Ценностные ориентации молодежи и новое качество педагогических работников
DOI: 10.51692/1994-3776_2021_1_53 УДК 364.64
С.Г. Михайлов1
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ И НОВОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
S. Mikhailov. Education of youth and a new quality of teaching staff
В статье анализируются процессы воспитания молодежи, определяются рефлекторные социальные и социально-профессиональные действия,
осуществляемые для достижения поставленных целей, фиксации жизненной позиции приоритетов в общественных контактах. Эмпирически определяются признаки социального здоровья молодежи и его зависимость от организации учебного процесса, а также роли педагогов в процессах социализации и социально-профессиональной ориентации в общественном развитии и общественных контактах. Ключевые слова: молодежь, воспитание, педагог, деятельность, социальное действие, мотивация, социальное здоровье, социально-профессиональная ориентация, самооценка, знания, умения, навыки, компетенция, образовательная услуга, социализация, институты социализации.
Контактные данные: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21; тел.: (812) 310-19-04; email: dept.ksocupr@unecon.ru
The article analyzes the processes of youth education, defines reflex social and socio-professional actions carried out to achieve goals, fix the life position of priorities in public contacts. The features of social health of young people and its dependence on the organization of the educational process, as well as the role of teachers in the processes of socialization and socio-professional orientation in social development and social contacts are empirically determined.
Keywords: youth, education, teacher, activity, social action, motivation, social health, social and professional orientation, self-esteem, knowledge, skills, competence, educational service, socialization, socialization institutions.
Contact details: Sadovaya Str., 21, St.Petersburg, Russian Federation, 191023; tel.:(812) 310-19-04; email: dept.ksocupr@unecon.ru
В современных условиях социально-экономического развития проблеме воспитания молодежи и формирования новых технологий педагогической деятельности придается все большее значение. В широком смысле, воспитание представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами накопленного общественного опыта, который охватывает образовательную, экономико-организационную, социально-психологическую и предметно-деятельную среду. В процессе воспитания индивидов или групп молодежи формируется система рефлекторных социальных и социально-профессиональных действий, осуществляемых человеком для достижения определений цели, фиксации жизненной позиции, приоритетов в профессиональной и общественной работе.
1Михайлов Сергей Григорьевич, доктор социологических наук, профессор. Профессор кафедры Социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета. S. Mikhailov, Doctor of Sociological Sciences, Professor. Professor of the Department of Sociology and Human Resource Management, St. Petersburg State University of Economics.
В последние годы, особенно в период смены общественной формации, преобладания общественных отношений рыночного типа, воспитание становится важнейшим условием качественно нового системного мировоззрения, которые конкретизирует в модельном мышлении как совокупности способностей, умений, навыков, опыта и, в конечном счете, компетенции наиболее востребованных в современных социальных и социально-профессиональных практиках.
Важным в организации процесса воспитания молодежи становится наиболее привлекательная, творческая, созидательная деятельность, в которой проявляются направленность, сосредоточенность и актуализация социально-профессиональной деятельности каждого из субъектов общественных отношений.
В процессе воспитания наиболее полно проявляют такие признаки социально-профессиональной деятельности как:
- объективная обусловленность творческого технологического процесса;
- единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических, биоэнергетических, и практических компонентов в творческой профессиональной деятельности;
- обусловленность профессионального творчества проблемной ситуацией;
- использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и т.п. и их сочетание;
- направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решения возникающих творческих специальных задач и их реализацию в профессиональной деятельности.;
- совокупность способов, приемов, методов и, несомненно, способностей, обеспечивающих конкретные действия по достижению поставленных целей;
- формирование профессиональной позиции индивидов и групп, основанной на компетенциях, методах саморазвития, общения и самосознания;
- конкретизация предметно-деятельных знаний, необходимых для опережающего профессионального развития;
Процесс воспитания предполагает и формирование нового экономического мышления, организационной культуры.
А.А. Бодалев, анализируя данную проблему, отмечает, что взаимозависимости человека существуют и с социально-экономическими условиями общества, и с конкретным временем, в котором он живет, и с социальной принадлежностью, и с конкретной ситуацией, которая существует в данный момент, и с собственной реальностью. [1]
В воспитании молодежи, видимо, целесообразно обратить внимание на установки в формировании их жизненной позиции, также, как: способность к творческой деятельности, активность, предприимчивость, адаптивность к изменениям в сфере приложения труда, предметная социализация, культура поведения и т.п.
