Обязательным компонентом учебного пособия для заочника является разнообразный арсенал пояснительных текстов, составляющих необходимую часть справочного материала учебного пособия. Специальный аппарат организации усвоения математических знаний (система упражнений, ответы к ним, указания по выполнению заданий, полные решения задач) поможет заочнику успешнее ориентироваться в учебном материале, объективно оценивать результаты своей работы. Дидактическая направленность этого компонента обеспечивает оперативный самоконтроль студента на всех этапах его учебной деятельности. Разумеется, ответы и разъяснения к задачам целесообразно помещать в конце пособия.
Студенты-заочники факультета педагогики и методики начального обучения Мозырского государственного педагогического университета, обучавшиеся по указанным выше пособиям, имеют лучшие результаты на экзамене по математике, чем студенты стационарной формы обучения. Пособие «Элементы математической логики» на печатной основе представлено и в электронном варианте. Оно устроено таким образом, что все структурные элементы его связаны между собой с помощью гиперссылок. Каждый теоретический блок учебного материала завершается модулями упражнений и контроля знаний, соединенных в единое целое благодаря перекрестным гиперссылкам. Электронное учебное пособие и одноименное пособие «Элементы математической логики» на печатной основе прошли апробацию как в Мозырском государственном педагогическом университете, так и на факультете начальных классов Брянского государственного университета.
Выводы
Структуризация математических текстов в учебных пособиях, предназначенных для заочной формы обучения, влечет структуризацию знаний студентов, способствует более эффективному усвоению материала, усилению роли самостоятельной работы студентов-заочников при изучении курса математики, индивидуализации процесса обучения, повышению эффективности заочного обучения.
Литература
1. Бабкина, Т. А. Стохастические технологии образования взрослых / Т. А. Бабкина // Инновационные технологии образования взрослых : материалы Республиканской научно-практической конференции, Минск, 16-18 марта 2005 г.) / под ред. М. М. Болбаса, Э. Я. Ивашина. - Минск : БНТУ, 2005. - С. 26-30.
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М. : Высшая школа, 1991. - 206 с.
Summary
The article contains psychological-pedagogic aspects of out-of-class activity of students taking correspondence course in pedagogical Universities. One of the tendencies of increase in effectiveness of out-of-class activity of students taking correspondence course in working out for them special education supplies on mathematics for correspondence course should serve both organization and information functions, as well as self-control function. The educational supply should have a clear-cut structure, the minimal unit in is one paragraph intended for one out-of-class lesson. Computer means - electronic educational supplies - can support correspondence course.
Поступила в редакцию 05.02.07.
УДК 316.6
В. А. Маглыш
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СОБСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ
Введение
Ведущая роль в развитии личности ребенка принадлежит семье. В зависимости от эмоционального отношения, характера и способов воздействий, используемых родителями по отношению к ребенку, формируются те или иные особенности личности и одновременно -«какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей» (А. С. Спиваковская). В связи с этим нас
заинтересовало, действительно ли воспитательные установки родителей являются фактором формирования родительских установок воспитуемых. Тем более, что эта проблема является достаточно актуальной, так как с каждым годом увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей, и, следовательно, возрастает необходимость подбора им замещающих семей. А успешность воспитания приемных детей во многом и определяется имеющимися у замещающих родителей воспитательными установками. Знание закономерностей формирования родительских установок позволяет обеспечить более качественный подбор и подготовку кандидатов в усыновители, осуществлять коррекцию родительских установок кандидатов в усыновители в доусыновительный период, и, тем самым, предупреждать возврат усыновленных детей в детские учреждения.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось на базе Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь. Испытуемыми являлись граждане Республики Беларусь в возрасте от 27 до 50 лет и обратившиеся в центр с просьбой подобрать ребенка для усыновления.
В соответствии с задачами исследования мы с помощью разработанного нами интервью выявили представления респондентов о родительских установках своих родителей, а также измерили их (респондентов) родительские установки методикой PAPI [1].
Родительская установка нами рассматривалась как многомерное образование, структурными компонентами которой являются: 1) отношение родителей к ребенку (принятие -отвержение), 2) представление о ребенке, 3) воспитательные воздействия (контроль, наказания, поощрения, открытость/закрытость, межличностная дистанция) [2]. На основании имеющихся представлений об эмоциональном отношении родителей к детям, родительских представлениях о них, применяемых воспитательных воздействиях эти составляющие мы описали в виде включенных в них диагностических признаков [3], [4], [5], [6].
