УДК 811.161.1
Барышева Ольга Александровна
кандидат филологических наук
Сергеева Надежда Михайловна
кандидат филологических наук Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны [email protected], [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (на примере рассказа Ю.Я. Яковлева «Игра в красавицу»)
В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с обучением чтению художественного текста на занятиях по русскому языку как иностранному. На примере работы с рассказом Ю.Я. Яковлева «Игра в красавицу» представлен вариант послетекстовой работы с произведением, задача которой - обратить внимание обучающегося на ключевые единицы текста и, таким образом, выйти к пониманию основной идеи произведения, его идейно-художественной проблематики. Важно показать, что каждое слово, каждая деталь играют важную роль в понимании основной мысли текста. В центре внимания авторов статьи - роль русской художественной литературы в актуализации чувств человеческого сопереживания, любви к ближнему, а также внимания к истинным ценностям человеческой жизни. В иностранной аудитории данная цель представляется авторам статьи наиболее важной, поскольку формирует чувство единения между людьми разных национальностей и конфессий. Творческая работа по прочитанному тексту позволяет обучающемуся самостоятельно поразмышлять над главной идеей произведения и выйти на свободное говорение по проблеме данного произведения, а также по проблемам, связанным с вечными вопросами человеческой жизни.
Ключевые слова: обучение чтению, художественный текст, обучение и воспитание, русская литература, идейно-художественная проблематика, ключевые единицы текста.
Лев Николаевич Толстой в одном из своих писем замечал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [5, с. 451]. И художественной литературе в этом процессе принадлежит важнейшая роль. Художественные тексты являются неотъемлемой частью образования, тем источником, в котором картина мира представлена на уровне художественного обобщения, то есть в наиболее концентрированном виде. Чтение художественной литературы - это способ понять самого себя и мир вокруг, это способ задать самому себе важнейшие нравственные вопросы и искать ответы на них. Это процесс нравственного воспитания человека, который начинается в самом детстве и продолжается всю жизнь. Русская литература всегда обращена к человеческой душе и её исканиям, а вопросы, которые писатели затрагивают в своих произведениях, волнуют каждого человека. Именно этим и привлекает русская литература иностранного читателя. Чтение произведений русских писателей позволяет лучше понять нравственные ценности русских людей, понять и полюбить Россию. В процессе обучения русскому языку как иностранному чтение произведений русских писателей в полной мере выполняет воспитательную функцию. При этом работа с художественным текстом решает и важнейшие образовательные задачи. Как указывает Н.В. Кулибина, данный вид работы «способствует расширению и обогащению словарного запаса читателя-инофо-на, развивает его грамматические и лексические навыки <...>. Параллельно с этим осуществляется практика в других видах речевой деятельности: говорении (так как учащиеся отвечают на вопросы
преподавателя, высказывают свои мысли, описывают свои представления и т. д.), аудировании (поскольку обучаемые слушают речь преподавателя, высказывания других членов группы и пр.), а также письме, если предусмотрены письменные творческие задания» [4, с. 209-210].
Именно поэтому такой вид занятий, как работа с художественным текстом, должен быть важной частью процесса обучения русскому языку.
В данной статье мы представим вариант работы с рассказом Ю.Я. Яковлева «Игра в красавицу». В этом небольшом по объёму рассказе затрагивается вечная тема истинной красоты - тема, которая звучит актуально для любого человека вне зависимости от его национальности. Это произведение написано для детей и юношества. И здесь мы не можем не вспомнить о том, что художественную литературу принято делить на детскую и взрослую. Но детскую литературу нельзя назвать художественно неполноценной. К.И. Чуковский даже настаивал на том, что детское произведение должно иметь высшую художественную «пробу» и восприниматься как эстетическая ценность и детьми, и взрослыми [1, с. 123]. Детская литература - это особый способ художественного отображения мира, но она, как и взрослая литература, также обращена к вечным нравственным вопросам жизни человека. Кроме того, важно отметить, что при работе с художественным текстом в иностранной аудитории произведения детской литературы, зачастую, более близки и понятны обучающимся благодаря достаточной простоте их языкового оформления.
В статье мы подробнее остановимся на этапе послетекстовой работы с художественным произведением и приведём некоторые примеры заданий,
© Барышева О.А., Сергеева Н.М., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
159
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
предъявляемых на данном этапе. Послетекстовые задания призваны проверить то, насколько хорошо читатель понял прочитанный им текст. Л.С. Крючкова и Н.В. Мощинская выделяют четыре уровня понимания текста: «первый - общее, поверхностное восприятие - ответы на вопросы "да / нет". Второй уровень - понимание смысловых связей текста. Здесь могут быть предложены вопросы, требующие развёрнутого ответа (согласитесь - опровергните мнение, составьте сами вопросы). Третий уровень -понимание того, как изложены в тексте основные мысли (найдите описание героя, обстановки, выписать существительные, прилагательные и т. д.). Четвёртый уровень - понимание основного смысла текста, главной его мысли. Здесь необходимо определить количество смысловых связей, дать им название, в каждой из них выделить главную мысль, объяснить выбор автором названия, предложить свои варианты названия)» [3, с. 335].
