Научная статья на тему 'Воспитание толерантности как фактор этноконфессиональной безопасности'

Воспитание толерантности как фактор этноконфессиональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МУЗЕЙ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршаков А. С., Сенюткина О. Н., Шиманская О. К.

Статья описывает опыт по воспитанию и укреплению толерантности, накопленный в Нижегородском государственном лингвистическом университете. В комплексе рассматриваются разработка ориентированных на формирование этно-конфессиональной грамотности учебных курсов, работа автономных студенческих организаций, музейная деятельность, а также организация научных конференций по этноконфес-сиональной проблематике. Углубление понимания толерантности и расширение ее поля во многом обеспечивают поддержание этноконфессиональной безопасности в регионе и в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршаков А. С., Сенюткина О. Н., Шиманская О. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of tolerance as a factor of ethnic and confessional security

The article describes the experience of training and strengthening of tolerance that has been gained at Nizhny Novgorod Linguistic University. Elaboration of academic courses aimed at rising the awareness of ethnic and confessional issues, activities of autonomous student organizations, museum activities as well as organizing scientific conferences dealing with ethnic and confessional issues are considered as a complex. Profound understanding of tolerance and broadening the realm of its implementing sustain ethnic and confessional security in the region and in the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности как фактор этноконфессиональной безопасности»

УДК 323.1:37.035.6

А.С. Паршаков, О.Н. Сенюткина, O.K. Шиманская*

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОР ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЪНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ**

Статья описывает опыт по воспитанию и укреплению толерантности, накопленный в Нижегородском государственном лингвистическом университете. В комплексе рассматриваются разработка ориентированных на формирование этно-конфессиональной грамотности учебных курсов, работа автономных студенческих организаций, музейная деятельность, а также организация научных конференций по этноконфес-сиональной проблематике. Углубление понимания толерантности и расширение ее поля во многом обеспечивают поддержание этноконфессиональной безопасности в регионе и в стране в целом.

Ключевые слова: этноконфессиональные отношения, этно-конфессиональная безопасность, толерантность, воспитательная работа, музей, студенческие организации, научное сотрудничество.

Среди регионов Российской Федерации Нижегородская область является одной из устойчиво и стабильно развивающихся, сочетающих новации индустриального и постиндустриального глобализирующегося мира и историко-культурное своеобразие. Стабильное развитие региона обусловлено спокойной обстановкой в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений и доминированием в этнической картине русского населения. По данным областного комитета государственной статистики, русские составляют 95,15 % от общей численности населения области, вторыми по численности являются татары — 1,35 %, далее следуют коренные народы Поволжья (мордва — 0,59 %, чуваши — 0,3 %, марийцы — 0,2 %) и другие — 2,8 % [1]. Влияние на изменение национального и конфессионального состава населения оказывают миграционные процессы рубежа XX—XXI вв., приток в регион выходцев с Северного Кавказа и других регионов постсоветского пространства. При этом сохраняется устойчивое соотношение численности русских и представителей других национальностей. Основная часть нижегородских НКО представлена общественными объединениями: 2101, или 44,1 %, в том числе национально-культурными автономиями. Доля религиозных организаций составляет 12,4 %, или 592 организации, максимальное число из которых относится к Русской православной церкви — 421 (71,1 %) и исламу — 61 (10,3 %). Также в Нижегородской области зарегистрированы 25 старооб-

* © Паршаков A.C., Сенюткина О.Н., Шиманская O.K., 2014

Паршаков Александр Сергеевич (alexander.parshakov@yandex.ru), Сенюткина Олъга Николаевна (senutkina@mail.ru), Шиманская Олъга Константиновна (shimansk@mail.ru), кафедра культурологии, истории и древних языков Нижегородского государственного лингвистического университета им. H.A. Добролюбова, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31 A.

** Статъя выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 6.4957.2011 «Стратегии межкулътурной коммуникации и этноконфессионалъной безопасности России».

рядческих религиозных объединений, 24 религиозные организации христиан-адвентистов седьмого дня, 16 — пятидесятников, 15 — евангельских христиан-баптистов, 7 — христиан евангельской веры, 3 — евангельских христиан и по две — буддистов и свидетелей Иеговы [2].

Нижегородская область сегодня является многоконфессиональной и многоэтнич-ной, что обуславливается законодательством, историей и миграционными процессами. Это делает особенно актуальной проблему воспитания толерантности как превентивной задачи предупреждения напряженности в этноконфессиональных отношениях через возможности учебного процесса в вузах, внеучебную научную и воспитательную работу со студентами и создание сетевого научного взаимодействия: проведение научно-практических конференций и круглых столов, издание сборников научных трудов.

