Научная статья на тему 'Восприятие громкой музыки студентами разных специальностей'

Восприятие громкой музыки студентами разных специальностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
821
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / ГРОМКАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / УРОВЕНЬ ГРОМКОСТИ / АДЕКВАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ УРОВНЯ ГРОМКОСТИ / MUSIC PERCEPTION / LOUD MUSIC / MUSICAL PREFERENCES / ADEQUACY OF THE PERCEPTION OF THE VOLUME LEVEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Алена Александровна, Демина Людмила Денисовна

В статье обозначена проблема восприятия громкой музыки в среде современной молодежи. Цель исследования выявить отношение к громкой музыке и адекватность восприятия уровня громкости в российской молодежной среде. Задачи исследования: 1) выявить предпочитаемый уровень громкости; 2) определить степень адекватности восприятия уровня громкости; 3) выявить эмоциональную оценку громкости музыкальных фрагментов разной громкости; 4) проанализировать взаимосвязи между предпочитаемым уровнем громкости и восприятием музыкальных фрагментов. В качестве предмета исследования выступили показатели восприятия музыки: музыкальные предпочтения, адекватность восприятия уровня громкости, эмоциональная оценка музыкальных фрагментов. Гипотеза исследования заключается в предположении, что предпочитаемый уровень громкости, его осознанность и адекватность восприятия уровня громкости музыки зависят от специализации обучения. Делается вывод о различиях в восприятии уровня громкости и громкой музыки студентами, получающими музыкальное, физико-техническое и военное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perception of Loud Music by Students of Different Specialities

This article deals with the problem of perception of loud music in an environment of today’s youth. The purpose of the study is to identify the attitude to loud music and the adequacy of perception of the volume in the Russian youth environment. Research objectives: 1) identify preferred volume level 2) determine the adequacy degree of the perception of the volume level; 3) identify emotional evaluation of volume in music pieces of different volume; 4) analyze the relationship between the preferred volume level and perception of music pieces. The subject of study combines the following indicators of music perception: musical preferences, adequacy degree of the perception of the volume level, the emotional value of music pieces. The hypothesis of the study is the assumption that the preferred volume level, its awareness and the adequacy degree of the perception of the level volume depends on specialization. It is concluded that there are differences in the perception of volume level and loud music by students getting music, physical-technical and military education. It is assumed that the obtained results can be explained by analyzing the structure of individuality of young people.

Текст научной работы на тему «Восприятие громкой музыки студентами разных специальностей»

ББК 88.251.111.2 УДК 159.9.072.533

А. А. Попова, Л. Д. Демина

Восприятие громкой музыки студентами разных специальностей

A. A. Popova, L. D. Demina

The perception of Loud Music by Students of Different Specialities

В статье обозначена проблема восприятия громкой музыки в среде современной молодежи. Цель исследования — выявить отношение к громкой музыке и адекватность восприятия уровня громкости в российской молодежной среде. Задачи исследования: 1) выявить предпочитаемый уровень громкости; 2) определить степень адекватности восприятия уровня громкости; 3) выявить эмоциональную оценку громкости музыкальных фрагментов разной громкости; 4) проанализировать взаимосвязи между предпочитаемым уровнем громкости и восприятием музыкальных фрагментов. В качестве предмета исследования выступили показатели восприятия музыки: музыкальные предпочтения, адекватность восприятия уровня громкости, эмоциональная оценка музыкальных фрагментов. Гипотеза исследования заключается в предположении, что предпочитаемый уровень громкости, его осознанность и адекватность восприятия уровня громкости музыки зависят от специализации обучения. Делается вывод о различиях в восприятии уровня громкости и громкой музыки студентами, получающими музыкальное, физико-техническое и военное образование.

Ключевые слова: восприятие музыки, громкая музыка, музыкальные предпочтения, уровень громкости, адекватность восприятия уровня громкости.

Б01 10.14258/1гуа8и(2014)2.1-07

Музыка — это вид искусства, который отражает действительность. Однако существует предел эстетически допустимой громкости, когда музыку можно воспринимать, оценивать и наслаждаться ею. В академической музыке звуковая мощь достигается благодаря акустическим музыкальным инструментам, и на смену гиперзвучностям приходят тихие фрагменты, а в массовых жанрах современные технические средства репродуцирования музыки создают неограниченные возможности для «нагнетания децибел». Возникает проблема «излишних децибел», а музыка становится шумом [1].