Эмоциональное отношение
Явное отвержение. Ребенок нежеланный, нарушивший планы родителя или несоответствующий его представлению о «хорошем» ребенке. Эмоциональные потребности ребенка игнорируются. К ребенку не привязан.
Скрытое отвержение. Ребенок нежеланный или несоответствующий представлениям родителя о «хорошем» ребенке. Его потребности воспринимаются как требующие чрезмерных усилий. Вместе с тем, родитель не признается ребенку, а часто и себе, в том, что ребенок нелюбимый.
Равнодушие. Родитель живет свой жизнью, в которую ребенок не включен. Общение формальное, без эмоциональной включенности в проблемы ребенка. Вместе с тем, в случае необходимости, способен переключиться на потребности ребенка. К ребенку привязан.
Принятие. Ребенок является любимым и желанным. Его самоценность не подвергается сомнению. Родитель признает за ним право на равноправное участие в жизни семьи и индивидуальность, стремится удовлетворить его потребности. К ребенку привязан.
Представления о ребенке
Неадекватное по типу «Неудачный ребенок». Родитель считает, что у ребенка «дурной» характер, он упрям, ленив, глуп и т. д., и его неудачи рассматриваются не с позиции его реальных возможностей, а с позиции его личностных характеристик.
Неадекватное по типу «Маленький ребенок». Родитель занижает возможности ребенка, считает его более маленьким, чем он есть на самом деле.
Частично адекватное. Родитель какие-то возможности ребенка оценивает адекватно, какие-то неадекватно.
Адекватное. Родитель достаточно адекватно оценивает возможности ребенка, его личные особенности и потребности.
Неадекватное по типу «Звездный ребенок». Родитель усиливает значимость достижений ребенка, считает, что ребенок в развитии значительно опережает своих сверстников. Деятельность, соответствующая развитию ребенка, расценивается как показатель его чрезмерной одаренности.
Воспитательные воздействия
Контроль.
- Недостаточный. Контроль осуществляется либо формально, либо вообще отсутствует. Ребенок предоставлен сам себе.
- Разумный. Родители в основном доверяют ребенку. Неукоснительного исполнения требуют только установленные в семье разумные требования. Контроль осуществляется также при освоении ребенком новой деятельности.
- Избыточный. Родители не доверяют ребенку, контролируют каждый его шаг. Он не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, вынужден выполнять все предписания родителя и отчитываться за каждое действие.
Наказания.
- Недостаточно. Ребенок наказывается от случая к случаю, либо вообще не наказывается в ситуациях, когда он заслуживает наказания.
- Адекватно. Ребенок наказывается соответственно проступку.
- Чрезмерно. Ребенок наказывается за любую провинность вне зависимости от степени его вины и без разбирательств. Оправдания не принимаются.
Поощрения.
- Недостаточно. Ребенка либо вообще не поощряют, все его достижения расцениваются как незначительные или как само собой разумеющиеся.
- Адекватно. Ребенок поощряется за хороший для его возможностей результат, полученный вследствие специально приложенных им усилий.
- Чрезмерно неадекватно. Ребенка хвалят за любое выполненное дело, без учета затрат ребенка и качества выполненного.
Открытость/закрытость в отношениях между родителем и ребенком.
- Закрытые отношения. В семье не принято делиться своим переживаниями, обсуждать свои состояния, имеются «закрытые» темы. Ребенок не вправе задавать родителям вопросы, касающиеся их состояний и проблем.
- Ситуационно открытые отношения. Родитель ведет себя непоследовательно: иногда поощряет ребенка рассказать о себе и делится с ним своими переживаниями, иногда одергивает ребенка или демонстрирует неудовольствие, когда он предпринимает попытки поделиться или выяснить причины состояния родителя.
- Открытые отношения. В семье разрешено выражение эмоций, нет табуированных тем, все имеют возможность открыто обсудить любую проблему и задать вопрос.
Межличностная дистанция между родителем и ребенком.
- Отсутствие эмоционального контакта. Родитель и ребенок существуют независимо друг от друга, не имеют общих интересов, общаются формально, не понимают эмоциональных состояний друг друга. В трудных ситуациях ребенок на родителя не полагается.
- Ситуационно обусловленный эмоциональный контакт. Родитель и ребенок не имеют общих интересов, плохо понимают нюансы состояния друг друга. Ребенок самостоятельно решает свои проблемы, но в затруднительных для него ситуациях может рассчитывать на помощь и участие родителя.
