Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СТОРИТЕЛЛИНГОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ «ЦИФРОВЫМ» МЕДИАПОКОЛЕНИЕМ'

ВОСПРИЯТИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СТОРИТЕЛЛИНГОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ «ЦИФРОВЫМ» МЕДИАПОКОЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
357
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЦИФРОВОЕ» МЕДИАПОКОЛЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МЕДИАТЕКСТЫ / ВОСПРИЯТИЕ МЕДИАТЕКСТОВ / ВИДЫ ЧТЕНИЯ / “DIGITAL” MEDIA GENERATION / MULTIMEDIA STORYTELLING / COGNITIVE MEDIA TEXTS / PERCEPTION OF MEDIA TEXTS / TYPES OF READING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соломеина Валерия Глебовна, Сумская Анна Сергеевна

В работе анализируется восприятие «цифровым» медиапоколением мультимедийных сторителлингов познавательной тематики в процессе их прочтения. Проявленная избирательность восприятия показала наибольшую востребованность ознакомительного и просмотрового видов чтения, наименьшую - изучающего. С одной стороны, это противоречит идентификации познавательного в восприятии, а с другой - отражает специфику чтения- потребления контента массмедиа «цифровым» медиапоколением, потребность в «чтении- наслаждении» в условиях «информационной усталости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соломеина Валерия Глебовна, Сумская Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERCEPTION OF MULTIMEDIA STORITELLINGS OF COGNITIVE TOPICS BY THE «DIGITAL» MEDIA GENERATION

The article analyzes the perception of multimedia texts (storytellings) of cognitive topics by the«digital» media generation in the process of reading them. The theoretical basis of the research is the author’s socio-cultural concept of «analogue» and «digital» media generations, the model of information needs of M. V. Zagidullina, types of reading by S. K. Folomkina.First of all, the selectivity of perception of the respondents showed that information constant needs and special information needs are being met. The most comfortable ways of reading for respondents are introductory and viewing types, and the least popular is studying. On the one hand, this contradicts the traditions of perceiving the cognitive topic as an all-round deep study, cognition of all the essential properties of an object or a phenomenon. However, on the other hand, we believe that the results reflect the specifics of the reading / consumption of mass media by the «digital» media generation, their need for «reading-pleasure» in conditions of «information fatigue».

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СТОРИТЕЛЛИНГОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ «ЦИФРОВЫМ» МЕДИАПОКОЛЕНИЕМ»

В. Г. Соломеина

Уральский федеральный университет,

Екатеринбург А. С. Сумская Уральский федеральный университет,

Екатеринбург

ВОСПРИЯТИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СТОРИТЕЛЛИНГОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ «ЦИФРОВЫМ.» МЕДИАПОКОЛЕНИЕМ

Исследование проведено при поддержке РНФ (грант №19-18-00264)

В работе анализируется восприятие «цифровым» медиапоколением мультимедийных сторителлингов познавательной тематики в процессе их прочтения. Проявленная избирательность восприятия показала наибольшую востребованность ознакомительного и просмотрового видов чтения, наименьшую - изучающего. С одной стороны, это противоречит идентификации познавательного в восприятии, а с другой - отражает специфику чтения-потребления контента массмедиа «цифровым» медиапоколением, потребность в «чтении-наслаждении» в условиях «информационной усталости».

Ключевые слова: «цифровое» медиапоколение, мультимедийный сторителлинг, познавательные медиатексты, восприятие медиатекстов, виды чтения.

Введение

Технологические трансформации Новейшего времени привели к цифровизации всех жизненных процессов человека. Цифровой капитал «как совокупность доступа пользователей к цифровым технологиям/Интернету/ИКТ и умения применять их в профессиональных и личных целях» [1] стал признаком и критерием, определяющим возможности человека в современной «цифровой информационной цивилизации». С нашей точки зрения, этот капитал имеет значение и для коммуникативных особенностей / привычек разных поколенческих медиагрупп, подтверждает обоснованность выделения как минимум трех поколенческих кластеров -«аналогового», промежуточного эхо-поколения и «цифрового» медиапоколений. Несмотря на то, что медиапривычки поколений различаются [17. С. 43-44], ученые отмечают наличие общего - существенной информационной перегрузки, которая возникает «в результате несоответствия количества поступающей информации объективным возможностям её восприятия и переработки человеком» [16. С. 116] и именуется синдромом «информационной усталости».

Многими исследователями (С. Л. Вартановым, Д. В. Дунасом, А. Г. Качкаевой, Д. Ю. Кульчинской, В. Ф. Олешко, С. И. Симаковой, А. С. Сумской и др.) доказано, что «цифровым» медиапоколением в наибольшей степени востребован мультимедийный нарративный контент, облегчающий восприятие и вовлекающий в повествование. Тем не менее вопрос о моделях восприятия «цифровым» поколением мультимедийного контента и, в частности, востребованных типах чтения познавательных материалов СМИ в условиях «информационной усталости» остается актуальным, ведь, с одной стороны, чтение в эпоху постграмотности (по М. Ю. Гудовой) трансформируется и становится экранно-визуальным, облегченным для восприятия, максимально прагматически и потребительски-ориентированным в практике «цифрового» медиапоколения [17. С. 46], но в то же время сохраняет важнейшее ценностное значение, поскольку, например, В. Ф. Олешко признает чтение не просто технологией интериоризации текстов, а «важнейшим ресурсом смыслотворчества и коммуникативно-культурной памяти, а также фактором, во многом определяющим общую и историческую культуру поколений, как следствие - ценность материализованных ими продуктов, оставленных потомкам» [9. С. 391].

УДК 070

DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10418

Обзор работ

Авторитетные британские ученые E. J. Helsper и R. Eynon считают, что отнесенность к поколению digital native («цифровые аборигены») возможна с учетом 3 факторов: возраста, опыта работы в интернете, широты и объема интеграции интернета во все аспекты повседневной жизни независимо от возраста и опыта [20. С. 5].