Базовые курсы общегуманитарного цикла, формирующие общекультурные и профессиональные компетенции студентов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова различных направлений подготовки (лингвистика, международные отношения, журналистика, менеджмент, информационная безопасность, экономика, туризм, реклама и связи с общественностью и др.): «История», «Отечественная история», «История мировых цивилизаций», «Всеобщая история», «Культурология», — закладывают исторические и философско-культуроло-гические основания понимания соотношения конфликта и толерантности в историческом процессе, нацеливают на формирование мультикультурной картины мира, в которой самоценностью обладают все культуры и традиции, а мировое культурное наследие создается в диалоге, дискуссии и взаимообогащении. Эта общекультурная и профессиональная компетенция получает развитие в дисциплинах по выбору, разработанных кафедрой культурологии, истории и древних языков НГЛУ: «Библия: исто-рико-критический анализ» (проф., д-р ист. наук В.М. Строгецкий), «Культура Китая» (доц., канд. ист. наук М.П. Самойлова), «Ислам в России», «История татар-мусульман Нижегородчины», «СССР и исламский мир», «Из истории исламской цивилизации» (проф., д-р ист. наук О.Н. Сенюткина), «Религиозные процессы в современной России» (доц., канд филос. наук О.К. Шиманская).

Значительную роль в воспитании толерантности играют молодежные, в частности студенческие, организации, созданные по инициативе «снизу» и поддержанные на уровне кафедр. Одной из таких организаций является студенческий научно-дискуссионный клуб «Трибуна», работающий на базе Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова с 2008 г. и объединяющий не только студентов, аспирантов и преподавателей НГЛУ, но и представителей Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Нижегородской академии МВД России, Российской академии правосудия, Нижегородского института менеджмента и бизнеса и других вузов.

«Трибуна» — это открытая площадка для обсуждения актуальных общественных проблем, сопоставления мнений и взглядов как самих студентов [3], так и компетентных лиц — специалистов в разных областях, приглашаемых на заседания в качестве экспертов, а также для выработки концептуальных решений в рамках предложенной темы. Работа клуба нацелена на формирование в России полноценного гражданского общества, опирающегося, в частности, на свободные общественные, интеллектуальные, профессиональные ассоциации молодых людей с активной жизненной позицией и развитой политической культурой, на применение творческого потенциала молодого поколения к решению общественных проблем [4]. В академическом плане клуб способствует развитию профессиональных компетенций студентов и аспирантов

(поиск и анализ информации, многосторонний взгляд на поставленные проблемы и комплексный подход к их решению, ораторские и дискуссионные навыки). Кроме того, организаторы клуба видят своей целью воспитание толерантности и патриотизма [5] (на новой теоретической и методической основе) и готовности работать на благо своей страны, а также преодоление бедности интересов и устремлений современного человека, попавшего под влияние стандартов массовой культуры.

Заседания клуба «Трибуна» НГЛУ проходят по следующей модели: представление небольших, но четких докладов — дискуссия по затронутым в каждом из докладов аспектам — общая дискуссия по теме (название «Трибуна» отражает дискуссионный характер заседаний клуба) — экспертная оценка, которую участники клуба получают от приглашенных ученых (политологов, экономистов, историков, географов, социологов), государственных и общественных деятелей муниципального, регионального и федерального уровней, журналистов, предпринимателей, духовных лиц. Заседания клуба проходят в неформальной и вместе с тем серьезной обстановке. В аудитории царит свобода слова, которую участники дискуссий обеспечивают толерантностью, политкорректностью и чувством такта [6].

За текущий год участники и гости клуба обсудили следующие вопросы: политическое лидерство и бюрократия в структурных изменениях последних 20 лет (особое внимание было уделено отношению россиян к реформам этого периода); избирательное право (история и практика), современные избирательные технологии и вовлеченность молодых людей в избирательный процесс; различные аспекты вступления России в ВТО (были даны разнообразные политические и экономические оценки); миграционные процессы — как на постсоветском пространстве, так и в глобальном измерении (обсуждались исторические, политические, экономические, социокультурные аспекты); эсхатология как культурный и политический феномен; спорт и политика (идеология Олимпийского движения, спорт как инструмент политического манипулирования, спорт как инструмент социальной интеграции, развития гражданственности и социальный лифт); международный туризм как фактор международных отношений (вопросы безопасности, региональное развитие); роль женщины в мире современной политики и экономики [7].

