Б01: 10.31249/аре/2019.03.10 А.Ф. Дырина1 ©, 2019
Восточное партнерство: От идеи к реализации
Аннотация. В статье анализируется восточное измерение Европейской политики соседства - Восточное партнерство (ВП) на основе официальных государственных документов и экспертных оценок. ВП представляет собой преимущественно социально-экономическое сотрудничество. В данной инициативе участвуют страны - члены ЕС и шесть восточноевропейских стран-партнеров - Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Основные задачи ВП - сближение и углубление сотрудничества государств Восточной Европы и Южного Кавказа с Европейским союзом, создание условий для политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции как между ЕС и государствами ВП, так и между самими государствами ВП. Работа проходит по формуле «28 плюс 6», высшим органом являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проводятся раз в два года. Первый саммит состоялся в Праге в мае 2009 г., второй - в сентябре 2011 г. в Варшаве, третий - в ноябре 2013 г. в Вильнюсе. В ходе первого саммита был принят основополагающий документ «Совместная декларация Пражского саммита Восточного партнерства». С 2014 до 2020 г. Европейский инструмент соседства (ЕИС) является ключевым финансовым механизмом сотрудничества в рамках ВП. В период между 2014 и 2017 гг.
1 Дырина Анна Федоровна - научный сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]).
страны-партнеры воспользовались средствами ЕС на общую сумму 2,8 млрд евро. Для последующего обеспечения реализации приоритетов в политике ВП были разработаны новые всеобъемлющие многолетние рамочные программы помощи на период 2017/2018-2020 гг.
Задача исследования - проанализировать динамику развития данного проекта сотрудничества начиная с момента зарождения идеи до ее воплощения и современного развития на основе официальных документов, экспертных оценок, данных СМИ.
Основные методы исследования - контент-анализ, индукция и прогнозирование.
Ключевые слова: Восточное партнерство, ЕС, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина.
Восточное партнерство (Eastern Partnership) представляет собой восточное измерение Европейской политики соседства, имеющее своей целью укрепление политической ассоциации и экономической интеграции ЕС с шестью восточноевропейскими странами-партнерами - Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.
Задача исследования - проанализировать динамику развития данного сотрудничества, начиная с момента зарождения идеи до ее воплощения и дальнейшего развития вплоть до настоящего времени, на основе официальных документов, экспертных оценок, данных СМИ.
Основные методы исследования - контент-анализ, индукция и прогнозирование.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что, с одной стороны, для России важно сохранять добрососедские и стратегически взаимовыгодные отношения с постсоветскими государствами, с другой стороны, для ЕС восточное направление политики также является одним из приоритетных в политическом и экономическом планах.
Существуют различные оценки данной программы, и представляется важным рассмотреть ее деятельность на основании официальных документов и экспертных оценок.
Выделяется переломный момент в развитии сотрудничества, датируемый 2014 г. Оцениваются результаты состоявшихся пяти саммитов.
Подчеркивается разнородность целей и характера взаимодействия стран-партнеров с ЕС. Приводятся различные экспертные оценки данной ассоциации, причем кардинально противоположные. Например, содержащиеся в монографии российского ученого Ю.А. Борко «Восточное партнерство: Проект, реальность, будущее» (2018), в публикации чешского историка Павла Гавличе-ка «Восточное партнерство: Мрачное настоящее или новое будущее?» (2017), в статье Николая Устименко «Фиаско Восточного партнерства» (2016).
История создания
Программа была инициирована министрами иностранных дел Швеции и Польши - Карлом Бильдтом и Родославом Сикор-ским в мае 2008 г., в декабре того же года ее одобрили лидеры стран Евросоюза.
Основные задачи ВП - сближение и углубление сотрудничества государств Восточной Европы и Южного Кавказа с Европейским союзом, создание условий для политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции как между ЕС и государствами ВП, так и между самими государствами ВП. ЕС определил три направления работы с членами Восточного партнерства - подготовка к введению безвизового режима, создание зоны свободной торговли с каждой из стран и подключение их к европейской энергетической системе [Eastern Partnership: EU relations.., 2016]. Таким образом, ВП декларируется скорее как социально-экономическое, а не политическое сотрудничество.
