Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал тьюторского сопровождения магистрантов'

Воспитательный потенциал тьюторского сопровождения магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С МАГИСТРАНТАМИ / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Олеся Алексеевна

В данной статье рассматривается проблема организации воспитательной деятельности при подготовке магистрантов по психолого-педагогическому и педагогическому направлению. Отмечается, что существенную роль в воспитательной деятельности выполняет тьютор. На основе анализа существующих информационного, социального, антропологического подходов к тьюторству выделены цели, задачи функции и содержание воспитательной деятельности тьютора. Опытным путем определены два ведущих направления деятельности тьютора: воспитание ответственного отношения магистрантов к процессу обучения и формирования социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал тьюторского сопровождения магистрантов»

УДК 378+37.0

Лаврентьева Олеся Алексеевна

Аспирант кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУВПО «НГПУ», [email protected], Новосибирск

воспитательный потенциал тьюторского сопровождения

магистрантов*

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема организации воспитательной деятельности при подготовке магистрантов по психолого-педагогическому и педагогическому направлению. Отмечается, что существенную роль в воспитательной деятельности выполняет тьютор. На основе анализа существующих информационного, социального, антропологического подходов к тьюторству выделены цели, задачи функции и содержание воспитательной деятельности тьютора. Опытным путем определены два ведущих направления деятельности тьютора: воспитание ответственного отношения магистрантов к процессу обучения и формирования социальной ответственности.

Ключевые слова: магистратура воспитательная деятельность с магистрантами, тьюторство, тьюторское сопровождение воспитательной деятельности, социальная ответственность.

Lavrentieva Olesya Alekseevna

Postgraduate student ofthe Department ofpedagogy and psychology of the Institute of history, humanities and social education at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk

the educationsl potential teachers of undegraduates*

Abstract. The article reveals the problem of educational activity organization in Master's degree students training in pedagogical and psychological directions. It underlines an essential role of a tutor. On the analysis basis of the current social, information and anthropological approaches in tutoring the article marks out the aims, objectives, functions and content of educational activity. Experience has shown two leading directions of tutoring: Master's degree students education for responsible educative process and interpersonal relations organization and formation of a professional-to-be social qualities. Keywords: Master's degree, educational activity with Master's degree students, tutoring, tutorial assistance in educational activity, social responsibility.

Переход высшего профессионального образования на двухуровневую подготовку студентов выдвигает ряд важных педагогических проблем, одной их которых является организация воспитательной деятельности в вузе. Последовательность образовательных процессов на этапах подготовки бакалавров и магистрантов требует соблюдения единства, целостности и усложнения процессов воспитания. Все это актуализирует необходимость научного осмысления особенностей воспитательной деятельности со студентами на современном этапе развития высшей школы. Кроме того, становится злободневным определение сущности, целей, содержания

и специфики воспитания на втором этапе получения профессионального образования. Объясняется это тем фактом, что отсутствуют теоретические разработки и не хватает опыта организации воспитательной деятельности с магистрантами.

Особую важность приобретает проблема воспитания в магистратуре по направлению психолого-педагогической и педагогической подготовки. Это обусловлено широко известным тезисом о том, что только воспитанный педагог может обеспечить успешное воспитание ребенка. Российские магистранты, открывающие новый этап подготовки профессионалов, должны иметь высокий уро-

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 13-06-00078а.

** Article is prepared with Russian Humanitarian Scientific Fund (RFH) support, the project № 13-06-00078а.

вень социальной ответственности, чтобы утвердить в общественном сознании важность и необходимость важность и необходимость массового постдипломного образования.

При организации воспитания магистрантов психолого-педагогического и педагогического направления необходимо учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, магистратура - это постдипломное образование, где магистрантами являются уже работающие специалисты. Казалось бы, они не нуждаются во включение в специально организованный воспитательный процесс. Однако, как доказано в педагогических исследованиях, становление личности происходит в течение всей жизни. Постоянные изменения социальных условий ведут к тому, что и взрослый человек нуждается «в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации» [4; с. 107].

Во-вторых, магистратура в высшем педагогическом учебном заведении предполагает развитие воспитательных компетентностей будущих специалистов. Поэтому организация воспитательного процесса самих магистрантов может стать образом и практикой организацией воспитательной деятельности с детьми.

