46
Высшее образование в России • № 4, 2008
учных методах, и этим определяется его высокий уровень и широкое международное признание. Несмотря на усилия ряда средств массовой информации, части чиновников и некоторых общественных деятелей внедрить в сознание наших детей элементы суеверия, религиозности, псевдонаучных представлений, многие школьники проявляют искренний интерес к науке и пытаются с ее помощью разобраться в устройстве окружающего мира и человеческого общества. Мы полагаем, что важнейшей задачей вузов является сохранение и поддержка этого интереса.
Литература
■ Катышева Н.М., Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Малая школьная академия — первые пять лет // Вестник ННГУ. Сер. Инновации в образовании. - 2002. - Вып. 1(3).
■ Гребенев И.В., Масленникова Ю.В., Фаддеев М.А., Чупрунов Е.В. Дифференциация обучения физике в системе непрерывного образования «школа — вуз». — Н. Новгород, 2005.
■ Масленникова Ю.В., Чупрунов Е.В. О преподавании физики в инновационных учебных заведениях // Физика в школе.
- 2005. - №2.
Б. БЕДНЫЙ, профессор, директор Института аспирантуры и докторантуры
Совершенствование подготовки специалистов высшей научной квалификации является одним из важнейших направлений деятельности университетов исследовательского типа. Эта деятельность нацелена на воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы, подготовку высококвалифицированных специалистов для наукоёмких секторов экономики, управления и социально-культурной сферы.
Модернизацию системы послевузовского профессионального образования Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского начал около десяти лет назад одним из первых в стране. Ставка делалась на высокий интеллектуальный потенциал преподавателей и научных сотрудников, организационное развитие университета, стимулирование инноваций. Прогнозируя последствия старения научно-педагогических работников и осознавая реальную угрозу утраты преемственности поколений и распада научных школ, руководство университета в конце 90-х гг. поставило задачу существенного увеличения численности ас-
Воспроизводство кадров для науки и высшей школы
пирантов, докторантов и соискателей. Необходимо было привлечь к работе с аспирантами активно работающих в науке про-
Из жизни вуза
47
фессоров и доцентов, сконцентрировать усилия и средства на подготовке элитных специалистов по приоритетным для государства научным направлениям, модернизировать образовательную программу аспирантуры, организовать современную систему мониторинга подготовки и аттестации научных кадров.
К 2003 г. поставленная задача была в основном решена. За относительно короткий срок достигнут новый уровень развития университета как одного из крупнейших научно-методических центров страны в области подготовки специалистов высшей квалификации. ННГУ стал инициатором создания инновационных образовательных программ для аспирантов и молодых ученых, исполнителем многих научно-исследовательских проектов в области наукометрии, социологии науки, кадрового обеспечения научной и инновационной деятельности. Успехи вуза в сфере подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров получили высокую внешнюю оценку. В 2002 г. нам была поручена организация Всероссийской конференции «Подготовка научных кадров в Российской Федерации:состояние, перспективы развития» [1]. В 2003 г. университет стал победителем ведомственного конкурса на поставку оборудования для создания Федеральной экспериментальной площадки по подготовке научных кадров и привлечению молодежи в науку в Приволжском федеральном округе. В 2006 г. ННГУ награждён почётным дипломом корпорации INTEL, что стало признанием его выдающегося вклада в подготовку специалистов высшей квалификации в области информационных технологий.
Для решения задач подготовки научных кадров в 2003 г. в структуре ННГУ на правах факультета было создано новое учебно-научное подразделение - Институт аспирантуры и докторантуры. Его создание, по сути, явилось закреплением определенного формата и статуса той многоплановой деятельности в сфере подготовки научных
кадров, которая в течение ряда лет велась в университете. Наряду с организационноуправленческими вопросами она включала научно-методические, а также исследовательские направления и явно «не вмещалась » в рамки стандартных для российской высшей школы административных структур (отделы, управления), курирующих подготовку специалистов высшей квалификации.
Исследовательский сектор института занимается изучением социальных процессов в науке и системе послевузовского профессионального образования, а также развитием наукометрических подходов к оценке эффективности и качества подготовки научных кадров в высшей школе (см., например, [2-9]). В институте созданы две учебно-научные лаборатории, оснащённые современными информационно-коммуникационными системами (для студентов и аспирантов, специализирующихся в области естественных и социально-гуманитарных дисциплин).
Сегодня ННГУ - это крупнейший научно-методический центр в области подготовки и аттестации специалистов высшей научной квалификации. Здесь обучается около 35% аспирантов Нижегородской области и сосредоточено 40% диссертационных советов, действующих в вузах Рособразования в Нижегородской области. В настоящее время контингент Института аспирантуры и докторантуры превышает 1000 человек. Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется по 13 отраслям наук, включающим 58 научных специальностей. Научное руководство и консультирование аспирантов, соискателей и докторантов обеспечивают более 270 профессоров университета и активно работающих в науке доцентов. Диссертационные советы университета ежегодно присуждают более 200 кандидатских и более 20 докторских степеней.
При разработке концепции модернизации подготовки научных и научно-педагогических кадров мы исходили из необхо-
48
Высшее образование в России • № 4, 2008
димости рационального баланса новаций и традиций [3]. Важной чертой ННГУ в этом плане является подготовка аспирантов в крупных научных школах, обеспечивающих предельно плотную связь науки и образования, единство исследовательской деятельности и учебной работы. При этом многим научным школам университета удалось сохранить лучшие традиции российской системы подготовки научных кадров, основанные на связях «талантливый ученый
- ученики ».
