые исследовательские перспективы отечественной музыкальной тюркологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The eastern and western horizons quarter-century working of the Ethnomusicology Department

The paper examines in detail the history of the emergence and development of multi-vector important areas of scientific and educational activities of teachers, students and the postgraduate, masters and doctoral students of the Department Ethnomusicology based in the Novosibirsk Conservatoire in 1990. Under the eastern horizon implied perennial musical oriental studies aimed at little-studied phenomena of traditional and composers creativity of the peoples of the foreign East. For the first time submitted to the chronological list oriental diploma and dissertation work performed at the Department of Ethnomusicology from 1992 to 2014. It argues the weight given to the implementation, mainstreaming. Western horizons of collective scientific work due to the urgent need to Stu razdvizheniya ambitusa “Siberian” to national scale in the ongoing investigations, when, under the “West” was seen in the European part of Russia of the Siberian settlers metropolis. Boundless prospects of vector research demonstrated on at least-author of research in the field of the musical heritage of Indigenous Peoples of Crimea, in particular, the Crimean Karaites. Actualizes the work in this direction is the lack of quality of fixing members of the Russian folklore samples that represent preserved in the living existence Karaite genres of musical folklore. In this regard, the use of a new ethnic material newest analytical techniques developed by specialists of the Department of Ethnomusicology of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire, certainly will open up new research perspectives of Russian musical Turkology.

Текст научной работы на тему «Восточные и западные горизонты четвертьвековой деятельности кафедры этномузыкознания»

УДК 781.7

М. Ю. Дубровская

ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ ГОРИЗОНТЫ ЧЕТВЕРТЬВЕКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЯ

год празднования 60-летия Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, размышляя о вкладе кафедры этному-зыкознания в научный потенциал консерватории, осознаешь, насколько объемными стали горизонты нашего научного познания и как ощутимо они раздвигаются, давая бесконечный простор научному поиску...

Известно, что кафедра этномузы-кознания создавалась в 1990 г., в первую очередь, как исследовательский и учебный центр по изучению музыкальной культуры Сибири. Тому, что изучение музыкального наследия коренных и переселенческих этносов Сибири изначально стало одним из магистральных векторов деятельности НГК им. М. И. Глинки, способствовало благоприятное географическое положение нашего вуза и верно избранные приоритеты развития научной мысли в проекции на имевшихся в консерватории замечательных специалистов - энтузиастов фольклористических исследований: А. М. Айзенштадта, Т. А. Роменской, Ю. И. Шейкина, Н. В. Леоновой и др.

В середине 1970-х гг. комплексная тема «Музыкальная культура Сибири» становится приоритетным направлением научных исследований консерватории: их результаты были отражены в докторских и кандидатских диссертациях, дипломных и курсовых работах студентов и магистрантов1. В 1984 г. в консерватории был создан Центр по изучению музыкальной культуры Сибири и Дальнего Востока (рук. Ю. И. Шейкин), в 1992 г. получивший название Центр этномузы-коведческих исследований Северной

© М. Ю. Дубровская, 2017

Азии, а в дальнейшем ставший Лабораторией системных исследований этному-зыкальных культур (рук. В. В. Мазепус). Таким образом, создание в 1990 г. в Новосибирской консерватории первой в вузовской системе СССР кафедры этному-зыкознания было предопределено не только нацеленностью вуза на разработку указанного направления, но и наличием уникальных специалистов-этному-зыкологов.

Подобный фундаментальный базис обеспечил успешную деятельность нового подразделения Новосибирской консерватории. В 2015 г. кафедра этномузы-кознания отметила свой четвертьвековой юбилей в стенах НГК им. М. И. Глинки. Этой славной дате, а также юбилею многолетнего заведующего кафедрой, доктора искусствоведения, профессора С. П. Галицкой была посвящена международная научная конференция «Этно-музыкознание в XXI веке» (30 ноября -2 декабря 2015 г.).

О широком признании специалистами деятельности кафедры свидетельствовало то, что данная конференция собрала более 60 участников из России - Москвы, Астрахани, Майкопа, Новосибирска, Красноярска, Барнаула, Кемерово, Томска, Кызыла, Якутска, Элисты, Улан-Удэ, Хабаровска, и зарубежья - Великобритании, Украины, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, КНР. В сообщениях ученых-этномузыкологов нашел убедительное подтверждение тезис о значении деятельности кафедры в международном научном пространстве.

