ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Воспроизводство научно-педагогических кадров в ВУЗах г. Волгограда
(результаты опроса магистрантов)*
Мкртчян
Елена Рафаеловна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии Волгоградского филиала РАНХиГС
e-mail: [email protected] Elena R. Mkrtchyan
Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the department of Philosophy and Socialogy of the Volgograd branch of RANEPA
e-mail: [email protected]
УДК 378.2
Renewal of the Research and Teaching Staff in the Higher Educational Institutions of Volgograd
(based on the Masters interview)
В условиях перехода к двухуровневой модели высшего образования в российских вузах появилась магистратура, позволяющая молодежи получить степень магистра, которая в структуре современного высшего образования следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. В статье проанализированы результаты социологического опроса магистрантов вузов города Волгограда относительно проблем воспроизводства научно-педагогических кадров в регионе.
Ключевые слова и словосочетания: магистр, магистерская степень, двухуровневая модель высшего образования, научно-педагогические кадры, воспроизводство научно-педагогических кадров, «утечка умов», барьеры воспроизводства научных кадров.
Two-tier model of higher education in Russian higher educational institutions presupposes two degrees: the Bachelor's degree and the Master's Degree that can be followed by the Degree of a Candidate of Science. The author analyzes the results of the sociological interview of Masters in Volgograd on the issues of renewal of research and teaching staff in the region.
Key words and word combinations: Master, Master's degree, two-tier model of higher education, research and teaching staff and their status, renewal of the research and teaching staff, "brain drain", barriers to renewal of research staff.
*Статья написана при финансовой поддержке РГНФ в рамках реализации гранта "Воспроизводство и сохранение научно-педагогических кадров для высшей школы в Волгоградском регионе" №14-13-34005
В условиях перехода России на инновационный путь развития всех сфер общественной жизни большое значение приобретает расширение масштабов вовлечённости молодежи в научную деятельность. Одной из важных задач в данном направлении является решение проблемы сохранения и воспроизводства научных кадров, повышение эффективности и качества подготовки молодых ученых. В связи с этим актуализируется исследование жизненных ориентаций молодых людей на профессиональное занятие научной деятельностью и разработка способов и путей повышения привлекательности профессии ученого и преподавателя в глазах молодежи. Выявление интенсивности мотивов получения магистерского образования, их направленности, результативности важно для эффективного функционирования системы подготовки научных кадров.
Переход России к двухуровневой модели высшего образования в результате подписания Болонской конвенции в 1999 году способствовал появлению в современной российской системе высшего образования магистратуры. Являясь второй ступенью высшего образования, она должна обеспечивать формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы для последующего обучения в аспирантуре, для научной, педагогической и инновационной деятельности. Результаты опроса, проведенного Центром исследований и статистики науки, свидетельствуют о том, что только 3% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет пожелали стать учеными. В среднем поступают на работу в научные организации чуть более 1% выпускников вузов.[5, с. 31].
Магистерская степень свидетельствует о наличии у выпускника высшей школы умений и навыков, присущих исследователю, аналитику или начинающему научному работнику. Предполагается, что в своей практической работе магистр более всего ориентирован на исследовательскую работу в науке, а магистратура может стать основой для воспроизводства научно-педагогических кадров в высшей школе. Студент, желающий сегодня заниматься научной деятельностью, продвигать научно-технический прогресс или учить студентов, не может обойтись без диплома магистра. Поскольку новая система ступеней вузовского обучения стала функционировать в России недавно и вызывает трудности в понимании реальной роли магистратуры в воспроизводстве и сохранении научно-педагогических кадров для высшей школы, представляется абсолютно необходимым участие магистрантов как будущих ученых в выработке и непосредственной реализации предложений в решении данной проблемы. Изучение отношения самих магистрантов к проблеме сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров представляется важнейшей задачей для организации образовательного процесса в магистратуре и привлечения молодежи в научно-педагогическую деятельность и инновационное развитие Волгоградской области.
