И.В. Шарф, Л. С. Гринкевич
ВОСПРОИЗВОДСТВО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ «Теоретическое обоснование оптимальной системы налогообложения предприятий нефтегазового комплекса России». Регистрационный номер 2.1.3 /1696.
Рассматриваются основные проблемы воспроизводства углеводородного сырья в традиционных и новых нефтегазоносных провинциях России. Предлагается создание Фонда воспроизводственных и технологических инноваций в минеральносырьевом комплексе, обозначаются источники его финансирования и направления использования денежных средств. Данный фонд необходим для финансового обеспечения воспроизводства и эффективного использования минеральных ресурсов в долгосрочной перспективе в условиях инновационных преобразований экономики.
Ключевые слова: воспроизводство углеводородных ресурсов; фонд инноваций; льготы для недропользователей.
Нефтегазовый комплекс России играет, как известно, значительную роль в доходах бюджетной системы, обеспечивая до 80% валютных поступлений. При этом нефтедобывающие предприятия испытывают существенный недостаток инвестиционных ресурсов, потребность которых в будущем будет только возрастать. Это обусловлено комплексом проблем организационного, налогового, финансового и другого характера. Анализ причин низкого объема инвестиционных вложений в воспроизводство углеводородного сырья России позволяет разделить их на две группы. Первая связана с ростом себестоимости добываемой продукции и снижением рентабельности разработки месторождений, а вторая - с общим состоянием минерально-сырьевой базы и, соответственно, геологической отрасли. В настоящее время нефтедобыча осуществляется в старых и новых нефтегазоносных провинциях. Для традиционных регионов, таких как Тюменская и Томская области, ХМАО, республики Башкортостан и Татарстан, нефтедобыча характеризуется:
а) ростом доли трудноизвлекаемых запасов, а в результате - снижением коэффициента нефтеотдачи из-за падения дебита скважин. Обводненность месторождений является одним из факторов, препятствующих полному извлечению нефти из пластов. На многих месторождениях количество воды в добываемой продукции превышает 70%, а на некоторых участках составляет более 95%, что обусловлено применяемой технологией - технологией поддержания пластового давления. Данная технология эффективна для высокопроницаемых пластов, для трудноизвлекаемых запасов, концентрирующихся в слабопроницаемых участках или расположенных в сложных тектонических условиях. Следовательно, требуются другие технологии;
б) ростом доли мелких и средних месторождений; По мнению геологов, эпоха Самотлорского, Приобского и других уникальных месторождений закончилась;
в) исчерпанием нефтегазовых запасов на глубинах до 3 км. Сейчас усилия недропользователей направлены в основном на поиск новых залежей углеводородов на более низких глубинах.
Новые нефтегазоносные провинции не обладают тем количеством разведанных и прогнозных ресурсов; кроме того, они территориально располагаются в районах практически с полным отсутствием производственной и транспортной инфраструктуры, что объясняет следующий факт: на месторождения, введенные за последние 5 лет в эксплуатацию, в 2009 г. пришлось 4,7%
от всего количества добытой нефти. Таким образом, дальнейшее развитие нефтяной отрасли зависит от объема инвестиций в воспроизводство углеводородных ресурсов.
Отметим, что финансирование геологических работ в настоящее время осуществляется из двух основных источников: из федерального бюджета и за счет средств недропользователей. Рассмотрим источники финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья по нефтегазоносным провинциям Российской Федерации (табл. 1, 2).
Анализ структуры источников воспроизводства углеводородного сырья позволяет сделать следующие выводы.
1. В соответствии с долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2020 г. идет постоянное увеличение вложенных средств в поисковые работы на нефть и газ (2004 г. -2,25 млрд руб., 2005 г. - 4,47 млрд руб., 2006 г. -6,84 млрд руб., 2007 г. - 9,27 млрд руб., 2008 г. -10,12 млрд руб.). Увеличение средств позволило впервые с постперестроечных времен переломить ситуацию с приростом запасов нефти. Так, в 2007 г. прирост запасов превысил добычу на 105,4 млн т, а в 2008 г. - на 117,4 млн т. Однако вследствие произошедшего финансово-экономического кризиса в 2008 и 2009 гг. наблюдалось сокращение инвестиций, в частности финансирование затрат на воспроизводство углеводородного сырья за счет средств федерального бюджета в 2009 г. составило всего лишь 84% к расчетному. Это не повлияло на результативность геолого-разведочных работ. Так, в 2009 г. она составила 98% против 95% в 2008 г., что обусловлено падением уровня добычи углеводородного сырья в 2009 г. при одновременном увеличении объемов локализации прогнозных ресурсов.