Вышедшие ранее в «Вестнике музыкальной науки» статьи С. П. Галицкой [1] и нынешнего заведующего кафед-

В

рой, доктора искусствоведения, профессора М. Ю. Дубровской [3], а также публикуемые в настоящем выпуске журнала статьи педагогов кафедры этномузы-кознания - кандидата искусствоведения, доцента, и. о. профессора Н. В. Леоновой и кандидата искусствоведения, доцента Г. Б. Сыченко позволяют предметно аргументировать актуальность, научную состоятельность и новизну исследовательских подходов, многовек-торность и результативность не только научной, но и педагогической деятельности кафедры этномузыкознания. В каждой из статей освещаются те области и сферы научного поиска коллектива, в которых авторы принимали личное участие, часто возглавляя направление.

Например, в своем сообщении на данной конференции автор настоящей статьи осветила востоковедческий ракурс многолетней исследовательской работы кафедры, логично вписавший труды новосибирских ученых в число четырех ведущих направлений российского музыкального востоковедения: синологии, арабистики, индологии и японистики [3, с. 8]. Соответственно рассматривалась в историческом и методологическом аспектах востоковедная составляющая в исследованиях музыки Зарубежного Востока, принадлежащих М. Ю. Дубровской, В. В. Мазепусу, А. Ю. Плаховой, Г. Б. Сыченко и их ученикам. Внимание было привлечено и к научным достижениям основателей кафедры этномузыкознания - С. П. Галицкой и Ю. Н. Плахова, которые еще до приезда в г. Новосибирск занимались изучением традиционного музыкального наследия советских среднеазиатских республик, что позволило ученым разработать базисные положения фундаментальной теории монодии и универсальной теории канона в традиционной музыке.

Сообщалось, что колоссальная работа по выявлению, фиксации, расшифровке и научному описанию традиционного музыкального достояния коренных (неславянских) и переселенческих, в том числе восточных этносов Сибири нашла отражение в исследованиях Н. В. Леоновой,

Н. М. Кондратьевой, Г. Б. Сыченко, в магистерских, кандидатских диссертациях их учеников, аспирантов и докторантов С. П. Галицкой.

В 1992 г. с открытием при НГК им. М. И. Глинки Центра японской музыкальной культуры и приглашением в 1994 г. музыковеда-японоведа М. Ю. Дубровской2, на кафедре этномузыкознания целеустремленно стала осваиваться - параллельно с сибирской -проблематика музыкального наследия Дальнего Востока: разработку на кафедре теоретической проблематики музыкальной японистики возглавляли М. Ю. Дубровская и С. П. Галицкая. По другим векторам востоковедной проблематики научному сообществу известны заслуги В. В. Мазепуса - в развитии музыкальной синологии, корееведения -С. П. Галицкой и А. Ю. Плаховой, Непала - Г. Б. Сыченко, Ирана - М. Н. Дрож-жиной, Республики Таджикистан - аспирантов и докторантов С. П. Галицкой и М. Н. Дрожжиной. Около 20 лет на кафедре этномузыкознания М. Ю. Дубровской, М. Н. Дрожжиной и их учениками исследуются не только каноническая, но и динамическая системы музыкального мышления - композиторское творчество стран Зарубежного Востока.

В целом за истекшие более четверти века под руководством преподавателей кафедры этномузыкознания ее студентами были защищены 19 квалификационных выпускных работ, а преподавателями, магистрантами, аспирантами и докторантами выполнены 16 диссертаций разного ранга, раскрывающих новые и недостаточно изученные ранее грани богатейшего музыкального искусства Зарубежного Востока в прошлом и настоящем. Закономерно, что многие дипломные работы со временем переросли в кандидатские диссертации: весьма заметный вклад в актив современного музыкального востоковедения!

