Научная статья на тему 'Восстановительная программа для студентов СМГ с постковидным виндромом'

Восстановительная программа для студентов СМГ с постковидным виндромом Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постковидный синдром / современный вуз / физическая культура / восстановительная программа / специальная медицинская группа. / postcovoid syndrome / modern university / physical education / rehabilitation program / special medical group.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Бочкарникова Н. В., Новоселова Г. А., Федорова М. Ю.

В данной статье авторы предлагают восстановительную программу для студентов вузов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, перенесших коронавирусную инфекцию. Авторы предполагают, что для оптимизации физического состояния таких студентов необходимо учитывать их состояние здоровья, индивидуальные особенности, осуществлять физическую реабилитацию постепенно и последовательно. Это предполагает анализ современной педагогической и медицинской литературы, отражающей последствия, которые происходят в организме человека, перенесшего коронавирусную инфекцию. Материал. Авторами выявляются симптомы, которые наблюдаются у людей с постковидным синдромом на различных этапах восстановительного периода. Учет данных патологических процессов, происходящих у людей с постковидным синдромом, позволяет более качественно разработать программу физической реабилитации, в том числе и в рамках образовательного процесса в вузе. Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, систематизация, обобщение научных изысканий в области психологии и педагогики; эмпирические – наблюдение, беседа, анализ продуктов образовательной деятельности. Научная новизна нашего исследования заключается в разработке восстановительной программы для студентов вузов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, перенесших коронавирусную инфекцию. Программа заключается в последовательном распределении занятий по модулям в рамках семестра, носящих восстановительный характер. Результат. По результатам проведенного исследования нами выявлены следующие патологические процессы, возникающие у студентов, перенесших коронавирусную инфекцию: одышка, кардиореспираторная симптоматика, нарушение пищеварения, мышечная атрофия, ослабление функций дыхания, повышенная тревожность, депрессия. С учетом вышеперечисленных симптомов была предложена восстановительная программа в рамках занятий по физической культуре в СМГ. Освоение программы позволило выявить позитивные изменения по всем показателям физического состояния у студентов. Практическая значимость состоит в том, что в современном вузе необходимо создавать педагогические условия, содействующие укреплению здоровья студентов, перенесших коронавирусную инфекцию, преимущественно на занятиях по физической культуре в специальной медицинской группе. Заключение. Восстановительная программа для студентов специальной медицинской группы с постковидным синдромом является основным средством укрепления здоровья студентов в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Бочкарникова Н. В., Новоселова Г. А., Федорова М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitation program for SMG students with waxy syndrome

In this article the authors propose a rehabilitation program for university students engaged in physical education in a special medical group who have suffered a coronavirus infection. The authors suggest that in order to optimize the physical condition of such students, it is necessary to take into account their health status, individual characteristics and carry out physical rehabilitation gradually and consistently. This involves an analysis of modern pedagogical and medical literature reflecting the consequences that occur in the human body after a coronavirus infection. Material. The authors identify the symptoms that are observed in people with postcovoid syndrome at various stages of the recovery period. Taking into account these pathological processes occurring in people with postcovid syndrome allows for a better development of a physical rehabilitation program, including within the framework of the educational process at the university. Research methods: theoretical – analysis, comparison, systematization, generalization of scientific research in the field of psychology and pedagogy; empirical – observation, conversation, analysis of educational products. The scientific novelty of our research lies in the development of a rehabilitation program for university students engaged in physical education in a special medical group who have suffered a coronavirus infection. The program consists in the sequential distribution of classes in modules within the semester, which are of a restorative nature. Results. According to the results of the study, we identified the following pathological processes that occur in students who have suffered a coronavirus infection: shortness of breath, cardioresperative symptoms, digestive disorders, muscular atrophy, impaired respiratory function, increased anxiety, depression. Taking into account the above symptoms, a rehabilitation program was proposed as part of physical education classes at the SMG. The development of the program made it possible to identify positive changes in all indicators of the physical condition of students. The practical significance lies in the fact that in a modern university it is necessary to create pedagogical conditions that promote the health of students who have suffered a coronavirus infection, mainly in physical education classes in a special medical group. Conclusion. The rehabilitation program for students of a special medical group with postcovid syndrome is the main means of strengthening the health of students in a modern university.