Работа с рассказом начинается с задания, которое обращает внимание обучающихся на героя-рассказчика. Задавая вопросы: «Кто является рассказчиком? Как вы думаете, почему?», мы акцентируем внимание на том, что повествование в рассказе ведётся от первого лица. Это воспоминания автора о случае из его детства. Таким образом автор создаёт доверительное отношение читателя к описываемым в рассказе событиям.
Далее мы переходим к образу главной героини рассказа - Нинке и просим учащихся найти описание её внешности и сказать, можно ли назвать эту внешность красивой.
От обсуждения традиционного понимания внешней человеческой красоты и некрасивости взрослыми людьми мы обращаемся к строкам рассказа, в которых говорится о детском понимании красоты. Здесь внимание читающих привлекается к прилагательному справедливый в следующих строках рассказа: «Мы были в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым - плохой» [6, с. 25]. Перед обучающимися ставится вопрос о том, почему же дети не замечали недостатков главной героини рассказа, не замечали, что внешность её некрасива.
Далее мы просим учащихся-иностранцев охарактеризовать то зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей. Здесь особенно важно обратить внимание на то, что это зеркало - глаза её друзей. Именно в этих глазах весёлая и добрая Нинка при всей её внешней некрасивости была красавицей. Она верила в то, что она красива, потому что в это искренне верили её друзья.
Следующее задание посвящено образу новенького - мальчика, что внезапно появился в компании детей. Внимание обращается на внешность этого героя, на его необычную холодную красоту. Мы просим обучающихся подумать, почему Нинка, после знакомства с новеньким, вдруг впервые отказалась играть в красавицу, чего боялась эта девочка.
Далее мы переходим к работе над ключевым эпизодом рассказа, в котором происходит разговор Нинки и новенького, и просим обучающихся проанализировать следующие строки рассказа: «А Нинка подошла к новенькому и сказала:
- Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
- Тебя? Почему тебя? - удивился новенький. -Разве ты красивая?
Мы не стали с ним спорить. Мы посмеялись над ним. А у Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали ещё заметнее» [6, с. 27].
Важно, чтобы студенты сравнили реакцию ребят на слова новенького и реакцию Нины. Ребята не спорили с новеньким потому, что его слова показались им шуткой, настолько твёрдой была их уверенность в красоте Нинки. У девочки же, как пишет автор, «вытянулось лицо», что говорит о том, как близко к сердцу приняла она эти слова, поверила им. Здесь важно попросить учащихся ответить на вопрос, как, с их точки зрения, новенький оценивал девочку и почему он не видел Нинку красавицей.
После анализа данного эпизода мы переходим к строкам, которые описывают изменения, произошедшие в главной героине с появлением в её жизни новенького. Задавая обучающимся вопросы о том, что, на их взгляд, произошло с Нинкой и почему девочка стала так вести себя, мы приводим их к пониманию того, что она полюбила новенького. Обращая внимание на прилагательное безмолвный, говорим о том, что в постоянном хождении Нинки за новеньким было её безмолвное признание в любви к нему. Мы просим студентов задуматься о том, понял ли новенький то, в чём безмолвно признавалась ему девочка, а также подумать, поняли ли ребята истинную причину странного поведения их подруги.
Следующее задание посвящено сравнению двух зеркал, о которых говорится в тексте. Внимание обучающихся привлекается к тому, какие чувства испытала девочка, узнав злую правду «безжалостного зеркала», узнав, что она совсем некрасива, а главное, что её стыдится тот, кому она отдала своё сердце. Новое зеркало, отражённое в словах новенького, убило в ней красавицу. Важно здесь и то, что девочка, в этот тяжёлый для неё момент, отвергает помощь друзей и даже воспринимает её враждебно. Это связано с тем, что друзья не поняли того, что с ней происходит, но если бы даже они поняли, то не смогли бы ей помочь.
Далее мы переходим к важнейшему эпизоду рассказа - разговору Нинки с её матерью. Мы обращаем внимание на то, могла ли сама Нинка ответить на вопрос, красива ли её мать. Особого внимания здесь заслуживают следующие строки: «Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
- Посмотри на меня. Я, по-твоему, красивая?
