TfOPn 9 ЬОСИ ПТАА П 9
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
О.М. Никулина, Балашовский институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (БИСГУ), г. Балашов
Воспитание нравственно-правовой культуры у студентов является важнейшей задачей, которая сегодня стоит перед высшими учебными заведениями университетского типа, так как теоретический анализ и обобщенный опыт научно-педагогической деятельности вуза показывают, что значительная часть выпускников педагогических специальностей не готова к формированию нравственно-правовой культуры. Сложившаяся система педагогического образования неадекватна потребностям современной практики и требует превращения высшей школы в институт воспроизводства нравственно-правовой культуры как необходимого условия в обеспечении не только социально-правовых преобразований (А.Д. Матвиенко, Э.В. Кузнецов, А.Ф. Гранин и др.), но и в реализации идей гуманистической педагогики (Ш.Л. Амо-нашвили, Т.В. Болотина, А.Ф. Никитин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, З.К. Шнекендорф и др.).
Воспитание нравственно-правовой культуры студенческой молодежи выступает важнейшим направлением исследований, лежащих на стыке фи-
лософской, юридической, психологической и педагогической наук. Методологической базой данных изысканий выступают фундаментальные труды зарубежных (В.Ф. Гегель, И. Кант, Д. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) и отечественных философов (Л.М. Архангельский, О.Г. Дроб-ницкий, Г.М. Мак, И.Г. Игнатовский, Е.Г. Федоренко, Г.Л. Смирнов и др.), в чьих работах раскрыта роль морали и права в процессе формирования личности. Разработкой теоретико-методологических аспектов нравственно-правовой культуры занимались ученые-юристы (С.С. Алексеев, Н.М. Кейзеров, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, В.А. Малахов, А.А. Молчанов, П.М. Рабинович, А.П. Семитко, В.П. Сальников). Сущность нравственно-правовой культуры как важнейшей составляющей общечеловеческой культуры выявляли А.Б. Венгеров, Н.Н. Вопленко, Н.Л. Гранат, С.А. Комаров, А.В. Маль-ко, Э.С. Маркарян, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, И.Ф. Рябко. Психолого-педагогические основы формирования нравственно-правовой культуры личности раскрыты в трудах
Казанский педагогический журнал
10'2006
Б.Г. Ананьева, О.С. Богдановой, Л.И.Божович, П.П. Блонского, Н.К. Гончарова, Г.П. Давыдова, И.Ф.Исаева, И.С. Кона, В.П. Симонова, В.Г. Степанова, В.А. Сухом-линского, П.Д. Юркевича, С.Т. Шацкого, П.М. Якобсона и многих других.
При всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований необходимо отметить, что работа по формированию нравственно-правовой культуры личности должна выступать самостоятельной сферой деятельности, успешность которой зависит от объединения усилий различных социальных институтов, в том числе высшей школы.
Анализ научно-педагогической литературы, традиционных условий профессиональной деятельности педагога и его подготовки в педагогических учебных заведениях показывает, что на данный момент существует ряд нерешенных проблем:
- нравственно-правовая подготовка студентов педагогических специальностей происходит дифференцированно, без учета междисциплинарных связей, что приводит к формированию «мозаичного» мировоззрения, к отсутствию у студентов целостного видения картины развития нравственно-правовой культуры и, следовательно, ведет к снижению уровня подготовки выпускника вуза;
- в качестве приоритетов в процессе нравственно-правовой подготовки выделяется обучение, что обусловливает менее значительную роль воспитания, в результате чего существенно искажается содержание принципа гуманизации образовательного про-
цесса, в основе которого лежит идея о полноценной, социально ответственной личности, носителе культурных ценностей, гармонично сочетающей в себе нравственные, духовные, правовые аспекты.
Таким образом, с одной стороны, назрела необходимость углубления нравственно-правовой подготовки, формирования нравственно-правовой культуры у студентов педагогических специальностей как условия развития ее у детей школьного возраста, а с другой - в теории и практике педагогического образования на данный момент недостаточно разработаны вопросы нравственно-правового воспитания и образования в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.
Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по педагогическим специальностям показал наличие ряда курсов, которые могут являться основой формирования нравственно-правовой культуры педагога. Это педагогика (общие основы педагогики, теория и методика воспитания, педагогические технологии, педагогическая психология), социальная педагогика, культурология, правоведение, концепции современного естествознания.
Однако содержание этих курсов не ориентировано на организацию оптимального педагогического процесса в контексте сохранения и укрепления нравственно-правовой культуры. Кроме того, процесс становления у будущего педагога нравственно-правовой культуры характеризуется хаотичностью, дискретностью. Отсут-
106
Теория воспитания
ствие непрерывности, целостности при построении процесса формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога приводит к тому, что у 45,3% студентов нет убежденности в необходимости присвоения ценностей нравственно-правовой культуры и их дальнейшей трансляции в предстоящей профессиональной деятельности. 54,7% студентов критично относятся к предлагаемым вопросам нравственно-правовой культуры в рамках преподавания спецдисциплин.
Специфика педагогического образования состоит в том, что оно должно быть направлено прежде всего на широкую культурную подготовку. Это предполагает введение целого ряда дисциплин в контексте общечеловеческой культуры. В этой связи представляется целесообразным разработка и организация различных спецкурсов и спецсеминаров, способствующих формированию нравственно-правовой культуры студентов-будущих педагогов. Определенный опыт такой работы уже накоплен в Балашовском институте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и позволяет выделить основные направления.
1. Разработка и внедрение в учебный процесс спецкурсов и спецсеминаров, факультативов, направленных на формирование нравственно-правовой культуры. С этой целью для студентов педагогических специальностей разработан и апробирован спецкурс «Нравственно-правовая культура социального педагога» и спецпрактикум. Задача курса и спецпрактикума состоит в формировании
у студентов-будущих педагогов целостного представления о факторах нравственно-правовой культуры и возможностях образовательно-воспитательного процесса для сохранения и формирования нравственно-правовой культуры. Завершается подготовка студентов написанием выпускной квалификационной работы на основе проведенного исследования. Опыт работы со спецкурсом и спецпрактикумом показал, что у студентов вопросы нравственно-правового характера в ходе учебной деятельности вызывают несомненный интерес. Материалы спецкурса активно используются на методических семинарах для педагогов.
2. Активное использование потенциальных возможностей межпредметной связи для формирования нравственно-правовой культуры.
В рамках образования по программе «Социальная педагогика» студенты выполняют творческие работы, показывающие потенциальные возможности междисциплинарной интеграции в формировании нравственно-правовой культуры, часть из которых находит успешное применение на практике. Таким образом, в современном педагогическом образовании имеются возможности для формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога. Тем не менее расширение воспитательного пространства вуза за счет связей социального партнерства и межведомственной интеграции в свете новых требований к воспитательной работе педагогического вуза показывает необходимость решения проблемы воспитания нравственно-правовой культуры у студен-
Казанский педагогический журнал
10'2006
тов в условиях социально-образовательного пространства вуза.
В настоящее время понятие «социально-образовательное пространство» вводится в категориальный аппарат педагогики, глубоко исследуются различные его аспекты (М.Я. Вилен-ский, В. И. Гинецианский, В. Я. Конев, Е.В. Мещерякова, В.И. Панов, А.Я.Данилюк, В.И. Слободчиков, И.Г. Шендрик и др.). Под социально-образовательным пространством многими психологами, педагогами понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучеб-ная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Под социально-образовательным пространством вуза может пониматься особая территорриально-временная форма жизнедеятельности студентов и преподавателей в педагогически организованных средах (социокультурной, учебно-развивающей, внеучеб-но-коммуникативной, информационной). Для организации социально-образовательного пространства требуется целенаправленная педагогическая работа со стороны коллектива преподавателей и администрации вуза, которая непременно предполагает включенность всех субъектов образовательного процесса. В социально-образовательном пространстве вуза условно можно выделить учебно-развивающую среду вуза (учебная деятельность в вузе, выполнение заданий, самоподготовка и т. д.), вневу-зовскую досугово-развивающую среду
(участие в творческой деятельности, кружках). Данные компоненты социально-образовательного пространства представляют педагогически организованные среды, на которые влияют вневузовская образовательная среда, массово-коммуникационная среда, семейная среда, среда возрастного общения и т.д. Это педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения. Вневузовская образовательная среда представлена учреждениями дополнительного образования. Влияние ее на студентов достаточно большое: занятия в музыкальной, спортивной, художественной школах, домах творчества и т. д. При построении социально-образовательного пространства от курса к курсу необходимо вносить изменения в структуру, содержание, организацию образовательно-воспитательного процесса, которые бы обеспечили культурную идентификацию, социализацию и индивидуализацию каждого студента.