В настоящее время работа ведется по формуле «28 плюс 6» (28 стран ЕС и 6 стран-партнеров). Высшим органом являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проводятся раз в два года. Первый саммит состоялся в Праге в мае 2009 г., второй - в сентябре 2011 г. в Варшаве, третий - в ноябре 2013 г. в Вильнюсе, четвертый - в мае 2015 г. в Риге, пятый - в ноябре 2017 г. в Брюсселе.
Ежегодно весной проходят встречи министров иностранных дел, дважды в год встречи старших должностных лиц по четырем тематическим направлениям (платформам) - демократия, управление и стабильность; экономическая интеграция с ЕС; энергетическая безопасность; взаимные общественные связи. В декабре 2009 г. была учреждена парламентская ассамблея «Евронест» (Euronest PA), насчитывающая 120 членов - 60 членов от Европарламента и по 10 депутатов от каждой из шести стран. Сессии проводятся раз в год (первая - в мае 2011 г., последняя - в марте 2015 г. в Ереване) в одной из шести стран - участников партнерства или в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге, где проходят заседания органов ЕС [Eastern Partnership: EU relations.., 2016].
Ключевые положения о сотрудничестве в экономической и социальной сферах подтверждаются основными документами, выработанными в ходе работы саммитов по Восточному партнерству.
В ходе первого саммита был принят основополагающий документ «Совместная декларация Пражского саммита Восточного партнерства». В Декларации были обозначены четыре приоритетных направления сотрудничества, по которым ведется работа до сих пор, к ним относятся: 1) усиление институтов управления, обеспечение стабильности, развитие демократии; 2) повышение эффективности экономики через экономическую интеграцию, включая создание зон свободной торговли; 3) усиление связей в области энергетики и транспорта: доступность энергоресурсов, энергетическая безопасность, энергоэффективность транспортной системы, защита окружающей среды и борьба с изменением климата; 4) укрепление общественных связей, развитие контактов между людьми, упрощение визового режима.
В ходе саммита 2011 г. Грузия, Украина и Молдова подтвердили свое желание в будущем стать странами ЕС и рассматривали данное сотрудничество как промежуточный этап к конечной цели. Армения, Беларусь и Азербайджан не объявляли своей целью присоединение к ЕС, поскольку у первых двух стран высокая степень взаимосвязей с Россией. А для Азербайджана, в силу куль-
турных особенностей, европейские ценности не являются близкими [Борко, 2018, с. 16].
В ходе саммита 2013 г. ключевым вопросом было подписание Соглашений об ассоциации ЕС с пятью странами, изъявившими желание подписать такой договор. Однако президент Украины В. Янукович тогда принял решение отложить соглашение, поскольку Россия предлагала более выгодные условия. Соглашения с Грузией, Молдовой и Арменией не были подписаны, но были парафированы. С Азербайджаном было подписано соглашение об упрощении визового режима.
Спустя год после саммита 2015 г. вступили в силу Соглашения об ассоциации с Украиной, Грузией, Молдовой.
В 2017 г. для Грузии и Украины введен безвизовый режим (для Молдовы он был введен еще в 2014 г.). Таким образом, наметилось выделение трех стран, которым было особенно важно и приоритетно сближение с ЕС - это Украина, Грузия, Молдова. Менее продуктивное сотрудничество продолжалось и в отношении трех других стран - Армении, Азербайджана, Беларуси.
Саммит в Брюсселе и реализация принятых решений
Лидеры стран ЕС провели 24 ноября 2017 г. встречи с шестью восточными партнерами - Арменией, Азербайджаном, Бело-русью, Грузией, Молдовой и Украиной, - чтобы прийти к соглашению по дальнейшим приоритетам их партнерства. Совместно обсуждались углубление сотрудничества и вопросы эффективности экономики, управления и общественных связей.
Председатель Европейского совета Дональд Туск заявил: «Мы хотим укрепить сотрудничество в рамках Восточного партнерства в таких специфических областях, как малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, инвестиции в широкополосные сети и инвестиции в транспорт, энергетику и инфраструктурные проекты. Это длинный список. Но превыше всего мы хотим усиления связи между нашими гражданами и большей поддержки гражданскому обществу» [Remarks by President.., 2017].
