УДК 504.03 © А.Д. Абалаков, Н.С. Панкеева, Л.С. Новикова,
В.В. Дроков, С.А. Седых, Д.И. Марышкин
Воссоздание Хужир-Нугайской утужной системы для поддержания традиционного природопользования и развития этноэкологического туризма
Рассматриваются ирригационные системы земледелия как объекты этноэкологического туризма. Особо уделено внимание традиционным технологиям утужного земледелия в Прибайкалье. Предлагается реабилитация древней оросительной системы для раскрытия туристского потенциала историко-культурного наследия Приольхонья.
Ключевые слова: ирригационное земледелие, Прибайкалье, утужная система, арык, этноэкологический туризм.
D. Alexander Abalakov , S. Natalia Pankeyeva , S. Lubov Novikov , V. Vladislav Drokov, A. Sergey Sedykh, I. Daniil Maryshkin
Reconstruction of the Khuzhir-Nugayskaya traditional farming system to maintain traditional land use and development of ethno-ecological tourism
Irrigation systems of agriculture are considered as objects of ethno-ecological tourism. Particular attention is paid to traditional technologies of local farming in the Baikal region. We propose rehabilitation of old irrigation system for revelation of tourism potential of the historical and cultural heritage of the Pre-Olkhon region.
Keywords: irrigation farming, the Baikal region, traditional farming system, irrigation ditch, ethno-ecological tourism.
Многоликость Байкальского региона может быть представлена не только уникальными ландшафтами озера и неповторимыми, эндемичными представителями флоры и фауны территории. Не менее уникальны и памятники исторического развития человека в данных местах. Например, коренное население Байкальского региона накопило ценный и успешный опыт в создании кормовой базы для скотоводства путем применения практики орошения. На основе ее изучения можно понять характер и формы социальных отношений, хозяйственные традиции, обычаи, основы формирования общественного сознания и мировоззрения, культуры и быта. Познание традиционной специфики земледелия способствует формированию этики ответственного отношения к окружающей среде, популяризации, раскрытию туристского потенциала исторического и хозяйственно-культурного наследия Байкальского региона. Рассматриваемые утужные системы - самые северные очаги оросительного земледелия периферийных этнических сообществ Внутренней Азии.
Ирригационные системы земледелия как объект этноэкологиче-ского туризма
Ирригация (система искусственного орошения) как вид мелиорации - одна из самых древнейших сфер деятельности человека, зародившихся в неолите одновременно с земледелием. До нас дошли остатки оросительных систем, сооруженных 5 тыс. лет тому назад в Средней Азии, стран Ближнего Востока и Средиземноморья. Ирригационное земледелие сыграло важную роль в становлении и развитии древнейших цивилизаций в долинах крупных рек Тигр и Евфрат, Нил, несколько позднее Инд, Хуанхэ, Амударья и др. С увеличением численности населения и расширением площади обрабатываемых земель возникла необходимость создания единой ирригационной системы, действующей на всей пригодной для орошения территории. Это требовало объединения общин и укрепления их хозяйственных связей. В результате, в III тысячелетии до н.э. образовалось единое государство Египет, появились крупные государственные объединения в Южном Двуречье (Шумер, Аккад, Вавилон). Совершенствование ирригационного земледелия неразрывно связано с основными этапами истории народов аридной зоны.
Традиционная ирригационная техника разных историко-культурных и природных областей различна. В зонах предгорий и гор вывод воды осуществлялся с помощью струенаправляющих дамб (горно-ручейковый и горно-долинный типы орошения). На равнинах ирригационное земледелие базировалось на регулировании паводковых разливов и крупных оросительных систем84.
В настоящее время ирригационное земледелие широко распространено во многих странах аридной зоны (Северная Африка, Южная Европа, Передняя и Южная Азия, Южная Америка и др.). Зональные различия отражаются в организации водозабора, размерах каналов, в членении и конфигурации распределительной и оросительной сети, водорегулирующих устройствах и т. п. На равнинах преобладают крупные паводковые ирригационные системы.