В качестве иллюстрации представим далее хронологию исследований, выполненных на кафедре этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки за период с 1992 по 2014 гг. студентами, препо-

давателями, аспирантами и докторантами3:

1992 г. Полуэктова О. В. Универсально-грамматический анализ функциональных отношений в классической гармонии. Дипл. работа. Науч. рук. В. В. Мазепус

1993 г. Сапунова Л. А. Ритмическая организация народных мелодий Центрального и Юго-Восточного Китая. Дипл. работа. Науч. рук. В. В. Мазепус

1995 г. Кротова Н. А. Чаньско-даос-ская эстетика в традиционной музыкальной культуре Китая. Дипл. работа. Науч. рук. В. В. Мазепус

1996 г. Южакова Е. В. Ногаку: к проблеме дзэнских связей. Дипл. работа. Науч. рук. С. П. Галицкая

1997 г. И Нам Сун. Вопросы пентатоники в корейской народной песне. Дипл. работа. Науч. рук. С. П. Галицкая

1997 г. Плахова Н. Ю. Бахига Сидки Рашид «80 народных песен долины Нила» (вопросы лада, ритма, композиции египетской фольклорной песни). Дипл. работа. Науч. рук. С. П. Галицкая, В. В. Мазепус

1997 г. Чабовская Н. И. Рокудан: вопросы истории и теории. Дипл. работа. Науч. рук. С. П. Галицкая

1998 г. Дондупов Д. Д. О некоторых аспектах обрядности бурятского ламаизма (музыкально-этнографический подход)4. Дипл. работа. Науч. рук. М. Ю. Дубровская

1998 г. Жукова О. В. Вокальное творчество Дан Икума (в контексте проблемы «композитор-фольклор»). Дипл. работа. Науч. рук. С. П. Галицкая

1999 г. Шульгина Е. В. Семнадцать песен Цзян Куя: текстология, архитектоника, звуковысотность. Дипл. работа. Науч. рук. В. В. Мазепус

1999 г. Алябьева А. Г. Проблемы зву-ковысотности и семантики в традиционной индонезийской музыке (гамелан и тембанг мачапат). Канд. дис. Науч. рук. С. П. Галицкая

1999 г. Полуэктова О. В. Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников (структурно-аналити-

ческий аспект). Канд. дис. Науч. рук.

B. В. Мазепус

2000 г. Полещук Н. М. Курдские народные песни: ладовый аспект. Дипл. работа. Науч. рук. С. П. Галицкая

2000 г. Плахова А, Ю. Мувашшахат: проблемы лада. Канд. дис. Науч. рук. И. Р. Еолян

2001 г. Дайнеко Т. В. Азербайджанский лад Раст на материале теснифов. Дипл. работа. Науч. рук. С. П. Галицкая

2002 г. Южакова Е. В. Музыкально-художественная система японского традиционного театра Но. Канд. дис. Науч. рук. М. Ю. Дубровская

2004 г. Чабовская Н. И. Данмоно: вопросы истории и теории. Канд. дис. Науч. рук. С. П. Галицкая

2004 г. Пархоменко (Долгова) Н. А5 Шебру: круговые песни-танцы шерпов-йолмо Непала. Дипл. работа. Науч. рук. Г. Б. Сыченко

2004 г. И Нам Сун. Ладовая организация корейского песенного фольклора. Канд. дис. Науч. рук. С. П. Галицкая

2005 г. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века. Докт. дис. Науч. консультант С. П. Галицкая

2005 г. Дубровская М. Ю. Формирование японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Коса-ку. Докт. дис. Науч. консультант

C. П. Галицкая

2005 г. Шульгина Е. В. Звуковысот-ная организация китайской музыки XII-XIII вв. Канд. дис. Науч. рук. В. В. Мазепус

2005 г. Жукова О. В. Камерно-вокальное творчество Дан Икума (в контексте проблемы «композитор-фольклор»). Канд. дис. Науч. рук. С. П. Галицкая, М. Ю. Дубровская

2005 г. Жуковская С. В. Кагура как музыкальное действо синто. Дипл. работа. Науч. рук. М. Ю. Дубровская

2006 г. Щипачёва Н. В. Чветха: вопросы фактуры, лада и формообразования. Дипл. работа. Науч. рук. А. Ю. Плахова

2007 г. Снежкова Е. А Творчество Та-кэмицу Тору в контексте национальной музыкальной культуры Японии. Канд. дис. Науч. рук. М. Ю. Дубровская