Социализация и интеграция российской молодежи, на наш взгляд, есть критическое условие формирования благополучного общества, готового адекватно отвечать на вызовы современности, проявляющиеся в том числе в росте экстремистских настроений в студенческой среде. В этой связи такие свободные самоуправляющиеся ассоциации, как научно-дискуссионный клуб «Трибуна», являются незаменимой площадкой для снятия экстремальности мысли и агрессии действия. Анализируются самые острые явления действительности, обсуждаются, сопоставляются различные точки зрения и экспертные оценки, аудитория настраивается на поиск компромисса. Клуб также площадка для общения на русском языке студентов из разных стран. Результатом дискуссий стало понимание разнообразия подходов к толерантности.

Эти подходы к толерантности находят воплощение и в работе Музея НГЛУ, где под руководством проф., д-ра ист. наук О.Н. Сенюткиной работает студенческий актив, увлеченный историей края и историей родного вуза. Он представляет собой группу студентов разных факультетов (около 30 человек), состав которой обновляется каждый год. В составе музейного актива — оформители, фотографы, поисковики, участники НИРС, работники в фондах (хранители) и др. Это единомышленники, понимающие важность работы Музея НГЛУ как хранителя исторической памяти вуза.

Коллектив преподавателей и студентов НГЛУ — многоэтничный, а в современных условиях и многоконфессиональный. Из истории университета можно вспомнить любопытный сюжет, связанный именно с многоэтничностью нашего коллектива.

Дело в том, что часть преподавателей — на первых порах формирования вуза — была представлена родственниками американских инженеров, приехавших, по своим убеждениям, «строить Утопию» в Нижнем Новгороде. Они были убеждены, что именно с советской страной связано будущее человечества. Их жены, дочери, являясь носителями иностранных языков, в частности американского варианта английского языка, принесли большую пользу учебному процессу иняза. Музей не оставляет без внимания этот интересный сюжет сотрудничества людей разной этнической принадлежности. В экспозиции есть материалы, отражающие межконфессиональные взаимодействия в нашем регионе: фотографии храмов разных конфессий, материалы научных конференций по соответствующей тематике и др. Можно отметить и наличие небольшой библиотеки на иностранных языках по истории России и даже региона. Это книги, подаренные Музею НГЛУ иностранными гостями, учеными, исследующими в своих монографиях историю и культуру Нижегородчины.

Еще одним важнейшим фактором этноконфессиональной безопасности и воспитания толерантности не только в студенческой среде, но и в создании широкого общественного мнения в поддержку межнационального и межконфессионального мира является сетевое научное взаимодействие, осуществляемое учеными в проведении конференций, последующем издании сборников научных трудов, популяризации достижений ученых разных стран и регионов. Конференции позволяют предметно и всесторонне обсуждать те или иные научные, общественно-политические, социальные проблемы. К числу сложных комплексных проблем относится вопрос межэтнического и межконфессионального взаимодействия в истории и его современное состояние. Научному и научно-практическому его обсуждению в НГЛУ был посвящен цикл конференций, которые мы предполагаем продолжить.

Стратегия обучения в НГЛУ нацелена на диалог и межкультурную коммуникацию между народами, странами и регионами. Неудивительно, что именно на базе НГЛУ собрался академический коллектив историков, обществоведов и религиоведов, на практике занимающихся вопросами межрелигиозного диалога. С целью развития этого диалога как основы устойчивого развития региона и страны в целом и были проведены международные конференции: Международная научная конференция «Исповеди в зеркале. Межконфессиональные отношения в центре Евразии (на примере Волго-Уральского региона XVIII—XXI вв.)» в мае 2010 г., II Международная научно-практическая конференция «Религии России: проблемы социального служения» в октябре 2010 г., круглый стол «Религии и СМИ» в ноябре 2011 г. Сетевое научное взаимодействие, продуцирование новых идей, развитие в самой структуре его воспроизводства принципов интеллектуальной свободы и поиска истины, ориентация научного (а вслед за ним и студенческого) сообщества на объективность и непредвзятость исследований есть фундаментальные основания воспитания толерантности всего социума, обучающейся его части. Интеллектуальные сети в их взаимодействии становятся основой креативной динамики учебного процесса и внеучебного научного и воспитательного взаимодействия профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов — это позволяет утверждать принципы толерантности и становится важнейшим фактором этноконфессиональной безопасности.