Российские исследователи А. С. Сумская и С. А. Свердлов признают важнейшим событием, определившим различия в поколениях СМИ, переход от аналогового к цифровому способу производства и вещания, а под поколением аудитории СМИ понимают группу людей, период социализации которых совпал с ростом популяризации того или иного вида/типа СМИ. Таким образом, «аудиторию, для которой привычнее использовать первично аналоговые СМИ, называют «аналоговым» поколением, а аудиторию, для которой предпочтительнее цифровые медиа, - «цифровым» поколением» [17. С. 36]. В работе А. С. Сумской и А. И. Лозовской выделены условные поколенческие медиагруппы. Отнесенность к тому или иному поколению является относительно-динамичной, поскольку зависит от уровня владения цифровым капиталом (по Е. Л. Вартановой). Тем не менее у каждого поколения есть основная аудитория, по-другому - срединная/ ядерная, которая выражает наиболее типичные характеристики. «Например, типичное «аналоговое» поколение - это представители 65 лет и старше, типичное «эхо-поколение» - 40-47 лет, а типичное «цифровое» поколение - моложе 25 лет» [22. С. 117]. В. А. Волкоморов нижней возрастной границей «цифрового» поколения в России считает 19841985 годы рождения [3. С. 45].

По данным О. И. Поповой, «в мире уже насчитывается около 2,5 млрд «цифровых пользователей» моложе 25 лет, которые «всегда на связи» и ежедневно проводят более пяти часов в режиме онлайн» [13. С. 121]. Успешный опыт нынешнего вынужденного внезапного перехода на дистанционный формат образования (самообразования) посредством интернета показал адаптивность «цифрового» поколения студентов и молодых специалистов к такому способу получения информации. Это еще раз доказывает выводы М. Ю. Гудовой: «Являясь одним из условий и важнейшим фактором «открытого общества», «информационный суперхайвей» в виде интернета - это, тем не менее, закрытый канал информации для технически оснащенных и технологически продвинутых, обладающих информационной и компьютерной грамотностью пользователей, большинство которых составляют молодые или среднего возраста образованные интеллектуалы» [5. С. 70].

Согласно логике, этим молодым образованным интеллектуалам может быть интересна познавательная тематика в современных медиа. В качестве уточнения определения «познавательного» приведем мнение Г. И. Щукиной. Она считает, что познавательный интерес можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств [19. С. 10].

С. И. Симакова, А. П. Енбаева и Т. Б. Исакова, анализируя современные принципы медиакоммуникации и характеристики медиапотребления, приходят к выводу, что мультимедийный «сторителлинг (как техника увлекательного рассказывания историй) отвечает механизмам человеческого мышления, психологии и потребительской позиции современного общества, а потому активно используется в самых разных областях человеческой жизнедеятельности» [15. С. 228].

Обоснованность эффективного восприятия «цифровым» медиапоколением мультимедийного контента доказывается в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, M. Prensky доказывает, что одним из наиболее радикальных последствий внедрения современной технологической среды в повседневную жизнь человека является изменение в структуре мозга, которое означает, что молодые люди думают и обрабатывают информация принципиально иным образом по сравнению со старшими поколениями [21. С. 1.]. Т. Черниговская, доктор биологических и филологических наук, утверждает, что в настоящее время появляется феномен распределенного сознания: «к участию в когнитивных процессах присоединяются различные электронные устройства, а границы личности сдвигаются. Кроме того, гипертекстовая организация информации в Сети меняет восприятие текста: современный человек находится в состоянии бесконечного чтения, что напоминает развертывание свитка, а не перелистывание книги.

Картинки начинают заменять собой тексты. Информация перешла в другое поле, все переходит на электронные носители. Но дело не в носителе - важно, что люди стали использовать другой способ чтения. Это нелинейное чтение, это гипертексты, которые отсылают к другим текстам» [11].

С другой стороны, В. Ф. Олешко и Е. В. Олешко, анализируя результаты чтения «цифровым» медиапоколением мультимедийных текстов, приходят к выводу: «120 человек «цифрового» поколения, выделенные в отдельную группу, указали как основные принципы индивидуальной работы с текстами массмедиа: «поверхностное» чтение, «просматривание "от случая к случаю" содержания публикаций», «выбор лишь по заголовкам», «поиск наугад» или «методом тыка» и др.» [9. С. 413]. Похоже, это соответствует характеристике восприятия информации поколения digital natives, которую M. Prensky называет не иначе как "the attention span of a gnat" («концентрация внимания комара») и обоснованно доказывает, что «они [«цифровые аборигены» - А. С.] настраиваются ровно настолько, чтобы понять суть и убедиться в том, что это имеет смысл» [21. С. 5].

Таким образом, выявленное противоречие вновь актуализирует дискуссию о чтении, потребительской позиции и моделях потребления «цифрового» медиапоколения в настоящее время, в том числе в контексте изучения их интереса к познавательной тематике массмедиа.

А. Н. Калинчук считает, что опасения по поводу того, что доступ к интернету плохо сказывается на популярности чтения, совсем не оправданы [8. С. 24]. Напротив, считает автор, «наблюдается тенденция к расширенному воспроизводству читательских практик: выявлено преобладание читающих молодых людей по сравнению с читающими родителями, членами семей» [8. С. 25], а «основными мотивами чтения непрофессиональной литературы среди молодых российских читателей являются: получение эмоций, переживаний впечатлений (65,0 %), расслабление (54 %), вдохновение (49,0 %)» [8. С. 27].

