Научная статья на тему 'Воспоминания о Зое Алексеевне мальковой'

Воспоминания о Зое Алексеевне мальковой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания о Зое Алексеевне мальковой»

воспоминания о зое алексеевне мальковой

***

учитель, перед именем твоим ...

для меня Зоя Алексеевна Малькова была и навсегда останется примером бескорыстного служения педагогической науке, порядочного, доброжелательного отношения к людям, честности и принципиальности. Я познакомилась с Зоей Алексеевной в 1984 году, когда приехала в Москву из Пятигорска для защиты кандидатской диссертации. И хотя за плечами был пятнадцатилетний стаж работы в качестве учителя, директора школы и заведующей курсами русского языка в Индии, на научном поприще я себя чувствовала недостаточно уверенно. З.А. Малькова помогла мне по-новому, в контексте задач сравнительной педагогики, посмотреть на исследуемую проблему, чтобы тема моего диссертационного исследования стала действительно актуальной и значимой для педагогической науки.

Когда я защитила кандидатскую диссертацию Зоя Алексеевна сказала: «А теперь - вперед! Надо еще многое изучить для того, чтобы понять, как развиваются тенденции реформирования образования в современной школе Индии, осознать взаимосвязь традиций и инноваций в теории и практике индийского образования в контексте мирового образовательного процесса, а затем предложить российскому педагогическому сообществу эффективные способы обновления школы с учетом результатов проведенного исследования».

И началась увлекательная научно-исследовательская деятельность под руководством Зои Алексеевны. Я снова поехала в Индию, изучала государственные документы об образовании, знакомилась с теориями выдающихся индийских ученых и встречалась с современными исследователями, посещала школы, беседовала с учителями и учащимися. А Зоя Алексеевна ставила передо мной все новые и новые вопросы, заставляла снова и снова осмысливать педагогическую реальность, всегда была готова помочь и советом, и необходимой литературой. в результате этой кропотливой работы я защитила докторскую диссертацию. А две мои монографии по реформированию образования в Индии хранятся в Библиотеке Конгресса сША. Я считаю, что в этом большая заслуга З.А. Мальковой, т.к. она была требовательным, строгим научным руководите-

лем, учила нас, своих учеников, четко, логично и обоснованно излагать научные суждения.

А Зоя Алексеевна не позволяла успокоиться и расслабиться. Она ставила передо мной новые задачи.

По предложению академика З.А. Мальковой в 2006 году на базе Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) был создан Научно-исследовательский центр сравнительной педагогики, который стал координирующим и консультативным органом для педагогического сообщества Северного Кавказа. Благодаря участию З.А. Мальковой ученые ПГЛУ одними из первых в России приступили к научному обоснованию такой важной для Северного Кавказа проблемы, как поликультурное образование. В 1997 году при поддержке академика Мальковой, а также Академии педагогических и социальных наук на базе нашего университета была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное образование: проблемы и перспективы» (Грант РГНФ № 97-06-14025). В конференции приняли участие известные деятели науки и образования Северного Кавказа, ученые Российской академии образования и Академии педагогических и социальных наук, представители Министерства РФ по делам национальных отношений и Бюро ЮНЕСКО в России.

Широкое сотрудничество ученых и практиков из различных областей гуманитарного знания позволило обеспечить междисциплинарный подход к определению сущности и основных направлений поликультурного образования в России. В соответствии с принятыми на конференции рекомендациями в 1999 году в соавторстве с З.А. Мальковой была разработана и опубликована Концепция поликультурного образования школьников (Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. - Пятигорск: ПГЛУ, 1999), а в 2003 г. - Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации (Ю.С. Давыдов, Л.Л. Супрунова).

Зоя Алексеевна считала, что нам надо использовать в своей работе опыт американских педагогов по поликультурному образованию, поскольку США одними из первых приступили к решению этой проблемы и достигли значительных результатов в консолидации общества на основе идей мультикультурализма. По совету З.А. Мальковой я приняла участие в конкурсе по обмену региональными учеными, организованном Американским советом по международному образованию, и, выиграв

грант, в 2002 году имела возможность познакомиться с деятельностью вузов и школ в Южной Джорджии, Вашингтоне и Нью-Йорке по поликультурному образованию. Этот опыт успешно используется в образовательных учреждениях Северного Кавказа и других регионов России.

