ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК Мельникова Е.А.
Мельникова Екатерина Андреевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок», г. Мичуринск
Аннотация: в статье анализируется влияние сказок на воспитание дошкольников. Сказка является мощным средством, помогающим формировать личность ребёнка. Ключевые слова: сказка, воспитание.
«Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений» [1. с. 5].
Сказки присутствуют в жизни ребенка с самого его рождения. Как только ребенок начинает осмысливать окружающий мир в его жизнь входят сказки, с ними он делает первые шаги, они живут с ребенком до школы и даже дольше. Они помогают ему адаптироваться в этом мире, преподают первые уроки нравственности. Благодаря тому, что сказка преподает уроки не в виде нравоучений, а в доступной, занимательной форме, ее влияние на формирование мировоззрения малыша оказывается достаточно сильным. Именно через сказку ребенок постигает, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое добро и зло, что такое дружба и взаимовыручка. Как бы мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и пример взаимопомощи. Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь беду не только на себя, но и своих близких.
Сказки, как один из элементов воспитания, используются в фольклорах всех народов мира. На разных языках, различными методами они повествуют свои истории и служат для воспитания у детей правильного отношения к жизни. Известный русский языковед В.Я. Пропп отмечал: «Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому» [2, с. 163]. Основоположник русской педагогической науки Д.К. Ушинский также очень большое значение придавал сказкам, использовал их в своей системе педагогики и даже сам писал сказки.
В дошкольных учреждениях есть много форм и методов использования сказки в процессе воспитания:
• чтение книг и прослушивание аудиокниг, просмотр мультфильмов по мотивам сказок;
• использование примеров из сказок в повседневной жизни, на прогулках, на занятиях творчеством и любых играх с воспитателями;
• организация сюжетно-ролевых игр, праздников на основе сказочных сюжетов с привлечением родителей к участию в них;
• использование сказок при знакомстве дошкольников с художественными произведениям;
• применение отрывков из сказок как иллюстрации при проведении непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью;
• использование сказочных персонажей в изобразительной деятельности;
• коллективное сочинение сказок;
• введение сказочных героев и отрывков из сказочных сюжетов в занятиях физической культурой.
Такие формы работы с материалом помогают развивать у дошкольников, кроме фантазии, произвольную память, внимание, воображение и коммуникативные навыки.
В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Сказка - это зернышко, из которого прорастёт эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» [3, с. 97].
Список литературы
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1977.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 361.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ Лисовская П.Е.
Лисовская Полина Евгеньевна - магистрант, естественно-географический факультет, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация: одной из новейших образовательных технологий современной школы является метод проекта. Особенность метода заключается в том, что учащиеся самостоятельно ищут информацию в различных информационных источниках. Следовательно, в процессе проектирования формируются основные универсальные учебные действия.
Ключевые слова: метод проектов, учебный проект, универсальные учебные действия.
Учебно-познавательный процесс современной школы направлен на формирование экологической культуры учащихся.
Метод проектов создает условия, при которых учащиеся могут самостоятельно получать поисковые и исследовательские знания и применять их на практике, что способствует творческому развитию личности детей.
Данный метод предполагает проживание учащимися определенного отрезка времени в образовательном процессе, а также формирование у них научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, схем, презентаций, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы [2, 624].
Работая над проектом, ученики овладевают комплексом умений (познавательные, практические, оценочные и др.), направленных на взаимодействие друг с другом, саморазвитие и самообразование [1, 159].
На уроках биологии применяются проекты, раскрывающие различные аспекты ее содержания. Среди школьников особенно популярны проекты по экологической, краеведческой и комплексно-биологической тематикам.