Словно продолжая дискуссию, Е. В. Петровская в своей статье «Кризис чтения или кризис качества чтения?» пишет: «Проблема, как представляется, в качестве чтения - в том, ЧТО читают и КАК читают. Книга стала частью «потребления», человек, купивший книгу, считает, что за потраченные деньги она должна его развлечь, ему понравиться» [12. С. 52]. Далее, ученая приходит к выводу, что повышение популярности чтения у молодого поколения есть ничто иное, как «читательская мода», согласно которой молодежью формируется видение чтения как элитного отдыха. «Вероятно, имеется в виду именно потребление, развлечение, но при этом такое, которое представляется «не пошлым», «не банальным», а наоборот - выделяющим человека на фоне других [12. С. 53].

Д. В. Дунас, размышляя о трансформации медиапотребления «цифрового» медиапоколения, также приходит к выводу, что практики чтения молодежи свидетельствуют о происходящей «неизбежной реконцептуализации классической теории использования медиа с целью получения удовлетворения» [6. С. 220]. Т. Венедиктова, анализируя современные тенденции и практики чтения, убеждает, как важно «увидеть, в частности, то же потребление как сложный процесс символического взаимодействия и самоидентификации, в котором индивид и "стирается", и получает новые возможности проявиться» [2]. И далее приходит к выводу: «Чтение-потребление предполагает рассеянное, поверхностное восприятие текста и в то же время чрезмерную тесноту "тактильно-шокового" соприкосновения с ним <...>, с одной стороны, сила и острота непосредственных, аффективно-телесных реакций (смеха, страха, слез) не оставляет простора рефлексии. С другой стороны, наоборот - есть излишний простор для отвлечения импровизируемой "отсебятины", буквалистского распространения воображаемого в быт» [2].

М. В. Загидуллина разработала и описала теоретическую модель информационных потребностей молодежи, в основе которой «информационная потребность постоянного типа, присутствующая в подсознании на уровне механизмов общей познавательной деятельности <...> информационная потребность повседневности, не нуждающаяся в четких формулировках запросов; наконец, специальная информационная потребность, которая может быть выражена в виде четко сформулированного вопроса и «идеального запроса» к информационной системе» [7. С. 195].

Полагаем, «цифровое» медиапоколение склонно реализовывать ту или иную (те или иные) потребности при обращении, чтении текстов мультимедийных историй познавательной тематики.

В рамках данного исследования мы предпочти опираться на виды чтения, описанные отечественным педагогом и лингвистом С. К. Фоломкиной: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее [18. С. 25]. Целью поискового чтения является быстрое нахождение конкретных данных, о которых известно заведомо, что они содержатся в тексте. Просмотровое чтение предполагает получение только общего представления о содержании работы, об основных ее вопросах, а затем происходит определение, пользователь решает, представляет ли работа интерес для него. Таким образом, целью данного вида чтения является исключительно общая оценка - «нужно/не нужно». При ознакомительном чтении с помощью беглого прочтения происходит общее знакомство с содержанием медиатекста. Читателю важно понимать общую суть изложенного в материале. Его интересует, о чем именно говорится в работе, и он дает оценку - новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно. Этот вид чтения требует от читающего умения различать главную и второстепенную виды информации. При изучающем чтении человек воспринимает то, что представляет особый интерес, необходимый для дальнейшей деятельности. Читающий сразу знает, что эта информация потребуется в будущем. Соответственно, важным является осмысление, интерпретация и запоминание информации.

Завершая обзор работ по тематике исследования, считаем целесообразным привести выводы лидера уральской научной школы журналистики В. Ф. Олешко. Ученый констатирует: «... чтение является, помимо всего прочего, еще и одной из важнейших демократических ценностей нации. А утрата или даже простой отказ от рассмотрения чтения как важнейшего компонента информационной культуры отдельной личности и тех или иных социумов может привести в дальнейшем к непоправимым последствиям» [9. С. 389]. Он считает, что наиболее эффективным методом запуска механизма смыслотворчества является чтение достаточно объемных (не только по размерам) текстов СМИ [10].

Таким образом, объектом данного исследования являются мультимедийные сторителлинги, а предметом - восприятие мультимедийных сторителлингов познавательной тематики «цифровым» медиапоколением в процессе их прочтения. Цель исследования: выявить предпочитаемые виды и модели чтения, особенности восприятия мультимедийных сторителлингов познавательной тематики «цифровым» медиапоколением.

Материал исследования

Эмпирической базой исследования явились мультимедийные сторителлинги познавательной тематики - структурированные истории, при производстве которых использованы различные аудиовизуальные и текстовые приемы. Все сторителлинги созданы различными медиа, ядром целевой аудиторией которых является «цифровое» медиапоколение. Чаще всего эти истории являются спецпроектами и имеют отдельный домен. Всю эмпирическую базу можно разделить на 3 группы: сторителлинги с максимальным количеством текста и минимальным иллюстрированием фотографиями, видеоматериалами, аудиосопровождением и инфографикой; сторителлинги с использованием в равной степени текстовых и аудиовизуальных элементов; сторителлинги с максимальным объемом аудиовизуальной информации. Данную классификацию можно считать относительной, поскольку, к примеру, А. В. Вырковский и М. А. Любимцева признают, что в журналистике понятие текста близится скорее к семиотическому, чем к лингвистическому, а любая многослойность текста обусловлена развитием информационных технологий [4. С. 144.]. Исследователи считают, и мы согласны с их позицией, что «применительно к электронным СМИ имеет смысл использовать понятие «медиатекст», сочетающий в себе вербальные и невербальные элементы, так как отличительной особенностью медиатекста в интернет-СМИ принято считать мультимедийность» [Там же]. Как утверждает Оксана Силантьева, это «не просто текст, обогащенный мультимедийными элементами, это -структурированная история, из которой невозможно убрать ни один элемент» [14. С. 163].