Зою Алексеевну хорошо знали и любили на Северном Кавказе. Она часто и охотно участвовала в научно- практических конференциях и конгрессах, которые проводятся в нашем регионе, интересовалась историей и культурой Северного Кавказа, восхищалась обычаями и традициями кабардинцев и черкесов, балкарцев и карачаевцев, осетин и народов Дагестана. Академик Малькова охотно встречалась со студентами нашего региона, оказывала большую помощь учителям в научном обосновании их практической деятельности, в повышении теоретико-методологического уровня педагогических исследований. Её яркие и увлекательные лекции, беседы, выступления на научных форумах всегда были понятны и близки слушателям и вместе с тем основаны на фундаментальных знаниях, компетентном анализе педагогической реальности.

Трудно представить, как бы сложилась моя научная судьба, если бы я не встретила на своем пути Зою Алексеевну Малькову.

Л.Л.Супрунова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук.

***

о встречах с з.а. мальковой

Мы, студенты конца 60-х - начала 70-х годов впервые услышали имя Мальковой Зои Алексеевны на лекциях по курсу «Сравнительная педагогика». С этим именем и выставкой образования США, привезенной в Москву, у нас появилась возможность что-то узнать об образовании за рубежом.

Мне, учителю с 20-летним педагогическим стажем и образованием педагогического психолога, поручено было создать психолого-педагогическую службу в системе образования. И в мою профессиональную жизнь

вошла Малькова Зоя Алексеевна - доктор педагогических наук, академик РАО, член-корреспондент зарубежных университетов.

Зоя Алексеевна учила психологов, педагогов, директоров школ, специалистов и руководителей управления округа методам гуманной, нерепрессивной педагогики. Она учила учителей любить и уважать ученика даже тогда, когда он плохо усваивает преподаваемый ими предмет, что психологически бывает трудно для учителя.

В течение нескольких лет, пока позволяло здоровье, Зоя Алексеевна проводила встречи с педагогами, специалистами и руководителями управления образования в нашем Юго-Западном округе. Она учила нас прежде всего уважать себя. В системе советского образования существовало утверждение, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. Это утверждение было мерилом качества работы учителя. Благодаря общению с Зоей Алексеевной учителя понимали, что в условиях индустриальной школы с одинаковыми требованиями, программами и временем обучения, невозможно всех учеников обучить с высоким результатом. Зоя Алексеевна, щедро делясь знаниями зарубежной педагогики, предупреждала, что нельзя механически переносить чужой опыт в нашу систему, что при изучении чужого опыта требуется критический анализ результатов его внедрения, что наш собственный опыт имеет тоже много хорошего, от которого ни в коем случае нельзя отказываться в угоду так называемым инновациям. Сама жизнь Зои Алексеевны, ее биография была легендой, а для молодых специалистов примером того, что человек может очень многого достичь, если он внутренне свободен и раскрепощен.

Во времена чиновничьего нигилизма профессиональное чувство собственного достоинства, заложенное Мальковой Зоей Алексеевной и ее научными последователями, помогает сохранить идею истинных ценностей и ориентиров в образовании. Об этом свидетельствуют появившиеся в последнее время научные статьи и выступления в прессе Ямбурга Е.А., доктора педагогических наук, Кумариной Г.Ф., доктора педагогических наук, Щербо Ирины Николаевны, кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя РФ, Куликовой Е.Ф., Заслуженного учителя РФ, заместителя директора специальной школы для детей с девиантным поведением и т. д.

Кузнецова Татьяна Васильевна, методист окружного методического центра Юго-Западного управления Департамента образования г.Москвы, заслуженный учитель РФ

***

эти уроки не забыть

В 90- годы, работая в Министерстве образования, мне пришлось заниматься проблемами профилактики правонарушений учащихся. Для выработки новых подходов к воспитанию и обучению трудных детей и подростков был создан ВНИК « Государственная система социальной помощи семье и детству: кадры, психологическая и правовая поддержка». Одной из задач ВНИКа была разработка нормативно-правовых документов, которые бы регламентировали организацию педагогического процесса для обучения таких детей.

В составе ВНИКа этим занималась группа ученых под руководством в то время еще кандидата педагогических наук, ныне доктора, профессора Кумариной Г.Ф. из Института общей педагогики АПН СССР, который возглавляла профессор Малькова З.А.

Как директор и как ученый с мировым именем Зоя Алексеевна была предельно занята. Однако она находила время и силы авторитетно влиять на процесс признания теории компенсирующего обучения и тем самым способствовала внедрению ее в образовательную практику.

Вспоминаю первую встречу с Зоей Алексеевной в ее кабинете. Она была сдержанна, эмоционально недоступна, пока не поняла серьезность намерений и совпадение позиций. А далее, уже в деловом общении, мы увидели и другого человека, заинтересованного, неформального, азартного, но внешне сдержанного. В ее характере сочеталось достоинство и мужество человека, защищавшего в составе женской авиационной эскадрильи Родину от немецких завоевателей, и женское обаяние.

