Научная статья на тему 'Восточноевропейский вектор внешней политики сша и распад соцлагеря: опыт истории. 1980-1990-е гг'

Восточноевропейский вектор внешней политики сша и распад соцлагеря: опыт истории. 1980-1990-е гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
993
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / РАЗВАЛ СОЦЛАГЕРЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / 1980-1990-Е ГГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джахиева Эльмира Гаджиабдуллаевна

Цель данной статьи описание причин распада соцлагеря и внешней политики США в 80-90-е гг. XX в. Методы. Сравнительно-исторический и описательный. Рассматриваются цели и задачи внешней политики США в странах Восточной Европы, причины распада соцлагеря и его структурные последствия для бывших социалистических стран. Показаны следствия развала социалистического содружества для мировой международной системы, перехода от биполярного мира к однополярному, к гегемонии США. В заключении автор приходит к выводу о том, что процессы, происходившие в мире в данный период, явились причиной многих современных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восточноевропейский вектор внешней политики сша и распад соцлагеря: опыт истории. 1980-1990-е гг»

Исторические науки / Historical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 94 / UDC 94

Восточноевропейский вектор внешней политики США и распад соцлагеря: опыт истории. 1980-1990-е гг.

© 2016 Джахиева Э. Г.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель данной статьи - описание причин распада соцлагеря и внешней политики США в 8090-е гг. XX в. Методы. Сравнительно-исторический и описательный. Рассматриваются цели и задачи внешней политики США в странах Восточной Европы, причины распада соцлагеря и его структурные последствия для бывших социалистических стран. Показаны следствия развала социалистического содружества для мировой международной системы, перехода от биполярного мира к однополярному, к гегемонии США. В заключении автор приходит к выводу о том, что процессы, происходившие в мире в данный период, явились причиной многих современных конфликтов.

Ключевые слова: США, Восточная Европа, развал соцлагеря, международные отношения, 19801990-е гг.

Формат цитирования: Джахиева Э. Г. Восточноевропейский вектор внешней политики США и распад соцлагеря: опыт истории. 1980-1990-е гг. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 4. 2016. С. 11-15.

The Eastern European Vector of the USA Foreign Policy

and the Collapse of the Socialist Camp: the Historic Experience. 1980-1990s

© 2016 Elmira G. Dzhakhieva

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of this article is a description of the reasons for the collapse of the Soviet bloc and U.S. foreign policy in the 80-90s of the 20th century Methods. Comparative historical and descriptive The author concerns with aims and objectives of the USA foreign policy in Eastern European countries, the reasons of the socialist camp collapse and its structural consequences for the former socialist countries. The author shows the results of the socialist community collapse for the world international system, the transition from the bipolar world to the unipolar one, to the US hegemony. She concludes that the processes taking place in the world in that period, was the cause of many current conflicts.

Keywords: USA, Eastern Europe, socialist camp collapse, international relations, 1980-1990s.

For citation: Dzhakhieva E. G. The Eastern European Vector of the USA foreign policy and the collapse of the socialist camp: the historic experience. 1980-1990s. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. Vol. 10. No. 4. 2016. Pp. 11-15. (In Russian)_

Прозападная политика М. С. Горбачева, распад Варшавского договора и СССР стали мощным импульсом для стран Запада не только говорить об одержанной ими победе в холодной войне над Советским Союзом и коммунистической идеологией, но и утверждать, что мир должен строиться исключительно в рамках «западноевро-

пейской цивилизации и демократии», правда, именуемой «геополитическим плюрализмом». В ходе передела миропорядка по западно-европейски, мировое сообщество более 30-ти лет сотрясают геополитические катастрофы в исламском мире. Под этим натиском рухнула Югославия, трясет весь Ближний Восток и Афганистан,

