Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал учебного занятия в контексте реализации ФГОС'

Воспитательный потенциал учебного занятия в контексте реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3628
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONAL RESULT OF LEARNING / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / УРОК / LESSON / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович, Бурлакова Елизавета Сергеевна

В данной статье мы рассматриваем современное образование с точки зрения раскрытия его воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал определяется нами как специально организованное, развивающееся в рамках определенной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребёнком своих собственных способностей и интересов. Воспитывающий успех учебного занятия зависит от эмоционального фона в процессе общения. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано, они успешно выполняют задания, радуются своему успеху и успеху других. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе. Тогда он проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. Сегодня учитель не стремится максимально использовать воспитательный потенциал учебного занятия. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным. В результате, функция воспитания в школах возложена на классных руководителей и педагогов-организаторов, но не на учителей-предметников, которые ведут в школе только образовательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF TRAINING IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF FSES

In this article we look at modern education from the point of view of disclosure of its educational potential. Educational potential is defined as a specially organized, developing in a particular system of interaction of teachers and pupils, carried out for the purpose of equal opportunities, on the one hand, and on the other hand, to implement each child's own needs, abilities and interests. Bringing success of the training depends on the emotional background in the process of communication. To determine if you have achieved the educational aim of the lesson is to look at children: they are active in, their eyes burning, the gathered attention, they successfully perform the task, rejoice in his success and success of others. Promising the same outcome is possible if this work is done in the system. Then he goes through three essential stages: consciousness, feelings, actions. Unfortunately, the teacher strives to use educational potential of the lesson. It leads to the fact that the implementation of the process of education in the classroom actually becomes optional. As a result, the function of education in schools assigned to class teachers and teachers-organizers, but not subject teachers who are lead educational activities only.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал учебного занятия в контексте реализации ФГОС»

УДК 372.881.111.1

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© 2016

Нечаев Михаил Петрович, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

воспитательных систем Бурлакова Елизавета Сергеевна, аспирант ГБОУ ВО МО Академия социального управления, Москва (Россия)

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем современное образование с точки зрения раскрытия его воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал определяется нами как специально организованное, развивающееся в рамках определенной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребёнком своих собственных способностей и интересов. Воспитывающий успех учебного занятия зависит от эмоционального фона в процессе общения. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано, они успешно выполняют задания, радуются своему успеху и успеху других. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе. Тогда он проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. Сегодня учитель не стремится максимально использовать воспитательный потенциал учебного занятия. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным. В результате, функция воспитания в школах возложена на классных руководителей и педагогов-организаторов, но не на учителей-предметников, которые ведут в школе только образовательную деятельность.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, личностный результат образования, воспитание, потенциал, воспитательный потенциал, урок, современное образование.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF TRAINING IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF FSES

© 2016

Nechaev Mihail Petrovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of educational systems The Academy of Public Administration, Moscow (Russia) Burlakova Elizaveta Sergeevna, post-graduate student The Academy of Public Administration, Moscow (Russia)

Abstract. In this article we look at modern education from the point of view of disclosure of its educational potential. Educational potential is defined as a specially organized, developing in a particular system of interaction of teachers and pupils, carried out for the purpose of equal opportunities, on the one hand, and on the other hand, to implement each child's own needs, abilities and interests. Bringing success of the training depends on the emotional background in the process of communication. To determine if you have achieved the educational aim of the lesson is to look at children: they are active in, their eyes burning, the gathered attention, they successfully perform the task, rejoice in his success and success of others. Promising the same outcome is possible if this work is done in the system. Then he goes through three essential stages: consciousness, feelings, actions. Unfortunately, the teacher strives to use educational potential of the lesson. It leads to the fact that the implementation of the process of education in the classroom actually becomes optional. As a result, the function of education in schools assigned to class teachers and teachers-organizers, but not subject teachers who are lead educational activities only.

Keywords: federal state educational standard, personal result of learning, education, potential, educational potential, lesson, modern education.

Преобразования в обществе влекут за собой значительные перемены в сфере школьного образования. Сегодня ученые, методисты и практики ищут эффективные пути, средства и технологии подготовки обучающихся к жизни. Огромная роль в такой подготовке отводится образовательным организациям.

При этом базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это нас ориентируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. «Его расположение в образовательном процессе становится регентальным (ведущим)» [1, с. 22]. Содержание современного образования обогащается не только новыми знаниями, но и новыми процессуальными умениями, компетенциями. Важнейшей составляющей становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учащимися. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению

нравственного образа человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума [2].

В условиях реализации ФГОС школа призвана уделять особое внимание воспитанию и, соответственно, достижению личностного результата. Итогом целенаправленной воспитательной деятельности является всесторонне образованная личность, способная самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, брать ответственность за свои поступки, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Для достижения воспитательных результатов в школах происходит непрерывный поиск новых приемов и форм, позволяющих объединить в единый процесс работу по воспитанию, развитию и образованию учащихся на всех ступенях обучения.

