Научная статья на тему 'ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА ВГСПУ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ'

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА ВГСПУ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Передельская Светлана Александровна, Симонова Любовь Борисовна

Рассматриваются актуальные вопросы создания воспитывающей среды вуза, соответствующей целям и ключевым задачам формирования личности студента - будущего педагога. Под воспитывающей средой педагогического вуза понимается среда, способствующая формированию у будущих педагогов социально значимых ценностей. Приводятся результаты эмпирического исследования восприятия воспитывающей среды ВГСПУ студентами и преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Передельская Светлана Александровна, Симонова Любовь Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF VSSPU AS AN OBJECT OF EVALUATION

The article deals with the topical issues of the formation of the educational environment of university corresponding to the purpose and the key tasks of the formation of the student's personality - future teacher. The educational environment of the pedagogical university is the environment supporting the development of the socially significant values of future teachers. There are given the results of the empirical study of the comprehension of the educational environment of VSSPU by students and lectures.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА ВГСПУ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ»

известия вгпу

С.А. ПЕРЕДЕЛЬСКАЯ, Л.Б. СИМОНОВА (Волгоград)

воспитывающая среда вгспу как объект оценки

Рассматриваются актуальные вопросы создания воспитывающей среды вуза, соответствующей целям и ключевым задачам формирования личности студента - будущего педагога. Под воспитывающей средой педагогического вуза понимается среда, способствующая формированию у будущих педагогов социально значимых ценностей. Приводятся результаты эмпирического исследования восприятия воспитывающей среды ВГСПУ студентами и преподавателями.

Ключевые слова: единство воспитания и обучения, воспитательная работа, воспитывающая среда, социально значимые ценности.

Необходимость усиления воспитательной миссии российского образования, повышения его эффективности на всех уровнях, включая высшее образование, закрепленная в требованиях Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» и Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, обусловливает актуальность рассмотрения воспитывающей среды образовательной организации высшего образования. Цели воспитательной работы образовательной организации исходят из ключевых задач воспитания, сформулированных в упомянутом выше законе: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Воспитание в педагогическом вузе рассматривается как системообразующий процесс, в котором происходит формирование педагога нового формата - готового к инновационной педагогической деятельности, к созданию условий для построения и реализации обучающимися собственных индивидуальных образовательных программ (планов), готовых осуществлять поддержку и сопровождение человека на любом возрастном этапе и в любой форме, способного выявлять, поддерживать и содействовать развитию одаренных детей [2]. Стоит отметить, что среди современных требований к будущему педагогу важнейшим является сформированность у него не только профессиональных компетенций, но и личностных качеств, ориентированных на гражданскую позицию, патриотизм, гуманистические ценности, т. к. именно студенчество является основным потенциалом интеллигенции, которая определяет содержание и характер будущего развития общества и государства [4]. Именно педагог задает те векторы, которым следует будущее поколение.

С учетом приоритетных задач подготовки выпускников к профессиональной психолого-педагогической деятельности и содержания компетентностной модели современного специалиста рассматриваются актуальные проблемы обеспечения единства обучения и воспитания студентов как мощного фактора повышения эффективности образовательного процесса в вузе [5]. В этой связи следует говорить о создании воспитывающей среды вуза, которая функционирует как субъект-субъектное и субъект-объектное взаимодействие. целью этого взаимодействия являются личностное становление и многоаспектная субъектная самореализация, приобретение человеком опыта освоения объектов воспитывающей среды. Воспитывающая среда, выступая частью социальной среды, специально создается в образовательных организациях педагогами-профессионалами. При этом воспитывающая среда, существуя во времени, пространстве и движении, оказывает многофакторное влияние на личность растущего человека, являясь, в частности, основой становления лидера [8].

Первичной воспитывающей средой для человека, вступающего в большой социум, можно считать семейную среду. Воспитывающая среда образовательной организации является второй по значимости. Она способствует не только формированию будущего граждани-

© Передельская С.А., Симонова Л.Б., 2021

на своей страны, но и обеспечению становления важных для будущего профессионала личностных качеств. Отличительными особенностями такой среды являются: наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе субъектного становления; многообразие осваиваемых субъектных ролей; личностная значимость среды для ее субъектов; ориентация на успех и лидерскую направленность как формы проявления самореализации субъектов среды; насыщенное взаимодействие субъектов среды; комплексная реализация личностных потребностей в функционирующих пространствах среды; педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в воспитывающей среде [8].

Функционирование воспитывающей среды образовательной организации во многом определяется ее традициями и авторитетами -как информационными, так и личностными. В среде возникают непререкаемые познавательные постулаты: законы, закономерности, образцы поведения, объединяемые в традиции, авторитетные люди, на которых равняются. Воспитывающая среда, как и любая среда вообще, существует во времени, пространстве и движении [10].

