JI. В. Колбасина,
главный специалист, филиал АО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
He?ij?i свздер: патронат-тыц от басы, жетт бала-лар, цундылыц, отбасыльщ цундылыцтар, отбасыльщ цундылыцтарын цалыпта-стыру.
Ключевые слова: патро-натная семья, дети-сироты, ценность, семейные ценности, формирование семейных ценностей.
Keywords: foster family, orphans, value, family values, the formation of family values.
CS
- Вестник «Qp.fiey»-kst _
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИАТРОНАТНОЙ СЕМЬИ
Ацдатпа
Макалада патронаттьщ отбасындагы тэрбиелу жагдайында жепм балалардьщ бойында отбасыльщ кундылыктарын калыпта-стыру карастырылган. Тепн жалгастыру туралы жэне болашагын ойлау кабшег! - адам ешршщ мэш болып непзделген, аса манызды жалпы адамзаттьщ кундылыктардын 6ipi болып табьшатын "отбасыльщ кундылыктар" угымынын мэшн зерттеу максатында, «кун-дыльщ», «кундыльщ багдарлар» деген бастагщы угымдар каралады. Базальщ кундылыктар непзшде отбасыльщ кундылыктар: махаб-бат; улкендерге курметпен карау (курметтеу); Kiinire камкорлык; гендерлш отбасьшьщ релдер туралы тусшш жэне оларды сыйлау; турмыстьщ мэдениет; ата-аналарга курметпен карау сшщты непзп компоненттер белпленген.
Аннотация
В статье рассматривается формирование семейных ценностей у детей-сирот в условиях воспитания в патронатной семье. Представлены исходные понятия «ценность», «ценностные ориентации» с целью изучения содержания понятия «семейные ценности», которые представляют одну из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, что обусловлено самой человеческой сущностью - способностью думать о продолжении рода и своём будущем. Выделены основные компоненты семейных ценностей на основе базо- К
Зч
вых ценностей, такие как: любовь; уважительное отношение (почи- w тание) к старшим; забота о младших; представления о тендерных О
„ ин
семейных ролях и уважение к ним; культура быта; уважительное О отношение к родителям. о
Uh
Annotation й
В
The article deals with the formation of family values in children- 2 orphans in the conditions of education in foster families. The original н concept of "value", "value orientation" to explore the concept of "family <! values" that represent one of the most important human values, which is g due to very human nature - the ability to think about procreation and their С future are considered. The basic components of family values based on § fundamental values such as love; respect (reverence) for seniors; taking
r |
care of the younger; ideas about gender roles of family and respect for g them; culture of life; respect for parents.
о
Семья - это исток духовного начала личности, древнейший ин- ^ статут ее формирования, где ребенок учится творить добро, где скла- w дываются потребности человека в любви, опеке, ласке, и коммуни- g кации. В семье закладывается фундамент становления нравственной g позиции ребёнка, формируются актуальные цели, жизненные цен- w ности, взгляды, способности проявлять эмоции. Значительное место щ в формировании личности имеет родительский престиж, ведь имен- ^ но они предназначены быть главными наставниками своих детей. ^ Именно родителям предназначены слова А. С. Макаренко: «Главные W основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека». Семейное воспитание представляет со-
бой воспитание юного поколения, осуществляемое родителями или лицами, их заметающими (родственниками, опекунами). В патронатной семье важно выстроить общее направление взаимодействия между воспитателем и ребенком. Воспитательный процесс в патронатной семье должно носить комплексный, естественный характер. Ведущим обстоятельством осуществления воспитательной возможности патронатной семьи является осмысленная, целеустремленная и регулярная воспитательная работа родителей, подчиненная ценностному идеалу и ориентированная на помощь ребенку в работе по самосовершенствованию и движению к тому, чтобы быть самостоятельной высоконравственной личностью [1]. Действительность свидетельствует о том, что задача организации семьи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит значительно более актуальный характер по сравнению с детьми, живущими в обычных семьях. В самостоятельной жизни они по прежнему недоверчивы к окружающим, находятся или в положении зависимости от них, или чрезмерно нетерпимы, неблагодарны, ожи-сн дают интриг и враждебности от других, что за-§ частую приводит к крушению создаваемых ими собственных семей. Утрата семейных ценностей § - следствие не только разрушения отношений с ^ матерью и родными, но и того, что жизнь в ин-О тернатной организации, как правило, не спра-Н. шивает от ребенка реализации обязанностей,
2 которые он осуществляет в нормальной семье ^ [3]. Дети, пребывающие в приютах, центрах, ^ детских домах, часто имеют предвзятое и оши-^ бочное суждение о семье, создавая не всегда § верный образ той или иной роли. Вырабатывают Щ потребительский взгляд и не задумываются об К ответственности. Очень тяжелым для детей этой ^ категории является вхождение в роль семьянина. С Обращение к современной теории и практике О семейного воспитания и анализ ее концептуаль-¡3 ных идей представил разнообразие взглядов на
тему семейных ценностей [2]. Данную проблему ^ рассматривали В. А. Беляева, О. Г. Дробицкий, ^ Л. А. Карпенко, И. С. Кон, С. В. Кульневич, Н. Е Д. Никандров, И. И. Осипова и др. Проблемы
3 сиротства анализируются Л. С. Алексеевой, М. л А. Галагузовой, И. Ф. Дементьевой, И. В. Ду-^ бровиной, М. О. Дубровской и др. Работы С. В. е- Дармодехина, И. Ф. Дементьевой, А. В. Мудри-< ка доказывают, что современная общественная
жизнь сопровождается трансформацией многих
)p.fiey»-kst -