Мы считаем, что в результате выполнения исследовательской компоненты аспирантской программы молодой ученый должен приобрести опыт доведения полученных им результатов до потенциальных пользователей, а при необходимости - освоить современные методы и формы коммерциализации исследований и разработок [4].
Результаты наукометрического анализа публикационной активности и качества научных работ аспирантов, специализирующихся в различных дисциплинах, подробно описаны в работе [5]. Отметим, что эти результаты свидетельствуют о достаточно высокой научной продуктивности диссертантов Нижегородского университета. Т ак, в 2004-2006 гг. в среднем по аспирантуре результаты кандидатских работ были отражены в 10 публикациях диссертантов, при этому «естественников» на одну диссертацию в среднем приходилось 14 публикаций, у «гуманитариев» - 8.
Особое значение для внешней оценки качества подготовки научных кадров имеют итоги аспирантских конкурсов на стипендии Президента и Правительства РФ. Согласно положениям об этих стипендиях, претенден-
тами на их получение могут быть лишь аспиранты, которые продемонстрировали выдающиеся способности в научных исследованиях, что подтверждено дипломами победителей конкурсов грантов для молодых ученых, международных олимпиад и конкурсов, публикациями научных статей в ведущих российских и зарубежных журналах, участием в престижных научных симпозиумах и конференциях. Такие стипендии ежегодно получают 8-12 наших аспирантов (на протяжении последних лет ННГУ стабильно входит в пятерку ведущих университетов страны по числу лауреатов конкурсов на стипендии Президента и Правительства РФ).
Одной из активно развиваемых вузом форм привлечения молодежи в науку является целевая аспирантура. Соответствующие договоры заключены с корпорацией INTEL (подготовка кадров в области физики и компьютерных наук), НПО «Салют » (микроэлектроника и СВЧ-техника), НИИ измерительных систем, ФГУП «Полет» (физико-математические и технические специальности) и рядом других предприятий сектора высоких технологий. В этих условиях молодые люди могут успешно сочетать обучение в аспирантуре с хорошо оплачиваемой работой по специальности. Кроме того, такого рода сотрудничество
Из жизни вуза
49
является дополнительным стимулом к углублению научных связей университета и промышленности.
Важным направлением совершенствования системы подготовки научных кадров является формирование «инновационного вектора» научного мышления, нацеленности молодых ученых на коммерциализацию результатов своих исследований и разработок. В 1994 г. при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в ННГУ была открыта образовательная программа «Организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере», адресованная студентам старших курсов и аспирантам. В 1995 г. с целью развития научно-методического обеспечения образовательной деятельности в этой области была открыта первая в университетах России кафедра трансфера технологий и предпринимательства в научно-технической сфере.
В 2002-2003 гг. Институтом аспирантуры и докторантуры ННГУ и кафедрой трансфера технологий и предпринимательства в научно-технической сфере в рамках проектов, поддержанных Министерством образования и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, были разработаны научно-методические основы и учебно-методическое обеспечение специальных образовательных программ по инновационному менеджменту и коммерциализации технологий для аспирантов и молодых ученых (концепция построения аспирантских программ по инноватике описана в работе [4]). Предлагаемые в качестве факультативных курсов специальные модули по основным разделам инноватики в первую очередь ориентированы на формирование инновационного стиля мышления и обеспечение «всеобщей инновационной грамотности » молодых людей, активно занимающихся исследованиями и разработками. Основная цель этих курсов - адаптировать научную молодежь кновым профессиональ-
ным требованиям с учетом инновационного характера развития экономики.
Литература
1. Материалы II Всероссийской конферен-
ции «Подготовка научных кадров в Российской Федерации. Состояние, перспективы развития» (19—20 июня 2002 г., Нижний Новгород). — Н. Новгород, 2002.
2. Бедный Б.И., Козлов Е.В. Российская на-
ука в зеркале публикаций // Мир библиографии. - 2002. - №4.
3. Стронгин Р., Бедный Б., Миронос А., Максимов Г. О совершенствовании системы подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - №2(42).
4. Бедный Б.И., Шейнфельд И.В., Балаба-
нов С.С., Козлов Е.В. Маркетинговая подготовка молодых ученых // Социологические исследования. - 2004. - №1.
5. Бедный Б., Миронос А., Серова Т. Про-
дуктивность исследовательской работы аспирантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России. - 2006.
- №7.
6. Бедный Б., Козлов Е, М аксимов Г., Х ох-
лов А. Диагностика потенциала подготовки научных кадров вуза // Высшее образование в России. - 2003. - №4.
7. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Козлов
Е.В., Максимов Г.А. Многомерная типология аспирантов//Социологический журнал. - 2003. - № 3.
8. Бедный Б., Миронос А., Серова Т. О под-
готовке специалистов высшей квалификации в области точных и естественных наук (экспертные оценки деятельности аспирантуры // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2007. - №8.
9. Бедный Б., Миронос А., Балабанов С.
Факторы эффективности и качества подготовки научных кадров в аспирантуре (социологический анализ) // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - №5.