Материл первой части исследования включал 20 мультимедийных сторителлингов познавательной тематики - об истории (о событиях 1991 года, о Второй мировой войне, о Средневековье), о науке (генетике, металлургии, программировании), об искусстве (о фотографии, о моде), о путешествиях, космосе, об известных личностях.

Методика исследования

В исследовании приняли участие 20 представителей «цифрового» медиапоколения в возрасте 18-25 лет. Респонденты имеют разный уровень образования (бакалавриат, магистратура,

аспирантура), представляют различные сферы деятельности - бизнес, естественные науки, программирование, лингвистику, экономику, юриспруденцию, дизайн, журналистику. Все респонденты являются жителями Екатеринбурга, крупного российского мегаполиса, из них 60 % - девушки, а 40 % - юноши.

Период проведения исследования - апрель-август 2020 года.

Исследование проведено в 2 этапа.

На первом этапе (апрель 2020) респонденты знакомились со всеми предложенными 20 медиатекстами и отвечали на поставленные в анкете вопросы. Участники сами выбирали способ чтения в зависимости от объема, уровня сложности изложения материала, интереса к тематике, привычного способа чтения. Из-за пандемии и требований самоизоляции первая часть исследования проводилась дистанционно. Результаты работы участниками фиксировались в анкетах и были пересланы исследователям для обработки по электронной почте.

Второй этап исследования проведен очно (август 2020) с каждым респондентом, после снятия некоторых ограничений в связи с улучшением эпидемиологической ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции. На данном этапе респондентам рекомендовано самим найти в Сети отличный от предложенных на первом этапе мультимедийный сторителлинг, познакомиться с ним в присутствии исследователя и объяснить причину интереса. Исследователями фиксировались результаты наблюдений и ответы респондентов в специально разработанном бланке.

Результаты исследования

На первом этапе проведения исследования у некоторых участников возникли трудности с восприятием формата материалов - как было сказано, каждый из них представлен не только текстовым форматом, но и видеороликами, гипертекстовыми ссылками, интерактивным интерфейсом, аудиосопровождением. Двое респондентов обратились за уточнениями, как прочитать сторителлинги, поскольку некоторые интерфейсы вызвали трудности.

Результаты восприятия медиатекстов показали, что время чтения респондентами варьируется от 5 до 40 минут, в среднем испытуемые уделяли чтению не более 10 минут. Масштабные сторителлинги с длинными текстами, такие как проект 1991 (LENTA.RU, Дни затмения. Спецпроект, посвященный событиям 1991 года, http://1991.lenta.ru/, дата обращения: 05.04.2020), плохо воспринимались «цифровым» поколением. Лишь один участник проявил интерес к таким проектам как, например, истории о биотехнологиях (ТАСС, Мифы и правда о редактировании генома, https://biotechclub.tass.ru/, дата обращения: 04.04.2020). Вероятно, такой выбор связан в большей степени с длиной текста (чем длиннее, тем меньше интерес). Однако в принципе тема прошлого оказалась не самой популярной среди молодежи.

Несмотря на пояснения перед проведением исследования, многие молодые люди посчитали вопросы «О чем текст» и «Главная мысль текста» абсолютно идентичными. Темы и посылы сторителлингов были респондентам понятны.

Следующей задачей было определение предпочтительного способа чтения. Говорить о просмотровом чтении не приходится, ведь в среднем на 9 из 10 вопросов анкеты о содержании проектов участники дали развернутые ответы. Способ чтения респондентов следует идентифицировать прежде всего как ознакомительное. Трое участников отметили желание вернуться к некоторым текстам, что подтверждает востребованность изучающего чтения.

Важно заметить, что преимущественно представленные «цифровому» медиапоколению проекты оказались интересны. Любопытно, наибольший энтузиазм вызывали материалы, не связанные с основой деятельностью респондентов напрямую, но тем не менее касающиеся ее. Например, респондент, сферой профессиональных интересов которого является химия, проявила высокий интерес к материалу про космос (ТАСС, Леонов, твой выход, https://leonov-v-kosmose.tass.ru/, дата обращения: 03.04.2020). В первом случае сторителлинги, слишком близкие к нынешней основной деятельности испытуемых, оказались излишне понятными, а во втором - недостаточно значимыми для внимательного прочтения. Как ни странно, если материал был гипертекстовым, большинство участников исследования либо переходило по ссылке, но быстро возвращалось к основному повествованию, либо не переходило вообще. Это может говорить как о низком уровне интереса к дополнительной информации, так и о концентрации

на основном повествовании. Таким образом, в данном случае в наибольшей степени проявлена информационная потребность постоянного типа (по. М. В. Загидуллиной).

При ответе на вопрос «На какие элементы мультимедиа обращали внимание в первую очередь» большинство (14 из 20) респондентов выбрало фотографии. Внимание некоторых (5 из 20) привлекали только видеофрагменты. Одного респондента интересовала исключительно инфографика. Следовательно, можно предположить, что фотографии/рисунки являются наиболее привлекающей внимание частью мультимедиа-сторителлинга для «цифрового» поколения, так как притягивают внимание большинства опрошенных и напрямую влияют на уровень интереса к тексту.

Двое респондентов отметили, что мультимедийность мешает восприятию текста, остальным же она помогала «прочувствовать проекты». Так, один из респондентов отметил «гипнотизирующую» атмосферу в проекте «От Земли до Марса» (Rusbase.ru, От Земли до Марса. Инновациям мало одной планеты, https://rb.ru/mars/, дата обращения: 25.04.2020). В некоторых мультимедийных сторителлингах, таких как, например, в проекте о Высоцком (LENTA.RU, Я вышел ростом и лицом, https://vysotsky.lenta.ru/, дата обращения 30.04.2020), присутствовал аудиоэлемент - сопровождающая музыка. 18 из 20 респондентов предпочли оставить ее включенной для погружения в тематику, но не сочли ее важным для восприятия элементом. Двое посчитали ее мешающим элементом.