В зоне предгорий развито арычное орошение. Арык — гидротехническое сооружение в виде оросительного канала в Средней Азии и Казахстане, а также в Закавказье. Арыки часто строятся в пределах населенных пунктов для орошения насаждений в летние периоды, когда количество осадков минимально. Некоторые крупные города, например, Алма-Ата, имеют развитую арычную систему, арыки проложены вдоль большинства улиц.
Арыки используются с глубокой древности и насчитывают порядка 3000 лет истории. Арыками также называют небольшие протоки, которые отводят воду от реки или сая, канавы, прорытые на полях для полива рас-
84 Андрианов Б.В. Ирригационное земледелие // Народы мира. Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю.В. Бромлей. - Москва: Советская Энциклопедия, 1988. - 580 с.
тений, а иногда и старые каналы. Большие арыки и каналы также называют анхорами. Государства центрально-азиатских стран и местные власти поддерживает строительство арыков, следят за сохранностью самих сооружений и воды в них. Для контроля за арыками в городах и селах назначают «арычных старейшин», в их роли обычно выступают старосты кишлаков, мирабы, городские и сельские общины.
В горах распространены террасные формы ирригационного земледелия, разнообразные методы полеводства на крутых горных склонах с очень сложной системой полива полей. Примитивные формы ирригационного земледелия сохраняются в аридной зоне у некоторых кочевников-скотоводов в Передней Азии и Африке. Это ирригационное земледелие на родниках и временных дождевых водах, сезонных водных сухих русел85.
Таким образом, ирригационные системы отражают региональные особенности традиционной земледельческой культуры и специфику местных природно-экологических условий. Веками сложившиеся устоявшиеся гармоничные взаимоотношения между традиционным обществом и природой в настоящее время вызывают все больший интерес у туристов.
Этноэкологический туризм становится популярным видом рекреации. Этот вид туризма связан с посещением мест проживания и хозяйственной деятельности различных этносов, традиционная система жизнеобеспечения которых неразрывно связана с окружающее природной средой с целью познания их материальной и духовной культуры, приобщения к природному и культурному наследию. Следовательно, этноэкологи-ческий туризм можно рассматривать как вид рекреационной и эколого-познавательной деятельности, способствующей сохранению и воспроизводству этнокультурных традиций, традиционных систем природопользования и охраны природы как среды обитания и жизнедеятельности коренных народов86.
По оценкам специалистов, этноэкологический туризм вызывает интерес почти у 90 % россиян. Вместе с тем, лишь незначительное количество регионов разрабатывают и осуществляют проекты по развитию этого вида рекреационной деятельности. Прибайкалье относится к перспективным центрам развития этноориентированного туризма. Важным условием развития этого вида туризма в регионе является поиск своей идентичности, делающей территорию привлекательной для туристов, усиливающей мотивацию путешествия. С этой целью в центрах этноэкологического туризма в России создаются этнические стойбища-музеи, музеи «под от-
85 Андрианов Б.В. Ирригационное земледелие // Народы мира. Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю.В. Бромлей. - Москва: Советская Энциклопедия, 1988. - 580 с.
86 Абалаков А.Д., Панкеева Н.С. Этноэкологический туризм в Байкальском регионе: современное состояние и перспективы развития // Известия Иркутского государственного университета. Сер. «Науки о Земле». - 2011. - Т. 4. - № 2. -С. 3-8.
крытым небом», экодеревни, возрождаются традиционные промыслы и ремесла и др. В Прибайкалье одним из объектов привлечения туристов может стать традиционное сельскохозяйственное природопользование, связанное с использованием древних оросительных систем - утужного земледелия.
Особенности развития утужного земледелия в Прибайкалье
Следы древней оросительной мелиорации в виде множества заросших каналов - арыков повсеместно известны в Байкальском регионе. Наибольшее распространение они получили в Баргузинской котловине, в среднем и нижнем течении рек Хилок и Чикой, а также в Тажеранских степях87. Так, в Баргузинской долине сохранились артефакты, связанные с древней историей баргутов: плотины, оросительные каналы, мельницы, святилища, захоронения. Баргуты, как и жившие на западе от Байкала древние курыкане, занимались земледелием.
