Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 150-160 БОТ: 10.15382МшгУ202038Л50-160
Червякова Ирина Михайловна, аспирант
кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры Российская Федерация, 350028 г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33 [email protected]
ОИСГО: 0000-0003-1147-2487
Восстановление богослужебной
И ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСТРАХАНСКОМ
Иоанно-Предтеченском мужском монастыре в постсоветский период
И. М. Червякова
Аннотация: В статье рассматривается специфика восстановления церковно-певческой традиции Иоанно-Предтеченского мужского монастыря г. Астрахани в постсоветское время (с 2001 по 2013 г.), деятельность которого была прервана в годы воинствующего атеизма в ХХ столетии. Анализируются процессы возрождения богослужебной певческой практики, создание, становление и деятельность монастырских хоровых коллективов. Акцентируется внимание на современном состоянии чинопоследования, а также на практической стороне сослужения хоров. Данный период нами оценивается как период конструктивного развития и расцвета певческого дела в монастыре.
Ключевые слова: певческая традиция, богослужебная практика, знаменный распев, богослужение, песнопение, монастырская школа, хоровое исполнительство.
Астраханский край со времен присоединения Астраханского ханства является южным форпостом России как в военном, экономическом отношениях, так и в плане сохранения культурных традиций нашего народа. Православное христианство на этой территории имеет еще более ранние корни. Со времен Золотой Орды область эта входила в состав Сарайской епархии, которая была образована в 1261 г. с кафедрой в Сарай-Бату. С 1556 г. Астрахань находилась в составе Казанской митрополии, а в 1602 г. образовались самостоятельные Астраханская и Терская епархии. Именно с этим образованием в дальнейшим будет связана вся история православия в регионе. Ввиду особого географического положения Астраханского региона необходимо учитывать исторические обстоятельства духовного возрождения Нижнего Поволжья в постсоветский период.
Первыми поселенцами, исповедовавшими православие, здесь стали стрельцы. Со 2-й пол. XVIII в. начинается расселение казачества, привнесшего с собой воинские чинопоследования и особый колорит в церковно-певческую традицию.
Помимо этого, Русская Православная Церковь в Поволжье выполняла просветительскую, миссионерскую и катехизаторскую функции. Если, например, С. В. Смоленский в Казани занимался переводом Священного Писания на языки народов Поволжья (татарский, башкирский), то в Астраханской губернии так называемой внутренней миссией в кон. XIX — нач. XX в. занималось Астраханское Кирилло-Мефодиевское братство. Эта миссия включала в себя активные беседы и проповеди в среде сторонников старообрядчества, а также в среде раскольников и сектантов.
К 1912 г. Астраханская епархия насчитывала 246 церквей, 30 часовен и молитвенных домов, 5 монастырей (2 женских и 3 мужских). Существовали духовная семинария, епархиальное женское училище, 362 церковные школы, калмыцкая миссионерская школа-приют, епархиальная библиотека и 17 библиотек при церквях.
Революционные события 1917 г. сильно отразились на церковной жизни Нижнего Поволжья. В скором времени закрылась Астраханская духовная семинария, перестали издаваться «Астраханские епархиальные ведомости». В следующем году прекратили свое существование консистория и женское епархиальное училище. Епархиальные помещения и монастыри были изъяты большевиками.
В конце XX столетия богослужебная деятельность в приходах Астраханской области была быстро восстановлена. В настоящее время в состав Астраханской митрополии входят две епархии—Астраханская и Ахтубинская. Границы митрополии совпадают с границами Астраханской области, кафедральный город — Астрахань.
В постсоветское время произошел также ряд знаковых событий в духовной жизни края. Прежде всего следует сказать о восстановлении храма в честь Святого равноапостольного князя Владимира. После революции 1917 г. храм несколько раз чудом избегал разрушения. В середине XX в. в нем сначала был оборудован склад, а затем городской автовокзал, функцию которого храм выполнял и после 1990 г. Только в 1999 г. Свято-Владимирский храм был возвращен Церкви. В 2002 г. храм был торжественно освящен патриархом Алексием II.