Текст научной работы на тему «Восстановительная программа для студентов СМГ с постковидным виндромом»

УДК: 377.131.14

Восстановительная программа для студентов СМГ с постковидным

синдромом

Бочкарникова Н.В.1*, Новосёлова Г.А.2, Федорова М.Ю.2

1 Тюменский государственный медицинский университет г. Тюмень, Россия Bo4kanat@yandex. ru * 2Забайкальский государственный университет г. Чита, Россия novoselovaga@yandex. ru Fmarin888@gmail. com

Аннотация: В данной статье авторы предлагают восстановительную программу для студентов вузов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, перенесших коронавирусную инфекцию. Авторы предполагают, что для оптимизации физического состояния таких студентов необходимо учитывать их состояние здоровья, индивидуальные особенности, осуществлять физическую реабилитацию постепенно и последовательно. Это предполагает анализ современной педагогической и медицинской литературы, отражающей последствия, которые происходят в организме человека, перенесшего коронавирусную инфекцию. Материал. Авторами выявляются симптомы, которые наблюдаются у людей с постковидным синдромом на различных этапах восстановительного периода. Учет данных патологических процессов, происходящих у людей с постковидным синдромом, позволяет более качественно разработать программу физической реабилитации, в том числе и в рамках образовательного процесса в вузе. Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, систематизация, обобщение научных изысканий в области психологии и педагогики; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ продуктов образовательной деятельности. Научная новизна нашего исследования заключается в разработке восстановительной программы для студентов вузов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, перенесших коронавирусную инфекцию. Программа заключается в последовательном распределении занятий по модулям в рамках семестра, носящих восстановительный характер. Результат. По результатам проведенного исследования нами выявлены следующие патологические процессы, возникающие у студентов, перенесших коронавирусную инфекцию: одышка, кардиореспираторная симптоматика, нарушение пищеварения, мышечная атрофия, ослабление функций дыхания, повышенная тревожность, депрессия. С учетом вышеперечисленных симптомов была предложена восстановительная программа в рамках занятий по физической культуре в СМГ. Освоение программы позволило выявить позитивные изменения по всем показателям физического состояния у студентов. Практическая значимость состоит в том, что в современном вузе необходимо создавать педагогические условия, содействующие укреплению здоровья студентов, перенесших коронавирусную инфекцию, преимущественно на занятиях по физической культуре в специальной медицинской группе. Заключение. Восстановительная программа для студентов специальной медицинской группы с постковидным синдромом является основным средством укрепления здоровья студентов в современном вузе.

Ключевые слова: постковидный синдром, современный вуз, физическая культура, восстановительная программа, специальная медицинская группа.

Для цитирования: Бочкарникова Н.В.*, Новосёлова Г.А., Федорова М.Ю. Восстановительная программа для студентов СМГ с постковидным синдромом. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .

Rehabilitation program for SMG students with waxy syndrome

Natalya V. Bochkarnikova1*, Galina A. Novoselova2, Marina Yu. Fedorova2

1Tyumen State Medical University Tyumen, Russia [email protected]* 2Zabaikalsky State University Chita, Russia [email protected] [email protected]

Abstract: In this article the authors propose a rehabilitation program for university students engaged in physical education in a special medical group who have suffered a coronavirus infection. The authors suggest that in order to optimize the physical condition of such students, it is necessary to take into account their health status, individual characteristics and carry out physical rehabilitation gradually and consistently. This involves an analysis of modern pedagogical and medical literature reflecting the consequences that occur in the human body after a coronavirus infection. Material. The authors identify the symptoms that are observed in people with postcovoid syndrome at various stages of the recovery period. Taking into account these pathological processes occurring in people with postcovid syndrome allows for a better development of a physical rehabilitation program, including within the framework of the educational process at the university. Research methods: theoretical -analysis, comparison, systematization, generalization of scientific research in the field of psychology and pedagogy; empirical - observation, conversation, analysis of educational products. The scientific novelty of our research lies in the development of a rehabilitation program for university students engaged in physical education in a special medical group who have suffered a coronavirus infection. The program consists in the sequential distribution of classes in modules within the semester, which are of a restorative nature. Results. According to the results of the study, we identified the following pathological processes that occur in students who have suffered a coronavirus infection: shortness of breath, cardioresperative symptoms, digestive disorders, muscular atrophy, impaired respiratory function, increased anxiety, depression. Taking into account the above symptoms, a rehabilitation program was proposed as part of physical education classes at the SMG. The development of the program made it possible to identify positive changes in all indicators of the physical condition of students. The practical significance lies in the fact that in a modern university it is necessary to create pedagogical conditions that promote the health of students who have suffered a coronavirus infection, mainly in physical education classes in a special medical group. Conclusion. The rehabilitation program for students of a special medical group with postcovid syndrome is the main means of strengthening the health of students in a modern university.

