ка, увлекающегося компьютерными играми агрессивного содержания, на социально значимые, социально одобряемые виды деятельности (в том числе игровой), формы и способы поведения.
«Замещение» реализуется посредством адекватной оценки изменений, произошедших в эмоциональной сфере ребенка, подвергшегося негативному влиянию игр с экранным насилием, с ориентацией на их коррекцию; вытеснение страхов в процессе включения ребенка в игровые программы социальной направленности; приобщение детей со страхами, вызванными компьютерными играми, к социально-значимой деятельности в условиях взаимодействия школы, семьи, учреждений дополнительного образования.
«Сопровождение» сводится к принятию личности ребенка со страхами, вызванными компьютерными играми; минимизации негативных последствий игровых компьютерных страхов; коррекции эмоционально-волевой сферы; снижении отчуждения ребенка, переориентации его интересов с игр-грез, игр наедине на игры, стимулирующие развитие субъектности ребенка.
Помня о том, что игра для ребенка - естественная среда его обитания, организация игровой среды должна ориентироваться на формирование у ребенка социально ценных качеств, норм и установок. Непременно важным, является тот факт, что взрослые должны организовы-
вать игру ребенка, ведь именно во взаимодействии взрослых и детей, педагогов и воспитанников осуществляется осознание ребенком своей принадлежности к общему делу, понимание меры собственного участия в общем деле, приобщение к социокультурному опыту.
Библиографический список
1. Репринцева Е.А. Педагогика игры: Теория. История. Практика. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2005. - 436 с.
2. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя // Основы социально-генетической психологии. - М.: Изд-во «Институт практической психологи»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
3. Смирнова Е.О. Радева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII. / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - 462 с.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Вла-дос, 1999. - 360 с.
5. Anderson C.A. and Bushman B.J. Meta-Analytic Review of Video-Game Violence: Iowa State University. - 2003. Режим доступа: http://www/ AAFP0rg/x30322.xml.
УДК 37(=811.221.18)
Р.Б. Годжиева
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ОСЕТИН
В центре внимания автора исследование воспитательного потенциала национального педагогического и историко-культурного опыта народа и поиск методов формирования менталитета толерантности у современной молодежи.
Ключевые слова: культура толерантности, духовные ценности, этнопедагогика, менталитет толерантности, межэтническая и межкультурная толерантность.
Воспитание толерантности (уважения и принятия такого феномена, как отличие людей в убеждениях, привычках, религиозных, политических, этических, культурных предпочтениях) ставится в ряд важнейших стратегических задач образования в XXI веке. Возросшая напряженность в человеческих взаимоотношениях, а также рост межкультурной, межэтнической и межконфессиональной нетер-
пимости во многом обусловили выбор данной стратегии.
В условиях социально-экономической нестабильности, когда старая система общественных отношений рушится, а новая еще не сформировалась, значительно возрастает роль национальной культуры в воспитании толерантности как компонента духовно-нравственной культуры личности. В основу такого воспитания следует поло-
© Р.Б. Годжиева, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
335
жить духовные ценности, содержащиеся, прежде всего, в национальной педагогике, отражающей менталитет и специфику образа жизни того или иного народа, складывающиеся веками традиции, верования, национально-этнические особенности, жизненные приоритеты и ценности. В этой связи возникает необходимость использования нравственно-воспитательного потенциала национальной культуры при формировании основных принципов толерантного поведения в сознании детей.
Выдающийся вклад в теорию воспитания толерантности и этнического образования внесли К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, П.И. Блонский, С.Т Шацкий и др. Особое значение в русле обозначенной проблемы имеют идеи К.Д. Ушинского о роли народного духа, народного творчества и педагогики для гармоничного развития личности, а также о роли национальной культуры, фольклора в просвещении народа.
Идеи о позитивном влиянии этнокультуры на новые поколения отразили в своих научных изысканиях Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, И. Ильин, И.В. Киреевский, В.О. Ключевский, И.С. Кон, Д.С. Лихачев, В.В. Розанов, ГИ. Успенский и др.
Важным элементом национальной культуры является этнопедагогика как наука о народном воспитании детей, раскрывающая совокупность способов средств и приемов, с помощью которых осуществляется приобщение подрастающего поколения к родному языку, традициям, обычаям, обрядам, ценностям народа. Научное изучение опыта народного воспитания, роль народных традиций в развитии педагогики толерантности представлено в работах В.Х. Арутюняна, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова и др.
Исследование традиционной системы воспитания осетин позволяет определить, что воспитание толерантной личности, одной из составных частей которого являлось воспитание межэтнической и межкультурной толерантности, осуществлялось с помощью целой системы средств, методов и приемов народного воспитания. К основным средствам воспитания в духе терпимости относились: устное народное творчество, национальный эпос, национальная религия, основой которой являлось монотеистическое учение о Боге, а также игра, труд, учёба. Основными методами воспитания толерантности в осетинской народной педагогике являлись: пример, убеж-
дение, приучение и упражнение, поощрение, а также наказание, испытание.
