УДК 371.4 ББК Ч400.2
ВОСПИТАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА АКТИВНОСТИ Я .А. КОМЕНСКОГО
Ю.В. Найданова
Учебно-методический центр г. Челябинска, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Мобильность, безусловно, является необходимым качеством современного человека, который хочет быть успешным в жизнедеятельности, проявлять свои возможности и реа-лизовывать свои потребности в социально приемлемом русле. Современные ученые признают важность воспитания мобильности личности в условиях образовательного процесса. Нам кажется, что начинать работу по воспитанию мобильности можно в школе, подготавливая, таким образом, обучающихся к жизни в постоянно меняющемся мире. Данная статья посвящена интерпретации особенностей воспитания мобильности личности школьников на основе педагогического наследия Я.А. Коменского - великого чешского философа, мыслителя и педагога семнадцатого столетия, а именно предложенного им принципа активности. Для достижения поставленной цели были использованы методы теоретического анализа актуальности воспитания мобильности личности, нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в сфере основного общего образования, конкретизации основных направлений воспитания мобильности личности школьников. Результатом статьи можно считать выявленные направления воспитания мобильности личности школьников (в процессе обучения и вне его), а также уточнение функций педагогов по каждому из направлений. Научная новизна состоит в предложении автором двух направлений воспитания мобильности личности школьников, каждое из которых имеет свои особенности. Практическая новизна изложенных в статье результатов заключается в уточнении специфики деятельности педагогов в воспитании мобильности личности обучающихся, которая может стать основой для работы заинтересованных в этом педагогов-практиков.
Ключевые слова: мобильность личности, принцип активности, воспитание мобильности в процессе обучения, воспитание мобильности вне процесса обучения.
Важное качество современного человека, позволяющее ему адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, - мобильность. Основой изучения феномена мобильности личности явились работы социологов П. Сорокина, Р. Бендикса, С. Липсета и др. [2, 3]. Позже теория мобильности получила свое развитие не только в социологии, но и философии, экономике, педагогике. При анализе отечественных публикаций педагогического направления были выявлены несколько видов мобильности: личностная, культурная, познавательная или когнитивная, академическая, профессиональная, коммуникативная и др. После этого нами было предложено следующее определение понятия «мобильность личности школьника»: это динамическое свойство личности, характеризующееся активностью, гибкостью и оперативностью в принятии и исполнении решений в условиях жизненного и образовательного пространства [17].
Ведущие ученые признают важность воспитания мобильности личности [5, 6, 10]. Кроме того, они указывают на возможность воспитания мобильности личности в образовательном процессе. Конечно, находясь в условиях современного российского общества, человеку необходимо действовать в условиях неопределенности, заботиться о постоянном самосовершенствовании, а значит, обладать набором личностных качеств: гибкостью, коммуникабельностью, умением ориентироваться в информационном пространстве, перестраиваться в соответствии с запросами постоянно развивающегося мира и т. д. Поэтому нам кажется очень своевременной идея о необходимости подготовки школьников к жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося жизненного пространства. Действительно, школьникам так же, как и взрослым, важно быть мобильным и успешным, уметь проявить себя, в том числе, выбрав путь продолжения своего образования.
Одним из признаков мобильности является активность. На это указывают многие авторы, такие как Л.А. Амирова, О.А. Кипина, Т.Б. Котмакова и др. [4, 11, 12]. При этом активность трактуется ими как работа над преобразованием себя и окружающей действительности. Здесь стоит пояснить, что активность можно условно разделить по основным функциям на два крайних типа: адаптивный и продуктивный (по А.М. Матюшкину) [15]. Адаптивный тип активности обеспечивает приспособление, формирование многочисленных стереотипов поведения, навыков, установок, составляющих основу стандартных форм поведения и деятельности. Продуктивные виды, базисом которых является поисковая познавательная активность субъекта, составляют основу возникновения и становления различных психических новообразований, которые напрямую не нужны для адаптации. И тот, и другой тип активности необходимы человеку: первый отвечает за его привычную деятельность, второй - за преобразование окружающей действительности.
