d^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ^^
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КУЗЬМИН,
начальник Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Московской области,
полковник полиции, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Российская Федерация является многонациональным государством, в котором представлены основные религии мира. Происходящие в стране изменения экономического и политического характера, обусловившие обострение криминальной ситуации, высветили новые проблемы, одной из которых является экстремизм. Проблема распространения экстремизма в России становится одним из ключевых факторов, угрожающих национальной безопасности, государственной целостности, ведет к росту социальной напряженности. Особая роль в этих условиях должна отводиться педагогической деятельности, направленной на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных приоритетов у молодых людей, осуществление работы по пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся об уголовной ответственности за экстремистские и террористические деяния.
Ключевые слова: профилактика, экстремизм, защита основных прав и свобод, пресечение, борьба, ответственность.
Annotation. The Russian Federation is a multinational state, which represents the major religions of the world. The ongoing changes in economic and political nature that led to the aggravation of the crime situation, highlighted new challenges, one of which is extremism. The spread of extremism in Russia is becoming one of the key threats to national security, public integrity, leading to increased social tensions. A special role should be given to educational activities aimed at restructuring the public consciousness, positive impact on recovery priorities among young people. Work relating to the promotion of legal knowledge in schools, informing students about criminal liability for extremist and terrorist acts.
Keywords: prophylaxis, extremism, protection of fundamental rights and freedoms, suppression, fight, responsibility.
Конституция РФ гарантирует свободу слова, но устанавливает правовые нормы по защите основных прав и свобод человека и гражданина, запрещает пропаганду национальной или религиозной ненависти, агитацию расового или национального превосходства путем введения гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.
Международные стандарты в области прав человека, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, вместе с тем, предусматривают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию; предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование; всякая дискриминация на основе религии или убеждений запрещены законом1.
В современных условиях проявления экстремизма способны привести к значительному росту преступлений, совершаемых на его почве. На сегодняшний
день отмечается рост новых молодежных неформальных объединений и движений, потенциально несущих в себе опасность вовлечения в экстремистскую деятельность.
Одним из исходных принципов противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на ее предупреждение, и неотвратимость наказания за ее осуществление. Проявления экстремистской деятельности присутствуют в интернет-ресурсах, в различных социальных сетях. Именно там содержится большое количество призывов, высказываний к проявлению ненависти в отношении лиц иной национальности, расы.
Генеральная прокуратура РФ направила в Рос-комнадзор РФ требование об ограничении доступа к ряду страниц социальной сети распространяющей
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N° 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
призывы к осуществлению экстремистской деятельности. «В ходе мониторинга сети Интернет выявлено, что на семи русскоязычных страницах сайта социальной сети N.. в открытом доступе размещены материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, доступные для просмотра неограниченному кругу лиц»2.
Выступая на пленарном заседании в Государственной Думе 11 июня 2014 г., Министр внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковник полиции В.А. Колокольцев сообщил, что число уголовных дел об экстремизме с использованием Интернета возросло, удалено 7 тыс. материалов, закрыто более 500 сайтов. К уголовной ответственности по фактам экстремистской деятельности с использованием сетевых ресурсов привлечены 186 лиц, к административной ответственности — 3863.
Приверженность к крайним взглядам, насилие, совершаемое по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы является определением термина «экстремизм».
Формы проявления экстремизма, выражающие его сущность известны. Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, их конкретный перечень содержится в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и в Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» от 21 июля 2014 г. № 274-ФЗ4 регламентирует ужесточение ответственности за финансирование экстремистской деятельности, а также за призывы к экстремизму в сети интернет.
Одним из видов экстремистской деятельности признаются, согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Так, городским судом 20 декабря 2013 г. вынесен приговор № 1-498/13 в отношении подсудимого П., который, имея преступный умысел на совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства, в нарушение конституционных принципов, действуя из личной заинтересованности, с целью популяризации идей национализма и привлечения сторонников идей национализма, разместил в средствах массовой информации — сети Интернет, не менее 25 графических изображений и четыре видеофильма, содержащих высказывания, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности. Размещая вышеуказанные изображения и видеофильм, подсудимый П. осознавал, что они содержат открытый призыв к дискриминационным действиям в отношении представителей неславянской внешности и иного, не православного вероисповедания5.
Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп является молодежь, несовершеннолетние граждане. Широкое распространение молодежного экстремизма является показателем слабой социальной адаптации молодежи, вызывающей противоправные образцы ее поведения. В настоящее время на территории России насчитывается значительное количество молодежных экстремистских организаций с четкой дисциплиной, со своей идеологией, лидерами.
Экстремизм в среде несовершеннолетних отличается от «взрослого» низкой организованностью и стихийностью. Действия молодых экстремистов более активны, жестоки и резки, чем у старших и более опытных, поскольку в силу своего возраста молодые люди склонны в меньшей степени, в отличие от взрослых, бояться тюрьмы и смерти, физических травм, вследствие чего они готовы на самые рискованные действия и операции.
В среде молодежи экстремизм проявляется в деформациях сознания, увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными для Российской Федерации новыми религиозными доктринами, в участии в деятельности ради-
2 URL:http://www.itar-tass.com/obschestvo/1534924
3 URL:http://www.rg.ru/2014/10/27/vkontakte-block-site.html
4 URL:http://www.base.garant.ru/10108000/30/#block_2029#-ixzz3LmMUbTwv; URL:http://www.base.garant.ru/10108000/-30/#block_2029#ixzz3LmMcNdWp
5 URL:http://www.rospravosudie.com/court-egorevskij-gorod-skoj-sud-moskovskaya-oblast-s/act-445031605/
кальных движений и групп, совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими убеждениями.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», под участием в экстремистском сообществе надлежит понимать вхождение в состав такого сообщества и участие в подготовке к совершению одного или нескольких преступлений экстремистской направленности и (или) непосредственное совершение указанных преступлений, а также выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества.