Воспитание нравственно-правовой культуры студентов представляет собой сложное педагогическое явление, характеризующееся уровнем развития общества, развитием культуры, степенью разработанности педагогических процессов обучения и воспитания. Воспитание нравственно-правовой культуры осуществляется в процессе интеграции педагогических, правовых и культурологических знаний.
Процесс воспитания нравственно-правовой культуры происходит в результате теоретико-познавательной и практической деятельности.
106
Теория воспитания
Сущностными характеристиками воспитания нравственно-правовой культуры являются:
1. Воспитание целостной личности: природных особенностей (здоровья, способностей мыслить и правильно действовать); социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником); свойств субъекта нравственно-правовой культуры (гуманности, духовности, творчества); общечеловеческих ценностей (честь, совесть, добро, свобода, справедливость, равенство, любовь).
2. Реализация потребностей студентов в профессиональном самоопределении.
3. Развитие мотивационно-ценност-ного отношения к своей учебной и профессиональной деятельности.
4. Воспитание ценностных ориен-таций и нравственных идеалов.
Педагогическая система воспитания нравственно-правовой культуры подкрепляется общими условиями (социальными, экономическими, культурными) и специфическими (активный настрой, повышенный интерес). Система характеризуется педагогическим анализом, целеполаганием и планированием работы, организацией труда.
Педагогические основы воспитания нравственно-правовой культуры охватывают: структуру педагогических основ (личностный и социальный компоненты нравственно-правовой культуры); субъективно-индивидуальные характеристики нравственно-правовой культуры; уровень целостного педагогического процесса (обучение, воспитание, развитие); уровень специализации; педагогические зада-
чи; виды деятельности, через которые воспитывается нравственно-правовая культура.
Центральное место в системе воспитания нравственно-правовой культуры должны занять мероприятия социально-культурной направленности и формирующие духовно-правовые и нравственные качества личности, но при безусловном сохранении целостности процесса воспитания. Важная роль в содержании воспитания должна быть отведена гуманитарному образованию, тесно связанному, прежде всего, с историей, традициями и культурой. Нравственно-правовое воспитание имеет своей целью нравственное закаливание и оздоровление личности, но сам по себе этот процесс длительный и сложный. Он связан с преодолением внутренних противоречий, борьбой отрицательных и положительных мотивов, желаний, намерений и т. д. В силу этого представляется возможным выделить три этапа, через которые проходит студент в своем нравственно-правовом становлении.
Первый характеризуется такой степенью сформированности морально-правовых качеств, при которой механизм нравственно-правовой саморегуляции «обязывает» студента к так называемому минимальному самоограничению. На этом этапе студент осваивает шкалу морально-правовых ценностей, убеждаясь в необходимости соблюдать социальные требования.
Для второго этапа характерным является процесс осознания моральных и правовых норм, принципов, критериев и пр., понимание их ценно-
Казанский педагогический журнал
сти, целесообразности и необходимости соблюдения, а также следование им в своем поведении. На этом уровне у личности формируется социальная ориентация, происходит своеобразная «переоценка ценностей». Его поведение свидетельствует о принятии моральных, правовых норм и ценностей, об отказе от совершения нарушений дисциплины, других правонарушений.