Активность в качестве признака мобильности была предложена не случайно. Школьники в подростковом возрасте характеризуются повышенной активностью в учебе, творчестве, в самопознании и саморазвитии, во взаимодействии с окружающими. Об этом пишут такие психологи как Л. И. Божович, М.В. Гамезо, Р.С. Немов и др. [7, 9, 18]. Также в портрете выпускника основной школы, который определен федеральным государственным образовательным стандартом, среди прочего, указано, что школьник должен проявлять активность в познании окружающего мира, в социальной сфере, во взаимодействии с другими людьми и т. д. [25]. И чем большую активность обоих типов будет демонстрировать школьник, тем более мобильной будет его личность. А значит, активность, являющуюся признаком мобильности личности, необходимо воспитывать.
Принцип активности как один из основополагающих принципов дидактики в XVII веке предложил Я.А. Коменский. Этот принцип, по его мнению, предполагает такой характер обучения, когда учащиеся «не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений усваивают знания и навыки» [1]. Кроме того, ученый считал, что педагогу в своей деятельности очень важно «показать, какую это может принести повседневную пользу в обще-
житии» [1]. С этим принципом невозможно не согласиться, однако нам кажется возможным дополнить его следующим образом: педагог не просто показывает обучающимся применение знаний, а дает возможность школьникам самим использовать усвоенные ими знания на практике. Действительно, наиболее прочно знания усваиваются школьником только в том случае, когда он проявляет активность и в усвоении знаний на уроке, и в применении этих знаний в своей жизни. Такое взаимодействие педагога и обучающегося современная педагогика называет субъект-субъектным взаимодействием, тем самым признавая обучающегося полноценным субъектом, действующим вместе с педагогом. Оно характеризуется общностью мотивов, сотрудничеством, взаимными обязательствами, проявлением активности со стороны обоих субъектов, направлено на совместное выполнение каждым из них своих функций [8, 21].
Большинство ученых сходятся во мнении, что воспитание происходит в процессе обучения. Такие авторы, как Б.Т. Лихачев, Р.С. Не-мов и др. признают воспитательные аспекты обучения и обращают наше внимание на то, что в процессе обучения идет непрерывное воспитание школьников [15, 18]. А значит, воспитание мобильности личности школьников также может проходить в процессе обучения. Об этом говорят следующие авторы: Т.Л. Аракелова, А.А. Артюшенко, С.Г. Желто-ва и др. [5, 6, 10]. Нет сомнений, что процесс обучения, направленный на воспитание мобильности личности школьника, реализуется на основе принципа активности Я.А. Коменского. При этом деятельность педагога в этой сфере должна быть выстроена с использованием методов стимулирования и мотивации учения, методов организации и осуществления учебных действий и операций, методов контроля и самоконтроля, методов проблемного изложения, частично-поисковых методов, исследовательского метода. Эти методы были предложены Ю.К. Бабанским, И.Я. Лер-нером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным [13, 16, 19, 23]. По нашему мнению, данные методы позволят построить процесс обучения в соответствии с принципом активности, а также воспитать мобильность личности в обучении.
Реализации данного направления воспитания мобильности личности обучающихся будут способствовать педагоги-предметники.
Именно им предстоит планировать и реализо-вывать образовательный процесс, умело используя методы обучения, позволяющие проявлять признаки мобильности личности. Деятельность педагога в процессе обучения школьников имеет свои особенности. Мы, вслед за Г.Н. Сериковым, будем рассматривать педагогическое сопровождение как исполнение педагогами своих компетенций, относящихся к взаимодействию с обучающимися, в трех видах: руководство, содействие и наставничество [22]. При этом автор обращает наше внимание, что выбор того или иного вида сопровождения (или же их соотношения) осуществляется в соответствии с личностными качествами школьника, с его уровнем воспитания мобильности. Кроме того, выбор также зависит и от самого педагога, его качеств и компетентности.
Нам кажется возможным предположить, что в процессе обучения значительно большую роль будет играть именно руководство. Под руководством нами будет пониматься жестко регламентированное ведение педагогами обучающихся в процессе осуществления ими образовательной деятельности [22]. Иногда такой вид сопровождения выбирается педагогом тогда, когда обучающийся демонстрирует свою несамостоятельность и безынициативность. Однако не будем забывать, что в сфере образования действуют федеральные государственные образовательные стандарты, кото -рые регламентируют результаты освоения обучающимися основной образовательной программы, а значит, требуют от педагога в установленные сроки добиться ее успешного освоения всеми обучающимися.
