Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2010. Вып. II:1 (34). С. 122-127
Воспоминания В. К.
Впервые публикуются воспоминания о священномученике архиепископе Верейском Иларионе (Троицком) неизвестного автора, близкого знакомого святителя, переданные публикатору Е. А. Кармановым в 1997 г.
Прочитав вышенаписанные краткие воспоминания, столь дорогие для знавших Владыку Илариона, считаю своим долгом написать и от себя все, что память хранит об этом замечательном святителе, краткая, но яркая жизнь которого без остатка была отдана на служение Господу и Святой Церкви.
В мире Владимир Алексеевич Троицкий был первенцем большой семьи священника Алексея Петровича Троицкого1 села Липицы Тульской губернии, в 5— 6 км ниже Серпухова по течению Оки, живописно расположенном на ее берегу. Село большое, двухштатное, было по соседству с селом, где жили мои родители. Общение наших семей было частое и очень дружественное. Дед преосвященного — отец Петр2 — был моим крестным отцом. Все детство и юность Владыка Иларион провел в этом селе.
Первое горе этой семьи осталось в памяти своей неожиданной великой скорбью — матушка Варвара Васильевна3, совсем еще молодая цветущая, живая женщина — трагически скончалась, утонув, купаясь в Оке, оставив пять сирот: Владимира, Димитрия4 (впоследствии владыки Даниила, окончившего СПбДА), дочь Софью5, сына Алексея6 (в будущем занявшего священническое место в Ли-пицах) и младшую дочь Ольгу7 — немногим больше года. Тяжелым было положение осиротевшей семьи. Отец Алексий мужественно нес свой крест, он был очень любим и чтим прихожанами и сам был крайне привлекательным человеком. Высокого роста, дородный, с длинными русыми волосами, всегда оживленный и красноречивый, он часто бывал у родителей моих и после переезда их в Тулу.
Сыновья его также, после поступления сначала в духовное училище8, а потом и семинарию9, часто навещали нашу семью. Старшие были хорошими учениками, но Владимир отличался особенно блестящими способностями и из года в год переходил отличником. В духовном училище вспоминается интересный случай. Там в это время, в старших классах, преподавателем русского языка был Кирилл Федорович Троицкий, очень строгий и требовательный. Он излагал материал по предмету устно, но диктовал ученикам только предложения, которые
вызванный ученик должен был объяснять и истолковать, сделав соответствующий вывод правила. Излагать материал ученик обязан был четко, законченными фразами. К экзаменам учащиеся должны были все это вспомнить, а учебника не было. Вот здесь и выручал всех Володя Троицкий — составивший самостоятельно тщательную запись пройденного материала со слов преподавателя, и этими записями пользовались ученики всех классов. Конечно, и в семинарии все хорошо знали Владимира Троицкого как блестящего и талантливого ученика, и все преподаватели высоко ценили его качества и прекрасно отзывались о нем. Особенно отличались высокими баллами его сочинения и умение его работать с иностранными источниками. Привлекательным юношей был Володя Троицкий. Высокий, стройный, серьезный, и вместе с тем общительный и остроумный, он производил обаятельное впечатление, и впоследствии, когда он приезжал в Тулу в сане архимандрита на посвящение в иереи брата своего Алексея, он поразил всех своей одухотворенной красотой. Здоровьем он отличался исключительно могучим, любил ходить к Троице пешком, любил физические работы и со всею семьей увлеченно действовал, убирая сено на заливных лугах Оки в родном селе, куда он любил возвращаться и в сане епископа.
От очевидцев слышали мы, как однажды, получив извещение о приезде Владыки Илариона в Липицы, когда он был уже управляющим делами Московской Патриархии10, обрадованный клир устремился запрягать повозку, чтобы встретить с почетом дорогого гостя на станции «Ока», но, замешкавшись несколько со сборами и отъехав недалеко, они увидели поднимавшегося в гору навстречу им бодро и энергично Владыку, совершившего весь путь пешком.