При рассмотрении воспитания как постоянно возобновляемого процесса, оно выполняет и целый ряд функций:
- познавательно-гносеологических;
- экологических;
- регулятивных; инвариантных и интегративных, обеспечивающих активизацию человека в системе общественных отношений и практик, формирование современного типа образованности человека.
Таким образом, можно утверждать, что цель воспитания молодежи в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие, что позволяет в системе общественных отношений и практик решать задачи по формированию научного
мировоззрения у персонала, основу которого составляет патриотизм, профессионализм, нравственность и приверженность закону; развитию положительной мотивации в труде, творческому отношению в выполнении своих обязанностей, добросовестности и активности в решении практических задач; гармоничному целостно-ориентированному развитию каждого работника на единой основе его возможностей и требований производства; овладению общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями Отечества; обеспечению высокой культуры общения и взаимоотношений в трудовом коллективе на основе уважения к закону, сложившихся социально-значимых внутриколлективных норм; активизации роли воспитания в едином и целостном укладе повседневного труда и жизни. [8]
Конкретизация социально-ценностной направленности процессов воспитания молодежи реализуется посредством систематизации воспитательных функций: статусно-позиционных, определяющих социальное положение индивида и групп, роли и место в системе общественных отношений и практик, обязанностей и ответственности за результаты своего труда и общественной жизни; формирующее-развивающих процессов саморазвития, самооценки, самоучастия в трудовой деятельности и общественной работе; информационно-коммуникативной, предполагающей развитие профессиональных и межпрофессиональных коммуникаций и социально-значимых взаимоотношений в коллективах различного типа; мотивационно-мобилизующих индивидов и групп к приобретению знаний , умений, навыков и опыта работы при переходе от простого к более сложному труду, инновационному труду; профилактической, составляющей основу прогнозирования поведения, преодоления возможного отклоняющегося от общественных норм поведения.
Алгоритм воспитательной деятельности указывает на строгую ее последовательность: анализ фактического положения, выявление противоречий в целостном деятельно-воспитательном процессе и определение путей их разрешения; планирование эффективных воспитательных мер и организациях их исполнения для достижения требуемого воспитательного воздействия; создание условий для эффективного воспитания в учреждении; оценка результатов воспитательной деятельности и коррекция всего деятельно-воспитательного процесса.
Воспитание молодежи способствует формированию социально-профессиональной среды, адекватной современным вызовам общественного развития, в том числе и обусловленных Четвертой промышленной революцией, активным сектором контрой является и Россия [12], а также необходимостью опережающего профессионального развития, предполагающего активизацию включения молодежи в процессе труда [9].
При всей определенности структуры, содержания и направленности процесса воспитания молодежи, можно отметить его недостатки и основные меры по его эффективности и качеству. Во многом, по нашему мнению, процесс воспитания молодежи воздействует на настроение и чувство своего места в будущей трудовой деятельности (см.табл.1).
С уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее респонденты, которым свойственно вполне оптимистичное настроение - 69,8%. В группе молодых людей с озабоченным, подавленным настроением всего 4,8% респондентов, которые смотрят в будущее оптимистично. С чувством беспокойства и страха оказалось больше участников опроса, которые время от времени испытывают разочарование, горечь - 48,2%.
Таблица 1 .Настроение и чувство по отношению к будущему (в%)_
Суждения Да Нет
1. Я подвержен влиянию внешних обстоятельств 62,7 37,3
2. Я подвержен влиянию других людей 33,2 66,8
3. У меня бывают проблемыво взаимоотношениях с другими людьми 62,1 37,9
4. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач 79,8 20,2
5. Я умею превращать недостатки в достоинства 65,4 34,6
6. Мне свойственно искать радостьв жизни 83 17
7. Меня часто одолевают чувства тревоги и страха 27,5 72,5
8. Я склонен к психологическим переживаниям 55,8 44,2
9. Я часто чувствую свою беспомощность 19,1 80,9
10. Испытываю чувство одиночества 30,6 69,4
11. Полагаю, что сейчас в обществе преобладает чувство оптимизма 52,5 47,5
12. Живу мирной и спокойной жизнью 70,5 29,5
13. Считаю, что сейчас в обществе преобладает чувство пессимизма 39,8 60,2
14. При своем индивидуализме я иногда склонен жертвовать личными интересами ради других людей 70,8 29,2
15. Мне свойственен самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 75,7 24,3
16. Мне свойственна склонностьк саморазрушению (употребляю алкоголь, наркотики и т.п.) 19,6 80,4
17. Я чувствую общественное признание (уважение окружающих) 76 24
18. Мне свойственна терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и т.п. 87,9 12,1
19. Мне присуще чувство ответственности (чувство долга, умение держать слово) 91,8 8,2
20. У меня сформировались высокие запросы (притязания) 52,3 47,7
21. Я осознаю эффективность, продуктивность своих дел (учебы, работы и т.п.) 79,4 20,6
Данные социальные показатели формируются посредством самооценивания и могут отражать различные аспекты жизнедеятельности с позиции их влияния на социальное здоровье молодежи (см.табл.2).