Таким образом, масштабные сторителлинги с длинными текстами, такие как проект 1991 (LENTA.RU, Дни затмения. Спецпроект, посвященный событиям 1991 года, http://1991.lenta. ru/, дата обращения: 05.04.2020), плохо воспринимались «цифровым» поколением. По тематике этот проект также вызвал наименьший интерес, наряду с такими проектами о прошлом, как проект «Коммерсанта» о 9 мая 1945 года (День, когда кончилась война. Хроника событий весны 1945 года и воспоминания очевидцев - в спецпроекте «Ъ», https://www.kommersant.ru/ projects/9may, дата обращения: 30.04.2020), проект ТАСС о Губкинском университете («90 лет. Губкинский университет. Нефть, газ, медные трубы. https://gubkin90.tass.ru/, дата обращения: 25.04.20202). Сторителлинги о конкретных личностях прошлого - В. Высоцком, А. Леонове -больше интересовали «цифровое» поколение. Лучше всего респондентами воспринимались наиболее стилизованные интерактивные и включающие визуальные компоненты проекты о картах средневековья (ТАСС, Меркатор. О дивный плоский мир, https://merkator.tass.ru/, дата обращения: 25.08.2020) и «Даркнет» (LENTA.RU. Очень темные дела. https://darknet.lenta.ru/, дата обращения: 25.08.2020).

Во второй части исследования молодым людям было предложено самим найти мультимедийный сторителлинг, который бы их заинтересовал и был отличным от уже прочитанных/ просмотренных. Респонденты излагали свои мысли при поиске потенциально интересующего их материала. Можно сказать, что диагностировались информационные потребности повседневности и специальные информационные потребности.

В первую очередь при выборе материала респонденты руководствовались темой - ровно половина искала проекты, связанные с их непосредственной сферой деятельности, а вторая половина - проекты, связанные с общими актуальными возрастными интересами молодых людей (так, журналисты выбрали «свою» сферу - материал «Кризис в Белорусии» (ТАСС, Кризис в Белорусии, https://tass.ru/spec/krizis-belorussiya, дата обращения: 15.08.2020), декоратор - спецпроект «Счастьеметр» (LENTA.RU, Счастьеметр, https://vtbmetr.lenta.ru/, дата обращения: 05.08.2020) о дизайне интерьера, а, например, СММ-специалист выбрал сторителлинг РБК о том, «Как снять модное видео» (РБК, Свет, камера, смартфон. Как снять модное видео, http://video.style.rbc.ru/, дата обращения: 02.08.2020). По словам молодых людей первой половины, важную роль при выборе играла дата опубликования материала - чем свежее материал, тем интереснее он представлялся (чаще всего молодые люди предъявляли материалы 2020 и 2019 годов, реже 2018 и позже). Важным оказался фактор оформления - чем визуальнее и интерактивнее проект, тем выше интерес. Так, большой интерес вызвал игровой проект «Готовы ли вы открыть свой бизнес?» от Rusbase (Rusbase.ru, Готовы ли вы открыть свой бизнес, https://rb.ru/vtbstart/onlineshop-5, дата обращения: 06.08.2020). Однако два респондента отдали предпочтение более консервативно представленным материалам, таким как, например, проект «Кофейные дома Стамбула» от Сноб (Сноб.ру, Кофейные дома Стамбула, https://snob.

ru/travel/kofejnye-doma-stambula/, дата обращения: 20.08.2020). Решающую роль также сыграл заголовочный комплекс - его испытуемые перечитывали несколько раз. Игра слов, ирония или метафора в заголовке вызывали особый интерес у представителей «цифрового» медиапоколения, например, проект «Наспи на все» от Лента.ру (LENTA.RU, #НАСПИНАВСЕ. Видео на ночь, https://gigizason.lenta.ru/ru/video/7#, дата обращения: 20.08.2020). Таким образом, можем констатировать, в наибольшей степени актуализировались специальные информационные потребности.

Итак, респондентами, конечно, была проявлена избирательность восприятия. М. Ю. Гудова в данной ситуации считает применимым руководство Р. Барта, который приходит к убеждению, что «читательское удовольствие от текста <.. .> возникает не от содержания, не от формы изложения, а от возможности читать вразброс, выбрасывать куски, пропускать страницы, подгоняя развязку, то есть «сминать текст в складки» [5. С. 87]. Таким образом, избирательное чтение, по мнению ученой, «смакующее, где в складках образуется «просвет наслаждения»» [Там же].

Результаты двух этапов исследования показывают, что наиболее комфортным для себя способом чтения участники исследования выбрали ознакомительное, причем некоторые запланировали продолжить чтение уже как изучающее. Это является показателем селекции материалов, ведущей к осмысленности восприятия. Поисковое чтение доступно «цифровому» медиапоколению с учетом возможностей интернета, однако используется только при постановке соответствующей коммуникативной задачи. При просмотре гипертекстовых материалов чаще всего использовался просмотровой способ чтения. Это может говорить о том, что считать «цифровое» медиапоколение неспособным к сконцентрированному чтению нельзя, однако существуют некоторые особенности, проявляющиеся в специфической защите при селекции медиатекстов в процессе восприятия и влияющее на выбор способа чтения. Ориентируясь на данные результаты, неправильно бы категорично резюмировать, что анализируемые познавательные мультимедийные сторителлинги не входят в актуальную сферу интересов респондентов как представителей «цифрового» медиапоколения, поскольку изучающие чтение и реализация специальных информационных потребностей в первой части исследования реализовано респондентами в наименьшей степени. Однако при поиске своего, интересующего их, материала скорее проявлено ознакомительное чтение и частично изучающее - это наиболее естественный и устойчивый способ восприятия информации, в том числе мультимедийных сторителлингов представителями «цифрового» медиапоколения в условиях чрезвычайного разнообразия медиаконтента в современной цифровой среде. Именно в этих случаях реализованы и специальные информационные потребности.

