УДК 327(560+73) |19/20|
ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ АМЕРИКАНСКИМИ АНАЛИТИЧЕСКИМИ ЦЕНТРАМИ
С.Ю. Шенин
Саратовский государственный университет, кафедра международных отношений и внешней политики России E-mail: [email protected]
В данной статье анализируются взгляды и позиции различных американских аналитических центров, начиная от демократического Института Брукингса и заканчивая консервативным Атлантическим советом, в отношении современной внешней политики Турции. Представлены оценки аналитических центров турецкой внешней политики на российском и западном направлении, включая анализ комплекса причин активизации российско-турецких отношений.
Ключевые слова: США; Турция; Россия; внешняя политика; аналитические центры; Институт Брукингса; Фонд Карнеги за международный мир; Совет по международным делам; Атлантический совет.
THE PERCEPTION OF THE CONTEMPORARY TURKISH FOREIGN POLICY BY AMERICAN THINK TANKS
S.Y. Shenin
Attitudes and opinions of various American think tanks, from the Democratic Brookings Institution to Conservative Atlantic Council, in respect to the modern Turkish foreign policy are analyzed in the article. Think tanks views on Turkish policy towards Russia and the West are also represented in the article, including studying the complex of causes which led to the intensification of the Russian-Turkish relations.
Key words: USA; Turkey; Russia; foreign policy; think tanks; Brooking Institution; Carnegie Foundation for International Peace; Council on Foreign Relations; Atlantic Council.
В течение 2014 и 2015 гг. американские «мозговые центры» резко увеличили количество материалов, посвященных Турции. Это связано, в первую очередь, с рядом шагов турецкого президента Ред-жейпа Эрдогана, которые выглядят крайне неоднозначно с точки зрения интересов западного сообщества. Особенно это касается ук-
репления отношений с Россией через строительство нового газопровода, получившего название «Турецкий поток», крайней осторожности Турции в отношении совместных операций с США против фундаменталистской группировки «Исламского государства» и торжественного приема лидера Палестинской автономии Махмуда Аб-баса в новой резиденции.
Многочисленные разногласия и открытое движение Турции в сторону своих восточных соседей в очередной раз подняли на Западе вопрос о том, насколько надежным союзником можно считать Турцию. И союзником ли вообще, ибо сегодня ни один западный политик не может дать полной гарантии участия Турции в геополитических планах атлантического сообщества.
Анализ публикаций крупнейших американских «мозговых центров» показывает весьма заметное расхождение их позиций в отношении Турции. Направление разработок каждой из рассматриваемой здесь организаций четко коррелируется с идеями политических группировок, стоящими за каждым «мозговым центром».
Так, либерально-центристский Институт Брукингса - интеллектуальная цитадель действующей демократической администрации США - акцентирует внимание на потенциале укрепления позиций Турции на мировой арене с помощью решения проблем, существующих в отношениях Анкары с Арменией, Израилем, Кипром, а также западным блоком в лице США и ЕС.
Основные выводы экспертов Института Брукингса (Кемаля Ки-риджи и Фионы Хилл) заключаются в том, что за 2014 г. отношения между Турцией и Западом серьезно ухудшились вплоть до того, что зазвучали идеи исключить Турцию из НАТО за ее нежелание вступать в войну против ИГ. Между тем, все признают, что победа над ИГ, завершение войны в Сирии и стабилизация Ирака невозможны без участия Анкары. Вице-президент США Джо Бай-ден заявил во время визита в Турцию в ноябре, что «мы нуждаемся в Турции и, я думаю, что Турция так же нуждается в нас».
Эксперты центра прямо противопоставляют дружбу Турции с Западом отношениям с Россией. Они указывает, что президент России Владимир Путин выстраивает отношения с Турцией исключительно на зависимости последней от российских углеводородов. Именно поэтому Турция «молчит» по поводу аннексии Крыма, поддержки Россией президента Сирии Башара Асада, а также дефицита, который имеет Турция в торговле с РФ. К слову, в 2014 г.
Россия принимала лишь 8% турецкого экспорта, в то время как экспорт в ЕС составлял около 39%.
Эксперты считают, что сегодня в условиях нестабильности на юге и востоке, Турция нуждается в торговле с ЕС, а Европа, стесненная анти-российскими санкциями, нуждается в торговле с Турцией. Итоги последних лет свидетельствуют, что за 2013-2014 гг. экспорт из Турции в Россию упал более чем на 10%, в Иран - на 60%, на Украину - на 20%, но с ЕС, несмотря на рецессию, вырос на 9%. О вступлении Турции в ЕС, речи, конечно, не идет, но формировать доверительные отношения необходимо. США также могли бы сыграть не последнюю роль в «перетягивании» Анкары на Запад, например, путем включения Турции в новое Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (TTIP).