Вернусь вновь к юности Владыки. Окончив семинарию, он, как лучший ученик, был направлен в Московскую духовную академию, какую и окончил блестяще и был оставлен в ней профессорским стипендиатом, а потом и преподавателем ее. Будучи еще студентом Академии, он вместе с другими товарищами, под руководством епископа Евдокима11 (бывшего тогда ректором Академии) путешествовал по Востоку и по Западной Европе. Свои впечатления он описал в журнале «Христианин»12 под заглавием «По Востоку и Западу»13.
Будучи доцентом, Иларион Троицкий написал кандидатский труд «Очерки из истории догмата о Церкви» (Изд. 1912; 544 с.)14. Затем уже архимандритом он написал «Краеугольный камень Церкви» (1914 г.) и «Единство Церкви и всемирная конференция христианства» (1917 г.).
В последние годы до революции занимал должность инспектора, а в 1917 г. был избран студенчеством в ректоры Академии15 вместо преосвященного Фео-
дора16.
Владыка Иларион включался в диспуты с живоцерковниками и безбожниками; Введенский17, Луначарский18 — его оппоненты. Про одно такое выступление рассказывал нам тесть брата его Алексия — о. Борис19 из села Темные Пятницы Тульской губернии. Однажды он был в Москве и преосвященный Иларион приглашал его поехать с ним на диспут на один большой московский завод. Держал себя преосвященный исключительно смело и дерзновенно, настолько, что иногда делалось за него жутко. Оратор он был необыкновенный. Казалось, вот-вот его арестуют тут же на месте за его смелые высказывания, которые, однако,
вызывали бурю аплодисментов присутствующих рабочих. Долго продолжался диспут и закончился он тем, что все присутствующие рабочие этого завода стали подходить под благословение к преосвященному Илариону, а их было не менее 3—4 тысяч.
Долгие смутные годы оторвали нас от Москвы и преосвященного Илариона, а лишь в 1923 году я с экскурсией учителей попал в Москву на выставку. Я, интересуясь церковной жизнью, поехал в Донской монастырь. Меня поразило огромное стечение народа, духовных лиц, стоящих около здания, где жил и работал недавно вышедший из заключения20 Святейший Патриарх Тихон. Среди присутствующих были маститые, заслуженные протоиереи, и иереи, и, по-видимому, в штатском, церковные старосты. Оказалось, что дожидались Владыку Илариона, который ежедневно вызывался в ГПУ и оттуда прямо пешком к Святейшему Патриарху на рабочий день. Он в это время управлял делами Московской Патриархии, поэтому к нему и обращались все пришедшие со своими церковными нуждами за разрешением (разъяснением) трудных дел, связанных с действиями живоцерковников. Нужно было авторитетное слово для руководства делами Церкви. Этим всем и занимался преосвященный Иларион как первый помощник Святейшего Патриарха Тихона. Как только появилась его высокая стройная фигура в бархатной черной скуфейке на длинных бело-русых волосах, всех охватывало волнение и возбуждение, и каждый стремился к нему под благословение и за советом. Преосвященный Иларион на всем пути от врат монастыря до здания, где жил Святейший Патриарх, благословлял подходивших к нему просителей и беседовал с ними.
Я стоял около входа в здание и также подошел к Преосвященному под благословение. Он спросил меня, откуда я, не узнав, конечно, в зрелом облике моем юношу, ему некогда знакомого, и, когда услыхал, что я из Тулы и из какой семьи, сказал, чтобы я подождал и ни в коем случае не уходил.
Скоро меня вызвали к нему, и я поднялся на второй этаж, где меня поджидал Владыка Иларион. Он посадил меня против себя и стал спрашивать о семье моей, о знакомых, о Туле — все его интересовало, и все время повторял с горячностью, ему свойственной: «Говори, говори обо всем!» Но, видимо, требующих санкцию от Святейшего Патриарха было много, и он то и дело должен был отрываться от беседы и уходил к Святейшему.
Это было мое последнее свидание с этим могучим телом и духом Святителем. Более я его не видел, а впоследствии лишь довелось услыхать из уст лиц, знавших и бывавших у него, о его дальнейшей судьбе.