Переход кочевых хозяйств к полуоседлым и оседлым формам завершился у бурят Иркутской губернии в основном к середине XIX века. У бурят Забайкальской области этот процесс начался позднее — в первой половине XX века, а в отдельных районах Забайкалья кочевое скотоводство сохранялось вплоть до революции. Процесс более ранней оседлости бурятских хозяйств в Иркутской губернии объясняется тем, что в этой губернии значительно сильнее сказывалось влияние на бурят хозяйства и быта русского крестьянства. Поэтому, в частности, там раньше и в больших масштабах стали заниматься также земледелием и сенокошением88.
К середине XIX в. у бурят Иркутской губернии складывалось ското-водческо-земледельческое хозяйство, причем у тункинцев (буряты, живущие по р. Иркут в Тункинской долине) преобладало скотоводческо-промысловое хозяйство, хотя и развивалось земледелие. Основными занятиями ольхонцев (жителей острова Ольхон и прилегающих к нему с севера местностей) являлись скотоводство и промыслы. У них земледелие не получило большого развития, что объяснялось природно-климатическими условиями (каменистая или песчаная почва, малое количество осадков, частые и сильные ветры и т. д.).
К концу XIX в. относится широкое распространение арыков и утугов (по-бурятски означает удобрение). Под утугами понимались удобренные навозом сенокосные угодья, как правило орошаемые, которые находились
87 Ильин Ю.М., С.Ш. Гуроракшеева, Семенова М.В. Взгляд в прошлое, настоящее и будущее мелиорации в пределах Байкальского региона / Современные проблемы этноэкологии и традиционного природопользования: материалы всероссийской науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2011. - С. 45-49.
88 Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX-XX веков: хозяйство бурят, скотоводство в дореволюционный период: монография. - Улан-Удэ: Изд-во Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры, 1992. - 73 с.
рядом с зимними жилищами, что было связано со стойловым содержанием скота в зимний период. Утужная система значительно повышала урожайность естественных сенокосов, улучшала состав травостоя и качество сена. Навоз вывозили на луга в первых числах октября. Когда весной стаивал снег, навоз из кучи разбрасывали ровным слоем по всему утугу. Затем, чтобы размельчить навоз, утуг обрабатывался с помощью обыкновенной бороны. Для этой же цели употреблялись и грабли. После первого весеннего дождя, когда навоз пропитывался влагой, его равномерно впитывали в почву. В Кудинском, Капсальском и некоторых других ведомствах Иркутской губернии для дробления комьев навоза и втирания его в почву использовались катки. Каток представлял собой бревно, выточенное с краев цилиндрами меньшего диаметра, чем само бревно. На эти цилиндры надевались деревянные свободные кольца с деревянными же или веревочными оглоблями. Оглобли привязывались при запряжке прямо к гужам, без дуги. Иногда в бревно вколачивали небольшие зубья (например, в Аларском ведомстве). У Ольхонских бурят для этой цели использовался брус (балур), который изготовлялся из тяжелых сосновых бревен. На унавоженных покосах росла густая трава, особенно на второй или третий год, преимущественно пырей, реже еще более высококачественное злакобобовое и люцерновое сено. Урожаи достигали 300 пудов с одной хозяйственной десятины89.
