Цель: формировать навыки выполнения ровной строчки с поворотом на угол
Задание:
1. На двойном тетрадном листе в клетку по линейке начерти прямую линию.
2. Волнистые и зигзагообразные линии начерти помощью картонного шаблона.
3. Выполни машинные строчки строго по намеченным линиям.
Текущий инструктаж учителя:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест;
- проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены;
- инструктирование по выполнению задания;
- целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).
Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание (по выбору):
1. Разгадать кроссворд.
2. Подготовить рассказ об истории швейной машины, используя материалы стенда. (Приложение 3)
3. По материалам стенда найти информацию о Зингере и ответить на вопрос:
«Чем знаменит Зингер у нас в России?». (Приложение 4)
X. Подведение итогов урока
XI. Инструктаж по выполнению домашнего задания
На следующем уроке мы продолжим знакомиться со швейной машиной и выполним более сложное задание: научимся заправлять машину, выполнять строчки на заправленной машине.
Домашнее задание:
1. Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы.
XII. Заключительное слово учителя:
Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины - это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело - только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.
Копцева Татьяна Геннадьевна,
Тифлопедагог, психолог Лаишевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-
интернат ¡¡¡-¡V вида, г.Лаишево, Татарстан.
Якимова Ольга Валентиновна,
Тифлопедагог Лаишевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат
¡¡¡-¡V вида, г.Лаишево, Татарстан
Воспитательная система группы «Воспитание личности» Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей младшего школьного возраста. Проанализированы характерные особенности воспитания детей с депривацией зрения в условиях школы-интерната. Выявлена и обоснована необходимость системной работы воспитателя. Особое внимание обращено на содержательную характеристику и мониторинг развития воспитательной системы.
Ключевые слова: воспитательная система, концептуальные основы воспитания, коррекционная работа, личностные ресурсы ребенка, компенсация дефекта, мониторинг развития.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.
Содержание воспитательной работы в группе направлено на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих личностных качеств обучающихся, их социализации и адаптации в обществе, а также на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психи-
ческое совершенствование, коррекцию нарушений развития. При разработке воспитательной системы учитывались принципы как общей, так и коррекционной педагогики:
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип учета генетической задачи возраста. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития ребенка применительно к его возрасту и ближайшему социальному окружению.
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Он является одним из ведущих при разработке кор-рекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у него ограниченных возможностей (коррек-ционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах детской деятельности определенных умений и навыков.
Построение воспитательной системы в соответствии с указанными принципами обеспечивает определенную направленность психолого-педагогических воздействий для успешной социализации и дальнейшей интеграции в обществе ребенка со зрительной депривацией.
Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и в ситуации ограниченных возможностей здоровья определяет основные направления воспитательной работы, обеспечивающие, прежде всего целостность, гармоничность психического развития:
- физическое воспитание;
- социальное развитие;
- познавательное развитие;
- формирование коммуникативных способностей и развитие речи;
- формирование механизмов ведущей деятельности и типичных ее видов;
- эстетическое развитие.
В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. В то же время каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что независимо от вида нарушений, все проблемные дети имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные непосредственно со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих патологию зрения, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку.
Таким образом, построение воспитательной системы в группе является объективной необходимостью. Она показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть!
Концептуальные основы воспитательной системы.
Воспитательные цели и задачи.
Основной целью воспитательной деятельности является развитие личности младшего школьника со зрительной депривацией в условиях школы-интерната.
Для достижения таких целей нужно успешно решить следующие задачи.
Основные задачи воспитательной деятельности в 1 классе:
- создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности;
- формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;
- создать условия для развития нравственных качеств личности;
формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;
- создать условия для раскрытия творческого потенциала детей. Основные задачи воспитательной деятельности во 2-4 классах:
- работать над активизацией познавательных процессов, повышением учебной мотивации;
- продолжать работу над формированием ученического коллектива;
- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- создать условия для раскрытия творческого потенциала детей;
- формировать коммуникативные навыки;
- формировать позитивную моральную позицию. Содержательная характеристика воспитательной системы.
В процессе организации воспитательного процесса используется подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. 1. «Я - ученик»
Организация деятельности органов детского самоуправления.
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
Цель группового самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления группы
Высший орган самоуправления - групповое собрание. В его работе участвуют все воспитанники и воспитатели, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
Групповое собрание:
• решает вопросы жизни коллектива;
• утверждает общественные поручения и слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания воспитанников.