Keywords: postcovoid syndrome, modern university, physical education, rehabilitation program, special medical group.

For citation: Natalya V. Bochkarnikova*, Galina A. Novoselova, Marina Yu. Fedorova. Rehabilitation program for SMG students with waxy syndrome. Russian Jounral of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .

Актуальность

Пандемия новой коронавирусной инфекции была объявлена ВОЗ 11 марта 2020 года. На протяжении уже нескольких лет современные исследователи проводят оценку последствий перенесенной коронавирусной инфекции у различных категорий населения. Большинство авторов отмечает, что острый период данной инфекции часто сопровождается развитием постковидного синдрома, который характеризуется симптоматикой со стороны практически всех систем органов. Наиболее часто мишенями становятся дыхательная, нервная, сердечно-

сосудистая, мочевыделительная системы, желудочно-кишечный тракт и опорно-двигательный аппарат [1;2;3;4;5;6;8]. Согласно определению ВОЗ, после острой инфекции COVГО - 19, возможно появление симптомов вслед за выздоровлением, а также периодическое возникновение или рецедевирование симптомов с течением времени [2, с. 72]. Длительный COVID - 19 [4, с. 4] становится серьезной проблемой современного здравоохранения. Нынешнее понимание патофизиологических механизмов и вариантов лечения остается недостаточным. Высокое бремя сердечно-сосудистых осложнений в постковидном периоде наряду с поражением других систем организма подчеркивает необходимость междисциплинарного подхода к исследованию проблемы и разработке концепции профилактики развития полиорганных осложнений [7, с. 6]. Современные данные подтверждают факт, что COVID-19 является системным заболеванием с поражением практически всех систем организма [4;7;8;9]. Выявлены и органы-мишени, клетки которых вирус поражает в первую очередь, так как они имеют рецепторы, необходимые для его проникновения и размножения, к ним относятся клетки легких, сердца, сосудов, почек, печени и кишечника. Органы дыхательной системы, являясь входными воротами для SARS-CoV-2, подвергаются наибольшему повреждению в момент заболевания, при этом поражение альвеолярной легочной ткани сопровождается нарушениями перфузии газов и снижением легочных объемов с частым развитием тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС). Большинство публикаций о течении, клинических исходах, постковидном синдроме после перенесенной инфекции COVID-19 касаются пациентов среднего и пожилого возраста. Однако, у молодых пациентов выявлен более высокий уровень респираторных осложнений. В связи с этим особенно важна профилактика возникновения осложнений после перенесенной инфекции среди студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных к СМГ, так как неблагоприятные факторы, связанные с хроническим течением различных заболеваний многократно увеличивают риски развития постковидного синдрома. Влияние медико-биологических факторов риска развития постковидного синдрома зачастую осложняется и неблагоприятными психо-социальными условиями жизни студенческой молодежи. Молодые люди являются наиболее уязвимыми к воздействию неблагоприятной информации из СМИ, так как являются активными пользователями социальных сетей.

Актуальность профилактики постковидного синдрома подтверждает факт отсроченного (от полугода до трех лет) характера осложнений, которые не всегда очевидны для молодых людей, но имеют тенденцию к усугублению на протяжении всей жизни. В таких условиях будущим специалистам не возможно в полной мере обеспечить полноценную адаптационную реакцию систем организма к условиям профессиональной деятельности,

устойчивую оптимизацию нервной системы, надлежащее развитие физической и умственной работоспособности при уже имеющихся ограничениях в состоянии здоровья.

Целью исследования является разработка программы физической реабилитации в рамках организации педагогического процесса современного вуза, содействующих сохранению и укреплению здоровья студентов СМГ с постковидным синдромом.

Материал и методы

С целью исследования объекта данной работы нами использовались следующие методы: теоретические - анализ, сравнение, систематизация, обобщение научных изысканий в области медицины, физиотерапии, педагогики; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ продуктов образовательной деятельности.