Все лидеры подписали совместную декларацию, подтвер-ждаюшую их приверженность политике партнерства и важность,
которую они придают ВП. Там же была выражена поддержка территориальной целостности, независимости и суверенитета всех партнеров.
На полях саммита ЕС и Армения подписали всеобъемлющее и расширенное соглашение о партнерстве, но там отсутствовал пункт о свободной торговле, так как Армения ранее вошла в ЕАЭС (Евразийский экономический союз); заключили авиационное соглашение. С Беларусью была создана совместная Координационная группа. Наметился прогресс в переговорах о рамочном соглашении с Азербайджаном.
Трансъевропейская транспортная сеть (TEN-T) получила возможность расширения и на страны ВП. Трансъевропейская транспортная сеть - это запланированный на будущее проект. Он должен соединить дороги, железнодорожные пути, водные и воздушные маршруты Евросоюза в единую сеть. По решению Брюссельского саммита данная сеть будет охватывать и страны Восточного партнерства [Eastern Partnership Summit, 2017].
Дональд Туск высказал в ходе конференции саммита следующую мысль: «Нет ни малейшего сомнения, что наше общее будущее зависит от готовности ЕС проводить политику открытости по отношению к нашим партнерам. И я могу подтвердить, что мы готовы сделать это» [Remarks by President.., 2017].
В ходе Брюссельского саммита был подписан документ «20 задач до 2020 г.». Финансирование определено в 1,5 млрд евро. Крупный проект, который включает в себя адресную поддержку, поддержку бизнеса, предоставление кредитов, расширение возможностей для торговли, поддержку молодежи и образования и т.д. Документ был разработан в июне 2017 г., накануне Брюссельского саммита, и представляет собой обновленную версию Общего рабочего документа EEAS-NEAR SWD (2016) 467 о «20 результатах к 2020 г.» от 15 декабря 2016 г. Целью корректировки «20 результатов к 2020 г.» было улучшение содержания документа, повышение заинтересованности в нем со стороны участников саммита и гарантия верности обязательствам всех заинтересованных сторон [Восточное партнерство.., 2017, с. 1].
Глобальная стратегия Восточного партнерства предполагает расширение действий в четырех ключевых приоритетных областях (см. выше). Представление о том, как должна развиваться экономика стран Восточного партнерства, дает анализ проектов экономического развития и рыночных возможностей. Предполагается поддерживать страны-партнеры по ВП в переходе к диверсифицированным и динамичным экономикам, создавать рабочие места в новых секторах, привлекать инвестиции и поощрять возможности занятости; поддерживать макроэкономическую стабильность; стимулировать процесс дальнейших экономических преобразований с целью создания привлекательной среды, одинаковых условий для инвестиций и бизнеса, а также повысить способность стран-партнеров использовать возможности торговли с ЕС и друг с другом [Восточное партнерство.., 2017, с. 4].
Социальная стратегия Восточного партнерства нацелена на решение следующих задач:
- усиление институтов государственного управления; борьба с коррупцией; поддержка реформ в сфере юстиции; усиление сотрудничества в области безопасности, в частности, с целью искоренения организованной преступности; защита гражданского населения от новых угроз и обеспечение кибербезопасности;
- улучшение транспортных связей между странами ЕС и восточными партнерами; энергетическая безопасность, защита окружающей среды и экологии, борьба с изменением климата;
- развитие контактов между людьми; инвестирование в образование молодежи, предпринимательство и в сферу занятости [Восточное партнерств.., 2017, с. 4].
Немаловажным является и финансовое сотрудничество между государствами в рамках Восточного партнерства. С 2014 до 2020 г. Европейский инструмент соседства (ЕИС) будет являться ключевым финансовым инструментом сотрудничества в рамках Восточного партнерства. В период между 2014 и 2017 гг. страны-партнеры воспользовались средствами ЕС на общую сумму 2,8 млрд евро [Eastern Partnership Summit, 2017].
Для обеспечения реализации приоритетов политики Восточного партнерства между ЕС, его государствами-членами и ше-
стью странами-партнерами были разработаны новые всеобъемлющие многолетние рамочные программы помощи на период 2017/2018-2020 гг. Эти программы представляют собой план работы, в котором определен порядок действий до 2020 г. Они охватывают четыре приоритетных направления деятельности Восточного партнерства [Eastern Partnership Summit, 2017].