Направления воспитательной работы
J
1. « Я - ученик»
2. « Я - гражданин»
3. « Я - человек»
4. « Я и природа»
5. «Я - трудолюбивый человек»
6. « Я и моё здоровье»
7. « Я и мои родители»
На классном собрании выбираем актив группы:
Помощник по учебе. Является представителем класса в школьных органах. Отвечает за успеваемость класса. Ведет информационную тетрадь. Контролирует выполнение домашнего задания, помогает раздавать и собирать тетради.
Помощник по медицине. Еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Контролирует мытье рук перед посещением столовой. Следит за внешним видом воспитанников: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает управляющим и группе о результатах проверок.
Помощник по спорту. Организует ежедневную утреннюю зарядку. Помогает учителям в проведении физкультпауз во время уроков. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает группе обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях, организует подвижные игры.
Редакция газеты. Составляют в начале года примерный план выпуска тематических и праздничных стенгазет. Тщательно отбирают и корректируют необходимый материал. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к внеклассным мероприятиям.
Помощник по труду. Организует класс на общественно-полезный труд. Выясняет у учителя фронт работ, раздает инвентарь и отвечает за его сохранность и возврат. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.
Помощник по культуре. Отвечает за музыкальное оформление групповых праздников.
Помощник по дисциплине. Отвечает за состояние дисциплины на уроках, во внеурочное и ночное время.
Принципы жизнедеятельности группового коллектива:
Все помощники получают задание составить свод правил, по которым коллектив будет жить и работать. Предложения выносятся на обсуждение, редактируются воспитателями и принимаются на групповом собрании.
- Иди всегда, иди везде дорогою ДОБРА!
- Наши отношения и душевное состояние одноклассников дороже любых вещей и денег.
- Все вопросы решаем мирно.
- Равноправие. Что можно одному, то можно и другому. Нельзя или обязательно - также поровну.
- Будь готов помочь, но помощи не требуй.
- У нас нет плохих. Уважай каждого.
- Не злись и не молчи. Не нравится - подойди и скажи об этом.
- Виноват не тот, кто первый начал, а кто сознательно продолжил.
- Противодействовать можно, бить в ответ - нельзя.
Организация коррекционно-развивающей работы в группе.
Вся коррекционно-педагогическая работа в группе строится на основе ведущих дефектологических принципов - индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребёнка с нарушениями зрения. Личностными ресурсами незрячего ребенка являются его сохранные анализаторы, позволяющие ему познавать окружающий мир, поверить в себя и свои силы к преодолению жизненных препятствий.
Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением, — формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены.
В условиях зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за излишней опеки взрослых у незрячих и слабовидящих детей уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других и, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим (Н.Г.Морозова, Л.И.Солнцева, С.М.Хорош, Л.И.Плаксина и др.). В результате у детей с глубоким нарушением зрения труднее, чем у нормальновидящих, формируются навыки самообслуживания, у них страдает координация движений, нет зачастую необходимых навыков пространственной ориентировки. Эти дети при поступлении в школу оказываются неподготовленными нравственно и практически к самостоятельному труду. У них отсутствуют привычка и потребность в ежедневном труде, не сформированы правильная установка к труду, умение и желание трудиться. Ввиду этого, у них остаются несформированными такие качества личности, как трудолюбие, активность, самостоятельность, интерес к ывполняемой трудовой деятельности.
Согласно новым стандартам дошкольного образования к семи годам жизни ребенок полностью должен овладеть всеми необходимыми навыками самообслуживания. На практике же дело обстоит совершенно не так.
В нашу группу поступила лишь незначительная часть детей с полным самообслуживанием. Больше половины могут обслужить себя частично, а в некоторых случаях и вовсе не владеют почти никакими практическими навыками самообслуживания. Нашим воспитанникам часто приходится выполнять многие трудовые действия в условиях дефицита времени, отведенного режимом дня. Это, конечно, затрудняет возможность индивидуальной работы по автоматизации трудовых действий в тот момент, когда обнаружен пробел в трудовом воспитании.
Исходя из разработанной в отечественной дефектологии концепции ранней компенсации и коррекции дефектов, а также, учитывая дидактическую значимость предметно-практической деятельности как наиболее продуктивной основы для развертывания компенсаторных процессов и формирования личности, трудовое воспитание в нашей группе осуществляется, опираясь на потенциальные возможности незрячих и слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта.
Формы работы по трудовому воспитанию:
- индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
- групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).