Конечно, некоторые школьники гораздо охотнее проявят свою активность в обучении, если педагог будет оказывать им содействие. Содействие как особый вид педагогического сопровождения предполагает предоставление большей свободы обучающимся путем предъявления им для усвоения «специальным образом систематизированного и проинтерпретированного в соответствии с социально принятыми ценностными ориентирами социального опыта» [22], на основе чего педагогом создаются предпосылки для самостоятельной деятельности школьников.
Если педагогом были созданы все условия для проявления школьниками признаков мобильности, в этой сфере он может показать себя следующим образом: проявляет актив-
ность на уроках, решая учебные задачи, своевременно перестраивается с одной учебной дисциплины на другую, выполняет проектные и иные творческие задания с инициативно -стью и в срок.
Но воспитание проходит не только в процессе обучения, но и вне его, так как педагог взаимодействует с обучающимися и вне его пределов. По-нашему мнению, воспитание мобильности личности вне процесса обучения также строится на принципе активности Я.А. Коменского. Ведь именно в этой сфере происходит применение на практике знаний, полученных в процессе обучения. Деятельность педагогов в этом направлении должна быть выстроена с использованием методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, методов стимулирования поведения и деятельности, методов контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения. Эти методы, предложенные В.А. Сластениным, Г.И. Щукиной [24, 26], по нашему мнению, будут в полной мере способствовать воспитанию мобильности личности школьников вне процесса обучения. Скорее всего, в деятельности педагогов в этом направлении решающую роль будет играть наставничество как вид педагогического сопровождения, предоставляющий наибольшую самостоятельность в действиях школьникам, при этом направляющий их в социально приемлемое русло [22]. Данный вид сопровождения в своей деятельности будут реализовывать педагоги, выполняющие роль классного руководителя, педагоги дополнительного образования, представители администрации образовательной организации, занимающиеся воспитательной работой, а также педагоги организаций дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта.
Классные руководители являются ключевыми фигурами в воспитательной работе школы. Они являются не только основными представителями педагогической общественности, которые отвечают за организацию и координацию воспитательной работы с обучающимися в классе, но и связующим звеном между другими педагогами и школьниками [20]. Они отвечают за всестороннее и своевременное информирование школьников о внеурочной деятельности, стимулирование школьников к выбору форм внеурочной деятельности и поддержание этого выбора.
Педагоги дополнительного образования в соответствии со своей квалификацией предлагают создание внеурочной деятельности различных форм и направлений, работают со школьниками, используя методы воспитания, способствующие проявлению признаков мобильности личности.
Представители администрации образовательной организации, курирующие вопросы воспитательной деятельности, создают внут-ришкольную систему внеурочной деятельно -сти, которая бы включала в себя все направления развития личности, разрабатывают внутришкольную систему мероприятий, позволяющих школьникам проявлять признаки мобильности, координируют деятельность педагогов дополнительного образования.
Если в этой сфере педагогами будут созданы все условия для воспитания мобильности личности школьников, то обучающийся проявит признаки мобильности следующим образом: он будет активен во внеурочной деятельности (как внутри школы, так и в других образовательных организациях) через участие в кружках, конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. При этом, возможно, что он попробует себя во внеурочной деятельности всех направлений развития личности и выберет себе одно или несколько, которое наиболее подходит ему.
Без сомнений, идеи Я.А. Коменского намного опередили свое время, а его принципы, разработанные в XVII веке, до сих пор находят свое отражение в решении проблем современного образования. Мы полагаем, что принцип активности, на основе которого строится весь образовательный процесс, вполне адекватен нашему времени. Его новая интерпретация и грамотное применение в воспитании мобильности личности школьников будет способствовать значительному расширению возможностей его реализации на практике.
Литература
1. Komensky, J.A. Velka didaktika / J.A. Komensky. - Bratislava: SPN, 1991.
2. Lipset, S. Social Mobility in Industrial Society / S. Lipset, R. Bendix. - Berkeley: Univ. of California Press, 1967. - 338 c.
3. Sorokin, P.A. Social and Cultural Mobility / P.A. Sorokin. - http://goo.gl/fZ4JsT (дата обращения: 02.02.2014).
4. Амирова, Л.А. Развитие качеств мо-
бильной личности на этапе допрофессиональ-ной социализации / Л.А. Амирова, А. Ф. Ами-ров. - Уфа: Вагант, 2011. - 194 с.