Еще в 90-е гг. ХХ в. зарубежные и отечественные авторы отметили в подростковой и юношеской среде тенденцию воспринимать музыку на пределе воз-

This article deals with the problem of perception of loud music in an environment of today’s youth. The purpose of the study is to identify the attitude to loud music and the adequacy of perception of the volume in the Russian youth environment. Research objectives: 1) identify preferred volume level 2) determine the adequacy degree of the perception of the volume level; 3) identify emotional evaluation of volume in music pieces of different volume; 4) analyze the relationship between the preferred volume level and perception of music pieces. The subject of study combines the following indicators of music perception: musical preferences, adequacy degree of the perception of the volume level, the emotional value of music pieces. The hypothesis of the study is the assumption that the preferred volume level, its awareness and the adequacy degree of the perception of the level volume depends on specialization. It is concluded that there are differences in the perception of volume level and loud music by students getting music, physical-technical and military education. It is assumed that the obtained results can be explained by analyzing the structure of individuality of young people.

Key words: music perception, loud music, musical preferences, adequacy of the perception of the volume level.

можного. Согласно J. D. Royster et al., когда громкость музыки была ниже 95 дБ, подростки воспринимали ее как слишком «тихую» [2].

На сегодняшний день количество исследований, посвященных восприятию громкой музыки (направленных на выявление факторов ее предпочтения, последствий ее слушания, на разработку профилактических мероприятий и пр.), постоянно растет. B. Blesser отмечает, что громкая музыка — это всемирный феномен, не связанный с социальным классом или культурным статусом. По его мнению, она дает ряд психологических преимуществ, в частности громкая музыка перемещает слушателя из социального пространства в развлекательное музыкальное пространство и делает его функционально глухим ко всему происходящему вокруг [3].

Исследования, проведенные с участием шведской [4], датской [5] и американской [6] молодежи в возрасте от 12 до 25 лет, позволили сделать вывод, что прослушивание громкой музыки очень распространено в молодежной среде и становится одной из причин глухоты и ослабления слуха, а также повышения внушаемости, агрессивности, нарушения умственной работы, памяти и воли, ухудшения социальных контактов, галлюцинаций и пр. Использование МР3-плеера, посещение дискотек и прочих «шумных мероприятий» авторы предлагают рассматривать в качестве показателя склонности слушать громкую музыку.

S. Levey, B. J. Fligor и др. обнаружили, что частота использования плеера и предпочитаемый при этом уровень громкости различаются в этнических группах американского населения [7]. «Рискованное слушательское поведение» связано также с полом, возрастом, социально-экономическим статусом, склонностью к риску, местом проживания, направленностью учебных заведений [4; 5; 8; 9].

Возникает вопрос, может ли склонность слушать громкую музыку выступать в качестве показателя зрелости структуры индивидуальности или отдельных индивидуально-психологических особенностей.

Не до конца проясненными остаются вопросы:

1) каково отношение к громкой музыке у современной российской молодежи; 2) осознанно ли молодые люди выбирают определенный уровень громкости для прослушивания музыки и верно ли они его определяют.

Для ответов на эти вопросы было проведено исследование, целью которого является выявление отношения к громкой музыке и адекватности восприятия громкости в российской молодежной среде.

Объектом данного исследования является восприятие громкости при прослушивании музыки молодыми людьми. В качестве предмета исследования выступили следующие показатели восприятия музыки: музыкальные предпочтения, адекватность восприятия уровня громкости (верно — неверно), эмоциональная оценка музыкальных фрагментов разного уровня громкости (понравился — не понравился).

Гипотеза исследования заключается в предположении, что предпочитаемый уровень громкости и адекватность восприятия уровня громкости музыки зависят от специализации обучения, в частности от наличия музыкального образования.

Выборку исследования составили три группы численностью по 100 человек — студенты военных, физико-технических специальностей, обучающиеся на разных факультетах Уральского федерального университета, и студенты Уральской консерватории (Екатеринбург) («военные», «физики» и «музыканты»). Средний возраст испытуемых — 20 лет. До поступления в вуз большинство студентов всех специальностей проживали в Екатеринбурге и районных центрах Свердловской области. Большинство воен-

ных и музыкантов на момент исследования проживали в общежитии.