Финансовая поддержка и помощь странам ВП в развитии экономики реализуется в рамках общей Европейской политики соседства (ЕПС), а Европейский инструмент соседства является ее основным проводником. Его суммарный бюджет на период с 2014 по 2020 г. составляет 15,4 млрд евро. Это один из самых значительных финансовых пакетов, представляющий собой 24% расходов бюджета ЕС на внешние цели.
Европейский инструмент соседства (ЕИС) был учрежден в 2014 г. на базе Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП). Основной целью стало дальнейшее развитие, совместное процветание и добрососедство Евросоюза и его стран-партнеров [Financing the ENP, 2015].
ЕИС фокусируется на общих целях и поддерживает программы сотрудничества, основанные на соглашениях между ЕС и странами-партнерами, в частности на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве и на Соглашении об ассоциации. Инструмент укрепляет ключевые функции своего предшественника (ЕИСП), дифференцируя страны на основе прогресса в проведении реформ, а также закладывает основы двух новых механизмов поддержки, основанных на стимулировании:
1) программа «Зонтик» (10% бюджета ЕИС) предполагает выделение помощи странам-партнерам на основании их успеха в построении устойчивой демократии, также учитывается прогресс в реализации реформ, способствующих достижению этой цели;
2) при получении ассигнования страна-партнер получает также рекомендации по распределению данного бюджета, существует возможность варьировать статьи расхода в пределах не более 20% от общей суммы.
Денежные средства ЕИС направляются посредством двусторонних программ для всех стран Европейской политики соседства,
также используются программы с участием нескольких стран и программы трансграничного сотрудничества. Россия также принимает участие в этих программах. В соответствии с решениями, принятыми на Санкт-Петербургском саммите в 2003 г., осуществляются программы приграничного сотрудничества: «Коларктик», «Карелия», «Юго-Восточная Финляндия - Россия», «Россия - Эстония», «Россия - Латвия», «Россия - Литва» и «Россия - Польша».
ЕС стремится к наиболее эффективному распределению имеющихся ресурсов за счет использования инновационных финансовых инструментов с эффектом «кредитного плеча». В частности, реализуется программа Инвестиционного фонда соседства [Financing the ENP, 2015].
Основными документами, регулирующими финансовую помощь, являются планы действий ЕПС (повестки дня Ассоциации для стран Восточного партнерства). Они составляются для каждой из стран:
- повестки дня страны-партнера по политическим и экономическим реформам с краткосрочными и среднесрочными приоритетами (от трех до пяти лет);
- описание потребностей и возможностей конкретной страны, а также ее интересов и интересов ЕС [ENP Action Plans, 2015].
Ежегодно Европейская комиссия и Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности публикуют отчеты, оценивающие прогресс, достигнутый в реализации целей, которые были указаны в планах действий [ENP Progress Reports, 2015].
Встреча министров иностранных дел 28 государств - членов Европейского союза, шести стран Восточного партнерства и Комиссара ЕС по Европейской политике соседства и переговорам о расширении Йоханнеса Хана, под председательством Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини состоялась в Люксембурге 15 октября 2018 г. Целью мероприятия была оценка промежуточных результатов, достигнутых в рамках намеченной до 2020 г. программы.
В своем выступлении Федерика Могерини подчеркнула: «Восточное партнерство - это ключевой компонент нашей внеш-
ней политики. Наша министерская встреча сегодня была важна не только с точки зрения анализа различных двусторонних отношений, которые у нас есть, но и оценки той совместной работы, которую мы ведем в рамках Восточного партнерства. Мы приносим не только экономические выгоды, как, например, рост объемов торговли между всеми шестью странами-партнерами и Европейским союзом, но и укрепляем демократию, права человека и основные свободы. Мы не должны останавливаться на достигнутом, если по-прежнему рассчитываем на хорошие результаты» [ЕС и страны Восточного.., 2018].
Комиссар ЕС Йоханнес Хан оценил результаты следующим образом: «Мы должны гордиться нашими достижениями в Восточном партнерстве в рамках "20 результатов до 2020 года". Вместе шесть Восточных партнеров и ЕС предприняли конкретные шаги, чтобы наши общества стали крепче, а экономики региона более устойчивыми и взаимосвязанными путем улучшения транспортного сообщения и инфраструктуры. В будущем мы продолжим совместную работу для достижения конкретных результатов, в частности в области судебной реформы и создания благоприятной среды для независимых СМИ и гражданского общества» [там же].