С 2008 г. и по настоящее время ведутся работы по восстановлению и реставрации женского Благовещенского монастыря. Монастырь был упразднен с установлением советской власти. Большая часть сооружений была разрушена, а на территории размещались в разное время военная часть, госпиталь, детский дом, затем областной военкомат, и часть помещений были отданы под частный жилой фонд.
В 1991 г. Православной Церкви был передан храм Казанской иконы Божией Матери, который тоже был частично разрушен и использовался в качестве склада. Начались работы по воссозданию облика храма, которые продолжаются по сей день.
Одна из главных достопримечательностей Астрахани — Успенский собор Астраханского кремля. В нем после 64-летнего перерыва возобновились богослужения с Рождества Христова 1992 г. С этого момента постепенно благоукра-шался внешний и внутренний вид собора, а верхний храм просто пережил второе рождение. Сейчас убранство воссоздано и приближено к историческому виду, с 2009 г. в этом храме совершаются регулярные богослужения.
В настоящее время в Астрахани сложились благоприятные условия для продолжения и развития богослужебной певческой традиции. Прежде всего следует сказать о музыкальных учебных заведениях. Недавно свое 115-летие отметил музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского, а в 2019 г. отметила свой 50-летний юбилей Астраханская государственная консерватория. Студенты и выпускники именно этих учебных заведений составляют кадровую основу церковных хоров города.
Процесс возрождения церковно-певческой традиции шел параллельно с воссозданием приходов и восстановлением богослужебной практики. Динамику этого развития можно легко проследить. Если к 1988 г. Астраханская епархия насчитывала 15 приходов, то к настоящему времени их количество значительно возросло. Сейчас в Астраханской митрополии 90 храмов и 5 монастырей, правда не во всех еще возобновились богослужения. В постсоветское время многие православные храмы возобновили свою деятельность, большая часть приходов были заново построены. Возрожден мужской Иоанно-Предтеченский монастырь, идет восстановление женского Благовещенского монастыря. Весной 2004 г. началось возрождение Высокогорского Успенско-Николаевского мужского монастыря в поселке Чуркин Володарского района Астраханской области. Первая церковь в этом месте была построена в 1568 г., в XVII в. открыт монастырь. После того как в 1919 г. монастырь был закрыт и разрушен, его пришлось фактически отстраивать заново. В настоящее время в монастыре мироточат 65 икон. Также открыт женский Христорождественский монастырь в селе Красный Яр и монашеская женская община в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в селе Ко-маровка Камызякского района.
Астрахань — это город, где в некоторых приходах не затухала богослужебная деятельность и в советское время, несмотря на то что очень многие астраханские храмы с приходом советской власти или были разрушены, или утратили свое убранство. Например, Покровский собор стараниями священства и прихожан практически сохранился в своем первоначальном виде. Богослужения прекратились в нем всего на 9 месяцев (в 1941 г. там находился склад сахара), а затем он был снова возвращен верующим.
Целым спектром названных выше движущих сил происходящего религиозного возрождения созданы региональная самобытность и местный колорит, локализация традиции церковного пения. Возрождение церковно-певческой традиции региона в постсоветское время имеет специфические черты. Церковное пение в храмах Астрахани можно разделить на три группы: концертный стиль пения в кафедральных соборах, приходской стиль ансамблевого пения, монастырская традиция.
В данной статье мы подробно остановимся на монастырской традиции, рассмотрев ее особенности на примере богослужебно-певческой практики Астраханского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря.
Первые упоминания о мужском монастыре в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна относятся к 1688 г. Современная его история началась с 1992 г., одновременно с восстановлением обители. До 1995 г. церковь в честь Иоанна Предтечи существовала просто как приходской храм. Затем, в
феврале 1995 г. Священным Синодом РПЦ было принято решение о возрождении в монастыре монашеской жизни. С 2001 г. по настоящее время наместником монастыря является игумен Петр (Барбашов). В короткое время благодаря усилиям отца Петра удалось практически заново отстроить всю «инфраструктуру» монастыря — начиная от братского корпуса и заканчивая новой трапезной, а также произвести капитальный ремонт в уже существующих постройках. Именно с именем игумена Петра связано дальнейшее восстановление монастыря и возрождение монастырской богослужебной певческой традиции.