Большую долю внимания представителей «цифрового» поколения занимают визуальные элементы сторителлингов, чаще всего фотографии. Аудиоконтент меньше интересен аудитории: большинство опрошенных посчитало его лишь «забавной фишкой» для погружения в материал, а некоторые сочли его лишним элементом, например, в проекте о Высоцком (LENTA.RU, Я вышел ростом и лицом, https://vysotsky.lenta.ru/, дата обращения: 25.08.2020).

При выборе материала, интересного для самих респондентов, была отмечена роль в первую очередь тематики, во вторую - даты, то есть, актуальности информации (например, больший интерес вызвал сравнительно недавний проект «Очень темные дела (LENTA.RU. Очень темные дела. https://darknet.lenta.ru/, дата обращения: 25.08.2020). Третьим и тем не менее важным фактором стало оформление и интерактивность сторителлинга, а также заголовочный комплекс (интерактивность можно наблюдать в таких проектах как «Меркатор» (ТАСС, Меркатор. О дивный плоский мир, https://merkator.tass.ru/, дата обращения: 25.08.2020), а необычные заголовки присутствуют практически во всех представленных сторителлингах - например, «Леонов, твой выход!» (ТАСС, Леонов, твой выход, https://leonov-v-kosmose.tass.ru/, дата обращения: 03.08.2020). Важно, в заголовочном комплексе «цифровое» поколение в первую очередь анализировало смысловую составляющую, и лишь в последнюю - его визуальное оформление. Все это еще раз подчеркивает востребованную поколением ситуативность и прагматически обусловленный характер получения информации.

Выводы

Восприятие «цифровым» медиапоколением сторителлингов познавательной тематики показало приоритет реализации информационной потребности повседневного типа в процессе

ознакомительного и просмотрового чтения, причем ознакомительное является преобладающим по результатам всего проведенного исследования. Специальные информационные потребности реализованы точечно и только при поиске лично интересующих респондентов медиатекстов. В данном случае также преимущественно проявлено ознакомительное и в меньшей степени изучающее чтение. С одной стороны, это противоречит требованиям восприятия познавательного, поскольку респондентами не реализуется всестороннее глубокое изучение всех существенных свойств объектов, явлений или событий. С другой стороны, эти результаты показывают, что восприятие нарративных медиатекстов «цифровым» медиапоколением осуществляется с учетом современных трендов потребления, в том числе объема концентрации на уровне «внимания комара», поиска прагматичного удовлетворения потребностей в условиях мощной информационной перегрузки. Проявленная избирательность и реализованные потребности - это в некотором смысле стремление к чтению-наслаждению (по М. Ю. Гудовой). «Чтение-наслаждение проявляется в таких формах чтения-потребления, как чтение-комментарий (когда каждый читатель ставит себя на место автора и критика), чтение-листание (когда читатель симулирует ситуацию чтения-передачи и интерпретации информации), а также нечтение, когда искушенный читатель отказывается читать тексты, не соответствующие его читательскому репертуару». [5. С. 90].

К особенностям восприятия мультимедийных сторителлингов познавательной тематики «цифровым» медиапоколением можно отнести, во-первых, больший интерес к интерактивному взаимодействию с текстом, во-вторых, внимание к историям, восприятие которых облегчено за счет присутствия визуального, в-третьих, специфику выбора интересующей тематики, поскольку респонденты придерживались правила «либо своя сфера, либо близкая к своей».

Таким образом, если исходить из понимания, что смыслотворчество человека связано с чтением объемных медиатекстов, к которым относятся мультимедийные сторителлинги, а само чтение - это важнейший компонент информационной культуры личности, то данные результаты исследования свидетельствуют прежде всего о преобладании потребительских смыслов при восприятии и трансляции интереса к текстам познавательной тематики.

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов / Е. Л. Вартанова, А. А. Гладкова. - Текст : электронный // Мeдиаскоп : [сайт]. - 2020. - URL: http:// www.mediascope.ru/2614 (дата обращения: 01.06.2020).

2. Венедиктова, Т. Д. Разночтение как культурный ресурс. / Т. Д. Венедиктова. - Текст : электронный // Горький Медиа : [сайт]. - 2020. - URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2009/5/ raznochtenie-kak-kulturnyj-resurs.html (дата обращения: 08.10.2020).

3. Волкоморов, В. А. Актуальные медиатизированные коммуникативные практики российского цифрового поколения / В. А. Волкоморов. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. -2020. - Т. 26. - № 1 (195). - С. 44-47.

4. Вырковский, А. В. Восприятие аудиторией различных видов текста в российских деловых интернет-СМИ / А. В. Вырковский, М. А. Любимцева. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2015. - № 2. - С. 143-167.

5. Гудова, М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии / Гудова Маргарита Юрьевна ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург, 2015. - 329 с. -Текст : непосредственный.

6. Дунас, Д. В. «Цифровая молодежь» как аудитория медиа: к постановке вопроса / Д. В. Дунас. - Текст : непосредственный // Век информации. - Санкт-Петербург. - 2018. - Т.1. -№ 2. - С. 219-221.

7. Загидуллина, М. В. Информационная потребность как теоретическая проблема / М. В. Загидуллина. - Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2012. - № 3. - C. 194-200.

8. Калинчук, А. В. Структура практик чтения молодежи в эпоху интернета / А. В. Калинчук. -Текст : непосредственный // Научные труды Московского гуманитарного университета. -2019. - № 5. - С. 23-32. - DOI: 10.17805/trudy.2019.5.3.

9. Олешко, В. Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти : монография / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2020. - 470 с. -Текст : непосредственный.

