Коломийченко Людмила Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД России
614 112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1 Тел.: (342) 285-02-92,(342) 10-10-28 E-mail: LVK_PSPU@rambler.ru.
моб.,тел. 8-919-490-32-30.
Милютин Юрий Владимирович - адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних
войск МВД России 614 112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1 Тел.: (342) 285-02-92 E-mail: milutin2014@ya.ru моб.,тел.8-912-583-69-57, 8-963-012-22-80.
Воспитательные возможности воинских традиций в формировании гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России
В современных условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.
Силами обеспечения национальной безопасности выступают Вооруженные силы Российской Федерации и другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена воинская и правоохранительная служба, принимающая
участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
В связи с этим значительно возрастает интерес к проблеме профессионализма военных кадров. Под профессионализмом принято понимать устойчиво успешный по полученным результатам, высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной деятельности труда.
Социально-экономическая ситуация в России, новая личностноориентированная парадигма образования, развитие многоуровневой системы высшего профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов нового поколения, ориентируют военные вузы внутренних войск МВД России на качественно новые задачи по подготовке курсантов к будущей профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России, «способного с высокой эффективностью выполнять служебно - боевые задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, надежной охраны важных государственных объектов и специальных грузов, эффективно противодействовать терроризму, решать профессиональные задачи в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем на принятие решения, высоким уровнем ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных» [6, С.24-26].
В военных вузах внутренних войск МВД России ведется постоянная работа по созданию современной системы воспитания будущих офицеров, значимость которой обусловлена воздействием на неё факторов общественно
- политической, социальной и экономической обстановки в Российской Федераций и в целом на мировой арене.
Вместе с тем подавляющее число абитуриентов, поступающих в военные вузы внутренних войск МВД России, недооценивают значимость предстоящей выбранной профессии офицера. Многие поступают на обучение не по убеждению (призванию), а по принуждению со стороны старшего поколения, основываясь на стабильности заработной платы, социальной
защищённости военнослужащих и членов их семей, а служба во внутренних войсках МВД России в первую очередь ориентирована на работу не за звонкую монету, честь и похвалу, а за самоотверженное отношение к защите народа и конституционного строя Российской Федерации. Служение интересам народа, воинская доблесть, умение стойко переносить все тягости и лишения военной службы, самопожертвование в бою ради достижения общей победы являются важнейшими воинскими традициями, оказывающими воспитательное воздействие на курсантов военных вузов внутренних войск МВД России.
Традиции (от латинского tradere - «передавать») как устоявшиеся действия и отношения, обычаи и правила поведения, соблюдение которых становится общественной потребностью, во все времена в жизни каждого народа и его армии играли важную роль. Воинские традиции - это исторически сложившиеся в армии, на флоте, в других войсках, воинских формированиях и органах передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих. Как набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, они выступают одним из регуляторов воинских отношений. Они представляют собой своеобразный способ хранения и передачи опыта военных действий, массовых ритуалов, обычаев и убеждений.
Воспитание военнослужащих, в том числе и курсантов военных вузов внутренних войск МВД России на воинских традициях способствует идейной закалке будущих офицеров и формируют в них следующие качества:
-беззаветная преданность Родине и постоянная готовность к её защите; -верность Военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;
-любовь к своей части, подразделению, воинской специальности;
-верность боевому знамени воинской части;
-товарищество и коллективизм;
-уважение к командиру и защита его в бою;
-постоянное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствование свой выучки и воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, подразделения.
Воинские традиции, как и другие социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных масштабах, на всех уровнях профессиональной деятельности военнослужащих. Традиции для воинского коллектива являются тем социальным элементом, который скрепляет его в единое целое, и вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость. Совокупность воинских традиций представляет собой важнейший элемент внутриколлективной социально-психологической атмосферы, в которой постоянно пребывает курсант, офицер, военнослужащий.
На современном этапе реформирования внутренних войск МВД России, в особенности- перехода их на контрактный способ комплектования, трудно переоценить значение воинских традиций в воспитании личного состава. Их развивающий потенциал проявляется в реализации различных целей профессиональной подготовки будущих офицеров:
- воспитание личности в коллективе;
- формирование и сплочение воинских подразделений;
-создание позитивной социально-психологической атмосферы в армейской среде посредством сохранения и приумножения традиций. Воинские традиции подразделяются по ряду оснований:
- по степени общности ( общие - характерные для всех Вооруженных сил и частные - характерные для определенного вида Вооруженных сил, рода войск, воинской профессии и т.д.);
- по степени устойчивости (устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся);
- по степени общественной значимости (прогрессивные и реакционные);
- по сферам воинской деятельности (боевые, ратно-трудовые, традиции воинского быта).
