ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Е. В. Сергеева (Ульяновское высшее военно-техническое училище)
В статье представлена модель воспитания культуры межнационального общения у будущих офицеров, разработанная на базе положений педагогики межнационального общения, раскрыты ее основные структурные компоненты.
Ключевыге слова: культура межнационального общения; этническая толерантность; морально-психологическая обстановка; педагогическое моделирование; профессиональная деятельность.
Исторически сложилось так, что состав современных российских вооруженных сил многонационален и проблема интернационального воспитания военнослужащих стоит достаточно остро. Она порождает необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в воинском коллективе, развитию этнической толерантности военнослужащего, воспитанию культуры межнационального общения. В первую очередь проблема должна найти свое решение в отношении будущих офицеров в условиях военного вуза. Именно офицерское звено, являясь элитарной составляющей армии, призвано и способно оказывать непосредственное и наиболее действенное влияние на морально-психологическую обстановку в различных воинских подразделениях. Согласно квалификационным требованиям выпускник военного вуза должен обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами разных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев.
С учетом вышесказанного мы считаем актуальной разработку исходных положений модели формирования культуры межнационального общения и этнической толерантности курсантов военного вуза на базе достижений современной педагогики. При этом этническая толерантность рассматривается нами как доминанта культуры межнациональных
отношений, а уровень ее сформирован-ности — как ведущий интегрирующий критерий определения уровня ее развития. Основополагающими при разработке модели стали принципы научнности, системности, культуросообразности и др.
В педагогическом процессе культура межнационального общения, субъектом которой являются будущие офицеры, выступает как способ существования и форма выражения их личностной культуры, обусловленной влияниями культурной среды, где значительную роль играет целенаправленная педагогическая деятельность. Реализоваться она должна в целостном педагогическом процессе воспитания культуры межнационального общения у курсантов военного вуза, модель которого представлена на рисунке. При ее разработке нами изучены различные подходы к моделированию процессов в педагогике: теоретические основы и практическая реализация педагогического моделирования (Е. А. Ямбург), методы исследования педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина), дидактические основы моделирования в педагогике (И. Я. Лернер, В. Э. Штейнберг), теория педагогического проектирования (В. М. Монахов). Модель представляет собой систему, состоящую из цели, методов, факторов, этапов, результата исследуемого процесса.
Что касается поиска путей и средств воспитания культуры межнационального общения, то большинство исследователей опирается на классическое положе-
© Сергеева Е. В., 2009
Методы и формы деятельности Культура социально- Информационная Проектирование воспитательных
в условиях многонациональ- педагогического взаимодействия культура будущего программ на основе модульноного воинского коллектива |—| подчиненного и офицера _ офицера _ компетентностного подхода
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
целостный педагогическим процесс воспитания культуры межнационального общения в военном вузе
Цель: воспитать компетентного офицера, владеющего способами самопознания и самовоспитания этнотолерантности и культуры межнационального общения, способного передать этот инструментарий другому
Закономерности:
— профессионализм и компетентность будущего офицера зависят от уровня развития этнотолерантности личности, а также КМО;
— этнотолерантность, КМО развиваются эффективно, если их воспитание перерастает в самовоспитание;
— обучение воспитывающее
Принципы:
научности, системности, культуросообразности, целеполагания, модульности, демократизации, координации и динамизма, гуманизации, сознательности, активности, оптимального сочетания общих, групповых, индивидуальных форм организации учебновоспитательного процесса
Компоненты: познавательный, эмоционально-оценочный, поведенческий Факторы : социальные, педагогические, социально-педагогические, психологопедагогические
I
Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, целенаправленная беседа, поощрение, гуманитарные технологии, дискуссия, диалог, дебаты, личностно ориентированные методики
Этапы: диагностический, содержательно-операциональный, результативнооценочный
Критерии и показатели воспитания культуры межнационального общения:
морально-ценностные и нормативно-поведенческие
Педагогические условия: разработаны сущностные характеристики понятий «этнотолерантность», «культура межнационального общения», гуманитарные технологии, обеспечивающие личностно-деятельностный характер воспитания этнотолерантности и культуры межнационального общения
Результат: компетентный офицер-выпускник, готовый к непрерывному самопознанию и самовоспитанию этнотолерантности и повышению уровня культуры межнационального общения, способный передать этот инструментарий другому
Модульно-компетентностная модель процесса воспитания этнотолерантности и культуры межнационального общения курсанта военного вуза
111!111Й1И1!Ш № 3,
ние, сформулированное Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. В. Петровским, С. Л. Рубинштейном, о единстве и взаимосвязи всех сторон духовной жизни человека — разума, чувств и действий [1—3]. Из него следует, что формирование культуры межнационального общения как интегративного личностного качества происходит в результате реализации трех основных структурных компонентов: познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого. Познавательный компонент включает в себя представления о составных частях и характеристиках, раскрывающих сущность понятия «культура межнационального общения»; о культуре своего народа; об особенностях национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и др.) и проблемах их развития; о теоретических основах межнационального общения, общепризнанных нормах и правилах поведения при взаимодействии людей различных национальностей и др. Эмоционально-оценочный компонент объединяет в себе эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, аффектах, оценочных суждениях. Поведенческий компонент состоит из действий и поступков по отношению к людям другой национальности, характеризующихся либо доброжелательностью и тактичностью, либо формализмом, безучастием, пренебрежительностью.