За бурную и активную деятельность на пользу Церкви в смутное время обновленчества и борьбы с безбожниками Преосвященный Иларион был арестован и сослан21. Были сведения, что он находился в Соловках, где его заставляли в одиночку выходить в море на лодке, несмотря ни на какую погоду (а большей частью в шторм). Его крепкий выносливый организм долго боролся со всей тяжестью жизни, стойко и мужественно, но его, наконец, сломила болезнь. Из Соловков его направили в пересыльную тюрьму, по пути он заболел сыпным тифом (проезжая в Ленинград), и его больного высадили в зимнюю стужу и переправили в тюремную больницу. Ему как-то удалось дать знать о себе митрополиту
Ленинградскому Серафиму22, о своем положении, и тот его устроил в больницу, где преосвященный Иларион и скончался23; похоронили его на Новодевичьем кладбище в Ленинграде.
Так ушел из жизни этот яркий, замечательный светильник, труды которого необходимо вспомнить и в наше время.
Архив ПСТГУ. Машинопись.
Примечания
1 Троицкий Алексей Петрович (17.02.1863—24.02.1917), священник. В 1884 г. окончил Тульскую духовную семинарию. До определения во иерея проходил должность учителя в Одинцовском земском училище до 1885 г. 19.01.1886 рукоположен во священника к Благовещенской церкви с. Липицы Каширского уезда Тульской епархии, проходил должность законоучителя в Липецком одноклассном Министерства народного просвещения училище, с 1889 г. духовный следователь по благочинническому округу.
2 Троицкий Петр Иоаннович (1821—?), священник, родился в семье пономаря. В 1842 г. окончил Тульскую духовную семинарию по первому разряду. 21 декабря 1846 г. рукоположен во священника к Благовещенской церкви с. Липицы. С 1869 г. духовник благочиния. В 1885 г. уволен за штат, с оставлением в должности духовника и цензора проповедей благочиния. Умер в начале 1900-х гг.
3 Троицкая Варвара Васильевна, дочь священника, погибла в 1898 г., после ее смерти большую помощь в воспитании осиротевших детей взяла на себя ее сестра — Надежда Васильевна ^ 1930-е).
4 Даниил (Троицкий Димитрий Алексеевич; 10.10.1887—17.03.1934), архиепископ. Окончил в 1909 г. Тульскую духовную семинарию, в 1913 г. СПбДА и Санкт-Петербургский Археологический институт, кандидат богословия. 28.09.1913 пострижен в монашество, 1.10.1913 рукоположен в иеромонаха. Преподаватель Холмской духовной семинарии. С 1914 г. преподаватель Тульской духовной семинарии. 12.04.1918 возведен в сан архимандрита, настоятель Болховского Троицкого Оптина монастыря. 30.04.1921 хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловской епархии. В 1921 г. арестован, через 2 месяца освобожден. В 1922 г. временно управляющий Орловской епархией. Арестован в 1922 г., выслан в г. Хиву Средней Азии, затем в Кинешму Костромской епархии. С 1928 г. епископ Рославльский, викарий Смоленской епархии. С 1931 г. епископ Орловский, епископ Брянский. С 1934 г. архиепископ. Скончался в г. Брянске.
5 Троицкая Софья Алексеевна (17.03.1889—1916).
6 Троицкий Алексий Алексеевич (24.03.1891—23.09.1937), священник. В 1913—1915 г. учился в Вифанской духовной семинарии, во время обучения в которой жил у своего брата архимандрита Илариона (Троицкого) в Сергиевом Посаде в Московской духовной академии. После окончания семинарии сразу же был призван на военную службу, окончил в 1916 г. Александровское юнкерское училище, был произведен в чин прапорщика и отправлен на фронт.
16 мая 1918 г. рукопожен во иерея к церкви Благовещения с. Липицы. Впервые был арестован в 1924 г. за борьбу с обновленчеством, через некоторое время был освобожден. 21.01.1930 был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», приговорен к 5 годам ИТЛ, заключение отбывал в с. Усть-Цильма Коми АССР. Освобожден в конце 1934 г., некоторое время работал рабочим в карьере. В 1935—1937 гг. служил священником с. Кузмищево Тарусского района Калужской области, где был арестован 28.08.1937, приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян на Бутовском полигоне Московской области.