При формировании нравственных качеств молодого поколения осетины уделяли внимание воспитанию детей в духе гуманных отношений и взаимного уважения, вежливости и тактичности, уважительного отношения к старшим, к родителям, к женщине, воспитанию скромности, товарищества и коллективизма, честности и правдивости, терпения, настойчивости, упорства, смелости и мужества. Значительное внимание уделялось воспитанию толерантности (терпимости) по отношению к представителям иных народностей, этносов, культур. Это было крайне необходимо, потому что осетины издавна жили рядом с русскими, кабардинцами, чеченцами, ингушами, кумыками, сванами, с которыми поддерживали экономические, политические, культурные и родственные отношения, поэтому толерантность, прежде всего, являлась основой мира между соседствующими народами. При этом они перенимали друг у друга различные элементы материальной и духовной культуры, обычаев, традиций.
Традиции и обычаи имеют особое значение в воспитании у молодого поколения толерантности как одной из составляющих духовно-нравственной культуры личности. Необходимо отметить, что традиции и обычаи осетин имеют истоки своего происхождения в национальной религии. Религия в особенности имеет уникальные возможности в формировании ненасильственного отношения к миру. Таким образом, обычаи, традиции и ритуалы, выступая в качестве важных средств передачи этнических ценностей культуры, религии, включая традиции национальной духовности, составляют социальный регулятор нравственного поведения. Можно утверждать, что традиции, обычаи и их составляющие в контексте современных социальных отношений выступают как факторы, влияющие на эффективность всей системы воспитания культуры толерантности у детей.
Как утверждает в своем исследовании традиций и обычаев осетин. Х.К. Цаллаев [7, с. 34] вся жизнь традиционного осетина была основана на прочном фундаменте нравственных вековых законов и традиций, называемых - «ирон жгъда-уттж» (осет.) Высокая нравственность осетина предполагала знание горского этикета, который включал в себя законы: гостеприимства, почитания старших, уважительное отношение к женщине, младшему.
В обычае гостеприимства наиболее отчетливо представлен принцип толерантного поведения осетин по отношению к представителям иных этносов и культур. В сборнике записей известных ученых, путешествовавших по Северному Кавказу «Осетины глазами русских и иностранных путешественников», говорится о гостеприимстве, как об одном из нравственных стержневых качеств осетин: «Горцы жили в неимоверно трудных экономических условиях в бесплодных горных ущельях Главного Кавказского хребта, с трудом сводили концы с концами. И даже при этих условиях неукоснительно соблюдали обычай гостеприимства, унаследованный ими от далеких предков, рассматривая его как закон, нарушение коего кем бы то ни было, строго осуждалось общественным мнением. Обычай гостеприимства характеризуется высокой гуманностью и человечностью, содержит в себе элементы общечеловеческих, нравственных установлений, что обуславливает его долговечность» [4, с. 38].
Ценные сведения о гостеприимстве осетин, оставил немецкий ученый, лингвист-ориенталист Клапрот. «Осетины, - писал он, - имеют подобно другим народам Кавказа очень большое уважение к законам гостеприимства, которые редко нарушаются» [4, с. 127]. Наиболее подробное описание обычаев гостеприимства встречается у известного этнолога К. Коха. «У осетин, - писал он, - в значительной степени развито чувство гостеприимства, человек, принятый семьей, рассматривается этой последней как ее член» [4, с. 222]. «Осетин, - писал Кох, - скорее проведет много времени в страшной нужде, чем будет упрекать себя в том, что плохо угостил своего гостя». Об этом же свидетельствует известный русский ученый В.Ф. Миллер. «Гостеприимство, -писал он, - составляет до сих пор выдающуюся черту осетин; с большой искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Кто бы ни был - чужестранец ли, представитель своей или другой этнической группы, знакомый или незнакомый -все равно отношение к нему было искреннее и доброжелательное, без фальши, так как гостеприимство рассматривалось как высшая добродетель» [3, с. 324].
Кодекс аланской чести, зафиксированный в древних исторических источниках, о котором, в частности, говорит в своей работе В.А. Кузнецова [2, с. 44], гласил: «Никогда не оскорбляй ни-
чьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ - это дар божий». О том же писал в своих собраниях сочинений известный осетинский поэт-просветитель К. Хетагуров. «Гость -божий гость», - говорят осетины [8, с. 269].
Вполне очевидно, что национальные системы воспитания духовности имеют четко выраженные особенности, определяемые различиями в культуре, психическими особенностями этноса, его национальными интересами, ценностями, этнической самооценкой и сознанием тождественности со своим этносом. В связи с этим в разработке национального компонента содержания воспитания толерантности необходимо учитывать и такой фактор, как этническое самосознание, ментальность народа.