В качестве диагностического инструментария была использована социологическая анкета, а также студентам предъявлялись музыкальные фрагменты, специальным образом подобранные и обработанные (с участием специалистов кафедры музыкальной зву-корежиссуры консерватории).

В результате проведенного исследования выявлены следующие особенности восприятия музыки.

1. Большинство студентов на вопрос «На каком уровне громкости Вы предпочитаете слушать музыку?» ответили, что предпочитают слушать музыку на среднем уровне громкости: 60% военных, 56% физиков, 65 % музыкантов. Высокий уровень громкости предпочитают 32% военных, 35% физиков, 17% музыкантов.

Музыканты достоверно реже отмечают, что выбирают высокий уровень громкости музыки, чем военные и физики (р < 0,01).

В вопросе «Какой преимущественно должна быть музыка, чтобы понравиться Вам?» студентам предлагалось оценить, в частности, уровень громкости от 1 до 5. Оказалось, что 67% военных, 57% физиков и 24% музыкантов привлекательной считают громкую музыку, 9% военных, 15% физиков и 35% музыкантов — тихую.

Музыканты достоверно чаще, чем военные и физики, предпочитают тихую музыку (р < 0,001).

В выборке военных между ответами на эти два вопроса корреляционная связь статистически значимая, но слабая (г = 0,24, р < 0,05), в выборке физиков — умеренная (г = 0,40, р < 0,001), в выборке музыкантов — умеренная (г = 0,33, р < 0,01).

Выбор уровня громкости чаще всего зависит от настроения (69% военных, 63 % физиков, 46% музыкантов), причем у военных и физиков достоверно чаще, чем у музыкантов (р < 0,01 и р < 0,05).

На основании анализа ответов студентов можно предположить, какой прежде всего должна быть музыка, чтобы понравиться: для военных — разнообразной (86%), радостной (74%) и громкой (67%), для физиков — разнообразной (84%), профессиональной (69%) и громкой (57%), для музыкантов — профессиональной (88%), разнообразной (84%) и индивидуальной (72%).

2) Адекватность определения уровня громкости в зависимости от уровня громкости предъявляемых музыкальных фрагментов отражена в таблице 1, из которой видно, что чаще всего студенты всех специальностей верно определяют средний уровень громкости, реже всего — низкий.

Между студентами разных специальностей выявлены статистически значимые различия в определении уровня громкости отдельных музыкальных фрагментов при их восприятии. Доля этих различий (от максимально возможного числа) составляет:

между военными и музыкантами — 33% (музыканты чаще верно определяют любой уровень громкости, р < 0,01); между военными и физиками — 33% (физики чаще верно определяют низкий и средний уро-

вень громкости, р < 0,01); между физиками и музыкантами — 40% (музыканты чаще верно определяют высокий (р < 0,01) и средний (р < 0,05) уровень громкости, а физики — низкий (р < 0,01)).

Таблица 1

Определение уровня громкости в музыкальных фрагментах студентами разных специальностей (количество верных ответов, %; количество музыкальных фрагментов из пяти)

№ Уровень громкости музыкального фрагмента Определение уровня громкости Выборка

военные физики музыканты

1 Низкий Верно 51 3 65 3 53 2

Неверно 49 2 35 — 47 1

2 Средний Верно 67 5 74 5 78 5

Неверно 33 — 26 — 22 —

3 Высокий Верно 74 4 73 4 82 4

Неверно 26 — 37 1 18 1

3) При предъявлении музыкальных фрагментов испытуемые могли отметить, понравился или не понравился им уровень громкости. Как видно из таблицы 2, военным в одинаковой степени нравится уровень громкости музыкальных фрагментов низкой, средней и высокой громкости. Физикам и музыкантам чаще нравится уровень громкости при восприятии музыкальных фрагментов низкой и средней громкости. При восприятии громких музыкальных фрагментов всем студентам чаще не нравится уровень громкости, но при этом физикам почти в одинаковой степени нравится и не нравится уровень громкости громких музыкальных фрагментов.