Основными тенденциями современного молодежного экстремизма являются возрастающая организованность, сплоченность группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур, усиление мер конспирации, применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.
На сегодняшний день растет осознание того, что только криминологический путь предупреждения этих опасных преступлений нельзя признать единственно верным, а значит и социально эффективным. Это предопределяет особую актуальность разработки педагогической концепции социально-культурной профилактики экстремизма и ее научного исследования.
Педагогический анализ социально-культурной профилактики экстремизма обусловлен социально-экономическими, общественно-политическими и нормативно-правовыми условиями, совокупность которых выступает предпосылкой для широкой первичной профилактики экстремистского поведения и распространения идеологии экстремизма, предотвращения разрастания проявлений агрессивности, ксенофобии, национализма и других асоциальных явлений.
С нашей позиции, роль педагогического аспекта в профилактике экстремисткой деятельности высока, при этом, необходимо уделять особое внимание воспитаю несовершеннолетних. Именно воспитание как процесс имеет своей целью формирование важнейших качеств личности как гражданина общества и носителя человеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п.
Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации.
Важным фактором в предупреждении молодежного экстремизма является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики.
В контексте рассматриваемой темы профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних к субъектам общего предупреждения будут относиться, прежде всего, педагогические коллективы и администрация образовательных учреждений. Кроме этого, к субъектам общего предупреждения могут быть отнесены органы местного самоуправления, культурно-воспитательные, социальные, досуговые организации в той мере, в какой они влияют на жизненный мир школьника, развивая или, наоборот.
Представляется, что именно педагогические коллективы образовательных учреждений должны осуществлять мероприятия, направленные на формирование толерантности, изучение уровня толерантности. Органы внутренних дел обязаны обеспечить в этом случае методическое сопровождение работы и находиться в контакте с данными субъектами, со школьными коллективами.
В том случае, когда профилактика преступности несовершеннолетних и экстремистской деятельности является составной частью деятельности субъекта по охране правопорядка, речь идет о субъекте специального предупреждения. Тем самым, подразделения органов внутренних дел РФ будут являться субъектами специального предупреждения.
Профилактика экстремизма как социально-правового явления требует наличия специальных знаний, сформированности умений и навыков осуществления профилактической работы в школьных коллективах.
Основными задачами профилактической работы будут являться:
♦ предупреждение правонарушений и антиобщественных действий экстремистского характера, совершаемых учащимися школ, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
♦ выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность;
♦ особый контроль учебных заведений.
♦ повышение контроля за социальными сетями.
Предупреждение совершения групповых противоправных деяний и профилактика проявлений экстремизма в молодежной среде предполагают обеспечение
разумной альтернативы для самоутверждения подростков, при наличии которой потенциальные экстремисты смогли бы реализовать себя в иных, не связанных с совершением преступлений, сферах деятельности.
Отметим, что решать проблему молодежного экстремизма необходимо комиссионно, комплексно. С этим согласны сотрудники правоохранительных органов и специалисты в данной области. Нужна планомерная, регулярная профилактическая работа с подключением преподавательского состава образовательных учреждений всех уровней, профильных департаментов, отвечающих за работу с молодежью, общественных организаций и сотрудников правоохранительных органов.
Особая миссия при этом должна отводиться семье, школе, университетам, религиозным деятелям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки, науки и т.д. Главная задача — это информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (с изм. и доп.).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с изм. и доп.).
3. ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (с изм. и доп.).
4. ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (с изм. и доп.).
5. ЖалинскийА.Э. Теоретические проблемы профилактики преступлений. М., 1980.
6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С. Михлин. М., 2014.
7. Коршунова О.Н. Преступления экстремистского характера: теория и практика противодействия. СПб, 2006.
8. Красиков В.И. Экстрим: междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М., 2009.
9. Сальников Е.В. Противодействие экстремизму: теория и практика: Учеб. пособие. Орел, 2010.
10. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Учебник. М., 2014.
11. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009.
12. URL://http://www.mvd.ru
References
1. The Constitution of the Russian Federation (with amend. and suppl.).
2. The Criminal code of the Russian Federation of 13 June 1996 No. 63-FZ (with amend. and suppl.).
3. FZ «On police» on February 7, 2011 № 3-FZ (with amend. and suppl.).
4. FZ «On counteraction to extremist activity» dated July 25, 2002 № 114-FZ (with amend. and suppl.).
5. Zhalinski A.E. Theoretical issues in crime prevention. M., 1980.
6. Commentary on the Criminal code of the Russian Federation / resp. ed V.I. Radchenko; scient. ed. by A.S. Mik-hlin. M., 2014.
7. Korshunova O.N. Crimes of an extremist nature: theory and practice of resistance. SPb., 2006.
8. Krasikov V.I. Extreme: an interdisciplinary philosophical study of the causes, forms and patterns extremist consciousness. M., 2009.
9. SalnikovE.V. Countering extremism: theory and practice: a training manual. Eagle, 2010.
10. Stolyarenko A.M. Legal pedagogy: Textbook. M., 2014.
11. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Youth extremism: the nature, forms, trends. M., 2009.
12. URL://http://www.mvd.ru