Ключевые достижения сотрудничества ЕС с шестью странами ВС включают в себя:
- открытие Европейской школы Восточного партнерства;
- усиление поддержки малых и средних предприятий (МСП) и рост торговли между странами-партнерами и ЕС;
- завершение ориентировочного инвестиционного плана деиствии ТБМ-Т, предусматривающего к 2020 г. завершение строительства около 5,5 тыс. километров железных и автомобильных дорог.
Идет подготовка к предстоящей 10-й годовщине принятия программы Восточного партнерства, которая будет отмечена рядом мероприятий в течение 2019 г. [ЕС и страны Восточного.., 2018].
Оценки и будущее программы
Для некоторых стран-партнеров участие в программе создало иллюзию первого шага на пути в Евросоюз. Однако перед началом саммита Восточного партнерства в Риге канцлер ФРГ Ангела Меркель ясно заявила, что существующий механизм сотрудничества не является инструментом по расширению ЕС [Меркель: «Восточное партнерство».., 2015].
Итоги и перспективы программы партнерства оцениваются противоречиво. Часть экспертов и политиков настроены скептически. «Программа ЕС по сотрудничеству с постсоветскими республиками, называемая Восточное партнерство, окончилась катастрофой», - заявил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский в интервью «Радио Польша». Веру в то, что добрососедские отношения могут быть установлены через общность европейских институтов, он назвал мифом, а Восточное партнерство «немецкой идеей» [цит. по: ^Йтепко, 2016].
Чешский аналитик, историк Павел Гавличек считает, что, несмотря на важность экономической и социальной сфер, именно политический импульс будет необходим для дальнейшей интеграции и более твердой мотивации стран Восточного партнерства к проведению необходимых реформ. И только этим способом можно будет достичь целей, изначально поставленных ЕС, - целей в достижении более безопасного, устойчивого и процветающего соседства [На^1сек, 2017].
Известный российский ученый Ю.А. Борко полагает, что дальнейшая перспектива Восточного партнерства зависит не только от ЕС, но и от партнеров. Важны состояние их экономик, социальная и политическая стабильность, соотношение политических сил в обществе, последовательность и преемственность внутренней и внешней политики. Перспективы сотрудничества ЕС с Азербайджаном, Арменией, Беларусью и Грузией выглядят более ясными и позитивными. Молдова по-прежнему остается в состоянии политической нестабильности. Общество расколото на сторонников «проевропейской» и «пророссийской» ориентации ЕС вышел на первое место по внешнеторговым показателям Украины,
Молдовы и Азербайджана, в трех других странах-партнерах он уступает России, но незначительно, и заметно приблизился к ней.
Конкретные достижения Восточного партнерства, по мнению российского ученого, состоят в том, что:
- созданы и функционируют, хотя и с паузами, институты межгосударственного диалога и сотрудничества;
- функционируют, причем более регулярно, форумы диалога и разнообразные форматы взаимодействия гражданских обществ стран - участниц Восточного партнерства;
- расширена и укреплена политико-правовая основа сотрудничества Евросоюза с его партнерами (соглашения об ассоциации, о продвинутом сотрудничестве, облегчении визового режима и т.д.);
- расширилось сотрудничество в области науки, образования, культуры;
- значительно расширились человеческие контакты (туризм, молодежные мероприятия, фестивали, личные связи и т.д.);
- динамично развивалось экономическое сотрудничество, особенно в сферах торговли и инвестиций; его масштабы значительно увеличились, оно стало более глубоким и многообразным [Борко, 2018, с. 14-28].
Российская сторона на официальном уровне отмечает антироссийскую риторику представителей Восточного партнерства, а особенно действия Украины, Молдовы и Грузии в рамках данного проекта [Лавров: Ряд стран.., 2017]. Позиция Беларуси в рамках ВП отмечается как лояльная к России, препятствующая политизированности и идеологизированности данного проекта.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Инициатива ЕС по созданию проекта Восточного партнерства была направлена на вовлечение шести постсоветских государств в орбиту европейского развития. Но поскольку постсоветское пространство по-прежнему остается сферой стратегических интересов России, то данная инициатива ЕС оценивается ею как попытка «вбить клин» между Россией и бывшими советскими республиками.