В марте - апреле 2014 года было проведено социологическое исследование среди магистрантов четырех государственных и шести негосударственных вузов города Волгограда. Выборка составила 292 человека, из них 88,7% учатся в магистратуре государственного вуза, 11,3% негосударственного, хотя в них практически проведен сплошной опрос. Социально-демографические параметры выборки по полу: 58,6% женщин и 41,4% мужчин; по возрасту: от 21 года до 40 лет. Среди них от 21 до 24 лет 85,2%, от 25 до 30 лет 13,1%, от 31 до 40 лет — 1,7%. Большинство магистрантов (69,9%) работают, остальные (30,1%) не работают. Среди работающих более половины (32,9%) работают в коммерческих структурах, в вузе - 13,4%, в школе, колледже - 8,6%, в системе государственной власти - 5,1, в некоммерческом секторе - 9,9%. Стаж работы в вузе 1 год у 8,2% опрошенных, 2-3 года - у 3,8%, 4-6 лет - у 1,1% и 7-10 лет у 0,3%. По профилю научной специализации 30,2% заняты в математических, технических и естественно-научных отраслях; 32,9% в социально-гуманитарных; в экономической, финансовой и управленческой — 18,5%, в педагогической — 16,8%.
Одной из задач исследования было выявление жизненной стратегии магистрантов, особенно их нацеленности на продолжение обучение в аспирантуре и дальнейшую работу в научной сфере. Результат исследования свидетельствуют о низкой ориентации магистрантов на научно-преподавательскую деятельность (26,8%). После защиты магистерской диссертации только 15,6% планируют поступление в аспирантуру, хотели бы поработать в вузе 8,9%, на работу в НИИ ориентированы 0,7%, наукоемкий инновационный бизнес в планах у 1,4%. Треть опрошенных (34,6%) рассматривают магистратуру как шанс повысить свою конкурентоспособность и получить высокооплачиваемую работу.
Между тем, практика показывает, что крупные компании, имеющие собственную систему подготовки кадров, быстрее берут на работу бакалавра, поскольку доучить человека, который освоил практику обучения в вузе намного легче, а тренировка в течение четырех лет дает ему навыки к обучению. Нацеленность бакалавра на практику выше, чем у магистра, более ориентированного на научно-теоретическую деятельность, чем на практическую. Магистратуру как канал мобильности рассматривают 13,7%, надеясь, что она поможет им уехать работать в Москву и Санкт-Петербург (7,9%) или за границу (5,8%). Между тем, 11% затруднились
обозначить свои планы после обучения в магистратуре. На конкретный вопрос о готовности поработать в науке в Волгограде ближайшие 10 лет, если вуз поможет в решении жилищной проблемы, 45,5% ответили положительно, отрицательный ответ дали 28,1% и затруднились ответить 26,4% опрошенных.
Сегодня подготовкой реального кадрового резерва для высшей школы занимаются скорее региональные высшие учебные заведения, нежели столичные. В региональных вузах возможности пополнения высококвалифицированными кадрами из других сфер деятельности существенно ограничены. Они вынуждены ориентироваться на формирование кадров за счет собственных ресурсов. В условиях перехода на двухуровневую европейскую систему обучения «бакалавр-магистр», наряду с аспирантурой и докторантурой, в регионах появилась магистратура, которая должна стать важнейшим механизмом подготовки научных и научно-педагогических кадров прежде всего для своих факультетов, кафедр и научных подразделений. Основным источником набора в магистратуру в Волгограде является бакалавриат (71,9%) и специалитет (6,2%), работающие составили 9,7%, безработные 5,1%.