Наряду с удобрением сенокосов довольно широко применяли их орошение. Орошать сенокосы начинали с Николина дня (9-10 мая) и продолжали, смотря по запасу воды от 10 дней до одного месяца. Перед началом оросительных работ собирался родовой сход (суглан), который определял число душ, имеющих право пользоваться водой, и устанавливал очередность. Орошение проводилось путем отвода канав от близлежащих рек и речек. Так, в бывшем Ольхонском ведомстве были известны следующие несложные гидротехнические сооружения для искусственного орошения покосов: естественное течение речек и ручьев перегораживалось плотинами (богулами), откуда производился водозабор, укрепленными деревянными бинтами или просто громаднейшими плитами. Плотины эти отводили воду по каналам (ехэ-залур - большая материковая канава, бага-залур - малая побочная канава). Материковый канал перегораживался также плотинами, отводящими воду в побочные канавы. Из побочных канав вода и спускалась на утуги, где иногда делались небольшие возвышения, чтобы задерживать ее. Где не было речек и ручьев или где не хватало речной воды, там устраивались снежные канавы (саИани залур). Снег в них собирался с зимы и в начале весны орошал утуги. Если утуги находились на косогоре, то этот косогор часто изрезывали параллельными низкими валами, задерживающими влагу при дожде и при тая-
89 Батуева И.Б. Культура заготовки кормов в хозяйстве бурят в XIX веке // Вестник Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств. - 2012. - № 1 (2). - С. 50-55.
нии снега. Снег для орошения утугов служил еще и следующим образом: по середине покоса, в основном на возвышенных местах, устраивались загромождения (тын-шургэ). Зимой около них во время метелей образовывались наметы снега, которые весной медленно таяли. Заграждения (шургэ) устраивались наклонно по направлению преобладающего ветра, так как во время бурь они быстро ломались90.
Работы по сооружению канав и плотин делались общиной. Канавы и плотины ежегодно исправлялись самими жителями и лишь в редких случаях для исправления канав нанимались работники. Так, например, Сар-минский сельский участок в 1895 г. оплатил за ремонт плотины работнику 25 рублей. Работы производились в начале весны и заключались в следующем; сначала чинили главные плотины, затем чистили все материковые канавы и исправляли плотины на канавах.
Утужная система постепенно занимала все большее место в бурятском хозяйстве. Так, уже в 1868 г. в бурятских ведомствах Иркутской губернии было собрано 11,6 млн пудов сена, в том числе утужного 5 млн, что составляло 43,2% общего сбора сена. Утужная система была более развита у бурят Иркутского уезда, а в Нижнеудинском уезде той же губернии не практиковалась вовсе (табл.). В целом по Иркутской губернии с утугов накашивали по 45% сена91.
Таблица
Урожай сена с различных видов лугов (1887-1889 гг.)
Уезды Урожай сена
с простых покосов с утугов с залежей всего
Иркутский % 1356200 34 2516600 63 118200 3 3991000 100
Балаганский % 5243800 59 2950400 34 646800 7 8841000 100
Нижнеудинский % 322600 97 - 11900 3 334500 100
Верхоленский % 1278300 52 1111200 45 52000 3 2441500 100
Согласно разным источникам, утужное сено по качеству и по своим питательным свойствам превышает луговое в два раза. Если учитывать
90 Батуева И.Б. Буряты на рубеже Х1Х-ХХ веков: хозяйство бурят, скотоводство в дореволюционный период: монография. - Улан-Удэ: Изд-во Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры, 1992. - 73 с.
91 Батуева И.Б. Культура заготовки кормов в хозяйстве бурят в XIX веке // Вестник Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств. - 2012. - № 1 (2). - С. 50-55.
качественную сторону утужного сена, то его удельный вес в общем сборе сена еще более увеличивается.
У русских крестьян Иркутской губернии и Забайкалья утугование и орошение лугов было развито слабо, но они постепенно воспринимали у бурят данные традиции.
В 1896 г. на Всероссийской Нижегородской выставке были продемонстрированы достижения бурят в развитии утужного хозяйства. Этот опыт вызвал большой интерес, как у специалистов, так и у широкой публики. Демонстрация способов ведения утужного земледелия уже тогда сыграла значительную роль в привлечении внимания к особенностям традиционного природопользования коренного населения Прибайкалья.
Характеристика Хужир-Нугайской утужной системы
В настоящее время некоторые оросительные системы до сих пор используются и поддерживаются в рабочем состоянии, например, в районе п. Онгурены. Но большинство из них заброшено. Такие древние ирригационные сооружения можно увидеть на побережье озера Байкал в районе улусов Шида, Зама и севернее, и в других местах.