Воспитательный потенциал разных видов воинских традиций достаточно убедительно раскрыт в исследованиях, связанных с изучением организационных, содержательных и технологических основ военного образования вузов [А.В. Барабанщиков, С.И. Волгин, В.Е. Морихин, В.В.Трубников и др]. Анализ научных изысканий в данной области позволяет рассматривать воинские традиции как эффективные средства правового, нравственного, патриотического воспитания курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Универсальность воспитательного потенциала воинских традиций позволяет предположить, что они являются одним из важнейших средств личностного развития курсантов, их приобщения к разным видам социальной культуры, к одному из которых относится культура гендерная, отражающая ценности отношений в контексте межличностного взаимодействия, построенного с учетом половых различий. Несмотря на это, роль воинских традиции в решении задач формирования гендерной культуры будущих офицеров обозначена лишь гипотетически, что определяет перспективы проведения исследовании в данной области.
Общие тенденции профессиональной направленности военнослужащих традиционно связываются с проявлением качеств характерных для маскулинного типа поведения (ответственность, решительность, выносливость, сила, отвага), что требует определения локальных целевых ориентиров в образовательном процессе подготовки курсантов.
В современном обществе, в том числе и в армии утрачены многие социокультурные ценности, относящиеся к разным видам культуры и в первую очередь - культуры гендерной, как совокупности социально значимых ориентиров становления маскулинных качеств курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Это проявляется в «размытости» полоролевых стереотипов, эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для русской культуры отношения к военной службе во внутренних войсках МВД России как к священному долгу.
Проблема поиска наиболее эффективных средств, способствующих формированию образа настоящих мужчин как защитников Отечества является одной из наиболее актуальных в современной педагогике. Исследования, проводимые в данном направлении, раскрывают существенный воспитательный потенциал воинских традиций. Вместе с тем, научные изыскания, связанные с изучением их роли в формировании гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России, в педагогике высшего военного профессионального образования не проводились.
Проблема гендерного воспитания курсантов военных вузов внутренних войск МВД России посредством воинских традиции в настоящее время не имеет достаточного теоретического обоснования и технологической оснащенности педагогического процесса. Научно-методическое сопровождение процесса использования воинских традиций в формировании гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России возможно через разрешение ряда противоречий между:
- позитивным отношением курсантов военных вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности и низким уровнем смыслового его наполнения с точки зрения доминирования ценностей воинских традиций;
- изменением социально - нравственных, экономических, идеологических ориентиров развития российского общества и традиционным механизмом решения воспитательных задач курсантов военных вузов внутренних войск МВД России;
-потребностью государства и общества в защитниках отечества, обладающих устойчивой и позитивной полоролевой идентичностью и отсутствием эффективных средств формирования гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России;
-признанием культуры как основополагающего начала гармонизации межполовых отношений и недооценкой роли воинских традиций в формировании гендерной культуры.
Гендерное воспитание курсантов военных вузов внутренних войск МВД России является одним из важнейших направлений совершенствования системы военно-профессиональной подготовки. Вместе с тем, современная образовательная ситуация обладает достаточно скудным арсеналом средств, способствующих формированию гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России как будущих защитников отечества. Воинские традиции как совокупность социокультурных ценностей, задающих ориентиры поведения маскулинного типа, могут способствовать совершенствованию процесса формирования гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России при соблюдении следующих условий:
-теоретического обоснования воспитательных возможностей воинских традиций в формировании гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России в педагогическом процессе;
-конкретизации сущностных характеристик гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России;
-разработки модели и технологии формирования гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России, отражающей ценностные ориентиры поведения маскулинного типа;
-целенаправленном отборе смыслового содержания воинских традиций, раскрывающих особенности проявления гендерной культуры (маскулинных качеств) будущих защитников отечества;
-разработанности технологических аспектов использования воинских традиций в процессе формирования гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России.
Подтверждение выше обозначенных гипотетических посылок предполагает решение следующих задач:
1.Осуществить теоретическое обоснование использования воинских традиций в формировании гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России.
2.Конкретизировать понятие «гендерная культура курсантов военных вузов внутренних войск МВД России», разработать её параметральные характеристики (показатели, критерии, уровни).
3.Систематизировать диагностический инструментарий по изучению уровня гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России.
4.Разработать модель и технологию использования воинских традиций в процессе формирования гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России и осуществить её экспериментальную апробацию.
5.Определить эффективность использования воинских традиций как средства формирования гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России;
6.Составить рекомендации по использованию технологии формирования гендерной культуры курсантов военных вузов внутренних войск МВД России посредством воинских традиций для совершенствования образовательного процесса в вузах внутренних войск МВД России.
Библиографический список
1. Военная педагогика и психология / Под редакцией А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986.
2. Брычков А. Православные традиции и национальная безопасность России // Ориентир. - 2002. - № 9.
3. Грунтовский И. Высокое звание - российский солдат // Ориентир. - 2001. -№ 9.
4. Минер В. Воинская символика и ритуалы в истории Российской армии и флота // Ориентир. - 2002. - № 6.
5. Серых В. Воинские ритуалы. - М., 1981.
6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 июля 2012 года №741 «Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям военнослужащим внутренних войск.
7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».