В российском медиапространстве ВП рассматривается как антироссийская политика, всё чаще присутствует мысль о том, что будущего у проекта нет, а сама программа терпит неудачи. Однако, если провести нить между пятью уже состоявшимися саммитами ВП и оценить результаты договоренностей, можно сделать противоположный вывод. Сотрудничество развивается по восходящей, судя по количеству соглашений и проектов, которые заметно увеличиваются.
Выделяются три страны, которые всячески декларируют свое стремление быть членами ЕС - Грузия, Молдова, Украина. И для них ВП - неотъемлемая и важная часть их европейского политического вектора. Относительно нейтральную позицию занимают три другие страны - Азербайджан, Армения, Беларусь. Но даже в отношении этой, так называемой «отдаленной» тройки, за последние годы наблюдается сближение с ЕС.
Что касается будущего проекта, судя по динамике, с каждым годом оно становится более значимо в первую очередь для шести стран-партнеров. Важный фактор успешности ВП - это политическая и экономическая ситуация в целом и в регионе в частности. Внешние события служат катализатором: например, украинский кризис 2014 г. подтолкнул некоторые страны к более тесному сотрудничеству. Безусловно, Грузия, Молдова, Украина, которые стремятся попасть в ЕС, видят в ВП возможность приближения к своей цели, пытаются получить максимум от этого партнерства. Другие - Азербайджан, Армения и Беларусь - тоже получают выгоду, потому что для них это - баланс в отношениях и с Россией, и с ЕС, возможность получать максимально выгодные проекты, иметь перспективу.
Для ЕС инициатива ВП - это в какой-то степени возможность укреплять свое присутствие в регионе посредством финансовой поддержки, развития сотрудничества, совместных проектов и т.д. В связи с чем понятна обеспокоенность российской стороны, для которой этот регион стратегически важен, поэтому в данном случае просматривается «ревностное отношение» к постсоветскому пространству.
Все стороны Восточного партнерства (ЕС и шесть стран-партнеров) получают, хотя и в разной степени, то, что им необходимо. Поэтому, скорее всего, сотрудничество будет и дальше развиваться по восходящей. Все условия для этого существуют.
Литература
Борко Ю.А. Восточное партнерство: Проект, реальность, будущее. -М.: ИЕ РАН, 2018. - 71 с. - (Доклады Института Европы; № 355). - Режим доступа: http: / / www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/355.pdf (Дата обращения - 30.01.2019).
Восточное партнерство - 20 результатов к 2020 г.: Общий рабочий документ / Европейская комиссия. - Брюссель, 2017. - 70 с. - Режим доступа: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/swd2017_300_ru.pdf (Дата обращения - 30.01.2019).
ЕС и страны Восточного партнерства дают оценку прогрессу, достигнутому в рамках «20 результатов к 2020 г.» // European External Action Service [сайт]. - 2018. - 16.10. - Режим доступа: https://eeas.euro pa.eu/topics/human-rights-democracy/52232/восточное-партнерство-ес-и-страны-партнеры-рассматривают-ход-реализации-20-конкретных-задач-до_га (Дата обращения - 01.02.2019).
Лавров: Ряд стран хочет использовать «Восточное партнерство» против России / / РИА Новости. - 2017. - 02.12. - Режим доступа: https://ria.ru/world/20171202/1510090926.html (Дата обращения -30.01.2019).
Меркель: «Восточное партнерство» - не инструмент для расширения ЕС // РИА Новости. - 2015. - 21.05. - Режим доступа: https://ria.ru/ 20150521/1065697409.html (Дата обращения - 30.01.2019).
Россия довольна: «Восточное партнерство» Европы выдыхается // РИА Новости. - 2017. - 28.11. - Режим доступа: https://ria.ru/ analytics/20171128/1509698140.html (Дата обращения - 30.01.2019).
Россия ценит позицию Белоруссии по «Восточному партнерству», заявил Лавров / / РИА Новости. - 2017. - 02.12. - Режим доступа: https://ria.ru/world/20171202/1510089928.html (Дата обращения -01.02.2019).