2007 г. Петрунина М. В. Пентатоника в народной музыке Северного Китая. Дипл. работа. Науч. рук. В. В. Мазепус

2009 г. Алябьева А. Г. Традиционная инструментальная музыка Индонезии в контексте мифопоэтических представлений. Докт. дис. Науч. консультант С. П. Галицкая

2009 г. Азизи Ф. А. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. Докт. дис. Науч. консультант М. Н. Дрожжина

2011 г. Золотухина А В. Буддийский ритуал пурдок: этноконфессиональные и музыкально-стилистические особенности. Дипл. работа. Науч. рук. Г. Б. Сыченко

2012 г. Столкова (Брюханова) Д. В. Музыкальная культура Вьетнама (вопросы изучения). Дипл. работа. Науч. рук. С. П. Галицкая

2013 г. Жуковская С. В. Музыка японского синто. Канд. дис. (не защищена). Науч. рук. М. Ю. Дубровская

2014 г. Давлатова С. Д. Суфийская тема в инструментальных сочинениях Толиба Шахиди. Дипл. работа. Науч. рук. М. Н. Дрожжина

2014 г. Золотухина А В. Буддийский ритуал пурба пуджа: аутентичная музыкальная теория и современная практика. Канд. дис. (не защищена). Науч. рук. Г. Б. Сыченко

2014 г. Максимова А М. Ямада Коса-ку и формирование японского симфонизма. Магистерская дис. Науч. рук. М. Ю. Дубровская

Убедительно иллюстрируя актуальность, глубину и долгосрочность восточных горизонтов кафедры этномузы-кознания, представленный список все же репрезентирует, к огромному сожалению, постепенное сокращение деятельности в данном направлении. Причин тому много, они в основном гнездятся в общих проблемах современной высшей школы. Так,

вынужденное исключение из учебных планов консерваторий многих уникальных факультативов и элективных курсов без сомнения тормозит дальнейшее развертывание этномузыкологического вектора, весьма скупо представленного в учебном процессе. Следует отметить, что несмотря на особую сложность и остроту нынешнего международного положения, что также не слишком способствует постоянным творческим и научным связям с коллегами из стран ближнего и дальнего зарубежья, преподаватели кафедры этномузыкознания пролонгируют завязанные ранее разные формы сотрудничества. Это касается научных, творческих и учебных контактов с коллегами из Республики Казахстан, Республики Таджикистан,' КНР и Японии [3, 4].

Однако и в кризисной ситуации срабатывает фактор, способствующий кардинальному расширению горизонтов научного познания ученых кафедры: имеется в виду проблематика изучения музыкальных взаимодействий Востока и Запада. Рассмотрим эту научную проблему применительно к ситуации в отечественном музыкальном наследии: если понимать под Востоком, в первую очередь, - азиатскую, а под Западом - европейскую часть России.

Так, прослеживание замысловатых исторических путей переселения из Европейской России и расселения по Сибири славянских и восточных этносов всегда требовало от специалистов кафедры досконального знания реалий этнокуль-тур всех регионов и национальных автономий Центральной России, из которых протягивались маршруты переселенцев в далекие сибирские регионы. Ибо иначе совершенно невозможным был бы достигнутый научный результат: доказательство, например, «культурной стабилизации в компактных переселенческих очагах» Сибири и Дальнего Востока либо «естественного изменения, трансформации и редукции различных элементов традиционной культуры» этносов и др. [7, с. 3].

На наш взгляд, подобные погружения в ранние культурные пласты — источни-

ки этнокультурных процессов более поздних эпох - закономерно раздвигают амбитус «сибирского» до общероссийских масштабов. Они вполне, как представляется, могут быть оценены в качестве западных горизонтов деятельности кафедры этномузыкознания, - не менее беспредельных, чем восточные!

В качестве примера актуальности и перспективности расширения исследовательского пространства в западном направлении можно привести последние изыскания автора настоящей статьи в сфере новой для российского этномузыкознания в целом. Имеется в виду проблематика, связанная с изучением традиционного музыкального наследия самого малочисленного тюркоязычного этноса Крыма, аборигенов Крымского полуострова - караимов®. Поскольку численность этого реликтового народа за время, прошедшее с начала XX в., катастрофически сократилась, этномузыколо-гические изыскания должны способствовать сохранению рудиментов духовной и материальной художественной культуры данного этноса. Следует полагать, что в силу радикальных изменений и редукции национальной песенной и инструментальной традиции крымско-караимс-кой общины сохранение и исследование данного наследия представляет собой весьма насущную задачу отечественной музыкальной фольклористики.