7 Троицкая Ольга Алексеевна (27.05.1897—25.10.1967). С 1919 г. жила в Москве, работала бухгалтером.
8 Тульское духовное училище.
9 Тульская духовная семинария.
10 В 1923 г. владыка Иларион был временно управляющим Московской епархией.
11 Евдоким (Мещерский Василий Иванович; 1869—1935), архиепископ, обновленческий «митрополит». Член Собора 1917—1918 гг. по должности как архиепископ Алеутский и Севе-ро-Американский, с 1918 г. архиепископ Нижегородский. В 1904 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, ректор Московской духовной академии. С 1909 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии. В 1914—1917 гг. архиепископ Алеутский и Северо-Американский. В 1922 г. перешел в обновленческий раскол, один из лидеров обновленчества. В 1922—1924 гг. обновленческий «митрополит Одесский». С 1922 г. член обновленческого Высшего церковного управления. С 1923 г. председатель обновленческого «Священного Синода». В 1924 г. уволен на покой с оставлением членом обновленческого «Синода». Скончался вне общения с Православной Церковью.
12 Христианин: Журнал церковно-общественной жизни, науки и литературы. Сергиев Посад, 1907—1915. Редактор журнала епископ Евдоким (Мещерский). В журнале неоднократно публиковал свои статьи сначала Владимир (затем архимандрит Иларион Троицкий).
13 В. Т[роицкий]. По Востоку и Западу (Путевые заметки) // Христианин. 1909. № 1—7, 9—10. (Отдельный оттиск: В. Т[роицкий]. От Академии до Афона. Сергиев Посад. 1914).
14 Автор ошибается, это была магистерская диссертация.
15 Автор ошибается, после отстранения епископа Феодора от должности ректора МДА архимандрит Иларион исполнял должность ректора академии, до избрания ректора академии не студентами, а Советом академии профессора А. П. Орлова, через несколько дней (29.10.1917) архимандрит Иларион был единогласно избран помощником ректора.
16 Феодор (в схиме Даниил; Поздеевский Александр Васильевич; 1876—23.10.1937), архиепископ. В 1909 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В 1909—1917 гг. ректор Московской духовной академии. С мая 1917 г. настоятель Московского Данилова монастыря. В 1920—1925 гг. подвергался арестам. В августе 1923 г. возведен в сан архиепископа. В октябре 1923 г. назначен управляющим Петроградской епархией, от назначения отказался. В 1925—1927 гг. в ссылке. Возглавил «даниловскую оппозицию» митрополиту Сергию (Страгородскому). В 1929—1932 гг. в заключении в Свирлаге. В 1933 г. вновь арестован. С 1933 г. в ссылке. В июле 1937 г. арестован по делу «даниловского братства». Расстрелян.
17 Введенский Александр Иванович (1889—1946), протоиерей, обновленческий «митрополит». В 1919 г. настоятель церкви свв. Захарии и Елизаветы в Петрограде. Один из инициаторов, руководителей и идеологов обновленческого раскола.
18 Луначарский Анатолий Васильевич (1875—1933), народный комиссар просвещения РСФСР в 1917-1929 гг.
19 Успенский Борис Матвеевич (1877-1950), протоиерей. Окончил Тульскую духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен во иерея к Пятницкой церкви, с. Скни-га Алексинского уезда Тульской губернии, где прослужил около 40 лет до 1930-х гг., когда храм был закрыт. После закрытия церкви о. Борис продолжал окормлять своих духовных детей. Был несколько раз арестован и пребывал в тюрьмах.
20 Святитель Тихон был освобожден из тюремного заключения 14.06.1923 г.
21 Владыка Иларион был в последний раз арестован в ноябре 1923 г. и до самой смерти находился в заключении.