10. Олешко, В. Ф. Коммуникативные ресурсы института чтения в цифровую эпоху /

B. Ф. Олешко. - Текст : непосредственный // Журнал Белорусского университета. Серия: Журналистика. Педагогика. - 2020. - № 2. (в печати).

11. Палванзаде, Ф. Распределенное сознание: Татьяна Черниговская о будущем чтения / Ф. Палванадзе. - Текст : электронный // Theory & Practice. : [сайт]. - 2013. - 5 сент. - URL: theoryandpractice.ru/posts/7582-chernigovskaya (дата обращения: 17.05.2020).

12. Петровская, Е. В. Кризис чтения или кризис качества чтения? / Е. В. Петровская. -Текст : непосредственный // Universum : Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 10. -

C. 51-54.

13. Попова, О. И. Влияние цифровизации на потребительское поведение и развитие СМИ / О. И. Попова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. -№ 3. (37). - С. 121-125. - DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10317.

14. Силантьева, О. Режиссура мультимедийной истории. / О. Силантьева. - Текст : непосредственный // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. А. Амзин, А. Галустян,

B. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак ; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. - С. 152-178.

15. Симакова, С. И. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление /

C. И. Симакова, А. П. Енбаева, Т. Б. Исакова. - Текст : непосредственный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. - № 1. - С. 222-230.

16. Сокол, А. Ф. Синдром информационной усталости: пути и методы его предупреждения / А. Ф. Сокол, Р. В. Шурупова - Текст : непосредственный // Акмеология. - 2017. - № 1 (61). -С. 116-118.

17. Сумская, А. С. «Аналоговое» и «цифровое» поколение аудитории СМИ: роль коммуникативно-культурной памяти в трансформации медиапрактик / А. С. Сумская, С. А. Свердлов. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2019. - № 25 (3 (189)). - С. 32-48.

18. Фоломкина, С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие, 2 изд. / С. К. Фоломкина. - Москва : Изд-во Высшая школа, 2005. -253 с. - Текст непосредственный.

19. Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г. И. Щукина. - Москва, Учпедгиз, 1962. - 230 с. - Текст : непосредственный.

20. Helsper, E. J. Digital natives: where is the evidence? / E. J. Helsper, R. Eynon. - Текст : непосредственный // British educational research journal. - 2010. - Т. 36. - № 3. - Pp. 503-520. -DOI: 10.1080/01411920902989227.

21. Prensky, M. Digital natives, digital immigrants. Part 2: Do they really think differently? / M. Prensky. - Текст : непосредственный // On the horizon. - 2001. - Т. 9. - № 5. - Pp. 1-6.

22. Sumskaya, A. "Analogue" and" digital" generation of mass media audience / A. Sumskaya , A. Lozovskaya. - Текст : непосредственный // 6th SWS International Scientific Conferences on social sciences 2019. - 2019. - Pp. 113-120. - DOI: 10.5593/SWS.ISCSS.2019.5.

imiR: npoô^eMHoe no.ie MegHao6pa30BaHHH. 2020. № 4 (38)

THE PERCEPTION OF MULTIMEDIA STORITELLINGS OF COGNITIVE TOPICS BY THE «DIGITAL» MEDIA GENERATION

Solomeina V. G., Ural Federal University, Yekaterinburg, v.g.solomeina@urfu.me

Sumskaya A. S., Ural Federal University, Yekaterinburg, anna.sumskaia@urfu.ru

The article analyzes the perception of multimedia texts (storytellings) of cognitive topics by the «digital» media generation in the process of reading them. The theoretical basis of the research is the author's socio-cultural concept of «analogue» and «digital» media generations, the model ofinformation needs of M. V. Zagidullina, types of reading by S. K. Folomkina.

First of all, the selectivity of perception of the respondents showed that information constant needs and special information needs are being met. The most comfortable ways of reading for respondents are introductory and viewing types, and the least popular is studying. On the one hand, this contradicts the traditions of perceiving the cognitive topic as an all-round deep study, cognition of all the essential properties of an object or a phenomenon. However, on the other hand, we believe that the results reflect the specifics of the reading / consumption of mass media by the «digital» media generation, their need for «reading-pleasure» in conditions of «information fatigue».

Keywords: "digital" media generation, multimedia storytelling, cognitive media texts, perception of media texts, types of reading.

References

1. Vartanova, Ye. L., Gladkova A. A. (2020). Tsifrovoy kapital v kontekste kontseptsii nematerial'nykh kapitalov [Digital capital in the context of the concept of intangible capital]. Mediaskop [Mediascope], 1. available at: http://www.mediascope.ru/2614 (accessed: 01.06.2020). (in Russ.).

2. Venediktova, T. D. (2009). Raznochteniye kak kul'turnyy resurs [Different reading as a cultural resource]. Novoye literaturnoye obozreniye [New literary review], 5, available at: https://magazines. gorky.media/nlo/2009/5/raznochtenie-kak-kulturnyj-resurs.html (accessed: 08.10.2020). (in Russ.).

3. Volkomorov, V. A. (2020). Aktual'nyye mediatizirovannyye kommunikativnyye praktiki rossiyskogo tsifrovogo pokoleniya [Actual mediatized communicative practices of the Russian digital generation]. Izvestiya Ural'skogofederal'nogo universiteta, 1 (195), pp. 44-47. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vyrkovskiy, A. V. & Lyubimtseva, M. A. (2015). Vospriyatiye auditoriyey razlichnykh vidov teksta v rossiyskikh delovykh internet-SMI [Audience perception of various types of text in Russian business Internet media]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 2, pp. 143-167. (in Russ.).