Теславский Б. «Восточное партнерство плюс» - фиаско Евросоюза // Eastbook. - 2017. - 23.11. - Режим доступа: https://www.eastbook.eu/ru/ 2017/11/23/eastern-partnership-plus-minus-eu/ (Дата обращения -01.02.2019).
Eastern Partnership: EU relations with Region // European External Action Service [site]. - 2016. - Mode of access: https://eeas.europa.eu/ headquarters/headquarters-homepage/30602 (Date of access - 01.02.2019).
Eastern Partnership Summit, 24.11.2017 // European Council [site]. -2017. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/ international-summit/2017/11/24/ (Date of access - 01.02.2019).
ENP Action Plans // European External Action Service [site]. - 2015. -Mode of access: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-home page/8398/node/8398 (Date of access - 01.02.2019).
ENP Progress Reports // European External Action Service [site]. -2015. - Mode of access: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/8409/node/8409 (Date of access - 01.02.2019).
Financing the ENP // European External Action Service [site]. - 2015. -Mode of access: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepa ge/8410/node/8410 (Date of access - 01.02.2019).
Havlicek P. Eastern Partnership: In a dismal state or a new beginning? // Euractiv. - 2017. - 06.12. - Mode of access: https://www.euractiv.com/sec tion/europe-s-east/opinion/eastern-partnership-in-a-state-of-dismal-or-new-be ginning/ (Date of access - 01.02.2019).
Remarks by President Donald Tusk after the 5 th Eastern Partnership summit (2017) / / European Council. - 2017. - 24.11. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/11/24/re marks-by-president-donald-tusk-after-the-5th-eastern-partnership-summit/ (Date of access - 01.02.2019).
Ustimenko N. Eastern Partnership's fiasco / Transl. and analysis by J. Hawk // South Front. - 2016. - 10.02. - Mode of access: https://southfront. org/eastern-partnership-fiasco/ (Date of access - 01.02.2019).
DOI: 10.31249/ape/2019.03.10
A.F. Dyrina1 ©, 2019 The Eastern Partnership: From idea to realization
Abstract. The article analyzes the Eastern Partnership - an eastern dimension of the European Neighborhood Policy. The analysis is carried out on the basis of the official state documents and expert assessments. The Eastern
1 Dyrina Anna Fedorovna - researcher INION RAS ([email protected]).
231
Partnership is more socio-economic rather than political cooperation. The EU Member States and six Eastern European Partners - Armenia, Azerbaijan, Belarus, Georgia, the Republic of Moldova and Ukraine - are involved in this initiative. Main objectives of the Eastern Partnership are to bring together and to deepen cooperation of Eastern European and South Caucasus states with the European Union, to create conditions for political association and further economic integration both between the EU and the Eastern Partnership states, and between the Eastern Partnership states themselves. The work is held according to the formula «28 plus 6», the supreme body is the meeting of heads of state and government (summits), which are held every two years. The first summit was held in Prague in May 2009, the second in September 2011 in Warsaw, the third in November 2013 in Vilnius. The founding document was adopted at the first summit, it was a «Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership Summit». The Declaration marked the four priority areas of cooperation, on which work is still being done. From 2014 to 2020, the European Neighborhood Instrument (ENI) is a key financial instrument for cooperation within the Eastern Partnership. Between 2014 and 2017, partner countries benefited from EU funds the sum of 2.8 billion euros. To ensure the implementation of the priorities of the Eastern Partnership policy new comprehensive multi-year assistance frameworks for the period 2017/2018-2020 have been developed.
The task of the research is to analyze the dynamics of the development of this cooperation, starting from the moment the idea was conceived, following its realization and up to the present time, analyzing official documents, expert assessments, media data.
The main research methods are content analysis, induction and forecasting.
Keywords: the Eastern Partnership, the EU, Armenia, Azerbaijan, Belarus, Georgia, the Republic of Moldova, Ukraine.
References
Borko Ju.A. (2018). The Eastern Partnership: Project, realities, future [Vostochnoe partnerstvo: proekt, realnost, buduschee]. - M.: Institut of Europe; RAS. -71 p. - (Rapports of Institut of Europe; № 355). - Mode of access: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/355.pdf (Date of access - 30.01.2019).