Среди критериев культуры межнационального общения выделяются:
а) морально-ценностные: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми; понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизация общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной гордости за принадлежность к человеческому роду; чувство дружбы между народами страны проживания, единой семьи человеческой; забота о судьбах «малой» родины, большой родины, всей планеты Земля; понимание не-
обходимости трудиться на благо своего этноса, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа и страны проживания, к мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности, а также к любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе — отказ от привычки различать людей по национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению культурой межнационального общения;
б) нормативно-поведенческие: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей различных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму; навыки общения в многонациональном воинском коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма.
Основными факторами формирования культуры межнационального общения курсантов являются социальные, педа-
ИНТЕГРАЦИЯ
гогические, социально-педагогические и психолого-педагогические.
Социальные факторы выступают как совокупность материальных и духовных сил общества, обеспечивающих его прогрессивное и поступательное развитие. Для того чтобы социальные факторы в полной мере способствовали профессиональной и мировоззренческой подготовке будущих офицеров, необходимы соответствующие социальные условия в области экономики и национальной политики страны, в том числе непосредственно касающиеся армии, сочетающиеся с уважением к культуре, языку, традициям, обычаям всех народов.
Педагогические факторы включают в себя педагогический процесс с культурно-национальной направленностью, общественно-практическую и научноисследовательскую работу курсантов, ориентированную на изучение социальных процессов, включая межнациональные отношения. Педагогический процесс выполняет информационные, организационные, ориентировочные, коммуникативные функции, способствующие становлению будущего офицера как интернационалиста.
Социально-педагогические факторы являются связующим звеном между общественной жизнью и педагогическим процессом. Социальные и социально-педагогические факторы связаны с общественно-практической, служебно-профессиональной и учебной деятельностью. Их использование определяется предъявлением курсантам требований современных вооруженных сил, которые нуждаются в специалистах нового типа, обладающих способностью работать в меняющихся условиях и имеющих широкую эрудицию, владеющих культурой межнационального общения, умеющих творчески применять знания и делать самостоятельный выбор при решении задач; самостоятельно пополнять знания и реализовать их.
Психолого-педагогические факторы — это внутреннее состояние учащихся, участников педагогического процес-
са, их установки, интересы, мотивы, потребности. Культура межнационального общения формируется на основе взаимодействия трех ведущих психологических факторов: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностно-практического. В процессе формирования культуры межнационального общения интеллектуальный фактор выступает в виде индивидуальной познавательной деятельности курсантов, эмоционально-волевой — как отношение к людям разных национальностей, социальной действительности, профессиональной деятельности. Деятельностно-практический фактор проявляется в учебно-познавательной, общественно-практической деятельности, формальном и неформальном общении.
При реализации воспитательных программ на основе модульно-компетентно-стного подхода воспитательная деятельность должна быть приоритетно направлена на реализацию следующих функций:
— изучение личности курсантов, их индивидуальных и национальных особенностей путем наблюдений за характером складывающихся взаимоотношений, за проявлением ими позитивных и негативных качеств; исходя из этого намечаются цели, задачи, планируется предстоящая работа;
— подготовка будущих офицеров к межнациональному взаимодействию в условиях реализации профессиональной деятельности (осмысление сущности воспитательной деятельности через воздействие на национальное сознание обучающихся);
— реализация учащимися целей воспитания культуры межнационального общения, углубление знаний, утверждение интернационалистических чувств и самостоятельных оценочных суждений, проявление воли не с помощью педагогических воздействий, а под влиянием взаимодействия и собственных усилий;
— контроль, анализ и коррекция педагогических действий через направленное наблюдение за поведением курсантов в многонациональном воинском кол-
№ 3, 2009
лективе и выявление причин нетактичного отношения друг к другу;
— совершенствование процесса воспитания новых и традиционных форм и методов, направленных на выявление более действенных принципов формирования навыков и умений межнационального общения;
— создание педагогических условий, в которых внутренние и внешние параметры жизнедеятельности курсантов взаимосвязаны, представляются оптимально ориентированными на новые реалии российской армии и общества в целом. В них необходимо сочетать прогрессивные педагогические технологии с опытом конфессионального воспитания.
Прогнозируемым результатом (за счет внедрения комплекса педагогиче-
ских условий) является компетентный офицер-выпускник, готовый к непрерывному самопознанию и самовоспитанию этнотолерантности и повышению уровня культуры межнационального общения с целью использования их в своей профессиональной деятельности, способный передать этот инструментарий другому.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонтьев, А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. — М. : Педагогика, 1983. — С. 251 — 261.
2. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив // А. В. Петровский. — М. : Политиздат, 1982. — 252 с.
3. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — 328 с.
Поступила 03.04.09.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ
Е. Е. Соломин (Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет)
В статье анализируются различные подходы к проблеме совершенствования волевых качеств студентов технического вуза. Рассматриваются возможности развития воли и волевых качеств личности через самовоспитание посредством занятия боксом.
Ключевыге слова: волевые качества; технический университет; динамическая модель компетентного выпускника; бокс.
Важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой в стране социально-экономической реформы, является кадровый потенциал. Возможности реализации программы структурной перестройки экономики, конверсии, расширения производства и формирования рыночных отношений, повышения эффективности и производительности труда формируют и совершенствуют качественные и количественные характеристики рабочей силы.
В последние годы в высшей профессиональной школе ускоряются процессы
© Саламин Е. Е., 2009
реорганизации, развития и совершенствования: идет работа над образовательными стандартами, изменяются структура и спектр специальностей, появляются альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и ранее, основное внимание уделяется усвоению студентами запаса академических знаний [2]. Задачи овладения практическими навыками работы в условиях меняющейся социально-экономической ситуации, совершенствования профессионально важных, в том числе волевых, качеств рассматриваются в гораздо меньшей сте-