Современные исследователи обращаются к изучению среды вуза как одной из форм передачи и формирования культурных и профессиональных норм, ценностей, идеологических ориентиров. Например, Г.Г. Джавадян отмечает чрезвычайную важность восприятия вуза в качестве социально-культурной системы, чьи функции заключаются не только в подготовке человека к профессиональной деятельности. Автор отмечает, что образование должно реализовываться не только при помощи передачи различного рода знаний, но также путем приобщения к культурным ценностям. Изменение роли приводит к тому, что современный вуз все более превращается в самостоятельно развивающуюся организацию открытого типа. особенностью его взаимодействия со средой становится наличие связи с социокультурным пространством, интеграцией образования, науки, производства и культуры [3].

Изучая и моделируя воспитательную среду вуза, важно учитывать взаимовлияние и взаимодействие окружающей социальной среды и университетской образовательной среды. И.Ф. Бережная и Н.И. Вьюнова указывают, что еще С.Т. Шацкий обращал на это особое внимание. Он подчеркивал роль школы и педагогов в создании не только образовательной сре-

кие науки -

ды внутри учебного заведения, но и внешней социальной среды [1].

Г.С. Перевощикова, анализируя состояние развивающей воспитывающей среды в вузе, обращается к толкованию данного понятия В.А. Ясвиным. Развивая идеи проектирования и моделирования развивающей среды, он уточняет смысл понимания самого понятия «среда», ссылаясь на теорию возможностей Дж. Гибсона (1988). «Если в приводимых ранее определениях среды используются такие понятия, как "условия", "влияния", "факторы", то есть некие воздействия "активной" среды на "пассивного" человека (хотя и изменяющего эти воздействия в процессе своей жизнедеятельности, но только для того, чтобы затем вновь подвергнуться воздействию уже измененной среды), то Дж. Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду ("экологический мир" по Дж. Гиб-сону)» (цит. по: [6]). Г.С. Перевощикова обращает внимание на то, что В.А. Ясвин уделяет особое внимание возможности как «мостику» между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие. Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие [6]. Содержательно воспитывающая среда в первую очередь включает различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер воспитательных процессов в целом. По определению В.А. Сластенина и Г.И. Чи-жаковой, «структурными единицами воспитательной среды являются: пространственно-предметное окружение; субъектное окружение (социальные общности, субкультура, поливозрастные группы и т. д.); психологические факторы (особенности взаимодействия субъектов, характер и направленность деятельности, стиль преподавания, стиль общения и т. д.)» [7].

Под воспитывающей средой педагогического вуза мы понимаем среду, способствующую формированию у будущих педагогов социально значимых ценностей, которые можно подразделить на эстетические (предметно-пространственная среда); профессиональные (ценностно-смысловые основания педагоги-

известия вгпу

ческой профессии), гражданские (политические и правовые), патриотические и духовно-нравственные. Формирование социально значимых ценностей (гражданственности, патриотизма, духовности, нравственности), будущих педагогов образовательной организации высшего образования может проявляться в их мировоззрении через систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует нормативно-регулятивный механизм их жизнедеятельности и в предстоящей профессии (ценностно-деятельностный аспект). Формирование вышеуказанных ценностей также может происходить благодаря созданию благоприятного эмоционального климата и визуальной эстетики среды (предметно-эстетический аспект), благодаря созданию ситуаций, способствующих воспитанию, которые имеют патриотическую, духовно-нравственную направленность и являются частью профессиональной подготовки будущих педагогов (содержательный аспект).

В настоящее время активно осуществляется поиск новых современных подходов в формировании профессионального сознания, культуры будущего педагога. Для того чтобы такая работа была эффективной, важно знать, как видят сами студенты воспитывающий потенциал своего вуза, как воспринимают организуемую для них среду.

С целью диагностики восприятия воспитывающей среды в ВГСПУ было организовано анкетирование. В нем принял участие 661 человек из числа студентов и преподавателей. Обратимся к полученным данным.

Около 70% студентов ВГСПУ, а также более 80% преподавателей считают свой университет одним из значимых культурно-исторических центров города Волгограда. Более 70% респондентов согласны с тем, что ВГСПУ является одним из составляющих имиджа города Волгограда. В то же время около 30% респондентов сомневаются в значении ВГСПУ для общественной жизни города.

На основании полученных ответов можно предположить, что воспитывающая среда ВГСПУ воспринимается большинством студентов и преподавателей как важная часть окружающей социально-культурной среды города. Более того, ВГСПУ воспринимается как важная составляющая образовательного пространства не только региона и области, но и страны. Об этом говорят следующие данные:

более 80% студентов и 90% преподавателей уверены в том, что вуз является перспективной инновационной площадкой в подготовке будущих педагогов для региона и области. В вопросе о привлекательности вуза для абитуриентов страны студенты и преподаватели единодушны: около 70% респондентов считают вуз привлекательным для абитуриентов страны.