5. Gudova, M. YU. (2015). Chteniye v epokhu postgramotnosti: kul'turologicheskiy analiz: dis. ... d-ra kul'turologii: 24.00.01. [Reading in the era of post-literacy: cultural analysis: dis. ... Doctor of Culturology: 24.00.01], Yekaterinburg. 329 p. (in Russ.).

6. Dunas, D. V. (2018). «Tsifrovaya molodezh'» kak auditoriya media: k postanovke voprosa ["Digital youth" as an audience of media: to the formulation of the question]. Vek informatsii [Age of information], T. 1. № 2. pp. 219-221. (in Russ.).

7. Zagidullina, M. V. (2012). Informatsionnaya potrebnost' kak teoreticheskaya problema [information need as a theoretical problem]. Vestnik Volzhskogo universiteta [Bulletin of the Volga University], 3. pp. 194-200. (in Russ.).

8. Kalinchuk, A. V. (2019). Struktura praktik chteniya molodezhi v epokhu interneta [The structure of youth reading practices in the Internet era]. Nauchnyye trudyMoskovskogo gumanitarnogo universiteta. [Scientific works of the Moscow University for the Humanities], 5. pp. 23-32. DOI: 10.17805/trudy.2019.5.3. (in Russ.).

9. Oleshko, V. F. & Oleshko, Ye. V. (2020). SMI kak mediator kommunikativno-kul 'turnoy pamyati [Mass media as a mediator of communicative and cultural memory]. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural Federal University, 470 p. (in Russ.).

10. Oleshko, V. F. (2020). Kommunikativnyye resursy instituta chteniya v tsifrovuyu epokhu [Communicative resources of the reading institute in the digital era]. Zhurnal Belorussskogo gosudarstvennogo universiteta [Journal of the Belarusian State University], 2. (in print). (in Russ.).

11. Palvanzade, F. (5, September 2013). Raspredelennoye soznaniye: Tat'yana Chernigovskaya o budushchem chteniya [Distributed consciousness: Tatyana Chernigovskaya on the future of reading]. Theory & Practice, available at: theoryandpractice.ru/posts/7582-chernigovskaya (accessed: 17.05.2020). (in Russ.).

12. Petrovskaya, Ye. V. (2007). Krizis chteniya ili krizis kachestva chteniya? [Crisis of reading or crisis of reading quality?]. Universum: VestnikGertsenovskogo universiteta [Universum: Bulletin of the Herzen University], 10, pp. 51-54. (in Russ.).

13. Popova, O. I. (2020). Vliyaniye tsifrovizatsii na potrebitel'skoye povedeniye i razvitiye SMI [The impact of digitalization on consumer behavior and the development of the media]. Znak: problemnoyepole mediaobrazovanija [Sign: the problem field of media education], 3 (37), pp. 121-125. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10317. (in Russ.).

14. Silant'yeva, O. (2016). Rezhissura mul'timediynoy istorii [Directing a multimedia story]. Kak novyye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [How new media have changed journalism. 20122016]. Yekaterinburg: Gumanitarnyy universitet, pp. 152-178. (in Russ.).

15. Simakova, S. I., Yenbayeva, A. P. & Isakova, T. B. (2019). Mul'timediynyy storitelling-teoreticheskoye osmysleniye. [Multimedia storytelling-theoretical understanding] Vestnik Volzhskogo universiteta [Bulletin of the Volga University], T. 1. № 1, pp. 222- 230. (in Russ.).

16. Sokol, A. F. & Shurupova, R. V. (2017). Sindrom informatsionnoy ustalosti: puti i metody yego preduprezhdeniya [nformation fatigue syndrome: ways and methods of its prevention]. Akmeologiya [Akmeologiya], 1 (61), pp. 116-118. (in Russ.).

17. Sumskaya, A. S. & Sverdlov, S. A. (2019). "Analogovoye" i "tsifrovoye" pokoleniye auditorii smi: rol' kommunikativno-kul'turnoy pamyati v transformatsii mediapraktik. ["Analogue" and "digital" generation of media audience: the role of communicative and cultural memory in the transformation of media practitioners]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta [Izvestia Ural Federal University. Series 1. Problems of education, science and culture], 25 (3 (189)), pp. 32-48. (in Russ.).

18. Folomkina, S. K. (2005). Obucheniye chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze [Teaching to read in a foreign language in a non-linguistic university]. Moscow: Higher school, 253 p. (in Russ.).

19. Shchukina, G. I. (1962). Formirovaniyepoznavatel'nykh interesov uchashchikhsya v protsesse obucheniya [Formation of cognitive interests of students in the learning process]. Moscow: Uchpedgiz. (in Russ.).

20. Helsper, E. J., & Eynon, R. (2010). Digital natives: where is the evidence? British educational research journal, 36 (3), 503-520. DOI: 10.1080/01411920902989227.

21. Prensky, M. (2001). Digital natives, digital immigrants Part 2: Do they really think differently? On the horizon. Т. 9, №. 5, pp. 1-6.

22. Sumskaya, A. & Lozovskaya, A. (2019). " Analogue" and" digital" generation of mass media audience. 6th SWS International Scientific Conferences on social sciences 2019, pp. 113-120. DOI: 10.5593/SWS.ISCSS.2019.5.

Соломеина Валерия Глебовна, лаборант-исследователь Научной лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Уральского федерального университета, магистрант Института экономики и менеджмента Уральского федерального университета.

ORCID: 0000-0002-5097-9507.

v.g.solomeina@urfu.me

Сумская Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики Уральского федерального университета.

ORCID: 0000-0001-8186-2937.

anna.sumskaia@urfu.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Соломеина В. Г., Сумская А. С. Восприятие мультимедийных сторителлингов познавательной тематики «цифровым» медиапоколением // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 158-169. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10418.

Solomeina V. G., Sumskaya A. S. The perception of multimedia storiteUings of cognitive topics by the «digital» media generation // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 4 (38), pp. 158-169. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.