Основные направления деятельности
1. Работа с родителями:
- создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприя-
тии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением видеоматериалов);
- обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой «Будь готов к жизни и труду!»;
- заполнение родителями анкет или опросных листов, выявляющих уровень сформированно-сти каждого навыка;
- обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков. Оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка. Поиск индивидуального пути формирования навыка у каждого ребенка путем побуждения творческой активности родителей.
2. Работа с ребенком:
Уровни помощи педагога при работе с детьми:
- совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
- частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
- педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
- ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
- ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
- ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
Практический опыт воспитания детей с нарушением зрения показывает, что в работе с незрячими и слабовидящими детьми младшего школьного возраста по формированию трудовых умений и навыков эффективно комплексное воздействие на этих детей разнообразных форм и средств, побуждающих и обеспечивающих включение их в трудовую деятельность. Чередование различных упражнений и игр способствует автоматизации навыков самообслуживания. Чтение художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей помогают приблизить к детям образ литературного героя, чье поведение и труд достойны подражания, и побуждают желание поступать, как он, или, наоборот, не быть похожим на него.
Мониторинг развития воспитательной системы класса
Критерии эффективности воспитания
Перечень основных критериев сводится к следующим:
I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).
II. Уровень воспитанности (критерий факта).
III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).
IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
V. Подготовленность к жизни (критерий времени).
VI. Критерий системности работы.
Воспитательная работа в группе.
- Формирование положительной «Я-концепции». Вера в ребенка, помощь, стимулирование активности. Отношения ответственной зависимости - критерий I.
- Учет активности ребят ( поручения) - критерий II.
- Самоуправление в классе. Добровольность участия детей на основе интереса.
- Творческая деятельность каждого - критерий III.
- Познавательная деятельность. Общение. Здоровье. Самоуправление - критерий IV.
- Организация разнообразных видов деятельности. Изучение намерений, информация о профессиях, определение способностей, познание своего "Я". Учить сотрудничеству - критерий V
- Занятия в свободное время, в кружке. Использование возможностей среды - критерий VI.
- Реализация Программы воспитания через систему классных часов, общественно-полезной деятельности - критерий VII.
Воспитательная работа с родителями.
- Воспитание уважения к родителям. Доброжелательность. Информированность. Взаимоинформированность. Помощь - критерий I.
- Педагогическая диагностика "трудных". Диагностика семейного воспитания. Социальный паспорт ребенка - критерий II.
- Степень вовлечения в совместную деятельность родителей и школы. Уровень воспитательной деятельности родителей (навыки, отношения, ценности) - критерий III.
- Выполнение школьной программы: "Будь готов к жизни и труду» - критерий IV
- Связи с учреждениями дополнительного образования - критерий V.
- Общественная деятельность школьников. Включение в педагогический процесс родителей. Доступность - критерий VI.
- Анализ родительских собраний - критерий VII.
Оценка работы воспитанников:
У каждого воспитанника нашей группы есть портфолио, некий комплексный портрет, который состоит из оценки знаний и учитывает все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое показывает уровень развития коммуникативности ребенка, его толерантности.
Критерии и показатели воспитанности
Результативность воспитательной системы отслеживается через педагогические и психологические диагностики. Мониторинг основных индикативных показателей воспитательной работы дает возможность увидеть положительную динамику._
Критерий Показатели Диагностические средства
Воспитанность 1) отношение к определенным видам социальной активности: к обществу, к природе, к людям, к себе; 2) ценностные ориентации, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения: к спорту, к художественной самодеятельности, к самоуправленческой деятельности, к учебе, к труду и т. д 1. Методика Н.П. Капустина для изучения воспитанности учащихся. 2. Педагогическое наблюдение 3. Методы экспертной оценки педагогов уровня воспитанности 4. Анкетирование 5.Анализ документации.
Результаты воспитательной работы в группе «Дом Надежды».
Формирующиеся УУД:
- Личностные, отражающие отношение к социальным ценностям: различать основные нравственно-этические понятия; соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки; мотивировать свои действия; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь. Эмоциональное осознание себя и окружающего мира.
- Регулятивные, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
- Познавательные, включая общеучебные и логические, направленные на способность обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.).
- Коммуникативные, отражающие отношение к общению: объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); выбирать и использовать каналы и формы коммуникации, вступать в общение и поддерживать его, разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое).
Формирующиеся ключевые компетенции:
- Информационная - умение информацию воспринимать, оценивать, оперировать ею.
- Учебно-познавательная - умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме. Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы.