В возрождении и становлении певческого дела в монастыре можно выделить два этапа: первый — 2001—2013 гг.; второй — с 2013 г. по настоящее время. До 2001 г. регентом монастырского (смешанного) хора была Галина Николаевна Шарафутдинова, одновременно и преподаватель церковного пения в Воскресной школе при монастыре. Однако у наместника — о. Петра — была давняя мечта возродить в монастыре мужской хор, способный к исполнению за богослужением песнопений древнерусских распевов. Идею создания мужского хора поддержал иеродьякон Павел (Домерат), друг и однокурсник игумена Петра по Волгоградской семинарии. О. Павел вместе с братом о. Петром приехали в Астрахань в 2002 г., и вскоре в одном из старейших монастырей региона зазвучал мужской хор, управлял которым о. Павел (Домерат).
Возрождая древнюю монастырскую традицию, в репертуар вновь созданного хора вошли песнопения знаменного распева. Примечателен тот факт, что Иоанно-Предтеченский мужской монастырь стал на тот момент единственным храмом в Нижнем Поволжье, где за богослужением звучали только древние распевы: знаменный, демественный, строчное многоголосие, а также гармонизации этих распевов.
В 2003 г. о. Павла на регентском послушании сменил выпускник дирижерско-хорового факультета Астраханской государственной консерватории Алексей Юрьевич Юрченко, который продолжил заложенную ранее направленность развития певческого дела в монастыре. Претерпел изменения состав хора: помимо братии монастыря, в нем участвовали приглашенные А. И. Юрченко студенты и выпускники консерватории, а также воцерковленные «любители» пения других специальностей, не имеющие музыкального образования и не владеющие музыкальной грамотой. Для этих певчих при монастыре стали проводиться бесплатные уроки сольфеджио и вокала. Хор получил название «Скимен», что в переводе с церковнославянского языка означает «молодой лев» (см. ил. 1).
Постепенно хор «Скимен» развился в профессиональный хоровой коллектив, который не только участвовал в богослужениях, но и выступал на хоровых фестивалях и в концертах духовной музыки в различных городах России. В репертуар хора помимо духовной музыки вошли также произведения русской и зарубежной классики. В 2006 г. хором был записан диск «Престольный праздник». Хочется отдельно упомянуть об участии коллектива в Международном проекте по возрождению и изучению знаменного пения — фестивале «Академия православной музыки», который проходил ежегодно в течение трех недель в Санкт-Петербурге с 2009 по 2015 г. Хор был постоянным гостем на этом фестивале, а Алексей Юрченко приглашался в качестве преподавателя для участников.
Ил. 1. Хор «Скимен». Фото с сайта Иоанно-Предтеченского монастыря
За богослужениями в храме мужской хор выполнял функции «правого» праздничного хора, пел все воскресные и праздничные Литургии. «Левый», клиросный, хор, который участвовал в богослужениях, на буднях был женским. С 2002 г. этим хором руководила Елена Петровна Назаренко (м. Елена), выпускница регентского отделения Ростовского духовного училища (ныне — Донская духовная семинария). По вечерам на Всенощном бдении женский клиросный хор исполнял в основном изменяемые песнопения богослужения — стихиры, тропари, ирмосы, а также некоторые ектении, мужской хор — неизменяемые песнопения (см. ил. 2). Иногда оба хора объединялись и пели смешанным составом, но чаще антифонно. Состав хоров был преимущественно молодежным. Практически все певчие получали денежное вознаграждение за службы. У некоторых была фиксированная ставка оплаты, у других — соответственно выходам.