Отметим, что, по мнению геологов, для формирования запасов, необходимых для национальной безопасности и сохранения конкурентоспособности на мировом рынке, данных средств недостаточно. Предполагается дальнейшее сокращение бюджетного финансирования геолого-разведочных работ в 2010-2011 гг., что не позволит реализовать основные задачи Долгосрочной государственной программы.
2. Приоритетными направлениями государственной политики в области воспроизводства и добычи углеводородного сырья остаются континентальный шельф и
Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия). Сред- мирование прогнозных ресурсов в нефтегазоносных
ства из федерального бюджета направляются на фор- провинциях.
Т а б л и ц а 1
Финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья по нефтегазоносным провинциям в период с 2005 по 2020 г.
Финансовые средства, млн руб.
Нефтегазоносные провинции (НГП) в том числе по годам
2005-2020 2008- 2011-
всего 2005 2006 2007 2010 план 2020 прогноз
Шельф РФ
всего: 677015 10291 18669 35348 117724 494983
в том числе:
- средства федерального бюджета 45965 718 904 1440 4000 38903
- средства внебюджетных источников 631050 9573 17765 33908 113724 456080
Тимано-Печорская НГП
всего: 167025,6 6889 8681 12018,6 29523 109914
в том числе:
- средства федерального бюджета 6592,6 85 144 179,6 1270 4914
- средства внебюджетных источников 160433 6804 8537 11839 28253 105000
Волго-Уральская НГП всего: 236205,5 9746 13515 25548,5 62880 124516
в том числе:
- средства федерального бюджета 13499,5 716 725 948,5 2638 8472
- средства внебюджетных источников 222706 9030 12790 24600 60242 116044
Прикаспийская НГП всего: 88355 1378 2178 4696 15133 64970
в том числе:
- средства федерального бюджета 6504 28 118 101 739 5518
- средства внебюджетных источников 81851 1350 2060 4595 14394 59452
Северо-Кавказская НГП
всего: 83606 2283 2852 5626 16195 56650
в том числе:
- средства федерального бюджета 4066 223 172 226 595 2850
- средства внебюджетных источников 79540 2060 2680 5400 15600 53800
Западно-Сибирская НГП
всего: 2014094,5 29553 40386,5 64700 208189 1671266
в том числе:
- средства федерального бюджета 30354,5 1237 2218,5 1197 4436 21266
- средства внебюджетных источников 1983740 28316 38168 63503 203753 1650000
Восточная Сибирь
и Республика Саха (Якутия)
всего: 628001,4 8243,5 12026,7 22240,6 106985,5 478505,1
в том числе:
- средства федерального бюджета 129733,4 1416,5 2512,7 5006,5 17792,5 103005,1
- средства внебюджетных источников 498268 6827 9514 17234 89193 375500
Дальневосточная НГП
всего: 30864 288 1016 1295 5365 22900
в том числе:
- средства федерального бюджета 2225 50 41 169 465 1500
- средства внебюджетных источников 28639 238 975 1126 4900 21400
Геолого-разведочные работы на новых объектах и площадях 14174 14174
средства федерального бюджета
ВСЕГО 3939341 68671,5 99324,2 171472,7 561994,5 3037878,1
в том числе:
- средства федерального бюджета 253114 4473,5 6835,2 9267,7 31935,5 200602,1
- средства внебюджетных источников 3686227 64198 92489 162205 530059 2837276
3. Основным источником в воспроизводстве углеводородного сырья являются средства недропользователей, целью которых является увеличение запасов разрабатываемых месторождений. Необходимо отметить, что недропользователи занимаются поиском и разведкой полезных ископаемых в пределах своих лицензионных участков. Также отметим, что из-за финансово-экономического кризиса произошло снижение финансирования геолого-разведочных работ. В результате в 2009 г. впервые с 2004 г. произошло снижение объемов внебюджетного финансирования геологоразведочных работ в среднем на 24%. Уменьшилось
соотношение расходов федерального бюджета и средств недропользователей на геологическое изучение недр до 1:8. В 2008 г. этот показатель составлял 1:9.