- Хороший эмоциональный контакт. Родитель и ребенок хорошо понимают друг друга, их общение характеризуется эмпатийностью, вместе с тем каждый является самостоятельной личностью с хорошо выраженными границами «Я». Ребенок сам отвечает за свои поступки, но в случае трудной для него ситуации, всегда может рассчитывать на поддержку родителя.
- Тесный эмоциональный контак. Родитель и ребенок представляют собой симбиотическую пару, с плохо дифференцированными состояниями «Я». Родитель несет полную ответственность за поведение и эмоциональные состояния ребенка.
Методика «PARI» (Parental Attitude Research Instrument - Измерение родительских установок (аттитюдов) и реакций) - разработана Е. Шефером и Р. К. Беллом и адаптирована для русскоязычной выборки Т. В. Архиреевой. Особенностью опросника PARI является то, что он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка, родители выражают свои установки, касающиеся воспитания детей вообще.
Выявление различий в распределении признака, различий между средними двух выборок, сопоставление двух выборок по частоте встречаемости эффекта осуществлялось с помощью Х2-критерия Пирсона, ^критерия Стьюдента, углового преобразования Фишера.
Анализ представлений кандидатов в усыновители о воспитательных установках своих родителей показал, что наиболее распространенным эмоциональным отношением родителей к детям является принятие. Как форма эмоционального отношения, оно чаще встречается к сыновьям, а не к дочерям.
Отвержение ребенка в большей степени присуще матерям, причем мамы чаще отвергают дочерей, чем сыновей. Отцы же наоборот, чаще отвергают сыновей. У матерей преобладает скрытое отвержение (%2 = 14,7, р = 0,01). Они меньше, чем отцы, склонны признаваться и ребенку и себе в том, что не любят своих детей. Отцы в этом отношении более открыты и не считают нужным скрывать негативное отношение к ребенку (^ = 5,14, р = 0,02). Равнодушное отношение, отсутствие интереса к жизни ребенка в большей мере характеризует отцов (^ = 28,8, р = 0,01), при этом равнодушно они чаще относятся к дочерям.
Представления родителей о себе испытуемые в большинстве случаев расценивают как адекватные. Мать, по их мнению, является более объективной, чем отец. Негативные неадекватные представления, такие, как «дурной» характер, «глуп, ленив, упрям», матери имеют в большей степени о дочерях, отцы - о сыновьях (^ = 8,92, р = 0,003).
Избыточному контролю со стороны матери чаще подвергаются дочери (^ = 12, р = 0,005), со стороны отца - сыновья. В целом, отцы меньше, чем матери, контролируют своих детей (х2 = 16,69, р = 0,001) и присматривают в большей степени за мальчиками (х2 = 9,09, р = 0,003). Разумный контроль чаще осуществляют матери (^ = 3,85, р = 0,04).
Девочек чаще, чем мальчиков, наказывают адекватно проступку оба родителя (мать Х2 = 3,97, р = 0,04; отец х2 = 10,89, р = 0,001). Чрезмерным наказаниям чаще подвергаются мальчики, как со стороны матери (^ = 3,56, р = 0,05), так и со стороны отца (х2 = 16,5, р = 0,001). В целом матери наказывают сыновей и дочерей практически одинаково. Отцы же девочек наказывают меньше, чем мальчиков (х2 = 4,82, р = 0,02).
Среди поощрений преобладают адекватные. Отцы менее, чем матери, склонны к поощрению детей (х2 = 7,22, р = 0,007), и больше поощряют дочерей, чем сыновей, в том числе и чрезмерно (х2 = 4, р = 0,04). Матери поощряют сыновей и дочерей почти одинаково и являются более адекватными при поощрении сына (х2 = 4,20, р = 0,04).
Более 60% кандидатов в усыновители имели в семье ситуационно открытые отношения. Матери являются более открытыми, чем отцы (х2 = 6,72, р = 0,009), и одинаково открыты как для сына, так и для дочери. Сыновья открытые отношения чаще имеют с матерью (х2 = 6,72, р = 0,009), дочери открытые отношения имеют с матерью и отцом в равной мере (х2 = 1,43, р = 0,2).