Таким образом, считают в Брукингсе, экономика является главной сферой, способной переориентировать Турцию в сторону Запада. В текстах экспертов института практически не говорится о проблемах курдов, Сирии, исламском фундаментализме, крымских татарах, ядерной программе Ирана или авторитарном стиле правления президента Р. Эрдогана. Все внимание нацелено на экономику и поощрение мер, направленных на углубление торговой интеграции со странами Запада и примирение с соседями, особенно на Кавказе1.
Тот же круг проблем анализируется и аналитиками умеренно-либерального «Фонде Карнеги за международный мир» (Мус-тафой Гербузом, Байрамом Балджи, Марком Хиббсом). В отличие от экспертов Брукингса, которые рассматривают внешнеполитическое будущее Турции как более однозначный выбор в плане движения на восток или запад, в Карнеги отмечают множество точек соприкосновения в отношениях Москвы и Анкары. Энергетика, строительство, туризм, сельское хозяйство - все это сближает страны, несмотря на проблемы крымских татар, разногласия в вопросе будущего Башара Асада и т. д. Авторы полагают, что мно-
1 Hill F., Kiri§ci K, Moffatt Л. Armenia and Turkey: From normalization to reconciliation / / The Brookings Institute. February, 2015. URL: http://www.brookings. edu/ research/ articles/ 2015/ 02/ armenia-turkey-normalization-reconciliation (дата обращения: 01.05.2015); Kiri§ci K. Turkey and the Euro-Atlantic community: Turbulence and ties of interest / / The Brookings Institute. February, 11. 2012. URL: http://www.brookings.edu/ research/ opinions/2015/ 02/11-turkey-euroatlantic-community-kirisci (дата обращения: 01.05.2015); Kiri§ci K. Getting out of the «middle-income trap» / / The Brookings Institute. February, 18. 2015. URL: http:/ / www. brookings.edu/ research/ opinions/2015/02/18-getting-out-middle-income-trap-turkey-kirisci (дата обращения: 01.05.2015).
гочисленные разногласия совсем не обязательно «пустят под откос российско-турецкие отношения».
В частности, аналитики фонда Карнеги указывает, что для Турции, как страны, которая связывает свое будущее одновременно и с Востоком, и с Западом, «украинский кризис» представляется крайне нежелательным внешнеполитическим событием. Обострение отношений между Россией и США на фоне войны в Украине вынуждает Анкару искать такую компромиссную позицию, которая устраивала бы и Москву, и Запад.
Так, после перехода Крыма в состав России, турецкие власти немедленно выступили с заявлениями о том, что беспокоятся за судьбы крымских татар (которые этнически близки к анатолийским туркам) и требуют сохранения территориальной целостности Украины, ибо в Анкаре опасались, что местные курдские сепаратисты захотят реализовать «крымский сценарий» на турецкой территории. Однако, несмотря на резкую риторику, эксперты центра уверены, что эти заявления носили «чисто символический» характер. Турецкое правительство не предприняло никаких действенных мер против России и, судя по всему, кризис на Украине не спровоцировал никаких негативных изменений в отношениях Анкары и Москвы, точно так же, как ранее Турция не решилась на конфликт с Россией ни по поводу поддержки Кремлем сирийского президента Б. Асада, ни по поводу пятидневной войны России с Грузией в 2008 году.
Главной причиной такой терпимой политики Турции ученые из Карнеги считает экономические отношения с Россией. Турция импортирует 60% газа из России, турецкие строительные компании активно работают на российских площадках, миллионы российских туристов обеспечивают весомый прирост в ВВП Турции, Россия представляет крупный рынок для экспорта турецкой сельскохозяйственной продукции и т. д. А жесткая оппозиция Анкары политике Кремля по Украине или по вопросу крымских татар угрожала серьезно подорвать позиции турецкого бизнеса в России и ударить по экономике Турции в целом. Несомненно, что сегодня Москва и Анкара имеют множество разногласий, но ни одна сторона не собирается пускать двусторонние отношения под откос из-за Грузии, Сирии или Украины2.
2 Gurbuz M. Kurds' Electoral Gamble / / The Carnegie endowment for international peace. February, 24. 2015. URL: http://carnegieendowment.org/sada/ index.cfm?fa=show&article=59167&solr_hilite (дата обращения: 09.05.2015); Hibbs M.
