Посохина М. В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа, семьи // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 59-63.
Posokhina M. V. Education of patriotism at children of the senior preschool age in the examples of the heroic past of the people, family. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 59-63. (In Russ.)
УДК 373.2
М. В. Посохина
Детский сад № 4, ЗАТО Звёздный, Пермский край, Россия
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРАХ ГЕРОИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО НАРОДА, СЕМЬИ
Посохина Марина Владимировна - воспитатель высшей категории.
E-mail: posokhina.marina@yandex.ru
В основе реализации проекта «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа, семьи» лежит идея разработки перспективного плана целенаправленного ознакомления ребенка с родным краем, и это будет составной частью формирования у него патриотизма.
Цель проекта - создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине, к своему Отечеству в процессе ознакомления с историческим прошлым их семей, с родным краем и поселком.
В качестве задач проекта определены воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа, их семей. Проект способствует воспитанию у детей патриотических чувств, гордости за Родину, основанных на ознакомлении с историческим прошлым нашей страны и поселка; любви и уважения к защитникам Родины -на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формированию первоначальных, дифференцированных представлений о героизме; расширению представлений о родном поселке, знакомству с его достопримечательностями; пробуждению интереса родителей к участию семей в создании книги памяти.
В результате реализации проекта у детей появились интерес к истории, культуре поселка, любовь к родному краю. Дети с достоинством и ответственностью отзываются о своем крае. Благодаря экскурсиям в краеведческий музей, посещению общественно значимых учреждений пос. Звездный, памятников, общению с интересными людьми расширился кругозор детей. Работа над проектом сплотила, объединила педагогов и родителей.
Ключевые слова: патриотические чувства, героическое прошлое народа, история своей семьи, патриотизм, родной край, Родина.
M. V. Posokhina
Kindergarten № 4, Closed Administrative-Territorial Formation Zvyozdny,
Perm Krai, Russia
EDUCATION OF PATRIOTISM AT CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE EXAMPLES OF THE HEROIC PAST
OF THE PEOPLE, FAMILY
© Посохина М. В., 2016
Posokhina Marina Vladimirovna - kindergarten teacher of the highest category.
The basis of the project "Education of patriotism at children of the senior preschool age in the examples of the heroic past of the people, his family" is the idea of the development of long -term plan focused familiarize the child with the native land, that will be an integral part of the formation of his patriotism.
The aim of the project was to create the conditions for the education of children of the senior preschool age love for the motherland, for the Fatherland in the process of familiarization with the history of his family, his native land and settlements.
As the project objectives have been identified to develop patriotism in children of the senior preschool age in the examples of the heroic past of the people, their family project contributed to the education of children patriotism, pride for their homeland, based on familiarizing them with the hi story of our country and the village; love and respect for the defenders of the homeland on the basis of vivid impressions, certain historical facts that are available to children and causing them emotional distress; the initial formation of differentiated representations of heroism; improved knowledge of their native village, to get acquainted with its attractions; awakening the interest of parents to participate in creating a family memory book.
As a result of the project the children have an interest in history and culture of the city, the love for the native land. Children with dignity and responsibility to say about his region. Through guided tours to the museum, visit socially significant facilities of the village Zvyozdny, monuments, communication with interesting people and broaden my horizons children. Work on the project has brought together and united teachers and parents.
Key words: patriotism, heroic past of the people, family history, homeland, motherland.
Как писал академик Д. С. Лихачёв, любовь «к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи <...> начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» [7, с. 256].
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы. Патриотическое воспитание подразумевает развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувства привязанности к семье, дому, Родине, любви к родной природе, включает также почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям1.
Отсюда следует, что приобщение детей к истории и культуре своего народа, страны, края является средством воспитания у них патриотических чувств, нравственности, духовности, началом формирования личности. Особенно важно это для детей в дошкольном возрасте, т. к. в этот период личность ребенка находится в стадии становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе. Но возникает вопрос: «Доступны ли первые чувства гражданственности и патриотизма малышам?» Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, природе, к своей Родине. А это и есть, как считает А. М. Федотова, начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания [8].
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, а для этого прививать любовь и уважение к дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости
1 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: постановление Правительства РФ от 5 окт. 2010 г. № 795 (ред. от 7 окт. 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 41 (ч. II). Ст. 5250.
за достижения страны, за мужество воинов, любовь и уважение к армии, развивать интерес к понятным ребенку явлениям общественной жизни [3; 5].
Для решения вышеуказанной задачи был подготовлен проект «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа, семьи». В основе проекта лежит идея разработки перспективного плана целенаправленного ознакомления ребенка с родным краем, что будет являться составной частью формирования у него патриотизма [1; 2; 4]. Для изучения актуальности проблемы нами было проведено анкетирование детей старшего возраста, родителей и педагогов.