Мотивация поступления в магистратуру. Для эффективного функционирования системы подготовки научных кадров особое место занимает мотивация выбора обучения в магистратуре. Мотивация является отражением потребностей, ожиданий и убеждений, которые обуславливают поведение человека. Исследование мотивационной структуры молодых людей на профессиональное занятие научной деятельностью является важнейшим условием решения проблемы сохранения и воспроизводства кадров научно-педагогической сферы, повышения эффективности и качества подготовки молодых ученых и разработки возможных способов и путей влияния на эту структуру. В процессе проведенного исследования принималась во внимание многогранность мотивационной структуры научно-исследовательской деятельности молодых научных кадров, учитывались внешние стимулы (уровень заработной платы, профессиональная карьера, престиж) и внутренние мотивы профессиональной деятельности (стремление к творческой деятельности, к наиболее полному использованию своих знаний, умений и самореализации). Результаты позволяют констатировать, что ведущую роль в системе мотивов, которыми руководствуются магистранты при поступлении в магистратуру, играет внешняя мотивация. Большинство (56,9%) опрошенных мотивируют свое обучение в магистратуре стремлением получить полноценное высшее образование; сделать профессиональную карьеру (39,6%); повысить собственный престиж (24%), подготовиться к поступлению в аспирантуру и защите кандидатской диссертации (22,6%); возможность повысить собственный социальный статус (13,5%); желание стать ученым и преподавателем (12,8%); продолжить научную деятельность после обучения в вузе (12,5%). Внутренние мотивы, к которым можно отнести стремление к самореализации отмечены у 20,8%; творческий характер научной деятельности (11,5%) и научная карьера (4,9%) слабо отрефлексированы магистрантами. Мотивационная структура обучения в магистратуре обременена такими факторами, как отсутствие работы (15,6%); нежелание работать (8,7%); стремление получить отсрочку от армии (8,4%). Практически это случайные люди (32,7%), и будут ли они в дальнейшем заниматься наукой, не ясно.
Мотивация выбора научной специализации. В структуре мотивов при выборе специализации у большинства превалирует внутренняя мотивация, т.е. толчком к выбору специальности стали соответствие способностям, умениям, научным интересам респондентов (64,9%), творческий характер специальности (25,3%). Внешними мотивами являются высокий престиж (23,9%), советы родителей, друзей и семейная традиция (14,1%), легкость в трудоустройстве - 13%, высокооплачиваемое^ — 9,8%. Между тем, 20% магистрантов объяснили свой выбор специализации случайными факторами (небольшой конкурс, возможность бесплатного обучения по направлению и т.д.).
Получение магистерской степени для большинства опрошенных (59,2%) означает приобретение полноценного высшего образования, начало научной карьеры-для 28,9% магистрантов, условие профессионального карьерного роста-для 28,5%; возможность улучшения материального положения- для 12,7%; возможность уехать из Волгограда-для 9,9%; возможность чем-то заняться до трудоустройства-для 9,5%; возможность не служить в армии-для 8,1%; повышение собственного престижа-5,8%; затруднились ответить 7%. Полученные данные косвенно свидетельствуют об отношении к бакалавриату как к неполноценному высшему образованию, а полноценное высшее образование ассоциируется с магистратурой. В связи с этим особый интерес представляет отношение магистрантов к отмене двухуровневой научной квалификации. Полученные данные позволяют констатировать относительно слабую рефлексию данной проблемы магистрантами. Для большинства из них (48,6%) оказалось затруднительным определить свое отношение к данной проблеме, 11,6% считают, что не следует отказываться ни от двухуровневой системы научных степеней, ни от ВАК; 8,7% считают, что не следует отказываться от двухуровневой системы
научных степеней вообще. Согласны с отказом от двухуровневой системы научных степеней 9,1%, столько же - с отказом от двухуровневой системы научных степеней при сохранении ВАК; не следует отказываться от двухуровневой системы научных степеней, но отказаться от ВАК предлагают 5,1%.
Определение уровня актуальности проблемы воспроизводства и сохранения научно-педагогических кадров для высшей школы в России и в городе Волгограде показало, что для региона она признана выше (79,5%), чем для России (59%). Только 4,5% от числа опрошенных отметили неактуальность её для России и 2,7% -для Волгограда, затруднились ответить соответственно 6,8% и 11,3%.