Аналитики из реалистско-центристского «Совета по международным делам» (Стивен Кук, Эрик Тилман, Исмет Биркан) пытаются анализировать ситуацию в Турции с использованием таких понятий, как «мусульманская демократия» или «султанат Эрдога-на», а также с учетом тех последствий, которые принесет с собой авторитарный стиль правления турецкого президента. Эксперты центра описывают расширение полномочий президента как «начало конца демократии» в стране, что, по их мнению, приведет к тому, что судьба Турции и геополитических планов США и ЕС будет зависеть лишь от одного человека.
Эксперты центра в статье «Император Эрдоган» отмечают, что действия страны целиком зависят от того, что политически выгодно для президенту. К примеру, участие Турции в коалиции против ИГ, возглавляемой США, жестко привязано к требованию Эрдогана свергнуть Асада, что серьезно осложняет борьбу с террористами. По их мнению, в ближайшем будущем Анкара останется крепко связана с Западом с помощью торговли и членства в НАТО, однако уже стало очевидно, что Турция не уважает те принципы и идеалы, которые США и Европа считают основами государственного управления. Это принципиальное разногласие в итоге приведет к тому, что один человек «уведет страну от союзников в США и Европе, и ее влияние на Ближнем Востоке сведется к ми-нимуму»3.
Turkey's Interests and Tanideh / / The Carnegie endowment for international peace. February, 23. 2015. URL: http://carnegieendowment.org/2015/02/23/ turkey-s-interests-and-tanideh (дата обращения: 09.05.2015); Balci B. Ukrainian Crisis and Its Limited Impact on Turkish-Russian Relations // The Carnegie endowment for international peace. February, 16. 2015. URL: http://carnegie.ru/ eurasiaoutlook/ ?fa=59069 (дата обращения: 09.05.2015).
3 Cook S. Emperor Erdogan / / Council of foreign relations. February, 4. 2015. URL: http://blogs.cfr.org/cook/2015/02/04/emperor-erdogan/ (дата обращения: 01.06.2015); Cook S. Sultanism or Not? Debating Turkish Politics / / Council of foreign relations. February, 23. 2015. URL: http://blogs.cfr.org/cook/ 2015/02/23/sultanism-or-not-debating-turkish-politics/ (дата обращения: 01.06.2015); Berkan I. The «delicate» relationship between Erdogan and Davutoglu / / Hurriyet Daily news. February, 21. 2015. URL: http://www.hurriyetdailynews. com / the-delicate-relationship-between-erdogan-and-davutoglu-.aspx?pageID= 449&nID=78638&NewsCatID=513 (дата обращения: 01.06.2015); Cook S. Emperor Erdogan // Council of foreign relations. February, 4. 2015. URL: http:// blogs.cfr.org/cook/2015/02/04/emperor-erdogan/ (дата обращения: 01.05.2015); Cook S. Turkey Jerky // Council of foreign relations. January, 20. 2015. URL: http://blogs.cfr.org/ cook/2015/ 01/20/ turkey-jerky/ (дата обращения: 01.06.2015).
Специалисты реалистско-консервативного направления из «Атлантического совета» (Фредерик Кемпе, Ричард Морнингстар) уделяют повышенное внимание вопросам энергетической безопасности Европы в свете турецкого-российского газового сотрудничества. Их очень интересуют перспективы реализации новых проектов при поддержке Турции (в частности, «Южного газового коридора»). Они не считают отмену «Южного потока» или строительство «Турецкого потока» угрозой для интересов Запада. Более того, при рассмотрении своих проектов никто из экспертов даже не упомянул о возможности возражений со стороны Анкары, считая ее поддержку уже свершившимся фактом. Главное, на чем сосредоточены эксперты «Атлантического совета» - это привлечение к своим проектам Туркменистана, единственной страны, которая может заполнить европейские трубы альтернативным газом4.
Таким образом, местом Турции в текущей и будущей политике США интересуются в основном либеральные аналитические центры, которые размышляют над тем, что можно сделать, чтобы, с одной стороны, максимально глубоко интегрировать эту страну в мировую экономику и политику, а с другой стороны, ослабить ее связи с восточными странами, включая Россию. Что касается таких ведущих консервативных «мозговых центров», как RAND corporation или Heritage Foundation, то сегодня они не считают Турцию приоритетным направлением для своих исследований.
4 European Energy Security Challenges and Transatlantic Cooperation in 2015 / / The Atlantic Council. February, 3. 2015. URL: http://www.atlanticcouncil.org/ news/ transcripts/ ukraine-s-economic-reform-insights-from-the-newly-minted-minister-of-finance-2 (дата обращения: 01.07.2015).