Своеобразие духовного устройства общинной жизни караимов (не случайно в литературе устоялось определение крымско-караимской общности как конфессиональной) длительное время служило фактором, затрудняющим вероятность проведения российскими учеными полноценных этнографических экспедиций и связанных с ними исследований. По всей вероятности, вследствие этого вопросы этнической культуры караимов Крыма стали исследоваться в России достаточно поздно: труды о существе этнических и культурных основ крымско-ка-раимского народа начали появляться только с середины XIX в. [2].

В 1911-1912 гг. просветителями караимского народа были осуществлены

в Крыму бесценные первые попытки сбора образцов бытовавшего в то время песенного фольклора. Некоторые записанные песни были нотированы и опубликованы в эти два года на страницах первого русскоязычного ежемесячника о жизни караимской общины в Москве - журнала «Караимская жизнь» - И. Э. Дуван-Торцовым и Е. М. Рофэ, С. Ш. Пигит, К. Эгиз7.

К сожалению, активно начавшийся процесс познания собственного музыкального достояния, вследствие известных исторических причин, был вскоре купирован и остановлен. Как будто предчувствуя это, в своей краткой статье «Изучение караимской песни», опубликованной в 1911 г., г-н Конушманджи сообщал о чрезвычайно обрадовавшем его факте издания «книжечки», содержавшей девять популярных караимских народных песен [5, с. 58], сетуя, при этом, что «пока это все носит случайный единичный характер, являясь делом частной инициативы. Но мы горячо приветствуем эти попытки, - писал он, - ибо считаем запись и издание наших родных песен делом большой культурной важности» [Там же]. Насколько известно, в дальнейшем, в 1960-х и 1980-х гг. отдельными энтузиастами (в частности, А. Головачевым/Кефели8) вновь стали осуществляться попытки фонозаписи, нотной фиксации, а в наше время - частичного опубликования фольклорных образцов музыки крымских караимов.

И все же необходимо отметить, что в России проблема изучения музыкального наследия крымских караимов весьма далека от решения. Российскими фольклористами еще фактически не осуществлялась качественная аудио-и видеозапись образцов, репрезентирующих сохранившиеся в живом бытовании жанровые сферы караимского музыкального фольклора. Не велась видеосъемка акциональных и предметных реалий, отражающих современное состояние традиционной музыкальной культуры караимов. Отсутствует информация культурологического и исторического характера о современном бытовании

музыкального наследия крымских караимов, в силу того, что деятелями отечественной науки до настоящего времени не проводилась системная работа по сбору и изучению бытующих образцов традиционной музыкальной культуры крымских караимов.

Очевидно, что только целенаправленные фольклорно-этнографические экспедиции, имеющие целью запись и фиксацию сохранившихся образцов национального музыкального искусства крымских караимов, в опоре на поддержку государства и популяризацию музыкального наследия представителями диаспоры, будут в определенной степени содействовать его закреплению и распространению в широком этнокультурном контексте России. А основанные

на собранном музыкально-поэтическом материале фундаментальные исследования смогут ввести традиционное наследие крымских караимов в обиход отечественного этномузыкознания, музыкальной фольклористики, накопивших бесценный опыт анализа музыки других тюркоязычных этносов РФ.

Применение новейших аналитических методик, системных методов анализа традиционных музыкальных текстов, разработанных, в частности, специалистами кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки [6] на новом этническом материале безусловно сможет открыть новые исследовательские перспективы отечественной музыкальной тюркологии.

Примечания

1 См. об этом статьи Н. В. Леоновой и Г. Б. Сы-ченко в настоящем выпуске журнала.