Таким образом, государство, с одной стороны, в силу отсутствия достаточного количества финансовых ресурсов стремится привлечь недропользователей к разработке малоизученных нефтегазовых месторождений, территориально расположенных в практически недоступных районах восточной части страны. С другой стороны, сами недропользователи не стремятся вкладывать денежные средства в их приобретение из-за экономической нерентабельности или незначительности существующей по ним
геологической информации и сосредоточили свою деятельность на имеющихся лицензионных участках. Более того, под маркой кризиса заморозили свои геологоразведочные программы. Конкуренция среди нефтяных компаний развернулась за хорошо разведанные лицензионные участки. Лицензионные участки, которые мало изучены в геологическом плане или низкорентабельны для эксплуатации, не приобретаются.
Решение данной дилеммы с целью сохранения минерально-сырьевой базы нам видится в создании Фонда воспроизводственных и технологических инноваций в минерально-сырьевом комплексе, что позволит выстроить эффективную систему геологического изучения, воспроизводства, использования и охраны государственного фонда недр.
Финансовым источником данного фонда может быть налог на развитие воспроизводственных и тех-
нологических инноваций по ставке 3% налогооблагаемой прибыли. Данная ставка приемлема в условиях циклических спадов, в дальнейшем при стабильном росте экономики данную ставку можно увеличить.
Заметим, что данный налог не усилит налоговую нагрузку предприятий по следующим причинам.
Для нефтегазовой компании в силу высокой стоимости углеводородного сырья на мировом рынке не будут обременительны дополнительные предлагаемые налоги (инвестиционный налог и налог в Фонд воспроизводственных и технологических инноваций). Учитывая, что ставка налога на прибыль во многих странах составляет выше 25%, то дополнительный налог с одновременным применением налоговой льготы не усилит налоговую нагрузку предприятия.
Т а б л и ц а 2
Структура финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья по нефтегазоносным провинциям в период с 2005 по 2020 г., %
Финансовые средства, млн руб.
Нефтегазоносные провинции (НГП) в том числе по годам
2005-2020 всего 2005 2006 2007 2008- 2010 план 2011- 2020 прогноз
Шельф РФ всего: 17,1 15,0 18,83 21,0 21 16,3
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 6,8 93,2 6,98 93,02 4,84 95,16 4,07 95,93 3,4 96,6 7,9 92,1
Тимано-Печорская НГП всего: 4,25 10,03 8,74 7,0 5,25 3,6
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 3,9 96,1 1,23 98,77 1,66 98,34 1,5 98,5 4,3 95,7 4,47 95,53
Волго-Уральская НГП всего: 6,0 14,2 13,6 15,0 11,2 4,1
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 5,7 94,3 7,35 92,65 5,36 94,64 3,7 96,3 4,2 95,8 6,8 93,2
Прикаспийская НГП всего: 2,25 2,0 2,19 2,75 2,7 2,1
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 7,4 92,6 2,0 98,0 5,41 94,59 2,15 97,85 4,9 95,1 8.5 91.5
Северо-Кавказская НГП всего: 2,12 3,32 2,87 2,75 2,9 1,8
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 4,9 95,1 9,77 90,23 6,0 94,0 4.0 96.0 3,7 96,3 5.0 95.0
Западно-Сибирская НГП всего: 51,1 43,05 40,66 37,7 37,0 55,0
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 1.5 98.5 4,36 95,64 5.5 94.5 1,85 98,15 2,1 97,9 1,27 98,73
Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) всего: 16,0 12,00 12,0 13,0 19,0 16,0
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 20,7 79,3 17,18 82,82 20,9 79,1 22.5 77.5 16,6 83,4 21.5 78.5
Дальневосточная НГП всего: 0,78 0,4 1,02 0,8 0,95 0,7
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 7,2 92,8 17,36 82,64 4,0 96 13.0 87.0 8,7 91,3 6,55 93,45
Геологоразведочные работы на новых объектах и площадях средства федерального бюджета 0,4 0,4
ВСЕГО 100 100 100 100 100 100
в том числе: - средства федерального бюджета - средства внебюджетных источников 253114 3686227 4473,5 64198 6,88 93,12 5.4 96.4 5,68 94,32 6,6 93,4
Часть собираемых в данном фонде денежных средств будет реинвестироваться в развитие минерально-сырьевого комплекса с целью воспроизводства ресурсной базы. В настоящее время улучшение ресурсной обеспеченности требует много миллиардных денежных средств.