Личностный результат обучения предполагает формирование современной мобильной коммуникабельной личности, сохраняющей свою национальную идентичность и готовой к межличностному сотрудничеству. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Существует значительное число научных трудов, посвященных проблеме воспитательного потенциала различных видов деятельности. В современной педа-

гогике воспитательный потенциал рассматривается рядом авторов: Е.В. Ароновой, А.А. Мелик-Пашаевым, А.А. Юриковым и др.; исследователями вводятся понятия: виды потенциалов социальных движений (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), воспитательный потенциал молодёжных объединений (Д.Э. Симонов), эмоциональный потенциал коллектива (А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник), воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (И.В. Герлах, Г.В. Дербенёва, С.В.Тетерский) и др.

В понятийном поле рассматриваемой нами проблемы одним из ведущих понятий выступает понятие «потенциал», которое является междисциплинарной категорией, используемой в самых различных отраслях знаний. Понятие «потенциал» в широком, социальном смысле определяется как «...совокупность возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [3, с. 215-216].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что единства в определении и содержании понятия «воспитательный потенциал» нет. Характеристика структурных элементов воспитательного потенциала урока варьируется в зависимости от точки зрения авторов на сущность анализируемой категории, от целей и задач исследования. Воспитательный потенциал урока рассматривается как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д.

По мнению Г.И. Белошапка, воспитательный потенциал урока есть определенная целостность социально-психологических факторов, обуславливающих позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Его общие характеристики предопределены возможностью реализации на уроке прав ребенка, и освоения им социальной роли; особенностями взаимоотношений детей и взрослых; своеобразием микрокультуры [4 , с. 24].

С точки зрения И.В. Герлах, воспитательный потенциал - это способность к творчеству, обеспечивающая развитие личности в зависимости от ее возможностей и творческих способностей, а средства социально-культурной деятельности рассматриваются как инструменты достижения поставленных целей [3].

Г.В. Дербенева определяет воспитательный потенциал как реальные структурные условия для осознания личностью целей, перспектив урока, актуализации развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечения позитивной личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений. Структура воспитательного потенциала содержит следующие компоненты: социальная активность, самореализация личности и позитивно направленная деятельность детей [3].

Таким образом, мы делаем вывод, что в современной педагогике отсутствует единообразное использование терминов, характеризующих воспитательный потенциал. Особенностью трактовки понятия «воспитательный потенциал» в педагогике является его преимущественное рассмотрение с точки зрения основных тенденций становления и развития ценностной парадигмы воспитания [5]. Данные тенденции определены сущностными аксиологическими ориентирами функционирования авторских воспитательных систем, которые являются отражением общечеловеческих и этнокультурных норм социализации подрастающего поколения.

По мнению ученых, воспитание выполняет различные аксиологические функции: «трансляции культуры; сохранения своеобразия национальных традиций в условиях глобализации, унифицирующей культурное

многообразие; обеспечения стабильности общественной жизни путем передачи моральных норм, нравственных ценностей; социализации человека, его адаптацию к постоянно изменяющейся социальной ситуации» [6, с.180].

Мы рассматриваем воспитательный потенциал учебного занятия как специально организованное, развивающееся в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребёнком своих потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания. В современной педагогике воспитательные задачи имеют самостоятельное звучание и все активнее занимают приоритетные позиции: акцент на моральной сфере, нравственности, духовной культуре, активности, инициативности личности, ее социальном опыте, субъектности.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным тот факт, что учебное занятие являются определенным инструментом, через который подрастающее поколение заявляет о своих потребностях и намерениях.

Согласно определению в толковом словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой «воспитание - это планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения, а в соответствии с энциклопедическим словарем воспитание еще осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.» [7].

Воспитание, являясь деятельностью целенаправленного характера, определяет направления, методы и средства достижения поставленных целей. Целями воспитания являются ожидаемые результаты изменений человека, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, а определяются ценностными ориентирами, которые провозглашены обществом. Также необходимо отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма (воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ). Именно они и определяют собой цели воспитания во все времена. Они, главным образом, связаны с понятием морали и нравственности.

Сущность нравственного воспитания на современном этапе заключается в формировании системы отношений к самому себе, другим людям и обществу [8-15]. Оно способствует развитию чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Важно также формирование культуры поведения и дисциплинированности. Нравственное воспитание включает в себя вооружение учащегося знанием норм нравственности и морали, а также развитие у него поведения в соответствии с этими нормами, сформированное, главным образом, путем общения с взрослыми.

Готовясь к урокам, наибольшие затруднения учителя испытывают при формулировании именно воспитательных задач и планировании путей их достижения. Как правило, внимание акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения широко распространено в массовой практике. К сожалению, учитель не стремится максимально использовать эти возможности. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным. В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция

воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность [16].