5. Аракелова, Т.Л. Взаимное обучение как условие развития когнитивной мобильности у будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Л. Аракелова. - Екатеринбург, 2006. - 26 с.
6. Артюшенко, А. О. Особист1сна мо-бтьтсть 7 и формування в учмв у процес ф1зичного виховання в загальноосвттй школ1 / А. О. Артюшенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 5. - С. 6-9.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
8. Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса / Л.А. Витвицкая // Вестник Оренбург. гос. ун-та. -2005. - Т. 1, № 10. - С. 77-82.
9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М. : Пед. о-во России, 2003. -512 с.
10. Желтова, С.Г. Формирование познавательной мобильности личности в процессе обучения / С.Г. Желтова. - http://goo.gl/XuiUvX (дата обращения: 0202.2014).
11. Кипина, О.А. Профессиональная мобильность педагога / О.А. Кипина // Пед. образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 81-84.
12. Котмакова, Т.Б. Личностная мобильность как основополагающее качество будущего специалиста / Т.Б. Котмакова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск, 2009. -С. 119-124.
13. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. -186 с.
14. Лихачев, Б.Т. Воспитательные аспекты обучения /Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
15. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / М.А. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.
16. Махмутов, М.И. Проблемное обучение /М.И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. -210 с.
17. Найданова, Ю.В. Мобильная личность обучающегося как научное понятие / Ю.В. Найданова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014. -Т. 6, № 2. - С. 40-47.
18. Немов, Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 1994. - 576 с.
19. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабан-ского. - М. : Просвещение, 1983. - 608 с.
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений ». - http: //www. ed. gov. ru/files/ materials/2239/prmo21.pdf (дата обращения: 01.05.2015).
21. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. - 416 с.
22. Сериков, Г.Н. Управленческое сопровождение образования учащихся / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки», 2010. - Вып. 8, № 12 (188). - С. 49-58.
23. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1971. - 206 с.
24. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М. : Магистр, 1997.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - http://goo.gl/FRp1rO (дата обращения: 01.05.2015).
26. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1986. -144 с.
Найданова Юлия Вадимовна, методист информационного отдела, Учебно-методический центр г. Челябинска; аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский го -сударственный университет (Челябинск), julianaidanova@gmail.com.
Поступила в редакцию 21 апреля 2015 г.
DEVELOPMENT OF SCHOOLCHIDREN PERSONALILTY MOBILITY BASED ON THE PRINCIPLE OF ACTIVITY BY J.A. COMENIUS
Yu.V. Naydanova, Educational and Methodical Center of Chelyabinsk, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, julianaidanova@gmail.com
Mobility is certainly a necessary quality of a modern person, who wants to be successful in life, to realize his needs and potential. Modern scientists recognize the importance of the development of personality mobility of schoolchildren in the educational process. We think that the development of the personality mobility can be started at school, preparing students for life in a changing world. This article focuses on the interpretation of the development of personality mobility features of schoolchildren based on the pedagogical principle of activity, introduced by J.A. Comenius - a great Czech philosopher, thinker and teacher of the seventeenth century.
To achieve this goal the analysis of the literature on the development of personality mobility of schoolchildren and the analysis of legal and methodical documents in the field of general education were made. The paper identified the areas of the development of personality mobility of schoolchildren both in the educational process and during the extracurricular activities. It also clarified the teachers' functions in each area. The author defines two areas of the development of personality mobility of schoolchildren, each having its own characteristics. The results can be used in the professional activity of teachers interested in the development of the personality mobility of schoolchildren.
Keywords: personality mobility, principle of activity, development of mobility in learning process, extracurricular activity.
References
1. Comenius J.A. Velikaya didaktika [Great Didactics]. Bratislava, SPN, 1991.
2. Lipset S., Bendix R. Social Mobility in Industrial Society. Berkeley, University of California Press, 1967. - 338 p.
3. Sorokin P.A. Social and Cultural Mobility. Available at: http://goo.gl/fZ4JsT (accessed: 02.02.2014).
4. Amirova L.A., Amirov, A.F. Razvitie kachestv mobil'noy lichnosti na etape doprofessional'noy sotsializatsii [Development of Properties of Mobile Person on Stage Pre-professional Socialization]. Ufa, Vagant Publ., 2011. 194 p.