В настоящее время геологическая служба практически разрушена. Геолого-разведочные работы являются сервисными услугами, что не обеспечивает качество в плане достоверного и всестороннего изучения богатств недр. Поэтому полагаем, что необходимо создание государственной геологической корпорации, занимающейся проведением регионального этапа работ на нераспределенном фонде недр. Финансирование ее деятельности должно осуществляться из данного фонда. Введение налога в Фонд воспроизводственных и технологических инноваций позволит государству расширить геологические и исследовательские работы, что существенно усилит финансирование фундаментальной науки, без которой невозможен дальнейший прогресс.
Необходимо учитывать также, что, осуществляя затраты на исследовательские работы, особенно на нераспределенном фонде недр, государство берет риски
Заметим, что в период мирового финансовоэкономического кризиса из Резервного фонда через Внешэкономбанк была выделена помощь «Роснефти» и «Газпрому» в размере 800 и 750 млн долл. соответственно на выплату внешних долгов. Другим нефтяным компаниям такая помощь не была оказана. В ней нуждались, прежде всего, малые недропользователи, большинство которых в период кризиса были поглощены крупными компаниями. Как показала практика, финансовая помощь через банки неэффективна, т.к. банки используют выделяемые средства для поддержки реального сектора в своих интересах. Кроме того, выделенные средства не решают проблемы нефтяных компаний. В частности, только чистый долг компании «Роснефть» составляет порядка 19 млрд долл. Отметим также, что если до кризиса российский корпоративный долг формировался на Западе, то сейчас деньги занимаются у азиатских стран, накопивших избыточные финансовые резервы. Например, той же «Роснефтью» был взят кредит у Китайского банка развития в размере 15 млрд долл. под поставку нефти в 800 млн тонн.
Ранее действовавший налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы позволял финансировать проведение государством геолого-разведочных работ, но был при этом методически сложным в исчислении.
на себя, т.к. затраты могут не окупиться в силу отсутствия экономически рентабельных месторождений полезных ископаемых. Кроме того, эти затраты относятся к доходам будущих периодов, т.к. государство может выставить участки недр на аукционные торги, которые в силу большей степени изученности будут более привлекательны, чем малоизученны. Таким образом, одним из направлений использования денежных средств данного фонда может являться финансирование деятельности государственной геологической службы, а в ее рамках - государственной юниорной геологической компании, занимающейся восстановлением ресурсной обеспеченности на нераспределенном фонде недр в силу их высокой рискованности и окупающей затраты на аукционных торгах, а в пределах лицензионных участков - недропользователь (табл. 3).
Другим направлением деятельности данного фонда является финансовая поддержка добывающих предприятий в период циклического спада и изменения конъюнктурных условий на нефтяном рынке и развитие малого бизнеса в нефтяной отрасли, а также в других отраслях добывающего сектора национальной экономики.
Кроме того, аккумулированные денежные средства большей частью не использовались в полном объеме на решение задач по воспроизводству минерального сырья. Предлагаемый вариант устраняет эти недостатки. Заметим, что предлагаемый налог зависит от прибыли предприятия. Таким образом, образуется соответствие: чем больше прибыль компании, тем больше сумма налога. Это есть отражение реальной деятельности компаний, т.к. большую прибыль компании получают за счет добычи большего количества полезных ископаемых. Кроме того, этот налог не следует включать в себестоимость продукции, т. к. вышеобозначенное основание не уравнивает разные по масштабам деятельности компании в выплате налога.
Также отметим, что необходимо учитывать происходящую в большинстве развитых стран смену технологических укладов. Новые технологии позволят многократно снизить энергоемкость, расширить диапазон предоставляемых услуг и товаров. Как следствие вышесказанного, в обозримом будущем цены на энергоресурсы будут увеличиваться, что обусловлено растущими затратами на поиск новых месторождений, расположенных в неблагоприятных и труднодоступных местах, например континентальный шельф Арктики. Однако по мере расширения нового технологического
Т а б л и ц а 3
Реализация рационального и эффективного недропользования
Рациональное и эффективное недропользование
Задачи
Воспроизводство минерально-сырьевой базы Максимальное извлечение нефти из пластовой залежи
Государство Недропользователь Недропользователь
Геолого-разведочные работы ведутся на нераспределенном участке недр. Финансирование из Фонда воспроизводственных и технологических инноваций в МСК осуществляет государственная геологическая компания Геолого-разведочные работы ведутся в пределах лицензионного участка. Финансирование за счет собственных или заемных средств Методы стимулирования: 1. Лицензирование. 2. Налоговые стимулы: а) изменение расчета НДПИ (предлагаемая формула Ке); б) льгота по налогу на прибыль, зависящая от параметров месторождения и мировых цен на нефть
уклада потребность в нефти будет уменьшаться, а цена падать. Следовательно, с целью предвосхищения этого процесса необходимо вкладывать часть денежных средств от добычи нефти в инновационные цели, в исследование новых путей применения углеводородного сырья в соответствии с новыми технологиями и требованиями времени. Только так можно сохранить высокий уровень цен на энергоносители, что стратегически важно для России.