К одной из таких систем относится оросительная система Таже-ранских степей, находящаяся вблизи п. Сарма в Ольхонском районе Иркутской области. Эта система определена нами как Хужир-Нугайская, по названию залива, в глубине которого на побережье Малого Моря находится утуг. Орошаемые утуги Приольхонья относят к памятнику курумчанской культуры, носителями которой выступали
92
курыканы . С этим народом связывается возникновение и развитие полуоседлого скотоводства и земледелия, выплавки металлов в При-ольхонье в У-Х вв. Изрезанность, пересеченность ландшафта этой местности предопределяли преимущественно животноводческую направленность хозяйства. Малая площадь открытых степных пространств обуславливала освоение практически всех открытых участков территории. Для Приольхонья характерны неблагоприятные климатические факторы - резко континентальный климат, недостаточное атмосферное увлажнение (200-260 мм в год). В таких экстремальных природно-климатических зонах необходимым условием ведения эффективного сельского хозяйства является мелиорация.
Хужир-Нугайская утужная система просуществовала длительное время и, по словам местных жителей, эксплуатировалась еще в послевоенное время, а затем была заброшена. В этой системе можно выделить три участка - водозабор, магистральный канал (арык или залура) и утуг. Водозабор организован на Ланинском ручье, где была устроена плотина или запруда (богула), которая не сохранилась. От нее самоте-
92 Васильева О. Орошаемые утуги - сохранившиеся памятники курумчинской культуры в Иркутской области // Проект Байкал. - 2010. - № 24. - С. 56-57.
129
ком отводилась часть воды из ручья в арык. В настоящее время он зарос деревьями и кустарниками, его ширина до 1,5 м, глубина до 0,5 м. Протяженность арыка Хужир-Нугайской утужной системы составляет около 3 км. Максимальные перепады высот от места водозабора до нижней части утуга около 200 м. Магистральный канал проложен вдоль склонов подгорно-наклонной равнины ниже подножий Прибайкальского хребта, резко обрывающихся к Байкальской впадине рифто-вым уступом. Арык хорошо вписывается в рельеф местности и плавно спускается к центральной части Хужир-Нугайского залива (рис. 1). Угол продольного наклона канала 3-4о. Канал проходит по степным и сосново-лиственничным участкам леса, в средней части пересекает главную автомобильную дорогу, идущую из Иркутска. После пересечения с дорогой начинается более крутой спуск по подножью структурной гряды до района застройки (рис. 3.). В этом месте арык делится на несколько водотоков - распределителей, которые спускаются к ранее орошаемому унавоженному лугу - утугу. Площадь Хужир-Нугайского утуга около 1,5 км2. На участке утуга находятся нагромождения камней. Они были сформированы при расчистке под покосы каменистых площадей. Камни выворачивались из земли и собирались в кучи (рис. 3). Кучи расположены друг от друга на расстоянии около 20 м. Высота одной кучи до метра, ширина около 4 м, длина - 7-9 м. Утуг и нижняя часть арыка в настоящее время огорожены и находятся в окружении турбаз. От границы утуга до берега Хужир-Нугайского залива не более 100 м.
Реставрация древних ирригационных систем будет способствовать формированию новых объектов этноэкологического туризма в регионе, сохранению и передачи следующим поколениям технологий рационального природопользования.
Рис. 1. План Хужир-Нугайской утужной системы
Хужир-Нугайская утужная система как рекреационный и познавательный объект
Следует отметить, что Маломорское побережье Приольхонья является одним из самых посещаемых районов Иркутской области. Традиционными отраслями экономики Ольхонского района являются добыча и переработка рыбы, лесное и сельское хозяйства. Однако перспективы развития Ольхонского района связываются с развитием туризма. Ежегодно район посещают более 500 тыс. человек. Это составляет 67% от всего турпотока в Иркутскую область. Вместе с тем, развитие туризма имеет пределы, обусловленные ограниченной способностью экосистемы озера Байкал - Участка Всемирного природного наследия к самовосстановлению. Уже сейчас, в результате увеличивающегося воздействия на природные комплексы Ольхонского района, главным образом неорганизованного отдыха, происходит ухудшение их экологического состояния. Решением проблемы сохранения экосистем в процессе их рекреационного использования является развитие экологически ориентированных видов отдыха, в том числе этноэколо-гического туризма.