Межличностная дистанция в большинстве белорусских семей представляет собой ситуационно обусловленные эмоциональные контакты. Матери чаще, чем отцы, имеют с детьми хороший эмоциональный контакт (х2 = 15,38, р = 0,001), у отцов же чаще, чем у матерей, эмоциональный контакт с детьми отсутствует (х2 = 21,04, р = 0,001). Тесный эмоциональный контакт мать с сыном и дочерью устанавливает в равной мере (х2 = 1,65, р = 0,2), отец - чаще с дочерью (х2 = 4, р = 0,04).
Анализ представлений кандидатов в усыновители о воспитательных установках своих родителей показал, что между воспитательными установками матерей и отцов нередко наблюдается определенное сходство, вне зависимости от того, кем они оцениваются, дочерьми или сыновьями. В связи с этим, между воспитательными установками матерей и отцов были вычислены коэффициенты ранговой корреляции, отдельно для дочерей и сыновей (табл. 1).
Таблица 1
Статистические связи между воспитательными установками матери _и отца в представлении женщин и мужчин_
Категория Значения коэффициентов корреляции
полученные между установками матерей и отцов в женской выборке полученные между установками матерей и отцов в мужской выборке
Эмоциональное отношение 0,35** 0,40**
Представление о ребенке 0,50** 0,46**
Контроль 0,07 0,30**
Наказания -0,09 0,13
Поощрения 0,27** 0,34**
Открытость/закрытость в отношениях 0,02 0,26*
Межличностная дистанция -0,04 0,24*
Примечание: «*» - р < 0,05; «**» - р < 0,01.
Полученные коэффициенты корреляции показали, что представления женщин и мужчин, кандидатов в усыновители, о материнских и отцовских установках являются близкими по позициям «эмоциональное отношение», «представление о ребенке», «поощрения». Это свидетельствует о том, что эмоциональный и когнитивный компоненты воспитательных установок родителей являются в достаточной мере согласованными и эта согласованность незначительно зависит от пола ребенка. При этом, как для женщин, так и для мужчин, наиболее согласованной позицией в родительском воспитании является «представление о ребенке».
Достаточно высокие коэффициенты корреляции в обеих выборках получены и по позиции «эмоциональное отношение», хотя в сравнении с позицией «представление о ребенке», родительские установки согласованы меньше. Третьей - по степени согласованности родительского поведения - является позиция «поощрения», которую мужчины и женщины оценивают с незначительной разницей. Позицией, по которой материнские и отцовские установки в отношении дочерей и сыновей различаются, является «наказания». Это может свидетельствовать о том, что матери не так, как отцы, наказывают детей. Следует сказать, что воспитательные установки родителей в отношении дочерей менее согласованы, чем в отношении сыновей. Так, если родительские установки в отношении мальчиков в той или иной мере согласованы почти по всем позициям, за исключением позиции «наказание», то в отношении девочек они различаются по позициям «Контроль», «Наказания», «Открытость/закрытость в отношениях», «Межличностная дистанция». Отцы не так, как матери, контролировали и наказывали дочерей, иначе, чем матери, были открыты в отношениях с ними и установлении с ними межличностной дистанции.
Таким образом, выявленные в ходе исследования представления кандидатов в усыновители о воспитательных установках своих родителей показывают: эмоциональный компонент воспитательных установок родителей в наибольшей степени представлен принятием детей, когнитивный компонент - адекватной оценкой их психических и характерологических особенностей. Репертуар воспитательных воздействий (поведенческий компонент воспитательных установок родителей) состоит из разумного контроля, минимального количества наказаний, адекватных поощрений, ситуационно открытых отношений между родителями и детьми и ситуационно обусловленных эмоциональных контактов.
Материнские воспитательные установки отличаются от отцовских большим принятием ребенка, более адекватными представлениями о нем, разумностью контроля, адекватностью наказаний и меньшей межличностной дистанцией с ребенком.
Отцовские воспитательные установки отличается от материнских большим равнодушием к детям, меньшей склонностью к их поощрению, меньшим стремлением к эмоциональным контактам и открытости в отношениях.
Измеренные установки кандидатов в усыновители были проранжированы. Распределение рангов показало, что наиболее выраженными у кандидатов в усыновители являются установки «Предоставление ребенку возможности высказаться» и «Товарищеские отношения между родителями и детьми» (первое и второе ранговые места). Это свидетельствует о том, что
кандидаты в усыновители с уважением относятся к личности ребенка и признают за ним право на свое собственное мнение. В то же время, средние установки «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей», «Избегание общения с ребенком» занимают последние ранговые места в списке, то есть являются одинаково неприоритетными у мужчин и женщин.