Результаты и обсуждение

Укрепление и сохранение здоровья, восстановление функциональных резервов студентов СМГ, мы предлагаем осуществлять путем внедрения в учебный процесс по физической культуре комплексной оздоровительной программы коррекции постковидного синдрома с проведением систематического мониторинга функционального состояния здоровья и широким применением антистрессорных, восстановительных и адаптационных средств. Постковидный синдром - мультисистемный воспалительный синдром, который возникает после перенесенной коронавирусной инфекции (напоминает тяжелую форму синдрома Каваски - очень редкого заболевания, вызывающего воспаление в стенках артерий). Вирус, попадая в нервную систему через обонятельные рецепторы в верхней носовой раковине может повреждать напрямую структуры головного мозга, дыхательный и другие центры. К основным признакам постковидного синдрома относят [3;4;6;7;8]: астенический синдром, тревожно-депрессивные расстройства, когнитивные нарушения, приступы слабости, резкое снижение толерантности к физическим нагрузкам, нарушение ритмов жизнедеятельности, боли в мышцах, одышка и другие.

Полноценная коррекция патологических процессов, вызванных вирусом SARS-CoV-2, с помощью природных факторов и физических упражнений позволяет не только мобилизовать естественные защитные ресурсы организма, но и нормализовать нарушенные энергетические и метаболические процессы, стабилизировать деятельность различных систем организма, повысить уровень функциональной подготовленности и психо-эмоционального состояния студентов. Рекомендованная длительность программ реабилитации составляет от 6 до 12 недель.

Современные авторы [3;4;7;9] обозначают следующие этапы немедикаментозной реабилитации пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию:

1 этап: в стационаре во время госпитализации (нутритивная поддержка, респираторная реабилитация, ранняя пассивная мобилизация, циклические тренировки на тренажере);

2 этап: в круглосуточном медицинской реабилитации (ингаляция, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, массаж, физиотерапия);

3 этап: аэробные тренировки (ходьба, езда на велотренажере), тренировки с отягощением и др. .

Предложенная нами программа коррекции постковидного синдрома включает в себя применение широкого спектра средств оздоровительной физической культуры, направленных на восстановление основных систем организма студентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию, а также образовательные технологии для коррекции их образа жизни, питания и оказание психологической поддержки, с учетом патогенеза, течения и исходов COVID-19.

Цель программы - повышение уровня работоспособности за счет оптимизации функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, повышения уровня резистентности организма к инфекционным агентам студентов СМГ, перенесших новую короновирусную инфекцию COVГО - 19. Для оценки максимальной эффективности и безопасности предложенных средств был проведен мониторинг функционального состояния занимающихся, и оценены функции дыхания (пробы Штанге, Генчи), реакция сердечнососудистой системы на физическую нагрузку (проба Мартине-Кушелевского), проведена оценка общей работоспособности организма (степ-тест), деятельности вегетативного отдела ЦНС (ортостатическая проба). От исходного функционального состояния студентов зависел выбор вида, последовательности и сочетания применяемых средств, частота, продолжительность и интенсивность нагрузки.

Экспериментальная программа коррекции постковидного синдрома для студентов СМГ была применена в рамках секционных занятий «Оздоровительная тренировка» дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту», ее общая трудоемкость составила 72 часа, из которых 36 часов представлены практическими занятиями, 36 часов -самостоятельной работой студентов. При разработке содержательного компонента оздоровительной программы коррекции постковидного синдрома мы основывались на принципе интеграции общего и дополнительного физкультурного образования, предполагающего согласованность проведения образовательного процесса с учетом содержания средств, методов и форм секционных занятий по выбору студента в пределах основной образовательной программы и самостоятельной работы учащихся.

Представленные направления были успешно реализованы на основе взаимосвязи компетентностного подхода и модульного обучения. Содержательные компоненты программы студенты осваивали на протяжении осеннего семестра до достижения оптимального уровня работоспособности и психо-эмоционального состояния. Учебный материал оздоровительной программы представлен тремя модулями. Разбивка содержания программы на модули, имеющие самостоятельное значение, проведена согласно поэтапной коррекции, «пострадавших», в результате воздействия вируса SARS-CoV-2, органов и тканей. Продолжительность модулей определялась для каждого студента индивидуально, переход на новый модуль осуществлялся исходя из тяжести течения перенесенной коронавирусной инфекции, характера сопутствующей патологии,адаптации организма занимающегося к предложенной физической нагрузке.

