Татьяна ВОРОБЬЕВА
ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ:
ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье рассматривается институт наставничества как основной инструмент воспитания социально ответственной личности в практике московского образования, предлагается структура программы подготовки волонтеров.
In the article the preceptorship institute as the basic tool of education of the socially responsible person in the practice of Moscow education is considered, the structure of the program of preparation of volunteers is offered.
Ключевые слова:
социальная ответственность, социальное партнерство, социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, наставничество, волонтерство; social responsibility, social partnership, social orphanhood, orphans, children without parental care, preceptorship, volunteering.
В последние годы в России все более остро встает проблема низкого уровня социализированности и качества образования детей, лишившихся родительского попечения и помещенных в детские сиротские учреждения. Лишенные опыта семейной жизни и семейной поддержки, они испытывают огромные трудности при последующей адаптации к жизни в социуме, а также испытывают трудности в создании собственной семьи и воспитании детей. Практика показывает, что детский дом не формирует у детей чувство ответственности, выпускники зачастую не готовы к самостоятельной жизни, не могут успешно адаптироваться к новым условиям жизни после окончания детского дома.
Сегодня на первый план в учреждениях для детей-сирот выходят психологические проблемы. Существующая специфика воспитания и обучения детей в учреждениях для детей-сирот, как правило, не приводит к выпуску полноценных, приспособленных к жизни людей. Одной из причин такого положения ТИ. Шульга, И.В. Слот и Х.А. Спанияр видят в том, что в воспитательной системе детских домов, школ-интернатов главное направление отношений между воспитанниками и взрослыми — это воздействие1. Администрация воздействует на педагогов и воспитателей, а взрослые оказывают влияние на детей. В такой системе отсутствует взаимодействие. Дети копируют эту модель, и в контактах между ними нет взаимодействия «на равных». Свое общение они строят по вертикали — одни приказывают, требуют, критикуют, наказывают, другие подчиняются, сопротивляются и т.д.
Система воспитания в детском доме не мотивирует необходимость осознания своих прав, а обязанности выполняются по принуждению и не связаны с правами. В постинтернатный период права связаны с обязанностями, но выпускники не готовы к этой ответственности. Поэтому на сегодняшний день важно, чтобы уси-
1 Шульга Т.И., Слот И.В., Спанияр Х.А. Методика работы с детьми «группы риска». — М. : Изд-во УРАО, 2001, с. 12—13.
ВОРОБЬЕВА
Татьяна Владимировна — проректор по воспитательной работе Московской государственной академии делового администрирования [email protected]
лия психологов были направлены на осознание и знание детьми прав и обязанностей, их взаимосвязи и важности соблюдения1.
В вопросах социализации ребенка возможности образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ограничены. Поэтому помимо прямого взаимодействия с высшими учебными заведениями, организационными формами работы образовательных учреждений по формированию социальной ответственности могут быть университетские комплексы, организация студенческого волонтерского движения, наставничество, сотрудничество в целях оказания помощи с различными политическими и общественными организациями, общественными благотворительными фондами и бизнес-структурами и др.
Практика показывает, что для становления личности подростков, развивающихся в условиях полного государственного обеспечения, особенно важен личностный контакт с авторитетным взрослым. Опыт участия студентов и преподавателей вузов Москвы дает возможность констатировать, что наиболее продуктивной формой подобного индивидуального сопровождения подростков, переживающих трудные жизненные ситуации, является наставничество.
Основная цель наставничества — обеспечение системного индивидуального сопровождения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе личного контакта и влияния, восполнение пробелов в работе специалистов, социальных учреждений и организаций.
Наставник может научить подростка видеть и понимать проблему, принимать ее, разрешать или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.
Большое внимание психологопедагогические кадры вузов и детских домов для детей-сирот должны уделять обучению наставников: необходим цикл интерактивных занятий, развивающих самостоятельность, осознание содержания и смысла наставнической деятельности. Только затем наставники разрабатывают собственные индивидуальные программы
1 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка : учебное пособие. — СПб. : Речь, 2004, с. 74.
работы со своими подшефными и работают с ними и их социальным окружением. Такая форма обучения практическим навыкам социальной и социально-педагогической работы способствует приобретению опыта разрешения собственных личных проблем и умения оказывать в этом помощь детям и подросткам. Кроме того, рассматриваются и конструируются формы и методы индивидуальной работы, необходимые в межличностном взаимодействии. Наставники изучают педагогическое программирование, составляют индивидуальные программы сопровождения личностного развития подростков в течение года. С этой целью они осваивают общие схемы проектировочной работы в системе психологопедагогического сопровождения детей группы риска, особенности и технологии разработки целей, задач сопровождения, предполагаемых результатов, особых требований к работе и проведение анализа имеющихся условий, своих профессиональных возможностей. К занятиям привлекаются специалисты, имеющие опыт постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната.
Координация деятельности наставников осуществляется преподавателями-психологами. Они же являются кураторами наставников и проводят с ними индивидуальные консультации.
Развитие наставничества среди будущих социальных педагогов создает оптимальную возможность, с одной стороны, для формирования опыта личного взаимодействия с окружающими у воспитанников школы-интерната, с другой — для реализации профессиональных и личностных возможностей студентов. И главное — все участники наставнического движения получают возможность удовлетворить потребности в самореализации и самоактуализации.
Что касается волонтеров, то они действительно могут внести свежую струю в жизнь детских домов. Здесь нивелируются различия в возрасте, социальном статусе. Студенты выступают носителями молодежной культуры, которая, несомненно, ближе воспитанникам приюта. Разумеется, наиболее подготовленными к такой работе являются студенты педагогических вузов. Студенты старших курсов педагогических вузов имеют определенную базу педагогических знаний, как правило, сознательно
выбирают будущую профессию и полны энтузиазма и оптимизма.