Третьему этапу присуще наличие сформировавшейся убежденности у воспитуемого в необходимости соблюдения всех нравственных и правовых норм, а также устойчивой привычки в легитимном поведении. Этот этап, по нашему мнению, соответствует наличию у личности нравственно-правовой культуры, которая слагается из убежденности, умения применять нравственно-правовые знания в жизненных повседневных ситуациях, а также готовность отстаивать эту убежденность и бороться с негативными проявлениями социальной, в том числе студенческой среды.
При определении эффективности нравственно-правового воспитания студентов на каждом из названных этапов центральное место занимает вопрос о критериях и системе их показателей. С учетом всего вышесказанного мы выделили три критерия эффективности нравственно-правового воспитания студентов:
I. Интериоризация нравственного и правового опыта (когнитивный):
- наличие знания и степень усвоения нравственных и правовых знаний;
- осознание зависимости своего успеха от развития общественных отношений;
110
10'2006
- добросовестное отношение к учебно-воспитательной деятельности.
II. Стремление к активному осознанному участию в социальных отношениях и противодействию негативным проявлениям окружающей студенческой и социальной среды (моти-вационный):
- стремление получить качественное образование;
- наличие мотивов нравственной и правовой деятельности, в том числе и противодействия негативному влиянию среды;
- реакция студента на применяемые в отношении его меры воздействия;
- потребность в нравственном общении в различных объединениях студентов и педагогов, студентов друг с другом, адекватная оценка своего участия в учебно-профессиональной деятельности.
III. Поиск путей реализации своих возможностей (практический). Каждый критерий отражается в эмпирических показателях:
- умение ставить цель и контролировать собственные действия;
- проявление инициативы и активности в практической деятельности;
- творческий подход к своей деятельности.
К результатам нравственно-правового воспитания студентов можно отнести:
- сформированную готовность к преодолению негативных влияний среды и привычки правомерного социально-активного поведения;
- сформированность у студентов нравственно-правовых ценностей и готовность следовать этим ценностям.
Поиск путей повышения эффективности нравственно-правового воспитания студентов и его результатов позволил сделать вывод о необходимости реализации комплекса социально-педагогических условий как фактора стимулирующего решение проблемы. К таким условиям относятся:
- формирование у студентов правовых норм как регуляторов нравственно-правового поведения;
- стимулирование самокоррекции воспитания нравственности и поведения у студентов;
- педагогическая подготовка кураторов студенческих групп по нравственно-правовому воспитанию студентов.
Основными компонентами готовности студентов к нравственно-правовому воспитанию являются: моти-вационно-личностный, содержательный и процессуальный. При этом мы определили критерии и показатели готовности к нравственно-правовой работе:
• мотивационно-личностный компонент - положительное отношение к нравственно-правовому воспитанию, осознание ее значимости, наличие интереса к ней;
• содержательный компонент -знание содержания и сущности процесса нравственно-правового воспитания как составляющей целостного педагогического процесса, знание сущности и особенностей воспитательной
Теория воспитания
работы в современных условиях, знание современных методик воспитательной работы;
• процессуальный компонент -владение умениями нравственно-правовой работы (умение педагогического мониторинга; проектировочные умения; организаторские умения; гностические умения).
Таким образом, проблема воспитания нравственно-правовой культуры у студентов в условиях социально-образовательного пространства вуза приобретает особую значимость в связи с реформированием системы образования, что обусловлено объективными изменениями в жизни общества. Проблема подготовки, ее места, функции, содержания является междисциплинарной, а ее решение, предполагающее использование различных взаимопроникающих научных подходов, невозможно без обращения к знанию других наук. Поэтому нравственно-правовое образование включает в себя как собственно нравственно-правовые знания, так и нравственно-правовую направленность специальных дисциплин. Организационно-педагогическими условиями эффективного формирования нравственно-правовой культуры являются: наличие воспитывающей среды образовательного учреждения; направленность воспитателей на вовлечение учащихся в деятельность по формированию нравственно-правового сознания, убеждения, поведения.