Таблица 2.Состояние социального здоровья молодежи в зависимости от самооценки(в % по строке)
Настроение Чувство по отношению к будущему
С уверенностью и оптимизмом Спокойно, но без особого оптимизма С беспокойством и страхом
В общем, вполне оптимистично настроен 69,8 47,0 26,8
Время от времени испытываю разочарование, горечь 25,4 41,4 48,2
Часто бываю озабочен, подавлен 4,8 11,6 25,0
Итого: 100,0 100,0 100,0
Результаты самооценки показывают, что она имеет определенное значение для диагностики нравственных мотивов, социальных потребностей, сформированных индивидуальных мнений и умонастроений. Все перечисленные факторы являются коррелятами социального здоровья. Адекватная самооценка формирует чувство благополучия человека, которые позитивно отражается на его личном и социальном здоровье. [12]
Таблица 3. Результаты самооценки молодежью своего социальногоздоровьяпо группесоциальных показателей,
в %
Результаты самооценки Суждение Состояние социального здоровья молодежи
Положительное Проблемное Неудовлетворительное
да нет да нет да нет
Меня часто одолевают чувства тревоги и страха 26,3 73,7 48,7 51,3 56,5 43,5
Полагаю, что сейчас в обществе преобладает чувство оптимизма 63,4 36,6 52,0 48,0 45,7 54,3
Считаю, что сейчас в обществе преобладает чувство пессимизма 21,0 79,0 40,7 59,3 46,0 54,0
Я осознаю эффективность, продуктивность своих дел (учебы, работы и т.п.) 80,6 19,4 45,4 54,6 31,3 68,7
У меня бывают проблемы во взаимоотношениях с другими людьми 38,0 2,0 48,3 51,7 61,5 38,5
Я чувствую общественное признание (уважение окружающих) 82,2 17,8 36,0 64,0 44,6 55,4
При всем позитивизме социальных показателей, отражающих социальное здоровье молодежи, необходимо отметить и признаки отклоняющегося от действующих норм поведения. Так, Ф.Э. Шереги приводит следующие данные:
По мнению учителей средних школ, учащимся 9-11 классов, в которых происходит, в основном, формирование гражданской позиции, присущи следующие отрицательные качества: эгоизм - 28,3%, неряшливость и неаккуратность - 9,5%, склонность к обману -23,0%, неуважение старших по возрасту -24,8%, лень и нежелание учиться - 36,3%, грубость
и хамство - 21,0%, черствость и нежелание помочь другим - 15,3%, жестокость - 13,0%, дурные привычки (курение, потребление спиртных напитков, наркотиков) - 61,8% [13].
Признаки отклоняющегося поведения у учащихся средних школ отмечает и педагогический персонал. В частности, у учащихся по мере взросления (5-6 - 9-11 классы) такие человеческие качества, как: доброта и отзывчивость; искренность и правдивость; уважение старших и желание помочь другим; отсутствие дурных привычек, в значительной степени утрачивают свое значение. В большей степени проявляются такие качества как: неуважение старших; лень и нежелание учиться; грубость и хамство; дурные привычки.
Заметим, известным фактом является то, что духовно-нравственное воспитание молодежи становится первопричиной формирования у молодежи профессионально-трудовой мотивации, активизации в трудовой и общественной жизни. По мнению М. Чернявской, ценностные ориентации молодежи связаны, в первую очередь, с любовью, благополучием семьи, внутренней гармонией, счастьем [10], а А.Ю. Бубнов отдает приоритет в этом вопросе героико-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию [2].