5. Arakelova T.L. Vzaimnoe obuchenie kak uslovie razvitiya kognitivnoy mobil'nosti u budushchikh uchiteley. Avtoref. kand. diss. [Peer Education as a Condition of Cognitive Mobility of Future Teachers. Abstract of cand. diss.]. Ekaterinburg, 2006. 26 p.
6. Artyushenko A.O. [Personal Mobility and its Formation among Students in a Process of Physical Education in Secondary Schools]. Pedagogy, Psychology and Medical-Biological Problems of Physical Education and Sport, 2010, no. 5, pp. 6-9. (in Ukr.)
7. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of Identity Formation]. Moscow, MPSI Publ., 2001. 349 p.
8. Vitvitskaya L.A. [The Interaction of Subjects of Educational Process]. Bulletin of the Orenburg State University, 2005, vol. 1, no. 10, pp. 77-82. (in Russ.)
9. Gamezo M.V., Petrova E.A., Orlova L.M. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Age and Pedagogical Psychology]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2003. 512 p.
10. Zheltova S.G. Formirovanie poznavatel'noy mobil'nosti lichnosti v protsesse obucheniya [Formation of Cognitive Mobility of Person in a Learning Process]. Available at: http://goo.gl/XuiUvX (accessed 02.02.2014).
11. Kipina O.A. [Professional Mobility of Teacher]. Pedagogical Education and Science, 2009, no. 1, pp. 81-84. (in Russ.)
12. Kotmakova T.B. [Personal Mobility as a Fundamental Characteristic of Future Specialist]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. Sbornik materialov VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application. Material Collection of VII All-Russian Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, 2009, pp. 119-124. (in Russ.)
13. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya [Didactic Bases of Training Methods]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 186 p.
14. Likhachev B.T. Vospitatel'nye aspekty obucheniya [The Educational Aspects of Learning]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1982. 192 p.
15. Matyushkin A.M. [Psychological Structure, Dynamics and the Development of Cognitive Activity]. Questions of psychology, 1982, no. 4, pp. 5-17. (in Russ.)
16. Makhmutov M.I. Problemnoe obuchenie [Problem Teaching]. Moscow, Pedagogika Publ., 1975. 210 p.
17. Naydanova Yu.V. [Mobile Personality of a Student as a Scientific Concept]. Bulletin of the South Ural state University. Ser. Education. Pedagogy, 2014, vol. 6, no. 2, pp. 40-47. (in Russ.)
18. Nemov R.S. Psikhologiya: v 2 kn. Kn. 1. Obshchie osnovy psikhologii [Psychology: in 2 Books. Book 1. General Principles of Psychology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1994. 576 p.
19. Babanskiy Yu.K. (Ed.) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 608 p.
20. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 03.02.2006 g. № 21 "Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy ob osushchestvlenii funktsiy klassnogo rukovoditelya pedagogicheskimi rabotnikami gosudarstvennykh obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy sub"ektov Rossiyskoy Federatsii i munitsipal'nykh obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 03.02.2006 № 21 "On Approval of Guidelines on the Implementation of the Functions of the Class Teacher Teaching Staff of Public Educational Institutions of the Russian Federation and Municipal Educational Institutions"]. Available at: http://www. ed.gov.ru/files/materials/2239/prmo21.pdf (access 01.05.2015).
21. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Human Development]. Moscow, Mnemozina Publ., 2002. 416 p.
22. Serikov G.N. [Administrative Support for Education of Pupils]. Bulletin of the South Ural state University. Ser. Education. Pedagogy, 2010, iss. 8, no. 12 (188), pp. 49-58. (in Russ.)
23. Skatkin M.N. Sovershenstvovanie protsessa obucheniya [Improving the Process of Learning]. Moscow, Pedagogika Publ., 1971. 206 p.
24. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: Innovative Activity]. Moscow, Magistr Publ., 1997.
25. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of General Education]. Available at: http://goo.gl/FRp1rO (accessed 19.02.2014).
26. Shchukina G.I. Rol' deyatel'nosti v uchebnom protsesse [The Role of the Activities in the Learning Process]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986. 144 p.
Received 21 April 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Найданова, Ю.В. Воспитание мобильности личности школьников на основе принципа активности Я.А. Коменского / Ю.В. Найданова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. -Т. 7, № 3. - С. 68-74.
Naydanova Yu.V. Development of Schoolchidren Personalilty Mobility Based on the Principle of Activity by J.A. Comenius. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 3, pp. 68-74. (in Russ.)