Анализ работ современных авторов [6;7;8] показал, что у переболевших ОРВИ, сопровождающихся респираторным синдромом, сохраняется снижение легочных объемов на протяжении значительного времени после выздоровления. Данные ограничения дыхательной функции регистрируются спустя год после выздоровления. Патологические изменения газообмена неминуемо ведут к развитию сосудистых нарушений и патологии работы сердца.

Предложенная программа коррекции постковидного синдрома для студентов специальных медицинских групп имеет свою специфику и характерные особенности:

1) Уровень заболеваемости новой коронавирусной инфекцией студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья значительно выше уровня показателей студентов основной группы, а характер течения COVID-19, осложненный хроническими заболеваниями является более тяжелым.

2) Ежегодное увеличение спектра заболеваний, которыми страдают студенты первого курса, и связанная с ними специфика имеющихся нарушений должны сопровождаться обязательным определением показаний и противопоказаний для двигательной активности групп с учетом их нозологий.

3) Наиболее распространенными среди нозологий студентов СМГ первого курса являются заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и заболевания органов зрения.

4) В процессе обучения в вузе здоровье студентов продолжает снижаться либо за счет прогрессирования уже имеющихся заболеваний, либо за счет возникновения новых, связанных с высокими нагрузками в ходе учебной деятельности, представленной в основном умственным трудом.

5) Постоянное осуществление врачебно-педагогического и самоконтроля на учебных занятиях, при несоблюдении двигательного режима высок риск развития осложнений заболеваний.

В начале первого модуля в качестве основного средства нами была использована суставная гимнастика, направленная на восстановление подвижности всех отделов позвоночника, крупных суставов, и повышение тонуса мышц, с постепенным расширением двигательной активности. В дальнейшем были применены упражнения с сопротивлением, направленным на развитие мышечной силы.

Целью первого модуля «Тренинг дыхательных мышц» в программе коррекции постковидного синдрома является восстановление функции внешнего дыхания, вентиляционной способности легких, нормализации газообмена и паттерна дыхания. Эти задачи решаются с помощью применения тренинга дыхательных мышц, включающего в себя гимнастику, направленную на тренировку мышц вдоха и выдоха, постановку диафрагмального дыхания, звуковую гимнастику. Данные упражнения выполняются без значительного повышения внутрилегочного давления, которое может повредить легочные ткани, повысить риск кровоизлияния или тромбообразования, усугубить фиброз легочной ткани. Кроме средств, направленных на оптимизацию вентиляции легких на этом этапе нами была применена методика миофасциального релиза, которая представляет собой механическое компрессионное воздействие на заднюю поверхность грудной клетки с помощью валика для улучшения кровоснабжения и восстановления дренажной функции легких. После нормализации самочувствия занимающихся можно применять упражнения на сопротивление в координации с вдохом и выдохом.

Второй модуль предложенной программы «Тренинг с сопротивлением» направлен на восстановление и тренировку наиболее ослабленных и функционально значимых скелетных мышечных групп, которые достигаются активным сокращением мышц в ответ на приложенную к ним внешнюю силу, представленную отягощением или силой упругой деформации различных снарядов. Так как большинство переболевших студентов вынужденно находились в условиях ограничения двигательной активности - длительное пребывание в стационаре при тяжелом течении, или в условиях самоизоляции при течении средней и легкой степени тяжести, то закономерно отмечается снижение мышечной силы основных групп скелетной мускулатуры.

Использование предложенной восстановительной программы для студентов СМГ с постковидным синдромом направлена на применяемых немедикаментозных средств для оптимизации функционального состояния пациентов с посковидным синдромом восстановительной программы, используемой компетентностного подхода и применения

проектного метода, направленного на формирование стремления и готовности к эффективному использованию средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья и физического совершенствования.

Анализ научной литературы показывает благоприятное влияние дозированной ходьбы на здоровье человека. Наиболее доступным методом кардио-респираторной тренировки, является лечебная ходьба. Начинать ходьбу после перенесенной пневмонии нужно в щадящем режиме, полностью исключая возникновение одышки. В последующем интенсивность ходьбы может увеличиваться, достигая такого уровня, чтобы пациент во время ходьбы мог свободно вести разговор. При регулярных тренировках в организме происходят адаптационные изменения, которые сопровождаются оптимизацией деятельности физиологических систем, высокой устойчивостью к неблагоприятным климато-географическим, социально-экономическим, экологическим, трудовым и социальным факторам окружающей среды.