2 Марина Юзефовна Дубровская, с 2014 г. заведующий кафедрой этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки, также занималась востоковедческими исследованиями (специализация - музыкальное японоведение) задолго до приглашения работать в Новосибирской консерватории - с конца 1970-х гг. Сфера научных интересов, как и просветительской деятельности М. Ю. Дубровской в первую очередь связана с изучением и распространением в России музыкальной культуры Японии. См.: URL: http://www.media-nsglinka.ru/ index.php?r=mcspersona/view&id=175

3 Список включает востоковедческие работы -квалификационные и диссертационные, посвященные актуальной проблематике традиционного наследия и композиторского творчества в музыкальных культурах Зарубежного Востока.

4 Проблематика и материал дипломной работы Д. Д. Дондупова связаны с транснациональным музыкальным наследием северного буд-

дизма, в силу чего она фигурирует в настоящем списке.

6 Дипломная работа Н. А. Пархоменко выполнена на кафедре истории музыки под руководством преподавателя кафедры этномузыкознания Г. Б. Сыченко.

6 Караимы (караимский крымский диалект: ед. кьарай, мн. кьарашар; от ивритского «караим», букв, читающие) - малая дисперсная этнолингвистическая группа, главным этническим ареалом проживания которой признан Крым. В наши дни караимы компактно проживают также в Польше и Литве, рассредоточены не только по России, Украине, но и по всей Европе, живут в США и Израиле. См об этом: [2].

7 Вопросы изучения народной песни поднимал г-н Конушманджи; о религиозно-музыкаль-ном наследии караимов писал С. Ельяшевич.

3 В настоящее время российский композитор Алексей Головачев (ныне - г-н Авраам Кефе-ли) является духовным главой караимов г. Ашдода (Израиль), а его интереснейшие изыскания и нотировки пока в основном недоступны российскому этномузыкознанию [2].

Литература

1.Галицкая С. П. Кафедра этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки // Вестн. муз. науки. - 2016. - № 2. - С. 5-9.

2. Дубровская М. Ю. К вопросу изучения этногенеза крымских караимов // От голоса к инст-

рументу: Феномен звука в традиционном наследии тюркоязычного мира: Материалы V симпозиума исследовательской группы «Музыка тюркоязычного мира» (21-23 апреля, 2016). (Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Казахская национальная

консерватория им. Курмангазы). - Ал маты, 2016. - С. 329-340.

3. Дубровская М. Ю. Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этному-зыкознания НГК им. М. И. Глинки // Вестн. муз. науки. - 2016. - № 1. - С. 6-13.

4. Дубровская М. Ю., Иконникова Я. А. Историческое значение профессионального диалога музыкантов Новосибирска и Саппоро в развитии российско-японских контактов на рубеже ХХ-ХХ1 столетий // Вестн. муз. науки. -2015. - № 4. - С. 6-13.

5. Конушманджи. Изучение караимской песни // Караимская жизнь. - М., 1911. - № 1. (Репринт в журнале «Караимское наследие», 2011, № 1, с. 58-59).

6. Сыченко Г. Б. Сибирская музыкальная тюркология: Актуальные проблемы, новые проекты, формирование научного направления //I Сибирский форум фольклористов: Тез. докл. - Новосибирск: Академиздат, 2016. - С. 132-134.

7. Шахов П. С. Музыкально-фольклорные традиции мордвы Сибири (приуроченные жанры): Дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2015.

References

1.Galitskaya S. P. Department of Ethnomusicology of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire. Vestnik muzykal'noj nauki [Journal of Musical Science]. 2016, (2): 5-9.

2. Dubrovskaya M. Yu. On the issue of studying ethnogenesis Crimean Karaites. Ot golosa k instrumentu: fenomen zvuka v traditsionnom nasledii tyurkoyazychnogo mira [From voice to the instrument: the sound phenomenon in the traditional heritage of the Turkic-speaking world]. Almaty, 2016, pp. 329-340.

3. Dubrovskaya M. Yu. Traditions of Russian Oriental Studies in the activities of the Department of Ethnomusicology Glinka Novosibirsk State Conservatoire. Vestnik muzykal'noj nauki [Journal of Musical Science]. 2016, (1): 6-13.

4. Dubrovskaya M. Yu., Ikonnikova Ya. A. The historical importance of professional dialogue

of musicians Novosibirsk and Sapporo in Russian-Japanese contacts development at the turn of XX-XXI centuries. Vestnik muzykal'noj nauki [Journal of Musical Science]. 2015, (4): 6-13.