Чинопоследование в монастыре сохранено в соответствии с современной богослужебной практикой. Так как приход находится в городе, принятый для монастырей богослужебный цикл здесь не употребляется, а установлен порядок служб согласно приходской традиции: девятый час, Вечерня, Утреня и первый час объединены в одну службу, которая совершается вечером, а утром служится третий, шестой часы с Литургией. Однако внутри самих богослужебных циклов сокращения минимальны. На праздничных Всенощных возможно сокращение одной из положенных на Утрене кафизм, также канон читается «на 4». Стихиры выпеваются все. Существует практика пения стихир с канонархом или антифонно (что соответствует традициям некоторых российских монастырей, например Свято-Троицкой Сергиевой лавры). Следует отметить, что в Иоанно-Предтеченском монастыре в составе Всенощного бдения на Вечерне всегда присутствует Лития, что соответствует Уставу (как известно, Типикон не предусма-
Ил. 2. Клиросный (будничный) хор Иоанно-Предтеченского монастыря (справа, за священником, о. Павел (Домерат)). Фото из архива Е. П. Назаренко
тривает Всенощного бдения без Литии, хотя повсеместно в сложившейся практике Лития служится только в дни Двунадесятых и Великих праздников).
Богослужебное чтение организовано таким образом, что чтецами являются только мужчины. Первоначально чтецами были некоторые певчие, на которых возлагалось это послушание. В дальнейшем к богослужебному чтению помимо братии монастыря стали привлекаться мужчины из воцерковленных прихожан, получивших подготовку непосредственно в монастыре, однако не имеющих духовного образования.
В плане репертуара основным направлением хоровых коллективов монастыря была ориентация на монастырские школы пения и сохранение монастырской певческой традиции. Это выражалось в отсутствии в репертуаре хоров песнопений партесного стиля (исключение — концерт Д. С. Бортнянского «Тебе Бога хвалим», который традиционно исполняется в Неделю Торжества Православия). Мужской хор, как уже упоминалось выше, пел исключительно песнопения древних распевов, правда, не в крюковой нотации, а в расшифровке (в пятилинейной нотации). Поначалу А. Юрченко по крупицам собирал нотную монастырскую библиотеку, занимался поиском нот песнопений знаменного распева, ездил в Москву и Санкт-Петербург, чтоб приобрести нотные сборники. Несколько сборников были подарены ему Анатолием Гринденко (руководитель хора «Древнерусский распев») и Анатолием Конотопом1.
Наряду с традиционным одноголосным знаменным распевом, за богослужением исполнялись различные виды древних канонических распевов: деме-
1 Анатолий Викторович Конотоп (1937) — профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, исследователь церковной музыки древней и средневековой Руси.
ственный распев, путевой, песнопения византийской традиции и напева Валаамского монастыря (с иссоном), строчное многоголосие, а также различные виды гармонизаций этих распевов, в том числе и многоголосные. В библиотеке хора хранятся сборники песнопений, изданные в «квадратной ноте», так называемое «киевское знамя»2. Поначалу А. Ю. Юрченко переводил эти песнопения в традиционную пятилинейную нотацию, но постепенно певчие освоили этот вид нотной записи и альтовый ключ и уже легко пели по имеющимся сборникам. Кроме того, регент использовал сборники песнопений, называемые «двоезнаменники»3. Применение таких сборников позволило певчим более глубоко изучать крюковую нотацию и наглядно показывало, как интонируется тот или иной знак. К тому же, помимо нотных сборников, руководитель хора приобрел много методической литературы по изучению древних распевов. Использование данного материала повлияло на увлечение хористов этим пластом русской музыки и способствовало более быстрому ее освоению.
Регент Алексей Юрченко и сам делал гармонизацию различных распевов, а также расписывал на знаменные гласы тропари и некоторые другие песнопения (по образцу уже существующих песнопений), например кондак Усекновения Главы Иоанна Предтечи, глас 5. Астраханский композитор Александр Рындин, будучи певчим хора «Скимен», также много трудился в плане гармонизации распевов для этого коллектива. Специально для «Скимена» были написаны его циклы песнопений для мужского хора.