Этническое самосознание как целостное образование и совокупность его структурных элементов является предметом анализа в работах: Р.Г. Абдулатипова, А.В. Авксентьева, А.Г. Агаева, С.А. Арутюнова, С.М. Арутюняна, Ю.В Ару-тюняна, Л.О. Бороноева, В.В. Браницкого, Ю.В. Бромлея, С.И. Брук, Г. Д. Гачева, С.М. Дан-занова, А.Р. Джендубаева, Л.М. Дробижевой, Л.Г. Заурбекова, С.З. Канаева, М.Э. Когана, В.И. Кукушкина, Ю.И. Мкртумяна, А.Г. Осипова, П.С. Шпак, В.А. Ядова и др. Развитие здорового национального самосознания достигается, в первую очередь посредством приобщения к культуре, ценностям, истории своего народа. Прежде всего, личность, обладающая здоровым этническим самосознанием, владеющая знаниями о родной культуре, духовно-нравственных ценностях, истории способна проявлять уважение и терпимость по отношению к другим культурам, народам и нациям. При этом, как нам кажется, важно помнить истинную роль и назначение понятия «национального самосознание», которое верно определяет великий гуманист и просветитель XX века Николай Рерих: «Упоминая нацию, мы должны безболезненно определить, что есть национализм. Если это какое-то понятие, связанное с человеконенавистничеством, оно будет попросту вредно и должно подлежать уничтожению, как и всякая ненависть, злоба, самость и невежество. Пусть не только личная душа, но и великий коллектив души народной выражает свое лучшее, свое самое ценное, возвышенное и прекрасное. Если это выражение будет действительно прекрасным и возвышенным, то и всякие недопустимые в своей ограниченности понятия, вроде шовиниз-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
337
ма, не найдут себе места в этом очищенном мощном хоре истинного прогресса» [5, с. 14].
Таким образом, анализ системы воспитания культуры толерантности в народной педагогике осетин позволяет определить следующие направления:
- воспитание межкультурной и межэтнической, межконфессиональной терпимости;
- воспитание в духе уважения и понимания по отношению к представителям иных народностей и религий и культур;
- принятие и уважение личностью иных взглядов, мнений, а также форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Формирование толерантного сознания у детей предполагало в народной педагогике осетин развитие следующих готовностей:
- терпимость к культуре личности, социума, этноса;
- умение не осуждать других, а стремиться понять их;
- демонстрация уважения, расположения к другому;
- способность к сопереживанию.
При этом подчеркнем, что главной целью современного национального образования должно стать формирование поликультурной личности, самоидентификация которой носит открытый, не изоляционистский характер. В этом смысле утверждение толерантности является безусловной ценностью, неотъемлемым свойством внутренней культуры каждой личности.
Воспитание детей на основе духовных и нравственных ценностей национальной педагогики и культуры способствует поликультурной адаптации, формирование которой основано:
- на развитии форм и приемов продуктивного, позитивного взаимодействия личности с людьми, как своей культуры, так и других культур;
- на внутренней трансформации сознания индивида, позволяющей выйти за пределы своей культуры и обогатить себя потенциалом других культур.
Таким образом, национальная культура является основой формирования культуры толерантности личности, обладающей знаниями родной культуры и способной, через осознание своих культурных корней, к принятию других существующих культур. В «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 г. ООН, отражен ис-
торико-культурный опыт народа по воспитанию личности в духе толерантности, где указывается «Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».
В контексте актуализации проблемы воспитания толерантности у молодежи начала XXI века, крайне важной представляется необходимость обращения к тем традициям и обычаям, которые длительное время успешно использовались как инструмент педагогического воздействия в образовательной реальности прошлого. Поэтому важно сохранить специфику национальных традиций в образовании, обращаясь, прежде всего, к классическому, духовному наследию человечества, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которого должно стать воспитание толерантности.
Библиографический список
1. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - .№7. - С. 3-12.
2. КузнецоваВ.А. Очерки истории алан. - Владикавказ: Ир, 1984. - 303 с.
3. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Ч. 1-3. -Владикавказ: Изд-во СОИГСИ, 1992. - 713 с.
4. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XШ-XIX вв.) / Под ред. Б.А. Калоева. - Орджоникидзе: Изд-во СОНИИ, 1976. - 318 с.
5. Рерих Н.К. Звучание народов // Осетия. -Париж. - 1933. - №2. - С. 14.
6. Солнцев Н.В. Традиции как специфические общественные явления // О методологических проблемах общественных наук: Науч. сб. / Под ред. И.И. Матвеенкова. - Новосибирск: Наука, 1969. - С. 58-69.
7. ЦаллаевХ.К. Традиции и обычаи осетин. -Владикавказ: Ир, 1993. - С. 34.
8.ХетагуровК.Л. Собр. соч. В 3-х т. Т. 2. - М.: Изд-во Хуцож. лит-ра, 1974. - С. 269.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 528.
10. Декларация принципов терпимости, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 октября 1995 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ russian/documen/dedarat/1990-1999.htm.