Представления о целях воспитательной деятельности в вузе у студентов и преподавателей в некоторых аспектах значительно отличаются. Например, 80% преподавателей считают, что целью воспитательной деятельности в вузе является формирование гражданской позиции будущего педагога, а также его профессиональное самоопределение. С этим согласны только 40% студентов. Этот факт нуждается в дальнейшем исследовании. Наряду с этим более 90% студентов и более 95% преподавателей уверены в том, что программа воспитания будущих педагогов должна быть ориентирована на формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности, на развитие личностных качеств, необходимых в профессии. Около 80% и студентов, и преподавателей согласны с тем, что вуз должен формировать готовность будущего педагога к организации воспитательной деятельности в школе.

Данные опроса в целом подтвердили важность развития студенческого самоуправления и волонтерской деятельности для формирования воспитательной среды вуза. Так, 80% и студентов, и преподавателей считают, что студенческое самоуправление является ориентиром в профессиональном воспитании будущего педагога.

80% преподавателей и более 85% студентов уверены в том, что создание воспитывающих ситуаций/мероприятий преподавателями, а также реализация студенческого самоуправления способствует профессиональному воспитанию будущего педагога. А вот в том, что работа куратора/наставника и социально-психологической службы, участие в волонтерской деятельности сопровождает процесс профессионального воспитания будущего педагога, уверено только 60% преподавателей и 70% студентов (на момент опроса социально-психологическая служба еще не приступила к работе, поэтому, возможно, в ответах студентов присутствует желательное положение вещей). Вероятно, часть преподавателей смущает возможность переключения внимания студентов на волонтерскую деятельность, кото-

педагогические науки

рая, по их мнению, может отвлекать студентов от учебы.

Взаимодействие деканатов, студентов и студенческого актива, с одной стороны, оценивается единодушно высоко: 70% преподавателей и студентов считает, что такое взаимодействие в ВГСПУ организовано на должном уровне. В то же время остаются 30% респондентов, которые сомневаются в этом в той или иной степени. Это может означать, что дальнейшее развитие системы взаимодействия деканатов, студентов и студенческого актива содержит в себе потенциал для дальнейшего совершенствования воспитывающей среды ВГСПУ.

Таким образом, можно констатировать, что воспитывающая среда ВГСПУ, по мнению студентов и педагогов, находится на высоком уровне развития. Вуз воспринимается значительной частью студентов и преподавателей как важная часть культурно-пространственной среды города, региона, сраны. Воспитательная деятельность в вузе, включающая в себя развитие самоуправления и волонтерскую деятельность, положительно воспринимается большинством педагогов и студентов и оказывает непосредственное влияние на подготовку будущих педагогов к профессиональной деятельности. Вместе с тем имеются возможности для дальнейшего развития системы формирования гражданской позиции будущего педагога, совершенствования взаимодействия деканатов, студентов и студенческого актива.

список литературы

1. Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды [Электронный ресурс] // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования. 2008. № 1. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/ pdf/educ/2008/01/berezhnaya.pdf (дата обращения: 06.04.2021).

2. Валюк Е.П., Петрова Т.И., Пилипчев-ская Н.В. Мониторинговые исследования по изучению воспитательного пространства университета [Электронный ресурс] // Вестн. Красно-яр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2013. № 2(24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ monitoringovye-issledovaniya-po-izucheniyu-vospita telnogo-prostranstva-universiteta (дата обращения: 06.04.2021).

3. Джавадян Г.Г. Основные концепции конструирования организационной культуры современного высшего учебного заведения [Электронный ресурс] // Социосфера. 2011. № 3. URL: https:// psyj ournals.ru/files/46821/Sociosphera_2011_n3_Java dyan.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

4. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2007. URL: http://core.ac.uk/download/pdf/197457373.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

5. Новиков В.Н. Генезис обучения и воспитания как единого процесса формирования личности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Т. 5. M 5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Novikov.shtml (дата обращения: 09.07.2021).

6. Перевощикова Г.С. Значение развивающей (воспитывающей среды) в вузе для формирования профессионального самосознания студентов [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. Т. 14. URL: http://e-koncept.ru/2014/64080.htm (дата обращения: 06.04.2021).

7. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. М., 2003.

8. Тихомирова Е.И. Воспитывающая среда образовательного учреждения как объект управления [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2003, июль-декабрь. URL: http://www. emissia.org/offline/2003/925.htm (дата обращения: 08.08.2021).

9. Тихомирова Е.И. Сущностная характеристика воспитывающей среды образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных наук: спецвып. 2003, сент. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/ dop/2003_1_05.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

* * *

1. Berezhnaya I.F., V'yunova N.I. Vospitatel'nyj potencial universitetskoj obrazovatel'noj sredy [Elek-tronnyj resurs] // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya. 2008. M 1. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2008/01/berezhna ya.pdf (data obrashcheniya: 06.04.2021).