Кроме этого, мы рассматривали показатель «количество музыкальных фрагментов, понравившихся / не понравившихся своим уровнем громко-

сти», рассчитанный соответственно для фрагментов с низким, средним и высоким уровнем громкости. Однако было также выявлено, что военные независимо от музыкального фрагмента склонны давать «неопределенные» ответы («затрудняюсь ответить», «что-то другое»), что обусловило большое количество статистически значимых различий между военными и другими студентами, в частности, в пункте «понравился / не понравился уровень громкости» музыкального фрагмента. В связи с этим отметим здесь наиболее значимые показатели, отличающие подвы-борки исследования: физикам достоверно чаще других студентов нравится уровень громкости громких музыкальных фрагментов (р < 0,001) и чаще, чем военным, не нравится уровень громкости тихих музыкальных фрагментов (р < 0,01).

Таблица 2

Эмоциональная оценка громкости музыкальных фрагментов студентами разных специальностей (количество выборов, в процентах от максимально возможного числа)

№ Эмоциональная оценка громкости Выборка

военные физики музыканты

Т С Г Т С Г Т С Г

1 Понравился уровень громкости 2,4 2,2 2,0 17,2 16,8 13,4 11,8 13,6 7,0

2 Не понравился уровень громкости 0,8 0,4 4,2 3,6 1,4 11,8 1,4 0,8 16,0

Примечание: Т — низкий уровень громкости, С — средний уровень громкости, Г — высокий уровень громкости.

4) Адекватность определения уровня громкости и его эмоциональная оценка, на наш взгляд, может зависеть от предпочитаемого уровня громкости при прослушивании музыки. В связи с этим рассмотрены корреляционные связи между ответами на вопросы социологической анкеты и показателями восприятия громкости музыкальных фрагментов (уровень гром-

кости определен верно / неверно, понравился / не понравился, фрагмент понравился / не понравился).

В выборке физиков количество статистически значимых корреляционных связей составило 16,6% от максимально возможного числа. Из них 50% демонстрируют взаимосвязь предпочитаемого уровня громкости и адекватности определения уровня

громкости прослушанных музыкальных фрагментов: чем более высокий уровень громкости предпочитают физики, тем чаще они верно определяют уровень громкости тихих музыкальных фрагментов (р < 0,05) и неверно определяют средний и высокий уровень громкости (р < 0,05). Физикам, которые предпочитают слушать музыку на высоком уровне громкости, чаще не нравятся фрагменты с низким и средним уровнем громкости (р < 0,01).

В выборке музыкантов количество статистически значимых корреляционных связей составило 16,7% от максимально возможного числа. Те, кто предпочитает тихую музыку, неверно определяют уровень громкости фрагмента тихой рок-музыки: он кажется им средним (р < 0,01). 60% выявленных корреляционных связей демонстрируют взаимосвязь предпочитаемого уровня громкости и показателей «понравился / не понравился уровень громкости» в прослушанных музыкальных фрагментах. Чем выше предпочитаемый уровень громкости, тем чаще студенты консерватории отмечают, что им нравится уровень громкости громких музыкальных фрагментов (р < 0,05), нравятся сами громкие фрагменты (р < 0,05) и не нравятся тихие фрагменты (р < 0,05). Чем ниже предпочитаемый уровень громкости, тем чаще музыкантам не нравится уровень громкости громких музыкальных фрагментов (р < 0,01), нравится уровень громкости тихой камерной музыки (р < 0,01).

5) Согласно I. Vogel и др. [5], использование МРЗ-плеера можно рассматривать в качестве показателя склонности слушать громкую музыку. В результате проведенного исследования выяснилось, что в качестве музыкального носителя военные, физики и музыканты чаще используют компьютер (79, 82 и 75% соответственно) и плеер (51, 65 и 55%). При этом не выявлено достоверных корреляционных связей между склонностью использовать плеер и предпочтением уровня громкости. Однако обнаружено, что физикам, которые слушают музыку с помощью плеера, реже нравится уровень громкости тихих музыкальных фрагментов (р < 0,01).

В основном молодые люди всех групп слушают музыку дома (63 % военных, 67 % физиков, 58 % музыкантов). Физики достоверно чаще остальных студентов слушают музыку в транспорте (р < 0,001), музыканты — на концерте (р < 0,001), военные — в ночном клубе (р < 0,001). Необходимо обратить внимание на разницу качества концертов, посещаемых музыкантами и немузыкантами: в первом случае, как правило, речь идет о классической музыке, симфоническом оркестре, во втором — о массовых жанрах и электронной музыке.

Таким образом, можно констатировать следующие особенности восприятия громкости музыки в зависимости от специализации обучения.