Отношение к видам воспитания молодежи высказали и учителя средних школ [7]. (см.табл.4):
Таблица 4.Отношение учителей к различным направлениям воспитания учащихся, %
ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ Это сегодня Самое актуальное Это сегодня В школе реализуется успешно Это сегодня в школе реализуется слабо Это не входит в задачу общеобразовате льной школы Затруднил ись ответить
Трудовое воспитание 39,8 37,8 37,3 1,8 23,3
Эстетическое, художественное воспитание 28,8 33,3 36,0 2,5 28,3
Нравственное воспитание 71,8 32,5 53,8 2,0 11,8
Формирование правовой культуры 30,0 15,8 45,5 6,8 32,0
Формирование политической культуры 11,5 8,8 37,8 14,8 38,8
Формирование чувства гражданственности, патриотизма 46,0 34,5 37,0 4,8 23,8
Формирование культуры физического совершенства 25,8 33,0 34,3 2,3 30,5
Подготовка к семейной жизни 28,0 3,5 48,8 16,5 31,3
Формирование этнической (национальной) толерантности 21,8 10,5 34,3 20,5 34,8
Формирование религиозной (конфессиональной) Толерантности 14,0 5,5 25,3 36,8 32,5
Формирование чувства уважения к истории страны (исторического сознания) 36,0 35,5 33,3 3,8 27,5
Формирование экономического мышления (принципов рыночных отношений, уважения к собственности) 24,3 16,5 37,8 12,8 33,0
Из перечисленных направлений воспитания сегодня в школе реализуется на среднем уровне: трудовое воспитание, формирование чувства патриотизма, чувства уважения к
истории страны, культуры физического совершенства, нравственное воспитание, эстетическое воспитание. Слабо реализуется в школе подготовка к семейной жизни, формирование экономического мышления, политической культуры, правовой культуры, этнической (национальной) толерантности [5].
Что касается конфессиональной толерантности, то 37% учителей уверены, это направление не входит в задачу общеобразовательной школы, и только 20% указали, что в школе такая работа , с той или иной интенсивностью, ведется.
Наряду с перечисленными направлениями воспитания учащихся, 76%учителей и 72% руководителей школ считают целесообразным углубление экологического воспитания. Это воспитание, прежде всего, в рамках социальной экологии, должно быть реализовано по следующим направлениям: экология природы; этика семейных отношений (экология семьи); правовая культура (экология гражданского общества); этика социальных отношений (нравственная экология); межэтническая толерантность (экология межэтнических отношений).
С точки зрения 51% учителей и 68% руководителей школ, необходимо расширить самоуправление учащихся, что явно будет способствовать улучшению воспитательного процесса в школе, однако, 47% учителей и 32% руководителей школ полагают, что в расширении самоуправления учащихся нет необходимости (см. рис. 9).
Таким образом, налицо раскол в общественном мнении педагогов по вопросу о расширении самоуправления учащихся. Такую идею поддерживают, прежде всего, представители старшего поколения учителей.
По мнению 37% учителей, самоуправление учащихся могло быть реализовано в форме ученических общественных организаций (старосты, учкомы, комитеты самоуправления); по мнению 29% - в форме совета старшеклассников, совета школы.
Предложения руководителей школ сводятся к следующему: создание совета старшеклассников, совета школы.
Предложения руководителей школ сводятся к следующему: создание совета старшеклассников, совета школьного самоуправления учащихся, детских и молодежных организаций, общешкольного старостата, школьного «парламента», совместных с учащимися педагогических советов; совета младших школьников и старшеклассников, объединенных в «совет дела». Заметим, что речи о трудовом воспитании школьников, их начальный профессиональной ориентации речи нет. В то же время беседы со старшеклассниками школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области (N-78) показывают, что большинство учащихся предъявляют к организации труда требования, отличающиеся, с одной стороны, достаточно выраженной ориентацией на общественно значимые цели, принесение ощутимой пользы обществу, а с другой - установкой на самореализацию, на раскрытие собственных возможностей и способностей.
Стоит отметить, что свои желания многие учащиеся реализовать возможности не имеют, так как реальная действительность существенно отличается от той картины, обозначенной как предоставление услуги в приобретении знаний.
В целом ряде школ в время каникул, особенно каникул летних, организуется взаимодействие с конкретными предприятиями и организациями по приобщению школьников к трудовой деятельности. Распределение оценок, результирующих включенность школьников в процесс труда, представлено в таблице 5.