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016

••• ОЭРи ЮийЫЛи Уо!. 10. N0. 4. 2016

происходят структурные изменения по всему африканскому континенту, Латинской Америке и Океании. Сегодня Сирия стала зоной столкновения глобальных деструктивных сил, в противостоянии которому официальному Дамаску оказывают содействие Российская Федерация, Иран и Китай. Истоки этой деструктивной политики США и его союзников имеют глубокие корни. Она нацелена на окончательный и полный развал основ Российского государства, причем абсолютно вне зависимости от его политической системы -будь то Российская империя, СССР или современная Россия. Не случайно в мае 2000 г. участники международной научной конференции «Причины распада СССР и последствия для Европы» в Пекине указали, что распад СССР стал величайшей катастрофой ХХ в. с самыми тяжелыми последствиями для всего мира [5. С. 19].

Еще в 1970-е гг. в недрах политических, финансовых и научных структур США началась разработка различных сценариев по глобальным структурным изменениям в наиболее значимых для США геополитических зонах мира. Массачусетский институт нового общества, Институт Манхэтте-на и Институт Аллегени, Национальный фонд и другие общественно-политические организации и научные центры США стали разработчиками новых идей и политтех-нологий по борьбе с СССР и странами соцлагеря [1]. Перед ними ставилась задача стимуляции демократических процессов в странах соцлагеря и организация в этих странах различных оппозиционных структур: политических партий, свободных профсоюзов, неформальных группировок и т. д. Став президентом в 1981 г., Р. Рейган поставил задачу разрушить СССР и социалистический лагерь. Для решения этой задачи была собрана специальная команда, состоявшая из директора ЦРУ Уильяма Кейси, главы Пентагона Каспара Уайнбер-гера, руководителя Совета по национальной безопасности Уильяма Кларка, министра юстиции Эдварда Мизы, Р. Робинсона и других ярых антисоветчиков, разрабатывавших программу «подрыва и ослабления советского могущества». «Задачами стратегии были подрыв основ советской экономики внутри государства, удары по интересам СССР в социалистическом лагере и в третьих странах. План включал экономические меры, подрывные и диверсионные мероприятия в государствах-союзниках

СССР, военно-политические меры, идеологическую и психологическую войну» [9].

Первым испытательным полигоном для Запада по применению новых политических технологий стала Югославия, своего рода прообраз СССР. Уже в 1982 г. правительство Р. Рейгана принимает директиву под номером 80054 «Политика Соединенных Штатов в отношении Восточной Европы», рассматривавшую характер, цели и задачи политики США в странах Восточной Европы. В документе было подчеркнуто особое положение Югославии оговоркой, что вопрос о Белграде политики Вашингтона будет оговорен специальной югославской директивой. [8. С. 58].

По указанию правительства Р. Рейгана ЦРУ разработало специальную программу, принятую еще в 1984 г. Советом Национальной Безопасности под № 133 «Политика США в отношении Югославии». В программе ставилась задача по свержению социалистической системы в Югославии и ее включению в зону американского влияния [2. С. 12]. Американские исследователи точно сумели сфокусировать свое внимание на нарастающих к 1985 г. процессах стагнации в странах соцлагеря и роста недовольства и недоверия к политике СССР, сделать особый акцент на серьезных промахах в социальной и национальной политике.

Кроме того, американские специалисты сумели верно оценить, что приход в 1985 г. к власти в СССР М. С. Горбачева создал новую, благоприятную ситуацию в Восточной Европе для реализации американских стратегических планов. Вся вторая половина 1980-х гг. ознаменовалась участившимися поездками официальных и неофициальных представителей США в страны Восточной Европы, встречами с государственными, партийными, общественными деятелями стран Восточной Европы. Так, заместитель госсекретаря США Дж. Уайтхед лично встретился с В. Биля-ком, деятелями «Хартии-77», В. Ярузель-ским, лидером «Солидарности» Л. Вален-сой, Т. Живковым [3. С. 20].