Относительно «чемоданного» настроения российских специалистов существует мнение, что «....утечка умов из России практически прекратилась» [4]. Однако социологи выяснили, что «за семь последних лет число тех, кто хотел бы уехать из России, увеличилось на 12%, и сегодня об этом думает почти треть (31%) городских жителей. О своем желании покинуть страну чаще заявляют мужчины с высшим образованием и высоким доходом и молодые люди 18-24 лет» [1].
Сравнительный анализ мнения магистрантов о причинах отъезда ученых из России и Волгограда показал, что общими доминирующими причинами являются низкий уровень зарплаты научно - педагогических работников и стремление обеспечить своей семье достойные условия жизни (в Волгограде 65,3%, в России 63,4%) и низкий престиж профессии преподавателя-ученого (по 32%). В Волгограде ситуацию усугубляет отсутствие материальной базы для проведения научных исследований (47,6% ), в то время как в России 29%, отсутствие научных перспектив в Волгограде отметили 33%, в России — 25,5%, отсутствие наукоемких производств - 28,5%, в России - 24,5%. Высокие материальные запросы в качестве причины интеллектуальной миграции, с точки зрения магистрантов, более применимы к России (32,8%), чем к Волгограду (17,7%), как и стремление приобщиться к мировым научным технологиям к России - 25,5%; к Волгограду - 13,5%. Большинство магистрантов (80%) оценили существующие условия для сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров для высшей школы в Волгограде как неблагоприятные, остальные (20%) считают их благоприятными.
Барьеры воспроизводства и закрепления молодых ученых в вузах. Среди ученых и практиков существует разные мнения относительно факторов, препятствующих воспроизводству и закреплению молодых научных и научно-педагогических кадров в вузах, которые были предложены магистрантам для выражения своего отношения. Предложенные барьеры воспроизводства и закрепления молодых ученых в вузах города Волгограда распределились следующим образом: главным препятствием на пути молодежи к науке магистранты считают низкую наукоемкость производства, ведущую к «утечке мозгов» за границу и в крупные города России - 79,4% респондентов, несогласие выразили 6,9%, затруднились ответить 13,7%; нерегулярность участия многих студентов в учебном процессе в связи с совмещением учебы с работой - 77%, не согласны 11,7%, затруднились ответить 11,3%; отток молодежи из сферы науки и старение научных кадров - 75,1%, не согласились 12,3%, затруднились ответить 12,6%; невысокий уровень ориентированности регионов и муниципальных образований на воспроизводство научных и научно-педагогических кадров - 68,1%, не согласились 13,4%, затруднились ответить 18,5%; падение престижа научной и преподавательской деятельности - 66,1%, не согласились 19,9%, затруднились ответить 14%; коммерциализация сферы подготовки научных и научно-педагогических кадров - 65,1%, не согласились 12,3%, затруднились ответить 25,7%; превращение обучения в магистратуре и аспирантуре в процесс получения статуса, а научных званий - в статусные атрибуты 64,8%, не согласились 20,5%, затруднились ответить 14,7%; отсутствие профессиональной среды и преемственности поколений - 64,4%, не согласились 19,2%, затруднились ответить 16,4%; низкая школьная подготовка студентов, не позволяющая включиться в научно-исследовательскую работу - 63,7%, не согласились 25,3%, затруднились ответить 11%; распространившаяся практика получения ученых степеней для престижа лицами, не имеющими отношения к науке и вузам - 62,3%, не согласились 19,5%, затруднились ответить 18,2%. Существует мнение о том, что «в последние годы государство направляет большие средства в научные учреждения, однако собственно поле научной деятельности постоянно сокращается. Исследовательские центры зачастую показывают себя неэффективными и неконкурентоспособными». [2]. В результате возник дефицит дееспособных и результативных научных и научно-образовательных подразделений, с чем согласны 55,4% магистрантов, не согласились 25,4%, затруднились ответить 19,2%; невысок процент молодежи, остающейся после защиты диссертации работать в вузе, с чем согласились 50%, не согласны — 27,4%, затруднились ответить 22,9%.