Таблица 5. Мнение учащихся и их родителей о различных сторонахорганизации обучения рабочим профессиям, (в % к числу опрошенных) *
Стороны организации обучения рабочим профессиям Мнение учащихся № - 104 Мнение родителей № - 65
Да Нет** Да Нет
Учителя част интересуются успехами школьника я овладении рабочей профессией 20 64 31 34
Была возможность выбрать для обучении ту рабочую профессию, которую хотелось 31 59 29 68
Администрации предприятий предоставляет школьникам серьёзную, ответственную роботу 30 55 23 44
Обучение построено так. что чувствуется связь теоретических занятий и практики 33 51 42 31
Времени на практическое освоение профессии отводится достаточно 46 48 46 37
Практика по профессии организована так. что школьник видит результаты своего труда, ощущает пользу от своей работы 40 46 39 34
Есть возможность почувствовать самостоятельность, попробовать силы в настоящей работе 43 46 41 40
Подсобные работы не составляют главную часть практики 40 45 34 39
Чувствуется. что администрации предприятия, где школьники проходят практику, заинтересована в из труде 39 43 32 37
Можно приобрести полезные трудовые навыки 48 40 56 23
Времени на теоретическое знакомство с рабочей профессией отводится достаточно 55 38 52 30
Можно получить хорошую подготовку по рабочей профессии, довольно глубоко овладеть ею 38 47 42 33
* В анкете для учащихся использовались 7-балльные биполярные шкалы, в анкете для родителей - 5-балльные. В таблице представлены суммарные оценки положительного и отрицательного полюсов шкал.
** «Нет» означает, что респондент выразил согласие с противоположным суждением.
Эффективность деятельности школьной системы трудового и профессионального обучения во многом определяется тем, насколько она одобряется и поддерживается в семье. Первым шагом, который должен быть сделан для того, чтобы обеспечить однонаправленность влияний таких важных институтов социализации, как семья и школа, чтобы действие одного из них не сводилось к нулю противодействием другого, чтобы цели и средства их деятельности были едины, чтобы противоречия между ними и взаимные обвинения не усложняли и без того чрезвычайно сложный процесс самоопределения подростка и выбора профессии, должно стать выявление позиций по самому широкому спектру вопросов, связанных с трудовым и профессиональным обучением, которые доминируют во взглядах представителей вышеназванных институтов. Чтобы школа смогла вступить в конструктивный диалог с семьей и надеяться на сотрудничество, к конкретным предприятиям или организациям. В чем же здесь может возникнуть проблема. Во первых,
более 80% опрошенных родителей считают желательным для своих детей получение высшего образования и 95% в старших классах используют свободное время для репетиторства. Меньшая часть родителей полагает, что взаимодействие школы с предприятиями и организациями создают предпосылки получения детям представления о настоящей трудовой деятельности взрослых (67%); приобрести полезные трудовые навыки (62%); выработать привычку к длительной напряженной работе, физическому труду (59%). Половина опрошенных считает, что подростки должны получить хорошую подготовку по одной рабочей профессии. 39% родителей полагают, что важно попробовать свои силы в работе по нескольким рабочим профессиям, и, наконец, 29% опрошенных считают важным, чтобы школьники ознакомились с вопросами экономики и организации производства.
Родители, пожелавшие, чтобы их дети поступили в высшие учебные заведения, но не прошедшие по конкурсу, считают, что возможна работа по рабочей специальности (27,0%), а 24% полагают, что нужно заняться дополнительной подготовкой для поступления в ВУЗ в следующем году.
Приведенный теоретический и эмпирический материал свидетельствует о несовместимости мнений школьников, родителей, представителей работодателей относительно направлений и условий привлечения детей к труду, трудовому воспитанию, приобщению к реализации целей общественного развития.
Предметную несовместимость принципов и методов процессов воспитания молодежи и ее результатов отметил и Е.Г. Слуцкий, который типологизировал модель по следующим признакам: поколение надежд -29,2%, потерянное поколение - 13,2%, равнодушное поколение - 22,0%, циничное поколение - 8,8%, растерянное поколение - 16,0%, скептическое поколение - 7,7%, другое - 3,3%.[14].