Однако специфика детских домов предъявляет серьезные требования к личности волонтера. Ребенок, выживший на улице, может быть талантливым манипулятором. Кроме того, для ряда детей, подвергавшихся насилию, характерно виктимное поведение, провоцирующее персонал учреждения на неадекватные действия. Это сложные дети, и работать с ними непросто. Поэтому волонтеры должны быть подготовлены к работе с данным контингентом воспитанников, к сложным ситуациям взаимодействия как с одним ребенком, так и с группой детей. И далеко не каждый студент даже педагогического вуза способен работать в учреждениях интернатского типа. В этом случае было бы целесообразным разработать для каждого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственную эвристическую модель личностных характеристик волонтера, в основе которой должны лежать приоритетные задачи, действия, мероприятия, каждодневно осуществляющиеся воспитателем. По сути, это управление деятельностью воспитанников. Однако нужно учитывать, что особенности детей, находящихся в интернатном учреждении, предъявляют ряд дополнительных требований: в частности, воспитатель должен быть хорошим коммуникатором, диагностом, обладать значительным объемом знаний и навыков в области специальной психологии и т.п. Естественно, к добровольцу невозможно подходить с теми же мерками, как и к профессиональному педагогу-воспитателю. Тем не менее важно выделить ряд требований для его успешной деятельности.
Стержень деятельности волонтера — неформальное общение с детьми в рамках проведения ролевых игр, элементов тренинга (в частности, психогимнастики), организация совместно с воспитателем культурно-досуговых мероприятий в соответствии с концепцией работы учреждения. Для осуществления своей деятельности в специализированном учреждении он должен знать основы психологии и педагогики, основы медицинских знаний, главные аспекты культурно-досуговой деятельности.
Волонтер должен иметь опыт общения
с детьми, обладать навыками проведения групповой работы, уметь разрабатывать сценарии культурно-массовых праздников. Важными личностными характеристиками в данной профессиональной деятельности являются: лидерские качества, творческие способности, направленность на общение с детьми. Важны также личностная зрелость, стрессоустой-чивость, высокий уровень социальнопсихологической и аутопсихологической компетентности волонтера. Процесс отбора необходим для того, чтобы соблюсти основной принцип — «не навреди». Здесь важно как обеспечить безопасность ребенка, прежде всего психологическую, так и уберечь от разочарования, возможного эмоционального срыва волонтера, который по тем или иным причинам не способен работать с трудными детьми1.
Опыт волонтерского движения показывает: как правило, добровольцы приглашаются для кратковременной, обычно неквалифицированной работы, посещение ими учреждения носит ситуативный характер. Отсутствие системы в работе волонтеров, несогласованность целей волонтеров и администрации и воспитателей учреждения нивелируют большинство позитивных моментов добровольческой помощи. Создание специальной программы подготовки волонтеров сможет способствовать развитию добровольческого движения, оказывающего реальную помощь в социализации ребенка, пережившего трудную жизненную ситуацию. Результатом создания данной программы будет формирование инициативной группы людей, которые в долгосрочной перспективе сотрудничают с образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуют общественно-значимые задачи и имеют возможность личностного и профессионального роста. Специфика учреждения и его воспитанников определяет основные требования к подготовке волонтеров.
Поскольку работа в качестве волонтера, занятия с детьми — это не основная, а дополнительная деятельность, то программа подготовки должна быть крат-
1 Анализ ситуации в России по реализации защиты прав подростков и молодежи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : доклад / науч. ред. Г.В. Семья. — М. : МАКС Пресс, 2010, с. 12.
косрочной, интересной и эффективной, предлагающей максимум знаний и умений (желательна их полезность и возможность использования в основной деятельности) за минимальный срок обучения.
Цели программы подготовки волонтеров:
— помощь в социализации ребенка, пребывающего в учреждении интернатного типа;
— пропаганда здорового образа жизни;
— привлечение общественного внимания к проблемам детской безнадзорности;
— привлечение студентов к общественно значимой деятельности, формирование у них активной жизненной позиции.
Специфика подготовки волонтеров предполагает удобное для посещения время занятий, которые могут продолжаться до 2 месяцев.
Структура программы
Лекции:
«Основы медицинских знаний» — 2 академических часа;
«Концепция учреждения. Основы разработки культурно-досуговых мероприятий» — 2 академических часа.
Семинары:
«Экскурсия по приюту» — 1,5 академических часа;
«Разработка игрового занятия» — 3 академических часа;
«Разработка сценария праздника» — 3 академических часа.
Тренинги:
«Введение в профессию» — 18 академических часов.
Практическая работа:
— игровые занятия с детьми — 6 академических часов.
— подготовка и проведение детского праздника — 12 академических часов.
Всего: 47,5 академических часов.
Практическая работа волонтера, его занятия с детьми проходят совместно со штатными работниками учреждения, которые при необходимости могут помочь волонтеру в трудной ситуации. Окончание программы подготовки может быть завершено посвящением добровольцев в «Почетные волонтеры» данного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В дальнейшем волонтеры согласовывают свои посещения детей с координатором волонтерской программы, участвуют в деятельности клуба волонтеров, посещают тренинги и другие мероприятия.
Трудно переоценить общественную значимость добровольческой деятельности студентов — будущих специалистов в области педагогики. Участие в оказании помощи ребенку, атмосфера творчества и сотрудничества с опытными специалистами окажет большое влияние на становление личности будущего профессионала.