Библиографический список

1. Численность населения Нижегородской области по данным Госкомстата России на 1 января 2012 года. URL: http://hipepc.com/blez-paskal (дата обращения: 19.06.2013).

2. Более 500 религиозных организаций зарегистрировано в Нижегородской области. URL: http://www.niann.ru/?id=384015 (дата обращения: 19.06.2013).

3. Никулина М.О., Паршаков А.С. Студенческий научно-дискуссионный политический клуб в системе современного высшего образования // Философия и культура образования в контексте времени: сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2011. С. 122-129.

4. Паршаков А.С., Шиманская О.К. Дискуссионный клуб как стратегия формирования ценностных ориентаций студенчества // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы международной конференции: в 3 т. Т. 3. / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. 2010. С. 233-236.

5. Паршаков А.С., Шиманская О.К. Живая память о Великой Отечественной войне как выражение патриотизма в студенческой среде // Патриотизм в системе духовно-нравственной культуры общества: история и современность: материалы Всероссийской межвузовской конференции (28 марта 2012 г.): сб. ст. / отв. ред. И. А. Треушников, С. Л. Ивашевский. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2012. C. 140-146.

6. Шиманская О.К., Ночвина Б.А. Студенческий научно-дискуссионный политический клуб // Высшее образование в России. 2011. № 3. С 91-96.

7. Шиманская О.К., Ночвина Б.А. Студенческий научно-дискуссионный политический клуб как инновационная форма научно-исследовательской работы и развития студенческого самоуправления // Философия и культура образования в контексте времени: сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2011. С. 116-122.

References

1. The population of Nizhny Novgorod region according to the Federal State Statistics Service data, January, 1, 2012. URL: http://hipepc.com/blez-paskal (date of reference: 19.06.2013).

2. More than 500 religious organizations have been registered in Nizhny Novgorod region. URL: http://www.niann.ru/?id=384015 (date of reference: 19.06.2013).

3. Nikulina M.O., Parshakov A.S. Students' scientific and discussion political club in the system of modern higher education // Philosophy and culture of education in the context of time: сollection of research papers. Krasnodar: Kuban State Agrarian University, 2011. P. 122-129.

4. Parshakov A.S., Shimanskaya O.K. Discussion club as a strategy of formation of students' value orientations // Urgent issues of sociology of youth, culture and education: Materials of international conference: in 3 vol. Vol. 3 / ed. by Yu.R. Vishnevskiy. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2010. P. 233-236.

5. Parshakov A.S., Shimanskaya O.K. Living memory about the Great Patriotic war as the expression of patriotism in the student environment// Patriotism in the system of spiritual and moral culture of society: history and modernity: Materials of All-Russian high school conference (March, 28, 2012): collection of articles/ editor-in-chief I.A. Treushnikov, S.L. Ivashevskiy. Nizhniy Novgorod: Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs, 2012. P. 140-146.

6. Shimanskaya O.K., Nochvina B.A. Students' scientific and discussion political club // Higher Education in Russia. 2011. № 3. P. 91-96.

7. Shimanskaya O.K., Nochvina B.A. Students' scientific and discussion political club as an innovative form of research work and development of student self-government // Philosophy and culture of education in the context of time: Collection of research papers. Krasnodar: Kuban State Agrarian University, 2011. P. 116-122.

70

BecmHUK CaMlY. 2014. № 1 (112)

A.S. Parshakov, O.N. Senyutkina, O.K. Shimanskaya*

TRAINING OF TOLERANCE AS A FACTOR OF ETHNIC AND CONFESSIONAL SECURITY

The article describes the experience of training and strengthening of tolerance that has been gained at Nizhny Novgorod Linguistic University. Elaboration of academic courses aimed at rising the awareness of ethnic and confessional issues, activities of autonomous student organizations, museum activities as well as organizing scientific conferences dealing with ethnic and confessional issues are considered as a complex. Profound understanding of tolerance and broadening the realm of its implementing sustain ethnic and confessional security in the region and in the country as a whole.

Key words: ethnic and confessional relations, ethnic and confessional security, tolerance, educational work, museum, student organizations, scientific cooperation.

* Parshakov Alexander Sergeevich (alexander.parshakov@yandex.ru), Senyutkina Olga Nikolaevna (senutkina@mail.ru), Shimanskaya Olga Konstantinovna (shimansk@mail.ru), the Dept. of Culturology, History and Ancient Languages, Nizhniy Novgorod State Linguistic University, Nizhniy Novgorod, 603155, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.