Определенные сложности у магистрантов вызвало обозначение своего отношения к деятельности диссертационных советов и самой научной деятельности. Возможно, они пока не задумывались об этом,
поэтому 38,7% затруднились выразить свое отношение к такому барьеру, как коммерциализация и политизация исследовательских результатов, при этом 44,2% согласились с тем, что это препятствие к воспроизводству научных кадров, не согласились - 17,1%. Слабость диссертационных советов как препятствие признали 34,2%, не согласились 33,6% и затруднились ответить 32,2%; со снижением требований к защищаемым докторским и кандидатским диссертациям согласились 33,3%, не согласились 37,6%, затруднились оценить 29,1%.
Главными барьерами для принятия молодежью решения заняться научно-преподавательской работой большинством респондентов указаны низкая зарплата (78,8%), отсутствие жилья у моло-дежи и перспектив заработать на него (43,1%); низкий статус преподавателя (23,6%); снижение качества вузовского обучения (19,1%); отсроченные и негарантированные дивиденды от научной деятельности (17,7%).
Меры по оздоровлению ситуации в сфере воспроизводства научных кадров предполагают создания определенных стимулов, обратных вышеописанным, представляющим барьеры. Важнейшим стимулом, противостоящим основному барьеру, по мнению магистрантов, может стать создание наукоемких производств и рабочих мест (92,4%), не согласились 2,1%, затруднились оценить 5,5%,а также создание современной материально-технической базы для научных исследований (89,4%), не согласились 3,8%, затруднились оценить 6,8%.
Изменение ситуации с кадровым составом вузов 85,5% опрошенных связывают с повышением уровня заработной платы научных работников, не согласились 3,5%, затруднились оценить 11%; с решением жилищной проблемы молодых ученых — 81,9%, не согласились 5,2%, затруднились оценить 12,9%. Не менее важным условием сохранения науки названы повышение престижа профессии ученого посредством активной пропаганды через СМИ, кинопрокат, Интернет (80,5%), не согласились — 7,2%, затруднились ответить -12,3%. Необходимой мерой воспроизводства научных кадров магистранты считают мотивирование преподавателей на привлечение магистрантов и аспирантов к совместным научным исследованиям (79,9%), не согласились — 7,8%, затруднились ответить - 12,3%; с оптимизацией системы получения грантов на проведение научных исследований согласились 87,8%, не согласились — 8,3%, затруднились ответить -13%.
С необходимостью повышения ответственности организаций образования и науки перед обществом за качество подготовки научных и научно-педагогических кадров как средства оздоровления кадровой ситуации в вузах согласились 75,8%, не согласились 8,6%, затруднились ответить 15,8%, с интеграцией высшего образования и наукоемкого производства для развития приоритетных научных исследований, ориентированных на рыночную экономику, согласились 71,2%, не согласились 10,9%, затруднились ответить 11,8%.
Внедрение рыночных отношений с образовательную систему привело к снижению государственного финансирования образовательной системы. Расходы на образование как процент от ВВП в России в 2011 году составил 4,9% (для сравнения в Канаде - 6,6%, в Японии - 5,1%, Израиле - 7,5%, в США -7,1%, в Великобритании - 6,5%, в Корее - 7,6%). [3]. Существует мнение, что его необходимо довести до 10-12%, с чем выразили согласие 70,9% магистрантов, не согласились 8,2%, затруднились ответить 20,9%.