2. Valyuk E.P., Petrova T.I., Pilipchevskaya N.V. Monitoringovye issledovaniya po izucheniyu vospi-tatel'nogo prostranstva universiteta [Elektronnyj resurs] // Vestn. Krasnoyar. gos. ped. un-ta im. V.P. As-tafeva. 2013. M 2(24). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/monitoringovye-issledovaniya-po-izucheniyu-vospitatelnogo-prostranstva-universiteta (data obrashcheniya: 06.04.2021).

3. Dzhavadyan G.G. Osnovnye koncepcii kon-struirovaniya organizacionnoj kul'tury sovremennogo vysshego uchebnogo zavedeniya [Elekt-ronnyj resurs] // Sociosfera. 2011. M 3. URL: https://psyjournals.ru/ files/46821/Sociosphera_2011_n3_Javadyan.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2021).

известия вгпу

4. Zhogoleva O.R. Vliyanie vneuchebnoj vospi-tatel'noj deyatel'nosti vuza na process socializacii stu-dencheskoj molodezhi [Elektronnyj resurs]: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Tyumen', 2007. URL: http://core.ac.uk/download/pdf/197457373.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2021).

5. Novikov V.N. Genezis obucheniya i vospita-niya kak edinogo processa formirovaniya lichnosti [Elektronnyj resurs] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2013. T. 5. № 5. URL: https:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Novikov.shtml (data obrashcheniya: 09.07.2021).

6. Perevoshchikova G.S. Znachenie razvivayush-chej (vospityvayushchej sredy) v vuze dlya formiro-vaniya professional'nogo samosoznaniya studentov [Elektronnyj resurs] // Koncept. 2014. T. 14. URL: http://e-koncept.ru/2014/64080.htm (data obrashcheniya: 06.04.2021).

7. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: ucheb. posobie. M., 2003.

8. Tihomirova E.I. Vospityvayushchaya sreda obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak ob»ekt uprav-leniya [Elektronnyj resurs] // Pis'ma v Emissiya. Offlajn. 2003, iyul'-dekabr'. URL: http://www.emi ssia.org/offline/2003/925.htm (data obrashcheniya: 08.08.2021).

9. Tihomirova E.I. Sushchnostnaya harakteristi-ka vospityvayushchej sredy obrazovatel'nogo uch-rezhdeniya [Elektronnyj resurs] // Aktual'nye prob-lemy gumanitarnyh nauk: specvyp. 2003, sent. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/dop/20 03_1_05.pdf (data obrashcheniya: 17.05.2021).

10. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot mo-delirovaniya k proektirovaniyu. M., 2001.

Educational environment of VSSPU as an object of evaluation

The article deals with the topical issues of the formation of the educational environment of university corresponding to the purpose and the key tasks of the formation of the student's personality -future teacher. The educational environment of the pedagogical university is the environment supporting the development of the socially significant values of future teachers. There are given the results of the empirical study of the comprehension of the educational environment of VSSPU by students and lectures.

Key words: unity of upbringing and education, educational work, educational environment, socially significant values.

(Статья поступила в редакцию 15.08.2021)

Э.и. бахтеева, с.в. геркушенко

(Волгоград)

персонализированная образовательная среда как эффективное условие профессиональной подготовки будущего педагога

Рассматривается проблема создания персонализированной образовательной среды в системе профессионального образования будущих педагогов. Обосновываются методологические основы построения персонализированной образовательной среды в условиях педагогического вуза. Предлагается модель интерактивной персонализированной среды в подготовке современного педагога в условиях образовательного партнерства.

Ключевые слова: образовательная среда, персонализированная среда, профессиональная подготовка, персонализация, soft skills, сопровождение.

Основная цель образования на современном этапе - развитие творческой, инициативной, мотивированной личности, а не только формирование знаний и умений. В связи с этим необходимо пересмотреть систему подготовки будущих педагогов. Согласно целевым ориентирам Минпросвещения России, на педагогические вузы сегодня ложится двойная задача: с одной стороны, необходимо кардинально перестроить профессиональную подготовку будущих педагогов, обеспечив формирование педагога новой формации, обладающего инновационным мышлением, владеющего современными образовательными технологиями, способного организовать образовательный процесс с учетом требований информационного общества и обеспечить функционирование образовательной системы в режиме развития, с другой стороны - педагогические вузы сами должны стать источниками педагогических инноваций, поэтапно реализуя проекты, направленные на развитие индивидуальных образовательных траекторий и проектной деятельности обучающихся, внедрение информационно-коммуникационных технологий, формирование инновационных образовательных систем. Создание единой образовательной среды, целостного пространства, ко-

© Бахтеева Э.И., Геркушенко С.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.