В практике сослужения хора «Скимен» на Литургиях бывали и отступления от традиций древнерусского пения. Во-первых, тропари «на входе» пелись всегда только «на глас» (в четырехголосной гармонизации). Во-вторых, при служении архиерея «Скимен» пел традиционный репертуар «правых» праздничных хоров, включавший в себя авторские произведения партесного стиля. Очень часто на таких службах мужской и женский хоры объединялись в смешанный. Интересен опыт исполнения таким составом полных богослужебных циклов одного композитора: например, Литургии Чеснокова, Чайковского, Гречанинова (см. ил. 3).
Репертуар будничного хора в этот период также был обширным и разнообразным. Основу его составлял обиход. Кроме того, исполнялись и авторские песнопения Д. Аллеманова, Н. Озерова, П. Чеснокова, А. Архангельского, С. Трубачева, А. Кастальского, обработки и гармонизации арх. Матфея (Мор-мыля), а также современных церковных композиторов: иг. Силуана (Туманова), С. Толстокулакова, Г. Лапаева, Л. Жбановой, А. Алексеевой. В основном это были переложения для однородного хора.
Что касается гласового обихода, то в основном поется московский обиход с некоторыми присущими региону изменениями. Поскольку игумен монастыря и первый регент в рассматриваемый период учились в Волгоградской семинарии, то хором используются некоторые напевы, бытующие в этом регионе. 1, 4 и
2 Подробнее об этом см.: Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX— XXI столетий: Майкоп: Магарин О. Г., 2011.
3 Двоезнаменник (двузнаменник) — вид старинной нотной рукописи, где одна и та же музыка нотировалась в системе линейного и невменного типов нотации. Появились в период замены русского знаменного письма на западную пятилинейную нотацию (посл. четв. XVII в.).
Ил. 3. Объединенный смешанный хор Иоанно-Предтеченского монастыря, регент м. Елена Назаренко.Фото из архива Е.П. Назаренко
8-й гласы не совпадают с московской традицией, имеют несколько иной мелодический облик. Также наряду с московским вариантом 2-го гласа (мажорный) поется киевский (минорный) глас.
В монастыре широко применяется система пения «на подобен». В начале 2000-х гг. в хоре начали изучать этот вид пения, взяв за основу сборник Е. С. Ку-стовского «Похвала Пресвятой Богородице», где «Взбранной Воеводе» изложены на напевы разных подобнов. В настоящее время монастырский хор всегда исполняет изменяемые песнопения на те подобны, которые указаны в богослужебных книгах.
Манера пения хоров академическая, приближенная к монастырской традиции. Это выражается в использовании при пении среднего диапазона и примар-ных звуков.
Следует сказать, что на базе Иоанно-Предтеченского монастыря регент мужского хора «Скимен» Алексей Юрченко организовал в 2007 г. хор мальчиков «Воскресение» (см. ил. 4). Благодаря тому, что он проводил работу со спонсорами и меценатами, удалось пригласить педагогов и организовать музыкальное обучение детей. Помимо хоровых занятий мальчики посещали уроки сольфеджио и сольного пения. Хор «Воскресение» очень быстро сумел достичь высокого профессионального уровня и зарекомендовать себя как лучший детский хоровой коллектив города. Уровень певческого мастерства позволил юным хористам участвовать не только в региональных, но и в различных всероссийских и международных конкурсах. За короткий период времени хор побывал в конкурсных поездках в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург.
Привлечение детей к церковному пению позволило создать некоторую певческую преемственность в монастыре. Со временем детский хор начал участвовать в богослужениях, ему поручалось исполнение некоторых песнопений Литургии: «Достойно есть», «Тело Христово», малые и просительные ектении.
Ил. 4. Группа мальчиков хора «Воскресение». Фото с сайта Иоанно-Предтеченского монастыря
Были моменты, когда регент использовал так называемый гомогенный состав хора — смешанный хор, в котором мальчики исполняли партии дисканта и альта. По прошествии времени некоторые воспитанники хора «Воскресение» стали профессиональными музыкантами и пришли петь в монастырский хор.