Таким образом, воспитательные установки родителей своим следствием имеют доминирование у кандидатов в усыновители установок, отражающих ценность личности ребенка. Влияние воспитательных установок родителей на формирование родительских установок кандидатов в усыновители было уточнено с помощью однофакторного дисперсионного анализа. В качестве уровней фактора выступали компоненты родительской установки. Количество родительских установок, формируемых под влиянием воспитательных установок родителей, представлено в таблице 2.
Таблица 2
Количество родительских установок, формируемых под влиянием воспитательных установок родителей
Компоненты воспитательной установки
эмоциональное отношение представление о ребенке контроль наказания поощрения открытость -закрытость межличностная дистанция
Мать Отец Мать Отец Мать Отец Мать Отец Мать Отец Мать Отец Мать Отец
Дочь 1 2 1 3 2 0 7 0 0 4 0 1 1 0
Сын 0 4 2 5 0 2 7 1 9 0 2 0 0 1
Итого 7 11 4 15 13 3 2
Анализ статистических данных свидетельствует, что наибольшее влияние на формирование установок кандидатов в усыновители оказали родительские наказания и поощрения, а также представления родителей о ребенке. Такие составляющие воспитательных установок родителей, как степень открытости-закрытости между родителями и детьми, межличностная дистанция и контроль, менее важны для формирования родительских установок кандидатов в усыновители.
Достоверность различий в количестве установок, сформированных у женщин и мужчин, кандидатов в усыновители, под влиянием тех или иных компонентов воспитательных установок матерей и отцов, устанавливалась при помощи ^-критерия Пирсона. Полученные результаты позволили констатировать, что и у мужчин (X2 = 8,26, р = 0,004) и у женщин (X2 = 5,16, р = 0,02) больше всего родительских установок сформировалось под влиянием материнских наказаний. Достаточное количество установок сформировалось под влиянием родительских поощрений, при этом у мужчин под влиянием материнских (2 = 11, р = 0,008), у женщин под влиянием отцовских (X2 = 4,38, р = 0,03). На формирование родительских установок мужчин также оказало влияние эмоциональное отношение к ним отцов (X2 = 4,38, р = 0,03).
Выводы
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что воспитательные установки родителей являются фактором формирования родительских установок кандидатов в усыновители. Главным детерминантом формирования родительских установок кандидатов в усыновители являются материнские наказания. Значительное влияние на формирование родительских установок кандидатов в усыновители также оказывают родительские поощрения: материнские для сыновей, отцовские для дочерей.
Степень открытости-закрытости в отношениях между родителями и детьми, межличностная дистанция между родителями и детьми, родительский контроль не оказывают значительного влияния на формирование родительских установок кандидатов в усыновители.
Литература
1. Архиреева, Т. В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. В. Архиреева ; АПН СССР НИИ Общей и пед. психол. - М., 1990. - 19 с.
2. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб. : Питер, 2000. - С. 45-48.
3. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. / А. Я. Варга. - М., 1986. - 206 с.
4. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. - СПб. : Союз, 1998. - 323 с.
5. Спиваковская, А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви) / А. С. Спиваковская. -М. : Педагогика, 1986. - 160 с.
6. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : МГУ, 1983. - 284 с.
Summary
Diagnostic indicators of parental attitudes are described, the prospective adoptive parents' représentation about parental attitudes of their own parents are declared, the role of parental attitudes of their own parents in forming of parental attitudes of candidates in adoptive parents are shown.
Поступила в редакцию 27.02.07.
УДК 372.853
А. Г. Погуляева
СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
Одной из основных целей функционирования системы образования в обществе выступает подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира. В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, на обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне среднего образования реализация потребностей учащихся возможна за счет усиления дифференциации содержания образования, включения в содержание обучения новых дисциплин и применения новых форм и технологий обучения и воспитания.
Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем и оценкой. Такой урок не способствует эффективному развитию критического мышления учащихся, формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности учащегося. Выход из создавшегося положения возможен в разработке новой образовательной парадигмы.
Результаты исследования и их обсуждение
Целевыми установками такой парадигмы должны выступать [1, 96]:
• разработка и реализация деятельностного содержания обучения, способствующего не только усвоению учащимися готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; развитию способностей к работе и жизни в условиях быстро меняющегося окружения; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
• создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской, общественно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятельности.
Одним из основных элементов современной образовательной парадигмы является мониторинг. Педагогический мониторинг предполагает непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое слежение за состоянием, развитием учебного процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Под мониторингом познавательной