Реконструкция утужной системы Ланинского ручья позволит сформировать новый познавательный маршрут, что будет способствовать привлечению внимания представителей турбизнеса и туристов к историко-культурным и природным комплексам территории. Вовлечение этих комплексов в сферу туризма позволит сохранить технологии рационального природопользования как основу самобытности местного населения, которое может быть привлечено к экскурсионному, анимационному и другому обслуживанию туристов.
Обращение к приемам традиционного природопользования возможно на основе научных исследований в направлении обобщения исторического опыта ведения земледелия на Маломорском побережье Приольхонья, изучения правовых механизмов регулирования природопользования в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, комплексной оценки туристско-рекреационных ресурсов и рекреационной специализации территории и т.д.
Хужир-Нугайская утужная система находится в пределах турист-ско-рекреационного научно-учебного полигона «Сарма» (ТР НУП «Сарма»), действующего при факультете сервиса и рекламы (ФСиР) Иркутского государственного университета (ИГУ). С 2011 г. ФСиР сотрудничает с Институтом географии СО РАН в направлении создания информационно и научно-методически обустроенной территории для осуществления образовательных программ на предметном материале и проведения научных исследований в направлении устойчивого развития туризма в Байкальском регионе93. Хужир-Нугайская утужная сис-
93 Абалаков А.Д., Дроков В.В., Панкеева Н.С. Организация научно-учебного полигона «Сарма» в Байкальском регионе России // Известия Иркутского госу-
133
тема входит в программу развития ТР НУП «Сарма». Поэтому ее исследование, разработка маршрута и буклета позволят дать научное обоснование возможности возрождения для сохранения и передачи следующим поколениям технологии рационального природопользования, отражающее адаптационные механизмы векового опыта. В современных условиях происходит утрата традиционных знаний, поэтому их изучение и воссоздание в целях этноэкологического туризма обеспечивает сохранение уникальной информации о технологиях традиционного природопользования, исторического опыта экологической культуры.
Литература
1. Абалаков А. Д., Дроков В.В., Панкеева Н.С. Организация научно-учебного полигона «Сарма» в Байкальском регионе России // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Науки о Земле». - 2012. - Т. 5. -№2. - С. 3-18.
2. Абалаков А.Д., Панкеева Н.С. Этноэкологический туризм в Байкальском регионе: современное состояние и перспективы развития // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Науки о Земле». - 2011.
- Т. 4. - № 2. - С. 3-8.
3. Андрианов Б.В. Ирригационное земледелие // Народы мира. Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю.В. Бромлей. - Москва: Советская Энциклопедия, 1988. - 580 с.
4. Батуева И.Б. Буряты на рубеже Х1Х-ХХ веков: хозяйство бурят, скотоводство в дореволюционный период: монография; ФГБОУ ВПО «Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры»; Обществ.-науч. центр «Сибирь». - Улан-Удэ, 1992. - 73 с.
5. Батуева И.Б. Культура заготовки кормов в хозяйстве бурят в XIX веке // Вестник Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусств. - 2012.
- № 1 (2). - С. 50-55.
6. Васильева О. Орошаемые утуги - сохранившиеся памятники курумчин-ской культуры в Иркутской области // Проект Байкал. - 2010. - № 24. -С. 56-57.
7. Ильин Ю.М., С.Ш. Гуроракшеева, Семенова М.В. Взгляд в прошлое, настоящее и будущее мелиорации в пределах Байкальского региона / Современные проблемы этноэкологии и традиционного природопользования: материалы всероссийской науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2011. - С. 45-49.
дарственного университета. Серия «Науки о Земле». - 2012. - Т. 5. - №2. - С. 318.