Результаты анкетирования показали следующее. 100 % педагогов ответили «Да» на вопрос «Считаете ли Вы, что патриотическое воспитание дошкольников, основанное на примерах героического прошлого народа, их семей, необходимо?»; 98 % родителей ответили «Да» на вопрос «Считаете ли Вы, что знание истории своей семьи и страны важны для Вашего ребенка?»; 89 % детей старшего дошкольного возраста ответили «Да» на вопрос «Хотел бы ты узнать, какие события происходили раньше в твоей семье и у нас в стране?».
На основании результатов анкетирования были определены цель и задачи, которые необходимо решить в ходе работы, а также продуманы методы и приемы реализации проекта. Автор концепции социального воспитания детей дошкольного возраста Л. В. Коломийченко рекомендует воздействовать на развитие ребенка через разные сферы: когнитивную, эмоционально-чувственную, поведенческую [6, с. 160]. Этот принцип мы учитывали при разработке перспективного плана.
Итак, цель проекта - создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине, к своему Отечеству в процессе ознакомления их с историческим прошлым своих семей, с родным краем и поселком.
Задачи проекта:
1) воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа, семьи;
2) формирование патриотических чувств у детей, гордости за Родину, основанных на ознакомлении их с историческим прошлым страны и малой родины;
3) воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, понятных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
4) формирование первоначальных, дифференцированных представлений о геро-
изме;
5) расширение представления о родном поселке, знакомство с его достопримечательностями;
6) пробуждение у родителей интереса к участию семей в создании книги памяти.
Работа над проектом была выстроена в три этапа.
I. Подготовительный этап: сбор информации об истории пос. Звездный и Пермского края; подбор литературы познавательного характера о родном крае; изготовление педагогами макетов к экспозиции мини-музея; изготовление тематических альбомов; подборка иллюстрированного материала; чтение художественной литературы детям; приглашение в гости военных и почетных жителей поселка; создание коллекции материалов о пос. Звездный; создание кружка «Юный патриот»; изготовление дидактических игр «Символика России», «Символика Пермского края».
Это пробудило у детей интерес к истории и культуре их семей, поселка, любовь к родному краю, способствовало формированию чувства национального достоинства, ответственности, гордости за своих близких, за Россию в целом.
II. Основной этап: подготовка и проведение бесед «Возникновение поселка Звездный», «Развитие поселка Звездный», «Звездный во время войны», «Культурные традиции Звездного», «Образование Пермского края», «Пермский край - мой родной край», «Моя малая Родина»; подготовка и проведение экскурсий «Улицы и учреждения Звездного», «Музей детского сада», «Пермский краеведческий музей» (Пермь), «Музей военной техники» (Пермь); участие в митинге в День Победы.
Экскурсии в краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно значимых учреждений пос. Звездный, общение с интересными людьми - все это способствовало расширению кругозора детей, заложило основы знаний о прошлом страны, региона.
III. Заключительный этап: проведение родительского собрания на тему «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Каждая семья получила задания: родители совместно с детьми должны разработать герб и флаг семьи, создать книгу памяти героического прошлого своих предков; изготовить с детьми Я-фигурки для обыгрывания макетов музея; разработать перспективный план «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем».
Мероприятия данного этапа помогли объединить усилия педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению детей с историческими и культурными цен -ностями, традициями, достопримечательностями, памятниками нашей родины.
В перспективе проект «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа, семьи» будет развиваться: планируется расширить выставки музея детского сада, организовать экскурсии к историческим и памятным местам Пермского края, продолжать пополнять «Книгу Памяти», включая в нее информацию о подвигах людей, связавших свою судьбу с пос. Звездный.
В ходе реализации проекта получены следующие результаты:
1. Разработан перспективный план ознакомления старшего дошкольника с родным краем.
2. Благодаря экскурсиям в Краеведческий музей, знакомству с памятниками, посещению общественно значимых учреждений нашего поселка, общению с интересными людьми расширился кругозор детей.
3. У детей появились интерес к истории, культуре поселка. Они с достоинством и ответственностью отзываются о родном крае.
4. Работа над проектом и его реализация сплотила, объединила педагогов и роди -телей.
Таким образом, с помощью разработанного перспективного плана мы поможем растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого, - в ближайшем окружении. Дальнейшее развитие проекта позволит еще больше расширить круг представлений ребенка о родном крае, познакомить ребенка с новыми, доступными для осознания историческими сведениями, показать то, что свято чтут родные и близкие ему люди, раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Библиографический список
1. Ахметова Н. Н. Люби и знай свой край. План -программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении: метод. разработки. Ч. II. Пермь, 1999.
2. Ахметова Н. Н. План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении. Ч. I. М., 1997.
3. Герасимова З. Знакомим старших дошкольников с родным городом // Дошкольное воспитание. 1986. № 11.
4. Истоки. Базисная программа развития ребенка - дошкольника. М., 1997.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.
6. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: концепция и программа социально -коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015.
7. Лихачёв Д. С. Земля родная: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983.
8. Экспериментальная региональная программа экологического воспитания «Пермский край - мой родной край» / сост. А. М. Федотова. Пермь, 1996.