I ict п к к' шы\ ориентиров. Тему подготовки к семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются И. В. Дубровиной, Ж. А. Захаровой, B.C. Мухиной, В. Н. Ослон, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н. Н. Толстых и др. Вопросы нормативно-правовой обеспеченности проблемы анализируют А. И. Байдакова и Т. В. Суняйкина [5]. Итак, проблема воспитания семейных ценностей у детей-сирот в условиях патронатной семьи характеризуется наличием противоречий между потребностью социума в семье как главном институте воспитания ребенка и недостаточной подготовкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к построению жизни семьи, к утверждению и развитию семейных ценностей; между потенциалом семьи в развитии семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несоответствующей этой задаче готовности патронатных родителей к реализации этого потенциала. В качестве объекта нашего исследования мы определили процесс семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях патронатной семьи, а в качестве предмета -содержание и способы формирования семейных ценностей этой категории детей в условиях патронатной семьи. Целью нашего исследования является обоснование содержания и способов формирования семейных ценностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях патронатной семьи. Гипотеза нашего исследования построена на предположении, что в патронатных семьях процесс формирование семейных ценностей детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет результативным при условии, если: будет реализовываться на основе учета специфики семьи и ее потенциала в формировании семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; будет осуществлена комплексная программа психолого-педашгиче-ского сопровождения родителей, детей-сирот в патронатной семье, содействующая в освоении, усвоении и присвоении ценностей семейной жизни; выбор и реализация методов решения поставленных задач будут определяться на основе учета особенностей проблемного поля патронатной семьи; будет определена система мониторинга действенности формирования семейных ценностей, основанная на принципе взаимосвязи оценок (критериев) и показателей уровня
Вестник «Орлеу»-!^
сформированности мотивационных комплексов принятия ребенка - сироты патронатными родителями. Задачами исследования мы определили следующие: 1) проанализировать литературу по проблеме исследования и уточнить содержательные характеристики основных понятий; 2) изучить и проанализировать опыт работы учреждений системы образования и учреждений социальной сферы с патронатными семьями по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) разработать и апробировать комплексную программу, определяющую содержание и методы, способы по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях патронатной семьи. В связи с темой нашего исследования нас интересует смысл и содержание понятия «ценность». Она выступает как то качество, свойство, которое представляет для человека важность, значимость, пользу, полезность. Ценность представляет собой свойство предмета или явления. Ж. Т. Тощенко говорит о том, что ценности «придают жизненный смысл устремлениям людей, групп, общностей и т. д., способствуют интеграции общества и указывают на предпочтение тех или иных альтернатив при решении актуальных общественных проблем» [6]. В патронатной семье понятия и качества «ценность», «ценностные ориентации», являются основой семейных ценностей, а отношения и взаимоотношения основываются на таких ценностях, как любовь, понимание, уважение, дружба и т. д. А ребенка нельзя рассматривать как итог, результат воспитывающего воздействия патронатных родителей. Он инициативен, сам постигает семью и свои роль и место в ней, выстраивает собственное поведение, отношение к членам семьи.
В формировании семейных ценностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях патронатной семьи, значительной представляются работа подготовке юного поколения к семейной жизни. Это сложная и трудоемкая работа, так как в большинстве понятия о семейных ценностях, в том числе, о любви, у детей-сирот искажено и отлично от этого понятия у детей из благополучных семей. Если у последних любовь развивается с первых дней жизни, с «молоком матери», то в патронатной семье приемным родителям приходится специально развивать это чувство по отношению к членам патронатной семьи. Уважительное отношение к
старшим является одной из основ нравственного воспитания детей-сирот; забота о младших подразумевает подготовку к том, чтобы в будущем заботиться о своих детях. Следует отметить, что у детей-сирот в следствие несформированности данного компонента возможно проявление ре-пликативного сиротства. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные ценности оказываются важными, так как в функционально - деятельностной структуре им принадлежит существенное место. Воспитательный потенциал патронатной семьи включает в себя возможности, ориентированные на формирование у детей-сирот таких свойств и ценностей, которые создает микросреда семьи, ее образ жизни [4]. Таким образом, проводимая в патронатных семьях работа с детьми - сиротами по формированию их представлений о семейных ценностей носит многофункциональный характер и способствует всестороннему развитию личности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алимбекова Г. Дети-сироты: состояние, проблемы, перспективы [Текст]/Г. Алимбекова // Мысль.-2005.-С. 48-51.
2.Дуранов М.Е. Теория и методология социокультурного образования и развития личности. [Текст]/М.Е. Дуранов, Е.В.Швачко. - М.: Вла-дос, 2014.-240 с.
3.Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей [Электронный ресурс]: на примере Республики Калмыкия: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Ин-т социологии РАН. - М., 2007. - 23 с. - URL: http://dlib.rsl. ru/01003055231.
4.Соломатина Г.Н. Воспитание любви к приемным родителям у детей-сирот как условие формирования нравственных ценностей [Текст]/ Г.Н. Соломатина // Дет. дом. - 2011. - № 4. - С. 11-17.
5.Байдакова А.И., Суняйкина Т.В. Нормативно-правовое обеспечение современной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот (лиц из числа детей-сирот) и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях высшего образования на федеральном и региональном уровнях [Электронный ресурс] // Концепт. - 2016. - № S3. - С. 16-20. - URL: http:// ekoncept.ru/2016/76031 .htm.
6.Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. [Текст] / под ред. Ж.Т. Тощенко. -М.: Юнити-Дана, 2013.-487 с.
в; S К
ш
4
О
«
о с о
1-4
W
в
2
<
н
о £
п о с в;
5 х <с н s С о о
m
ш Ч W О
CL С
ш х
-а
Н
ьс <