2009 История №3(7)
А.В. Гагарин
ВОСПОМИНАНИЯ ОДНОГО ИЗ УЧЕНИКОВ ПРОФЕССОРА З.Я. БОЯРШИНОВОЙ
На титульном листе книги «Человек в истории» (Томск, 1999) для меня весьма символичной по своему содержанию и значимости стала надпись сотрудников кафедры отечественной истории исторического ф-та ТГУ - «На память о первом университетском учителе З.Я. Бояршиновой». Эта книга всегда стоит у меня на полке среди книг по истории Сибири, Томска и напоминает мне о моем учителе. Действительно, обращаясь в памяти на девятом десятке лет жизни к своим счастливым студенческим годам, несомненно, в первую очередь вспоминаю моих незабвенных учителей З.Я. Бояршинову, А.И. Данилова, А.П. Бородавкина, И.М. Разгона. Считаю большим подарком судьбы то, что я стал студентом старейшего университета - ТГУ и учеником этих крупных ученых и замечательных педагогов. Они тогда определяли лицо сравнительно молодого еще историко-филологического факультета. Став сам вузовским преподавателем, я старался следовать во многом их примеру: тщательно готовясь к лекциям, практическим занятиям и к общению со студентами во внеучебное время.
Как и все студенты, слушал их прекрасные лекции, сдавал зачеты, экзамены. У Зои Яковлевны занимался в семинаре по истории Сибири, под ее руководством выполнял курсовые работы и дипломное сочинение. Яркие воспоминания оставила работа над «Книгой записной» - рукописью Тобольского кафедрального собора, - относящейся к середине XVI в. В тот период она еще не была издана и хранилась в Научной библиотеке ТГУ. Сколько сил и энергии было затрачено мной, чтобы прочитать и разобраться с текстом рукописи и найти то, что мне было необходимо. Целью было определить ценность «Книги записной» как исторического источника в изучении похода Ермака в Сибирь. Для студента III курса это было нелегко. Помогли недавние занятия по древнерусскому языку, который мне пришлось досда-вать при переходе из Новосибирского пединститута в ТГУ, кропотливая работа в «научке» по изучению трудов крупнейших ученых-историков Н.И. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, отразивших эпоху Ивана Грозного, деятельность Строгановых на Урале, на службу к которым был приглашен Ермак, положение Сибири того периода. Обратиться к архивным материалом в тот период еще не имел возможности, да такой цели и не ставил мой руководитель. Да и что мог сделать студент-третьекурсник, не имевший еще опыта научных исследований, чтобы определить ценность этого исторического источника. Работа меня увлекла, я приложил максимум усилий, чтобы выполнить задание своего руководителя. Это и увидела, по-видимому, Зоя Яковлевна и высоко оценила мое сочинение. Я же получил первые навыки научного исследования. Многое дала и работа в ее семинаре: обсуждение докладов своих товарищей, выражение своего мнения, опыт дискуссий и др.
А.В. Гагарин
В дипломной работе, выполненной под руководством Зои Яковлевны, были поставлены более важные задачи: определить ценность сибирских летописей (Ремезовская, Строгановская, «Книга записная» и др.) как источника для изучения истории Сибири. Это потребовало от меня еще более напряженной работы по изучению и анализу сибирских летописей и имеющейся литературы. Дипломная работа была защищена с оценкой «отлично». В целом же, эта работа была для меня хорошим уроком. Она дала необходимые навыки в работе с историческим источником и литературой. Они пригодились мне в последующем: в период обучения в аспирантуре, при подготовке диссертации, монографии и статей.
Помню, Зоя Яковлевна была весьма требовательна к нам при работе над историческими источниками, не терпела верхоглядства и скороспелой оценки их. Она требовала от нас вдумчивого анализа и аргументированного изложения своих мыслей, выводов. Эти требования относились и к изучаемой литературе. Зоя Яковлевна, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, суровость и излишнюю требовательность, имела ряд прекрасных человеческих качеств: доброта и честность, принципиальность и готовность оказать помощь словом и своим участием как нам, студентам, так и своим коллегам. В этом я убедился еще раз, став членом коллектива кафедры, во время пребывания в аспирантуре. Правда, как мне показалось, она несколько изменила свое отношение ко мне, после того как я сменил тематику своего исследования (история сибирского крестьянства в 20-е гг. XX в. - руководитель И.М. Разгон). Они стали, как мне казалось тогда, более официальными. Однако, когда в 1973 г. под ее редакцией была опубликована «Книга записная», она не забыла своего ученика и прислала мне экземпляр книги с дарственной надписью в память о моих студенческих занятиях над ней. Я был ей благодарен и храню эту книгу как драгоценный подарок. Зоя Яковлевна для меня была и осталась самым дорогим учителем, учителем с большой буквы и буду всегда помнить ее и ее уроки и наставления.