Подобные социальные оценки обуславливают необходимость привлечения внимания исследователей и практиков к проблеме социализации молодежи - сложному и противоречивому процессу «вхождения» молодого поколения в мир «взрослых», освоения всего многообразия общественных отношений, духовной и материальной культуры, созданной старшим поколением. И здесь необходимо вспомнить, что человек есть раздвоенная реальность (Ношоёир1ех), в которой индивидуальное и социальное существуют, фактически не смешиваясь. Одновременно социум есть совокупность индивидов, каждый из которых обладает потребностями, мотивами, влечениями, устремлениями, что определяет уровень притязаний каждого из них, мотивы аффиляции и мотивы просоциальные, направленные на общественное взаимодействие и благополучие. Эти положения одинаково относятся и к учащимся и к педагогу - представителю, уже сложившейся, по крайней мере, контурно, социальной среды. А это предполагает углубление степени сформированности профессионально-педагогических умений, определяющих результативность труда педагога. По составу мнений каждого педагога можно отнести к одному или нескольким уровням познавательно-предметной деятельности, среди которых:
1) репродуктивный - умеет пересказать другим то, что знает сам;
2) адаптивный - умеет приспособить свое сообщение к аудитории слушателей;
3) локально-моделирующий - владеет стратегиями формирования у учащихся системы знаний, умений, отношений по отдельным разделам курса, программы;
4) системно-моделирующий знания - владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений по курсу в целом;
5) системно-модулирующее творчество - владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способности к саморазвитию в новых условиях [3].
Самоотнесение педагога к одному из умений педагогического мастерства, несомненно, развивает его самосознание, которое рассматривается нами как постоянно
возобновляющийся процесс познания самого себя, отношения к самому себе, отношения к мнению окружающих о деятельности педагога.
Можно согласиться с мнением И.И.Чесноковой о том, что фиксируя умения педагога по определенным показателям, мы не только способствуем развитию его личности, но и вводим в оборот предметно-деятельную направленность самосознания [11]. Самосознание педагога может стать своеобразным аккумулятором новых знаний, соответствующих требованиям развития всего спектра общественных отношений, включая:
- знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, - «присоединяющая» образующая;
- знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, -«диффиренцирующая» образующая.
Необходимо заметить, что феномен новых знаний состоит в появлении и проецировали на педагогическую деятельность восьми актантов:
- лидерство, властность; 2 - уверенность в себе, самоуверенность; 3 - требовательность, непримиримость; 4 - скептицизм, упрямство; 5 - уступчивость, кроткость; 6 - доверчивость, послушность; 7 - добросердечность, несамостоятельность; 8 - отзывчивость, бескорыстие.
Рисунок 1. Связь абсолютного (модуль) отклонения самооценки педагога от идеала по параметру «лидерство» с некоторыми особенностями его личности
(корреляционные связи): 1 - оптимальность мотивационного комплекса; 2 - тенденция к лидерству, властности; 3 - абсолютное отклонение самооценки от идеала по «лидерству»; 4 -то же по параметру «уступчивость»; 5 - отклонение (со знаком) самооценки от идеала по параметру «лидерство»; 6 - то же по параметру «уступчивость»; + - связь отрицательная.
Для выявления структуры связей самооценки педагога с указанными параметрами, характеризующими личность, целесообразно применить процедуру корреляционного анализа (см.рис.2).
«лидерство» с некоторыми особенностями его личности
(корреляционные связи): 7 - внутренняя мотивация; 8 - внешняя положительная мотивация; 9 - тенденция к уступчивости; 10 - отклонение (с учетом знака) самооценки от идеала по параметру «лидерство» + -
Приведенный теоретический и эмпирический материал о направленности ценностных ориентаций молодежи и педагогического персонала свидетельствует о разнонаправленности действий по приобретению новых знаний, их фиксации в сознании, накоплению и обмену.
Известно, что деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, обусловленное приобретенными знаниями, опытом, навыками, составом компетенций, а также социальных действий, направленных на реализацию поставленной цели в определении жизненной позиции людей. Можно полагать, что основными характеристиками понятие «действие» являются: сознание индивида в виде постановки, визуального сопровождения и поддержания цели в различных условиях жизнедеятельности и жизнеспособности; поведение индивида, связанное с уровнем притязаний в системе общественных отношений; аффиляцией (стремлением к общению); отвержение или боязнью быть непринятым и непонятным в окружающей социальной среде; формирование просоциального мотива взаимодействия индивида в социальной среде. Одновременно отметим, что А.Н. Леонтьев считает, что понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир [4]. Видимо, данные поведенческие конструкты и соответствующие им социальные действия молодежи должны быть предметом внимания в образовательном процессе.