5. Konushmandzhi. Study of Karaite songs. Karaimskaya zhizn' [Karaite life]. Moskow, 1911, no. 1. (Reprint Karaimskoe nasledie [Karaite heritage]. 2011, (1): 58-59.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Sychenko G. B. Siberian musical turkology: current problems, new projects, the formation of the scientific direction. I Sibirskij forum fol'kloristov [First Siberian Forum of folklore]. Novosibirsk, 2016, pp. 132-134.

7. Shakhov P. S. Muzykal'no-fol'klornye traditsii Mordvy Sibiri (priurochennye zhanry): Dis. kand. iskusstvovedeniya [Music and folk traditions Mordovians Siberia (dated genres). Candidates thesis]. Novosibirsk, 2015.

Восточные и западные горизонты четвертьвековой деятельности кафедры этномузыкознания

В статье предметно рассматривается история возникновения и развития важных сфер многовекторной научно-педагогической деятельности педагогов, студентов, аспирантов, магистрантов и докторантов кафедры этномузыкознания, основанной в Новосибирской консерватории в 1990 г. Под восточными горизонтами подразумеваются многолетние музыкально-востоковедные исследования, нацеленные на малоизученные феномены традиционного и композиторского творчества народов Зарубежного Востока. Впервые представляемый хронологический список востоковедческих дипломных и диссертационных работ, выполненных на кафедре этномузыкознания с 1992 по 2014 гг. аргументирует весомость

The eastern and western horizons quarter-century working of the Ethnomusicology Department

The paper examines in detail the history of the emergence and development of multi-vector important areas of scientific and educational activities of teachers, students and the postgraduate, masters and doctoral students of the Department Ethnomusicology based in the Novosibirsk Conservatoire in 1990. Under the eastern horizon implied perennial musical oriental studies aimed at little-studied phenomena of traditional and composers creativity of the peoples of the foreign East. For the first time submitted to the chronological list oriental diploma and dissertation work performed at the Department of Ethnomusicology from 1992 to 2014. It argues the weight given to the implementation,

реализации данной проблематики. Западные горизонты научной работы коллектива обусловлены насущной необходимостью раздви-жения амбитуса «сибирского» до общероссийских масштабов в проводимых изысканиях, когда под «Западом» воспринималась европейская часть России, - метрополия сибирских переселенцев. Необозримость перспектив данного вектора исследований продемонстрирована на примере изысканий автора в сфере музыкального наследия коренных народов Крыма, в частности, крымских караимов. Актуализирует работу в данном направлении отсутствие качественной фиксации представителями российской фольклористики образцов, репрезентирующих сохранившиеся в живом бытовании жанры караимского музыкального фольклора. В этой связи применение на новом этническом материале новейших аналитических методик, разработанных специалистами кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, безусловно, сможет открыть новые исследовательские перспективы отечественной музыкальной тюркологии.

Ключевые слова: Новосибирская консерватория, кафедра этномузыкознания, востоковедческие квалификационные работы, наследие крымских караимов.

mainstreaming. Western horizons of collective scientific work due to the urgent need to Stu razdvizheniya ambitusa "Siberian" to national scale in the ongoing investigations, when, under the "West" was seen in the European part of Russia - of the Siberian settlers metropolis. Boundless prospects of vector research demonstrated on at least-author of research in the field of the musical heritage of Indigenous Peoples of Crimea, in particular, the Crimean Karaites. Actualizes the work in this direction is the lack of quality of fixing members of the Russian folklore samples that represent preserved in the living existence Karaite genres of musical folklore. In this regard, the use of a new ethnic material newest analytical techniques developed by specialists of the Department of Ethnomusicology of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire, certainly will open up new research perspectives of Russian musical Turkology.

Keywords: Novosibirsk Conservatoire, Ethnomusicology Department, oriental qualification works, heritage of the Crimean Karaites.

Дубровская Марина Юзефовна, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: m_dubrovskaya53@mail.ru

Dubrovskaya Marina Yuzefovna, Doctor of Art Criticism, Full professor, Head of the Ethnomusicology Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: m_dubrovskaya53@mail.ru

Получено 03.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.