На современном этапе обучения иностранному языку в школе главной целью является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся [17-20]. Задача учителя это создать условия для практического владения языком. Однако, не для кого не секрет, что интерес обучающихся к изучению иностранного языка необходимо постоянно культивировать. Отсутствие мотивации влечет снижение качества обученности учащихся. Использование традиционных методов преподавания сегодня не дает желаемых результатов, не позволяет выполнять требования, установленные ФГОС, и не может поддерживать интерес учащихся, а тем более в полной мере использовать воспитательный потенциал каждого учебного занятия. Чтобы совершенствовать и оптимизировать учебный процесс учитель вынужден дополнять и сочетать привычные методики с новыми технологиями в преподавании иностранных языков при этом, не забывая о воспитании. [22]

В каждом классе, программа составлена таким образом, что ученикам приходится обсуждать актуальные темы современного общества, имеющие нравственное содержание, проблемы взаимоотношений с родителями, друзьями. В теме 8 класса «Лучший друг мира, в котором ты живешь - ты сам» коммуникативные и учебные задачи занятия направлены на формирование активной жизненной позиции. А именно, рассказать о наиболее важных экологических проблемах планеты; нарисовать агитационный плакат, призывающий обратить внимание на экологические проблемы города; рассказать о том, как каждый может уменьшить количество выбрасываемого мусора; выразить и обосновать свое мнение на тему о том, как можно спасти Землю.

Читая тексты, получая разностороннюю информацию, обсуждая прочитанное, учащиеся формируют свое отношение к миру, обществу, учатся быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками общественной жизни. На уроке иностранного языка учащиеся знакомятся с традициями стран изучаемого языка, осваивают другую культуру и через ознакомление с «другой жизнью» они осуществляют проекцию своей жизни. Разумеется, в процессе изучения учебного материала, если не учитывать воспитательный потенциал, можно получить противоположный результат личностного развития: например учащиеся приобретают такое качество, как неуважительное отношение к людям, истории, традициям страны изучаемого языка. Несомненно, роль учителя как воспитателя неоценима. Для того чтобы воспитывать гражданина и патриота в соответствии с новой концепцией воспитания учитель и сам должен быть гражданином и патриотом. Воспитательный потенциал у иностранного языка, как учебного предмета, огромен. Ученик не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету обсуждения.

Воспитывающий успех учебного занятия зависит от эмоционального фона в процессе общения. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано, они успешно выполняют задания, радуются своему успеху и успеху других. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе. Тогда он проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. Только в этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях, поведении, взаимодействии, высказываниях [23]. Это и есть «воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного

наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка» [6, с.87].

Иностранный язык как предмет не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Знание иностранного языка само по себе мало обогащает человека, так как «важен не столько практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности» [6, с. 87]. Поэтому главная ценность каждого учебного занятия по иностранному языку заключается в его воспитательном потенциале.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нечаев М.П. Новые акценты воспитания в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. -2014. - № 7. - С. 20-23.

2. Нечаев М.П. Развитие воспитательного потенциала математического образования [Электронный ресурс] // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 4. / URL: http://www.articulus_info.ru (Дата обращения: 21.02.2016).

3. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

4. Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Вестник» Сургутского гос. пед. унив-та. -2010. - №1. - С.24.

5. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. - 2000. - №6. - С.28-34.

6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.

8. Святцева А.В. Формирование у студентов педагогического вуза компетентности в духовно-нравственном воспитании детей как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 144-147.

9. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. система инновационной работы школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 58-62.

10. Ванюхина Н.В., Григорьева О.В. Духовно-нравственное воспитание подростков в условиях православного лагеря // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 13-16.

11. Выдренкова А.А. Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 8-10.

12. Позднякова О.К. О методах формирования нравственного сознания студента - будущего учителя // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 44-49.

13. Мусханова И.В., Межидова Ф.В. Педагогические условия формирования духовно-нравственных идеалов средствами чеченской национальной литературы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 57-60.

14. Сильнова Ю.А. Формирование духовно-нравственной установки в образовательном процессе начальной школы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 147-151.

15. Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7-9.

16. Педагогика школы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. И.Т. Огородникова. - М.:

Просвещение, 1978. - 320с.

17. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.

18. Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.

19. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49-51.

20. Гайнуллина Л.Ф., Леонтьева Л.С. ПРАВО НА КОММУНИКАЦИЮ: ДОЛЖНОЕ И СУЩЕЕ // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 217-225.

21. Ермакова Т.Ф. Сравнительный анализ общекультурных компетенций бакалавров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 44-45.

22. Стандарты образования: [Электронный ресурс] // подготовка к ЕГЭ / URL: http://college.ru/pedagogam (Дата обращения: 21.02.2016).

23. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А.Караковский; А.И.Новикова, Н.Л.Селиванова; под ред. Н.Л.Селивановой. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед.об-во России, 2000. - 256с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.