В-третьих, в магистратуре продолжает стоять задача формирования профессиональной ориентации, стимулирования карьерного роста, развитие мотивации к профессиональной воспитательной деятельности с учетом личностных качеств, и, прежде всего социальной ответственности.

Ведущую роль в организации процесса воспитания магистрантов играют руководители магистерских программ и преподаватели вуза, которые являются экспертами научной деятельности магистранта [1; 181]. Вместе с тем, немаловажное значение в организации воспитательной деятельности имеет тьютор.

Тьютор - «специалист, владеющий способами и средствами содействия учащемуся в построении индивидуальной образовательной программы на основе эффективного использования доступных образовательных и воспитательных ресурсов» [6; с.13]. Тью-торство - это «одна из форм посреднического действия, с помощью, которой человек строит свой собственный образ» [2; с. 26]. Как утверждает Т.М. Ковалева, позиция тьютора приобретает особое значение в ус-

ловиях открытого образования, в котором образовательные функции несут на себе не только традиционные институты обучения и воспитания, но и практически все элементы социальной и культурной среды. В настоящее время в России наиболее полно представлены три практики тьюторства: тью-торство в дистанционном обучении (одной из ведущих технологий является «Развитие критического мышления через чтение и письмо»); тьюторство как сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов (методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио); тьюторство в открытом образовании («Дебаты», проектирование, социально-контекстное образование и др.).

Воспитательный потенциал, с нашей точки зрения, наиболее полно представлен в сопровождении индивидуальных образовательных маршрутах в процессе очной формы обучения. Это объясняется тем, что тьютор содействует не только процессу обучения магистрантов, но и межличностному общению и взаимодействию.

В настоящее время ведутся интенсивные исследования целей, функций и содержания деятельности тьюторов, позволяющие уточнить специфику воспитательной деятельности с магистрантами. Т.М. Ковалева выделяет три подхода к осуществлению тьюторского сопровождения, каждый из которых предполагает собственные основания для соорганизации различных образовательных и воспитательных предложений в индивидуальную образовательную программу и соответственно задает определенный тип тьюторского сопровождения.

Во-первых, это информационный подход, цель которого заключается в том, чтобы жить в информационном обществе и использовать все его возможности. Данное теоретическое положение позволяют утверждать, что воспитание магистранта теснейшим образом связано с социализацией, ведущим компонентом которого является освоение информационной среды. Тьютор может помочь магистрантам различить Интернет-технологии как средства обучения и как средства воспитания.

Во-вторых, это социальный подход, в котором главной целью образования становится умение жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и типы мыш-

ления. Основными качествами при этом становятся толерантность, умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, коммуникативность, умение работать в группе и т.д. Соответственно усилия тьюторов в этом случае направлены на разработку и использование таких открытых социальных технологий, которые затем позволят через открытое образование воссоздать институты гражданского общества. С нашей точки зрения, данный подход очень четко определяет цель воспитательной деятельности с магистрантами - развитие социальных свойств личности, позволяющих наиболее успешно осуществлять профессиональную деятельность. Как подчеркивает Т. А. Ромм, социальное воспитание в современном трансформирующемся обществе направлено на развитие социального потенциала человека, его субъектности и высокого уровня социальности [5].

В-третьих, это антропологический подход, по мнению Т.М. Ковалевой, позволяющий рассматривать тьюторскую практику как собственно сопровождение индивидуальной образовательной программы педагога. Магистратура в этом контексте представляется, в первую очередь, как пространство всевозможных ресурсов для образовательного движения индивида. Именно он, а никто другой, являясь заказчиком на свое образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несет за это ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.

Итак, воспитательная деятельность тьютора - это специально организованная деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития личности будущего специалиста, на совершенствование отношений между людьми как образа воспитательного взаимодействия с детьми, на актуализацию ресурсов самовоспитания и воспитательных ресурсов общества. Содержанием воспитательной деятельности тьютора выступает: формирование профессионально важных качеств личности, развитие социальной ответственности, обеспечение психологической поддержки и помощи магистранту в самоопределении, самореализации, творчестве, стремлении к независимости, самостоятельности, повышение личной ответственности.

В общем виде воспитательные задачи

тьютора могут быть сформулированы следующим образом: создание условий для обучающихся как:

- субъектов собственной учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности;

- субъектов, развивающих собственную профессиональную деятельность;

- субъектов, обеспечивающих самообучение и самовоспитание личности;

субъектов, концентрирующих внимание на социальной ответственности.