Между двумя вопросами анкеты, направленными на выявление предпочитаемого уровня громкости му-

зыки, во всех выборках выявлены невысокие корреляции, что не позволяет сделать однозначный вывод об отношении к громкой музыке.

Высокий уровень громкости является одним из основных показателей «привлекательной» музыки в выборках военных и физиков.

Военные чаще остальных студентов слушают музыку в ночном клубе. При восприятии музыкальных фрагментов они чаще других студентов неверно определяют уровень громкости и реже отмечают, что фрагмент понравился или не понравился им именно уровнем громкости. Максимальное число выборов относится к показателю «не понравился уровень громкости» в громких фрагментах. В выборке военных не выявлено корреляционных связей между показателями восприятия громкости и ответами социологической анкеты. Таким образом, данную выборку характеризует непоследовательность и несогласованность отношения к громкости и восприятия громкости музыки.

Физики чаще остальных студентов слушают музыку в транспорте и используют плеер. При восприятии музыкальных фрагментов они чаще других студентов верно определяют низкий уровень громкости и неверно — высокий (то есть громкая музыка кажется им тише, чем есть). При восприятии громких музыкальных фрагментов им примерно в одинаковой степени нравится и не нравится их уровень громкости. По сравнению с другими студентами физикам достоверно чаще нравится уровень громкости громких музыкальных фрагментов. А также физикам чаще, чем военным, не нравится уровень громкости тихих музыкальных фрагментов. В данной выборке выявлена взаимосвязь предпочитаемого уровня громкости и адекватности определения уровня громкости прослушанных музыкальных фрагментов. В частности, можно предположить, верная оценка уровня громкости тихих музыкальных фрагментов физиками связана с тем, что им больше нравится громкая музыка, а не с адекватностью определения уровня громкости.

Музыканты достоверно чаще остальных студентов отмечают, что предпочитают слушать музыку на низком уровне громкости. По сравнению с военными музыканты чаще верно определяют любой уровень громкости, а по сравнению с физиками — высокий и средний. Им чаще других молодых людей не нравится уровень громкости при восприятии громких музыкальных фрагментов. В данной выборке выявлена взаимосвязь предпочитаемого уровня громкости и показателей «понравился / не понравился уровень громкости» музыкальных фрагментов. Таким образом, музыканты демонстрируют наиболее «здоровую» слушательскую позицию, адекватно определяя уровень громкости и осознанно выбирая его при слушании музыки.

Несмотря на то, что в проведенном исследовании не выявлено явного предпочтения высокого уровня громкости музыки студентами разных специально-

стей, можно отметить тенденцию положительного отношения к громкой музыке в студенческой среде физиков.

Библиографический список

1. Овсянкина Г. П. Музыкальная психология. — СПб., 2007.

2. Royster J. D., Royster L. H., Killion M. C. Sound Exosures and Hearing Thresholds of Symphony Orchestra Musicians // J Acoust Soc Am. — 1991. — V. 89, № 6.

3. Blesser B. The Seductive (Yet Destructive) Appeal of Very Loud Music. // eContact! 9.4. Perte auditive et sujets connexes / Hearing (Loss) and Related Issues. Montreal: Communaute electroacoustique Canadienne / Canadian Electroacoustic Community. 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://cec.sonus.ca/econtact/9_4/blesser.html.

4. Bohlin M. C., Erlandsson S. I. Risk behaviour and noise exposure among adolescents // Noise Health. — 2007. — V. 9, № 36.

5. Vogel I., Verschuure H., van der Ploeg C. P., Brag J., Raat H. Adolescents and MP3 Players: Too Many risks, Too Few Precautions // Pediatrics. — 2009. — V. 123, № 6.

6. Rawool V. W., Colligon-Wayne L.A. Auditory Lifestyles and Beliefs Related to Hearing Loss Among College Students in the USA // Noise Health. — 2008. — V. 10, № 38.

7. Levey S., Fligor B. J., Cutler C., Harushimana I. Portable Music Player Users: Cultural Differences and Potential Dangers // Noise Health. — 2013. — № 15.

8. Daniel E. Noise and Hearing Loss: a Review // J Sch. Health. — 2007. — V. 77, № 5.

9. Vogel I., Brag J., van der Ploeg C. P., Raat H. Young People’s Exposure to Loud Music: a Summary of the Literature // Am J Prev Med. — 2007. — V. 33, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.