Eastern Partnership - 20 deliverables by 2020: General working paper (2017) [Vostochnoye partnerstvo - 20 rezultatov k 2020 godu: Obshiy rabotshiy 232
dokument] / European Commission. - Brussels. - 70 p. - Mode of access: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/swd2017_300_ru.pdf (Date of access -30.01.2019).
Eastern Partnership: EU relations with Region (2016) // European External Action Service [site]. - Mode of access: https://eeas.europa.eu/ headquarters/headquarters-homepage/30602 (Date of access - 01.02.2019).
Eastern Partnership Summit, 24.11.2017 (2017) // European Council [site]. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/ international-summit/2017/11/24/ (Date of access - 01.02.2019).
ENP Action Plans (2015) // European External Action Service [site]. -Mode of access: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-home page/8398/node/8398 (Date of access - 01.02.2019).
ENP Progress Reports (2015) // European External Action Service [site]. -Mode of access: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-home page/8409/node/8409 (Date of access - 01.02.2019).
The EU and the EaP countries review the progress achieved under the 20 Deliverables for 2020 (2018) [ES I strany Vostochnogo partnerstva dayut otsenku progresu, dostignutomu v ramkah «20 rezultatov k 2020 godu»] // European External Action Service [site]. - 16.10. - Mode of access: https:// eeas.europa.eu/topics/human-rights-democracy/52232/BOCTO^Hoe-napraep crao-ec-H-CTpaHbi-napTHepbi-paccMaTpwBaroT-xog-peanH3au;HH-20-KOHKpeTHbix-
3aga^-go_ru (Date of access - 01.02.2019).
Financing the ENP (2015) // European External Action Service [site]. -Mode of access: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/8410/node/8410 (Date of access - 01.02.2019).
Lavrov: Some countries are trying to use the Eastern Partnership against Russia (2017) [Ryad stran hochet ispolzovat «Vostochnoe partnerstvo» protiv Rossii] // RIA Novosti. - 02.12. - Mode of access: https://ria.ru/world/ 20171202/1510090926.html (Date of access - 30.01.2019).
Merkel: The Eastern Partnership is not an instrument of EU enlargement (2015) [Vostochnoe partnerstvo - ne instrument dlya rashirenija ES] / / RIA Novosti. - 21.05. - Mode of access: https://ria.ru/20150521/1065697409.html (Date of access - 30.01.2019).
Havlicek P. (2017) Eastern Partnership: In a dismal state or a new beginning? // Euractiv. - 06.12. - Mode of access: https://www.euractiv. com/section/europe-s-east/opinion/eastern-partnership-in-a-state-of-dismal-or-new-beginning/ (Date of access - 01.02.2019).
Remarks by President Donald Tusk after the 5 th Eastern Partnership summit (2017) // European Council. - 24.11. - Mode of access: https://www. consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2017/11/24/remarks-by-presi
dent-donald-tusk-after-the-5th-eastern-partnership-summit/ (Date of access -01.02.2019).
Russia appreciates the position of Belarus on the «Eastern Partnership», Lavrov said (2017) [Rossia cenit pozitciu Belorussii po «Vostochnomu partnerstvu», zaiavil Lavrov] // RIA Novosti. - 02.12. - Mode of access: https://ria.ru/ world/20171202/1510089928.htm! (Date of access - 01.02.2019).
Russia is satisfied: Europe's Eastern Partnership is getting exhausted (2017) [Rossia dovolna: «Vostochnoe partnerstvo» Evropy vydyhaetsia] // RIA Novosti. - 28.11. - Mode of access: https://ria.ru/analytics/20171128/ 1509698140.html (Date of access - 30.01.2019).
Teslawski B. (2017). The «Eastern Partnership Plus» is the EU's failure [«Vostochnoe partnerstvo plus» - fiasko Evrosouza] // Eastbook. - 23.11. - Mode of access: https://www.eastbook.eu/ru/2017/11/23/eastern-partnership-plus-minus-eu/ (Date of access - 01.02.2019).
Ustimenko N. (2016) Eastern Partnership's fiasco / Transl. and analysis by J. Hawk // South Front. - 10.02. - Mode of access: https://southfront.org/ eastern-partnership-fiasco/ (Date of access - 01.02.2019).