В начале XX века существовала и развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании - педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и другие ученые. Имелись научные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалистами различных направлений разрабатывались проблемы детства. Основная идея педологии состояла в понимании того, что у разных людей имеются значительные различия в способностях и их проявлениях в учебном процессе. Как следствие, и педагогический процесс желательно строить с учетом индивидуальных способностей учеников, что является одним из значимых факторов гармоничного развития личности, фацилитации (положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других), поддержание, внушение, конформность и следование общественно признанным нормам.
К настоящему времени в общественных практиках сложилась ситуация, при которой педагог не рассматривается как ключевая фигура учебного процесса, является «посредником» в предоставлении образовательных услуг. Данное посредничество, по нашему мнению, становится первопричиной того, что воспитание как общественно значимое явление носит в образовательной услуге не обязательный характер. Как следствие, можно утверждать, что отсутствие предметно-деятельной позиции педагога в процессе воспитания молодежи сказывается на состоянии ее социализации - процесса и результата активного усвоения молодежью норм, ценностей, идеалов, установок и правил поведения, значимых в решении общественно значимых задач.
Состояние социализации молодежи приводит к социальной аномии, то есть к отношениям в морально-ценностных и поведенческих установках. При этом, как известно, личность лишается всякого чувства преемственности, традиционно освобождает себя от всяческих обязательств перед обществом, что ставит ее в неопределенное социальное положение, лишает связей и способствует дальнейшему росту отклоняющегося и саморазрушительного поведения.
Отклонение в морально-ценностных и поведенческих установках молодежи ведет к увеличению индивидуализации и одновременно к подрыву коллективного надзора в обществе, где нормативные стандарты поведения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют, что создает дополнительные условия криминализации общества, а социальная система оказывается не в состоянии справиться с ростом преступности. Это же становится
причиной отчуждения молодежи от сферы труда, приобщенности к быстрому и без затратному зарабатыванию денежных средств.
Социализация молодежи не должна нести в себе спонтанности, а иметь институциализированный характер.
Институты социализации представляют собой систему специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направлено на развитие как индивидов, так и различных групп молодежи, прежде всего, путем героика-патриотического и духовно-нравственного воспитания. В этих институтах социализации молодежи может происходить освоение духовно-нравственных идеалов, принципов и норм, выработка предоставлений о патриотизме, гражданском долге, справедливости, добре, зле, что осуществляется через духовно-нравственное воспитание, которые органично вплетено в повседневную деятельность.
В свою очередь, духовно-нравственное воспитание молодежи становится первопричиной формирования у молодежи профессионально-трудовой мотивации, активизации в трудовой и общественной жизни [6].
Список литературы
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.; 1995, с.37
2. Бубнов Ю.А. Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках установках российской молодежи. - М., МГУ, 1992.
3. Кузьмина Л.К. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат,1997.
5. Потемкин В.К. Диссеминация семейных отношений как фактор активизации молодежи в профессиональной деятельности. - Научный журнал «Социолония и право» №1(43), 2019, с. 11-17
6. Потемкин В.К., Михайлов С.Г. Героико-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи: от постановки проблемы к её разрешению. - СПб.; Инфо-да, 2010. - 36с.
7. Потемкин В.К., Михайлов С.Г. Молодежь. Общественная среда. Православие. Информационно-аналитический обзор. - СПб.; Инфо-да, 2011, с.34-36
8. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина, - М.: Изд-во «Совершенство», 1998, с. 197-198.
9. Стиглиц Дж. Цена неравенства Чем расслоение общества грозит нашему будущему: [перевод с англ.]/ Д.Е.Стиглиц. - М.: Изд-во «Э», 2017, с.512
10. Чернявская М. Ценности и социально-патриотические установки глазами российского и польского студенчества. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007, с.106
11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: 1977.
12. Шваб К. Четвертая промышленная революция: перевод с англ./ Клаус Шваб7 - Москва: Эксмо, 2019. -209 с.
13. Шереги Ф.Э. Социология девиации. Прикладные исследования. - М.: ЦСП, 2004, с.304
14. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования./ Под ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб.; Знание, ИВЭСЭП, 2004. - 734 с.