Результатом воспитательной деятельности тьютора является - подготовка востребованных обществом и работодателями квалифицированных специалистов в области образования, воспитания, владеющих всем комплексом методов психолого-педагогической деятельности посредством формирования у магистров способности к воспитательной деятельности с детьми.

К наиболее общим функциям тьютора можно отнести: во-первых, организацию, контроль и помощь в осуществлении миссии и целей магистрантов (в данном случае тьютор выступает, как соорганизатор, координатор учебного и воспитательного процессов). Во-вторых, организацию инициирования индивидуальных образовательных интересов и планов студентов (тьютор выступает здесь как фасилитатор, улучшая, в том числе и процессы самовоспитания). И, в-третьих, организацию конструирования будущей идентичности, проектирования и реализации индивидуальных образовательных и воспитательных стратегий и программ (в данном случае тьютор выступает как тренер, коучер).

Опыт нашей работы в качестве тьютора группы магистрантов по специальности «Социальная педагогика» позволяет выделить два ведущих направления деятельности: воспитание ответственного отношения магистрантов к процессу обучения и организация межличностных и профессиональных отношений в группе магистрантов. К наиболее эффективным формам работы по воспитанию ответственного отношения магистрантов к обучению следует отнести:

- оценивание имеющихся у магистрантов ресурсов для реализации учебных целей и разработка карты ресурсов магистранта, которая является отличным помощником не только по написанию научного труда, но и в ориентиро-

вании в стенах университета и поиска необходимой информации в электронной сети;

- выявление образовательных интересов и определение научных приоритетов магистрантов;

- координация взаимосвязи познавательных интересов и потребностей обучающихся с возможностями вуза и составление индивидуального плана научной и учебной работы магистранта;

- определение перечня информационной и консультативной работы;

- организация оптимальной структуры (модели) для коммуникаций (тьюториалы, индивидуальное консультирование);

- привлечение дополнительных образовательных и исследовательских ресурсов.

Организуя межличностные отношения в группе, тьютор ставит перед собой цель развития гуманистического потенциала будущего педагога, формирование таких социальных качеств, как доброжелательность, толерантность, эмпатия. Особое место в системе социальных качеств личности магистранта необходимо отвести формированию социальной ответственности, под которой мы понимаем качество личности, включающее в себя осознанное отношение к своим решениям, действиям и поступкам и глубокую уверенность в том, что эти решения, действия и поступки принесут пользу себе и другим людям [3, с. 133].

Для реализации данной цели в нашей практике использовались:

- тьюториалы межличностного общения, где магистранты могли рассказывать о своих ценностных предпочтениях, хобби, интересах, что позволяло потом использовать эти знания в выработке индивидуальной траектории личностного развития специалиста;

- кейс-лаборатории, позволяющие обогащать новыми смыслами содержание социально-педагогических практик, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (рефлексия особенностей профессионального восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья, самоанализ эффективности решений профессиональных задач);

- включение студентов в деятельность инновационных учреждений (в нашем случае тьютор обеспечил магистрантам прохождение практик в лекотеке центра социального обслуживания населения, где магистранты включались в осознанное и целенаправленное проектирование педагогических ситуаций, направленных на более эффективную социльно-педагогическую реабилитацию дошкольников с ограниченными возможностями; по запросу руководства лекотеки был разработан и реализован проект - «День семьи в кругу друзей»);

- привлечение магистрантов к общественной деятельности совместно со студентами и магистрантами. Так в нашем случае они принимали участие в волонтерских акциях: «Игрушка для детского дома», участие в художественной самодеятельности.

Таким образом, воспитательная деятельность с магистрантами является составной частью педагогического профессионального обучения и ведет к тому, что из группы магистрантов формируется команда специалистов готовая работать совместно, способная работать творчески и на высоком профессиональном уровне.

Библиографический список

1. Аникеева Н. П., Киселева Е. В. Особенности экспертной деятельности в воспитании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №1. -С. 181-183.

2. Ковалева Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

3. Лаврентьева О. А. Формирование социальной ответственности в процессе социального воспитания // Воспитание: формирование социальности человека: монография. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 254 с.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2005. - 107 с.

5. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ // -2009. - № 14. - С. 17-26.

6. Эльконин Б. Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 26-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.