Руководителям восточноевропейских стран замгоссекретаря США настойчиво советовал провести демократические реформы, взять курс на создание в своих странах системы политического плюрализма, развития демократии, при этом американские представители настойчиво рекомендовали лидерам этих стран ди-

станцироваться от СССР. Замгоссекретаря Дж. Уайтхед в ходе личных встреч с руководством стран Восточной Европы подчеркивал, что Вашингтон займет доброжелательную позицию по отношению к странам Восточной Европы, если они последуют американским принципам демократии, американским стандартам и образу жизни. В беседах с Т. Живковым, Н. Чаушеску замгоссекретаря обратил внимание на проблемы национальных меньшинств в Болгарии и Румынии. Уже в Польше Дж. Уайтхед рекомендовал начать переговорный процесс с лидерами профсоюза «Солидарность» и католической церковью.

США не раз открыто признавали, что успеху их курса в Восточной Европе благоприятствовала новая ситуация на международной арене вследствие изменений, происходящих во внутренней и внешней политике СССР, и проведение прозападного курса М. С. Горбачевым. Следует признать, что и успешному курсу программы «распространения демократии» способствовал углублявшийся социально-экономический кризис в восточноевропейских странах, делавший их зависимыми от позиции и помощи США и заставлявший их выполнять американские условия и требования. Лоренс Сидни Иглбергер, в 1989-1992 гг. советник президента США по Югославии, отмечал, что США должны с помощью поддержки политической, экономической и культурной элиты стран соцлагеря поддерживать оппозиционные группы, осуществлять экономическое внедрение американского капитала в восточноевропейские страны, создавая платформы их отдаления от СССР и выхода из соцлагеря. В этой политике американские специалисты делали особый акцент на имеющиеся этнические проблемы в Восточной Европе, стимулирование обострения национального вопроса. Возникновение состояния хаоса и политической нестабильности позволило бы США распространить свое влияние в Восточной Европе, заполнив образовавшийся политический вакуум, что и удалось осуществить в СФРЮ.

Для реализации стратегических целей США по развалу соцлагеря и СССР эксперты рекомендовали активно использовать личные амбиции, слабости, самоуверенность М. С. Горбачева, министра иностранных дел Э. Шеварднадзе и внутренние проблемы СССР, в силу которых он почти самоустранился от контроля над процессами, происходившими в странах Восточной Европы [7. С. 97-116].

Как известно, реализация американской программы «распространения демократии» привела в 1989 г. к началу процесса отхода от социалистической системы и перехода на путь либеральных реформ стран Восточной Европы. Наиболее эффективным средством реализации стратегии и воздействия на эти страны в 1995 - нач. 2000-х гг. США избрали метод расширения их экономической и политической зависимости от США. Вашингтон умело расставил сети. Так в качестве условия оказания экономической помощи восточноевропейским странам были выдвинуты политические требования по распространению демократии американского образца. Все эти действия позволили США укрепить свои позиции в странах Восточной Европы, в том числе на Балканах.

Распад соцлагеря в 1989-1991 гг. стал переломным этапом в истории Европы и всего мира. Он привел к уходу с мировой военно-политической площадки Организации Варшавского договора и Советского Союза, открыв путь к складыванию «нового мирового порядка» во главе с США, позиция которых сводится к роли жандарма планеты и единственному источнику правды в лице самого Вашингтона. Первой ласточкой политики «нового мирового порядка» и складывания однополярного мира стало применение силовых методов США и их союзниками по НАТО против Ирака. В более ощутимом виде отрицательные черты однополярного мира проявились в ходе развития югославского кризиса, переросшего потом в международный кризис на Балканах и развал Югославии [5. С. 20].