Итак, церковно-певческая традиция астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря в рассматриваемый период возрождается и интенсивно развивается. Восстановлена практика пения богослужений древними распевами, которые изучаются и реконструируются по рукописям, что соответствует избранной стратегии развития в соответствии с монастырской певческой традицией. В динамике рассматриваемых процессов нами усматриваются типологические черты, свойственные пению в других монастырях нашей страны4. Закономерно, что возобновление монашеской жизни повлекло за собой обращение к древним каноническим напевам, причем в звучании мужского хора. Следует отметить, что регенты и певчие не только занимались исполнением древних распевов и составлением репертуара богослужений. Концертно-просветительская деятельность монастырских хоров «Скимен» и «Воскресение» позволяет говорить о миссионерской и катехизаторской роли церковно-певческого искусства Иоанно-Предтеченского монастыря.
4 Наука всея мусикии. Аще хощеши разумети киеуское знамя // РНБ. Q. XII. 1. Л. 125—129, 80-е гг. XVII в.
Список литературы
Густова-Рунцо Л. А. Православная певческая практика Беларуси (типология и исполнительские стили). М-во культуры Респ. Беларусь, Беларусский гос. университет культуры и искусств. Минск: БГУКИ, 2018.
Игумен Иосиф (Александр Станиславович Марьян). Покровский собор города Астрахани. Астрахань: Новая линия, 2013.
Святые и подвижники благочестия земли Астраханской / сост. игумен Иосиф (Александр Станиславович Марьян). Астрахань: Новая линия, 2010.
Игумен Иосиф (Александр Станиславович Марьян). Астрахань. Храмы и монастыри. Астрахань: Новая линия, 2002.
Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже ХХ—ХХ1 столетий: Майкоп: Магарин О. Г., 2011.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2020. Vol. 38. P. 150-160
DOI: 10.15382/sturV202038.150-160
Irina Chervyakova, Graduate Student, Department of Musicology, Composition and Methodology of Music Education, Krasnodar State Institute of Culture, 33 Ul. 40-letiya Pobedy, Krasnodar 350028, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-1147-2487
Restoration of Liturgical and Singing Activity at Ioanno-Predtechensky Monastery of Astrakhan in the Post-Soviet Period
I. Chervyakova
Abstract: This article discusses restoration of the tradition of church singing at Ioanno-Predtechensky Monastery of Astrakhan during the post-Soviet period (2001-2013). This tradition was disrupted in years of militant atheism of the 20th century. It analyses the processes of restoration of the practice of liturgical singing, creation, development and activity of choirs of the monastery. Particular attention is paid to the present-day state of the order of the service as well as to the practical aspect of the combined service of the choirs. The studied period is evaluated as a period of positive development and flourishing of art of singing at the monastery.
Keywords: tradition of singing, liturgical practice, Znamenny chant, worship, chant, monastery school, choral performance.
References
Gustova-Runtso L. (2018) Pravoslavnaia pevcheskaia praktika Belarusi (tipologiia i ispolnitel'skie stili) [Practice of Orthodox singing in Belarus (Typology and styles of performance)]. Minsk (in Russian).
Iosif, hegumen (Mar'ian A.) (ed.) (2013) Pokrovskii sobor goroda Astrakhani [Cathedral of Intercession of Theotokos in Astrakhan]. Astrakhan (in Russian).
Iosif, hegumen (Mar'ian A.) (ed.) (2010) Sviatye ipodvizhniki blagochestiia zemli Astrakhanskoi [Saints and champions of piety of the land of Astrakhan]. Astrakhan.
Iosif, hegumen (Mar'ian A.) (ed.) (2002). Astrakhan '. Khramy i monastyri [Astrakhan. Churches and monasteries]. Astrakhan.
Khvatova S. (2011) Pravoslavnaia pevcheskaia traditsiia na rubezhe XX—XXI stoletii [Orthodox tradition of singing at the turn of the 20th — 21st centuries]. Maikop.