Проблемы повышения функциональных резервов организма, как и эффективность применения физкультурно-оздоровительных средств в целом, диктуют необходимость четкого отбора круга терапевтических воздействий, адекватных адаптационно-компенсаторным возможностям организма.

Поиск новых низкозатратных, эффективных форм оздоровительных тренировок, доступных для формирования адаптационных резервов организма с возможностью дальнейших самостоятельных занятий, привели к расширению привычных традиционных видов физической активности в форме Скандинавской ходьбы. При выполнении данного вида физической активности включаются в работу мышцы плечевого пояса и лопаток, являющимися вспомогательными дыхательными мышцами. Оздоровительный эффект двигательной активности зависит от проведения предварительного мониторинга оценки состояния организма, позволяющего осуществить индивидуальное программирование физической нагрузки и качественно подобрать корректирующие мероприятия. Оценка функциональных резервов организма по степени напряжения регуляторных систем позволяет охарактеризовать их действие в реализации адаптивных перестроек организма.

С помощью показателя качества реакции, определенного по формуле Кушелевского-Зискина в нашем исследовании, мы определили реакцию сердечно-сосудистой системы на воздействие стандартной физической нагрузки и выявили функциональную работоспособность студенток специальной медицинских групп. Оценка показателей пробы Мартинэ-Кушелевского у девушек, имеющих отклонения в состоянии здоровья в экспериментальной группе на начало эксперимента, соответствовала низкому уровню, средне-групповой показатель качества реакции сердечно-сосудистой системы равнялся 12,4 единицы. После реализации модели учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по

физической культуре и спорту», показатель индекса пробы, характеризующий адаптационный резерв сердечно-сосудистой системы, снизился до 9,1 единиц, что свидетельствует о повышении толерантности организма девушек к физической нагрузке, и его уровень можно оценить как удовлетворительный. Оптимизация индекса Руфье у студентов СМГ в сравнении с началом исследования можно объяснить адаптацией сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам в ходе модуля, направленного на развитие и поддержание уровня общей выносливости с использованием скандинавской ходьбы.

Нами была проведена оценка динамики показателей тестов физической подготовленности. Среднегрупповой результат, показанный в тесте «Наклон вперед из положения стоя», на момент окончания исследования, улучшился у студенток специальных медицинских групп на 30% от исходного уровня, но, несмотря на столь значительный прирост, результат все еще остается отрицательным и низким, на начало исследования гибкость позвоночного столба составила - 8,4 см, а по окончании - (-5,8 см).

В ходе анализа показателей, представленных студентками специальных медицинских групп, было выявлено, что среднегрупповой результат 24,8±1,3 мин в тесте «Ходьба 2000 метров», показали девушки СМГ в начале исследования. После реализации предложенной нами модели в конце учебного года первокурсницы продемонстрировали результат 22,1±0,9 мин. Отмечается достоверное улучшение показателя, характеризующего развитие общей выносливости, прирост составил 10,8 % в среднем по группе.

Следующей в тестировании студенток специальных медицинских групп была оценка развития силовых способностей с помощью теста «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа». Одним из наиболее трудных видов испытаний явился тест, характеризующий силовые качества. На начало учебного года студентки специальных медицинских групп без предварительной подготовки показали средне-групповой результат 10,6±0,8 раз, что говорит об их низкой силовой подготовленности. Мониторинг показателей силовой подготовленности в конце учебного года позволил сделать выводы об улучшении показателей силовых способностей девушек, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Прирост результата в тесте силовых способностей составил 20,7 %, студентки показали средне-групповой результат 12,8±1,1 раза.

Результаты теста «Челночный бег, 3х10» студенток СМГ, характеризующие развитие координационных способностей, спустя восемь месяцев после начала исследования, улучшились по сравнению с исходным уровнем. Среди всех проведенных тестов наиболее низкий прирост результата зафиксирован именно в тесте «Челночный бег 3х10», и он составил 6%. Исходный средне-групповой результат в данном тесте составил 11,5± с, результат по окончании учебного года - 10,8± с.

Таким образом, сравнивая результаты тестов студенток специальной медицинской группы, полученных в ходе эксперимента, можно сделать вывод о том, что показатели развития координационных способностей, гибкости, выносливости и силовых способностей в ходе реализации предложенной нами модели учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» с постковидным синдромом достоверно выше по сравнению с исходными результатами.