Итак, развитие событий в СССР в период перестройки оказывало огромное влияние на восточноевропейские страны и на судьбу Югославии. Хотя СФРЮ не входила в Варшавский договор, «перестройка» в СССР и «бархатные революции» в Восточной Европе оказали на нее сильное воздействие, ускорили развитие государственно-политического кризиса, приобретший характер борьбы между этническими кланами в республиках и областях СФРЮ. В 1990 г. эта борьба приобрела сепаратистский характер. Уже в 1991 г. Словения и Хорватия первыми из югославских республик провозгласили свою независимость, что положило начало этногражданскому конфликту на территории СФРЮ. Первые же сведения о кровопролитии в Югославии привели к интернационализации внутриполитического конфликта.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016

Различные организации и союзы в лице ОБСЕ, ЕС, Европарламент проявляли огромную активность в югославских событиях, особенно после провала путча в СССР 19-21 августа 1991 г. Толчком к более решительным действиям стали Беловежские соглашения (8 декабря 1991 г.). Сразу же, в срочном порядке министры иностранных дел ЕС приняли Декларацию о критериях признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе. Достаточно было им заявить о своей независимости и готовности к соблюдению норм международного права, а вопрос, было ли так на самом деле, не интересовал западноевропейских партнеров. Затем была принята специальная Декларация о Югославии, в которой заявлялось о решении ЕС и входивших в него государств признать независимость югославских республик.

За действиями ЕС, конечно же, зорко следило НАТО. Безусловно, мы не должны снимать ответственности с конформистской политики М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина за порушенные судьбы народов Югославии, Ирака, Афганистана и Ливии. Следует признать, что в годы правления Б. Ельцина руководство РФ своей политикой в немалой степени провоцировало западные державы, прежде всего США, в их стремлении закрепить сложившуюся расстановку сил на мировой арене, утверждение за США роли единственной сверхдержавы, а за НАТО - единственного военно-

1. Бельцева С. Н. Восточноевропейская стратегия США в конце 1980-х гг. // Новая и новейшая история. № 6. 2002.

2. Бжезинский З. Выбор. М., 2005.

3. Волков В. К. «Новый мировой порядок» и балканский кризис 90-х гг. // Новая и новейшая история. № 2. 2002.

4. Калашников М., Кугушев С. Третий проект. «Точка перехода». Т. II. ИА:р://ПЬ. znate.ru/docs/ ¡ndex-2628.html?page (дата обращения: 15. 08. 2016).

5. К новой концепции отношений между СССР и государствами Центральной и Юго-восточной Европы // Новая и новейшая история. № 6. 2011.

6. Крашенинникова В. Рейган против СССР,

1. Beltseva S. N. Vostochnoevropeyskaya strate-giya SShA v kontse 1980-kh gg. [The Eastern European strategy of the USA in the late 1980s.]. Modern and Current History. No. 6. 2002. (In Russian)

политического блока, доминирующего во всем мире [4. С. 41, 42, 68-69; 10. С. 123]. В итоге, начался процесс приема в НАТО ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы: Польши, Венгрии, Чехии и Словакии, буквально только что вышедших из состава Варшавского договора. Именно под давлением Вашингтона началась дальнейшая эскалация этногражданской войны в Югославии и появилась возможность принятий Дейтонских соглашений 1995 г. Как известно, 24 марта 1999 г. началась бомбардировка югославской территории авиацией НАТО. Действия США и НАТО в Сербии попрали основополагающие нормы международного права, а именно, резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Об определении агрессии». Фактически НАТО без санкции Совета Безопасности ООН взяло на себя функции вершителя судеб всего мира. Результатом этого акта агрессии стало создание на Балканах второго протектората НАТО.

Мир после распада СССР и соцлагеря стал другим, а его последствия мы пожинаем до сих пор, яркой иллюстрацией чего являются неисчислимые бедствия Ближнего Востока, сомнительность тишины на Балканах. Дальнейшей целью деструктивных сил Запада является Россия, которая ставит заслон на этом пути, тщательно изучая опыт подрывной деятельности США в странах Восточной Европы в 19801990-е гг.

Обама против России: план тот же - а результат? // Интервью РИА Новостию 13 августа 2014 // http://www.lnvlssln.ru/publlcatlons/ reagan_ against_the_soviet_union_obama_ agalnst _russla [дата обращения: 02.09. 2016].