Таким образом, под воспроизводственной инновацией в минерально-сырьевом комплексе подразумеваются новые технологии, обеспечивающие рациональное и эффективное использование природных ресурсов. Необходимость в этих технологиях вызвана отставанием России от развитых стран по методам, улучшающим нефтеотдачу пласта, оценку месторождений, в технике для поисковых, разведочных и оценочных работ. Технологическая инновация в минеральносырьевом комплексе представляет собой новые технологии по переработке добытых ПИ и изготовлению новейших продуктов. Новый технологический уклад ставит задачу использования нефти не только в качестве сырья для получения бензина или керосина, но и в качестве сырья для производства продуктов XXI в. Следовательно, одним из направлений использования аккумули-
рованных в Фонде воспроизводственных и технологических инноваций денежных средств является финансирование исследований по поиску новых путей применения природных ресурсов, что закладывает основы долговременного спроса на природные ресурсы.
Учитывая интересы и проблемы субъектов РФ, необходимо разбить данный фонд на федеральный и территориальный. При этом 2% соответствующего налога должно поступать в федеральный фонд воспроизводственных и технологических инноваций, а 1% - в территориальный фонд воспроизводственных и технологических инноваций.
Последовательность применения налогов и налоговых льгот в недропользовании с целью справедливого распределения налоговой нагрузки добывающих предприятий должна зависеть от этапов эксплуатации месторождения - начального, среднего и завершающего (табл. 4). Применение различных налоговых режимов и налоговых льгот в зависимости от стадии эксплуатации и величины месторождения, его производственногеологических особенностей позволит стимулировать инвестиционную и воспроизводственную деятельность нефтедобывающих предприятий и, таким образом, обеспечить реализацию эффективно-справедливой налоговой системы в недропользовании.
Т а б л и ц а 4
Формирование налогов и налоговых льгот в зависимости от стадии разработки месторождения
Этап разработки месторождения Характеристика этапа Налоги и налоговые льготы
Уникальные, крупные, средние месторождения Мелкие и очень мелкие месторождения
Начальный Производственные и инфраструктурные затраты, высокая себестоимость продукции Налоговые каникулы. Льготный налог на имущество организаций Налоговые каникулы. Льготный налог на имущество организаций
Средний Снижение себестоимости продукции, низкая затратная стабильность, высокая прибыль, высокое значение коэффициента кратности добычи Дополнительно взимается налог в фонд воспроизводственных и технологических инноваций в МСК 1. Дополнительно взимается налог в фонд воспроизводственных и технологических инноваций в МСК 2. Предоставляется льгота по налогу на прибыль, зависящая от параметров месторождения и мировых цен на нефть
Завершающий Рост затрат на поддержание уровня добычи, рост себестоимости продукции 1. Отменяется налог в фонд воспроизводственных и технологических инноваций в МСК 2. Предоставляется льгота по налогу на прибыль, зависящая от параметров месторождения и мировых цен на нефть 1. Отменяется налог в фонд воспроизводственных и технологических инноваций в МСК 2. Предоставляется льгота по налогу на прибыль, зависящая от параметров месторождения и мировых цен на нефть
Предложенные мероприятия позволят гарантированно углеводородного сырья с использованием технологиче-
обеспечить финансовыми ресурсами воспроизводство ских инноваций в минерально-сырьевом комплексе.
ЛИТЕРАТУРА
1. О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов в 2008 г., государственный доклад // Министерство природных ресурсов и
экологии Российской Федерации. Электрон. дан. М., 2010. иЯЬ: http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=1172 (дата обращения 3.08.2010).
2. Российские углеводороды // Российские недра. 2010. 12 июля.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 24 августа 2010 г.