Мои отношения с Зоей Алексеевной в дальнейшем переросли в творческую и товарищескую дружбу. Она оставила директорское кресло. Я ушла из министерства и создала один из первых детских государственных психологических центров. И здесь доктор педагогических наук Малькова З.А. стала одним из востребованных учителей для первых школьных психологов, собиравшихся на семинары, конференции в Центре на Ленинском проспекте. Она давала такие мастер-классы! Она, казалась бы, педагог из советских времен, потрясающе эмоционально вносила новую струю в свои встречи с психологами, заражала их новым видением педагогических ситуаций. Это сейчас многое понятно, а тогда для ее слушателей многое было откровением. Эти уроки не забыть.

ЕФ.Куликова, Заслуженный учитель РФ, Ноябрь 2011 год

***

УРОКИ УЧИТЕЛЯ

далеко не каждому, увы, довелось встретить во взрослой жизни человека, с которого бы хотелось брать пример, который бы служил образцом - образцом чести, совести, благородства, глубочайшей порядочности, скромности. И одновременно мужества, смелости, принципиальности в постановке и решении проблем. В моей жизни таким человеком была Зоя Алексеевна Малькова, в то время директор института, в котором мне довелось много лет работать.

Ярко вспоминается один эпизод как главный урок Учителя. Очень непростым было становление того направления педагогической мысли и образовательной практики, которое в 80-90-х годах ушедшего столетия активно стучалось в дверь научной и практической педагогики; направления, связанного с разработкой принципов, форм, методов обучения в школе детей, выпадающих из традиционного образовательного процесса - детей риска школьной дезадаптации. Ряд авторитетных представителей общей педагогики были категорически не согласны с обосновываемой нашим ВНИКом установкой на необходимость индивидуализации, дифференциации обучения с учётом готовности детей к обучению, их общих и специальных способностей. А также представители дефектологической ветви педагогического знания категорически не принимали какой-либо иной взгляд на детей, кроме как их деления на больных и здоровых. дети пограничной группы по своему физическому, психическому, социально-психологическому статусу в эту классификацию не вписывались. И каждый раз после какой-либо заметной публикации в научной или периодической печати, семинара или конференции, которые ежегодно проводились в рамках проводимой на том этапе широкой опытно-экспериментальной работы по обозначенному направлению, и в педагогической среде получали определённый резонанс, мне приходилось стоять «на ковре» то у вице-президентов Академии, то у зам. министров, давая объяснения по поводу поступившего письма с доказательствами вредности и антинаучности проводимой нами работы.

Поскольку вызовы «на ковёр», естественно, поступали на имя директора института, каждый раз Зоя Алексеевна приглашала меня к себе для разговора и видя мое нежелание в очередной раз объясняться, спокойно и увещевательно говорила: «Галина Федоровна, вы, конечно, и в этот раз пойдёте. И пойдёте не для того, чтобы защитить направление, в рамках которого работает Ваша группа, свою научную честь, а для того, чтобы

защитить те сотни тысяч детей, которые сегодня страдают в школе, и которых защитить некому». Конечно, отмахнуться от этого аргумента было нельзя. И сегодня понимаю, что в нём, как в капельке воды, нашла отражение красота и мощь личности Учителя.

Именно Зоя Алексеевна добилась того, чтобы в институте в 1987г. была открыта новая, впервые созданная в рамках АПН лаборатория кор-рекционной педагогики. Её непререкаемый человеческий и научный авторитет внёс свою неоценимую лепту и в становление этого направления научной мысли, и в выход в свет нормативно-правовых актов, регламентирующих практику создания и функционирования классов компенсирующего обучения для детей риска школьной дезадаптации, и во введение в систему педагогического образования новой специальности, призванной готовить педагогов для работы в таких классах. А самое главное, в то, что в Законе 1992 г. «Об образовании» впервые появился в качестве принципа государственной политики в этой отрасли принцип «адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

Зоя Алексеевна никогда не была кабинетным учёным. С её колоссальной научной продуктивностью поразительно сочеталась огромная, с полной самоотдачей просветительская деятельность. И надо было видеть, с каким обожанием её встречали и слушали педагоги Нижневартовска и Краснодара, Иркутска и Новгорода, Ханты-Мансийска и Пензы, Москвы и Петербурга. С каким почтением и уважением относились к ней ёё зарубежные коллеги и друзья.

Сегодня Зои Алексеевны нет с нами. Но это не мешает ей жить в моём сердце, сверять свои позиции с её отношением к жизни и работе. Таких людей на своём жизненном пути мне больше встретить не довелось.

Г. Кумарина, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой адаптивного образования ГОУ дПо «Педагогическая академия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.