Нинка удивлённо посмотрела на мать и, конечно, ничего не увидела. Разве мать может быть красивой или некрасивой?» [6, с. 30]. Они подчёр-
160
Вестник КГУ 2017
кивают: мы никогда не задумываемся над тем, красив ли внешне родной, близкий нам человек, человек, которого мы любим, потому что наши чувства к нему выше понятия внешней красоты, он красив для нас изначально. Мама же Нинки, признаваясь в своей внешней некрасивости, вдруг заставила девочку увидеть, и не просто увидеть, а именно осознать внешнее несовершенство родной матери. Девочка вдруг осознала то, что её отец никогда не любил её мать, не женился на ней и что, возможно, её тоже ждёт такая судьба - судьба одинокой, некрасивой и никем не любимой женщины. Здесь мы задаём учащимся вопрос о том, почему же девочка вдруг предлагает матери сыграть в красавицу. Дочь хочет подарить своей матери зеркало красоты, в котором та увидит себя самой красивой, тем самым она хочет уберечь свою мать от того злого зеркала, в котором она видит себя всю свою жизнь. Важными в этом эпизоде являются строки: «И они зашагали дальше, прижавшись друг к другу» [6, с. 33]. Важно спросить учащихся, почему именно так он заканчивает основное повествование рассказа. Две женщины - мать и дочь, некрасивые внешне, одинокие, у матери нет никого, кроме дочери, у дочери нет никого, кроме матери - идут посреди холодного дождливого осеннего вечера. Они идут, прижавшись друг к другу, ища и находя друг в друге бесценную поддержку и силу. Мать поняла, что она красива, потому что именно такой её видит главный для неё человек - её дочь. Но и Нинка поняла, что она тоже красива, ведь красота её - в глазах матери.
Особое внимание при работе с рассказом необходимо уделить его финальным строкам, в которых говорится о дальнейшей судьбе Нинки. Нинка погибла на фронте, работая санитаркой. Важно задать обучающимся вопрос о том, почему, с их точки зрения, автор заканчивает свой рассказ именно так, почему ему необходимо сообщить нам, как сложилась судьба этой девочки. Нужно подвести их к мысли о том, что, спасая других людей, Нина отдала свою жизнь за Родину. При анализе финальных строк рассказа важно задать учащимся вопрос о том, можно ли, на их взгляд, назвать Нинку красавицей, и в чём проявилась истинная красота Нинки. Далее мы просим их объяснить понятие «духовная красота»: в чём проявляется эта красота и какая красота, на их взгляд, внешняя или внутренняя, имеет первостепенное значение.
Таким образом, мы подходим к важнейшему этапу послетекстовой работы - определению основной идеи рассказа. Здесь очень важно ни в коем случае не навязывать обучающимся «верную», на наш взгляд, точку зрения, а дать им свободу в определении главной мысли данного текста, лишь направляя их размышления над ней. Важно подвести студентов к мысли о том, что истинная красота человека скрыта, но от этого она не становится меньше, просто рассмотреть её труднее. Но если рассмотришь её, то поймёшь, что она намного важнее
красоты видимой, потому что цель существования её обладателя заключена не в жизни для себя, но в жизни для других.
Далее обучающиеся знакомятся со строками стихотворения русского поэта Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»:
...А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?[2, с. 254]
Мы предлагаем поразмышлять над тем, что объединяет данные строки с рассказом Ю.Я. Яковлева «Игра в красавицу», и о какой проблеме оба эти произведения заставляют нас задуматься.
В заключение нашей работы над рассказом студентам даётся творческое задание. Им нужно сформулировать одним предложением определение понятия: «Красота есть ...».
В качестве творческого письменного задания учащимся-иностранцам предлагается написать эссе на тему «Зеркала красоты».
На протяжении всей своей истории русская литература сохраняет огромное воспитательное значение. Произведения русских писателей обращают человека к лучшему в нём - к добру, чести, совести. Задумываясь над важнейшими нравственными вопросами, которые ставит русская литература, читатель-иностранец тем самым обращается к самому себе, к своим чувствам и переживаниям, к своим нравственным ориентирам, ищет ответы на вечные вопросы человеческой жизни, вопросы, которые должны волновать каждого человека. Вместе с тем работа с художественным текстом даёт обучающемуся-иностранцу бесценную возможность услышать красоту русского слова и понять всю глубину скрытого в нём смысла. Идя от слова к пониманию целого текста, он учится видеть те смысловые связи, что рождают художественный текст, учится проникать в глубину его идейно-художественной проблематики.
Библиографический список
1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. - М.: Академия, 2005 - 576 с.
2. Заболоцкий НА. Столбцы и поэмы. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1989. - 352 с.
3. Крючкова Л.С. Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 480 с.
4. Кулибина Н.В. Текст как ресурс обучения речевому общению на уроках русского языка как иностранного / неродного // Тексты лекций и образцы уроков (для преподавателей русского языка как иностранного). Вып. 1 / сост. Н.В. Кулибина. -М.: ГосИРЯ им. А.С. Пушкина, 2012. - С. 206-231.
5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
6. Яковлев Ю.Я. Неприкосновенный запас: сборник повестей и рассказов. - М.: Детская литература, 1983. - 560 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
161