22 Священномученик, митрополит Серафим (Чичагов Леонид Михайлович; 1856— 11.12.1937). В 1905 г. хиротонисан во епископа Сухумского, викария Харьковской епархии. С 1906 г. епископ Орловский и Севский; с 1908 г. епископ Кишиневский и Хотинский; с 1912 г. архиепископ. С 1914 г. архиепископ Тверской и Кашинский; в конце 1917 г. уволен от управления епархией. Член Священного Собора 1917—1918 гг., председатель Отдела о монастырях и монашестве. В 1918 г. назначен на Варшавскую кафедру, но для управления епархией выехать не смог. В 1921 г. арестован. В 1922—1924 гг. в ссылке. В 1928—1933 гг. митрополит Ленинградский. Расстрелян. Причислен к лику святых в 1997 г.
23 Официальная версия мученической кончины владыки Илариона — смерть от сыпного тифа. Но данная версия вызывает большие сомнения. Протоиерей Михаил (Польский) пишет о письме владыки Илариона, в котором он говорит: «Я тяжело болен сыпным тифом... в
субботу 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни) вряд ли перенесу» (Польский Михаил, прот. Новые мученики российские. Т. 1. С. 133). В данном случае неясно, по какому стилю указана дата 15 декабря. В письме протоиерея Владимира Страхова, присутствовавшего на погребении, говорится, что владыка прибыл из Соловков тяжело больным на Введение, т. е.
4 декабря по н. ст., он же пишет, что владыка был помещен в тифозный вагон, где к тому же его обокрали, и он, раздетый, был привезен на пересыльный пункт в суровый мороз, что уже само по себе являлось убийством (Письмо протоиерея В. Страхова // Московский церковный голос. 1993. № 4). Кризис болезни в результате сыпного тифа наступает через две недели после заболевания, т. е. около 15 декабря по н. ст. Поэтому можно предполагать, что кризис болезни могучий организм архиепископа перенес. Но большинство мемуаристов ошибочно считают, что дата 15 декабря, указанная протоиереем М. Польским, указана по ст. ст., т. е. 28 декабря по н. ст., отсюда делают вывод, что причиной кончины явился сыпной тиф, т. е. Владыка не перенес кризис болезни, что не верно. Так, соузник архиепископа по Соловецкому лагерю пишет: «архиепископ Иларион (Троицкий), умерший после двойного срока (3+3 г.) в Петрограде от тифа, отравлен — досконально известно (выделено автором. — Ред.)» (Феодосии (Алмазов), архим. Мои воспоминания (записки Соловецкого узника). М., 1997. С. 85). Этой же версии придерживаются и другие мемуаристы-соловчане. Что же произошло за 13 дней, пока Господь не призвал к себе святильника веры? Осложнение, отравление? Во всяком случае не сыпной тиф, в крайнем случае осложнение в результате болезни. Интересны и документы о смерти, находящиеся в следственном деле. Так во врачебном свидетельстве о смерти указано: «основная или первичная болезнь — сыпной тиф» и дата смети — 28 декабря 1929 г., но в справке из тюремной больницы, переданной в ПП ОГПУ в JIBO сообщается, что «Троицкий Илларион Алексеевич 27/XII-29 г. в больнице умер. Приложение: врач. свид. о смерти № 23» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-43791. JI. 14, 15). Даты смерти в документах не совпадают. Открыто вынести смертный приговор власти не могли, но, возможно, постарались сделать все, чтобы устранить архиепископа.
Публикация, вступ. статья и примечания Н. А. Кривошеевой
Ключевые слова: Патриарх, управляющий Московской епархией, профессор, Московская духовная академиия, Донской монастырь, репрессии.
The Memoirs V. K.
The article is the first publication of the memoirs of an anonymous author about archbishop-martyr Ilarion (Troitskiy). The author of the memories was the friend of the archbishop. The material was passed to the publisher by E.A. Karmanov in the 1997-s. The publication by N.A. Krivosheeva.
Keywords: the Patriarch, the executive of the Moscow diocese, professor, Moscow Theological academy, the Donskoy Monastery, repression.