7. Новые материалы по решению германского вопроса 1989-1990 гг. / Предисловие акад. О.Т. Богомолова // Новая и новейшая история. № 6. 2011.

8. Филимонов Г. Данюк Н., Юраков М. Переворот. Спб., 2016. С. 12.

9. Хортов А. А. Политика США в отношении СФРЮ в период ее распада (1991-1992 гг.) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. С. 58.

2. Bzhezinsky Z. The Choice. Moscow, 2005. (In Russian)

3. Volkov V. K. «Novyy mirovoy poryadok» i bal-kanskiy krizis 90-kh gg. ["New world order" and

Литература

References

the Balkan crisis of the 90s.] Modern and Current History. No. 2. 2002. (In Russian)

4. Kalashnikov M., Kugushev S. Tretiy proekt «Tochka perekhoda» [Third project. "Point of transition"]. Vol. II. http://lib.znate.ru /docs/index-2628.html?page (accessed: 15. 08. 2016).

5. K novoy kontseptsii otnosheniy mezhdu SSSR i gosudarstvami Tsentral'noy i Yugo-vostochnoy Evropy [A new concept of relations between the USSR and countries in Central and South-Eastern Europe]. Modern and Current History. No. 6. 2011. (In Russian)

6. Krasheninnikova V. Reygan protiv SSSR, Obama protiv Rossii: plan tot zhe - a rezul'tat? [Reagan against the USSR, Obama against Russia: the plan is the same, but the result?] An interview

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Джахиева Эльмира Гаджиабдуллаевна,

доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, Дагестанский государственный университет (ДГУ). Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 25.11.2016 г.

with RIA Novosti, 13, Aug, 2014. http://www.invissin. ru/publications/reagan_against_the_soviet_union _ obama_against_russia (accessed 02.09. 2016).

7. Novye materialy po resheniyu germanskogo vo-prosa 1989-1990gg. [New materials on the decision of Germanic question in 1989-1990] / Foreword by O. T. Bogomolov. Modern and Current History. No. 6. 2011. (In Russian)

8. Filimonov G., Danyuk N., Yurakov M. Revolution. Saint Petersburg, 2016. P. 12. (In Russian)

9. Khortov A. A. Politika SShA v otnoshenii SFRYu v period ee raspada (1991-1992 gg.) [The USA Policy against Yugoslavia during its collapse (1991-1992)]. Proceedings of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2011. No. 2. P. 58. (In Russian)

AUTHOR INFORMATION Affiliation

Elmira G. Dzhakhieva, Doctor of History, professor, the chair of General History, Dagestan State University (DSU). Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 25.11.2016.

Исторические науки / Historical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 39:34 / UDC 39:34

Обычно-правовые системы Терско-Сулакского междуречья во второй половине XIX - начале ХХ вв.

© 2016 Магомедсалихов Х. Г.1, Беркиханов М. С.2

1Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский гуманитарный институт, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассматривается обычно-правовая система и практика ее применения у салатавских аварцев, засулакских кумыков и чеченцев-аккинцев, составлявших в данный период основную часть населения Терско-Сулакского междуречья Дагестана. Методы. Использовались исторический, системный, сравнительный, герменевтической методы, метод реконструкции и др. В частности, исторический метод позволил установить историко-культурный контекст, сравнительный - выявить особенности различных правовых систем. Результаты. Во второй половине XIX - начале ХХ вв. в Терско-Сулакском междуречье обычное право продолжало регулировать многие стороны внутриобщинных отношений. Наряду с адатами общественные отношения регламентировались также исламскими предписаниями - шариатом, а также общепринятыми морально-этическими правилами поведения. Выводы. Во второй половине XIX - начале ХХ вв. в обычно-правовых системах традиционных обществ Тер-ско-Сулакского междуречья происходили заметные изменения, обусловленные совокупностью многих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.