Снижение нагрузки вузовским преподавателям, предоставление времени для занятий научными исследованиями как средства решения проблем воспроизводства научных кадров поддерживают 61,7%, не согласились 15,1%, затруднились ответить 23,2%; допускать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук только лицам, работающим на постоянной основе в научной сфере или в сфере образования, поддерживают 56,5%, не согласились 26,7%, затруднились ответить 16,8%; соискатель ученой степени кандидата наук должен иметь стаж научной или научно-педагогической работы не менее трех лет - так считают 55,4%, не согласились 26%, затруднились ответить 18,5%. С переходом к европейской системе присвоения научного звания и присвоению только одной ученой степени (PhD) согласились 36,4%, не согласились 29,8%, затруднились ответить 33,6%.
Факторы, мешающие обучению в магистратуре. Одним из важнейших обстоятельств, мешающих учебе большинства магистрантов (61,1%), является дефицит времени из-за необходимости подрабатывать; материальные проблемы мешают 31,9%; совмещение учебы с работой — 24%, низка стипендия — 22,6% и жилищные проблемы — 20,5%, семейные проблемы — 17%. Большинство респондентов (59,2%) оценивают свое материальное положение как среднее, низкую материальную обеспеченность признали 33,3%, к высокообеспеченным отнесли себя 7,5%.
В качестве основного организационного препятствия, мешающего обучению в магистратуре, 23,3% назвали нехватку необходимой научной литературы, проблемы во взаимодействии с научным руководителем признали
4,2%; ненадлежащая организация учебного процесса - 4,2%. Субъективными факторами, мешающими обучению в магистратуре, выступают недостаточная мотивация на научную работу (23,3%); низкий уровень подготовки, недостаточность имеющихся знаний для занятия научной деятельностью (13,9%); недостаточное знание иностранного языка (11,5%); неорганизованность, слабые навыки исследовательской работы (12,2%); собственная несобранность, лень (4,9%); недостаточно высокий IQ (4,2 %).
Итак, суммируем впечатления от реальных представлений магистрантов о ситуации в научно-образовательной сфере. Основными барьерами на пути молодежи к науке они считают падение материального и профессионального статуса научно-педагогических кадров, утрату научным дискурсом его привилегированного статуса, девальвацию научных званий и превращения их в статусные атрибуты, невозможность найти в России хорошо оплачиваемую работу по специальности.
Основными мотивами поступления в магистратуру являются внешние мотивы (получение полноценного высшего образования; карьера, престиж, подготовка к поступлению в аспирантуру; социальный статус), однако при выборе специализации превалирует внутренняя мотивация (интерес к науке, творческий характер научной деятельности и т.д.). Внешними мотивами стали высокий престиж (23,9%), советы родителей, друзей и семейная традиция (14,1%), легкость в трудоустройстве 13%, её высокооплачиваемое^ (9,8%). Между тем, 20% магистрантов объяснили свой выбор специализации случайными факторами (небольшой конкурс, возможность бесплатного обучения по направлению и т.д.).
Для обеспечения преемственности подготовки научных кадров в системе обучения «магистр — аспирант
- ученый» приоритетную значимость приобретают дальнейшие исследования мотивационной структуры вовлечения молодежи в научную деятельность, создание более эффективной системы вознаграждения, поощрения и карьерного роста молодых ученых, что требует дальнейшего мониторинга. От этого зависит состояние образования и науки в целом, по чему можно судить о силе государства, о его готовности к инновационным изменениям.
Библиографический список:
1. Андрусенко Л. Об «утечке мозгов» и мечтах об эмиграции. [Электронный ресурс] — Режим доступа.
— URL: http:// www.krivoe-zerkalo.ru/nod/11931 (дата обращения 20.07 2014).
2. Переходим на эффективный контракт. Государство делает ставку на центры превосходства. Российская газета. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/. (дата обращения 27.07.2014).
3. Страны с наиболее образованным населением 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ratel.com. ua/ obshestvo/obrazovanie/2768 (дата обращения 27 июля 2014).
4. «Утечка умов» из России практически прекратилась. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauka21vek.ru/archives/2795. (дата обращения 25.07 2014).
5. Экономика и жизнь, 2000, N° 3.