УДК 631.173
Г.В. Редреев, И.А. Клюев, А. С. Сиряк
Омский государственный аграрный университет им. П.А.Столыпина, г. Омск
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Для эффективного функционирования сложных узлов и агрегатов, к каким относятся автотракторные двигатели, важное значение имеет обеспечение необходимого смазочного режима всех его пар трения. Из технической литературы известно, что около 90% отказов происходят вследствие износа при трении. В связи с этим предъявляются высокие требова-
37
ния к качеству работы агрегатов системы смазки [1]. Наиболее эффективным устройством, фильтрующим появляющиеся в масле работающего двигателя абразивные частицы, является центробежный масляный фильтр - центрифуга. Вследствие износа в процессе эксплуатации сопряжения «ось - втулки ротора» снижается частота вращения ротора и соответствующая очистительная способность центрифуги [2]. Наиболее целесообразным было бы восстанавливать это сопряжение при эксплуатации двигателя, применяя существующие в настоящее время ремонтно-восстановительные составы (РВС) [3,4].
Однако необходимым условием применения РВС являются ударные нагрузки в сопряжении или существенный уровень вибрации. Вертикально распложенное сопряжение «ось -втулки ротора» центрифуги практически не нагружено при работе. Вибрация ротора, появляющаяся при предельном износе сопряжения, крайне нежелательна из-за опасности поломки оси по отверстиям для подвода масла.
Возникает противоречие, разрешить которое можно, восстанавливая исследуемое сопряжение с применением РВС в условиях ремонтного предприятия, обоснованием режимов искусственного создания ударных нагрузок или вибрации неизношенного или частично изношенного сопряжения.
Для проведения экспериментальных исследований по обоснованию режимов восстановления исследуемого сопряжения, в лаборатории кафедры инженерной графики и механики ОмГАУ им. П.А.Столыпина изготовлена установка (рис.1).
Программа экспериментальных исследований включает в себя следующие этапы:
1. Подбор режима восстановления, при котором будет достигнуто оптимальное значение параметра при рабочей температуре масла и давлении масла.
2. Проверка восстановленных пар трения на обычном дизельном масле.
3. Проверка работоспособности исследуемого сопряжения в условиях рядовой эксплуатации.
Рис. 1. Установка для экспериментальных исследований
38
Для контроля частоты вращения ротора центрифуги разработано устройство, защищенное патентом на полезную модель [5]. Устройство контроля (см. схему на рис.2), включает в себя датчик вращения ротора центрифуги, цифровой преобразователь, светодиодный указатель.
Рис. 2. Структурная схема устройства контроля
Цифровой преобразователь и светодиодный указатель устройства контроля смонтированы в одном корпусе (см.рис.3).
Рис. 3. Устройство контроля 39
Разработанное устройство контроля может найти широкое применение для контроля очистительной способности центрифуг в условиях рядовой эксплуатации двигателей. Очистка ротора центрифуги от накопившихся загрязнений обычно производится одновременно с заменой масла двигателя. Однако, если техническое средство эксплуатируется в условиях, отличающихся от средних условий эксплуатации, простои техники на замене масла, вместе с обслуживанием фильтрующих элементов, могут быть достаточно продолжительными и влияющими на объем производства продукции. Особенно это характерно для полевых операций при производстве сельскохозяйственной растениеводческой продукции.
Для сокращения простоев сложной техники на операциях технического обслуживания (ТО) по замене масла целесообразно применение масел высокого качества с увеличенной, в 2
- 3 раза, периодичностью замены. Операция ТО центробежного фильтра может быть проведена в межсменное время или приурочена к плановым остановкам технических средств. Момент времени обслуживания центробежного фильтра определяется с помощью разработанного нами устройства контроля. При снижении частоты вращения ротора центрифуги ниже допустимых значений загорание красного светодиода указателя предупредит тракториста (водителя) о необходимости обслуживания центрифуги [6].
В настоящее время права пользования патентом на полезную модель [5] переданы по лицензионному договору одному из ремонтных предприятий г. Омска. Лицензионный договор зарегистрирован в установленном порядке в Роспатенте.
Библиографический список
1. Ананьин, А. Д. Диагностика и техническое обслуживание машин / А. Д. Ананьин [и др.] . - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.
2. Григорьев, М. А. Автомобильные и тракторные центрифуги / М. А. Григорьев, Г. П. Покровский. - М. : Издательство машиностроительной литературы, 1961. - 183 с.
3. Гаркунов, Д. Н. Триботехника (износ и безызносность) / Д. Н. Гаркунов - М. : Издательство МСХА, 2001. - 616 с.
4. Гаркунов, Д. Н. Триботехника (конструирование, изготовление и эксплуатация машин) / Д. Н. Гаркунов. - М. : Издательство МСХА, 2002. - 632 с.
5. Пат. 100139 Российская Федерация. Центробежный масляный фильтр. Зарегистрирован в Г осударственном реестре полезных моделей Российской Федерации 10 декабря 2010 г.
6. Обеспечение работоспособности системы смазки двигателей / И. А. Клюев, Г. В. Редреев, А. С. Сиряк, А. А. Устюжанин // Россия молодая : передовые технологии - в промышленность: матер. IV Всеросс. молодеж. науч.-техн. конф. / ОмГТУ. - Омск, 2011. - Кн. 1.
- С. 37-39.