Заключение

Таким образом, нами доказано, что предложенная нами программа физической реабилитации в рамках организации педагогического процесса современного вуза, будет содействовать сохранению и укреплению здоровья студентов СМГ с постковидным синдромом, если будут:

- учтены индивидуальные особенности занимающихся;

- применены принципы последовательности и постепенности наращивания нагрузки;

- учтены противопоказания к занятиям физическими упражнениями.

Список литературы

1. Антонович Р.Ш. Длительный COVID и постковидный синдром как междисциплинарная проблема. Рецепт. 2022; 25(4): 378-406.

2. Аронова Е.С., Белов Б.С., Гриднева Г.И. COVID - 19 и постковидный синдром у больных ревматоидным артритом. Современная ревматология. 2023; 17(4): 71-74.

3. Балашова М.Е., Шеметова Г.Н., Гюрджян Э.С., Спицына А.И. Постковидный синдром у студентов медицинского вуза: особенности течения. Современные проблемы науки и образования. 2023; 4: 119.

4. Воробьев П.А., Воробьев А.П., Краснова Л.С. Постковидный синдром: образ болезни, концепция болезни и патогенеза. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 5-6: 5-10.

5. Мухамадиева В.Н., Шамсутдинова Н.Г. , Абдулганиева Д.И. Постковидный синдром: в центре внимания астенический синдром у пациентов с ревматическими заболеваниями. Терапия. 2022; 8-510(62): 14-16.

6. Скворцов В.В., Тинаева Р.Ш. Постковидный синдром в гастроэнтерологии. University Therapeutic Journal. 2022; 4(5): 90-91.

7. Шилов С.Н., Березикова Е.Н. Постковидный синдром: фокус на сердечнососудистые проявления. Вестник Сибирского института непрерывного медицинского образования. 2022; 2(2): 4-7.

8. Zhumanbayeva Zh.M., Krykpaeva R.N., Serikbaev A.S., Dosbaeva A.M., Amrenova K.Sh., Sharapieva A.M., Kudarbenov R.N., Juszkiewicz K., Zhussupov S.M. Science & Healthcare. 2022; 24(5): 45-51.

References

1. Antonovich R.S. Long-term COVID and postcovid syndrome as an interdisciplinary problem. Recept. 2022; 25(4): 378-406 [In Russ.].

2. Aronova E.S., Belov B.S., Gridneva G.I. COVID - 19 and postcovid syndrome in patients with rheumatoid arthritis. Sovremennaya revmotologiya. 2023; 17(4): 71-74 [In Russ.].

3. Balashova M.E., Shemetova G.N., Gyurdjian E.S., Spitsyna A.I. Postcovid syndrome in medical university students: features of the course. Sovremennye problemy nauki I obrazovaniya. 2023; 4: 119 [In Russ.].

4. Vorobyov P.A., Vorobyov A.P., Krasnova L.S. Postcovid syndrome: the image of the disease, the concept of disease and pathogenesis. Problemy standartizacii v zdravoohranenii. 2021; 5-6: 5-10 [In Russ.].

5. Mukhamadieva V.N., Shamsutdinova N.G., Abdulganieva D.I. Postcovid syndrome: the focus is on asthenic syndrome in patients with rheumatic diseases. Terapiya. 2022; 8-510(62): 14-16 [In Russ.].

6. Skvortsov V.V., Tinaeva R.S. Postcovid syndrome in gastroenterology. University Therapeutic Journal. 2022; 4(5): 90-91.

7. Shilov S.N., Berezikova E.N. Postcovid syndrome: focus on cardiovascular manifestations. Vestnik Sibirskogo instituta nepreryvnogo medicinskogo obrazovaniya. 2022; 2(2): 4-7 [In Russ.].

8. Zhumanbayeva Zh.M., Krykpaeva R.N., Serikbaev A.S., Dosbaeva A.M., Amrenova K.Sh., Sharapieva A.M., Kudarbenov R.N., Juszkiewicz K., Zhussupov S.M. Science & Healthcare. 2022; 24(5): 45-51.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2024

Бочкарникова Наталья Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент, Тюменский государственный медицинский университет, 625023, Россия, г. Тюмень, ул. Одесская, дом 54, e-mail: [email protected]

Новосёлова Галина Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет, 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, дом 30, e— mail: [email protected]

Федорова Марина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет, 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, дом 30, e— mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.