- Коммуникативная - умение работать в группе, умение слышать, слушать и понимать партнера, правильно выражать свои мысли в речи, владение способами совместной деятельности в парах и малых группах, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
- Социальная - знания, социальные навыки и умения, а также коммуникативные способности и качества личности, способствующие эффективному взаимодействию участников общения.
Как показывает практика, предложенная система воспитательной работы в группе способствует созданию условий для развития трёх позиций: сферы здоровья, сферы личностного роста и сферы познания.
В группе повысился уровень воспитанности учащихся, преобладает атмосфера доброжелательности: большинство ребят хорошо себя чувствуют в групповом коллективе, могут свободно высказывать свое мнение, прислушиваются друг к другу.
Наблюдается тенденция повышения уровня развития группового коллектива (высокий уровень привлекательности коллектива в целом и отдельных сторон жизнедеятельности); все больше учащихся включаются в самоуправленческую деятельность.
В результате академической деятельности и внеклассной работы сформированы любознательность, самостоятельность, искренность суждений, сопереживание, доброжелательное отношение к людям, стремление к взаимодействию, сотрудничеству. Развиты способность к рефлексии, навыки оценки и самооценки; заложены основы умения самостоятельно добывать и отбирать информацию, используя различные дополнительные источники, в том числе и Интернет; усвоены закономерности эффективного общения и толерантного поведения.
Улучшился эмоционально-психологический климат группового коллектива (личность ощущает эмоциональное благополучие и чувство психологической защищенности).
Библиографический список
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 87 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
3. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). - М.: Классик-Стиль, 2006
4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей. СПб. «Образование - Культура», 2002 - 288 с.
5. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / Истратова О.Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 349 с.
6. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения /Практическое пособие для педагогов и школьных психологов М., «ГЕНЕЗИС» 1999.
Кораблёва Нина Петровна,
учитель МКОУ СОШ № 4, п. Песковка, Кировская область [email protected]
Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской Аннотация. В статье рассматривается творческие задачи с использованием краеведческого материала земли Вятской. Все это, несомненно, направлено на общее развитие личности ребенка, раскрытия его индивидуальности, пробуждения в нем добрых, гуманных чувств. Ключевые слова: творческие задачи, краеведение земли Вятской в задачах по математике.
Сегодня уже мало кого приходится убеждать в том, что решение задачи - это тот вид учебной деятельности по математике, который обеспечивает и усвоение школьниками математического содержания, и формирование умений и навыков, и достижение развивающих целей образования. Эффективность учебной работы напрямую определяется тем, какие именно задачи предлагаются учащимся, как велика доля активности, самостоятельности учеников в процессе решения. И я задала себе вопрос: «Как добиться того, чтобы работа учеников по решению задач была не только эффективной, но и доставляла ребятам удовольствие, способствовала их активности и самостоятельности в процессе поиска решения?»
Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за подлинную русскую школу, за воспитание высокого национального достоинства, благородного честного человека Отечества. Актуально звучат ныне слова, написанные К.Д.Ушинским в 1867 г. в доказательство необходимости того, чтобы знание своей Родины, ее музыка, история составляли основу содержания школьного образования: "Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком со своим Отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится" [1].
Проработав более 20 лет в школе, я пришла к убеждению, что необходимо формировать у детей подлинную любовь и уважение к Родине к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству, народному искусству. И поэтому в своей работе составляю в основном задачи с использованием фактов из истории Кировской области, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Родина, что составляет стержень национального характера. Все это, несомненно, направлено на общее развитие личности ребенка, раскрытия его индивидуальности, пробуждения в нем добрых, гуманных чувств. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, носят воспитывающий характер.
Краеведение... Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история.
Математика. Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов - младших или старших, сильных и слабых - с большим интересом решают задачи, в которых говорится о родном крае.
В связи с этим хочу поделиться, как я использую элементы историзма при организации учебного процесса. Не имея возможности привести все задачи, составленные мной, а их порядка 100, приведу только несколько.
- По данным переписи населения в 1996 году в Кировской области проживало 1634500 человек. Сколько человек составило городское население и сколько сельское население, если сельское население составило 29,6 процентов от всего населения Кировской области.
- 1 сентября 2007 г. в 14 школах Омутнинского района начался учебный год для 4421 ученика. Сколько процентов составили ученики первых классов, если их количество равно 417? (Ответ округлите до сотых).
- Акции ОАО «Кировоблгаз» можно продать по цене 2700 рублей за штуку. Ожидаемый уровень инфляции в стране в 2007 г. составил 8 процентов. Какой будет стоимость одной акции с учётом инфляции?